Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции Агасиева Эльшана Азиз кызы

Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции
<
Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Агасиева Эльшана Азиз кызы. Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции : ил РГБ ОД 61:85-9/103

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Социально-экономические детерминанты и идео логическая направленность модернизации ислама в современной турции ... 18

1. Обусловленность модернизации ислама объективными процессами, происходящими в сферах

социально-экономических и классовых отношений современной Турции 18

2. Основная направленность модернизации ислама Турции в свете современной идеологической борьбы 44

3. Связь модернизации ислама в-'ЗРррции с развитием науки и научно-технической революциигносеологический и идеологический аспекты проблемы 63

ГЛАВА II. Модернизация ислама и проблема человека 101

1. Критика богословско-теологических и собственно-исламских модернистских концепций человека 101

2. Модернизация ислама и проблема человеческой деятельности 119

3. Проблема человеческих взаимоотношений и человеческих потребностей (методологическийи социально-идеологический аспекты) 138

Заключение 164

Список использованной литературы 173

Введение к работе

В условиях идеологического противоборства двух социальных систем идет острая, непримиримая борьба между марксистско-ленинской и буржуазной идеологиями. В центре этой борьбы стоит человек. По существу идет битва за умы и сердца людей. Приемы и методы в этой битве различны. Марксистско-ленинская идеология, как научная идеология, адекватно отражает мир и тем самым нацеливает людей на истину, исходит из объективных закономерностей развития общества. Научный атеизм способствует пробуждению народных масс "от религиозного сна", мобилизует людей на решение революционно-практических задач. Учитывая, что огромные массы людей в странах капитализма еще продолжают находиться в плену у религиозных предрассудков, буржуазная идеология делает особую ставку на религию. Если же иметь в виду особенности классовой борьбы и политических процессов в различных регионах мира в последние годы, то нельзя не учитывать, какое значение придается роли ислама в этих процессах, какие возлагаются на него надежды. Стало быть, научная критика ислама, в частности, модернизация его имеет прежде всего идеологическое значение.

Актуальность проблемы. ХХУІ съезд КПСС поставил перед общественными науками весьма ответственную, в то же время почетную задачу, суть которой заключается в том, чтобы вести последовательную, целенаправленную борьбу против буржуазной идеологии, антикоммунизма и реформизма, всесторонне исследовать и обобщать происходящие в современном мире идеологические и социально-политические процессы, воспитывать советских людей в духе классовой непримиримости ко всем проявлениям буржуазного образа жизни

Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.45, с.26.

- 4 -и религиозного мракобесия. "Идет напряженная, поистине глобальная борьба двух идеологий , - так четко сформулировал общую идеологическую ситуацию в современном мире товарищ К.У.Черненко на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. В этой глобальной борьбе двух идеологий отношение к религии, в частности к исламу, имеет существенное значение. "Модернизация религии усложняет борьбу с религиозной идеологией. Непрерывное обновление религиозных доктрин, относительно быстрая реакция теологии на происходящие в сознании верущих изменения требуют от пропагандистов атеизма

более глубокого и всестороннего подхода к анализу происходящих

сдвигов" . Модернизация ислама является выражением кризиса религиозного сознания, направлена на упрочение регулятивных функций религии, служит интересам экономически и политически господствующих классов стран мусульманского Востока. Поэтому выявление идеологической направленности модернизации ислама в такой стране, как Турция, изучение соотношения общего и специфического в модернизации этой религии, и как результат всего этого разработка хорошо продуманной, учитывающей исторические особенности, расстановку классовых сил и внешнеполитическую социально-культурную и экономическую ориентацию этой страны контрпропаганды -все это актуальная потребность.

Марксизм-ленинизм учит, что ни одно явление, ни один процесс, происходящий в той или иной области общественной жизни, нельзя отрывать и рассматривать изолированно от других явлений и процессов внутреннего и внешнего порядков, имеющих место не только, например, в данном регионе или в какой-либо отдельно

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983г.
М.: Политиздат, 1983, с.29.

2 Новиков М.П. Современный религиозный модернизм. "Знание",

*я Т^Л Ч» ТЛУ"!*"* <*. *— л * * * Л, W

№ 10, М., 1973, с.56.

- 5 -взятой стране, но и в других регионах и странах, или же во всем мире. Разумеется, это в каждом случае определяется конкретным характером процесса или явления. С этой точки зрения большое идеологическое и политическое значение имеет изучение различных аспектов ислама, роль которого в идейно-политической и духовной жизни стран Ближнего и Среднего Востока в последние годы стала более заметной. Глубокий анализ этих явлений и процессов, усилившихся в странах мусульманского Востока в последние годы, особенно в связи с иранскими событиями, четкое обоснование позиций коммунистов по отношению к участвующим в них социальным силам, а также нашей идейно-теоретической работы даны в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУІ съезду партии, где говорится, что ив некоторых странах Востока за последние годы активно выдвигаются исламские лозунги. Мы, коммунисты, с уважением относимся к религиозным убеждениям людей, исповедующих ислам, как и другие религии. Главное в том, какие цели преследуют силы, провозглашающие те или иные лозунги. Под знаменем ислама может развертываться освободительная борьба. Об этом свидетельствует опыт истории, в том числе и самый недавний. Но он же говорит, что исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Все дело, следовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения" .

Однако анализ объективного содержания современных процессов в исламском мире может быть более эффективным в том случае, если исследование осуществляется не с позиций общих рассуждений, а конкретно, с выделением каких-то относительно узких аспектов этой большой проблемы и с ограничением локальных границ объекта исследования. Более того, сегодня, как никогда, важно выявить

Материалы ХХУТ съезда КПСС. М., 1981, стр.13.

не только собственные позиции и установки ислама, но и то. какие социальные силы, с каких позиций и в чьих интересах используют положения и принципы этой религии, каковы их приемы и методы и что представляет собой модернизированный, модифицированный ислам? В постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" партийным комитетам предложено "разработать и осуществить конкретные меры по усилению атеистического воспитания. Повысить ответственность коммунистов и комсомольцев в борьбе с религиозными предрассудками" . Реализация идей, заложенных в постановлении ЦК КПСС, названном на ХХУТ съезде партии "документом долговременного действия" будет способствовать повышению эффективности атеистической работы в регионах распространения ислама.

Философско-методологический анализ сущности и направленности модернизации ислама в современной Турции имеет актуальное значение по следующим обстоятельствам. Во-первых, с учетом проделанной советскими философами, социологами и историками работы в деле изучения модернизации ислама в З^грции и в соответствии с задачами современной идеологической борьбы ощущается острая потребность в философских исследованиях, посвященных изучению изменения тактики модернизации этой религии и способов ее фшюсофс-ко-социологического обоснования. Это позволит глубже вскрыть классовую направленность и мировоззренческие основы модернизации ислама.

Во-вторых, модернизация ислама в современной Турции имеет ряд общих, сходных черт с модернизацией: а) всех других мировых религий; б) этой же религии (ислама) в других странах мусульман-

"О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года,

С * Хм.

- 7 -ского Востока. В то же время в деятельности турецких модернизаторов ислама явно отражаются противоречия этой страны. С этой точки зрения изучение соотношения общего и специфического в модернизации ислама в современной Турции актуально для раскрытия объективных предпосылок ее, которые в разных временных и пространственных измерениях фуніщионируют не в одинаковом объеме.

В-третьих, цель всякой религии - воздействие на умы и сердца людей. Модернизаторы ислама в Ту$щш эту цель реализуют по-разному. Притом, расхождения в их тактических приемах обнаруживаются более всего в интерпретациях роли и функций науки, НТР, культуры, проблем человека, человеческих взаимоотношений и потребностей. Относительное единство общих целей и существенные расхождения в интерпретации одних и тех же социальных явлений -яркое свидетельство методологической несостоятельности современных турецких исламских модернистских концепций. Поэтому критический, основанный на марксистско-ленинской методологии, анализ этих расхождений исламских модернистских концепций органически вписывается в задачи современной идеологической борьбы, основные направления которой четко определены ХХУТ съездом КПСС и июньским (1983 года) Пленумом ЦК КПСС, отметившим: "Нам нужна

хорошо продуманная единая система контрпропаганды - динамичная

и эффективная" .

Степень изученности проблемы. Роль, место и функции ислама в современном мире, в духовной жизни народов многих стран, в ценностной ориентации, нравственных установках и психологических качествах людей - все это давно привлекает внимание филосо-

* Поскольку в литературе равнозначно употребляются понятия: "модернизаторы" и "модернисты", то мы также пользуемся и тем, и другим, интуитивно руководствуясь принципом целесообразности.

2 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года, с.7.

фов, социологов, историков, представителей других гуманитарных дисциплин. Работы, посвященные изучешпо различных аспектов ислама, можно в первом приближении разделить на три группы. Первая группа работ посвящена изучению состояния, роли и функции ислама в истории и современном мире .

В этих работах изучены тенденции приноравливания ислама к духовным и политическим запросам трудящихся в разные эпохи, раскрыт механизм воздействия исламских принципов на психологию и духовную жизнь народов стран мусульманского Востока, исчерпывающе показана реакционная сущность, антигуманная и антикоммунистическая направленность этой религии.

Вторая группа - это работы, в которых на фактическом и историческом материале, с позиций марксизма-ленинизма анализируются различные стороны негативной роли ислама в СССР, соответ-ственно формы и методы борьбы с пережитками этой религии . Зна-

К ним относятся исследования следующих авторов: Бартольд В.В. Ислам 1918 г.; Гордлевский В.А. Очерки по новой османской литературе. Избр.соч., М., I960; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978; его же. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М., "Знание", JS 10, 1982; Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М.-Л., 1956-1957; Мчедлов И.И. Религия: модернизация позиции в изменяющемся мире. Религии Мира. Ежегодник. М., 1982; Примаков Е.М. Ислам и общественное развитие зарубежного Востока. Религии Мира. Ежегодник. М., 1982; Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX в.в. М., 1982; а также коллективные труды: Религия и общественная мысль стран Востока. М., 1974; Зарубежный Восток и современность. т.З, М.д 1980; Ближний и Средний Восток. Экономика и история. М., 1983; Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. М., 1983; Турция. История, экономика, политика. М., 1984 и др.

Это труды следующих авторов: Аширов Н.А. Мусульманская проповедь. М., 1978; Вагабов М.В. Ислам и семья, м., 1980: Гаджиев См. Пути преодоления идеологии ислама. Махачкала, 1963; Джа-лилов м.Ф. Труд и религия ислама (на азерб.языке). Баку,197I; Кочарли Ф.К. Задачи атеистического воспитания в современных условиях. В кн.: "Вопросы атеизма" (на азерб.языке). Б.,1975; Мамедова М.Д. Ислам и современная идеологическая борьба. Баку, 1983; Махмудов П.Г. Атеизм и религия. Б., 1973 (на азерб.языке); Мехтиев М.Ф. Социально-политическая сущность идеологии ислама в современности. Автореферат канд.дисс. Б., 1974; Мус-тафаев Г.И. Исламская идеология в начале XX века и ее критика. Б., 1973 (на азерб.языке); Саттаров М.М. Модернизм в исламской религии. Б., 1971.

чение этих работ для исследования избранной темы состоит в том, что в них, во-первых, разработаны методологические проблемы, связанные с анализом сущности, функций и негативной роли ислама в духовной жизни народов, в строительстве новой жизни и в формировании нового образа жизни; во-вторых, показаны особенности, цели, идеологические и психологические аспекты модернизации ислама в СССР. Разумеется, все это является важным теоретико-методологическим подспорьем для изучения смысла, целей и задач модернизации ислама в странах зарубежного Востока, в частности, в Турции.

Наконец, третья группа работ непосредственно посвящена изучению тех или иных аспектов ислама в Турции . В них доминируют исторический и философско-социологический аспекты анализа модернизации ислама в Турции, раскрывается соотношение традиционализма и реформизма, анализируются социально-классовые и политические мотивы кемалистских реформ в области религии, рассматривается ряд философских и социологических вопросов новой интерпретации отношения ислама к науке, культуре, образованию. Особенностью этих работ является текстологический анализ турецких модернистских концепций, выявление противоречий в лагере модернизаторов ислама, осмысление модернизации ислама в соответствии со спецификой политической борьбы в Турции в разные периоды

К ним, в первую очередь, следует отнести работы следующих авторов: Ализаде А.И. Борьба с идеологией ислама в современной Турции. "Ученые записки" АТУ им.С.М.Кирова $ 3, 1967; Бекир Ю.

Влияние ислама на сощально-политическую жизнь республиканской Турции. Автореф. канд.дисс. М., 1973; Гасанова Э.Ю. Идеология

буржуазного национализма в Турции. Б., 1966; ее же. Ислам и принцип лаицизма в современной Турции. В кн.: Религия и общественная мысль стран Востока. М.,1974; Иванова И.И. Ислам в политической жизни ї^рции (1950-1980 гг.). В кн.: Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. М., 1983, с.130-139; іУстамов Ю.И. Современная турецкая буржуазная социология. Б., 1967; его же. Ислам и общественная мысль современной Турции. Б., 1980; Фадеева И.Л. Ислам в общественно-политической жизни современной Турции. В кн.: Турция, история, экономика, политика. М., 1984, с.63-76.

- 10 -после кемалистов. В этой связи следует подчеркнуть, что в деле изучения социально-политической истории Турции в новое и новейшее время значителен вклад видного советского историка А.Ф.Миллера. Его работы дают общее представление об использовании политическими партиями Турции ислама в реализации своих целей, а также посвящены изучению младотурецкой революции, формированию политических взглядов Мустафы Кемаля Ататюрка, становлению Турецкой Республики .

В работах Ю.И.Рустамова, в частности, в его монографии "Ислам и общественная мысль современной І^урции" рассматривается ряд философских аспектов реформации ислама, показано место ислама в общественно-политической и философской мысли Турции в конце XIX - первой четверти XX века, исследованы концепции ряда модернистов по вопросам отношения ислама к науке и культуре. Учитывая это, соискатель стремился сосредоточить свое внимание, во-первых, на малоисследованных аспектах названных проблем; во-вторых, преимущественно дать критический анализ концепций тех модернистов, которые до этого почти не были предметом анализа советских философов и социологов.

В работах Э.Ю.Гасановой изучается идеология буржуазного национализма в Т^грции, раскрываются социальные аспекты ислама в связи с распространением принципов лаицизма.

Таким образом, соискатель начал свое исследование, как говорится, не с нуля. Исследования советских философов, социологов, историков и экономистов воспроизводят в целом верную картину социально-политической, экономической и духовной жизни современной Турции. Не имея ясного представления об этой картине, разумеется, невозможно было ставить и решать те вопросы, которые

Миллер А.Ф. Турция. Актуальные проблемы новой и новейшей истории. М., 1983, стр.19-142.

- II -

сформулированы в названиях глав и параграфов настоящей диссертации. Вместе с тем, еще недостаточно изучена, на наш взгляд, связь модернизации ислама в Турции с противоречиями в сферах социально-экономических и классовых отношений. Малоисследованным является вопрос об идеологической направленности модернизации ислама, о ее связи с особенностями классовой борьбы: а) внутри турецкого общества; б) в целом в мире капитала.

Вопрос об отношении ислама к науке и культуре не новый. В литературе он исследован достаточно полно. Но смещение аспектов в концепциях турецких модернизаторов ислама в связи с повсеместным развертыванием научно-технической революции в философско-методологическом плане исследован недостаточно.

Проблема человека, вопросы человеческих взаимоотношений и человеческих потребностей в русле концепций турецких модернизаторов ислама до сих пор также не были предметом специального критического анализа. Данная диссертационная работа как раз выполнена с учетом этих пробелов и малоисследованных вопросов.

Целью исследования является: а) анализ общего и специфического в модернизации ислама в Турции и других странах мусульманского Востока и показ на этой основе идеологической направленности этого процесса; б) выявление параметров совпадения и несовпадения позиций традиционного ислама и современных модернистских концепций по таким вопросам, как роль науки в материальной и духовной сферах жизни людей, происхождение человека, возможности и границы его познавательной деятельности, человеческие взаимоотношения и потребности; в) показ методологической несостоятельности и мировоззренческой ограниченности модернистских приемов "снятия" противоречия между наукой и религией ислама, критический анализ богословско-теологических интерпретаций социальных функций современной научно-технической революции;

- 12 -г) наконец, в строгом соответствии с задачей комплексной разработки всесторонне продуманной системы контрпропаганды выработка практических рекомендаций*

Научная новизна исследования. В диссертации впервые в нашей литературе:

проводится сравнительный анализ собственно исламских и турецких модернистских концепций проблем человека, человеческих отношений, потребностей и способов их удовлетворения;

предпринимается попытка путем сопоставления позиций наиболее реакционных (Н.Зрбакан, А.Туркеш), тяготеющих то к одной крайности, то к другой (Де.Сена, А.Ф.Башгиль, И.Кафесоглу) и относительно прогрессивных (Н.Арат, А.Ф.Чихан, А.Щцжекок) модернизаторов ислама в Турции выявить социально-экономические, политические и идейно-мировоззренческие предпосылки отсутствия единства и социально приемлемой ориентированности по таким вопросам, как сущность и направленность социального прогресса, место науки в жизни человека, пути постижения нравственной зрелости общества и личности и др.;

исследуется соотношение общего и специфического в модернизации ислама в современной Турции и в соответствии с этим делаются выводы в плане выработки научно продуманной системы контрпропаганды;

проводится разграничение между традиционно исламским "веровательным" пониманием науки и знания и современными модернистскими интерпретациями этих феноменов;

анализ отношения ислама к науке дополняется введением в эту систему третьего элемента - научно-технической революции;

путем изучения концепций "исламской экономики", "исламского социализма", "исламской культуры" и др. выявляются основные линии смыкания турецких модернистских исламских концепций с

- ІЗ -

современным восточным антикоммунизмом.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились произведения классиков марксизма-ленинизма, их важнейшие положения по вопросам религии и атеизма, науки и религии, личности и общества, классов и классовых отношений. Изучая поставленные в диссертации вопросы, соискатель постоянно опирался на положения и выводы, содержащиеся в материалах и решениях ХХУТ съезда КПСС, ноябрьского (1982 г.), июньского (1983 года), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, в

речах, выступлениях, трудах и статьях руководителей Коммунистической партии и Советского государства. Диссертант также руководствовался материалами XXIX и XXX съездов Компартии Азербайджана, идеями, содержащимися в принятых в последние годы Постановлениях ЦК КП Азербайджана. Значительную методологическую помощь диссертанту оказали статьи видных советских ученых и общественных деятелей по вопросам о роли ислама в духовной и социально-политической жизни стран мусульманского Востока, опубликованные на страницах "Правды", журналов "Коммунист", "Вопросы философии" и также друтих изданий в последние годы.

Источники и использованную литературу можно условно сгруппировать следующим образом:

источники, составляющие методологическую основу исследования;

труды советских философов, социологов и историков, посвященных критике религии вообще, ислама в частности;

работы по истории ислама;

работы по критике модернизации ислама: а) в СССР, б) в странах мусульманского Востока, в) в Турции;

труды советских философов, экономистов, социологов и историков по вопросам социально-экономического и политического раз-

- 14 -вития Турции;

Коран и соответствующая литература, посвященная его критическому анализу;

работы ряда турецких богословов и теологов;

работы турецких социологов и философов - современных модернистов ислама;

материалы и документы, отражающие сущность кемалистских реформ в области религии;

материалы периодической турецкой печати о роли ислама в общественно-политической жизни ^грции, о целях и сущности модернизации этой религии.

Практическая значимость исследования» Результаты исследования имеют теоретическое, идеологическое и практическое значение.

Во-первых, сопоставительный анализ собственно исламских и современных модернистских концепций человека, человеческих взаимоотношений и потребностей позволил соискателю сделать ряд выводов, на основе которых приняты практические рекомендации .

Во-вторых, содержащиеся в диссертации выводы могут быть использованы для выработки научно продуманной системы контрпропаганды.

В-третьих, основные положения диссертации могут быть использованы при чтении спецкурса по научному атеизму, а также в лекционно-пропагандистской работе.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории и теории научного атеизма Азербайджанского ордена Трудового Красного Знамени государствен-

См.: Материалы научно-практической конференции "ХХУТ съезд КПСС о формировании разумных потребностей советских людей и борьбе с потребительской психологией". Баку, 1982, с.53-54; Материалы научно-практической конференции ^Социализм, дисциплина и деятельность личности". Баку, 1983, с.121.

ного университета им.С.М.Кирова.

Основные положения диссертации излагались автором на научных и научно-практических конференциях и были опубликованы. По теме диссертации автором сделаны доклады: на П Республиканской научной конференции аспирантов вузов Азербайджана в 1979 г. на тему: "Ислам в идейной жизни современной Турции"; на Тбилисской межвузовской научной конференции в 1979 г. доклад на тему: "Социальный смысл модернизации ислама в современной Турции"; на научно-практической конференции "ХХУТ съезд о формировании разумных потребностей советских людей и борьбе с потребительской психологией", проведенной Октябрьским РК КЕ Азербайджана и Институтом философии и права АН Азерб.ССР в октябре 1983 года, сделан доклад: "Научно-атеистическое мировоззрение, дисциплина и деятельность личности".

Основные положения работы также использовались автором в преподавательской и лекционно-пропагандистской работе.

Специфика предмета и выбор аспекта исследования определили последовательность изложения темы, структуру самой диссертации, где автор счел правомерным вынести на защиту следующие вопросы:

  1. Исторические, социально-экономические, политические, духовно-идеологические, философские и естественно-научные предпосылки модернизации ислама в Турции.

  2. Философский анализ противоречий в сфере модернизатор-ской деятельности богословов, теологов, социологов, также других турецких буржуазных идеологов.

  3. Влияние с каждым днем обостряющейся идеологической борьбы между капитализмом и социализмом на усиление модернизации ислама в Турции.

  4. Классовое содержание и классовая направленность модер-

низаторской деятельности.

  1. Философские основы и идейно-политическая направленность модернизации исламских догм о человеке и человеческих взаимоотношений.

  2. Реакционная сущность исламских (как традиционно-исламских, так и современных модернизированных вариантов) интерпретаций человеческой деятельности'и способов удовлетворения человеческих потребностей.

  3. Новейшие приемы модернистского обоснования отношения ислама к науке и научно-технической революции.

  4. Наконец, задачи контрпропаганды в связи с усилением тенденций модернизации ислама в Турции и в других странах мусульманского Востока.

Следует подчеркнуть, что при изложении материала главное внимание обращалось не столько "выведению" одного параграфа из другого, сколько - задаче раскрытия малоизученных вопросов, и также тех вопросов, которые представляют для нас не столько "чисто познавательный", сколько теоретический, политический и идеологический интерес. В этом, собственно, соискатель усматривает практическую значимость данного исследования.

Необходимо иметь ввиду и два других обстоятельства. Во-первых, структуру работы в некоторой степени предопределили чисто практические возможности сбора и использования турецких источников. Во-вторых, диссертант прежде всего обращает внимание на те вопросы и проблемы, которые в последние 10-15 лет особо оживленно обсуждаются не только турецкими модернизаторами ислама, но и исламскими модернизаторами других мусульманских стран.

Модернизацией ислама заняты не только мракобесы и реакционеры, но и многие прогрессивно настроенные ученые, государственные и политические деятели, писатели, другие представители бур-

- 17 -жуазной интеллигенции. В этой связи обращается внимание на следующие обстоятельства: I) модернизация как тактический прием, включающий в себя две противоречивые тенденции: а) стремление под вывеской обновления защитить ислам; б) в рамках возможного очистить путь науке, европейскому образованию и техническому прогрессу, что, в свою очередь, должно оказать влияние на прогресс турецкого общества; 2) бессилие и невозможность ислатлской концепции человека, человеческих отношений, человеческой деятельности и т.д., поскольку философскую основу и традиционного ислама и современных модернизаторских концепций составляет идеализм - "есть пустоцвет, бесспорно, но пустоцвет, растущий на живом дереве, живого, плодотворного, истинного, могучего, всесильного, объективного, абсолютного человеческого познания" . Именно в противоположность идеализму и богословско-религиозного подхода к явлениям и процессам, мы начнем с рассмотрения социально-экономических и политических основ модернизации ислама в Турции.

Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.29, с.322.

Основная направленность модернизации ислама Турции в свете современной идеологической борьбы

Мы уже говорили о том, что исследуя процессы, тенденции и особенности модернизации религии в той или иной стране, необходимо строго учитывать соотношение общих и специфических факторов, общих и специфических задач, которые обязательно отражаются на общих целях и особенностях модернизации религии. И в аспекте современной идеологической борьбы так же можно выделить общие и специфические моменты, соответственно отражающиеся на общих и специфических моментах модернизации религии ислама.

Общее, определяющее идеологическую направленность модернизации всех религий, в том числе и ислама, - это идеологическая борьба между капитализмом и социализмом, между марксистско-ленинской идеологией и буржуазным мировоззрением. В центре этой борьбы стоят два объекта: человек и социально-экономические и политические системы, диаметрально противоположные выводы делаются по самому главному вопросу - какова направленность социального, исторического прогресса, по какому пути должны развиваться народы, страны, континенты, а в конечном итоге - все человечество.

Как отмечалось на июньском (1983 года) Пленуме Центрального Комитета КПСС: "Идет борьба за умы и,сердца миллиардов людей - 45 -на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы" . Ни религия, ни тем более защищающиеся интересы отжившего строя ее приверженцы не стоят в стороне от этой острой и непримиримой идеологической борьбы. Модернизация ислама, в данном случае, проводится в соответствии с идеологической деятельностью эксплуататорских классов Турции и других стран мусульманского Востока.

Вместе с тем следует отметить, что прогрессивность реформ кемалистов заключалась в том, что они шаг за шагом лишали ислам его политических (функций, очищали политическую идеологию от наслоений этой религии.

В журнале "Варлык" за 1979 год, где есть статья Искендера Ёозтуранлы "Ататюркизм, мусульманство и исламизм", где так и пишется: "Ататюркская революция исключила религию как политическое понятие и рассматривала ее как вопрос совести. С этой точки зрения ататюркисты никогда не отрицали мусульманство, но они выступили против признания исламизма как политическое течение. Они, волей неволей, вступили в противоречие с консерваторами, которыеопустив источник политической власти с небес на землю, искалиоэтот источник в небесах" .

Специфическое, имеющее также нередко существенное значение в модернизации той или иной религии, может быть верно понято при условии комплексного анализа суммы взаимосвязанных факторов объективного и субъективного порядков. Применительно к Турции и в связи с выявлением основной идеологической направленности модернизации ислама следует, в частности, обратить внимание на следующие специфические обстоятельства.о-первых, на специфику модернизации ислама в Турции существенный отпечаток наложила сама история этой страны. "Всевластие ислама и мусульманского духовенства в ЗДции, - пишет Д.М.Еремеев, - было уничтожено после национально-буржуазной революции І9І8-І924 гг., за которой последовал целый ряд реформ, в том числе и секуляристского характера" .

Эта революция и последующие реформы, получившие название кемалистских, перед религией, богословами, различными религиозными сектами поставили новые задачи, прежде всего тактического плана. Разумеется, новая тактика объективно должна была сопровождаться определенными модернистскими приемами и действиями.

Кемалисты никогда не выступали за полное уничтожение ислама, то есть для них главным было отменить те мусульманские обычаи, которые тормозили развитие Турции по капиталистическому пути. Выступая против господства духовенства и использования религии в политических целях, кемалисты отнюдь не объявляли борьбу против самой религии. Они стремились не "упразднить" ислам, вопреки утверждению антикемалистской клерикальной оппозиции, но по-ставить его на службу новой, национальной власти" . И здесь нетрудно заметить, что кемалистов интересовало не окончательное упразднение религии ислама, а решительное ослабление ее прежних позиций, а вместе с тем включение религии вместе с ее института - -ми к решению новых задач - задач Республиканской Турции. Но какбы там ни было, все это было сильным ударом по устоям религии ислама. Поэтому духовенство не собиралось сдаваться, как говорится, без боя. Вступив же в смертельную схватку, оно, в свою очередь, разработало ряд тактических маневров и приемов, среди которых модернизация занимала далеко не последнее место. Во-вторых, особенности модернизации ислама в Турции и идеологическая направленность этой модернизации объясняются спецификой политической борьбы в этой стране на протяжении всего нашего столетия, (а не только периода кемалистов), отражающей, в свою очередь, специфику и особенности социально-классовых отношений. Это особенно четко прослеживается на примерах борьбы и деятельности политических партий (НРЇЇ, ДП, ПС, ШЩ, ПШІ, ШС и др.), которые по-разному относились и по-разному использовали ислам: то критикуя ее положения, то рассчитывая на ее поддержку. Поскольку подавляющее большинство политических партий Турции выражает интересы имущих классов, то религия ислама, в том числе модернизация ее, им нужна для защиты своих классовых интересов, для идейной борьбы против коммунизма, коммунистических идей, марксизма-ленинизма. Модернизаторы ислама всегда старательно и прилежно учитывали эту потребность турецкой буржуазии, феодалов и их политических партий. Разумеется, на специфику модернизации, на ее идеологическую направленность больше влияния оказывали те политические силы и партии, которые либо находились у власти, либо оказывали определяющее влияние на экономическую и политическую жизнь страны, в чьих руках находились экономические рычаги.

К.Маркс писал: "Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила.

Связь модернизации ислама в-'ЗРррции с развитием науки и научно-технической революциигносеологический и идеологический аспекты проблемы

Мы уже отмечали, что модернизация ислама является следствием общего кризиса буржуазной идеологии и буржуазного мировоззрения. Модернизация ислама, как других мировых религий, прежде всего свидетельство о ее пошатнувшемся положении. Это - теоретическая и идеологическая реакция на такие объективные процессы, как общий кризис капитализма, развитие науки и научно-технической революции, проникновение научного мировоззрения в структуру общественного сознания народов капиталистических стран, а также народов, вставших на путь национального и социального развития, усиление классовой дифференциации в странах мусульманского Востока, ориентация прогрессивно настроенных политических партий и организаций на некапиталистический путь развития своих стран, стремление некоторых политических партий ограничить роль религии и функции духовенства в дальнейшем развитии той или иной страны (например, кемалистские реформы религии, принципы лаицизма и др.), наконец, благотворное влияние идей марксизма-ленинизма, а также реального социализма на: а) мировой революционный процесс; б) национально-освободительную борьбу; в) образ жизни и образ мыслей народов всей планеты.

В раскрепощении индивидуального и общественного сознания XX век в истории человечества занимает исключительное место, так как именно в этот период человечество достигло невиданного раз вития науки и техники, выдающихся успехов в исследовании космического пространства, что явилось огромным ударом для религии и религиозного сознания. Поэтому, заботясь о сохранении своего статуса (пусть даже несколько видоизмененного), религия тут же настроилась на приспособление к объективно происходящим процессам существенных изменений и сдвигов в социально-экономической, политической, социально-классовой, мировоззренческой и других сферах жизнедеятельности общества.

Модернизация ислама в Турции, как уже отмечалось, имеет довольно длительную историю. По многим своим параметрам она полностью совпадает с реформацией, поставившей своей целью дать дорогу науке и технике, образованию, просвещению и тем самым ускорить социальный прогресс, разбудить миллионные массы народа от многовековой спячки.

По нашему мнению, исследуя соотношение науки и религии в Турции, нельзя ограничиваться лишь сопоставлением (и противопоставлением) соответственно науку и религию. Этому очень нужному и необходимому методу сопоставления и противопоставления, по крайней мере, должна предшествовать еще и друтая работа: а) анализ того общего процесса, развитие и осуществление которого отчетливо выявлял пути расхождения науки и религии, свидетельствует о том, что обществу, государству, социальным институтам необходимо отмежеваться от религии ислама, от религиозного образа жизни, мыслей, от религиозных принципов отношения к настоящему и будущему, к истории и культуре; б) выявление связи религии с идеализмом, а также противоположности науки и фидеизма. Это очень важно, поскольку модернизируя те или иные положения и принципы ислама, турецкие модернисты (сознательно или вынуждено) наносят огромный удар идеализму вообще, фидеизму в особенности.

Прежде, чем перейти к непосредственному соотнесению религии и науки, вкратце остановимся на отмеченных выше двух вопросах. Пересматривая устаревшие догмы и принципы ислама, тем самым реформация должна была как-то по новому определить и отношение к науке. Это новое отношение наиболее отчетливо выражено в принципах лаицизма.

В своей статье "Кемализм и лаицизм" в журнале "Варлык" (1979 г.) Али дундар пишет: "Целью лаицизма, занимающего основное место в кемализме, не является лишь отделение государственных дел от религии, устранение революционным путем тождество государства и религии. Целью вложения в основу революции принципа лаицизма, в действительности представляющего собой социологическое понятие, нежели религиозное, является обеспечение индивидуального и общественного развития и необходимых для этого организаций вне пределов заранее подготовляемых и застывших форм, открыть путь для связей человека с природой и, тем самым, создать неограниченные возможности для творчества, мышления и научного эксперимента" .

Хотя Али Дундар и несколько преувеличивает значение лаицизма в создании "неограниченной возможности для творчества, мышления" и развития науки, тем не менее, освободив государство от давлеющего авторитета религии, он во многом расчищал дорогу науке, творчеству и техническому прогрессу.

Лаицизм провозглашал новые принципы освобождения социально-политической жизни Турции из-под влияния реакционных догм ислама, что само по себе означало обращение к науке и подлинной (но не мнимой) культуре, "впускало" науку в общий дом турецкого народа. И это, разумеется, не могло не изменить ориентацию тех,кто прежде был агрессивно настроен по отношению к науке. В этой связи отметим еще одно обстоятельство. Принципы лаицизма, реформация ислама, проводимая М.Кемалем Ататюрком и его последователями, нашли существенное отражение в Конституции Турецкой Республики. А это. , в свою очередь, обеспечило политические и юридические

Модернизация ислама и проблема человеческой деятельности

Проблема человеческой деятельности в современной турецкой богословской мысли и в целом буржуазной философии занимает заметное место. Прежде всего бросается в глаза разнобой концепций, свидетельствующий не столько о богатстве и плодотворности выдвигаемых идей, сколько об отсутствии незыблимых методологических основ, на которых можно было бы построить более или менее неуязвимые концепции, правильно отражающие совокупность общественных отношений, через которые только и можно понять сущность человека, сущность и структуру его деятельности. Для того, чтобы понять сущность и основной социально-политический и идеологический смысл турецких исламских модернистских концепций человеческой деятельности, необходимо прежде всего выявить то общее, что сближает религиозное по - -нимание человеческой деятельности и буржуазные идеологические концепции. Для этого же, в свою очередь, весьма существенно определение линий, аспектов совпадения их позиций.

Общее между буржуазной философией и религиозно-богословскими концепциями в вопросе о человеческой деятельности можно проследить в двух аспектах: а) гносеологический; б) идеологический.

Общность гносеологических позиций современной турецкой буржуазной философии и религиозно-богословских учений о человеческой деятельности как и о человеке вообще (об этом говорилось выше), выражается в идеализме, преимущественно - субъективном. В целом турецкие буржуазные философы, как и богословы и теологи, игнорируют роль материальных общественных отношений в формировании человеческой личности, его потребностей, целей, интересов, в формировании всей совокупности человеческой деятельности. И теми и другими признается связь между целями и деятельностью человека, но в искаженном виде, так как деятельность человека выносится за рамки общественно-исторической практики, а цель трактуется субъективно-идеалистически: либо в плане подготовки человека к неземной жизни, либо же в аспекте того, что она задана человеку от рождения, т.е. предопределена. Таким образом, связь целей и деятельности личности соответственно с обществом, с теми отношениями, которые складываются объективно, рассматриваются в метафизически разорванном виде. По существу эта связь ими игнорируется. Идеологический аспект объединяет, роднит буржуазных философов и богословов в явной или завуалированной защите буржуазного строя, в стремлении не дать развиваться такой форме человеческой деятельности, как революционно-преобразующая. Не секрет, что богословы по своему социальному положению и классовым интересам смыкаются с идеологами господствующей буржуазии, а потому и те и другие одинаково заинтересованы в том, чтобы деятельность человека развивалась в том нал равлении, которое менее всего опасно для существующего режима, для строя, основанного на частной собственности и эксплуатации человека человеком.

Однако было бы ошибочно полностью отождествлять позиции соответственно буржуазных философов и богословов в понимании и интерпретации такой важной проблемы, как человеческая деятельность. Более того, даже при внешнем сходстве некоторых позиций/ заключающихся в признании необходимости развивать определенные виды человеческой деятельности, нельзя забывать о различии мотивов и интересов. Так, буржуазные идеологи в основной своей массе признают необходимость развития такого вида человеческой деятельности, как познавательная деятельность. Важность этого вида деятельности не отрицают и многие богословы. Но нередко за этими признаниями стоят различные интересы, ими двигают разные мотивы.

Для буржуазных идеологов важно добиться развития познавательной деятельности как неотъемлемого условия развития науки в целях ускорения научно-технического прогресса, эффективного внедрения его достижений в производстве. Любой буржуазный идеолог хорошо знает, вне развития познавательной деятельности абсурдно говорить о прогрессе. Другое дело, как трактуется познавательная деятельность. Тут, конечно, вряд ли можно полностью согласиться с их выводами и рекомендациями.

Для богословов и служителей религии признание необходимости развития познавательной деятельности прежде всего связано с изменившейся тактикой религии по отношению к науке, когда, в отличие от прошлых эпох науку нельзя открыто противопоставлять религии, а познавательную деятельность объявлять делом "нечистой силы".

Вера в аллаха, который "всезнающ" и все предопределяет, без ведома которого не падает ни один лист древесный , составляет ос 1 Коран. Qypa 6, аят 59. новное содержание мусульманского социального учения, которое призывает полагаться только на бога и развивать свою деятельность в соответствии с его предопределением. Касаясь этого вопроса, И.А. Крывелов пишет: "Учение о предопределении присуще не только христианству, оно выражено в нудизме и особенно сильно в исламе" . По многим своим параметрам учение о предопределении совпадает с фатализмом. Однако фатализм, являющийся сущностью догмата о божественном предопределении, выступает по разному в различных ситуациях. Общеизвестно, что мусульмане, говоря о божественном предопределении, не всегда являются пассивными. То, что ислам может быть использован для развития активной социальной деятельности, убедительно показали иранские события последних лет.

Другое дело - конечная цель такой всеобщей деятельности. Она определяется не каждым человеком в отдельности, а классами и политическими партиями. И сегодня задача заключается в том, чтобы не дать мракобесам и реакционерам под эгидой ислама направлять деятельность народных масс против их собственного интереса, т.е. в интересах феодальной бюрократии, буржуазии мусульманских стран, или же мирового империализма. Иранские события и в этом отношении преподали поучительный урок.

Один из важных моментов турецких модернистских концепций человеческой деятельности состоит в том, что, якобы, целесообразность человеческой деятельности может быть определена только аллахом. И чтобы устранить противоречие между догматами ислама и реальными объективными процессами жизни, модернисты стремятся все объяснить "волей аллаха". Согласно их утверждениям, даже прогрессивное развитие истории того или иного народа происходит по воле аллаха.- -Следует особо подчеркнуть, что эта реакционная концепция не является единственной. Имеются в современной ЗДции и довольно

Проблема человеческих взаимоотношений и человеческих потребностей (методологическийи социально-идеологический аспекты)

Проблема человеческих взаимоотношений интерпретируется турецкими богословами и модернизаторами под углом зрения защиты принципов исламской этики и морали, в частности, принципов и установок шариата. Как в традиционном исламе, так и в современных турецких религиозно-этических концепциях последовательно проводится идея, заимствованная из Корана и хадисов согласно которой "ислам основывается на пяти обязанностях: а) обязанности человека перед Аллахом и пророком; б) обязанности человека перед самитл собой; в) обязанности человека перед семьей; г) обязанности человека перед родиной и нацией; д) обязанности человека перед всем человечеством" . Современные турецкие модернисты всячески акцентируют внимание на общечеловеческих и эмоционально-психологических аспектах исламских принципов человеческих взаимоотношений, тщательно заботясь о внешней стороне дела, о форме. Это объясняется, по крайней мере, двумя причинами. Первая - стремление защитить ислам, его этико-нравственные устои, представить их в более выгодном свете. Вторая - философская (читай: научно-материалистическая) и в целом теоретическая неосведомленность, незнание объективных законов общественного развития, что нередко приводило и поныне приводит в заблуждение даже многих видных представителей турецкой буржуазной идеалистической философии и социологии. Наиболее типичный сторонник учения Эмиля Дюркгейма, Зия Гёкалп. Уместно обратиться в этой связи к статье Элтона Л.Да ниела (Техасский университет): "Теология и мистицизм в произведениях Зии Гёкалла". Он пишет: "Гёкалп не был индивидуалистом, он верил в единении личности с целым" . Однако даже такойкрупный представитель турецкой буржуазной мысли, как Гёкалп, до конца своей жизни так и не понял ни объективных законов функционирования и развития этого целого, ни его социально-классовой структуры. А потому, когда возникал вопрос о путях единения личности "с целым", о способах разумного, вполне гуманного устройства человеческих взаимоотношений, Зия Гёкалп, как и многие современные представители не только богословия, но и турецкой идеалистической философии и социологии, тут же лицом поворачивался к исламу, видя в нем единственное средство объединения людей и управления всеми их вопросами, в том числе и вопросами взаимоотношения людей, государств, наций и т.д. "Религия, - писал в одном из своих эссе 3.Гёкалп, - есть самый важный фактор в создании национального сознания, так как она объединяет людей через общие чувства и верования" .

Как подчеркивает Ахмед Юджекок, ислам "как распространенная система ценностей и убеждений в культурной структуре общества (читай: Турции. Э.А.), наряду с соединяющей и воспитательной ролью, становится широкоохватыващеи идеологическо-направляющая егоороль" . Это идеологическо-направляющее воздействие ислама на "человека осуществляется либо откровенным прямым указанием, либо тайно и в мистической форме, всевозможными методами распростране-ния верований" . Модернизация ислама есть как раз новая, утонченная и в то же время универсальная форма распространения верований, с целью урегулировать человеческие взаимоотношения в соответствии с целями идеологии господствующих классов. Совсем не случайно, что Зия Гёкалп регулирущуи роль ислама теоретически реализует через функции государства и через отношение людей к государству. "Государство представлялось Гёкалпу земным отражениемрелигии; личность подчиняется ему как мистик богу. Верховнаявласть халифа в государстве сравнивалась с могуществом бога, атволя халифа - с божьей волей" . Таким образом, ислам, по Гёкал-пу, является регулятором человеческих взаимоотношений на разных уровнях: а) на уровне межличностных отношений; б) на уровне отношения всех и каждого индивидуума к "целому"; в) на уровне отношения каждого к другим.

Выше отмечалось, что как богословы, теологи, так и прочие модернизаторы ислама в Турции принципы человеческих взаимоотношений непосредственно выводят из принципов ислама, в частности -шариата. В одних случаях это диктуется соображениями как-то поправить пошатнувшее положение ислама, модифицируя и внешне изменяя его, приспосабливая к "духу времени", в других - незнанием или нежеланием понять объективные законы общественного развития. Но даже и в этом (во втором) случае приверженцы ислама чувствуют необходимость как-то видоизменить его, совершенствовать. Так, подчеркивая, "что ислам и современная цивилизация совместимы", вместе с тем "Гёкалп пришел к синтезу турецких, исламских и сов-ременных идей" (читай: буржуазных идей). Наряду с этим Гёкалп хотел как-то приблизить ислам к широким массам трудящихся, искал пути и средства для более эффективной реализации исламских принципов, особенно установления Корана и шариата. "Практически, онбыл за уничтожение чуждого, реакционного "верховного ислама" и за поддержку турецкого "народного ислама" , - пишет Даниель Э.

Конечно, нельзя полностью согласиться с этой оценкой. То, что его беспокоила отдаленность, если угодно, отчужденность ислама - этот факт. И лучшей формой пропаганды ислама Гёкалп, как и все (илимодернизаторы, считал то, чтобы придатьему видимость демократичности и гуманности. Более того, современные модернизаторы ислама усердствуют доказать, что мол ислам весь пропитан заботой о благе и счастье простого человека. А потому человек должен строить свои взаимоотношения в строгом соответствии с требованиями и установлениями ислама, являющегося неотъемлемой частью господствующей буржуазной идеологии в современной Т урции.

В то же время прогрессивные идеологи справедливо подчеркивают, что в современной Турции "человек в условиях неизменной

Похожие диссертации на Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции