Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания Нурулхаков Камар

Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания
<
Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нурулхаков Камар. Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания : ил РГБ ОД 61:85-9/310

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Несостоятельность исламского понимания национальных отношений в свете марксизма-ленинизма -I. Марксизм-ленинизм о взаимосвязи национального

и религиозного 2. Сущность исламского понимания нации и национальных отношений 3, Модернизация ислама в вопросах нации и национальных отношений Глава П. Решение национального вопроса в республиках Средней Азии и его влияние на преодоление религиозно-националистических пережитков I. Борьба с религиозно-националистической идеологией в процессе строительства социализма 2. Углубление интернационализации/.абщЗственной жизни в условиях развитого социализма и преодоление религиозно-националистических пережитков 3. Единство интернационалистского и атеистического воспитания - важный фактор преодоления религиозно-националистических пережитков Заключение Список использованной литературы

стр. 3-16

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС со всей силой было подчеркнуто, что в период совершенствования развитого социализма и перерастания его в коммунистическое общество идеологическая, массово-политическая работа становится одной из важнейших составных частей всей деятельности партии. "...При всей важности других вопросов, которыми им (партийным комитетам и организациям - К.Н.) приходится заниматься (хозяйственных, организационных и иных), идеологическая работа все больше выдвигается на передний план .

Все возрастающие требования к идейно-теоретическому уровню и действенности идеологической, массово-политической работы обусловлены прежде всего необычайным расширением масштабов нашей созидательной деятельности, усложнением ее задач по мере совершенствования развитого социализма. Вместе с тем Коммунистическая партия внимательно учитывает остроту противоборства на международной арене "двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма.

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС обратил пристальное внимание партийных комитетов и организаций на необходимость внима-теьного учета особенностей идеологической работы в нашей стране, связанных с ее многонациональным характером. Без постоянного и глубокого изучения специфических интересов наций и народ-

1. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М., Политиздат,

1?Оо, С. О.

2. Там же, с. 7.

- 4 -ностей, населяющих СССР, их исторических традиций, особенностей, национальной психологии и культуры нельзя говорить о дальнейшем развитии национальных отношений, об успехах идейно-воспитательной работы. И здесь чрезвычайно важно знать и учитывать не только позитивные сдвиги, достигнутые в национальных отношениях, перспективы их развития, но вовремя улавливать "возникающие здесь проблемы и противоречия, умело разрешать их.

Многонациональный состав населения СССР обусловливает и многононфессиональность, наличие множества вероисповеданий, которых традиционно придерживаются представители той или иной нации и народности. В этой связи важной научно-познавательной и практической проблемой, имеющей актуальное значение в идеологической работе является взаимосвязь национального и религиозного, которая складывалась в процессе длительного развития народов и которая обнаруживает чрезвычайную живучесть в наше время. В условиях многонационального советского социалистического общества отождествление национального и религиозного проявляется в религиозно-националистические пережитках,которые оказывают отрицательное влияние на процесс углубления интернационализации общественной жизни, на преодоление религиозных предрассудков, на формирование нового человека.

Проблема взаимосвязи национального и религиозного, а отсюда и религиозно-националистических пережитков имеет всегда конкретное выражение, т.е. всегда связана с конкретной нацией, народностью и вероисповеданием. В этой связи в условиях Советского Союза актуальное значение приобретает проблема взаимосвязи национального и религиозного в истолковании ислама. Ее актуаль-

ні. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г., с. 59.

- 5 -ность состоит, во-первых, в том, что последователи ислама по численности занимают в нашей стране второе место после православия. Следовательно, отождествление национального и религиозного, а отсюда взаимосвязь националистических и религиозных пережитков могут иметь и имеют место в сознании определенной части советских людей. Во-вторых, в том, что в исламе отождествление национального и религиозного носит наиболее консервативный характер, а в этой связи его проявления в форме религиозно-националистических пережитков оказываются чрезвычайно живучими. В-третьих, в том, что в современной идеологической борьбе, которая приобрела форму настоящей психологической войны империализма прежде всего против СССР, его враги активно используют так называемый "исламский фактор".

Стремясь дискредитировать реальный социализм в глазах трудящихся несоциалистических стран, буржуазно-клерикальные идеологи, в том числе и апологеты ислама, в своей антикоммунистической пропаганде пытаются уверить мировую общественность в том, что будто бы КПСС и Советское государство проводят политику насильственного уничтожения ислама, а вместе с ним все ценности в культуре наций и народов, исповедующих ислам. Как было отмечено на Июньском Пленуме ЦК КПСС, "многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать el антисоветскую, националистическую направленность. Особая ставка делается на религиозных экстремистов. Одновременно распространяются измышления о "нарушениях свободы совести в СССР"1.

Международная реакция использует религию ислама для разжи-

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г., с. 60.

-б -

гания вражды между развивающимися мусульманскими странами и странами социалистического содружества. Реакционные круги стран Зарубежного Востока преподносят ислам как надклассовую национальную религию, и что только она якобы способна обеспечить общественный прогресс, В этих целях апологетами ислама разрабатываются различные "теории" социализма национального типа наподобие "арабского социализма", "исламского социализма" и т.д. При этом "исламский социализм" выдается ими как "третий путь развития", противопоставляемый как капиталистическому, так и социалистическому пути развития.

Таким образом, интересы дальнейшего развития и совершенствования ленинской национальной политики всемерного укрепления дружбы и сотрудничества между нациями и народностями, населяющими нашу страну, устранения из жизни всего того, что мешает процессу углубления интернационализации общественной жизни, в частности религиозно-националистических предрассудков, требуют постоянного и внимательного научного анализа этих проблем. Необходимо помнить, что и "в условиях зрелого социализма проблемы взаимоотношений между нациями не снимаются с повестки дня. Они тре-

т буют особой заботыt постоянного внимания коммунистической партии.

Этого же требует усиление внимания реакционных сил на международной арене к религии ислама в плане более активного ее использования в антикоммунистической, антисоветской пропаганде.

Актуальность исследования проблем национальных отношений обусловлена еще и тем, что в некоторых публикациях по этим проблемам, по вопросам отношения к национальным обычаям и традици-

I. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. Политиздат, М., 1982,

- 7 -ям имеются весьма сомнительные положения. Так, некоторые авторы необоснованно предлагают форсировать процесс интернационализации, не учитывают национальную специфику того или иного региона, его объективные закономерности, что ведет к преувеличению роли субъективного фактора в интернационализации общественной жизни, к волюнтаризму в этом деле. Тем более, именно в этой области еще встречаются некоторые, рядящиеся в национальную форму, религиозные обычаи и традиции. Субъективистское форсирование преодоления их могут вызвать у верующих чувство "обиды" и питать рецидивы религиозно-националистических предрассудков, местничества, и тем самым препятствовать дальнейшему расцвету и сближению наций.

Актуальность исследования проблемы взаимосвязи национального и религиозного обусловлена потребностями идейно-воспитательной работы, важным аспектом которой являются борьба против религиозно-националистических предрассудков, разоблачение попыток наших недругов спекулировать на религиозных чувствах советских людей, исповедующих ислам, использовать мусульманскую религию в идеологических диверсиях против СССР. Эти попытки врагов социализма должны получать своевременный и решительный отпор.

Вышеизложенные проблемы, их научно-познавательная и практическая актуальность и определили выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования* В научно-атеистической литературе советских авторов к критике мусульманского национализма в форме панисламизма и пантюркизма одними из первых обратились А.Аршаруни и Х.Габвдулина в книге "Очерки панисламизма и пантюркизма в России" Ш., 1931 г.). Авторы книги сосредоточили основное внимание на разоблачении

- 8 -реакционного характера идеи панисламизма в условиях победившей социалистической революции, когда эта идея использовалась врагами Советской власти, стремившихся отторгнуть республики Советского Востока от СССР в целях создания единого мусульманского государства. Авторы показали также реакционный, шовинистический характер идеи пантюркизма, проповедовавшей необходимость объединения всех тюркоязычных народов под властью буржуазно-помещичьей Турции.

Следует заметить, что в послевоенный период проблема национальных отношений и религия, нация и религия оставалась длительное время вне поля зрения ученых-религиоведов вообще, исламоведов, в частности. Поэтому заметным событием в научной жизни, связанной с изучением этой проблемы, стало появление книги Шга-кявичрса Я.В. "Католицизм и нация" (М., "Мысль", 1471 г.). Автор в философско-социологическом аспекте рассмотрел в ней такие вопросы, как взаимоотношения католической религии и церкви и нации, интерпретация католицизмом национальных отношений, католицизм и национальные движения, клерикализм и национализм и др. Автор убедительно показал идеалистический, антимарксистский характер католической интерпретации нации и национальных отношений.

Крах империалистической политики колониализма на Ближнем и Среднем Востоке, обострение политического и идеологического противоборства между капитализмом и социализмом, усиление межнациональных и межконфессиональных конфликтов на мировой арене заметно повысили интерес ученых к исследованию проблемы ислам и национальные отношения, ислам и нация. В 60-х годах был опубликован ряд работ советских авторов, в которых рассматриваются различные аспекты взаимосвязи национального и религиозного, ис-

- 9 -дамского понимания нации и национальных отношений .

Известный советский исламовед профессор А.В.Авксентьев опубликовал в 1973 г. книгу "Ислам на Северном Кавказе (Ставропольское книжное издательство). В главе "Национальное и религиозное" автор приводит немало интересных фактов конкретного проявления взаимосвязи национального и религиозного в семейно-бы-товых отношениях в условиях советского общества.

Среди исследований, посвященных проблеме ислама и националь-

р ных отношений заметное место занимает работа Н.Аширова , Автор

излагает отношение ислама к нации и национальному вопросу, большое внимание уделяет вопросам формирования социалистических наций, торжества ленинской национальной политики в республиках Советского Востока и ее влияние на процесс секуляризации. Значительное место автор уделяет анализу причин и основных направлений модернизации ислама в истолковании проблем национальных отношений. В работе подвергается аргументированной критике буржуазная фальсификация положения ислама и жизни мусульман в СССР.

В плане настоящего исследования значительный интерес пред-ставляет работа И.А.Макатова . Работа посвящена проблеме преодоления пережитков ислама в национальном самосознании. Но ее автор делает экскурс в историю и прослеживает генезис взаимосвязи национального и религиозного. Несомненным достоинством работы

  1. Цавкилов Б.Х. Идеология ислама - злейший враг дружбы и равноправия народов. Нальчик, 1963; Тхагапсоев А.Г. Нравоучения ислама и отношения между народами.Наяьчш Д967;Фазыдов Л~Религия и национальные отношения. Алма-Ата, 1969; іасеев й.Ф. Национальные отношения и ислам. Казань, 1968 (на татар.яз.).

  2. Аширов Н. Ислам и нации. М., Политиздат, 1975.

  3. Манатов Й.А, Атеисты в наступлении. М,, "Советская Россия", 1978.

- 10 -И.А. Макатова является то, что он при анализе современного проявления взаимосвязи национального и религиозного привлекает обширные данные конкретно-социологических исследований, проведенных автором в республиках Северного Кавказа, в частности, в Дагестане.

Проблеме взаимосвязи национального и религиозного уделила внимание М.Т.Степанянц в книге "Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв." (М.,"НаукаУ 1982). Для нас представляет интерес главы 3 и 4, в которых рассматриваются такие вопросы, как ислам и национализм, "исламский путь развития", теория "исламского социализма".

Проблемам преодоления религиозно-националистических пережитков в процессе социалистического строительства в СССР, которые имеют прямое отношение к теме данного исследования, посвящен ряд статей в книге "Ислам в СССР", подготовленной в Институте научного атеизма . Среди них "Борьба с религиозным национализмом и утверждение принципов интернационализма в сознании советских людей", "Религиозно-националистические пережитки в современном мюридизме" и др.

В числе научных исследований проблем национального и религиозного, взаимосвязи националистических и религиозных пережитков, значения единства и взаимодействия интернационалистского и атеистического воспитания следует отметить ряд диссертаций. \ Среди них докторская диссертация А.Н. Ипатова "Этноконфессио-нальная общность как социальное явление" (АОН при ЦК КПСС,1981г.),

I. Ислам в СССР. Особенности процесса секуляризации в республиках советского Востока. Отв. редактор Э.Г.Филимонов. М., "Мысль", 1983.

- II -

кандидатские диссертации ЭД.Дкегутанова "Разрешение национального вопроса и становление массового атеизма в СССР" (АОН при ЦК КПСС, 1972 г.), Й.В.Полука "Сближение наций и развитие массового атеизма" (АОН при ЦК КПСС, 1974 г.), Л.Шнипаса "Критика фальсификации взаимосвязи национального и религиозного в идеологии современного антикоммунизма (на материалах реакционной литовской эмиграции)" (АОН при ЦК КПСС, 1972 г.).

За последние годы достоянием научной общественности стал ряд работ по проблемам общественной и философской мысли стран зарубежного Востока, в которых наряду с другими проблемами исследуется также роль ислама в национально-освободительном движении колониальных и полуколониальных стран, анализируются модернистские тенденции в буржуазном и мелкобуржуазном национализме, связь религии с национализмом, разоблачаются попытки империализма использовать религию ислама в целях раскола национально-освободительного, международного рабочего и коммунистического движений. Особое внимание в них уделяется показу научной несостоятельности "исламского социализма". Это работы А.И.Ионовой, Г,М. Керимова, Л.Р.Полонской, Е.М. Примакова, М.Т.Степанянца и др. .

Наличие значительного числа диссертационных исследований и публикаций не означает, что все проблемы, связанные с анализом взаимосвязи национального и религиозного, националистических и религиозных пережитков уже исчерпаны. Пока еще нет специального

І. Ионова А.И. Ислам в Юго-Восточной Азии. Проблемы современной идейной эволюции. М,, 1981; .Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М,, 1982; Полонская Л.Р. и Ионова А.И. Некоторые вопросы активизации международного мусульманского движения. М., 1980; Примаков Е.М. Ислам и общественное развитие зарубежного Востока. В кн. Религии мира. 1982, М., 1982; Сте-панянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока. М., 1974.

- 12 -монографического исследования, посвященного анализу исламского понимания нации и национальных отношений, модернистских устремлений исламских идеологов в этих вопросах. Требует дальнейшего более глубокого изучения причин существования и форм проявления религиозно-националистических пережитков в республиках Советского Востока, в частности, Таджикистане,

Задачи и цель исследования состоят в том, чтобы на основе марксистско-ленинской методологии выяснить социально-экономические и исторические причины взаимосвязи ислама с жизнью нации, раскрыть антинаучную сущность концепции национальных отношений в современном исламе, проанализировать причины, характер и основные направления модернизации ислама по этому вопросу. Значительное место в работе отведено проблеме преодоления религиозно-националистических предрассудков в республиках Советского Востока, в частности, в Таджикистане, влияние на этот процесс решения национального вопроса,интернационализации общественной жизни.

Цель диссертации состоит в том, чтобы на основе положений и выводов, полученных в результате исследования, сформулировать практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию атеистического воспитания, укреплению единства и взаимодействия с интернационалистическим воспитанием в регионах с традиционным распространением ислама.

Научная новизна исследования. В диссертации продолжен научный анализ недостаточно изученных аспектов важной в теоретическом и практическом плане темы - ислам и национальные отношения. В работе в систематизированном виде рассматриваются социально-экономические и исторические причины, обусловившие переплетение этноса и исламской религии, дается критический анализ понимания нации

- ІЗ -и национальных отношений в современном исламе. На основе изучения проповеднической деятельности мусульманского духовенства Таджикистана и публикаций мусульманских теологов в СССР и за рубежом раскрываются причины, сущность и основные направления модернизации исламского понимания национальных отношений, В работе раскрывается значение ленинской национальной политики в преодолении религиозных, националистических пережитков, особенности ее осуществления в республиках Средней Азии.

Впервые вводятся в научный оборот материалы конкретно-социологических исследований, на основе которых анализируются причины живучести и формы проявления религиозных и религиозно-националистических пережитков в современном Таджикистане,обобщается опыт партийных и общественных организаций республики по обеспечению взаимосвязи атеистического и интернационалистского воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы для подготовки спецкурса для студентов вузов и аспирантов "Ислам и национальные отношения", в научно-исследовательской работе по дальнейшему углубленному изучению роли ислама в общественно-политических движениях современности, его отношения к различным нациям, классам, политическим партиям.

Анализ теологических спекуляций на проблемах наций и национальных отношений может быть широко использован в научной литературе и в пропаганде по критике идеологии ислама и антикоммунизма.

Выводы и обобщения, полученные в ходе исследования,позволяют выяснить особенности связи религии с этнической стороной, а также осмыслить происходящие изменения в поведении и сознании современного верующего. Это окажет практическую помощь партийным организациям, пропагандистам, лекторам-атеистам в деле эффективной по-

- 14-становки атеистического и интернационалистского воспитания трудящихся с учетом национальной и конфессиональной особенностей.

Методологическая основа и источники исследования.

Исходной методологической посылкой исследования явилось марксистское положение о том, что всякая религия есть иллюзорное, превратное отражение действительности, порожденное определенными социально-экономическими условиями и историческими обстоятельствами. "Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья" . Исходя из этого глубоко научного марксистского положения необходимо рассматривать все процессы и явления,связанные с религиозным феноменом,в том числе и исламское понимание нации и национальных отношений.

Важные положения,имеющие методологическое значение,содержатся в Постановлении ЦК КПСС "О 60-ой годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик1.' В нем раскрыты политические,социально-экономические и культурно-идеологические предпосылки ликвидации вековой отсталости народов, бывших национальных окраин, образования новой исторической и интернациональной общности - советского народа. "Мы вправе гордиться тем, что народы бывших национальных окраин, обреченные прежде на вековую отсталость, уверенно шагнули в социалистическое будущее, минуя капитализм, и достигли

I. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. I, с. 415.

- 15 -высот социального прогресса" .

При написании диссертации автор опирался также на труды советских ученых, занимающихся проблемами нации и национальных отношений, ученых-исламоведов и востоковедов, таких как: В.В.Бар-тольд, Е.А.Беляев, Г.Б.Гафуров, И.П.Петрушевский, А.И.Абдусаме-дов, Ж.Базарбаев, И.М.Дкаббаров, М.С.Дкунусов, С.Т.Калтахчан, Л.И.Климович, М.И.Куличенко, Т.С.Саидбаев и др.

Диссертация выполнена в основном на материалах Таджикистана. Поэтому автор опирался на труды таджикских ученых, в которых рассматриваются различные аспекты критики ислама и научно-атеистического воспитания трудящихся республики .

В работе использованы материалы Центрального государственного архива Таджикской ССР, республиканской периодической печати. Ряд положений и выводов диссертации подкрепляется данными конкретно-социологических исследований проблем атеизма и религии, проведенных в республике Сектором научного атеизма Отдела философии АН Таджикской ССР, в которых автор принимал личное участие.

Апробация работы. Основные результаты исследования опубликованы автором в брошюрах "Ислам и национальные традиции" (Душанбе, изд. "Знание", 1978 г., на таджикском яз.), "Ислам и национальные отношения" (Душанбе, "Ирфон", 1984 г.) и восьми статьях

  1. О 60-ой годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК ШСС от 19 февраля 1982 г. М., 1982, с. 7. ^

  2. Базаров А. Некоторые особенности и пути формирования атеистического мировоззрения таджикского дехканства. Душанбе, 1971; Доди-худоев X, Современный исмаилизм и его реакционная сущность.Душанбе, 1971 (на тадж.яз.); Курбанов X. Учение ислама о цели и смысле жизни и его реакционная сущность. Душанбе, 1977; Маджи-дов P.M. Преодоление религиозности в условиях перехода к социализму, минуя капитализм. Душанбе, 1973; Шарипов И. Предпосылки преобразования общественных отношений на пути некапиталистического развития. В 2-х ч. Душанбе, 1973-1976.

в республиканских изданиях. Отдельные положения и выводы диссертации излагались автором в сообщениях и докладах на республиканской научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов Таджикской ССР, посвященной юбилею 100-летия С.Айни (Душанбе, 1976), на областных научно-практических конференциях лекторов-атеистов. Диссертация обсуждалась на заседании Сектора научного атеизма и Ученого совета Отдела философии АН Таджикской ССР, на группе рецензентов Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Похожие диссертации на Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания