Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв. Мезенцев Иван Валерьевич

Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв.
<
Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв. Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв. Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв. Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв. Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв. Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв. Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв. Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв. Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв. Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв. Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв. Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв. Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв. Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв. Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мезенцев Иван Валерьевич. Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв.: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.14 / Мезенцев Иван Валерьевич;[Место защиты: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова], 2016.- 189 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. Сопоставление философских традиций Запада и Востока, а также осмысление позиций отечественной мысли в истории религиозной философии неизменно сохраняют свою актуальность. Существенный вклад в развитие данной тематики может внести изучение православно-теистической интерпретации католической философии дореволюционной духовно-академической традиции. Внимание к духовно академической философии данного периода обусловлено, с одной стороны возрастанием интереса к исследованию русской религиозной метафизики современной истории философии и философии религии, и, с другой стороны, качественной постановкой религиозно-философского дискурса и научно-педагогической деятельности в самих духовных академиях. Восполнение пробелов в понимании внутреннего многообразия русской православно теистической мысли будет формировать целостное, связное дифференцированное понимание исторического процесса развития религиозной философии в России (для которой, согласно удачному выражению А.В. Черняева, характерны «парадоксы преемственности»1), а также содержательно восполнять состояние философского и философско-религиозного дискурсов в наши дни. Изучение православно-теистической оценки католической метафизики – классики западноевропейской мысли – позволит глубже осмыслить мировоззренческую специфику русской религиозной философии и глубже проникнуть в традицию русского понимания сущности религиозной культуры Запада.

Православно-теистическая мысль в духовно-академической среде дореволюционного периода представляет собой особую религиозно-философскую традицию, в которой на базе православной культуры осуществлялись не только трансляция теологического содержания, но и чисто спекулятивная проработка различных мировоззренческих вопросов при помощи строгого рационального инструментария с применением принципа «методологического сомнения» даже по отношению к базовым основоположениям христианской религии (бытие трансцендентного и персонифицированного Абсолюта, нематериальность и бессмертие души и т. д.). Духовно-академическая философия как традиция глубокой рационализации представлений о мире представляет собой разновидность теистического мировоззрения, которая может быть поставлена в один ряд с пантеистическими, панентетическими, деистическими и проч. движениями мировой мысли. Концептуальным центром духовно-академической философии является идея персонифицированного и трансцендентного Абсолюта, осмысленного по-философски, помимо строго теологического обоснования, а также проблема отношения Абсолюта с миром и пояснение структуры телесно-духовного бытия человека. Духовно-академическая мысль (как и классическая католическая

1 Черняев А.В. «Разрывы и связи»: проблема преемственности в русской философии // Вестник славянских культур. 2015. №3. С.33.

философия) может быть в известном смысле определена как разновидность религиозной метафизики, претендующая на рациональное осмысление сверхчувственных принципов бытия мира, составляющих его внутреннюю архитектонику.

Изучая оценку католической философии в духовно-академическом теизме, имеет смысл сосредоточить внимание на интеллектуальной активности отечественных авторов на рубеже XIX и XX вв. А.В. Черняев говорит о том, что, в целом, до втор. пол. XIX в. русской философии была присуща «определенная институциональная слабость»2, тогда как, по его мнению, «идейную платформу» выдающихся духовных мыслителей XIX — нач. XX вв. «можно назвать прогрессивной»3.

По указанию же Б.В. Емельянова, 90-е гг. XIX – нач. вв. можно воспринимать как самобытный этап становления духовно-академической философии4. Внимание к данному периоду обусловлено тем, что, во-первых, к этому времени духовно-академическая мысль прошла почти 300-летний путь своего развития, накопив значительный опыт в деле осмысления римо-католической философии. Это позволило духовно-академическому теизму, во-вторых, углубить степень критической авторефлексии над конфессиональной спецификой своего религиозно-философского пути, начиная от своих схоластических истоков XVII в. Как известно, именно католическая схоластика фундировала научно-педагогический процесс в начальный период становления первых духовных академий на Руси, которые создавались для усиления интеллектуальной мощи православия. В-третьих, с высоты XIX - нач. XX вв. православные теисты имели возможность рассмотреть развитие римо-католической метафизики в значительной исторической ретроспективе, соотнося средневековый схоластицизм с состоянием католической философии в Новое время. В-четвертых, именно со втор. пол. (особенно - с конца) XIX в. и вплоть до закрытия духовных академий православно-теистическая традиция активизировала оценку католической мысли и философски углубила ее, развивая формат этой оценки под влиянием тех изменений, которые происходили в католическом мире во втор. пол. XIX - нач. XX вв. Продолжатели духовно-академической традиции в послереволюционную эпоху нередко характеризовали период рубежа XIX - XX вв. как попытку радикального освобождения православно-теистической мысли от «латинского пленения (засилия)», которое своими корнями восходит к самому началу становления духовных академий5.

  1. Там же. С. 32.

  2. Черняев А.В. Русское богословие: в поисках собственной парадигмы // Вопросы философии. 2013. №8. С. 134.

В этой связи необходимо отметить, что исследователи русской религиозно-философской традиции по сей день стоят перед задачей корректной и обстоятельной научной оценки степени латинского влияния на философскую мысль духовно-академических мыслителей. Как в научной, так и в популярной

  1. Емельянов Б.В. Три века русской философии, XIX век. Екатеринбург, 2011. С. 279.

  2. См.: Мезенцев И.В. Влияние римо-католицизма на становление русской духовно-академической философии в дореволюционный период в оценке православных мыслителей // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2015. - №1(31). – С.117-129.

литературе эта историко-философская проблема по сей день получает различные, а иногда и противоречивые решения. Некоторые исследователи, жестко противопоставляя католицизм и православие, полагают, что в дореволюционный период духовно-академический теизм находился под гнетом «латинского засилия», которое блокировало путь для разработки самостоятельной философии и для развития альтернативной католицизму восточнохристианской мысли. Другие авторы в решении данной проблемы склонны нивелировать противостояние между «духом» латинской схоластики и содержанием конфессиональной славяно-византийской мысли, полагая, что духовно-академический теизм при помощи инославного влияния сумел облечь православное мировоззрение в особую форму, что сообщило отечественной теистической традиции предельную степень наукообразия. Встречаются также мнения о том, что изучение духовно-академической философии бесперспективно для развития философского и философско-религиозного дискурсов по причине богословской тенденциозности русской конфессиональной метафизики, ее умозрительной несамостоятельности и скованности образцами латинского и византийского происхождения. По мнению А.В. Черняева, именно «знакомство с фактурой» должно

о о

способствовать преодолению «стереотипного представления — схоластичности и ретроградности русского дореволюционного академического богословия»6. С.В. Пишун отмечает: «Необходимо разобраться на уровне философской конкретики, в каком отношении находились православная персонология и западноевропейская схоластика»7.

Итак, актуальность настоящего исследования для развития современного философского знания можно представить в виде следующих позиций:

1) Православно-теистическое отношение к римо-католической
философии представляет собой частный (но, тем не менее, значительный)
случай историко-философского и религиозно-философского анализа
западноевропейской мысли, что являлось (и остается по сей день) столь
значимым для русской религиозной философии и, в целом, для русской
культуры.

2) Результаты данного исследования значимы для развития историко-
философской и религиоведческой компаративистики, так как через
парадигмальный анализ католической философии духовно-академические
мыслители приближались к пониманию специфики западноевропейской
философии в целом, ее пути, детерминант и философских констант, а также к
пониманию специфической архитектоники религиозной философии Западной
Европы. В свою очередь, изучение того, как православные академисты
осмысляли римо-католическую философию, дает представление о специфике
религиозно-метафизического конструирования в рамках духовно-
академической традиции.

  1. Черняев А.В. Русское богословие: в поисках собственной парадигмы // Вопросы философии. 2013. №8. С.134.

  2. Пишун С.В. Православная персонология и духовно-академическая философия века. М., 1996. С.82.

3) Очевидно, что изучение отношения того или иного идейного
направления Нового времени к средневековой философской схоластике
позволяет во многом определить специфику мировоззренческого
позиционирования данного течения на арене новоевропейской религиозной
философии. Таким образом, исследование специфики православно-
теистической интерпретации помогает понять «расположение» русской
духовно-академической философии рассматриваемого периода в ряду иных
религиозно-философских направлений Нового времени. Также настоящая
работа позволит сопоставить опыт развития и преодоления средневековой
схоластики в отечественной и западноевропейской религиозных культурах.

4) Данное исследование позволяет конкретизировать и дифференцировать
представления современных исследователей религиозной философии о
внутреннем развитии духовно-академической традиции как значимого
направления в истории отечественной мысли. Настоящая работа призвана
внести вклад в прояснение вопроса о развитии умозрительной
самостоятельности православно-теистической философии, уточнить суждения
о характере влияния религиозно-философских образцов восточно- и
западнохристианского происхождения на становление конфессиональной
метафизики в России.

5) Также данное исследование способствует осмыслению русской
духовно-академической философии на линии развития восточнохристианской
(прежде всего, византийской) метафизики, которая, как известно, вступила в
серьезную мировоззренческую конфронтацию с философским дискурсом
западнохристианского происхождения. Учитывая тот факт, что православно-
теистическая оценка римо-католической философии есть, в сущности, оценка
христианизированного аристотелизма (в томизме) и платонизма (в
средневековых августинизме и мистицизме), настоящее исследование позволит
определить характер преломления аристотелизма и платонизма в религиозной
мысли духовно-академического теизма (что, в идеале, требует сопоставления с
аналогичными синтезами аристотелизма и платонизма в католической и
византийской культурах). Настоящее исследование, помимо прочего, призвано
развить понимание глубокого суждения С.С. Аверинцева о том, что в русской
культуре «встреча» с Аристотелем, в отличие от Платона, «так и не
произошла»8. C.С. Аверинцев демонстрирует «встречу» с Платоном на примере
мыслителей Древней Руси, мировоззренческих интересов шеллингианцев, Ф.И.
Тютчева, В.С. Соловьева, В.Ф. Эрна, о. Павла Флоренского. В данной же
работе проблема «встречи» с Платоном и Аристотелем в русской религиозной
мысли будет рассмотрена на базе духовно-академической философии.

Очевидно, что взаимодействие конфессиональных философий в пределах русской мысли представляет собой широкое поле для различных религиозно-философских исследований. Традиция критической оценки римо-католической философии с позиций православной метафизики представляет собой значительный исторический срез философского развития отечественной

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской культурной традиции. М., 1996. С.328.

культур , достойн й научного изучения, так как католическая сль во многом конституировала интеллектуальные движения в русской религиозной культуре рассматриваемого периода. Также изучение духовно-академической интерпретации католической мысли позволит глубже осмыслить религиозные процессы, происходящие в русской культуре кон. XIX – нач. XX вв., и понять структуру межконфессиональных дискуссий данного периода. Настоящее исследование призвано внести вклад в изучение философской составляющей религиозного опыта западного и восточного христианства и в прогнозирование перспектив взаимоотношений религиозно-философских традиций западнохристианского и восточнохристианского происхождения.

Степень научной разработанности проблемы. Базисом для изучения межконфессиональных дискуссий православия и католицизма в изучаемый нами период развития русской религиозной культуры являются работы по различным аспектам средневековой мысли (А.Ф. Лосева, А.Я. Гуревича, С.С. Аверинцева, В.В. Соколова, А.Н. Чанышева, П.П. Гайденко, Г.Г. Майорова и мн. др.), а также по истории религиозной философии в России (Э.Л. Радлова, Н.О. Лосского, В.В. Зеньковского, Г.Г. Шпета, Г.В. Флоровского, Д.С.Лихачева, В.С. Горского, В.В. Бычкова, М.Н. Громова, А.Ф. Замалеева, И.И. Евлампиева, С.В. Перевезенцева, Б.В. Емельянова и мн. др.).

Необходимо отметить, что отношение православных теистов XIX - нач. XX вв. к католической философии в настоящее время не изучено в должной мере. Мы располагаем либо результатами фрагментарного анализа данной тематики, либо суждениями общего характера без опоры на результаты подробного, всестороннего и системного исследования. Отсутствие попыток целостного рассмотрения указанной проблемы, очевидно, обусловливает наличие разнообразных мнений о характере концептуального отношения духовно-академического теизма к римо-католической философии. Авторов, так или иначе затрагивающих заявленную тематику, можно разделить на две группы. С одной стороны, это православные мыслители русского зарубежья и продолжатели духовно-академической традиции в послереволюционный период. В сочинениях данных авторов, как правило, ставится вопрос о характере «латинского влияния» в отечественной православно-теистической мысли и высказываются суждения о ее отношении к латинской философии в кон. XIX - нач. XX вв.

С другой стороны, заявленного вопроса касаются светские исследователи постсоветского периода (С.В. Пишун, М.В. Шумейко, И.В. Гунькин, В.Ю. Пинчук, В.Е. Луценко, Е.П. Красотин, А.Э. Барсегова). С.В. Пишун отмечает некоторые аспекты православно-теистического отношения к средневековому схоластицизму и мистицизму по вопросам персонологии, антропологии и этики9. М.В. Шумейко сравнивает постановку проблемы Абсолюта в западноевропейской схоластике средних веков и в духовно-академической

9 Пишун СВ. Православная персонология и духовно-академическая философия века. М, 1996. 431 с.

а к

эстетического к средневековой философской схоластике15. Отчасти рассматриваемую нами тематику рассматривает А.В. Ермолин

философии10. И.В. Гунькин рассматривает православную философскую онтологию в отношении к философии средневековья11. В.Ю. Пинчук обозначает отношение «отечественной ортодоксально-философской традиции и метафизической психологии XIX в. к философии средневековья»12. Е.П. Красотин рассматривает православный теизм в сопоставлении с философией средневековья, определяя истоки философствования в Киевской духовной академии13. В.Е. Луценко затрагивает тему духовно-академической интерпретации философии католического спиритуализма14. А.Э. Барсегова касается вопроса об отношении русской духовно-академического понимания

Объектом диссертационного исследования является философское наследие представителей русского духовно-академического теизма втор. пол. XIX - нач. XX вв.

Предметом данного исследования является философское отношение представителей духовно-академического теизма кон. XIX - нач. XX вв. к римо-католической философии.

Цели и задачи исследования. Цель данного исследования - определить специфику осмысления римо-католической философии представителями русского духовно-академического теизма кон. XIX - нач. XX вв.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Шумейко М.В. Абсолют как категория религиозного сознания в русской духовно-академической философии XIX века: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. Владивосток, 2006. 217 с.

  2. Гунькин И.В. Онтология в русском духовно-академическом теизме века: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. Уссурийск, 2006. 188 с.

  3. Пинчук В.Ю. Метафизическая психология в русском духовно-академическом теизме XIX века: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. Уссурийск, 2003. 169 с.

  4. Красотин Е.П. Арх. Иннокентий (Борисов) и становление религиозно-философской школы в Киевской духовной академии во второй трети XIX века: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. Уссурийск, 2007. 145 с.

  5. Луценко В.Е. Духовно-академическая философия в России и европейский теизм второй половины XIX века: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. Уссурийск, 2008. 166 с.

  6. Барсегова А.Э. Метафизические основания феномена эстетического в духовно-академическом теизме -нач. XX вв.: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. Хабаровск, 2011. 174 с.

  7. Ермолин А.В. Генезис филокатолицизма в русской религиозной философии // Ярославский педагогический вестник. 2012. №1. С. 305-307.

  1. Определить мировоззренческие истоки духовно-академической оценки римо-католической философии.

  2. Определить метафизические основания православно-теистической оценки римо-католической философии.

  3. Рассмотреть православно-теистическую оценку римо-католической философии в контексте идейных движений в России и в католическом мире XIX - нач. XX вв.

  4. Рассмотреть православно-теистическую оценку римо-католической философии в контексте исторической и методологической авторефлексии духовно-академической традиции.

  5. Определить взгляды духовно-академических теистов на объективные детерминанты становления римо-католической философии.

  6. Определить ключевые аспекты парадигмального анализа римо-католической философии в трудах духовно-академических теистов.

  7. Рассмотреть православно-теистическую оценку римо-католической философии на уровне различных отделов религиозной доктрины.

  8. Определить степень зависимости духовно-академических мыслителей от образцов римо-католической философии на базе изучения работ указанного периода.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

с в

1. В работе осуществлен системный анализ православно-
теистического отношения к римо-католической метафизике кон. XIX - нач. XX
вв. в отличие от имеющихся в настоящее время фрагментарных исследований
данной тематики и от научно не уточненных суждений о степени и характере
латинизации духовно-академической философии. Настоящее исследование
сосредоточено на анализе философского содержания, в отличие от имеющихся

настоящее время работ по изучению религиозной и общей историко-культурной ситуации в России кон. XIX – нач. XX вв. Проведенный анализ показывает внутреннее многообразие православно-теистического осмысления римо-католической мысли в трудах духовно-академических мыслителей рассматриваемого периода. В настоящем исследовании также обнаружено углубление конфессиональной самоидентификации в православной духовно-академической мысли кон. XIX – нач. XX вв. на уровне религиозной метафизики в сравнении с предшествующими периодами своего исторического развития.

2. В исследовании учитывается историко-философский, а также
социокультурный контекст формирования метафизического отношения к римо-
католической мысли в трудах представителей духовно-академического теизма
указанного периода, что позволяет глубже осмыслить позиционирование
православно-теистической мысли на арене европейской религиозной
философии. В настоящей работе также показано, что анализ православно-
теистического отношения к римо-католической философии позволяет
прояснить вопрос о способе преломления аристотелевской и платоновской
«линий» европейской философии в работах духовно-академических авторов
кон. XIX – нач. XX вв. В православно-теистической мысли указанного периода
были обнаружены попытки глубокого переосмысления томистского и
протестантского рационализма. Результаты данного исследования могут внести
вклад в сравнительный анализ русской духовно-академической мысли с
философскими традициями протестантизма (диалектической теологией) и
римо-католицизма XX в. (неотомизмом), а также со средневековой
византийской философией.

  1. В отличие от ряда работ, посвященных состоянию духовно-академической школы во втор. пол. XIX - нач. XX вв., в исследовании делается акцент на метафизической составляющей православно-теистического отношения к римо-католической философии: с одной стороны, рассматривается общая и парадигмальная интерпретация римо-католической мысли и, с другой стороны, - православно-теистическая оценка метафизики в ключевых отделах религиозно-философской доктрины римо-католицизма (тогда как современные работы по изучению аналогичной тематики рассматривают, как правило, один или несколько аспектов духовно-академического отношения к римо-католической метафизике). Для православно-теистической мысли рассматриваемого периода, в целом, характерен более дифференцированный подход к религиозно-философскому рассмотрению римо-католической мысли в сравнении с предшествующими периодами.

  2. Анализ проблематики осуществлялся на базе уникальных архивных материалов, содержание некоторых работ было введено в научный оборот впервые.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертации заключается в расширении сведений о межконфессиональных отношениях и духовно-академической философии в дореволюционный период и, соответственно, в углублении понимания специфики русской религиозно-философской мысли на арене европейской философии. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории отечественной философии и религиозной философии, философской компаративистики, в рамках изучения историко-культурного наследия XIX - нач. XX вв., а также особенностей межконфессиональных отношений православия и римо-католицизма на религиозно-философском уровне.

Методологическая основа исследования. Методологической основой данного исследования послужили метод логического анализа и системной реконструкции, историко-генетический и сравнительно-исторический методы. Метод логического анализа позволил выделить различные грани православно-теистического отношения к римо-католической философии и представить их в виде структурированной целостности. Историко-генетический метод позволил установить мировоззренческие детерминанты духовно-академической оценки римо-католической философии. Сравнительно-исторический метод помог определить специфику православно-теистического отношения к римо-католицизму в сравнении с аналогичными явлениями в другие периоды развития отечественной и византийской мысли. В данной работе за основу были взяты наработки З.А. Каменского по историко-философской методологии17, В.С. Горского по методологии историко-философской

17 Каменский З.А. Методология историко-философского исследования. М., 2002. 372 с.

герменевтики18, а также Л.А. Микешиной по общенаучной методологии и методологии гуманитарных исследований19. В ходе работы над диссертационным исследованием были учтены критические замечания В.И. Коцюбы касательно сложившихся на сегодняшний день подходов к изучению духовно-академической философии20.

Положения, выносимые на защиту:

1. Под влиянием ряда историко-культурных факторов русская духовно-академическая философия во втор. пол. XIX – нач. XX вв. перешла на новый уровень осмысления римо-католической метафизики в сравнении с предшествующим периодом. Многообразие мнений об инославной философии разных периодов, наличие активных дискуссий на этот счет, формирование специфической, глубокой, дифференцированной и устойчивой парадигмы

В настоящем исследовании православно-теистическое отношение к католической мысли рассматривается с нейтральных позиций стороннего наблюдателя, не заинтересованного в обосновании истинности вероучительных положений той или иной религиозной традиции. В данной работе осуществляется непредвзятое обобщение и систематизация фактов из философского наследия русской конфессиональной мысли кон. XIX – нач. XX вв. с целью философско-религиоведческой реконструкции интеллектуальной составляющей религиозной культуры рассматриваемого периода. Мы дистанцируемся от положительной (богословской) или отрицательной оценки православно-теистического отношения к римо-католической мысли с вероучительных позиций, т.е. от постановки и решения задач теологического характера. Философско-религиоведческий анализ православно-теистической оценки католической метафизики включает в себя научное представление данной темы в виде целостного и структурированного религиозно-философского феномена христианской культуры, связанного с ее длительным историческим развитием.

о

философского отношения к западноевропейской мысли свидетельствуют достаточно высокой степени мировоззренческой самостоятельности русской православно-теистической традиции рассматриваемого периода (в сравнении с предшествующим периодом ее развития и в сравнении с иными философскими направлениями). Критическое отношение православно-теистической мысли рассматриваемого периода к некоторым аспектам аристотелизма в его западнохристианской интерпретации не был связан с неизбежным утверждением позиции крайнего платонизма в вопросах онтологии и гносеологии. Исходя из анализа критических высказываний в адрес католической мысли, можно говорить о том, что в русском духовно-академическом теизме втор. пол. XIX – нач. XX вв. наблюдается особый синтез

  1. Горский В.С. Историко-философское истолкование текста. Киев, 1981. 207 с.

  2. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005. 464 с.

  3. Коцюба В.И. Духовно-академическая философия первой половины XIX века и ее оценка в трудах отечественных и зарубежных мыслителей и исследователей. М., 2014. С.549-550.

аристотелизма и платонизма на базе христианского мировоззрения, не тождественный рецепции аристотелизма и платонизма в средневековой философской схоластике, а, скорее, напоминающий аналогичный синтез в классической византийской философии.

  1. Православно-теистическое осмысление фундаменталий римо-католической мысли отличает этико-антропологическая постановка вопроса о детерминации историко-философского процесса, а также установка на выявление архетипических слоев западнохристианской философии. Духовно-академические мыслители, отрицая безусловный детерминизм, полагали, что философские традиции католичества и православия имели возможность сохранить мировоззренческое единство. Однако, по их мнению, архетипическое для Запада дохристианское мировосприятие существенно подавило содержание христианской метафизики. По мысли духовно-академических теистов, отрыв римской церкви от восточного православия обернулся для западного христианства ущербной герменевтической ситуацией: произошла утрата контекстуального прочтения изначального религиозно-философского содержания христианской доктрины в пределах целостной традиции. Несмотря на серьезное мировоззренческое разделение, отдельные католические мыслители, а также целые направления в инославной философии (как в Средние века, так и в Новое время), согласно наблюдениям академистов, приближались к образцам восточнохристианского (и русского православно-теистического) дискурса без непосредственного влияния со стороны православной культуры. С другой стороны, православное умозрение, по их мнению, содержит в себе возможность самостоятельного «выхода» к образцам западнохристианской философии.

  2. В работах представителей духовно-академического теизма во кон. XIX – нач. XX вв. получает распространение опыт парадигмального анализа римо-католической метафизики в сравнении с типовой структурой ее восточнохристианского аналога. По мнению академистов, русская православно-теистическая мысль, определяя себя на линии развития восточнохристианской философии, несмотря на сильнейшее латинское влияние, стремится к построению метафизики по принципу холизма, синергизма, органичного примирения (взаимопроникновения) противостоящих друг другу умозрительных полярностей на уровне высшего сверхрассудочного синтеза. Некоторое несоответствие римо-католической и западноевропейской мысли указанной модели, возникшее в силу определенных историко-культурных факторов, по мнению академистов, определяло особенности исторического развития инославной философии. Развивая логику православных теистов, можно заключить, что, по их мнению, аристотелевской структуре томистской гносеологии не достает некоторой доли платоновской мистичности для того, чтобы осуществлять более гибкий и органичный синтез на метафизическом уровне. Адекватность религиозно-философской метафизики в данном случае выводится не только из ее простого содержательного соответствия доктринальному образцу, но также из факта ее чисто спекулятивной эстетичности, цельности, органичности и внутренней сбалансированности.

и а

также считали несостоятельными попытки субстантивировать юридические отношения до уровня онтологических. В католической космологии

  1. По мнению духовно-академических мыслителей, отход от строгого следования идеалу спекулятивной гармонии и органичности привел римо-католическую (и, в целом, западнохристианскую философию), во-первых, к постулированию внутреннего напряжения между парными метафизическими началами (Абсолют и мир, Абсолют и человек, душа и тело, свобода и необходимость и т. д.); во-вторых, к неопределенности в решениях некоторых метафизических вопросов и в одновременном удержании двух противоположных философских решений на уровне одной религиозно-философской традиции (детерминизм в томизме и индетерминизм в иезуитизме), а также на уровне одной доктрины (например, детерминизм в космологии и индетерминизм в этике); в-третьих, к напряженной «колебательности» историко-философского развития западного христианства между католицизмом и протестантизмом, которые в данном случае понимаются как две метафизические возможности (а также между различными направлениями в рамках католической мысли: томизмом и скотизмом, схоластицизмом и мистицизмом и т. д.). Подобная «колебательность» отмечалась православными академистами и в истории собственной философской традиции, особенно во времена ее начальной латинизации.

  2. Духовно-академические мыслители рассматриваемого периода предпринимали попытки фундаментального философского осмысления различных отделов римо-католической метафизики, исходя из своих представлений об идеальном устроении спекулятивных концепций. В католической концепции абсолютного бытия академисты констатировали метафизический дисбаланс между различными онтологическими началами: эссенциальным и персональным, эссенциальным и энергийным, временным и вечным, а также отсутствие гармонического соотнесения некоторых атрибутов Абсолюта между собой. Осмысляя субстанциально-акцидентальный дискурс христианизированного аристотелизма, православные мыслители критиковали чрезмерный эссенциализм и материалистичность католической онтологии,

ли до наблюдалось метафизическое напряжение между естественным и сверхъестественным; в католической антропологии – неопределенность в решении вопроса о свободе воли, а также утверждение метафизического напряжения между душой и телом как установленной Творцом нормы; в католической этике - формализм и механицизм, юридизм и казуистичность, смещение акцента с качественного понимания нравственных отношений человека с Абсолютом на их количественно-числовую, математическую интерпретацию в категориях внешних пропорций между грехом и добродетелью.

6. Достаточно острые дискуссии в духовно-академическом теизме
рассматриваемого периода вызывал вопрос об адекватности применения
схоластическо-юридического дискурса Ансельма Кентерберийского и Фомы
Аквината к прояснению христианского догмата об искуплении. Одни
мыслители высказывали свое радикальное несогласие как со структурой

схоластической сотериологии, так и с понятийно-тер инологически аппаратом средневекового происхождения, тогда как другие, напротив, нивелировали конфессиональные различия в философии искупления. Некоторые авторы пытались примирить сатисфакционную и природно-онтологическую, объективно-юридическую и нравственно-психологическую интерпретации основного христианского догмата, а также «объективную» и «субъективную» стороны христианской сотериологии. Проявление чрезмерного объективизма католической метафизики православные мыслители усматривали во внутреннем устройстве римской церкви и в метафизике церковных таинств.

Апробация работы. Ключевое содержание диссертации отражено в 9 статьях. Результаты исследования выносились на обсуждение в выступлениях на конференциях «Религия. Культура. Человек», проходивших в Дальневосточном федеральном университете (г. Владивосток) в 2014 и 2015 гг., а также были использованы для проведения семинарских занятий по дисциплинам «Философия религии», «Религиозная философия», «Сравнительное религиоведение» на кафедре теологии и религиоведения Дальневосточного федерального университета.

Источниковая база исследования состоит из следующих групп текстов.

Первую группу источников образуют тексты, авторами которых являются
представители отечественной духовно-академической традиции

дореволюционного периода (прежде всего, рассматриваются работы, вышедшие в свет с 1870 по 1920 гг., а также работы, появившиеся до 1870 г., но, тем не менее, имевшие влияние и распространение в православно-теистической среде кон. XIX – нач. XX вв.). Это учебные пособия и руководства, рукописные лекции преподавателей духовных академий и конспекты лекций, записанные студентами, некоторые словарные статьи, рукописи и машинописи диссертаций, отзывы и рецензии на данные исследования, а также статьи в дореволюционных журналах («Православный собеседник», «Вера и разум», «Труды Киевской духовной академии», «Вера и Церковь», «Христианское чтение», «Богословский вестник», «Церковный вестник» и др.). Многие источники были изучены при работе в фондах Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (г. Москва) и Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Вторая группа источников - это ряд значительных произведений религиозных философов западного и восточного христианства, появившиеся за пределами русской духовно-академической традиции. Анализ этих работ необходим для того, чтобы определить положение русской православно-теистической мысли на арене христианской философии и, в целом, европейской мысли.