Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеи гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа Мирзаакбаров, Асадулло Махмудович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мирзаакбаров, Асадулло Махмудович. Идеи гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06 / Акад. обществ. наук.- Москва, 1991.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-3/1083-x

Введение к работе

Актуальность исследования. В решении задач революцион-юго обновления всех сторон жизни советского общества боль-іую роль играют прогрессивные традиции духовной культуры, іеотьемлемой частьо которых является идеи гуманизма и свободо-нелкя.

"Только точный знанием культуры, - говорил В.И.Ленин на 1 съезде комсомола, - созданной всем развитием человечества, олько переработкой ее можно строить пролетарскую культуру -еэ такого понимания нам этой задачи не разрешить .

Сегодняшнее осмысление духовной жизни нашего общества видетельствует о том, что мы за более чем семидесятилетний ериод не сумели в полной мере реализовать на деле ленинские цей. Кроме того, основательно забыли о том, что усвоенные ртсовкые ценности прошлого всегда служили своеобразным трам-пином для восхождения на новые высоты в духовной и культурам развитии народов. В результате нигилистического отноаения духовному наследие проплого были преданы забвению многие регрессивные идеи в духовной культуре народов навей страны.

Широко развернувшийся процесс демократизации советского 5шества вызвал небывалый взрыв духовной активности людей, зди хотят болыпэ знать о прошлом, настоящей и будущем своей граны и своего народа.

В Программной заявлении партии к ХХУШ съезду КПСС очень юевременно сказано: "На считаем необходимый использовать гчшие достижения человеческого разума .

Необходимость объективной оценки богатейшего культурно-і наследия прошлого была отмечена на ХХП съезде Компартии Уз-ікистана в политической докладе первого секретаря ЦК Компар-;и Узбекистана, президента Узбекской ССР Каримова И.А.: "Седая, в период гласности и перестройки, нам следует также «знаться, что ш слиэком предвзято относились к своему исто-

Ленин В.И. Поли.собр.соч. - Т.4І. - С.304.

Материалы ХХУШ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1990. - С.80-

- 2 -рическоыу прошлому, оценивая творческую деятельность выдающихся ученых и поэтов прошлого не с учетом реалий той эпохи, в которой они кили и работали, а исходя из вульгарных толкований современности. Их наследие служило и будет служить духовному развитию и обогащению народов Узбекистана, общечеловеческих ценностей. И мы сделаем все необходимое, чтобы довести их бесценное наследие до нашего народа и преаде всего молодежи" .

В настоящее время Коммунистическая партия Советского Союза уделяет большое внимание освоєнню и использованию культурного наследия, его ценностей, созданных человечеством в прошлые эпохи.

Актуальность темы исследования заключается, в том, что в современных условиях дискуссии между сторонниками религии и представителями материалистического мировоззрения о характере, сущности, истоках духовной культуры, о месте и роли в ней религии и атеизма приобретают острое политическое звучание.

В диссертации сделана попытка обосновать положение о том. что богатая духовная культура узбекского народа - результат подлинной творческой активности человека. Она возникла и развивалась на почве богатейшего наследия различных народов, населяющих Среднюю Азию.

На вполне согласны с выводами З.А.Тажуризиной, которая пишет: "Давно назрела проблема целостного исследования свободомыслия народных ыасс. Существует потребность в выявлении и последующем конкретном анализе свободомыслия в духовной культуре народов Востока.

Степень изученности проблемы. Советская историко-философская наука располагает значительным числом работ, в коториз рассматривается философское наследие народов мусульманского

  1. Правда Востока. - 1990. - 5 июня. - С.6.

  2. Тажуризина З.А. Идеи свободомыслия в истории культуры. -U., 1987. - С.220.

Востока и,в частности, народов Средней Азии1.

Данный вопрос анализируется также в научных трудах таких видных зарубежных ученых, как И.Гольдциер, А.Мюллер, А.Массэ и др.

В ряде работ советских ученых идеи гуманизма и свободомыслия Востока излагаются в контексте истории материализма и атеизма .

Бартольд В.В. Культура мусульманства. ПГ. 1918; Его же: Ислам. ПГ. 1918; Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. - м.,1960; Его же: Суфизм и суфийская литература. - М., 1965; Его же: Навои и Лжами. - и., 1965; Его же: Избранные труды. Т.4. - Ы.,1965: Его же: Очерки истории персидской литературы. - Л., 1928; Григорян С. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. -М., 1956; История философии. Т.І. - М., 1957; Конрад Н.И. Запад и Восток. - Я., 1972; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР. Т.І. - Ы., 1955.

Гольдциэр И. Лекции об исламе. "Брокгауз-Ефрон'', 1912; Шоллер А. История ислама с основания до новейших времен. Т.Ш. СПб. 1896; Ыассэ А. Ислам. - U., 1969. Алтынов м.А. Атеизм и социалистическая культура. - Ташкент, 1984; Арабская средневековая культура и литература. - М.А 1978; Атеизм и духовная культура. - Киев. 1985; Деков В.У. Религия и духовная культура общества. - ы., 1989; Жирмунский B.J. Адишер Навои и проблемы восточных литератур. В

сборнике: Литература в эпохи Возрождения. - М. ,1\ , А. Культура. Религия. Атеизм. - и., 1982; Из истории социально-философской мысли народов Востока. - Фрунзе, 1989; Йовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. - U., 1979; История литературы народов Средней Азии и Казахстана. - Ы., I960: Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. -М., 1962; Лившиц Г.П. Свободомыслие и атеизм в древности и средние века. - Минск, 1962; Материалы по истории прогрессивной общественно-философской мысли в Узбекистане. -Ташкент, 1957; Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - ы., 1979; Очерк истории средневекового материализма. - Ы., 1962; Рввуненкова К.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. - Н., 1988; Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения.-М., 1986; Соколов В.В. Средневековая философия. - И.,1979; Философское наследие народов Востока и современность. - Н., 1983; Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульман-ской культуры (УП-ХП вв). - И., 1971: Францев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. - М., 1959; Хайруллаев И. Эпоха Возрождения и мыслители Востока. - Ташкент,1971; Шахнович М.И. Происхождение философии и атеизма. - Ленинград, 1973.

В трудах А.Аликулова, С.Григоряна, А.Захидова, Р.М.Мад-жидова, И.М.Муминова, А.Сагадаева, С.Сатибековой, Ы.Хайрул-лаева рассматриваются проблемы формирования и особенностей развития гуманизма и свободомыслия в Средней Азии в период раннего средневековья. Труды этих ученых, представляя большой интерес, являются основой для дальнейшего развития исследований по проблеме развития гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа.

Для теоретического осмысления основной проблемы диссертационного исследования большой интерес представляют тайке научные труды Н.Аширова, А.И.Ионовой, С.Т.Калтахчяна, Г.Ы.Ке-римова, И.М.Ккчановой, А.Г.Цасловой, Д.Б.Микульского, Т.Стой-чева, З.А.Таяуризиной, Э.Г.Филимонова, И.Т.Фролова, В.К.Чалоя-на, Материалы круглого стола "Национальная культура и религия", проведенного институтом религиоведения и атеизма Академии 06-

I. Аликулов X. Освещение философского наследия среднеазиатских мыслителей ХІУ-ХУ вв. за рубежом //Философское наследие народов Средней Азии и борьба идей. - Ташкент, 1988. -С.100-124; Григорян С. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. - М., 1965; Его же: Великие мыслители Средней Азии. - Ы., 1958; Захидов А. Критика буржуазных интерпретаций свободомыслия народов раннесредне-вековой Средней Азии // Философское наследие народов Средней Азии и борьба идей. - Ташкент, 1988. - С.77-99; Над-жидов P.M. Преодоление религиозности в условиях перехода к социализму, минуя капитализм. -Душанбе, 1973; Ыуминов И.М. Избранные сочинения. T.I. - Ташкент, 1969; Его же: Выдающиеся мыслители Средней Азии. - Ы., 1966; Сагадаев А. Жизнерадостное свободомыслие Востока // Наука и религия.-1978. -JP 2. - С.28-32; Сатыбекова С. Гуманизм Аль-Фараби. - Алма-Ата, 1975; Хайруллаев М. Из истории критики религиозных учений и развития вольнодумных идей в Узбекистане. -Ташкент, 1962 (на узбекском языке); Его же: Культурное наследие и история философской мысли. - Ташкент, 1985.

цественных наук ЦК КПСС 16-17 января 1989 года .

Анализ имеющихся научных работ и источников позволил сделать автору вывод о том, что общие тенденции развития 'уманизма и свободомыслия народов Средней Азии с начала их зозникновения до ХУІ века, специфические особенности, характеризующие эволюцию самосознания узбекского народа, значение і духовном обновлении Узбекистана гуманистической традиции фояшого требует специального исследования. Серьезным пробе-юи в изучении данной проблемы является отсутствие специальных >абот, в которых идеи гуманизма и свободомыслия рассматривают-:я как взаимосвязанные составные части духовной культуры.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является історико-философский анализ возникновения и формирования идей уманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского на-юда с начала процесса феодализации до ХУІ века и выявление . ос места и роли в духовной жизни Узбекистана.

В связи с этим в диссертации определены ел едущие направ-ения исследования:

анализ гуманизма и свободомыслия как взаимосвязанных оставнше частей духовной культуры;

изучение социально-исторических, культурных и этнокон-ессиональных предпосылок формирования гуманизма и свободо-ыслия в духовной культуре узбекского народа;

поэтапный анализ дальнейшего развития этих идей в уст-dm народной творчестве, в идеологии народных восстаний, ис-эмеких сект и еретических движений средневековья, в различ-

. Аширов К. Гуманизм и ислам. //Гуманизм марксистского атеиз
ма. - Ы.,1981. - С.46-63; Ионова А.И. Ислам на современном
Востоке. - Ы.,1980; Калтахчян СТ. Марксистско-ленинская
теория нации и современность. - И.,19оЗ; Керимов Г.М. Аль-
Газали и суфизм. - Баку, 1969; Кичанова И.М. Идейные пози
ции и принципы международных организаций свободомыслящих
и гуманистов // Свободомыслие и атеизм в древно-

сти и средние века. - Минск,1973. - С.19-76: Маслова А.Г. Гуманизм атеизма - М.,1981; Микульский Д.В. Социальное учение исламского Возрожденчества. - Ы.,1990; Стойчев Т. Хтеистичны традиций на българския народ.-София,1973: Таяури-зина 3.А.Идеи свободомыслия в истории культуры.-М.,1987: Филимонов Э.Г.Баптизм и гуманизм.-и..1968; Фролов И.Т. О человеке и гуманизме.-И.,1989; Чалоян В. Армянский Ренессанс.-М.,1963.

ного рода (философских религиозно-идеалистических течениях Средней Азии;

выявление гуманистических идей в философском наследии выдащихся мыслителей Средней Азии;

анализ значения гуманистического наследия в духовной обновлении советского Узбекистана.

Научная новизна диссертации заключается в том, что автор, впервые в советской науке, рассматривает развитие идей гуманизма и свободомыслия в Узбекистане с начала процесса феодализации до ХУІ века.

В работе в связи с изучением идей гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа поставлены и отчасти ршены следующие проблемы:

рассмотрена проблема Восточного Ренессанса в целом и выявлена его роль в истории духовной культуры народов Средней Азии;

проанализированы исторические и культурные истоки формирования гуыанизиа и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа; показано их место и роль в идеологии народных восстаний; рассмотрены гуманистические и свободолюбивые мотивы в устном народном творчестве узбеков;

развито и обосновано мнение о том, что большинство сект и еретических учений, возникших внутри ислама, способствовали развитию идей гуманизма и свободомыслия; проанализированы идеи гуманизма и свободомыслия в суфизме и рассмотрено их влияние на развитие культуры и философии народов Средней Азии;

обосновано теоретическое положение о том, что идеи гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа развивались поэтапно:

I этап - с начала процесса феодализации до ХШ века, П этап - период ХШ-ХУІ вв.

- проанализировано гуманистическое содержание творчест
ва таких выдающихся мыслителей, как Рази, Фарабн, Бируии, Ибн-
Сина; рассмотрены некоторые тенденции процесса формирования
самостоятельной культуры узбекского народа и показаны характер

- 7 -ше особенности развития идей гуманизма и свободомыслия; зыявлены специфические черты гуманистического наследия Али-зера Навои;

- на современной материале показано значение и роль гу-тнистнческого наследия в духовном обновлении Узбекистана.

Практическая значимость исследования определяется тем, гто автор, анализируя роль и место использования гуманнсти-іеского наследия прошлого в духовном обновлении Узбекистана, іает критические оценки, выводы, высказывает соображения по юпросам эффективного использования этого духовного наслед-:тва. Материалы диссертации могут быть использованы при под-ютовке лекций, в спецкурсах по истории философии, свободо--ыслия и атеизма, религиоведения, истории культуры народов !редней Азии и Узбекистана, в факультативных курсах по изучении культурного наследия узбеков, в выполнении республиканкой программы "Наследие", при создании обобщающих трудов, освященных прогрессивной общественно-философской кнели народов Средней Азии.

Теоретической и методологической основой исследования [вились труды классиков марксизма-ленинизма, материалы съез-рв, пленумов ЦК КПСС, Программное заявление партии к ХХУШ гьезду КПСС "К гуманному, демократическому социализму", иате-иалы съездов, пленумов ЦК Компартии Узбекистана и другие ажнейшие документы партии и правительства по вопросам куль-урного наследия.

Они служили надежным научно-методологическим инструкен-ом в историко-философском осмыслении исследуемой темы.

В своем исследовании автор использовал танке труды совет-ких и зарубежных ученых» посвященные анализу духовной куль-урн, истории атеизма и свободомыслия, истории философской ысли народов Средней Азии, работы историков и литературове-рв по проблеме культурного наследия узбекского народа.

Источниковедческой базой диссертационного исследования вляются: труды мыслителей средневековья, творчество выдащнх-я представителей духовной культуры узбекского народа, устное

- 8 -народное творчестю узбеков, исгормкс—ли'е^шурные источника, написанные в дореволюционное и в особенности, в советское время. В работе использованы материалы идеологического отдела ЦК Компартии Узбекистана, Министерства культуры Узбекистана.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите группой рецензентов и Ученым советом Института религиоведения и атеизма Академии общественных наук ЦК КПСС. Основное содержание исследования опубликовано в сборнике АОН ЦК КПСС "Религиозное и национальное в духовной жизни и культурном наследии народов", брошюре "Идеи гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа". По проблемам исследования автор периодически выступал с лекциями на областных курсах повшения квалификации партийных и советских работников Андижанской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованных источников, документов и литературы.

Похожие диссертации на Идеи гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа