Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноконфессиональные процессы в современном Дагестане Гусаев, Магомедсалих Магомедович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гусаев, Магомедсалих Магомедович. Этноконфессиональные процессы в современном Дагестане : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.06.- Махачкала, 2000.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/41-7

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современные преобразования рос-ийского общества глубоко затронули все стороны социально-экономиче-кой и духовной жизни общества. Эти изменения в значительной степени бострили этноконфессиональные процессы в дагестанском обществе. Вмете с тем радикальные трансформации последнего десятилетия не привели в Іагестане к территориальному расколу, пересмотру границ, массовым воо-уженным столкновениям и кровопролитию. Иными словами, выраженная юлиэтничность и поликонфессиональность республики оказалась не фак-ором развала, а основой формирования устойчивой структуры внутрнполи-ических сил. Этническим и конфессиональным процессам, происходящим а последние годы в Дагестане, не удалось стать основными субъектами по-итической жизни.

Среди основных причин обострения этноконфессиональных и оциальных противоречий и общего ухудшения общественных настроений, режде всего, следует назвать негативные последствия кризисных явлений, хвативших российское общество. Они во многом обусловлены ухудшением кономического положения широких слоев населения, активизацией дея-ельности деструктивных сил, пытавшихся использовать трудности переодного периода.

Межнациональные и внутриобщинные противоречия на религиозной очве, сущность которых выражается в явном и латентном столкновении и противоборстве интересов и целей различных национальных групп, приоб-етают в настоящее время особую остроту. Этнические факторы, как убеди-ельно показывают события последних лет, оказывают большое влияние на тношения центра и регионов, межтерриториальные связи, на характер іежнационального общежития. Как показывает современная дагестанская ;рактика, любая проблема будь это экономическая, политическая или соци-льная, может в любой момент принять национальную окраску. В этих усло-иях, к сожалению, приходится констатировать, что в стране не выработана, плачивающая ее граждан, общенациональная идея. В определенной степе-и из-за этого те или иные противоречия в межнациональных отношениях в астоящее время проявляются в самой жесткой форме - межнациональному толкновению.

Наиболее остро межнациональные конфликты проявляются на Север-юм Кавказе. Об этом свидетельствуют военные действия в Чечне, длитель-ое противостояние между Северной Осетией и Ингушетией, межнацио-альное столкновение в Карачаево-Черкессии и т.д. Вместе с тем отличается арактерным своеобразием с точки зрения наличия здесь большого числа тносов и форм вероисповедания. Во-первых, Северный Кавказ является по-

лилингвистичным регионом, население которого принадлежит, по меньше мере, к трем языковым семьям. Во-вторых, он является поликонфессионалі ным регионом, где распространены крупнейшие религии - христианстве мщши_нуддііш. В-третьих, несмотря на этнолигвистические и этноконфе( сиональные разлитая^народс^щжого Кавказа много общих и богаты этнических традиций, носящих общерегиональньій~характер^і1^іаконец, четвертых, на Северном Кавказе важное место занимает этнопрофессионг лизм, который играет немаловажную роль в межэтнических отношениях регионе, особенно связанных, с миграционными процессами1.

С учетом этих особенностей, присущих всему северокавказскому ре гиону, а также с точки зрения выраженной этноконфессиональной толерані ности значительный интерес на современной этапе представляют этнокоь фессиональные процессы в одной из самых многонациональных республи Северного Кавказа- Республике Дагестан.

Прежде всего следует отметить, что в современном Дагестане причинг ми конфликтов на этно-конфессиональной почве стали противоречия, пс рожденные стремительной дифференциацией общества, эскалацией социалі ной напряженности, активизацией миграционных процессов, обострение] социальных противоречий.

Этноконфессиональная ситуация в Республике Дагестан в послед не десятилетие характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одно стороны на межнациональные отношения и ситуацию в религиозной сред стабилизирующе влияли традиционная этнокультурная близость народої общность их исторических судеб и тесная взаимная обусловленност экономической жизни, а также более равноправное национально представительство в органах власти и местного самоуправленш достигнутое в результате демократических перемен в государственно! устройстве. С другой стороны в условиях продолжительного нестабильног экономического положения и снижения жизненного уровня, незавершенное ти начатых преобразований, постепенно истощался запас прочност характерной межнациональной и религиозной солидарности общедагестанского единства.

В последнее десятилетие в дагестанском обществе произошли и прож ходят коренные изменения, оказавшие огромное воздействие на значителі ные слои религиозного населения. Религиозная жизнь в республике, отне шения между государственными органами и религиозными организациям!

Авксентьев А.В. О роли ученых в сохранении мира. //Северокавказский региоі Информационно-аналитический вестник Представительства Президента Российско Федерации в Республике Адыгея, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Респу( лике, Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае. - Ставрополь. - 1999, №1 (5).-С.37-38.

5 іроблематика этноконфессионального общения, а также ряд других не ме-іее актуальных вопросов, с учетом особой актуальности научного поиска в той сфере, отнесены к числу наиболее значимых вопросов. Всестороннее ісследование этих вопросов, в особенности в комплексе с проблемами меж-іациональньїх отношений приобретает все возрастающее значение в силу іроисходящих событий. При этом важно отметить, что в Дагестане этниче-кий и религиозный фактор всегда были тесно взаимосвязаны, а нередко и заимообусловлены.

Необходимо указать также на то, что в настоящее время достаточно ерьезно не изучен феномен этноконфессиональной толерантности даге-танского общества, которая не позволяла разрастаться отдельным противо-іечиям до уровня крупномасштабных конфликтов. Для более глубокого ізучения указанных проблем необходимо широко практиковать многопла-ювые и многоуровневые социологические исследования, отдельные резуль-аты которых, проведенные при непосредственном участии диссертанта, іркводятся в данной диссертации.

Таким образом, можно сказать, что актуальность настоящего днссерта-(ионного исследования обусловлена:

во-первых, необходимостью реального исследования состояния и дина-іики развития этноконфессиональных процессов, места и роли религиозно-о фактора в Дагестане, анализа и определения путей разрешения различных ипов межнациональных конфликтов в России, преодоления противоречий іа религиозной почве, и в особенности на Северном Кавказе;

во-вторых, обострением межнациональных и внутриконфессионаоль-іьіх противоречий и непосредственно связанной с ними конфликтогенной обстановки в Республике Дагестан, оказывающей непосредственное влияние іа безопасность личности и общества в целом;

в-третьих, недостаточностью теоретико-методологических и методиче-ких разработок проблем межнациональных отношений в Дагестане, путей їх развития, исследований, посвященных анализу причин религиозных конфликтов на теологической почве, форм и методов противодействия проявле-іиям религиозного и религиозно-политического экстремизма, а также для овершенствования методологии управления этими процессами.

Степень научной разработанности проблемы. При всем многообра-ии исследований в области теории и практики межнациональных отноше-[ий в Дагестане, а также посвященных роли религиозного фактора в совре-іенньїх общественных отношениях их число не в полной мере соответству-т степени актуальности проблем, возникающих в последние годы. Научных іубликаций в этой области, особенно с учетом современных тенденций в іазвитии этноконфессионального противоборства в дагестанском обществе, вно недостаточно. Рассмотрим наиболее интересные работы, в той или

или иной степени посвященные проблематике нашей диссертации.

Прежде всего, необходимо так же отметить, что значительное колич« ство социологических исследований посвящено различным аспектам фор мирования национального сознания и его влияния на поведение в межнг ТтиональныхчшнфлцщжМ^реди^па можно назвать исследования Абдулати пова Р.Г. , Авксентьева А.В^~А^еп7Ша~Т?ТВ7Т^РУ^юняна4С^^ го С.Н., Гасанов З.Т. , Сулнмовой Т.С. , Агеева B.C.7 и др.

Оценивая современный уровень развития отечественной науки в об ласти исследований теории и практики межнациональных отношений, ролі и места религиозного фактора в общественной жизни, необходимо отметить что цельная концепция, учитывающая специфику данных процессов в Даге стане, пока недостаточно разработана. Недостаточно четко, а иногда и про тиворечиво дается типология межнациональных конфликтов, некорректнь оценки причин их возникновения, способы регулирования и управления Кроме того, практически нет широких научных исследований по данноі проблематике на Северном Кавказе, являющегося зоной повышенной кон фликтогенности.

Однако в той или иной степени эти вопросы исследованы в ряде рабе последних лет. При работе над диссертацией были использованы труды та ких отечественных исследователей, как МА.Абдуллаев , А.В.Авксентьев9 З.С.Арухов',В.О.Бобровников,"

2 Абдулатипов Р. Г. Власть и совесть: политика, люди и народы в лабиринта>
смутного времени. М., 1994; его же: Авторитет разума, М., 1999.

3 Авксентьев А.В. Шаповалов В.А. Этносоциальные проблемы России. Ставро
поль, 1994;

4 Амелин В.В. Межнациональные конфликты в республиках Средней Азии иг
рубеже 80-90 голов. М., 1993.

5 Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, тео
рия, практика. Махачкала, 1998; его же: Формирование культуры межнационального об
щения в многонациональном регионе. //Педагогика, 1994, № 5.

6 Сулимоба Т.С. Национальные отношения: сотрудничество и противоречия. М, 1990:
ее же: Регулирование или разрешение? /Социальные конфликты в меняющемся россий
ском обществе. М., 1994;

Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

8 Абдуллаев hf.A. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестан XIX в. - М., 1968; его же: Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в.-М., 1987.

Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1984.

10 Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. - Махачкала, 1999; его же: //Народы Дагестана; его же: //Наш Дагестан; его же: //Мусульмане.

" Vladimir Bobrovnikov. Muslim Nationalism in the Post-soviet Caucasus: The Dagcstani Case. II Caucasian Regional Studies, Vol. 4, Issue 1,1999.

7
IB. Вагабов'^Н.М.Вагабов'^А.М.Васильев^Д.Е. Еремеев1 "\
і.Ф.Кисриев.16, М.Р.Курбанов,

'.М.Курбанов'7,Р.Г.Ланда'8,М.З.Магомедов' ,

,.В.Малашенко20,Г.В.Милославский~ ,Л.И.Медведко",Т.С.Саидбаев2\Н.А
!мирнов24,М.Т.Степанянць, Л.Ю.СюкияґінеіС6, К.М.Ханбабаев27,

і.Р.Шихсаидов28 и др.

В этих работах рассматриваются различные проблемы ислама и его poll в общественно-политической жизни на Северном Кавказе, в частности в [агестане, как в исторической ретроспективе, так и в современных усло-иях. В этих исследованиях анализируются различные проблемы теории и

12 Вагабов MB. Ислам и вопросы атеистического воспитания. - М.. 1994; его же: Ис-
ам и проблемы формирования атеистического мировоззрения молодежи. - Махачкала,
988. Ислам -мировая религия. - Махачкала, 1999. ~

13 Вагабов Н.М. Мусульманский конфессионалнзм в "прошлом и настоящем. - М,""
985.

14 Васильев A.M. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудитов в Ара- '
ии(1744/45- 1818). -М., 1967; его же: История Саудовской Аравии. - М., 'і 982, 1999,

15 Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990.

16 Кгкриее Э. Столкновение в селении Чабанмахи // Сеть этнологического монито-
инга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень. №2 (13). Май 1997 г.; его же:

17 Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. - Махачкала,
996.

18 Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм. //Вопросы истории. 1993. №1; его же: Ис-
ам в истории России. - М., 1995.

19 Магомедов М.З. Социализм и судьбы горцев. - Махачкала, 1976.

20 Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ,- М, 1996; его же: Исламское возрож-
ение в современной России. —М., 1998.

21 Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире.-М., 1991.

22 Медведко Л.И. Германович А.В. Именем Аллаха: Политизация ислама и нсламиза-
ия политики. - М., 1988.

23 Саидбаев ТС. Ислам и общество. -М., 1993.

24 Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. —М., 1963.

25 Степанянц М. Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Восто-
ї -М., 1974; ее же: Мусульманские концепции в философии и политике (ХІХ-ХХ вв.). -
1., 1982; ее же: Философские аспекты суфизма -М., 1987.

26 Сюкияйнен Л.Ю. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М., 1986.

27 Ханбабаев К.М. Религии в истории Дагестана. //Гуманитарные науки и новые тех-
ологии образования. -Махачкала, 1998. -С. 185-190; его же: Ислам в духовной и обше-
гвенной жизни народов Дагестана. //Наука и социальный прогресс. - Махачкала, 1997. -
'. 61-63; его же: Мусульманские идейные течения в современном Дагестане. //Наука и
олодежь. Сб. ст. молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. - Вып.II.
Махачкала, 1999.-С. 47-69.

28 Шгасаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (V1I-XV вв.). -Махачкала, 1969;
«.также: Шгасаидов А.Р., Айтоеров Т.М., Оразаее Г.М.-Г. Дагестанские исторические
эчинения. ~М., 1993.

8 практики ислама, прослеживается степень влияния религиозных идей на общественные отношения в тех или иных исторических условиях.

Российский исследователь В.О.Бобровников рассматривает в своей работе национальное устройство Дагестана, объясняет устойчивость советских институтов и ценностей в Дагестане 1990-х годов. Он выявляет в данном исследовании определенную связь между сохранением этих структур и подъемом мусульманского национализма в последние годы29. В другой его работе' проанализирован дагестанский вариант этнических миграций в после-советской России. На примере Дагестана в ней изучено соотношение на Северном Кавказе общероссийских и региональных миграционных потоков. Впервые проведенное им специальное исследование динамики этнических миграций в Дагестане 1989-1995 гг. показывает перспективы их дальнейшего развития и возможного влияния на безопасность личности, этноса и государства в многонациональном кавказском регионе.

Пристальное внимание роли и месту политического ислама в событиях на Северном Кавказе, сращиванию его с деятельностью организаций наиболее экстремистского направления уделяет в своей работе З.С.Арухов . Проблемам возрождения ислама в России посвящена работа А.В.Малашенко . Анализа состояния и перспектив развития ислама в современном Дагестане и его влиянии на формирование культуры касаются в своей работе М.Р. Курбанов и Г.М.Курбанов 3. Эти и другие проблемы в той или иной степени подробно рассматриваются и в ряде сборников34. По данной проблематике использовались и некоторые публикации в республиканской и центральной российской прессе35.

Vladimir Bobrovnikov. Muslim Nationalism in the Post-soviet Caucasus: The Dagestani Case. //Caucasian Regional Studies, Vol. 4, Issue 1,1999. - С 29-36.

30 Бобровников В. Этнические миграции и проблемы безопасности в Республике Даге
стан. //Кавказские региональные исследования. Т. 2, Вып.1, 1997.-С. 42-48.

31 АруховЗ.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики.

32 Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. М: Московский
Центр Карнеги, 1998.

33 Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре Дагестана. Махачкала, 1996.

34 Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. - Грозный. 1992; Ислам в СССР. Особен
ности процесса секуляризации в республиках Советского Востока. - М., 1983; Ислам в
современной политике стран Востока (конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). - М., 1986;
Ислам: Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. ст. -М., 1985; Ислам и
политическая борьба в странах СНГ. М., 1992; Ислам в России и Средней Азии. -М.,
1993; Ислам в Дагестане. Межвуз сб. научно-темат.ст. -Махачкала, 1994; Ислам. Энцик
лопедический словарь. -М., 1991; Ислам. Религия, общество, государство. - М., 1988;
Социально-политические представления в исламе. - М., 1987; Чеченцы: история и совре
менность. - М., 1996 и др.

35 См. напр.: Максаков И., Сергеев Д. Соотношение исламских движений Дагестана
//НГ-Религии. Н«Ъ (14). Март 1998 г.; Ротарь И. Организаторы теракта в Буйнакске обе-

9 В диссертации использованы труды таких зарубежных исследователей, как А.Беннигсен Ч.Лемерсье-Келькаже, С.Е.Уимбуш, М.Гаммер, Дж.С.Тримингэм" , ряда мусульманских авторов. В них раскрывается роль ислама в истории народов Северного Кавказа, а также излагается позиция теоретиков ислама относительно целей и задач исламской веры в современных условиях. Кроме того, при работе над диссертацией использовались работы российских и зарубежных авторов по проблемам этносов, этнических конфликтов и исламского фундаментализма в Кавказском регионе, опубликованные на иностранных языках, как отдельными изданиями, так и в сборниках исследовательских институтов за рубежом37.

щают продолжить войну. Джихад в Дагестане поддерживают так называемые салафиты //Независимая газета. №13 (1584). 29.01.1998.; Ротарь И. Независимый Дагестан жизненно важен для Чечни. Роль экспортера "исламской революции" отведена салафитам // Независимая газета. №23 (1594). 12.02.1998.

36 Bennigsen, Alexandre. Les Mouvements Nationaux Chez les Musulmans de Russie. P., 1960. Bennigsen, Alexandre. The Islamic threat to the Soviet State, London [Engl.]: Croom Helm, 1983. Bennigsen A., Lemercier-Qaelquejay Ch. Islam in the Soviet Union. - L., 1967. Bennigsen A., Wimbush S.E. Mystics and Commissars. Sufism in the Soviet Union. - L.-A., 1985; Гаммер M. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. -М.,1998. Пер. с англ.-М., 1998; Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ.-М.: Наука, 1989.

37 См. например: Abdullaev N. Wahhabism: the Real Enemy or Just a Convenient Target for Daghestan's Leadership? //IEWS Russian Regional Report, vol.3, no.7, 19 February 1998; Amstuts M.R. An introduction to political science: the management of conflict. Scott., 1982; Armstrong J. A. Nations before nationalism.Chapel Hill, 1982; Bobrovnikov V. The Republic of Dagestan in Spring 1995: Soviet Legacy and National Tensions in War Report: Special Issue on the Caucasus, London; его же: Nationalism and Soviet Traditions in the Muslim Villages of Dagestan. Helsbki, WIDER, 1993; его .же: The Islamic Revival and the National Question in Post-Soviet Dagestan. //Religion, State and Society. 1996, Vol. 24, No 2/3; Brubaker R. Nationalism Reframed. Nationhood and the National Question in the New Europe. Cambridge University Press, 1996; Chechnya Repeats Territorial Claims on Daghestan, II RFE/RL Newsline, vol. 1, no, 182, part 1, 18 December 1997; Clines F. Islamic Militancy along Russia's Rim Is Less Than a Sure Bet II New York Times, February 9, 1992; Colarusso J. The Ethnic Threats to the Casucasian Pipelines. //Caspian crossroads magazine, 1997, Volume 2, Issue No.4; Davitashvili Z. The Ethnopolitical Situation in the Caucasus and the Problem of Oil Transportation. //Caspian crossroads magazine, 1996,Volume 2, Issue No.2; Esposilo J and Piscatori P. Democratization and Islam. //Middle East Journal 45, №3 (Summer. 1991); Fuller G. Islamic Fundamentalism: No Long-Term Threat. //Washington Post, January 13, 1992; его же: Geopolitcal Dynamics of the Caspian Region. //Caspian crossroads magazine, 1997, Volume 3, №2; Henze P. Boundaries and Ethnic Groups in Central Asia and the Caucasus: Cause of Conflict and Change?//Caspian crossroads magazine, 1997, Vol.3. №1; Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley & Los Angeles: University of California Press, 1985; Hroch M. Social Preconditions of National Revival in Europe. Cambridge. 1992; Hidings J. Is There a Future for Reform in the Caspian Basin? //Caspian crossroads magazine. 1997, Volume 2, Issue №3; Islamic Resurgence Sweeps Soviet South II Wall Street Journal. October

Актуальность проблемы исследования и состояние ее научной разработанности оказали влияние на выбор темы диссертации, определили ее цели и задачи.

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать этно-конфессиональные процессы в современной Дагестане, выявить социально-политические, экономические истоки и иные факторы, влияющие на воз-. никновение противоречий межэтнической и религиозной среде, определить перспективы их преодоления.

Задачи исследования в соответствии с целью диссертации заключаются в следующем:

дать общую характеристику своеобразной и сложной этноконфес-сиональной структуре традиционного дагестанского общества;

выявить особенности межнациональных и внутриконфессиональ-ных процессов в Дагестане на современном этапе;

обосновать методологические подходы к анализу межнациональных конфликтов и противоречий в религиозной среде, имеющих место в Дагестане;

определить типологию и характер конфликтов на этноконфессио-нальной почве в условиях Дагестана;

9, 199; Kisriev A, Ware R. New Dangers in Daghestan. //Central Asian Survey, vol. 16, №3, September 1997; Kvarchelia L. Georgia-Abkhazia Conflict: View from Abkhazia. //Hill Fiona (ed.) The Caucasus and the Caspian: 1996 Seminar Series. Vol. II. Cambridge, Mass.: Harvard University, J.F.Kennedy School of Government, 1996; Link W. Der Ost-West-KLonflikt. Die Organisation der internationalen Beziehungen. //Stuttgart: Kohlhammer, 1980, 20 Jahrhundert; MacFarlane S., Minear L, Shenfield D. Armed Conflict in Georgia: A Case-study in Humanitarian Action and Peacekeeping. Occasional Paper of the Watson Institute. Providence: Brown University, 1996; Mitchell C.R. Asymmetry and Strategies of Regional Conflict. HZartman UP'., Kremenyuk V.A. Cooperative Security. Reducing Third World Wars. Syracuse, N.Y.: Syracuse University Press, 1995; Nodia G. Nationalism and Democracy. //Diamond L., Plattner Af.F. Nationalism, Ethnic Conflict, and Democracy. Baltimore & London: The Johns Hopkins University Press, 1994; Proposals of Georgia on the Status of Abkhazia, Georgia. United Nations. Security Council Document S/1996/165. 5 March 1996; Perlmutter A. Wishful Thinking about Islamic Fundamentalism. //Washington Post, January 19, 1992; Rangarajan L. The Limitation of Conflict. A Theory of Bargaining and Negotiation. London: Croom Helm, 1985; Rotar I. Daghestan on the Brink of War: Moscow and Grozny Fight for Influence in the Republic. //Prism, vol. Ill, №17, part 2; Ruban L. The Characteristic of the Geopolitical Situation in the Caucasus and the South of Russia in the Context of Global Security. Institute of Socio-Politieal Research, Russian Academy of Sciences; Smith A.D. Theories of Nationalism. London, 1979; Hobsbaurn, E.J. Nations and Nationalism since 1730. Cambridge, 1990; Zartman I.W. F.lusive Peace. Negotiating an End to Civil Wars. Washington D.C.: The Brookings Institution, 1995.

выявить степень и формы взаимовлияния этнического и религиозного факторов на рост национального самосознания народов Дагестана;

дать социологический анализ состояния этноконфессиональьых процессов в Дагестане, определить тенденции и перспективы развития;

- определить возможные пути преодоления напряженности в
межнациональных и внутриконфессиональных отношениях в условиях Да
гестана.

Научная новизна исследования состоит в следующем: - раскрыта сущность и природа этноконфессиональных процессов в Республике Дагестан в современных условиях;

выявлены специфика полиэтничности дагестанского общества, отдельные причины и характер этноконфессиональных противоречий между различными этносами и религиозными течениями в исламе;

дана типология и показаны основные особенности этноконфессиональных конфликтов в Дагестане;

определены роль и влияние ислама на общественно-политическую ситуацию в Дагестане;

использованы источники на иностранных языках, позволяющие судить о довольно широкой теоретической исследовательской базе, посвященной этническим и религиозным конфликтам среди кавказских, и в частности дагестанских народов, их конкретных идейно-политических ориентациях;

показаны некоторые причины зарождения, а также характер и особенности проявления идей религиозного экстремизма в условиях современного Дагестана.

Объект исследования - состояние и перспективы развития этноконфессиональных процессов в Дагестане.

Предмет исследования - политические и социально-экономические факторы, влияющие на состояние и динамику развития межнациональных и внутриконфессиональных процессов в Дагестане.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистическая теория познания, комплекс общенаучных положений и методов изучения социально-политических, этнических и религиозных процессов.

Важным методологическим положением, примененным в данном исследовании, является принцип конкретно-исторического подхода к анализу этноконфессиональных процессов, в соответствии с которым развитие этносов в Республике Дагестан и усиление влияния религиозного фактора на общественное сознание рассматривается в рамках определенного социально-ясторического контекста, с учетом особенностей общественно-политической и социально-экономической обстановки.

В качестве теоретических основополагающих принципов были исполь-

12 зованы идеи и концепции отечественных и зарубежных ученых по проблемам социальных и национальных конфликтов.

Эмпирическую базу настоящего диссертационного исследования составили материалы текущей федерального и республиканского законодательства, связанные с целью данного исследования; документы государственных органов Республики Дагестан; материалы конкретных социологических исследований, проведенных в том числе и Министерством по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан.

Научно-практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов и выводов в совершенствовании системы управления, регулирования и преодоления этноконфессиональных противоречий. В диссертации даны практические рекомендации, позволяющие провести необходимую коррекцию механизмов государственного исследования и регулирования этноконфессиональных конфликтов. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в рамках учебных курсов «Философия религии», «Основы религиоведения», «Конфликтология», «Социология национальных отношений», «Социология управления».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора, докладывались на республиканских, всероссийских и международных конференциях в России, Азербайджане, Грузии, США, Франции, Швейцарии, Израиле, вошли в структуру монографии . Диссертация обсуждалась на кафедре основ религиоведения Дагестанского государственного университета.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.