Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-социологический анализ современной православной культурологии Белкина, Тамара Леонидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белкина, Тамара Леонидовна. Философско-социологический анализ современной православной культурологии : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06 / Молдав. ун-т.- Кишинев, 1990.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-10/1274-0

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Демократизация нашего общества, осуществляемая в самых разнообразных аспектах и направлениях, весьма существенно изменила отношение советского государства к религиозным организациям, устранила дискриминацию по признаку принадлежности к религии.

Перестройка осуществляется не только в сфере экономики, политики, идеологии, но и в сфере сознания и общественного мнения, а это должно отразиться на изменении содержания, стиля и методов преподавания общественных наук.

Одной из задач религиоведов является решительный поворот от монологичных іїорм к диалогу с верующими, богословами, рели-гпозшшп организация].;!!. Обычными явлениями нашей общественной жизни становятся встречи на разных уровнях с религиозными дея- . телга.ш, "круглые столы" с участием верующих, диспуты между верующими и атеистами. Чаще всего предметом обсуждения становятся вопросы духовности, морали, культури, сохранения историко-культурных ценностей, соотношения общечеловеческих и классовых ценностей.' Особенно активно выступают по радио, телевидению и в прессе пропставителії Русскоіі православной церкви и красной нитью через все их выступления проходят идеи об основополагающей роли христианства в становлении и развитии русской и молдавской культуры, о большой роли церкви е сохранении не только православной, но и народной культуры, о том, что приобщиться к духовности, развивать ее ;.:сжно только в рамках религии, а точнее в рамках православной церкви.

Подооние заявления находят достаточно широкий отклик среди населения страны и республики. Об этом евццетаїьствует и, тот факт, что среди народных депутатов СССР и ССР Молдова имеются представители молдавского епископата и духовенства Русской православной церкви.

ііля успешного ведения диалога, для решения вопросов исторического культурного наследия необходимо не только владение историческим и философско-с'опиологическшл материалом, но и знание того, как вопросы культуры, творчества, традиции, новаторства решались и решаются религиозными организациями, в

частности Русской православной церковью.

Необходимость верной мировоззренческой установки на культуру прошлого, на роль религии и церкви в ее развитии визвана тем, что в процессе освоения культурного наследия могут появиться затруднения, обусловленные сложностью и неоднозначностью взаимоотношений культуры и религии, тем что многие культурные памятники прошлого, представляющие художественную ценность, имеют религиозную форму или окраску.

Актуальность данного исследования объясняется следующим:

  1. оно позволяет проследить эволюцию взглядов представителей православия на культуру от первых еєков судествоваїшя христианства до наших дней, которая свидетельствует о том, что эти взгляды претерпевали значительные, иногда кардинальные, изменения под влиянием социально-экономических, гносеологических , идеологических и других причин;

  2. вкяяляются общехристианские моменты во взглядах на культуру и специфические для православия;

3) определяются тенденции развития православной культурологии.
Все вместе взятое позволит решать вопросы теоретического

религиоведения и изучать процоссы, происходящие в православной Философии культуры, аргументированно и доказательно вести диалог с богословами православной церкви на конкретном историческом и'фактологическом материале, на должном теоретическом уровне.

Степень разработанности проблемы. В исследованиях советских философов-религиоведов А.И.Вабил, В.С.Глаголева, Н.С.Еорцп-епко, В.А.Зоца, А.Н.Платова, А.И.Юшбанова, Н.И.Киргашко, П.П. Красникова, Л.Н.Митрохина, Гл.П.Новикова, З.А.Тачуриэиной и др. рассматриваются в:> общем плане проблема взаішоо'гиоиения религии и культури, вопросы влияния православия на различные аспекты іг/лг туры. В работах С.Е.Виситаова, М.И.Капустиной, А.Н.Логишского, Д.М.Угршювича и др. анализируется методологический аспект проблемы соотношения культуры и религии. Работы О.А.Антоновой, В.С.Глаголева, Р.II.Райковой посвящены взаимоотношению католицип-ма и культуры, эволюции воззрений католических и протестантскл-х теологов на культуру и цивилизацию.

Православная кої'поштия культуры в целом рлсеглпр-шол-'оь г

диссертационных исследованиях О.І.І.Лисюткина (1978 г.), Ю.Н.Вы-легаанина (1986 г.), П.И.Семаевой (1982 г.), В.И.Роговой (1974г.). Однако, в этих работах нет глубокого анализа эволюции православной культурологии, Qe тенденций, исследования обоціх моментов, характерній для православних, католических и протестантских представлений о культуре, а также ее специфических особенностей. Данная рчбота посвящена восполнению этого пробела.

Изучение религиозной литературы, выступления церковш.х деятелей показывают, что разработка и пропаганда православных представлений о культуре будут не ослабевать, а усиливаться в условиях пемократизации нашего общества. Поэтому анализ тенденций и особенностей православной культурологии, а также выявление обдих черт в христианской культурологии всех ее основных конфессиональных направлений становится чрезвичайно актуальній.! для теоретического религиоведения.

Поль и иаяачп псолодсь.шия.

Цель работы - выявить еоцпалыю-акономпческую и гносеологическую детерминированность эволюции православных взглядов на куль- і'УРУ. изучить процессы и. тенденции в становлении правоалавной концепции культури. Она конкретизируется в следующих компонентах:

  1. в исследовании релнгпозно-^.шюсофокнх истоков ісудьтурологи-чееких концепций современного русского православия;

  2. в анализе основных тенденций становления современного православного отношения к культуро;

  1. в выяааеты основных концешуалышх моментов христианской культурологии;

  2. в определении слешіiuчс-оких черт и особенностей, присущих современны..! православно-богословский интерпретациям культур-Hc-iioi-ufu ші-кого процесса, их аіюлогетичесі;ой и пропагандистской направленности.

Геоготической и меточологи .оской основой диссертационного исследования яадлытся работы классиков марксизма-ленинизма, в которых ппепгсл четкие принципы научного анализа сущности рели-

гіш, раскрываются социальные функции религии в различных общественно-исторических условиях, сйормулировани принціши материа-листичсского понимания история, научной теории культури. В работе применяйся марксистские методи її принципи: определяющего значения материального производства в общественной жизни, кон-кретно-историчоского подхода к социальным явлениям, их классовой оценки, восхождения от абстрактного к конкретному и т.д. На осново диалектико-матерпалистического подхода критическому рассмотрению подвергнуты идеи современных буржуазних философов и религиозных деятелей.

При разработке проблемы автор использовал труды советских философов, разрабатывающих вопросы культури: А.И.АрнольдоЕа, Э.А.Бодлера, Г.Н.Волкова, В.Е.Давидовича, Н.С.Злобина, Э.С.Мар-карпна, В.П.ийжуела и др., (Іплссоїов^религиоЕєдов О.А.Антоново!1., Л.И.Бабил, В.С.Глаголева, Н.С.Гордиенко, В.Л.Зоца, Л.Н.Платова, В.Л.Кувакина, Н.И.Киршко, Л.И.Леданского, М.Н.Никольского, М. II.Новикова, Р.Т.Гашковой, А.Д.Сухова, З.А.Таяуризиной, С.А.Токарева, Д.М.Угрнновпча, А.Е.Черткова и пр., советских историков Б.Д.Грекова, А.Я.Гуревича, Е.М.І.укова, II.И.Конрада, Н.М.Никольского, Б.А.Рыбакова и др..Использовались работы зарубежных исследователей П.Борара, А.Моля, Дя.Рапу, А.Тэнасе. Источ-никовепческую основу диссертации составили труди русски* фило-согТов-чщеалистов и богословов Вл.Соловьева, С.Булгакова, В.II. Ильина, В.Ф.Марцшшояекого, Л.В.Картаїпева, И.Бердяева, П.Л.Флоренского, работы современных православних богословов, опубликованные в "Богословских трудя;;" и "Журнале Московской патриархии", "Московском церковном вестнике" и в светских изданиях, посвященные проблеме взаимоотношения христианства п культуры. Используются диссертационные исследования, затаенные в Московской и Ленинградской духовних академиях.

Научная новизна диссертационного псслэпо??анпя состоит в том, что в нем;

Т) показана детерминированность знелтеии православних впззгоіг.г' на' культуру ооцііально-зі:оііом:п(}скп;т.:, гкосооюппсекпми, ко--

ЛИТІ' ^ГКИМП, ИДЄОЛОГПЧЄСКИГЛі ітріпПНЧГ'П;

2) выселены кошієатуаіьнне с.чепч ку"іг-тук:;лопг: ?сг.і\:с тя №-ил-

алаг'тк, като."пинз!.'п п протесі лиги?':'': 4

а) генетико-онтологическая (учение о Core как первооснове мира и культуры, определение христианства как стержня культуры);

0) антропологическая (учение о человеке не только как творении йога, но и его соработнике);

в) глобально-экуменическая (будущее соединение всех культур на основе верп в Иисуса Христа, связывание кризисных явлении в культуре с причинами секуляризационного характера, ориентация на глобальные Еопроси современности, "обмирщение" культури);

  1. определены основные тенденции современной православной культурологии: усиление иррационализма, плюрализм, сочетание модернистских и традиционалистских мотивов; заимствование нерелигиозных знаний;

  2. выявлены специфические черты современных православных представлений о культуре: "философия культа" П.Флоренского, углубление мистицизма, религиозность-народность, "Русь. - третий Рим", русская культура - культура православная и'др.;

  3. показано, что широкое распространение славянофильских воззрений в наши дни связано с социально-политическим и идеологическим кризисом, ставящим перед нашим обществом вопросы, когда-то стоявшие перед общественностью России середины XIX века: как доллша развиваться страна?, как хсить дальше?

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она представляет собой обобщение и развитие предыдущих исследований, посвященных православной культурологии и может представить основу для дальнейших исследований в этом направлении :

для разработки курса философии, в лекциях, посвященных' современной религиозной философии;

как материал для обязательного курса "История и теория религии и-атеизма", в темах "Современные религии", "Религия и духовная культура", "Свободомыслие и атеизм в истории духовной культуры";

в лекциях для университетов народной культуры;

- для разработки вузовского и школьного курсов по "Истории и тео-

рпи мировой и отечественной культуры".

Апробация исследования. С изложением содержания основных идей и полоханий диссертации автор выступал на итоговых научных конференциях профессорско-пренодавательсного состава Молдавского ордена Трудового Красного Знамени университета вы. В.И.Ленина I98I-IS89 гг. на республиканской научно-методической конференции "Актуальные вопросы научно-атеистического воспитания студенческой и учащейся молодежи в свете решении ХХУП съезда КПСС и ХУІ съезда КШ.1 (15 апреля 1987 г.), на городских и районных научно-практических конференциях, на республиканском семинаре преподавателей научного атеизма высших и средних учебных заведений (май 1982 г.), перед слушателями Университета марксизма-ленинизма при ЦК КІМ, перед слушателями школн лекторов-атеистов при обществе "Знание" ССРМтлдова.

Основные идеи и положения диссертационного исследования нашлп отражение .в 7 публикациях.

Структура диссертации, продиктована спецификой темп, целью и основними задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Для решения задач в первой главе сделан анализ эволюции .православных воззрений на культуру от введения христианства на Руси до наших дней, показана обусловленность этой эволюции социально-экономическими, политическими, идеологическими и гносеологическими причинами. Следующий этап исследования - изучение и анализ общих тенденций и черт, характерных для культурологии всех христианских конфессий. В третьей главе рассматриваются тенденции и особенности, присущие современным православным представлениям о культуре.