Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Критический анализ современного буржуазного исламоведения Балтанова Гульнар Равильевна

Критический анализ современного буржуазного исламоведения
<
Критический анализ современного буржуазного исламоведения Критический анализ современного буржуазного исламоведения Критический анализ современного буржуазного исламоведения Критический анализ современного буржуазного исламоведения Критический анализ современного буржуазного исламоведения Критический анализ современного буржуазного исламоведения Критический анализ современного буржуазного исламоведения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Балтанова Гульнар Равильевна. Критический анализ современного буржуазного исламоведения : ил РГБ ОД 61:85-9/226

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Критика антикошлунистической направленности современного исламоввдения

1. Оправдание неоколониализма - определяющая черта буржуазного исламоведения 19

2. Миф о "мусульманском возрождении" в современном буржуазном исламо ведении 27

3. Апология капитализма - сущность современного буржуазного исламоведения 57

4. Извращение в буржуазном исламоведении теории и практики социалистического строительства 73

ГЛАВА 2. Критика "советологического" направления в современном буржуазном исламоведении

1. Пропаганда мифа о "государственном атеизме"в СССР современными буржуазными исламоведами 88

2. Фальсификация национальной политики КПСС и Советского государства 104

3. Абсолютизация роли ислама в жизни восточных народов 121

4. Искажение истории восточных народов СССР ... 137

Заключение 154

Библиография 157

Введение к работе

На июньском Пленуме ЦК КПСС 1983 года, посвященном вопросам идеологической работы партии, подчеркивалось, что современный этап общественного развития отмечен небывалой остротой идеологи* ческой борьбы между империализмом и социализмом, борьбы, от которой во многом зависят судьбы всего человечества. Важным фактором в этой борьбе являются развивающиеся страны. От того, за кем пойдут трудящиеся -массы развивающихся стран, какой путь -капиталистической или социалистической ориентации, выберут освободившиеся государства, во многом зависит исход этой идеологической борьбы. Вот почему так важно укреплять растущий авторитет и распространение социалистических идей, пропагандировать правду о социализме и его достижениях» "Не менее важно,- говорил в своей речи на Пленуме Генеральный секретарь ЦК КПСС тов.Ю.В. Андропов,- умело разоблачать лживую, подрывную империалистическую пропаганду". *

Одним из главных средств в идеологической стратегии империализма является клерикальный антикоммунизм. В последние годы в системе клерикального антикоммунизма особое-место занимает -"исламское направление". Исламское направление в идеологической стратегии империализма характеризуется двумя аспектами: во-первых, использование религиозно-националистических лозунгов и теорий, религиозных организаций, движений под исламскими знамёнами, мусульманских деятелей, религиозной розни для разобщения национально-освободительного движения в развивающихся странах с целью подчинения их империализму. Об этом, в частности, говорилось на встрече представителей коммунистических и рабочих партий Египта, Иордании, Ирана, Ливана, Сирии, Марокко, Туниса и др., проходив-

І. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983, с. 7

M ll Ml

шей в апреле-мае 1981 года. Коммунисты арабских стран говорили о необходимости координировать совместно с движениями под религиозными знамёнами усилия в борьбе против империализма. В заявлении коммунистических и рабочих партий арабских стран особенно подчёркивалось, "...что империалисты хотят использовать реакционные силы и движения, прикрывающиеся религией, для подрыва национального единства, насаждения антикоммунизма и вражды ко всякому социальному прогрессу, для разжигания всякой религиозно-об-

щинной розни". Исламский фактор используется международным империализмом как заслон на пути проникновения социалистических идей. Таким образом, исламское направление есть ничто иное как форма идеологического обоснования неоколониализма. Во-вторых, ислам используется идеологами клерикального антикоммунизма как оружие в борьбе против социалистических стран. Создавая мифы о "притеснении" мусульман в Советском Союзе, буржуазные идеологи вынашивают план о возрождений религиозных предрассудков в нашей стране, пытаются пошатнуть авторитет социализма в глазах трудящихся развивающихся стран.

Теоретическим обоснованием исламской стратегии современного неоколониализма служит современное буржуазное исламоведение. В советской литературе буржуазное исламоведение практически никогда не выделялось в самостоятельную отрасль знания, подразумевалось, что оно развивается в рамках востоковедения. Но в последнее время в связи с повышенным интересом западных авторов к "мусульманскому миру", увеличением количества исследований и конференций по проблемам мусульманского Востока, выделением ислама как особого объекта исследования, можно говорить об исламоведе-нии как об отдельной науке.

I, Правда, 5 июля, 1981 г.

J *мм

^ В основе современного буржуазного исламоведения лежит точка зрения, высказанная Э.Дгоркгеймом, что религия является движущей силой развития общества. По мнению большинства западных исследователей, ислам является движущей силой и определяющей основой развития мусульманских обществ со времени их возникновения до наших дней. Согласно этой точке зрения, ислам не является религией в обычном смысле этого слова, скорее он является общественно-экономической формацией, наряду с капитализмом и социализмом.

Буржуазное исламоведение развивается на стыке многих наук. Это востоковедение, социология, философия, религиоведение, история, политическая экономия, этнография и шогие другие. Буржуазное исламоведение включает в себя различные разделы; история ислама, догматика, мусульманская философия, мусульманское право, изучение ислама по отдельным регионам и странам, мусульманский модернизм, культура, современное состояние ислама и т.д. В последнее время в связи с активизацией ислама в странах Востока и Северной Африки центральное место в буржуазном исламоведении занял миф о "мусульманском возрождении". Под этим термином западные авторы объединяют различные, порой противоположные события и явления, происходящие в странах мусульманского мира. Развивая на страницах своих изданий миф о "мусульманском возрождении", западные авторы выполняют социальный заказ империалистов, создают теоретическое обоснование стратегии и тактики неоколониализма в изменившихся условиях. Существенным моментом современных буржуазных исламоведов является их антикоммунистическая направленность. С целью предотвратить растущее влияние социализма, и удержать мир в орбите капитализма современное буржуазное исламоведение фабрикует различные прокапиталистические теории развития, приспособленные к условиям стран Востока.

- б -

Учитывая панисламист с кий характер современных мусульманских концепций, часто встречающиеся призывы объединить всех мусульман, создать всемирную мусульманскую умму, буржуазные исламоведы надеются использовать этот факт для оживления религиозных предрассудков в тех социалистических странах, где имеется население,исповедующее ислам. Это послужило основой для увеличения "советологических" исследований, современными буржуазными исламоведами.

В советской востоковедческой литературе подчёркивается, что критика немарксистских теорий должна выполнять две взаимосвязанные функции: идеологическую и познавательную. В настоящей работе раскрывается идеологическая функция современного буржуазного ис-ламоведения, которая заключается в защите интересов капитализма, в антикоммунизме и антисоветизме. Автор также раскрывает методологические и теоретические пороки концептуальных построений буржуазных исламоведов, их неспособность правильно определить причины происходящих явлений и определить перспективы развития восточных стран.

Наша работа затрудняется тем, что в советской и зарубежной востоковедческой литературе отсутствуют исследования, направленные на комплексное изучение западного исламоведения, его методологических основ и главных направлений. Критика основных взглядов западных исламоведов, отдельных концепций не отличается системностью, носит эпизодический характер, хотя и представлена достаточно широко.

v/ Своеобразный бум исследований, связанных с исламской тематикой, на страницах западных изданий, требует детального анализа и аргументированной критики. В советской востоковедческой литературе отсутствует комплексный подход,.направленный на изучение западного исламоведе-ния с начала его возникновения до наших дней, его основных направлений, на анализ современных концепций в ка-

честве закономерного итога развития всей отрасли знания. Комплексный подход требует, прежде всего, выяснения методологических постулатов, философских основ, социологических теорий, лежащих в основе буржуазного исламоведения.

В целом, в советской науке широко представлена критика западных немарксистских концепций общественного развития освободившихся стран. Выделены основные направления современного немарксистского востоковедения;" что явилось результатом применения дифференцированного подхода, дающего возможность не только вскрыть апологетический характер буржуазной науки, но увидеть и поддержать, что имеется рационального в работах отдельных исследователей. Определены общефилософские теории, лежащие в основе концепций социального развития освободившихся стран: структурно-функциональный анализ, культорологические концепции, теории эволюционизма, политической модернизации.

1, Борьба идей в современном мире /Под ред. Константинова Ф.В./
АН СССР. Ин-т философии.- М.: Политиздат, 1978. - Т.З. Разви
вающиеся страны: проблемы и идеологические течения /Констан
тинов Ф.В., Фролова -Е. А., Брутень К.Н. и др^/343 с. ;
Гордон В.А. Идеологические проблемы современного этапа нацио
нально-освободительного движения. - В кн.: Проблемы националь
но-освободительного движения /отв.ред.: Ким Г.Ф., Кюзаджян
I.G., Кузнецова СИ. и др./, М., 1980, с.36-84.

2. Бельский А.Г. Критика западных немарксистских концепций обще
ственного развития освободившихся стран. - В кн.: Проблемы
национально-освободительного движения. М., 1980, с. 84-116.;
Современный национализм и общественное развитие зарубежного
Востока /отв. ред;-: Беленький А.Б.; Полонская Л.Р./, АН СССР,
Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1978. - 328 с.

О —

Советские учёные глубоко проанализировали как используется идеология национализма, религия в политической лизни освободив-шихся стран.х В последнее время особое внимание советские востоковеды обращают на использование исламских нозунгов в общественно-политической жизни стран Востока. На организованной по этой проблеме дискуссии - "круглый стол" журнала "Народы Азии и Африки" были определены причины этого явления, показан противоречивый характер движений под исламскими знамёнами, вскрыта сущность использования исламских лозунгов как прогрессивными, так и реакционными силами.

Однако, недостаточно раскрывается в работах советских авторов отношение идеологов империализма к движениям под знаменем ислама и попытки их использования в неоколониалистских целях. Необходимо более четко определить место концепций буржуазных исламоведов в общей системе немарксистской социологии, востоковедения.

Советские учёные подвергают критике тезис буржуазной пропаганды о наличии "мусульманского во зрождения" в странах Востока,' указывают, что термин "мусульманское возрождение" введён в оби-

ход^б^жуазнр^прессой^и^не^ртвечает реальным событиям.

  1. Примаков .М. Восток после краха колониальной системы.М. :Наука, 1982.; Полонская Л.Р., Ионова А.И. Некоторые вопросы активизации международного мусульманского движения /сокращённая стенограмма лекции/. - М.:Знание, 1980, - 22 с.

  2. "Народы Азии и Африки", 1980, & 2, 0.40-

3. Германович А., Медведко Л. "Возрождение ислама" или пробуждение
' народа?-"Наука и религия",1982, № 7,с. 52-60; Вагабов М.В. -

Ислам в социально-политической жизни народов Ближнего и Среднего Востока.- В кн. .Актуальные проблемы критики религии и формирования атеистического мирово ззрения./отв.ред.: Вагабов М.В., Алиева Б.А. и др./.Дагестанский Государственный университет им. В.И.Ленина.- Махачкала, 1982, с. 6-18

Вместе с тем, советские востоковеды и исламоведы широко используют этот термин, хотя и заключённый в кавычки. Дело заключается в том,- чтобы определить, действительно ли за этими событиями кроется общая закономерность, тесно связанная с исламом. Или выдвижение религиозных лозунгов в каждой стране обусловлено своими причинами, или это является манипуляторским средством в руках лидеров движений с целью управления массами. Буржуазные исламоведы считают, что причины современных потрясений на Востоке заключаются в специфических чертах мусульманской религии, в её догмах, особенностях развития. Советские учёные, прежде всего, выделяют объективные причины: социально-экономические, политические, исторические. Критика буржуазных концепций будет более успешной* если она сопровождается дифференцированным анализом политических событий, как на примере отдельных стран, так и на основе общих закономерностей, присущих всем странам.

В советской науке утвердился следующий подход: направлять критику не против лозунгов национализма и религии, а против реакционных форм национализма и консервативных религиозных лозунгов; В то же время в советском востоковедении критиковалась излишняя идеализация некапиталистических тенденций, поспешные выводы о прогрессивном характере антиимпериалистического национализма. То же самое необходимо учитывать и при анализе движений под исламскими лозунгами. Необходимо более детально показать і какие стороны исламских движений используются буржуазными идеологами, раскрыть пути и средства построения ими политической стратегии на основе реакционных сторон движений под религиозными знаменами.

I. Критика национализма - реакционной идеологии современной буржуазии. / отв.ред.: Симоненко Р.Г.; Шлепаков А.Н.и др./. Киев: Наукова думка, 1981. - 318 с.

~ 10 -

- I

Советские ученые уделяют этим вопросам достаточно внимания , но,

на наш взгляд;требует более глубокого анализа вопрос о том, как происходит отражение в буржуазном исламоведении современных событий на Востоке, и как происходит обратное влияние буржуазной идеологии на развивающиеся страны.

В советской востоковедческой литературе широко освещаются

современные мусульманские социальные, политические и экономичес-

кие концепции. Так, в работах М. Т.Степанянц, Н.Аширова подробно показано, какие социальные группы и слои стоят за теми или иными концепциями, чьи интересы они защищают. К со жале нию, авторы лишь мимоходом упоминают об отношении буржуазных учёных и политиков к этим концепциям, об их использовании в стратегии и тактике империализма. Необходимо также показать более полно взаимосвязь экономических, политических и идеологических факторов в стратегии империализма, их взаимообусловленность и взаимовлияние на конкретных примерах.

Как уже говорилось, существенное место в западном исламоведении занимает "советологическое" направление. Западные исследователи обращают большое внимание на ярко выраженный! "панислам-ский" характер современных мусульманских концепций, на призывы о создании единого мусульманского государства, блока, объединяющего и мусульман, живущих в социалистических странах, в первую очередь в СССР. Буржуазные политики надеются сделать ислам, "мусульманское возрождение" оружием в борьбе против единства Совет-

  1. Курамшин P.M. Возрастание роли исламского фактора в мировой политике и отношение к нему КНР.- В кн.:Информационный бюллетень Академии наук Дальнего Востока, М., 1981, 24, с.140-165

  2. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX в.в. М.: Наука, 1982, - 248 с.

  3. Аширов И. Социальная доктрина ислама. М.: Пол и ти з дат, 19 82. -270с.

- II -

ского Союза. На это обратил внимание в своей речи на Июньском пленуме ЦК КПСС тов. К. Н. Черн ен ко :"Ш ого численные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, нацио-

налистическую направленность"

Апологеты империализма делают большую ставку на возрождение религиозных предрассудков в СССР, усиливают религиозную пропаганду, привлекают научные центры и университеты е исследованиям положения ислама в СССР. Раздувая миф о "государственном атеизме", о гонениях и притеснениях мусульман в нашей стране, западные учёные стремятся дезинформировать общественное кнение развивающихся стран "мусульманского мира". Поэтому критика западного исламоведения является важным оружием в борьбе за умы трудящихся масс освободившихся стран, за укрепление авторитета социализма, с одной стороны, и важным фактором в системе научно-атеистического и патриотического воспитания в нашей стране с другой.

В советской печати критика "советологического" направления западного исламоведения получила широкое распространение. Но всё-таки это важное направление нашей идеологической работы требует дальнейшего улучшения. В Постановлении ЦК КПСС "Об улучшении идеологической, политико-воспитательной работы"и на июньском пленуме говорилось о том, что система контрпропаганды должна быть динамичной., опережающей. Это полностью относится к буржуазной фальсификации положения ислама в СССР. Положительным моментом является появление в последнее время статей и публикаций

I. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14 - 15 июня 1983 г. М.:Политиздат, 1983, с. 60

-на страницах газет и журналов, связанных с критикой положения ислама в СССР.. Большое внимание "исламской, проблематике" уделяет журнал "Наука и религия". За последний год на страницах "Правды", "Комсомольской правды", "Литературной газеты" публиковались статьи, посвященные критике фальсификаций положения мусульман в СССР, разоблачению сущности "исламской" стратегии империализма. Это статьи В.Корионова "...А караван идёт вперед1,'

Э.Ахмедярова "Вопреки клевете", Э.Юсупова "Подстрекатели в роли

т "защитников". Но, на- наш взгляд, эти актуальные вопросы требуют большего освещения в советской печати, особенно на страницах республиканских изданий, с привлечением конкретно-исторических фактов, конкретного фактического материала по районам традиционного распространзния ислама. Необходимо применить комплексный подход к критике фальсификаций положения ислама в СССР, рассмаг* ривать это направление в буржуазном исламоведении как составную часть общей идеологической стратегии империализма, клерикального антикоммунизма, "исламской стратегии" неоколониализма. Такой подход практически нэ применялся советскими авторами, занимающимися критикой различного рода фальсификаторских и "советологи-

р ческих" концепций. В частности, в интересных работах Н.Аширова

основной акцент делается на критику фальсификаций положения ислама в СССР зарубежными мусульманскими авторами, в основном обращается внимание на критику извращения истории восточных народов нашей страны, сказанное полностью относится и к кандидатской диссертации Безъязычного Г.В. В вышедшей недавно книге "Ислам

  1. Правда, 5 ноября, 1982; Литературная газета, 27 января, 1982; Литературная газета, 5 января, 1983.

  2. Аширов Н. Ислам и нации. М.: Политиздат, 1975

  3. Безъязычный Г.В. Критика буржуазной фальсификации положения ислама в республиках Советского Востока. Автореф.дис.на соиск. учён.степ. канд.филос.наук,/спец & 09,00.06 - научн.атеизм, Ташкент, 1974

« ІЗ -

б СССР" в основном говорится о деятельности мусульманских зарубежных и международных организаций и центров по изучению по-

т ложения мусульман в СССР. В книге Н.С.Гордиенко частично упоминается об исламском направлении в клерикальном антикоммунизме.

В целом, в плане опровержения антикоммунистических извращений положения ислама в Советском Союзе необходимо усилить дифференцированный подход. Имеются две тенденции в подходе антикоммунистической идеологии к положению мусульманской религии в нашей стране:

-откровенная буржуазная фальсификация;

-мелкобуржуазная трактовка, связанная с неразвитостью классового сознания трудящихся в освободившихся странах.

В критике наших идейных противников упор нужно делать на выявление апологетического характера, реакционной идейно-политической направленности буржуазной идеологии. Во втором случае необходимо обратить внимание на позитивную сторону критики, на разъяснение сущности социализма, достижений социалистических стран, показать, как теория марксизма-ленинизма находит своё реальное воплощение в процессе построения социализма, обеспечивающего свободу личности, в том числе и свободу совести. Необходимо аргументированно, на примерах из реальной жизни восточных республик раскрывать клеветнический характер буржуазных измышлений.'

КПСС и Советское государство уделяют большое внимание проблемам атеистического воспитания, в частности в восточных республиках, научной работе, связанной с проблемами преодоления пережитков ислама в СССР. 1ак, за последние два года были проведены конференции, посвященные проблемам развития советского исламове-

I. Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей. Лениздат, 1982

дения в Ташкенте, Душанбе и в Шхачкале.

Предметом данного исследования явились работы буржуазных исламоведов Англии, Франции, США и некоторых других западных стран, вышедшие за последние годы. Автор ограничивает объект исследования теми работами, общей чертой которых является их ярко выраженная антикоммунистическая направленность. На материалах анализа новейших исследований в области буржуазного ис~ ламоведения впервые делается попытка показать, каким образом оно становится теоретическим обоснованием политики современного империализма в отношении развивающихся стран.

данное исследование является оригинальной попыткой анализа социально-политического направления в современном буржуазном иела мов едении, включающего в себя рассмотрение современных событий на Востоке, их причин, движущих сил, попытки социального прогнозирования дальнейшего развития стран "мусульманского мира" Автор определяет, что ядром большинства немарксистских исламовед-чес ких концепций является миф о "мусульманском возрождении".

Автор впервые прослеживает диалектику взаимовлияния буржуазной, идеологии и науки на примере буржуазного исламоведения. В работе показано, каким образом буржуазные исламоведы видоизменяли теории, пытаясь приспособить их к меняющейся'социально-политической обстановке в странах Востока.

Новизна данного исследования заключается во всестороннем рассмотрении центрального в современном буржуазном иела мов еде нии мифа о "мусульманском возрождении". Автор впервые показывает,что с помощью этого мифа западные идеологи стремятся замаскировать истинные причины событий в странах Востока и питаются навязать освободившимся странам прокапиталистические теории общественного развития, склонить на сбою сторону общественное мнение развивающихся стран. В данной работе впервые делается попытка системати-

зации и критики тех причин, с помощью которых буржуазные исламоведы объясняют современные движения в странах Востока, причин, коренящихся в исламе.

Данное исследование представляет собой также первую попнт-ку показать, каким образом буржуазные исламоведы пытаются приспособиться к изменившимся условиям в странах Востока, к активизации ислама в социальных движениях; пытаются использовать "исламскую" оболочку в своих проимпериалистических интересах. Так, автор впервые детально анализирует попытки отождествления ислама и капитализма, рассуждения об общности судеб ислама и капиталистического Запада. Автор также впервые показывает, как с помощью исламских лозунгов западные исламоведы продолжают критиковать теорию научного социализма и практику социалисти-

' чзского строительства.

Впзрвые в данной работе дается всесторонний анализ "советологического" направления в буржуазном исламоведении, его основных теорий - мифа о "государственном атеизме", о притеснении мусульман, о растущем мусульманском национализме, неизбежном "мусульманском возрождении" в СССР.

Таким образом в данной работе впервые делается попытка комплексного анализа "исламского" фактора в стратегии империализма, который включает в себя и "советологического" направление. Автор впервые показывает, что между исследованиями буржуазных исламо-еєдов "мусульманского возрождения" в странах Востока и Шгриба и между извращениями положения ислама в Советском Союзе имеется

- много общего, а главное их общая идейно-политическая направленность - антикоммунизм. Автор вводит в научный оборот новые материалы, содержащиеся в работах буржуазных исламоведов Англии, франции, Америки и других стран, материалы, посвященные исламской тематике, опубликованные на страницах массовой печати западных стран и США.

« 16 -

Методологической основой: данного исследования явились работы классиков марксизма-ленинизма, их важнейшие положения по вопросам анализа религии, её социальных корней, места в обществе, а также по вопросам критики буржуазной науки, философии, социологии, В разработке темы и решении поставленных задач автор опирался на решения партии и Советского правительства, материалы съездов, работы руководителей Коммунистической партии и Советского государства. В диссертации проанализированы труды ведущих советских востоковедов, исламоведов, историков.

Первая глава диссертации посвящена выяснению сущности современного буржуазного исламоведения. В работе раскрываются методологические основы, на которых зиждется исламоведение - буржуазная философия и социология, буржуазное религиоведение. В первой главе вкратце рассказывается об основных центрах в США и Европе, которые занимаются исламской проблематикой и разрабатывают теоретическую основу взаимоотношений империалистических и развивающихся стран, о том большом интересе и внимании, которое уделяется сегодня исламскому миру, о чек свидетельствует большое количество конференций и публикаций на страницах специальных изданий и массовой прессы. Центральное место в современном буржуазном исламоведении занимает миф о "мусульманском возрождении". Автор показывает, что под этим условным названием вкрывается изменившаяся тактика современного империализма. Во многом современ-v ные события на Востоке, проходящие под религиозными знамёнами, обусловлены кризисом буржуазной идеологии, политики "вестерниза-ции", что является следствием общего кризиса капитализма в этом регионе, прежде всего капиталистической системы хозяйствования, системы экономических связей, при которой развивающиеся страны оказываются сырьевыми придатками развитых стран. Понимая, что евроцентристские, прозападные теории не имеют успеха, идеологи

капитализма изобретают новые "исламизированные", обильно снабжённые ссылками на Коран. В диссертации доказывается, что сущность этих новейших концепций остаёется прежней - призванной оправдать апологию капитализма. Краеугольным камнем всех новейших теорий, отстаивающих "исламский путь развития", "исламскую экономику", конвергенцию Запада и Востока, ислама и христианства, "исламского социализма", является сохранение частной собственности, оправдание социального неравенства, ориентация на империалистические страны, на капитализм - как на самый прогрессивный общественный строй.

Апология капиталистического строя сочетается в работах западных исламоведов с яростными нападками на марксизм-ленинизм, на теорию научного коммунизма, на социализм. Буржуазные авторы либо вообще не признают социализм, либо поддерживают его ненаучные варианты, например, исламский. Но исламский социализм пригоден для них лишь в том смысле, что он отличается от социализма научного. С его позиций они критикуют теорию научного социализма, учение о социалистической революции, экономическую основу социализма, коммунистическую мораль, принцип пролетарского интернационализма, на котором строят свои отношения социалистические страны.

Ядром антикоммунизма является антисоветизм. Империализм использует исламский фактор в борьбе против Советского Союза. Теоретическим обоснованием этой борьбы является.советологическое'направление иел амов едения. Анализу этого направления посвящена вторая глава диссертации. В центре этого направления находится миф о "государственном атеизме". По мнению буржуазных исламоведов особенно рьяно политика насильственной атеизации проводится в отношении народов, населяющих районы традиционного распространения ислама Автор раскрывает несостоятельность утверждений буржуазных исламове-

18 .-

дов, которые говорят, что в СССР не существует равноправия наций, имеют место национальные и религиозные антагонизмы. Западные исследователи считают, что ислам является важнейшим составным элементом в жизни восточных народов, неотъемлемой чертой их духовной и культурной жизни. Они пишут, что ислам помогает сохранить восточным народам свои традиции, национальную особенность и неповторимость в условиях ассимиляторской политики. Фальсифицируя факты истории, буржуазные исламоведы пытаются подвести обоснование исторической обусловленности вражды между народами, населяющими нашу страну, гальванизировать националистические и религиозные предрассудки у советских людей. В диссертации даётся критика этих измышлений, доказывается их необоснованность и абсурдность.

В заключении работы автор формирует рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование научно-атеистической пропаганды, научно-атеистического воспитания в районах традиционного распространения ислама.

/

Миф о "мусульманском возрождении" в современном буржуазном исламо ведении

Анализируя методологическую базу буржуазного исламоведения, можно отметить, что в целом она основана на социологических воззрениях М. Вебера, 3. Дюркгейма, Парсонса, Мертона. В основе этого подхода лежит идея, что религия является определяющей силой в обществе. Так, М.Вебер утверждал, что протестантизм помог развитию капитализма,.а в исламских странах, по его мнению, капитализм так долго не развивается, потому что идеология ислама препятствует возникновению условий, необходимых для этого развития. Точка зрения М. Вебера была подвергнута обстоятельной критике в работе дранцузского исламоведа, профессора Сорбонны. М.Родинсона в книге "Ислам и капитализм". Он утверждает, что, во-первых, в основе общественного развития лежат социально-экономические, исторические факторы. Во-вторых, опровергая М.Вебера, Родинсон Говорит о том, что догматика ислама не.препятствует развитию капитализма, т.к. ислам узаконивает частную собственность, поощряет экономическую активность, не возражает против получения прибыли, против привилегий, основанных на собственности. На современном этапе марксизм оказывает всё большее влияние на Западе, в частности, теория общественного развития оказывает заметное влияние на развитие буржуазной социологии, категории марксизма применяются даже в идеалистически обоснованных теориях. Востоковеды, ориентирующиеся на марксизм, выделяют в структуре общества экономические отношения как один из факторов общественного развития Сни подчёркивают, что "несмотря на привычные заявления о том, что ислам является соединением религии и политики, а исламский, закон и обычай регулируют всю лизнь верующих, очевидно, что экономические и социальные отношения являются более значимыми в оп !?"ИИ 0(JPa3a шзт народов, чем ислам."2 Однако, являющийся методологической базой большинства буржуазных ориенталистов и ислаюведов структурно-функциональный анализ не позволяет им раскрыть отражение социально-экономических, политических, классовых интересов в жизни общества. Экстраполяция на традиционные восточные страны западных категорий; и понятий, забвение принципа историзма не позволяет дать правильный анализ причин социальных изменений, перспектив развития освободившихся стран "мусульманского мира". Поэтому начавшийся в последней четверти XX века процесс активизации ислама, развитие социальных движений под исламскими знамёнами вызвал столь бурную"реакцию и недоумение в стане востоковедов и политологов.

С другой стороны наблюдается новая тенденция в анализе событий и явлений, происходящих в странах Востока представленная в основном идеологами движений под исламскими знамёнами. Сна заключается в том, что западные категории и понятия вообще неприменимы к такому явлению как ислам, что общепринятый метод исследо- Еания не приведёт к истине. В частности, журнал7ftvs&» Uoi&f&etAe ,-e« " писал, что при анализе событий в мусульманском мире тенденция западных востоковедов аппелировать к социальным и экономическим факторам терпит крах, "...этот метод даёт мало пользы при изучении любого аспекта ислама".1 Этот журнал, являющийся органом Исламской Организации, даёт мусульманскую оценку книгам, вышедшим по исламу, резко противопоставляет себя "западной" оценке, пытается найти некое особое решение перспектив общественного развития "мусульманского мира". Западные_исламоведы и политики пытаются использовать эту тенденцию в своих интересах. Учитывая, что,противопоставляя себя западным теориям, мусульманские идеологи отго-раживаются как от буржуазных теорий развития, так и от марксистскоГі теории, отстаивая "исламский путь развития", западные исследователи заостряют внимание на антикоммунистической направленности их концепций.

"Мусульманское возрождение" поставило перед буржуазными исследователями новые проблемы. Обеспечивая теоретическое обоснование империалистической политики в отношении развивающихся стран, они разрабатывают различные модели экономического, социального и политического развития этих стран Значительно расширился ареал исламских исследований в научных центрах США Гарвардский университет специализируется на изучении таких тем, как "Ислам и колониализм", "Ислам и философия" /А.Остер, М.Махди/, Колумбийский университет - "Исламское право и институты ислама" /Дж.Вэкин/ Калифорнийский - "Эволюция институтов ислама" /В.Бриннер/, "Ислам в Иране". „Відную роль в изучении проблем исламоведения в США играет Институт Среднего Востока в Вашингтоне, созданный в 1946 г. За последние годы им организовано большое число крупных конференций по вопросам активизации ислама и влиянии этого процесса на мировую политику. Так, например, в 1978 году проходила конферен -ция на тему "Меняющиеся модели партнёрства: США и Средний. Восток; в 1979 году - конференция "Средний Восток после частичного мира: что в будущем ". В октябре, ноябре 1979 года институт проводил 7 циклов дискуссий на тему "США и Средний Восток в 80-е годы". Ноябрь 1979 года - дискуссия "Советский Союз и Средний Восток", 1980 год в Вашингтоне - конференция "Мир ислама от Марокко до Индонезии". За І97І-І979 годы в Пристонском университете - h семинара по исламской проблематике, в апреле 1979 года четвёртый ежегодный симпозиум в Джорджтаунеком университете - "Средства пропаганды и исламский мир".

Значительно активизировали свою деятельность и другие центры буржуазного и ел а мов еден ия. В частнооти, в апреле 1979 года проходи ла сессия в Оксфордском университете на тему " Роль ислама в современных международных событие, в марте 1980 года - спецсеминар в Лондонском университете в ознаменование годовщины Иранской революции, в, марте .1981 года дискуссия, организованная Королевским обществом Азиатских исследований, о развитии востоковедения и исламоведения. В Париже в январе 1980 года проходил международный семинар по исламу, в мае 1981 года коллоквиум на тему "Иолам и социализм", организованный научно-исследовательским институтом социализма. Бурную научную деятельность развернул организованный в 1976 году центр арабских и исламских учений в Греции, за последние два года провёл большое число конференций и симпозиумов. Это далеко неполный перечень, проблемы, связанные с исламской проблематикой, обсуждаются во многих странах, в различных научных центрах»

Как уже говорилось,на Западе недостаточно фундаментальных работ по исламоведению, истории его развития, основным направлениям, течениям, различным представителям. Начавший недавно выхода ть в свет журнал TtUrJ&m Жеъб/бое As+r -ef- отмечал чт0за последнее время на Западе, например, в Англии,вышло лишь несколько работ. Среди них две работы профессора Лондонского университета А.Тибави, анализирующие состояние английской школы востоковедения. В работах профессора Колумбийского университета Э.Сайда даётся критика американской американской школы, критикует западную ориенталистику прогрессивный арабский учёный А.Ufa-лик.

Даже если оставить пока в стороне марксистскую критику методологических пороков и проимпериалистической социальной направленности современного буржуазного исламоведения и обратить внима

Извращение в буржуазном исламоведении теории и практики социалистического строительства

По вопросу о взаимоотношении между исламом и социализмом в западном исламоведении существуют две взаимоисключающие точки зрения. Большинство буржуазных авторов считают, что социализм и ислам - две противоположные и враждебные друг другу идеологии. Другие же авторы считают, что мусульманское вероучение с самого момента свозго зарождения содержит социалистические, "эгалитаристские идеи". Если первая точка зрения представляет собой откровенную апологию капитализма, то вторая в завуалированной форме преследует те же цели, т.к. "апелляция к религии, признание неприкосновенности частнособственнических прав и отрицание клас- , совой борьбы составляют общую платформу "исламских социалистов" всех мастей" и апологетов капитализма.

Способность религии одновременно служить орудием эксплуатации и утешением для эксплуатируемых всклассовом обществе подчёркивали ещё классики марксизма. В частности, К.Маркс, анализируя социальные принципы христианства,писал: "Социальные принципы христианства оправдывали античное рабство, превозносили средневековоекрепостничество и умеют также, в случае нужды, защищать, хотя иос жалкими ужимками, угнетение пролетариата". Независимо от того, что в раннем христианстве и существовали демократические черты, оно на деле является идеологическим обоснованием социального неравенства и служит ему, как бы ни пытались некоторые богословы отождествить коммунистические идеи и социальные принципы христианства.

Сказанное в полной мере относится и к исламу. В настоящее время западные идеологи часто утверждают, что социалистическиеидеи содержатся в Коране и Сунне, что %хаммед был чуть ли не первым социалистом. Это является свидетельством того факта, что в последнее время апологеты империализма вынуждены переходить от откровенной апологии капитализма к более изощрённым методам. Го-Еоря о том, что западные исламоведы пытаются использовать мусульманскую религию в своих классовых целях, Э.Саид писал: "Исламская концепция может оправдать и капитализм и социализм с равным успехом, и воинственность, и фатализм, экуменизм и религиозную обособленность". Этим в полной мере пытаются воспользоваться буржуазные исламоведы. Вынужденные признавать кризис прозападных, прока-питалистических теорий и против воли считаться с растущим авторитетом коммунистических идей, растущим влиянием,стран социализма , они пытаются под лозунгами "исламского социализма" осуществлять неоколониалистскую пропаганду.

Распространение социалистических идей в мусульманских движениях начинается с кюнца XIX века. По мере расширения национально-освободительного движения в странах Востока и усиления авторитета социализма в мировом масштабе интерес к ним возрастает. В последнее время в связи с активизацией ислама в (гранах мусульманского мира вновь в широком масштабе происходит обращение к различным "исламским", особым путям развития, среди них особое место занимает теория "исламского социализма". Как писал В.И.Ленин, анализируя сущность различных форм социализма, положение "социализместь религия", для одних означает переход от религии к социализма,2 для других от социализма к религии. Применительно к современнымсобытиям на Востоке можно сказать, что обращение к теории "исламского социализма" ведёт к двум альтернативным тенденциям: либо, переход на социалистические позиции в ходе классовой борьбы, эволюцию радикальной мелкобуржуазной части населения в сторону левыхсил, сближение с ними на антиимпериалистической основе, либо; сближение с реакционной частью мусульманского духовенства, усиление на религиозной основе антикоммунистических настроений.

В последнее время наблюдается активное обращение к концепциям "исламского социализма" и со стороны буржуазных авторов. Делается зто отнюдь не с целью обоснования и разработки каких-то принципиально новых по форме, но социалистических по содержанию путей развития. Буржуазные исламоведы-обращаются к тем характеристикам и особенностям "исламского социализма", которые отличают-ейо от социализма научного. Для них "исламский социализм" важен лишь в той мере, в какой он противопоставляет себя реальному социализму. С позиций исламского социализма они критикуют теорию и практику построения социализма в Советском Союзе и странах социалистического лагеря. Таким образом, независимо от того, обрушиваются ли буржуазные идеологи с яростной критикой на социализм, или проповедуют ли в своих работах концепцию "исламского социализма", они всеми силами выступают против учения о неизбежности построения социализма во всех странах и против практики построения реального социализма, стремясь тем самым возвести барьер между прогрессивными силами развивающихся стран и мировой системы социализма.

Рассуждая якобы о коренных интересах мусульман, выражая заботу о "мусульманской самобытности", о будущем исламского мира, они критикуют марксизм-ленинизм, твердят о том, что это учение чуждо мусульманским народам, что. в современных условиях оно утратило своё актуальное значение. Нами выделены следующие формы критики теории марксизма в буржуазном исламоведении, противопоставляя ему приукрашенную исламскими терминами апологию капитализма: I. Искажение теории социалистической революции.

Несмотря на то, что критика марксистско-ленинской теории социалистической револиции с позиций "исламского социализма" имеет свои специфические особенности, сущность её остаётся прежней -доказать, что она "западного" происхождения, имеет узко локальное значение, неприменима для современных мусульманских обществ, не учитывает их специфику и особенности. Так, в сборнике "Исламская революция: достижения, препятствия и цели", выпущенном в Лондоне, разбираются различия между русской, китайской и иранской революциями. По мнению авторов,марксизм, который послужил основой революции в России и Китае, не был имманентной идеологией социальных движений в этих странах, а был навязан извне. Так, они пишут: "Марксизм был.импортирован с Запада, чужд обеим этим странам, мог -быть внедрён путём грубого подавления оппозиционных сил и путём организованного террора, тогда, как идеология иранской революции ткоренная и достигла поддержки людей всех социальных уровней".

По мнению буржуазных" исламоведов, последователей "исламского социализма" и наиболее радикально настроенных лидеров мелкобуржуазных движений в странах мусульманского жра учение о причинах, . движущих силах и характере социалистической революции неприменимо к традиционным мусульманским обществам. -Они отрицают и роль рабочего класса как гегемона социалистической революции, и создание диктатуры пролетариата, полное уничтожение частной собственности и уничтожение эксплуататоров как класса в ходе революции и т.д. По : их мнению/ Иранская революция была, кроме всего прочего, имплицитным отрицанием марксизма, как революционной идеологии и как доктрины, отвечающей проблемам иранского общества или годной для всего человечества в целом".

Фальсификация национальной политики КПСС и Советского государства

На современном этапе национализм является одним из важнейших факторов в идеологии и политике империалистических государств,- так один из известных учёных на Западе А.Тойнби назвал наш век - "веком национализма".

Внедрение идеологии национализма в буржуазную политику обусловлено рядом факторов: во-первых, это закономерный итог развития буржуазной идеологии, утверждающей принцип "разделяй и властвуй", выражение неспособности буржуазии .объединить нации на дружественной основе; во-вторых, это объясняется попытками буржуазии расколоть единство трёх прогрессивных сил современности;, мировой системы социализма, международного коммунистического и рабочего движения, изолировать борцов за национальное освобождение; в-третьих, национализм усиливается ив качестве антипода растущему влиянию идеологии пролетарского интернационализма, т.к."Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм - воттдва непримиримо враждебные лозунга...";х в-четвёртых, апеллируяк националистическим лозунгам, чувствам,буржуазные идеологи делают ставку на реакционные силы, пытаются внести раскол в национально-освободительное движение; в-пятых, отражает попытки подменить националистическими лозунгами классовое сознание трудящихся капиталистических и развивающихся стран. Таковы, на наш взгляд, причины, обуславливающие использование национализма в идеологической стратегии империализма.

Извращение буржуазными идеологами, национальных отношений,, объявление национального вопроса извечным, непознаваемым, "вещьюв себе" уходит корнями в ложное методологическое решение проблемы, что такое нация вообще, национальное, национализм. I Несомненно, этот вопрос требует специального исследования, мы же ограничимся кратким обзором. В работах Э.Смита "Теории и типы национализма" /Париж, 1969/, "Теории национализма" /Лондон, 1971/ национализм определяется как политическое движение, преследующее цели коллективного самоопределения, как выражение национального характера. В работах Р.Арона "Разочарование в прогрессе" и Р.Кинга "Меньшинства при коммунизме" национализм.считается логическим порождением нации, творением народных масс вообще, а не эксплуататорской верхушки, .как это. является на самом деле. Игнорируя принцип материалистического понимания истории, буржуазная идеалистическая философия утверждает, что национальное носит врождённый характер, а национализм неразрывно связан с на- . циональным групповым сознанием, с государственностью-, с национальной культурой.Отсюда делается вывод о неизбежности и вечности национальных антагонизмов, о том, что национализм присущ обществу на всех этапах его развития, как капиталистического, так и социалистического. Игнорируя социальную природу национализма, буржуазная наука объявляет источником социальных конфликтов национальную принадлежность, различия в цвете кожи, языке и т.д. Буржуазная общественная наука твердит о позитивном значении национализма, как об источнике и движущей силе общественного развития, как о социальной ценности, сплачивающей силе современных обществ. Таким образом, оставляя в стороне социально-экономический и классовый анализ такого явления как национализм, буржуазная социология объявляет его "общенациональным достоинством", стершем нацио -нальной культуры.

В буржуазной идеологии лозунги национализма тесно смыкаются с различными теориями космополитизма. Так, в США в последнее время активно разрабатываются концепции "мирового государства", "мирового правительства", которые по сути отражают лишь гегемонист -ские устремления американских политиков, в Европе - теория "интегрированной" Европы, означающая всё большее развитие гигантских монополий.. Создаётся шумиха вокруг замены монополий наднациональными, корпорациями, которые предназначены для осуществления политического и экономического контроля над маленькими государствами. Таким образом, космополитизм, мало чем отличающийся от национализма, становится опарвданием политики неоколониализма.

Утверждая, что национализм является неотъемлемой чертой любого общества, Е том числе и социалистического, империалистические круги делают ставку на него Е борьбе против социализш, прежде Есего, против СССР. В документах Советского государства и КПСС не раз говорилось о необходимости вести активную контрпропаганду против новейших лозунгов национализма. Так, в Постановлении ЦК КПСС о 60-й годовщине образования СССР отмечается:"... учитывая, что национализм является одним из главных средств в подрывной, деятельности империализма против реального социализма, необходимо вести последовательную, поступательную борьбу с попытками раз т жечь националистические предрассудки". Буржуазные социологиискажают сущность национальных отношений в нашей стране, объявляя их антагонистическими, теорию и практику решения национального вопроса, извращают суть национальной политики Советского государства и КПСС. Так, они считают, что для теории научного коммунизма присуще вообще отрицание национальных интересов, национальной культуры народов. Пролетарский интернационализм, по ихмнению, есть лишь национальный- нигилизм, отрицание национальных различий и не имеет собственного позитивного содержания. По мнению фальсификаторов, если в первые годы после установления Советской власти Коммунистическая партия в своей политике и придерживалась принципа пролетарского интернационализма, то в последние годы произошла дезинтеграция интернационализма - противопоставление ему советского аатриотизма во внешнеполитических отношениях, а Ео

Искажение истории восточных народов СССР

В своём стремлении разрушить монолитное единство социалистического общества, подорвать основы дружественных взаимоотношений наций и народностей СССР, возродить националистические и религиозные предрассудки буржуазные исламоведы и советологи, специализирующиеся на изучении вопросов о положении ислама и мусульман в СССР, очень часто обращаются к истории нашей страны. Для буржуазной науки, писал К.Маркс, при оценке хода исторического процесса и его перспектив главное заключается в том, "полезна она для капитала или вредна:;, удобна или неудобна, согласуется с полицейскими соображениями или нет. Бескорыстное исследование уступает место сражениям наёмных писак, беспристрастные научные изы т екания заменяются предвзятой,.угодливой апологетикой".

Эта характеристика буржуазной науки полностью отражает сущность, антикоммунистических, антисоветских писаний об историческом прошлом и будущих перспективах развития народов Востока, населяющих СССР. Антикоммунисты в своей пропаганде стремятся учесть недостаточное освещение в советской литературе вопросов, связанных с ролью ислама.в прошлом и настоящем восточных народов. Так, например, мяогие авторы отмечают, что в имеющейся исламоведчес-кой литературе в СССР гораздо большее место.занимают исследования, связанные с внешним исламом, а не с внутренним. Они подчёркивают, что "объём литературы по исламу вобщем озадачивает, мож р но лишь удивляться существуют ли вообще мусульмане в СССР".

За последнее время советские учёные востоковеды и исламоведы нередко критиковали недостатки исламоведения, в частности об этом много и плодотворно говорилось на координационном совещании в Ташкенте в марже 1980 г. на тему "Ислам и его роль в со временной идейно-политической борьбе развивающихся стран Азиит и Африки". Значительно расширилась область исследований поэтим вопросам. Кроме того,- буржуазные авторы пытаются спекулировать на нерешённых научных проблемах, в том числе на отсутствии единого мнения учёных по тому или иному вопросу, представляя, дело так, будто советские общественные и. исторические науки необъективны, ненаучны, произвольно трактуют факты. Буржуазные иб- ч следователи стремятся учесть недостаточность уровня .развития сознания масс в развивающихся странах, болезненное отношение мусульман ко всему, .что -касается критики ислама.

Важным подспорьем для них служит плохая информированность масс иесоциалистических стран об истории развития наций в СССР, 0. жизни мусульман и религиозных организациях. В этой связи в по следних документах КПСС говорится о необходимости более глубоко го и детального изучения и широкого освещения на страницах спе циальных изданий и массовой литературы этих вопросов. Так, на пример, в Постановлении ЦК КПСС "о 60-й годовщине образования СССР говорится, что необходимо "Аргументированно разоблачать бур жуазных фальсификаторов истории нашей страны, национальной поли тики КПСС". Искажая историю Советского. Союза, буржуазные авторы преследуют следующие цели: во-первых, стремятся, до казать, что воя культура, история и культурное наследие восточных народов на шей страны неразрывно связаны с мусульманской религией, что ислам является национальным достоянием народов Средней Азии, Закавказья, Татарии и других республик, "народной религией". Они пытаются изо бразить дело так, будто все народы СССР, такие как татары, узбеки, казахи, туркмены и др. всегда были истинными мусульманами, а ис лам их исконной национальной религией. Во-вторых, стремятся дока зать,- что якобы имеющая место "конфронтация" мусульманской и славянской части населения исторически обусловлена. Так, некоторые французские исламоведы пишут, что "Россия была первой и единственной европейской и христианской страной, которая систематически проводила политику насильственной ассимиляции в отношении мусульман".

В-третьих., отыскивая факты шовинистической политики царизма в отношении восточных народов и ислама, советологи делает ставку на возрождение националистических, и религиозных предрассудков.В-четвёртых, искажая сущность национальной.политики КПСС, они пытаются представить её в качестве прямого подолжения шовинистической политики царизма. В частности, сравнивая национальную политику царизма и Советской .Еласти, они характеризуют политику КПСС ,"как часть общей политики, направиенной на захват территории Сред ней Азии". В-нятых, пытаются распространить мнение, что.исламбыл, есть и будет символом борьбы против национального угнетения восточных народов, населяющих.нашу страну.

Претендуя на объективность, приводя в своих работах большой фактический материал, фабрикуя ложные теории, буржуазные авторы на деле загоняют факты истории в "прокрустово ложе" тенденциозных концепций, выполненных по социально-политическому заказу империа-Ї лизма. При этом они, как правило, пытаются обвинить советских историков в. тенденциозности и недобросовестности, утверждая, что они чуть ли не переделывают историю страны в зависимости от политических целей и обстановки в стране. "Начиная с 1930 года советские историки старательно переписывали историю своей страны под неусыпным надзором КПСС".Если проанализировать все нападки в адрес советских историков и всех тех, кто занимается вопросами, связанными с историей

Востока, ислама и т.д., то можно выделить 2 основных обвинения: так авторы немусульманского происхождения обвиняются в "великодержавном шовинизме", в попытках "обелить" национальную политику российского царизма, умолчать факты сурового подавления восточных народов,.вражды между народами в условиях империалистической России, превосходства русского народа над остальными. Буржуазные авторы пишут: "Советский историк должен быть проводником ленинской национальной политики, не только восхваляя достижения советского периода, но и переделывая историю Российской империи таким образом, чтобы свести ненависть и насилие между народами к минимуму.и подчеркнуть положительные результаты Российского ин-периализма". Другая группа советских авторов, относящихся к национальной интеллигенции, обвиняется в предательстве интересов своего народа, в конъюнктурном отношении к науке, в намеренном забвении прошлого восточных народов. Так, на страницах зарубежных авторов часто встречается мнение, что "печатать свои произведения можно только тем авторам, у которых полностью отсутетву р ет национальная гордость".

Советская историческая наука всегда отличалась объективностью, научностью, строгой логической последовательностью. Шовинистическая политика российского царизма, направленная на угнетение нерусских, в том.числе и мусульманских народов, на разжигание вражды между различными национальностями, на усиление религиозной розни и нетерпимости, стяжала себе печальную славу. Советские историки внесли большой, вклад в изучение прошлого различных народов. Но как в каждой науке, которая развивается, тем более в такой как история, существуют нерешенные проблемы, вопросы, вокруг которых ведутся дискуссии, обнаруживаются различные точки зрения.