Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Преступление и наказание в Коране и Сунне: философско-религиоведческий анализ Аушев Хасан Омарович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аушев Хасан Омарович. Преступление и наказание в Коране и Сунне: философско-религиоведческий анализ: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.14 / Аушев Хасан Омарович;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философско-религиоведческие основы изучения шариатской концепции преступления и наказания 14

1.1. Теории преступления и наказания в истории философско-правовой и религиозной мысли 14

1.2. Шариат как универсальная система социо-нормативного регулирования и его основные источники 26

1.3. Традиции, обычаи и шариат: проблема взаимоотношений 42

Глава 2. Преступление в Коране и Сунне 52

2.1. Понятие, сущность и классификация преступлений в Коране и Сунне 52

2.2. Причины преступности согласно Корану и Сунне 71

2.3. Духовно-нравственные основы противодействия преступности в Коране и Сунне 79

Глава 3. Наказание в Коране и Сунне 89

3.1. Сущность и содержание наказания в Коране и Сунне 89

3.2. Шариатская система наказания в современном мире 117

Заключение 144

Словарь терминов 149

Список литературы 154

Шариат как универсальная система социо-нормативного регулирования и его основные источники

Слово «шариат» в арабском языке используется в двух значениях: прямой путь, а также для обозначения мест, куда приводят верблюдов для водопоя. После появления ислама слово «шариат» приобрело новое терминологическое значение, как пути, установленного Аллахом для людей, придерживаясь которого они достигнут счастья и благополучия в обоих мирах. Объясняя выбор данного слова для обозначения пути, предписанного Богом, Б. Дж. Вайсс отмечает: «учитывая важность проторенной тропы к роднику для людей и животных в условиях засушливой пустыни, мы с легкостью поймем, почему мусульмане используют это слово в качестве метафоры для всего образа жизни, предписанного Богом. ...Без руководства со стороны Бога люди не найдут правильного пути и будут обречены сбиться с правильной дороги, поскольку, насколько несомненно существование правильной дороги, настолько несомненно и существование неправильных. ...Правильная дорога, шариат, образует целый образ жизни. Она охватывает правильные пути служения Богу, взаимоотношений с другими людьми, выбор правильного образа жизни и даже правильный образ мыслей и правильные верования»113.

Слово шариат и производные от него в значении предписывания, обязывания неоднократно встречаются в Коране. Так, например, в аяте: «Потом Мы наставили тебя на путь [шариат] из повеления. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием»114 для обозначения пути, которого следует придерживаться пророку, использовано слово шариат.

Большинство исламских ученых сходятся во мнении, что шариат охватывает собой всю совокупность предписаний, установленных Кораном и Сунной для мусульман и включает в себя три вида норм:

– религиозной догматики, которая занимается вопросами веры и убеждений;

– исламской этики;

– практических норм, регламентирующих отношения верующего как с Богом, так и с обществом.

В нормативной части шариата культовые предписания, определяющие порядок исполнения сугубо религиозных обрядов, сочетаются с правилами, регламентирующими взаимоотношения мусульман в обществе. Другими словами, шариат не ограничивается постулатами, касающимися порядка выполнения религиозных обязанностей или же определяющими внутренний мир и убеждения верующего. Такое же внимание им уделяется решению повседневным проблем мусульман. Таким образом, шариат характеризуется слитностью сфер духовной и светской жизни верующего.

В вышеизложенном значении шариат выступает синонимом таких терминов, как «дин», «миллат» (оба переводятся на русский язык как религия), «ислам». В арабском языке все они означают нормы и предписания, ниспосланные Всевышним людям через Мухаммада и различаются только в использовании. Так, «ислам» используется как название религии; «дин» - когда имеют в виду покорность, подчинение и повиновение требованиям и запретам Творца; «миллат» - чтобы подчеркнуть боговдохновенность данных предписаний; «шариат» - когда имеют в виду доведение Мухаммадом ниспосланных ему норм до людей.

Необходимо заметить, что не все исследователи согласны с такой трактовкой шариата. Некоторые исследователи настаивают на том, что шариат не равнозначен понятию «дин». Если дин, как было сказано выше охватывает все предписания, то шариат ограничивается нормами, касающимися внешнего поведения людей. Шариат, таким образом, становится составной частью дина как более широкого понятия. Таким образом, шариат именно в таком узком смысле является той особенностью, которая отличает ислам от других авраамических религий. В качестве довода они ссылаются на следующий аят: «Каждому из вас Мы установили закон [веры] и путь [шариаты]»115. Так как основа всех аврамических религий – призыв к монотеизму, вера в судный день, нравственные законы – едины, то различаться могут только нормы, регламентирующие внешнее поведение верующих. Причина изменения данных норм, по их мнению, в том, что люди, к которым адресованы данные нормы, живут в различных исторических эпохах и находятся на разных уровнях развития. Соответственно и законы, ниспосылаемые им, должны отличаться116.

В научной литературе относительно соотношения шариата, фикха и мусульманского права существуют различные точки зрения. Данная проблема достаточно подробно исследована в работах таких специалистов по мусульманскому праву, как Л.Р. Сюкияйнен117 и Р.И. Беккин118. Шариат, как мы заметили выше, включает в себя три вида норм: религиозной догматики (акида), этики (ахлак) и практические нормы (фикх). Фикх в свою очередь состоит из двух частей: ибадат – предписания, регламентирующие отношения между верующим и Аллахом; и муамалат – нормы, регламентирующие поведения мусульманина в мирской сфере. Мусульманское право составляют те нормы и принципы муамалата, которые отвечают требованиям права. Таким образом мусульманское право, фикх и шариат соотносятся друг с другом как общее и частное. Мусульманское право является частью фикха, а фикх в свою очередь выступает одним из разделов шариата.

Среди исследователей существуют и другие мнения по данному вопросу. Так, Р. Давид склонен отождествлять шариат с мусульманским правом. В частности, он пишет по этому поводу следующее: «Это право указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя, не различая, однако, его обязательств по отношению к себе подобным (гражданские обязательства, подаяния бедным) и по отношению к Богу (молитва, пост и т.д.)»119. Таким образом он понимает шариат как комплекс сугубо практических норм, регулирующих как исполнение мусульманином религиозных действий (ибадат), так и взаимоотношения в мирской сфере (муамалат).

Другие ученые считают, что шариат правильнее понимать, как основу для мусульманского права. Л.P. Сюкияйнен пишет, что «шариат правильнее представлять не как систему, включающую все конкретные правила поведения различных типов, а как общий ориентир, направление, цель, к достижению которой должен стремиться мусульманин. ...Иначе говоря, шариат целесообразнее характеризовать не в качестве мусульманского права, а в качестве той основы, на которой мусульманское право... сложилось, в качестве общих рамок, в которые были заключены правовые нормы»120. Если исходить из такого понимания шариата, его правила служат основой для формирования соответствующих норм. Более того, чтобы данные нормы приобрели непосредственно правовой характер, требуется определенная юридическая доработка, степень которой не всегда одинакова. Поэтому, шариат, допустимо называть универсальной системой социального регулирования121. Универсальность его как системы заключается не том, что в нем содержатся готовые ответы на любые вопросы, а в том, что он предлагает все необходимые правила и методы для поиска решения возникшей проблемы. Кроме того, его предписания охватывают все сферы жизни верующего – религиозную (культовую), этическую, бытовую и т.д.

Шариат основывается на источниках как религиозного (Коран и Сунна), так и рационального (иджма и кийас) характера. Академик В.В. Бартольд, рассуждая об основах шариата писал: «Первым «корнем» законоведения была, конечно, книга божья, вторым - Сунна пророка, изучавшаяся главным образом по хадисам; в случае противоречия между Кораном и сунной предпочтение не всегда отдавалось первому. Третьим корнем рано была признана иджма – установленное практикой согласие верующих, хотя бы молчаливое. В Медине еще при Омейядах иногда предпочитали решать дела на основании практики, а не на основании хадисов. Наконец, четвертым корнем был признан кияс (сравнение) - заключение по аналогии, когда в Коране и сунне нельзя было найти относящегося к данному вопросу прямого предписания»122.

Коран – воплощение основ религии, которую Мухаммад проповедовал на протяжении двадцати трех лет. В переводе с арабского языка «Коран» означает читать вслух речитативом, декламировать123.

Он состоит из 114 различных по величине глав, которые называются сурами. Л.Климович пишет, что слов «сура» переводится с арабского языка как ряд или шеренга, в качестве примера приводя ряд камней в кладке здания124. В корановедении сура определяется как часть Корана, состоящая из нескольких аятов. Самая маленькая сура состоит из трех аятов. Слово «аят» переводится с арабского языка как «знамение», «чудо». Все мусульманские ученые единодушны в богооткровенном характере расположения аятов внутри сур. В вопросе расположения самих сур такого согласия среди ученых нет. Как пишет М.Пиотровский в «Коранических сказаниях»: «Распределение сур в Коране подчинено механическому принципу: тексты расположены по убыванию. Однако этот принцип соблюдается не всегда. Так, сура «Открывающая», с которой начинается Коран, относится к числу коротких. Расположение сур в зависимости от объема частично соответствует хронологическому принципу. Более длинные, мединские суры, оказались в начале книги, а короткие мекканские тексты – в конце»125. Большинство мусульманских ученых полагают, что такой порядок расположения сур продиктован самим Пророком, а ему – ангелом Джабраилом. Другие ученые склоняются к мнению, что порядок расположения сур всецело находился в сфере ижтихада сподвижников. Есть и третье мнение, что часть сур расположены в порядке, указанном пророком, а оставшиеся суры сподвижники расположили по своему разумению. Это мнение разделяли такие ученые, как Малик ибн Анас, Бакиллани126.

Понятие, сущность и классификация преступлений в Коране и Сунне

Среди исследователей мусульманского права нет разногласий в том, что в исламе понятие преступления идентично понятию греха. Поэтому, согласно мусульманским правоведам, любое юридически-неправомерное поведение выступает не только отклонением от установлений мусульманского права, за которое полагается соответствующее наказание, но одновременно предстает как религиозный грех, порождающий воздаяние в мире загробном.

Для обозначения понятия преступления в шариате используют термин «жарима». Он имеет два значения: общее и специальное. В общем значении жарима означает совершение порицаемого поступка, того, что противоречит истине и справедливости181. В то же время, в Коране жарима и производные от него слова употребляются также и в смысле греха – «Грешники смеялись над теми, которые уверовали»182. В первом аяте использован глагол ж-р-м, во втором – существительное мужрим. Таким образом, в Коране жарима выступает синонимом таким понятий как масийа, исм и хатиа – все они используются для обозначения неповиновения Создателю, нарушения его предписаний и запретов, за которые полагается наказание либо в этой жизни, либо в жизни загробной.

Однако позже мусульманские правоведы стали использовать слово жарима в узком значении, более приближенном к современному юридическому пониманию понятия преступление. Так, аль-Маварди определяет жарима как «шариатские запреты, от нарушения которых Аллах предостерегает посредством определенных (хадд) или неопределенных (тазир) наказаний»183. Таким образом, преступлениями называются только те грехи, за которые Кораном или сунной предусмотрено земное наказание.

Большаков О.Г. и Вахобова М.В. рассуждая о преступлениях в исламе, рассматривают только три правонарушения: прелюбодеяние, ложное обвинение женщины в прелюбодеянии и кража184. Еремеев Д.Е. добавил к перечисленным уголовным правонарушениям убийство185.

Несмотря на то, что все предписания нормативно-правового характера в Коране расположены без определенной системы и разделения на отрасли, мусульманские законоведы наряду с востоковедами и юристами, разработали множество классификаций правонарушений186. Так, Р. Шарль разделил все шариатские нормы уголовно-правового характера на три категории:

- к первой категории он причислил убийство, ранение и кражу, т.е. те преступления, которые были известны еще до появления ислама;

- деяния, криминализированные Кораном и выступающие нарушением прав Аллаха, такие как прелюбодеяние и вероотступничество, относятся ко второй категории преступлений;

- в третью категорию включаются преступления, установленные исламом, но направленные против общественного строя. В качестве критерия в основу построения данной классификации взят объект посягательства187.

Интересную систематизацию, учитывающую в качестве критерия объект посягательства, предлагает М.С. Хайдарова. Она также делит все уголовно-правовые предписания шариата на три группы.

o В первую группу она включает преступления против религии и власти. К ним, по ее мнению, относятся такие преступления, как употребление спиртного, вероотступничество, разбой и др.

o Во вторую группа она относит преступные деяние, посягающие на личную собственность. Однако не конкретизирует данные деяния.

o К третьей группе относятся преступления, направленные против личности (ранения, убийство, прелюбодеяние)188.

Недостатком данной классификации является наличие в Коране преступлений, не соответствующие предлагаемым ею категориям.

Кроме того, свои классификации преступлений предложили Л.Р. Сюкияйнен, Ван ден Берг, И.И. Садагдар и др.

Наибольшей популярностью как среди отечественных, так и среди зарубежных исследователей пользуется деление преступлений на три группы в соответствии с типом попранных прав и интересов, и степенью определенности воздаяния.

o К первой группе относятся общественно опасные преступления, которые наказываются строго установленной санкцией - хадд. Термин «хадд» используется как для обозначения самой санкции, так и для обозначения деяния, за которое эта санкция назначается. Согласно мнению ученых ханафитского мазхаба для отнесения преступления к категории хадд недостаточно одной фиксированности санкции, необходимо еще, чтобы данное преступление посягало на права Аллаха. Только в этом случае данное правонарушение может быть названо хаддом. Ученые трех других правовых школ ислама относят к хадд любое преступное деяние, если за него установлено однозначно определенное наказание. Также среди мусульманских правоведов нет единого мнения в том, какие именно преступления входят в данную категорию. Так, ханафиты полагают, что количество преступлений данной категории пять: кража, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, употребление вина и употребление опьяняющих напитков. Ханафиты объединяют кражу и разбой и разделяют употребление алкоголя из винограда и вина, полученного из других плодов и ягод. Большинство исследователей относят к преступлениям данной категории семь наиболее опасных преступных деяний – вероотступничество, прелюбодеяние, кража, мятеж, употребление алкоголя, разбой и ложное обвинение в прелюбодеянии189.

o Вторая категория включает в себя преступления, посягающие на права отдельных лиц, но тем не менее влекущих строго фиксированные санкции (кисас или дица). К данной категории относятся убийство, ранение, тяжкие телесные повреждения.

o Все иные правонарушения, за которые не предусмотрены строго определенные наказания относятся к третьей категории – тазир. Преступления данной категории могут посягать как на общие интересы общины, так и на права отдельных лиц190.

Преступления категории хадд

Вероотступничество. Все нормы шариата, по мнению мусульманских правоведов, служат достижению благополучия людей, так как их цель заключается в защите пяти главных ценностей, основной из которых является защита религии. Исходя из такого понимания задач шариата, самым тяжким преступлением в исламе считается вероотступничество191.

Среди исследователей существуют несколько подходов в трактовании данного преступления. Так, Мухаммад аз-Захари и Л.Р. Сюкияйнен придерживаются мнения, что измена исламу делится на несколько разновидностей, таких как богохульство, язычество и вероотступничество192.

В то же время есть ученые полагающие, что данное деяние не носит криминального характера. Например, М. Муллоев и Атайа Мустафа Машрафа утверждает, что вероотступничество не является преступлением193. Данную позицию они обосновывают тем, что Коран, однозначно указывая на греховность отступления от веры, тем не менее ни в одном аяте не упоминает про наказание. Более того, криминализация отхода от догматов веры, по их мнению, прямо противоречит многочисленным аятам, декларирующим свободу вероисповедания и отсутствие принуждения в вопросах веры: «нет принуждения в религии»194.

Сторонники первого подхода отвечают на возражения оппонентов тем, что: o во-первых, санкции за вероотступничество предусмотрены Сунной, вторым источником шариата.

o Во-вторых, признание отступления от веры преступлением не является нововведением ислама. Так, еще в Ветхом Завете содержатся нормы, предусматривающие смертную казнь за любое отступление от истинного Бога195.

o В-третьих, ислам, подобно остальным монотеистическим религиям, утверждает свою исключительность как единственной истинной религии: «Воистину, религией у Аллаха является ислам»196. Признавая изначальный богооткровенный характер христианства и иудаизма, Коран заявляет об их искажении. В то же время понимая невозможность насильственного насаждения убеждений, какими правильными они бы не были, ислам предоставляет человеку свободу выбора197. Однако, если он добровольно принимает ислам и объявляет себя мусульманином, предполагается, что он осознал истинность ислама и вступает с Богом в особые правоотношения, в результате которых приобретает известные права и берет на себя определенные обязательства. Неисполнение взятых на себя обязательств подразумевает применение карательных санкций. Факт определения этих санкций Богом напрямую в Коране или через Посланника подразумевает их неотвратимость и невозможность замены198.

Аль-Бути М.С.Р считает, что вероотступника наказывают не за изменение его убеждений, а за проявление враждебности к мусульманской общине. Так, заявляя о своем отречении от догматов веры, он изначально ввел в заблуждение мусульман, объявив себя одним из них. Такое поведение расценивается как издевательство над религией, использование ее в своих низменных целях для совращения верующих и внесения смуты в их ряды199. Либо же сознательно ради достижения какой-либо мирской цели или же из-за сомнений, одолевших его, отошел от истины. В этом случае государство в лице исполнительной власти и духовенства должно предложить ему раскаяться и ответить на все его сомнения.

Если же и после этого он будет упорствовать, то это также будет свидетельствовать о его враждебности к исламу200.

Духовно-нравственные основы противодействия преступности в Коране и Сунне

Профилактика преступлений является одной из основных задач государства в современном мире. Над решением проблемы преступности работают ученые из самых разных отраслей науки. Анализ публикуемых исследований показывает, что большинство ученых в поиске факторов преступности, как правило, придерживаются социологического подхода, согласно которому негативное девиантное поведение детерминировано социальными причинами. Также имеется определенное количество работ в рамках биологического или правового подхода. Однако, несмотря на многочисленные и различные меры, предлагаемые ими, приходится констатировать, что к заметному снижению криминогенности в обществе они не приводят.

Ислам предлагает принципиально иной подход в практике противодействия преступности. Меры по профилактике противоправного поведения должны быть, в первую очередь, направлены на формирование духовности. Не умаляя важности решения социально-экономических задач для профилактики преступлений, ислам настаивает на том, что без повышения духовности населения такие попытки обречены на провал.

Согласно данной концепции преступное поведение индивида обусловлено низкой духовностью человека. Только высокая духовность, по мнению всех монотеистических религий помогает человеку не преступать рамки закона, даже когда неблагоприятные обстоятельства подталкивают его к этому. При этом верующий уверен, что он постоянно находится под непрестанным созерцанием Творца. Эта уверенность оказывает на него защитное действие двойного характера. Осознание того, что Бог увидит его за совершением запретного заставляет его стыдиться самой мысли о грехе. Если чувство стыда перед Богом оказывается недостаточный для защиты от совершения греха, вступает в действие страх перед загробным наказанием257.

Таким образом, самую действенную защиту от всех преступлений ислам видит в вере человека в Бога. До тех пор, пока вера человека сильна и искренна, общество находится в безопасности.

Согласно вероучению ислама, вера не ограничивается внутренним восприятием догматов. Вера мусульманина не бывает полной, пока он искренне не уверует сердцем, потом произнесет свидетельство языком, и подкрепит это свидетельство совершением благих дел258. Вера, кроме того, еще должна сочетаться с добродетелью, под которой в исламе понимается совершение всех добрых дел исключительно ради довольства Аллаха. Только когда все три элемента веры соединяются вместе, человек может рассчитывать на попадание в число избранных Аллахом.

Важную роль в укреплении связи человека с Богом уделяется религиозным обязанностям, главной из которых признается совершение намаза. Намаз – это не просто произнесение определенного текста. В намазе верующий демонстрирует осознание своей полной зависимости от Аллаха, одновременно выражая свою безграничную благодарность за все неисчислимые блага, которыми он его наделил259.

Важная роль в освобождении души от греховных помыслов и запретных страстей принадлежит посту. Смысл поста заключается в том, что верующий, воздерживающийся от дозволенной еды и питья во время поста, тем более должен отказаться от совершения греховных деяний: «Аллах не нуждается в оставлении вами еды и питья, покуда вы будете лгать и поступать по лжи»260. «Сколько постящихся, не получающих от своего поста ничего, кроме голода и жажды»261. А учитывая, что ислам, кроме обязательного поста в месяце рамадан, устанавливает еще и добровольные посты в течение года, пост расценивается как «шаг к постоянному воздержанию души от запретных страстей и порицаемых порывов»262.

Паломничество в Мекку, которое является пятым столпом ислама, также представляет собой фактор увеличения богобоязненности. Собрание в долине Арафат всех паломников, одетых в одинаковые белые материи, независимо от их социального статуса и финансового благополучия, символизирует собой предстояние людей перед Богом в день Страшного Суда263.

Ислам не ограничивается исполнением религиозных обязанностей. Не меньшую важность по вероучению ислама представляют нравственные качества верующего. Известный хадис гласит, что благонравие - половина религии. В другом хадисе улучшение нравственности названо Мухаммадом основной задачей своей миссии. Поэтому ислам предупреждает своих последователей об опасности подмены истинной веры формальным исполнением религиозных обрядов.

Истинность веры мусульманина должна проявляться в его отношении к остальным членам общества, так как любовь к Богу неизбежна проявится в любви к его творениям. Если же поклонение человека не становится основой для деяния добра и очищение от зла, то данное поклонение не принесет человеку пользы. Такой вывод следует из хадиса, переданного Имамом Ахмадом: «Один человек спросил пророка: «О Посланник Аллаха! Воистину, та женщина известна своим усердием в совершении молитвы, в соблюдении поста и раздачи милостыни, однако у нее есть один недостаток – она своим языком доставляет неудобство соседям». Пророк ответил: «Она из обитателей Ада». Затем человек снова спросил: «О Посланник Аллаха! Воистину есть еще одна женщина, не отличающаяся усердием в молитве и посте (т.е. совершает только обязательное), но она не причиняет вреда своим соседям». И пророк сказал: «Она из обитателей Рая»264. В данном предании отвечая на вопросы сподвижника, Мухаммад указал на прямую связь нравственности и благополучия человека в загробной жизни. Еще показательней в этом отношении является следующий хадис: «Если в человеке есть следующие три качества, то он является мунафиком (лицемером), даже если он постится, молится, совершает хадж и заявляет, что он мусульманин: лжет, когда говорит, нарушает обещание, когда обещает и предает, когда ему доверяют»»265. Таким образом, основной принцип шариатской нравственной доктрины заключается в представлении о том, что истинную нравственную ценность представляет только единство веры и добродетели. А.А. Гусейнов, замечает, что «дилемма, ставшая камнем преткновения для христианско-европейской этики – зачем быть моральным? – в мусульманской этике решается введением морали в веру»266.

Борьба со своими страстями объявлена в исламе «большим джихадом». Очищение своей души от пороков, подчинение своих страстей рассудку согласно шариату, считается первой обязанностью верующего. В суре «Потомство Имрана» Коран указывает на основные страсти человека: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения!»267.

Ислам предупреждает, что природа человеческих страстей такова, что они не ведают предела. Добившись удовлетворения одной страсти, душа переходит к следующей. «Ежели бы сыну Адама дали долину золота, он пожелал бы себе вторую. А ежели бы ему дали вторую, он пожелал бы себе третью. И не заполнит чрево сына Адама ничто, кроме праха. А Аллах же принимает покаяние того, кто кается»268. Однако, призывая бороться со своими страстями, ислам проводит четкую грань между пороками души, которые необходимо искоренить и разумными потребностями человека.

Ислам исходит из того, что человек должен иметь право на реализацию всех здоровых инстинктов, пока они не переходят грань неумеренности. Так, в Коране говорится: «О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг! Воистину, он велит вам творить зло и мерзость и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете»269. Как пишет Ф.Л.Касторский: «Ислам никогда не предписывал отсечение конечности грабителю, забивание камнями женщины за прелюбодеяние, если вору обществом не была гарантирована возможность честного заработка, а женщине – нормальное супружество»270.

Коран не только рассказывает о пороках человеческой души, но и указывает, что единственное спасение от них заключается в искреннем выполнении требований религии: «Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда, и скупым, когда его касается добро. Это не относится к молящимся, которые регулярно совершают свой намаз, которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных, которые веруют в День воздаяния, которые трепещут перед мучениями от своего Господа»271. Анализ вышеприведенного аята из суры «Потомство Имрана», перечисляющего различные пристрастия человеческой души, показывает, что большинство из них относятся к страсти сребролюбия.

Шариатская система наказания в современном мире

На мусульманском Востоке ислам как религиозная доктрина играл совсем иную роль, чем христианство в Европе. Главное различие между двумя мировыми религиями заключается в том, что христианство, в отличие от ислама, никогда полностью не замещало собой светскую власть. Ислам в социально-политической жизни мусульман играл исключительную роль, заполняя все сферы общественных отношений: социальная структура, форма политического устройства, культура и быт людей, характер экономических отношений - все это определялось религией.

Ситуация начала меняться в ХIХ – первой половине ХХ вв., когда большинство мусульманских государств превратились в колонии европейских держав. Колониальные власти целенаправленно вытесняли ислам из сферы политики. По мнению П. Дж. Ватикиотиса «ислам как религия и закон в течение последних 150 лет безжалостно и последовательно изгонялся из сферы ведения экономики, государственных дел и международных отношений»357. Вместо шариата в этих государствах стало действовать европейское право, ограничивая нормы шариата регулированием исключительно сферы личных отношений.

Ситуация не изменилась даже после официального обретения бывшими колониями независимости. Подтверждением этому являются принятие после обретения независимости почти всеми арабскими странами правовых систем западного типа. Иордания, Египет, Сирия, Катар, Ливан, страны Северной Африки ориентировались на романо-германскую (французскую) систему права, в то время как Ирак, Оман, Кувейт, Бахрейн, Палестина оказались под влиянием англо-саксонского права. Общей тенденцией для всех перечисленных стран было отказ от фикха как основной правовой формы.

Более чем столетие в мусульманском мире господствовали эти нормы, насаждаемые европейской цивилизацией и в тоже время отторгаемые населением358. Тем ни менее, ни в одной из рассматриваемых стран заимствованные системы права не смогли полностью лишить шариат своих позиций в качестве системы действующих правовых норм.

Ситуация начала меняться со второй половины XX в., когда в конституции многих мусульманских государств стали вноситься положения, провозглашающие шариат основой права. Этот период среди исследователей получил название «исламизация права».

Политика исламизации применительно к праву в разных странах могла принимать различные формы. Так, возврат к традиционному мусульманскому праву мог происходить как напрямую, путем отмены действующих уголовных законов, созданных по западному образцу, так и опосредованно, посредством замены действующих уголовных законов «исламоориентированными» законами, или путем дополнения действующих прозападных уголовных кодексов новыми статьями, основанными на мусульманском законодательстве.

Все современные мусульманские государства можно условно разделить на две большие группы в зависимости от ориентированности на мусульманское право в области уголовной политики.

К первой группе относятся страны, в которых мусульманское уголовное право на законодательно-судебном уровне закреплено и подтверждено в качестве действующего права, при условии, что оно вовсе избежало западного влияния, или оно было столь незначительным, что его можно не учитывать. Это в первую очередь такие страны, как Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Ливия, Судан и ряд иных стран.

Из всех мусульманских государств Саудовская Аравия отличается тем, что мусульманское право в основной своей части применяется некодифицированно, так сказать в классической форме, в какой его фиксировали с первых веков359. Согласно королевским указам 1926-1928 гг. при вынесении решений судьи обязаны опираться на мнения ученых ханбалитского мазхаба. Кроме того, данные указы устанавливают перечень конкретных ученых этого мазхаба, следование которым для судей является обязательным.

К числу государств, отнесенных нами к первой группе, относится и Йемен. После объединения северной и южной частей в единое государство был объявлен курс на исламизацию общественной жизни, результатом которого стал принятый в 1994 г. новый уголовный кодекс. Он, в частности, включает в себя ряд наказаний, характерных для классического мусульманского права, таких как отсечение головы или забивание камнями до смерти.

В Иране после революции 1979 года также был провозглашен курс на исламизацию общественной жизни. В конституции прописывается, что постулаты ислама служат основой для всех отраслей законодательства, а нормы шариата являются обязательными к применению при назначении наказания за уголовные преступления.

В эти же годы в ходе переворота к власти в соседнем Пакистане приходит генерал Зия уль-Хак, поставивший целью приведение законодательства в соответствие с нормами шариата. В рамках реализации данной программы в области уголовного права в Уголовный кодекс Пакистана, действовавший с 1860 г. были добавлены новые статьи, основанные на нормах шариата в соответствии с ханафитским мазхабом, касающиеся преступлений против собственности, прелюбодеяния, изнасилования, оскорбления чести женщины ее обвинением в неверности и употребления алкоголя.

К странам, где действующим правом является мусульманское уголовное право, относятся также Мальдивы и ряд государств Африки.

Несмотря на то, что политика исламизации в Судане официально была провозглашена в 1977 г., в уголовном законодательстве изменения произошли только в 1991 г., когда был принят новый кодекс, основанный на нормах шариата. В нем предусмотрены наказания, традиционные для мусульманского права, такие как порка плетьми, отсечение кисти руки за кражу, забивание камнями до смерти, и т.п360. Особенностью данного кодекса является то, что установленные в нем шариатские виды наказания применяются только на севере страны, где проживает большинство мусульман. В южных районах страны большинство населения которых представлено христианами и язычниками данные нормы не применяются.

В северных районах Нигерии, преимущественно населенных мусульманами, до 1960 г. наказания назначались почти исключительно согласно мусульманскому уголовному праву в его традиционном варианте. Влияние британских колониальных властей ограничивалось запретом на применение жестоких форм наказания. Предписание использовать по возможности немучительные способы казни вначале носили рекомендательный характер, однако позже на некоторые разновидности наказания был наложен вовсе запрет (такие как отсечение рук, побивание камнями и распятие)361.

После обретения страной независимости в 1960 г. в действие вступил особый уголовный кодекс, который являясь, по своей сути английским, содержал также ряд положений, основанных на шариате. Так, к примеру, к числу преступлений были отнесены прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, употребление мусульманином алкоголя. За совершение этих, а также ряда иных преступлений закон разрешал применение наказания плетьми. Ситуация начала кардинально меняться, начиная с 2000 г., когда в двенадцати северных штатах Нигерии уголовное законодательство было полностью перестроено в соответствии с нормами шариата путем принятия новых шариатских уголовных кодексов, либо посредством дополнений к действующему уголовному кодексу.

В Ливии исламизация уголовного права произошла в два этапа. Так, в 1970-х гг. уголовный кодекс был дополнен статьями, в соответствии с которыми за кражу, разбой, ложное обвинение в прелюбодеянии, прелюбодеяние и употребление алкоголя устанавливаются наказания в строгом соответствии с шариатом. Шариатские нормы наказания за преступления против жизни начали действовать с 1993 года. Все вопросы, связанные с назначением наказания, закон предписывает решать согласно положениям маликитского мазхаба362.

Рассмотрение дел о убийстве, краже и т.п. в соответствии с нормами мусульманского права в Мавритании поручено специально созданному для этого суду363.

В двух малазийских штатах (Теренгану и Келантан), а также в индонезийской провинции Асех относительно недавно произошел возврат к установлениям шариата в сфере уголовных наказаний.

Большинство мусульманских стран относятся ко второй группе, законодательство которых, несмотря на наличии в них отдельных элементов мусульманского права (например, запрет на употребление спиртных напитков), испытали на себе заметное влияние западных правовых систем.