Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков Коростиченко Екатерина Игоревна

Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков
<
Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коростиченко Екатерина Игоревна. Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.14 / Коростиченко Екатерина Игоревна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова"], 2016.- 207 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Возникновение и эволюция организованного движения немецких свободомыслящих (середина XIX - первая половина XX вв.) 16

1. Истоки организованного свободомыслия в Германии. Свободно религиозные общины 16

2. Особенности теоретической и практической деятельности буржуазных организаций свободомыслящих (Немецкий союз свободомыслящих, Лига монистов и др.) 36

3. Идейно-политические течения в движении немецких свободомыслящих. Пролетарское движение свободомыслящих в Веймарской республике 51

ГЛАВА 2. Организации немецких свободомыслящих в современную эпоху (вторая половина ХХ-начало ХХI вв.)

1. Восстановление организаций свободомыслящих после Второй Мировой войны. Общая характеристика современного немецкого свободомыслия 68

2. Спектр свободомыслящих (Freidenkerisches Spektrum): Немецкий союз свободомыслящих (фрайденкеры), Международный союз вневероисповедных граждан и атеистов (IBKA) 79

3. Гуманистический спектр (Humanistisches Spektrum) 104

3. 1. Гуманистические проекты в рамках Гуманистического союза (HVD) 104

3. 2. «Эволюционный гуманизм» Михаэля Шмидта-Саломона (Фонд Джордано Бруно). 122

3. 3. «Действие свободной мысли. Немецкая лига монистов» в гуманистическом спектре. 140

4. Свободно-религиозный спектр (Freireligises Spektrum) 143

5. Отношение немецких свободомыслящих к государственно конфессиональной политике в современной Германии 152

Заключение 168

Список использованной литературы 174

Приложение 1. Союзы и организации немецких свободомыслящих на рубеже XIX-XX вв. 195

Приложение 2. Устав немецкого союза свободомыслящих 197

Особенности теоретической и практической деятельности буржуазных организаций свободомыслящих (Немецкий союз свободомыслящих, Лига монистов и др.)

Следует иметь в виду, что свободомыслие в отношении религии, особенно в его организованных формах, тесно связано с политическим свободомыслием. При этом удельный вес критики религии и церкви в программах подобных сообществ может быть различным. Различны и формы объединений свободомыслящих – это могли быть немногочисленные кружки вольнодумной интеллигенции типа веймарского кружка Гердера и Гёте, аморфные нерегулярные собрания, как, например, собрания манчестерских чартистов в 30-х гг.; или же структурированные объединения с четко сформулированными программами, каковым являлся возникший в Париже в среде немецких эмигрантов «Союз справедливых» (1836), преобразованный позже в «Союз коммунистов».

Свободно-религиозные общины Германии относятся, скорее, к последнему типу организаций. Их появлению и последующему распространению способствовали, по крайней мере, два фактора. Прежде всего, духовная атмосфера Европы, отражавшая динамичное развитие буржуазных отношений, вытесняющих остатки феодализма, – в ней закономерно возникали вольнодумные настроения, идеи и учения; они же побуждали к объединению единомышленников. Второй фактор – наличествующий к тому времени опыт создания организаций, в разной степени оппозиционных церкви. Выше уже шла речь о кружках вольнодумцев XVIII века, – прообраз будущих организаций свободомыслящих. В первой половине ХIX века в ряде стран возникли сообщества, в идеологии которых наряду с критикой существующих отношений имела место критика официальных церквей, а то и религии. Огромное значение для распространения свободомыслия в Европе имело движение чартистов, боровшихся за всеобщее избирательное право, всеобщее бесплатное обязательное светское образование, за отделение церкви от государства62; в 1840 г. они объединились в «Национальную чартистскую организацию», сумевшую в 1848 г. собрать под хартией 6 млн. подписей. Это движение не было однородным в мировоззренческом плане: здесь были и атеисты, и христианские социалисты. Распространение в первой половине XIX века союзов, общин, в идеологии которых соединялись христианство в трансформированном виде, идеи свободомыслия и политические лозунги, было делом обычным. Первая коммунистическая организация немецких рабочих «Союз справедливых» (1836), одним из создателей которого был талантливый немецкий ремесленник Вильгельм Вейтлинг, не порывала с христианством, несмотря на радикальный характер ее политической программы. Речь шла об «утверждении на Земле царства Божия», о Христе как проповеднике свободы и равенства, обличителе частной собственности, который «принес не мир, но меч».

Сложившаяся в Германии к 30-40-м годам XIX века традиция свободомыслия способствовала созданию духовной атмосферы, в которой стало возможным появление в рядах немецких верующих вольнодумства, оформившегося в свободно-религиозное движение (Die deutsche freireligise Bewegung). Это был первый этап становления организованного движения свободомыслящих в Германии.

Свободно-религиозное движение возникло в середине XIX века, в домартовский период (Vormrz)63 из двух первоначально независимых, оппозиционных по отношению к католической и протестантской ортодоксии направлений – «немецких католиков» (Die Deutschkatoliken) и протестантских «друзей света» (Die Lichtfreunde), которые стремились приспособить христианскую религию к нуждам развивавшейся немецкой буржуазии. К тому же попытки официальных немецких церквей преодолеть рационализм Просвещения неизбежно должны были встретить сопротивление со стороны инакомыслящих христиан64.

Термин, используемый в научной литературе для обозначения исторического периода с «Протестантские друзья» или «друзья света», как они сами себя называли, – протестантская секта, возникшая в 1840 году в недрах лютеранской церкви как протест против ортодоксального пиетизма, утвердившегося в евангелической церкви при Фридрихе-Вильгельме IV. «Протестантские друзья света» хотели усилить позицию теологического рационализма (религиозное направление, которое признает необходимым применение разума для выяснения и толкования религиозного учения) внутри протестантской церкви65.

Толчком к ее появлению послужил внутрицерковный процесс против магдебургского проповедника Вильгельма Франца Зинтениса. Ему вменялось в вину то, что он высказывался против поклонения Христу, видя в этом суеверие; Христос воспринимался им как человек, а не как Бог66. Этот процесс выявил существование в Германии и других инакомыслящих протестантов, которые начали активизироваться. Позицию Зинтениса поддержал протестантский богослов Леберехт Улих. 29 июля 1841 года на общем съезде в Гнедау по инициативе Улиха и 15 других пасторов, которые составляли ядро «друзей света», была основана первая свободно-религиозная община. Вскоре после того как заседания общества приняли характер народных собраний, к движению примкнули некоторые гегельянцы. «Друзья света» критиковали Священное писание как устарелое, учили, что религию и Бога можно познать с помощью разума, а любой мирянин, если его кандидатуру сочтут подходящей, может быть выдвинут в священники. Надо сказать, что на мировоззрение «друзей света» оказала влияние также либеральная теология67. Весной 1844 года пастор и младогегельянец Густав Адольф Вислиценус, будучи под сильным влиянием книги Штрауса «Жизнь Иисуса», опубликовал брошюру «Чего мы должны придерживаться в нашей

Идейно-политические течения в движении немецких свободомыслящих. Пролетарское движение свободомыслящих в Веймарской республике

Современное немецкое движение свободомыслящих продолжает следовать традициям прошлых лет и основывает свою деятельность на идеалах просветительства и рационализма. Организации свободомыслящих в современную эпоху являются продолжателями прерванной в годы прихода национал-социалистов к власти традиции организованного свободомыслия. В последние двадцать лет в Германии заметно увеличилась активность обществ и ассоциаций свободомыслящих154, которые более полувека, начиная с их запрета в 1933 году – вскоре после прихода Гитлера к власти, практически бездействовали, никак не влияя на мировоззренческую политику государства. Была разрушена связь с традиционными рабочими и либеральными партиями, что заметно сократило их численность. Холодная война не способствовала объединению оставшихся сил свободомыслящих, приведя к расколу не только страну, но и организации свободомыслящих.

После окончания Второй мировой войны оказалось, что почти все социальные структуры в немецком обществе были разрушены. Организации свободомыслящих, уничтоженные при национал-социализме, восстанавливались с трудом. Они, в отличие от церквей, которые относительно быстро были восстановлены после войны благодаря иностранной поддержке и финансированию со стороны оккупационных властей, имели крайне слабые связи с иностранными инвесторами и располагали весьма скромными средствами. Быстрее всего развернули свою деятельность те свободно-религиозные общины, которые не были запрещены во время нацистского режима. Со временем свободно-религиозные общины были восстановлены практически во всех немецких землях. Правда, за время холодной войны они потеряли свое значение. В ФРГ они объединились в Союз свободно-религиозных общин Германии (Der Bund Freireligiser Gemeinden Deutschlands)155.

Хуже шли дела у некогда запрещенных организаций свободомыслящих, которые должны были все начинать сначала, не имея помещений, квалифицированного персонала и никакой документации. Эти организации медленно восстанавливались. После освобождения от фашизма были предприняты попытки воссоздать Немецкий союз свободомыслящих. В конце 1945 года было заново основано отделение союза в Гамбурге, в 1949-м возникли ячейки в Баварии, Берлине, Гессене и Нижней Саксонии, а в 1950-м – в Северной Вестфалии. После этого в 1951 году в Брауншвейге состоялось первое генеральное собрание, на котором было сформировано общее правление союза и избран новый председатель – вернувшийся в 1949 году из эмиграции Герман Грауль. В это же время стал издаваться журнал «Der Freidenker». Численность организации увеличивалась медленно. В 1952 году вновь созданный союз принял участие в брюссельском конгрессе Всемирного союза свободомыслящих. После смерти Грауля в 1954-м году резиденция союза была перенесена из Брауншвейга в Дортмунд.

Во всех землях ФРГ были основаны отделения союза, в то время как в ГДР такие попытки оставались безуспешными из-за мировоззренческой политики Социалистической единой партии Германии, в основе просветительской миссии которой значилась пропаганда научно-155 Steuerwald H. Kritische Geschichte der Religionen und freien Weltanschauungen: eine Einfhrung. Neustadt am Rb.: Angelika Lenz, 1999. – S. 509. материалистического, атеистического мировоззрения, – тем самым она брала на себя функции союзов свободомыслящих. В начале 1989 года в связи с изменением политической ситуации в ГДР здесь был учреждён Союз свободомыслящих (Der Verband der Freidenker). Однако после объединения Германии часть его ячеек присоединились к Немецкому союзу свободомыслящих, часть отошла к Гуманистическому союзу (Der Humanistischen Verband Deutschlands), а другие, особенно Гуманистический союз свободомыслящих Бранденбурга (Der Humanistische Freidenkerbund Brandenburg), стали действовать независимо. В 1991 году произошло объединение союзов свободомыслящих ФРГ и ГДР в единый Немецкий союз свободомыслящих (Der Deutscher Freidenker-Verband, сокращенно DFV).

Начиная с 90-х годов ХХ в. в Германии формируются наиболее заметные ныне организации свободомыслящих. Они различаются между собой по своим задачам и характеристикам, по идеологической ориентации и политическим требованиям, по времени возникновения и правовому статусу, по количеству членов и представленности в различных землях Германии. Наиболее крупными из них являются Гуманистический союз Германии Рассмотрим наиболее значимые из них, опираясь на классификацию, предложенную Хорстом Грошоппом. Не без оснований, Грошопп делит всех свободомыслящих (Freigeister) и, соответственно, организации, к которым они принадлежат, на три большие группы: Freireligise (свободно-религиозные, иными словами, инаковерующие), Freidenker (собственно свободомыслящие, фрайденкеры), Humanisten (гуманисты). Термин freigeistig (свободомыслящий) Грошопп понимает, как „frei im Geist“ («свободный в духе»). Полноту выражения этого понятия он находит в немецкой народной песне «Die Gedanken sind frei» («Мысли свободны»), которая была особенно популярна среди революционеров в период сильнейшей политической реакции перед мартовским восстанием 1848 г. В фашистских концлагерях ее пели узники. Она адресована представителям различных мировоззренческих объединений или сообществ по интересам, которые являются сторонниками недогматического понимания жизни с опорой на разум и научное понимание природы и выступают против политических репрессий и цензуры – одним словом, свободомыслящим158.

Понимание «свободомыслия» Грошоппом и предложенная им классификация является альтернативой прежнему, оправданному для условий предвоенного времени, идеологическому делению свободомыслящих на «пролетарских» и «буржуазных», использование которого представляется нецелесообразным в современных условиях. Новый подход, помимо прочего, включает в область рассмотрения свободомыслящих нового типа – гуманистов, которые заявили о себе Groschopp_Horst/Saekulare_Verbaende_TA2005_9.pdf; (дата обращения: 11.11.2014). сравнительно недавно, после объединения Германии. Классифицируя свободомыслящих по классовой ориентации, исследователи прошлых лет часто находились в затруднении с определением идеологической направленности смешанных зонтичных организаций, таких как, например, Веймарский картель. Выделение в движении свободомыслия спектров, предлагаемое Грошоппом, позволяет раскрыть его многообразие, выявить общие тенденции движения и наметить перспективы его развития. При дальнейшем исследовании нашей проблемы мы будем учитывать это соображение.

Описание истории движения свободомыслящих в Германии – задача нетривиальная хотя бы потому, что в немецком языке для обозначения свободомыслия в отношении религии (Das Freidenkertum) используются различные понятия. По замечанию Хорста Грошоппа, часто в исследовательской литературе наряду с термином freidenkerisch (свободомыслящий) встречаются: nichtreligis, irreligis, unreligis, religionslos, unglubig, nichtglaubend, unkirchlich, achristlich, ersatzreligis, atheistisch, weltlich, monistisch, freireligis, freigemendlich, konfessionslos, gottlos, antiheistisch, humanistisch, naturwissenschaftlich, marxistisch, dissidentisch159. Многозначность понятия, отраженная в языке, является следствием исторического многообразия и неоднородности немецкого свободомыслия. Учитывая это, Грошопп и предлагает классификацию свободомыслящих, приведенную выше. Данная классификация схематически иллюстрирует его концепцию, согласно которой организованное свободомыслие в Германии в процессе своего развития проходило несколько стадий. «Новые гуманистические союзы вышли в 90-е годы XX века главным образом из союзов свободомыслящих, а те в свою очередь, после 1880 года, – из свободно-религиозных общин. Последние же базировались на вольнодумной традиции, которая черпала свои истоки в буржуазном реформированном христианстве, Просвещении и в истории атеизма»160. Грошопп подчеркивает преемственность между современными организациями свободомыслящих и ранними формами консолидации немецкого свободомыслия, особо не скрывая при этом своей симпатии к союзам гуманистической направленности, видя в них кульминацию развития организованного движения свободомыслящих. Насколько это соответствует реальному положению дел, может показать анализ практической деятельности гуманистов и того влияния, которые они оказывают на немецкое общество. Будучи ныне центральным персонажем секулярной «сцены», гуманисты придерживаются двух взаимоисключающих линий поведения. С одной стороны, они стремятся запустить процессы интеграции всего сообщества свободомыслящих: за последние двадцать лет не без их подачи были предложены разные способы объединения свободомыслящих (Центральный совет, Дискуссионная комиссия, идеи создания «третьей конфессии» и доминирующей культуры гуманизма и просвещения, наконец, Координационный совет светских организаций, сокращенно KORSO), с другой стороны, они способствуют усилению конфронтации свободно-религиозных общин, находящихся частично под их влиянием, гуманистических союзов (групп «новой волны») с классическим Немецким союзом свободомыслящих.

Спектр свободомыслящих (Freidenkerisches Spektrum): Немецкий союз свободомыслящих (фрайденкеры), Международный союз вневероисповедных граждан и атеистов (IBKA)

Помимо этих двух крупнейших представителей гуманистического спектра существуют более мелкие организации, причисляющие себя к гуманистам. Некоторые из них образовались сравнительно недавно, другие примкнули к гуманистическому движению, отчасти поменяв свою мировоззренческую ориентацию. Ярким примером последних является Немецкая лига монистов. Только в последние годы она стала относить себя к союзам гуманистической направленности. До 2003 года у нее не было столь выраженной ориентации на гуманистические ценности, – главной целью, вслед за Лигой монистов Геккеля, союз считал критику религии и церкви.

Основанная в 1906 году Эрнстом Геккелем и достигшая своего расцвета к 1930-му году (численность более 10 тыс. человек), Лига монистов вскоре утратила свое значение и была возрождена только после войны. Она получила новое название – Немецкая лига монистов за научное мировоззрение и этическую культуру (Deutscher Monistenbund fr wissenschaftliche Weltanschauung und ethische Kultur). По случаю основания новой организации были подготовлены новый устав и культурная программа. В уставе Лиги при определении ее целей и задач, среди прочего, говорилось: «Лига монистов стремится объединить все организации, которые в основе своей не являются религиозными, а также людей, которые хотят прожить свою жизнь, руководствуясь не существующими недоказанными догмами, законами и церковными постановлениями, а логическими умозаключениями, выведенными из единого мировоззрения, основывающегося на научных исследованиях. (...) Монистическое мировоззрение варьируется в разных формах, стало быть, оно не является догматичным или жестко определенным, ибо научное исследование в своей основе направлено на движение вперед, – следовательно, изменчиво»335.

В конце 1956 года в составе Лиги монистов насчитывалось семь отделений: в Мюнхене, Штутгарте, Гамбурге, Ганновере, Кельне, Берлине и Дюссельдорфе. Небольшое число членов оставалось в бывшей ГДР, но они были менее активны, чем монисты ФРГ. В том же году на общем собрании союза было изменено прежнее название организации. Лига монистов была переименована в «Действие свободной мысли / Немецкая лига монистов» (Die Freigeistige Aktion / Deutscher Monistenbund, сокращённо FA-DMB). В это же время под началом организации было основано Общество содействия преподаванию истории религии (Gesellschaft zur Frderung des religionskundlichen Unterrichts e.V.).

Общество реализовало идею отказа от конфессиональных уроков религии в школах и их замены светским предметом – историей религии. В 90-е годы правление союза регулярно проводило просветительские семинары, посвященные критике церковного финансирования, неполного отделения церкви от государства, религиозного образования, современным научным достижениям, истории религии и свободомыслия.

В настоящее время Лига монистов является членом Головной организации свободных мировоззренческих общин (Der Dachverband Freier Weltanschauungsgemeinschaften), а с 1957 года входит в Международный гуманистический и этический союз (International Humanist & Ethical Union).

Не отказываясь от предшествующей традиции немецкого свободомыслия, общество развивается согласно духу времени. Одним из проявлений этого стала принятая на федеральном собрании общества в 2003 году концепция, ориентирующая на гуманистические ценности. Она была закреплена в названии организации, которая была вновь переименована и стала называться «Действие свободной мысли за гуманистическую культуру». Нынешнее направление деятельности союза сосредоточено на издательской (выпускает журнал «Действие свободной мысли» (Der Zeitschrift Freigeistige Aktion)) и просветительской деятельности (организует тематические семинары).

Таким образом, гуманистический спектр представляет собой разнообразие как в мировоззренческом, так и в организационном плане. Можно выделить два ключевых направлениях в рамках спектра: «практический» гуманизм в лице HVD и близких к нему организаций (Лига монистов и др.) и «эволюционный» гуманизм, представленный Фондом Джордано Бруно. Несмотря на расхождения по отдельным мировоззренческим вопросам, в целом эти два направления выступают единым фронтом, координируя свои действия и политику.

Главной отличительной особенностью последователей свободно-религиозного спектра (назовем их условно инаковерующими, поскольку они себя позиционируют в качестве принципиально отличающихся от других верующих) является их установка в отношении религии. Если для фрайденкеров принципиальна «свобода от религии» (frei von der Religion), то для инаковерующих – «свобода в религии» (frei in der Religion).

После окончания Второй мировой войны, в 1949 году, был воссоздан Союз свободно-религиозных общин Германии (Der Bund Freireligiser Gemeinden Deutschlands, сокращенно BFGD). Он насчитывал около 70 000 членов, что сделало его крупнейшей организацией свободомыслящих в Германии336. Это доминирующее положение отражало то значение, которое имело движение на рубеже веков, а также тот факт, что некоторым его общинам было разрешено функционировать при нацистской власти. В 1960-х влияние и численность BFGD пошли на спад, в том числе из-за того, что движение не смогло эффективно привлекать молодых людей в свои ряды. Число членов BFGD сократилось с 55 000 членов в 1967 году до 39 500 в 1979. В целом, движение так и не приобрело того влияния, которое у него было до 1933 года. Исследователь Манфред Иземайер резюмирует: роль свободно-религиозного движения в общественно-политическом дискурсе оставалась маргинальной. Оно не имело существенного влияния на формирование политической и духовно-культурной повестки в обществе. В начале 90-х годов на фоне потери численности стало очевидно, что основными проблемами движения являются его несовременность и низкая социальная активность его представителей337.

«Эволюционный гуманизм» Михаэля Шмидта-Саломона (Фонд Джордано Бруно).

Вряд ли осуществим в ближайшей перспективе проект «доминирующей культуры гуманизма и просвещения» как альтернативы христианской культуре, который пытается реализовать Фонд Джордано Бруно. В то же время сама по себе идея создания государственной идеологии в форме секулярного гуманизма, при дальнейшем ее теоретическом развитии и соответствующих практических действиях, на наш взгляд, не лишена смысла. Идеи создания «третьей конфессии» и доминирующей культуры гуманизма и просвещения связаны также с поисками способов объединения свободомыслящих (Центральный совет, Дискуссионная комиссия, KORSO) и являются частью политики интеграции всего сообщества свободомыслящих, проводимой гуманистами.

В русле этой политики оказывается и современное свободно-религиозное движение, практически порвавшее со своими христианскими истоками. Важной особенностью современного свободно-религиозного движения является ориентация на гуманистические ценности, что сближает свободно-религиозный спектр свободомыслящих с гуманистическим.

Размывание границ между гуманистическим и свободно-религиозным спектрами, как в мировоззренческом, так и в организационном смысле, требует пересмотра концепции «трех спектров свободомыслия», предложенной Х. Грошоппом. Трехчастная классификация (фрайденкеры – гуманисты – сторонники свободно-религиозного мировоззрения или инаковерующие) нуждается в уточнении, так как спектр инаковерующих находится в процессе трансформации. Вполне вероятно, что в дальнейшем целесообразнее будет выделять не три спектра немецкого свободомыслия, а два (фрайденкеры – гуманисты).

Тенденции к интеграции более или менее близких по ряду позиций организаций заметны и во взаимоотношениях Немецкого союза свободомыслящих (DFV) и Международного союз вневероисповедных граждан и атеистов (IBKA). Их сближает общее требование строгого отделения церкви от государства, и, как следствие, неприятие требования Гуманистического союза об уравнивании организаций свободомыслящих с церквями посредством предоставления им аналогичных привилегий. При этом DFV стоит на позициях марксистского свободомыслия, в то время как IBKA лишен ярко выраженной идеологии, будучи по существу правозащитной организацией, защищающей права атеистов, агностиков, вневероисповедных граждан.

В последние десятилетия заметны изменения в деятельности Немецкого союза свободомыслящих, следующего в целом марксистско-ленинской оценке роли религии в общественной жизни, не преувеличивая значения религиозного вопроса в политике. После своего воссоздания в 1991 году DFV отказался от своей прежней воинственной позиции в отношении религии и церкви. Прежняя антирелигиозная пропаганда смещается в сферу критики деятельности религиозных организаций, их взаимоотношений с государством и обществом в целом.

Важным результатом исследования является вывод о том, что в последние десятилетия XX века Союз имеет существенно политизированную парадигму, и в меньшей степени, чем ранее, ориентирован на обсуждение мировоззренческих вопросов. Достоверные выводы о причинах этих изменений в деятельности Союза требуют отдельного исследования, однако можно предположить, что большую роль в этом сыграли политические события, связанные с объединением Германии, распадом социалистического лагеря, и утратой идеологического ориентира в лице Советского Союза. Несмотря на малочисленность своих членов, а также на некоторую отстраненность от него организаций других спектров, Союз последовательно отстаивает свою позицию. При этом практическая деятельность Союза, общая с остальными спектрами свободомыслящих, сохранилась; в первую очередь это касается традиции Югендвайе.

Одним из важных факторов солидарности всех групп немецких свободомыслящих являются требования конституционно-правового отделения церкви от государства, светского содержания образования и отмены церковного налога. Деятельность свободомыслящих в этом направлении является показателем роста секулярного самосознания и гражданской активности общества в целом. В то же время по численности, по эффективности, по культурному значению послевоенные союзы (в том числе союзы последних десятилетий) существенно уступают своим предшественникам.

Общую картину состояния современного свободомыслия в Германии можно охарактеризовать следующим образом. Движение свободомыслящих в современной Германии не является массовым явлением. Свободомыслящие слабо конкурируют с обеими немецкими церквями, а численность союзов свободомыслящих увеличивается медленно. Несмотря на то, что в стране растут антиклерикальные настроения, немцы не считают необходимым привязывать себя к какой-либо секулярной организации для выражения этих настроений. В рамках общего антиклерикального движения в стране деятельность союзов свободомыслящих получает скудную публичную огласку и осложняется недостаточным уровнем общественной и государственной поддержки.

Представленное исследование организованного свободомыслия в Германии свидетельствует о неисчерпаемости проблем, связанных с изучением немецкого свободомыслия в прошлом и настоящем. Существует потребность в анализе идейных и политических связей между организациями свободомыслящих Германии и других стран Европы. Для получения целостного представления о свободомыслии в современной Германии необходим специальный анализ работ таких известных деятелей свободомыслия, как Герман Лей, создавший фундаментальные труды по истории свободомыслия; Карлхайнц Дешнер, антиклерикальные книги которого получили мировую известность; Райнер Тиль – теоретик и пропагандист марксистского свободомыслия и др., выявление степени востребованности подобных фундаментальных трудов идеологами организованного движения свободомыслящих. Далее, существует потребность в анализе современного немецкого свободомыслия в явлениях художественной культуры, будь то художественная литература, театр, кино, живопись и т.д. Точно так же необходимо изучить состояние свободомыслия в мире немецких ученых.