Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) Онищенко Андрей Григорьевич

Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ)
<
Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Онищенко Андрей Григорьевич. Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ): диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.14 / Онищенко Андрей Григорьевич;[Место защиты: «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»].- Москва, 2016

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Пятидесятническое и харизматическое движение в России: условия зарождения и процесс становления 13

1.1. Феномен харизматизма в христианстве 13

1.2. Харизматизм как религиозное движение в России 48

Глава 2. Деятельность харизматических и пятидесятнических объединений Красноярского края 69

2.1. Развитие и становление харизматических и пятидесятнических объединений 69

2.2. Опыт взаимодействия харизматических объединений с представителями региональной власти 85

2.3. Социальные проекты харизматических церквей 87

2.4. Просветительская деятельность харизматических церквей 105

Заключение 115

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В ХХI столетии наблюдается значительная социальная, экономическая и технологическая трансформация, охватившая все человеческое сообщество. Отличительной чертой происходящих трансформационных процессов стал небывалый рост объема информации, воздействующей на человека, увеличение источников средств массовой информации, стремительное развитие разнообразных коммуникационных сетей. В России изменения коснулись всей системы общественных взаимоотношений - от личных и семейных до политических и социальных. В условиях социетальной трансформации1 заметно выросла роль религиозных сообществ и их конфессиональных объединений, серьезно влияющих на вектор общественного развития. Поэтому не случайно в последнее время в нашей стране все чаще встречается явление, получившие название «религиозное возрождение». Оно выражается в увеличении количества последователей разнообразных религиозных культов и возрастании общественного значения их институализированных объединений. У религиозных сообществ появились неиспользованные ранее возможности выполнять свои функции не только в отношении своих последователей, но и в плане общественных отношений. В этом смысле религиозные объединения имеют основательный потенциал - религия, как один из древнейших социальных институтов, позволяет значительному числу людей, не удовлетворенных рациональными ответами на основные проблемы человеческого существования (смысл жизни, поиск справедливости, смерть, экзистенциональный кризис и т.п.), найти их, обрести ценностно-смысловые ориентиры своего мировоззрения, основанные на общечеловеческих, вечных ценностях.

Начавшиеся процессы формирования нового мировоззрения и идентичностей привели к тому, что заметное число людей стало

1Социетальная трансформация — изменения всей системы общественных взаимоотношений от личных и семейных до идеологических и политических.

обращаться к разнообразному религиозному наследию. Коллапс коммунистической и советской идеологии, распад СССР, процессы социетальной трансформации привели значительные слои населения к утрате прежних идентичностей социально-экономического и социокультурного характера и формированию новых. В этих условиях социальные функции религии оказались востребованными в качестве их основы и интеграционного фактора с точки зрения истеблишмента.

Трансформация религиозной жизни затронула вопрос конфессиональной идентичности людей, который порой ставится достаточно остро в сфере межконфессиональных отношений в нашей стране. Последние двадцать лет численность пятидесятнических и харизматических церквей, протестантского сообщества в целом увеличивается быстрее, чем численность православных и мусульман. В этом процессе часто наблюдается переход в протестантизм так называемых «этнических православных» и «этнических мусульман». По данным социальной статистики на начало 2011 года численность протестантских формирований была сравнима с численностью мусульманских организаций и уступала по количеству зарегистрированных религиозных организациям лишь Русской Православной Церкви.

Зарождение пятидесятнического движения относят к началу ХХ в., однако его корни уходят в XIX в., когда появилось методистское «Движение святости», получившее широкое распространение в США. Его члены практиковали глоссолалию как признак «крещения Духом Святым» и провозглашали духовное перерождение человека через личную веру в Иисуса Христа как Спасителя, искупившего на Голгофском кресте грехи всего человечества. Именно эти черты отличают пятидесятничество — самую крупную на сегодняшний день протестантскую деноминацию.

В харизматическом движении члены христианских церквей также практикуют глоссолалию и принимают пятидесятническую трактовку крещения Духом Святым. Но по ряду характеристик харизматическое движение отличается от традиционного пятидесятничества. В частности, особый акцент в богослужебной практике харизматы делают на важность сверхъестественного проявления Духа

Святого в виде особого непосредственного воздействия Бога на человека, включающего в себя чувственно-эмоциональную и интеллектуальную составляющие, и закрепленные в соответствующих богословских терминах и понятиях.

Вместе с численным ростом последователей пятидесятнического движения сравнительно быстро видоизменилось и само движение, что ставит перед исследователем задачу не только понять логику внутренних процессов происходящего, но и определить перспективы развития движения в будущем. В свете современной ситуации, когда одним из источников угрозы общественной стабильности являются экстремистски настроенные религиозные группы, от религиоведческой науки требуется анализ сложившейся ситуации на конфессиональном поле и, что особенно важно, опережающий подход, способность к прогнозированию развития религиозной ситуации и определению возможных тенденций.

Рост количества пятидесятнических, харизматических организаций и численности их последователей в России, значительный приток молодёжи в эти церкви, активная социальная деятельность протестантов позволяет говорить о том, что пятидесятническое движение способно оказать значительное положительное влияние на развитие российского общества. В свете этих тенденций исследование развития современного российского пятидесятничества представляется своевременным и необходимым.

Степень разработанности. В литературе по исследуемому вопросу существует явная диспропорция между многочисленными трудами зарубежных авторов по различным аспектам как классического пятидесятнического, так и харизматического движений, и очень малым количеством отечественных работ, особенно в корпусе конфессиональной и исторической литературы, посвященной харизматам.

Изучение истоков пятидесятничества приводит нас в США, где оно зародилось в XIX в. благодаря методистскому «Движению святости». Его члены практиковали глоссолалию и «крещение Духом и огнем», провозглашая духовное перерождение человека. Именно эти черты отличают пятидесятничество - самую крупную на сегодняшний день протестантскую деноминацию. Джон Томас Никол

назвал США «колыбелью пятидесятничества ХХ века».2 Аналогичного мнения придерживался Сесил Робек: «С 1906 года, когда миссия (на Азуза-стрит - авт.) впервые попала на мировую сцену, два типа людей были среди многочисленных тысяч пятидесятников и харизматов по всему миру. Были те, кто принимал участие в миссии и пробуждении на Азуза-стрит, и те, кто хотел бы этого. Сложно было быть кем-то еще».3

После своего возникновения в начале XX в. пятидесятничество пережило два периода бурного роста и развития: в начале 1960х и 1970–1980х годах. В начале 1960 года Деннис Беннет, священник епископальной церкви Cв. Марка в Ван Найс (Калифорния), получил крещение Духом Святым. Многие исследователи говорят о последующем за этим событием «харизматическим обновлением» как о возникновении нового явления в пятидесятничестве - харизматического движения. Вторая «волна» ознаменовалась появлением и бурным развитием пятидесятнических и харизматических общин в Латинской Америке, Африке и Азии.

Феномен харизматического движения раскрывается в работах П. Берге
ра, М. Вебера, в исследованиях харизматического опыта У.Джеймсом. Как
предмет научного изучения современное харизматическое движение в пятиде-
сятничестве отражено в работах западных социологов религии Э.Грили,
Р.М.Андерсена, Д.Гэллапа, Е.Д.Блумхофер, М.П.Леоне, И.И.Зарецки,

Д.Полинга, Б.Уилсона, Д.Е.Харрела, В.Флинта, М.Хайриха. Рассмотрение харизматического движения ХХ в. в плоскости распространения новых религиозных направлений проводилось в работах Р.Л.Эллвуда, Д.Кохена, М.Якоба, Д.П.Долана и др. В отдельную группу исследований харизматического движения следует выделить работы пятидесятнических авторов А.Андерсона, У.Мензиса, Д.Миллера, Д.С.Рэндалла, Г.Уэккера. В последнее десятилетие особое значение исследователи пятидесятнического/харизматического движе-

2Цит. по: Bergunder M. Op. cit. P. 4. 3Robeck C. The Azuza Street Mission and Revival: The Birth of the Global Pentecostal Movement. Nashville,2006.P.

ния придают изучению региональных сообществ, активно развивающихся в Латинской Америке, Африке и странах Юго-Восточной Азии.

Богословский анализ харизматического движения в пятидесятничестве содержится в работах протестантских авторов В.Бюне, Дж.МакАртура, Г.Хазела, Х.Ханеграфа, а также православных исследователей С.Роуза и И.В.Ефимова. Тематически к этим работам примыкают исследования харизматических феноменов в католицизме, которые были предприняты американскими католиками Д.Гелпи, Р.Лорентеном, К.МакДоннелом, Р.Мартином, Э.Д.О’Коннором, К.Рэнеганом и др. В советский период идеология и деятельность пятидесятнических общин рассматривается в работах А.Г.Москаленко, В.Д.Граждана, А.Н.Белова, Н.П.Дмитриенко, Ф.Н.Гаркаленко, Е.Г.Балагушкина, В.И.Мельника, С.В.Шершневой. Исследованию пятидесятнического и харизматического движений в постсоветский период посвящены работы Р.Н.Лункина [169-171], Л.Н.Митрохина [173], С.Б.Филатова [182, 183], О.В.Куропаткиной [163, 166] и др.

Нужно отметить, что если исследований о пятидесятническом движении за рубежом достаточно много, то изучение пятидесятнического и харизматического движений в России ещё на начальном этапе.

Объектом исследования являются пятидесятнические и харизматические религиозные объединения, а также члены этих религиозных объединений.

Предметом исследования является состояние и деятельность религиозных объединений пятидесятников и харизматов в Красноярском крае.

Цель исследования раскрыть специфику современного пятидесятниче-ского и харизматического движения протестантов в России. В связи с этим выдвигаются следующие за дачи:

  1. Дать общую характеристику развития пятидесятнического и харизматического движений в протестантизме.

  2. Выявить и определить отличительные особенности харизматического движения и классического пятидесятничества. Уточнить существенные признаки харизматического опыта богослужебной практики как религиозного феномена.

3. Проанализировать развитие пятидесятнических и харизматических рели
гиозных объединений (вероучение, организация, культовая деятельность) в
Красноярском крае.

4. Рассмотреть основные направления и формы социальной и просвети
тельской деятельности организаций пятидесятников и харизматов в Краснояр
ском крае.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

- проведён комплексный религиоведческий анализ состояния
и деятельности пятидесятнических и харизматических организаций на террито
рии Красноярского края;

в научный оборот введён новый эмпирический материал региональных полевых исследований пятидесятнического и харизматического движения в России;

уточнён смысл религиоведческой трактовки понятий «харизма», «харизматический опыт», «харизматизм»;

предпринята одна из первых попыток в отечественном религиоведении аналитически рассмотреть взаимосвязи между религиозными представлениями о харизме и социальной активностью верующих в России.

Теоретическая значимость результатов диссертационного

исследования. Полученные результаты способствуют выработке научно обосно
ванного религиоведческого объяснения феномена харизматизма
в протестантизме и раскрывают специфику харизматического движения пятиде
сятников в России.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования. Положения и выводы диссертации могут быть использованы для разработки и преподавания учебных дисциплин религиоведческого, социологического, культурологического характера, а также послужить базой для эмпирических исследований новейших форм существования и деятельности протестантских объединений в России.

Методология и методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования стала модель типологии религиозных объединений

«церковь–секта–деноминация–культ», базовые положения которой были сформулированы М.Вебером, Э.Трёльчем, Р.Нибуром, Г.Беккером и др.

В диссертации применены общие методы научного анализа сравнительно-исторический и типологический методы; метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также специальные методы исследования социальных явлений метод опроса; статистический анализ; метод включенного наблюдения; контент-анализ религиозной литературы, аудио- и видеоматериалов, проповедей, Интернет-ресурсов харизматических организаций.

Территориальные рамки исследования. Исследование проводились на территории Красноярского края в городах Красноярск и Норильск, так как здесь сосредоточено подавляющее большинство крупных пятидесятнических и харизматических религиозных объединений.

Хронологические рамки исследования включают 90-е годы XX в. – первое десятилетие XXI в., когда происходили значительные изменения на религиозном поле Красноярского края. На фоне кардинальных изменений государственно-конфессиональных отношений и социально-экономических условий жизни населения нашей страны, параллельно восстановлению традиционной для региона конфессии – православия, имеет место значительный рост количества евангельских церквей, а также в целом протестантских объединений и их членов.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Современное харизматическое движение представляет собой новое протестантское направление, возникшее в результате обновления идеологии в пяти-десятничестве. По ряду характеристик харизматическое движение существенно отличается от традиционного пятидесятничества.

  2. В развитии российских харизматических церквей можно выделить два основных этапа – формирование и институционализация. Первый начался с конца 1980-х годов вследствие зарождения модернистских тенденций в среде пяти-десятнических общин как результат догматизации и крайнего идеологического консерватизма советского пятидесятничества. Данный этап развития молодых харизматических организаций России характеризовался слабо выраженным

внутренним устройством: возглавлял общину пастор с группой помощников, чьи функции были ещё недостаточно определёнными. Всё в общине определялось авторитетом пастора, причем решающую роль играли его личные качества.

Ещё одной характерной чертой первого периода развития харизматического движения в России являлся мистицизм. Главной темой проповедей этого времени стала идея духовного «пробуждения» нации, отражающая, в целом, характер всего движения. Идеологическим фундаментом верующих был в большей степени религиозный энтузиазм, нежели богословское основание.

Второй этап связан с институционализацией харизматического движения в современном российском обществе. Этот процесс развивался в нескольких направлениях. Принятие в 1997 году ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» привело к организационному оформлению движения, созданию крупных централизованных объединений, куда вошли и традиционные пятиде-сятнические общины, и харизматические организации. Как следствие, последние начали выстраивать внутрицерковную организацию и управление: стала формироваться развитая система управления и власти, отделов и служений внутри церкви. Демократические процессы в обществе увеличили социальную активность российских религиозных организаций, что привело к развитию социально-благотворительной и культурно-просветительской деятельности, а также к активной общественной позиции церквей в решении общегражданских задач.

3. В процессе институциализации в российском харизматическом движении на рубеже ХХ-ХХI вв. сформировалась новая мировоззренческая парадигма «теологии призвания», отличная от традиционного пятидесятничества. Учение о действии даров Св. Духа, как определяющего фактора успешной жизни верующего, сохранило свою важность, но уже перестало быть центральным, была пересмотрена роль человеческой деятельности в спасении. Личный религиозный опыт как основной критерий духовной зрелости уступил место Библии и принятому новому вероучению. Другими словами, успех духовной жизни стал находиться уже не в области личного опыта, а в свете общепринятых представлений и законов общины. Произошла догматизация харизматической идеи о «Боже-

ственном предназначении», которая рассматривала христианскую жизнь как постоянный процесс достижения максимума во всех сферах и личной, и общественной жизни.

4. Смена мировоззренческой парадигмы обусловила изменения в характере социальной деятельности верующих харизматов. Идеология харизматического движения и практика в виде социально ориентированной и просветительской работы в современном российском обществе стала способствовать формированию нового типа верующего, направленного на активное служение обществу, и планомерное развитие человека как личности во всех сферах его жизни.

Степень достоверности и апробация результатов. Основные положения диссертации были апробированы в ходе IV Научно-практической конференции «Правовые, исторические, культурологические, политические и социально-экономические исследования в контексте процесса глобализации общества. Российский и международный опыт» (Москва, декабрь 2014 г.) и Первой всероссийской научно-практической конференции «Религиозный фактор в социально-политической жизни современной России» (преодоление нетерпимости и экстремистских тенденций, Москва, июнь 2011 г.).

Структура работы. Диссертация содержит введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение и список литературы. Объем работы составляет 138 страниц, выполненных по стандарту машинописи. Список литературы включает 233 наименования, в том числе 54 на иностранных языках.

Феномен харизматизма в христианстве

Харизматическое движение является новым религиозным феноменом и требует таких методов исследования, которые позволили бы определить данное явление как религиозное сообщество. Теория М. Вебера «церковь–секта», которую впоследствии разработали Э.Трельч, Р.Нибур и другие исследователи, дала возможность классифицировать виды религиозных харизматических объединений России, проследить динамику и тенденции их развития.

М. Вебер при типологизации религиозных объединений выделил идеальные типы – секта и церковь. В своей книге «Протестантские секты и дух капитализма» он определил секту как добровольную организацию людей, объединенных одной религиозной идеей.4 Немецкий социолог считал, что такие критерии как отношение к «миру», способ членства и характер организационной структуры позволяют определить различия между церковной и сектантской организацией.

Этот подход в дальнейшем был разработан в труде Э. Трельча «Социальные учения христианских церквей и групп». Особенностью его подхода стало стремление обнаружить взаимосвязь видов социальной организации религиозных сообществ и их вероучения со взглядами на общество и отношения к нему.

Тип религиозной организации соответственно теории «церковь–секта» М.Вебера и Э.Трёльча определяется тем, как это сообщество относится к «миру». Церковь не противопоставляет себя социальному окружению, а стремится стать организацией, вовлекающей в сферу своего влияния все общество и все его со-4 Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма: избранные произведения. М., 1990. С.277. циальные институты. Идеология секты, наоборот, не принимает его, стремясь отделиться и в идеологической, и в общественной деятельности. Светская мораль осуждается, а к своим членам предъявляются более высокие нравственные стандарты, чем это требуется. Также ярко выражено отвержение светской культуры, образования, искусства, взамен которых предлагаются сформированные внутрисектантские ценности. Членство в секте предполагает обязательный разрыв прежних социальных отношений и формирование новых тесных личных связей между ее членами. Секта стремится достичь минимальных контактов с внешним миром.

Применение модели «церковь–секта» для анализа харизматического движения позволяет увидеть связь между социальной организацией, ее религиозными представлениями и ее отношением к обществу. Поэтому, учитывая задачи нашего исследования, основное место в дальнейшем будет уделено формированию идеологии харизматического движения, центром которого является понятие харизмы.

Сегодня термин харизма используется в разных социально-гуманитарных науках, особенно в социологии и психологии для разработки новых теорий политической власти и лидерства. Но к настоящему исследованию непосредственное отношение имеет понятие харизмы в его первоначальном значении, где делается акцент на религиозное содержание.

Харизма всегда была одним из фундаментальных вопросов христианской веры. В русском языке это понятие чаще употребляется как синоним слова благодать. При этом различные направления христианства никогда не имели единого представления и универсального понимания этого понятия. Свидетельством этому служит огромное разнообразие интерпретаций понятия харизмы и построенных на их основе богословских концепций, что и объясняет некоторую сложность при его определении.

М.Вебер дал научное понимание харизмы и применил его для определения типов политического господства. Также он использовал данное понятие при со 15

здании теории возникновения новых религий. В своей работе «Хозяйство и общество» он определяет харизму как качества человеческой личности и пишет, что понятие харизма «применяется к определенному качеству личности индивида, благодаря которому он отличается от обычных людей и воспринимается как обладатель сверхъестественных, сверхчеловеческих или исключительных способностей… Эти качества не свойственны обычному человеку, они приписываются божественному происхождению или воспринимаются как образцовые, благодаря чему индивид считается вождем». 5 По мнению М.Вебера, не важно, есть ли эти качества у личности на самом деле или просто приписываются ему. Применяя своё понимание харизмы для объяснения происхождения новых религиозных течений, Вебер опирается на толкование этого понятия как характеристику личности, не уделяя внимания собственно религиозным догмам, касающимся харизмы. Поэтому определение Вебера достаточно узко, чтобы проанализировать харизматическое движение как феномен в религиоведении.

Настоящее исследование рассматривает харизму как определенную область религиозных понятий в христианстве, и в частности протестантизме. Исходя из этого, понятие харизмы в работе будет рассматриваться не в свете религиозных мировоззрений, а в свете разных богословских учений. Таким образом ограничив область изучения данного понятия, перейдем к рассмотрению теологических теорий харизмы с помощью их ретроспективного анализа.

Производным от слова «харизма» является понятие «харизматизм». В отличие от первого, которое умозрительно, потому что основано на объяснении религиозных представлений и поэтому лежит за пределами эмпирического исследования, второе представляет собой явление, которое можно наблюдать и отнести к сфере религиозного поведения.

Харизматизм как религиозное движение в России

С 2005 года ведется благотворительная работа в районах Таймыра среди малочисленных народов. Прихожане и члены церкви участвуют в благотворительных акциях «Таймыр – наш общий дом» в поселках Дудинского, Усть-Енисейского и Туруханского районов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. В ходе акций раздается гуманитарный груз, собранный у жителей и организаций Норильска (одежда, игрушки, письменные принадлежности, средства гигиены, продукты питания и т.д.), проводится профилактическая работа против алкоголизма, детские программы, концерты для жителей поселков. За последние 5 лет акция проведена 5 раз. Благотворительной работой охвачено 7 поселков, раздается порядка 30 тонн гуманитарного груза.

С 2009 года совместно с автономной некоммерческой организацией "Позитивный вирус" прихожанами церкви проводятся антинаркотические программы в учебных заведениях Норильска, Дудинки, а также в поселках Таймыра. В 2009 году открывается благотворительная столовая в одном из районов города.

В 2001 году с благословения епископа «Церкви Божией» Александра Утякова начинает свою деятельность в составе РОСХВЕ церковь «Врата Небес». Руководит ею Руслан Суханов, через 3 года рукоположенный Утяковым в сан пастора. Епископ А. Утяков и теперь продолжает влиять как на развитие теологической базы в церкви, так и на саму церковь.

В 1997 году начинают проходить богослужения в религиозной группе «Церковь Завета», основанной супружеской парой Андреем и Анжеликой Онищенко. 19 ноября 2000 года местная религиозная организация христиан веры евангельской «Церковь Завета» г. Норильск регистрируется в Министерстве юстиции по Красноярскому краю. В ноябре 2001 года епископ Союза ХВЕП Виталий Максимюк рукополагает Андрея Онищенко в сан пастора. На сегодняшний день Церковь Завета входит в состав РОСХВЕ.

Наибольший рост харизматических церквей края приходится на период с 1998 по 2002 годы. Далее происходит замедление роста, причем наступает количественное уменьшение малочисленных общин. Одновременно происходит ин-ституционализация харизматических церквей – выстраивается четкая работа внутрицерковных отделов и служений, система организации и управления.

Процесс формирования организационной структуры церквей, как на севере края, так и на юге, в целом схож. Он отражает общую тенденцию развития харизматического движения в целом по стране. С конца 1990-х годов в российском харизматизме начинается процесс постепенной институционализации. Происходит формирование четкой структуры и поместных церквей, и централизованных организаций, формируется общепринятое вероучение и мировоззрение, присущее только российскому харизматизму, его традиции и практики.

Структуру харизматической церкви составляет так называемая «ячеечная система» – форма, традиционная для организации данных общин. Ее жизнеспособность обусловлена тем, что она достаточно органично развивается. Благодаря ей, верующих в церкви начинают связывать не просто похожие религиозные убеждения, но и дружеские отношения. Это вызывает у прихожан желание общаться вне церковного воскресного служения, которое и реализовывается в домашних группах. Поэтому именно межличностные контакты являются важнейшей составляющей успешного численного роста церкви. Для большинства прихожан личные контакты являются необходимым условием и главной причиной посещения церкви. Люди, не построившие по разным причинам отношения в общине, перестают посещать богослужения.

В каждой домашней группе или ячейке есть лидер и его помощник; оптимальное количество в группе обычно 12 чел. Целью домашней группы, помимо построения личных отношений, является дополнительное библейское обучение. Первой задачей лидера становится в располагающей атмосфере объяснить вос 84 кресную проповедь, если в некоторых моментах она была не понятна, выявить заблуждения в учении и направить мышление прихожан в правильное русло. Лидеры систематически обучаются, их работа координируется региональными лидерами и пастором домашних групп. Другой задачей домашних групп является интеграция новых людей в церковную среду: именно неформальная атмосфера ячейки позволяет легко строить дружеские отношения с неофитами и преподавать им основы вероучения.

Одно из преимуществ системы домашних групп заключается в том, что они проводятся всегда в разных местах города и объединяют людей разнородных социальных уровней. Когда людей одинакового социального статуса становится больше, в церквях обычно образуются специализированные группы: например, молодёжные группы, которые структурированы в отдельное молодежное служение со своим пастором; студенческие группы; группы, объединяющие бизнесменов и предпринимателей и пр. Ячеечная структура достаточно гибкая, что обуславливает такую форму проведения служений, которая максимально развивает личные контакты и дружеские отношения между прихожанами.

Опыт взаимодействия харизматических объединений с представителями региональной власти

На ранних этапах харизматического движения внекультовым видам деятельности не придается большого значения, потому что понятие «служить Богу» рассматривается, как необходимость проповедовать Евангелие, молиться и прославлять Бога. Но в дальнейшем это богословское представление трансформируется, вследствие чего происходит смещение акцента с теологии духовных даров на практическое богословие. На смену мистицизму, при котором успех является следствием божественной благодати в ответ на молитвы верующих, приходит всё возрастающее понимание, что судьба определяется осознанными решениями и действиями человека, основанными на его свободной воле. Идея «Божественного предназначения», в отличие от кальвинистской доктрины о предопределении и мирском призвании, говорит о праве отвергнуть божественную благодать или воспользоваться ею для достижения максимума во всех сферах личной и общественной жизни. На позднем этапе развития харизматического движения разные виды церковной деятельности, а также профессиональная, экономическая, социально-благотворительная работа в обществе становятся в один ряд и считаются служением Богу.

Особенности общественной деятельности харизматического христианства в Красноярском крае определены рядом факторов не только религиозного, но и социального характера. Идеологическая основа этой работы в крае строится на общих мировоззренческих тенденциях современного харизматического движения. Их развитие в 1990-е годы происходит в сложный переходный период в стране, когда большое количество людей переживает не только социально-экономический, но и духовно-нравственный кризис. В этой ситуации харизматы были способны решить ряд острых проблем общества.

В апреле 2014 года представители краевой власти посетили в Норильске Центр восстановления «Новое начало» для помощи и реабилитации алко- и наркозависимых. Это служение в 2007 году начала «Церковь Завета» г. Норильск. Для более эффективного взаимодействия с органами государственной власти члены и прихожане церкви организовали местную некоммерческую общественную организацию «Семья», в рамках которой с ноября 2008 года и действует Центр, созданы группы поддержки для их родственников.

Методика, разработанная служителями церкви для осуществления деятельности Центра, напрямую связана с уникальностью климатических условий и его месторасположением. Он находится в городе, вокруг которого на 100 км отсутствуют населенные пункты. Руководители Центра отказались от этапа полной изоляции реабилитантов от социума. Подобный подход предполагает ежедневный свободный личный выбор человека, предоставляет не изолированный, но альтернативный новый образ жизни, включающий в себя сознательное ограничение от общения с людьми, употребляющими наркотические вещества. Не изоляция от социума, а свобода уйти из Центра в любое время дает возможность ре-абилитанту сформировать личное желание жить и бороться с зависимостью каждый день.

Реабилитанты проживают группами (мужские и женские) в жилых квартирах, которые ранее были «варочными» точками, по правилам общежития. Квартиры являются собственностью самих реабилитантов и для совместного проживания предоставлены ими добровольно и безвозмездно. В будние дни с 07.00 до 19.00 реабилитанты все вместе находятся (дневной стационар) в отдельном помещении, в котором проходят программу реабилитации (духовные занятия, музыкотерапия, трудотерапия, тренинги, семинары и т.д.). Реабилитанты первого этапа приходят в Центр и уходят оттуда на квартиры для проживания в сопровождении наставников или их помощников (ходотерапия). Порядок и дисциплину в общежитиях обеспечивают наставники – реабилитанты, находящиеся на 2 этапе, а при их отсутствии – помощники наставников, реабилитанты, находящиеся на 1 этапе ремиссии не менее 4 месяцев. Изначально руководители Центра поставили своей целью не просто достижение длительной ремиссии и обретение свободы от нарко- или алкозависи-мости, а возвращение человека в социум и восстановление его как личности. Процесс реабилитации рассматривается не как достижение реабилитантом отказа от употребления наркотиков или алкоголя, а как процесс восстановления утраченных навыков к жизни, социальных связей, нарушенных человеческих отношений. Другими словами, цель прохождения реабилитации состоит в том, чтобы помочь бывшим нарко- или алкозависимым людям стать полноправными членами общества, иметь постоянное трудоустройство, длительно работать на одном предприятии, иметь семью, воспитывать детей, участвовать в социальной жизни города, стать гражданами, полезными для общества, вовлеченными в сферу социальной активности.

Уникальность данной методики состоит в том, что руководители Центра с первых дней реабилитации своих подопечных сознательно ограничивают помощь их родственников и не принимают оплату за реабилитацию. Этот подход обоснован убеждением служителей Центра в том, что это приносит вред реабилитанту в его становлении как личности. Программа направлена на выработку навыков брать ответственность за свою жизнь. Для этого большое внимание уделено процессу не только реабилитации, но и ресоциализации. Уже на первых этапах реабилитации бывшие наркозависимые вовлекаются в волонтерское движение.

Центр активно сотрудничает с Администрацией города, выполняя общественные работы по уборке и благоустройству территории города. Совместно с медучреждениями ведется медицинское обследование всех, кто находится в Центре, при этом ежемесячно все состоящие на учете в Наркологии проходят тест-контроль и отмечаются в УИИ.

Просветительская деятельность харизматических церквей

Харизматическое движение в протестантизме России, несмотря на относительную новизну, неоднозначность оценок этого духовного феномена среди религиозных деятелей, религиоведов и средств массовой информации, имея свои яркие отличительные черты, не просто сформировалось и стало узнаваемым, но заняло обширную нишу на конфессиональном поле нашей страны. За двадцатилетний период развития движения способность к быстрой модернизации и адаптации в организационном и идеологическом плане помогло харизматическим церквям распространиться во всех регионах страны и оказывать влияние как на различные сферы жизни общества, так и на его социальные слои.

Подводя итоги данного исследования и принимая за основу христианское понимание о харизме как действий Бога по отношению к человеку, мы можем определить суть харизматического опыта веры. По нашему мнению, – это опыт субъективного религиозного мировосприятия, который основан на понимании харизмы как особого воздействия Бога на человека, включающего в себя духовную, интеллектуальную, а также чувственно-эмоциональную составляющие, и выражен богословскими терминами и понятиями.

В связи с этим можно сделать заключение, что феноменом в христианском харизматизме является определенная индивидуализация религиозной жизни, основанная на восприятии особого влияния Бога на человека как личность и свободе верить и творить (производить деятельность), основываясь на своем личном религиозном опыте. Следствием этой внутренней свободы становится отказ воспринимать церковную организацию в качестве посредника в вопросах веры и получения благодати. Другими словами, харизматизм – это такой особый тип религиозности, который обусловлен субъективным харизматическим опытом веры индивида. Исходя из этого, можно сделать вывод, что уникальность харизматиз-ма в христианстве заключается в приоритете собственного религиозного опыта над традиционным, понимании харизмы как действий Бога, направленных на че 116 ловека, и вере в восприятие этих действий в личном опыте.

Харизматизм как религиозная форма свойственна и индивиду, и религиозной группе. Харизматическая группа – это люди, объединенные похожим религиозным опытом. Убеждения верующего, вытекающие из внутреннего опыта понимания действий Бога относительно поведения человека, и образовавшееся в результате этого религиозное сообщество, как правило, претерпевают институ-циализацию и догматизацию, вследствие чего возникает новая религиозная конфессия или организация. В 1980-1990 годы харизматическое движение начинает организационно оформляться, появляются именно харизматические религиозные объединения и организации.

Эту закономерность мы наблюдаем и в развитии харизматических церквей Красноярского края. Первый период развития движения начинается с конца 1980-х годов в результате появления модернистских тенденций среди радикально настроенных верующих, стремившихся освободить церковь от крайнего консерватизма в пятидесятничестве. Этому способствуют обстоятельства, о которых мы уже говорили: ослабление советской политической и идеологической систем, демократические преобразования в обществе, а также падение «железного занавеса» и, как следствие, появление западных миссионерских организаций в стране и их влияние. Догматизм и консерватизм пятидесятничества советского периода, их старые традиции, сформировавшиеся вследствие определенных исторических обстоятельств, не позволяют претерпеть обновление. Новое поколение пятидесятников, не знавших политических репрессий лично и ожидавших обновления, становится носителем радикальных тенденций, найдя поддержку своих устремлений в зарождающемся движении – харизматизме.

Второй период связан с институционализацией харизматического движения в России. Благодаря принятию в 1997 году ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» происходит организационное формирование движения: создаются крупные централизованные объединения, имеющие в своем составе и традиционные пятидесятнические общины, и харизматические организации. Кроме того, большое внимание последние начинают уделять построению внутрицерковной организации и управлению. Если на раннем периоде развития харизматические общины возникают стихийно и не имеют организации, то теперь происходит развитие системы церковных служений и отделов, управления и власти в общине. Как следствие, начинает развиваться их внешняя деятельность: возрастает социальная активность; расширяется спектр социально-благотворительной и культурно-просветительской деятельности; занимается активная общественная позиция в решении общегражданских задач.

В отличие от кальвинистской доктрины предопределения, харизматическая идеология делает акцент на свободе человеческого выбора и деятельности, при которой любой верующий может использовать дары благодати. Харизма – это уже не сила, непреодолимо ведущая человека к его предназначению, каковой она является у Кальвина, но это сила, с помощью которой человек может достичь максимума в том, что он сам выбирает, следую божественному откровению на свою жизнь.

Харизматическое учение об успешности подразумевает не столько материальный успех человека, сколько развитие и плодотворность во всех областях его жизни, что и рассматривается как служение Богу. И если на начальном этапе формирования харизматического движение понятие «служить Богу» больше понимается в духовном плане как необходимость молиться, прославлять Бога и проповедовать Евангелие, то на более позднем этапе это понятие расширяется и понимается как исполнение своего жизненного предназначения и служение в обществе. Любая деятельность, приносящая пользу этом мире, считается угодной Богу.

Харизматическая идеология в сфере социальной работы в отличие от пяти-десятнической заключается в том, что деятельность последних мотивирована чувством долга и необходимостью подтвердить самому себе и Богу свою веру. Этому в традиционном пятидесятничестве способствует августинианское представление о Божественной благодати – доступ к ней опосредован необходимостью добрых дел.