Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Протестантская вера: философский анализ Михайлов, Николай Тимофеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлов, Николай Тимофеевич. Протестантская вера: философский анализ : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06, 09.00.11 / Рос. академия управления.- Москва, 1994.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-2/1278-x

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Несомненным фактором жизни современного общества является заметное повышение интереса самых разных слоев населения к религии, магии, мистике и оккультизму. Запад, а теперь и наша страна переживают настоящий бум активности различных традиционных и новых конфессий, религиозных организаций, всевозможных проповедников, требующих, в сущности, одного - веры.

Безусловно, вера в жизни человека играет огромную роль. Проблема веры принадлежит к разряду "вечных", фундаментальных философских вопросов. Но сегодня эту проблему существенно актуализирует целый ряд факторов, действующих в нашем обществе и властно вторгающихся в нашу повседневную жизнь.

Смена прежнего политического режима отозвалась на идейно-политической и мировоззренческой системе общества: оно вдруг остро ощутило, что девальвировались или зашатались казавшиеся до сего времени незыблемыми понятия и представления обо всем -о мироздании, о человеке, о добре и зле, о правде и лжи, о справедливости. Многое из того, что считалось безусловным и достоверным, истиной в последней инстанции,'на поверку оказалось лишь теоретической гипотезой, политическим лозунгом или идеологическим штампом. Общество, культивировавшее веру в светлые идеалы, в разумность человеческой природы и в научное познание, вдруг осознало фундаментальную значимость проблемы веры и безверия.

Российское общество столкнулось в своем повседневном жизненном опыте с серьезным изменением отношения государственной власти к религии и церкви. Как только государственная власть делает вопрос об отношении к религии и церкви личным делом каждого человека, она неизбежно, хотя и по-новому, но остро ставит перед человеком вопрос о вере: верить или не верить и во что?

Социальные, экономические, политические и иные реформы, преобразования, перемены выбивают массы людей из привычной

жизненной колеи, зачастую резко ухудшая моральное и материальное их самочувствие иди делая его, по крайней мере, неустойчивым продуктом игры слепых сил, случайного стечения обстоятельств. Потребность в восстановлении мировоззренческой ориентации, душевного, эмоционального равновесия в этом мире нестабильности неизбежно толкает самые широкие слои населения к интенсивным поискам духовной пищи, которую каждый находит в соответствии со своим уровнем развития, социальным статусом и т.д. И здесь потребителю сегодня (в немалой степени благодаря средствам массовой информации) предлагается самый широкий выбор воззрений, основанных на вере: от рафинированных и весьма наукообразных -уфологии, парапсихологии и астрологии до культивирующих самые дремучие и темные инстинкты вариантов магии, колдовства, гаданий, сатанизма и т.п.

В этих условиях пробуют расширить границы своей ниши традиционные и прежде всего мировые конфессии, в том числе и за счет образа мученичества и икатакомбности" в предшествующие десятилетия советской власти. Социологические исследования последних лет, проведенные в различных регионах России, свидетельствуют если не о повышении религиозности населения, то, по крайней мере, о значительном росте интереса к религии и церкви.

Указанные тенденции неизбежно обращают наше внимание к философско-методологическому исследованию феномена веры и далее, разумеется, - религиозной веры. Сегодня, с одной стороны, открывается возможность спокойного, лишенного идеологической и политической предвзятости, анализа этой сложной и многофункциональной категории, а с другой стороны, накоплен немалый опыт изучения различных аспектов этого вопроса.

Но есть еще один актуальный для нынешнего развития нашего общества момент, который в немалой степени предопределил конкретную сферу научных интересов и обратил исследование именно к протестантизму. В нашей стране протестантизм существенно активизировался в силу целого ряда причин: это и ослабление, в общем-то, симпатий населения к ортодоксальной, православной церкви, скомпроментировавшей себя слишком тесными связями с прежней и нынешней государственной властью, это и значительно

- З -юзросшая за последнее время проповедническая и миссионерская деятельность российских и западных протестантов. Только на (вангелизационном собрании в Москве с участием известного іаптистского проповедника В.Грэма за три октябрьских дня 1992 ода побывало более 150 тысяч человек, причем 42 тысячи из них [риняли участие в коллективной молитве. В последнее время цер-совь евангельских христиан-баптистов ежегодно принимает до 25 гісяч новых членов, тогда как раньше - только 7-8 тысяч.

Вопрос об отношении к протестантской вере сегодня неожиданно оказался связанным с поисками российского общества собственных путей своего развития: сокрушение тоталитаризма от-<рыло разные возможности - вернуться к православной соборности !но была ли она?) или усвоить западные ценности (а в их основе -:ротестантская вера и концепция личной свободы и индивидуаль-юй ответственности)? Но в этом случае возникают другие про->лемы - насколько российское общество способно усвоить эти денности, не окажутся ли они для него достаточно чуждыми? Іельзя забывать и то, что Запад в 70-е годы уже пережил серь-ізннй кризис доверия к своим традиционным ценностям либерализ-іа, в основе которых лежит хозяйственная этика протестантизма.

В настоящем исследовании содержательный анализ протестанткой веры основывается на материалах евангельских христиан-іаптистов, как наиболее крупной из существующих в России протестантских деноминаций, претерпевшей в нашем обществе сущест-зенную эволюцию, коснувшуюся трактовки ими и понятия протестантской веры. Складывающаяся в настоящее время новая социально-эко-юмическая, политическая, духовно-нравственная ситуация застав-шет идеологов ЕХБ усиливать внимание к теоретической разработке ее религиозной интерпретации, претендовать на практическое эешение целого ряда экономических и нравственных проблем российского общества, что делает задачу философского осмысления тротестантской веры особенно актуальной.

Научная разработанность темы исследования. В отечествен-іой философской и религиоведческой литературе первые исследова-шя по проблеме веры появились в 60-70-х годах. В работах О.Ф.Борункова, В.Р.Букина, В.И.Губенко, Б.А.Ерунова, А.Д.Наза-

- і -

рова, М.А.Поповой, Д.М.Угриновича анализируется природа этого феномена, признается его принадлежность человеческому сознанию вообще, а не только религиозной его форме, раскрываются социально-психологический, гносеологический, функциональный аспекты этой проблемы. В последующем анализ сущности, функций, специфических особенностей веры дается в монографиях и статьях П.С.Гуревича, Е.А.Евстифеевой, С.И.Иваненко, В.Л.Петрушенко, В.Н.Шердакова, Г.Н.Щербаковой и др.*.

С разной степенью полноты и детализации трактуется понятие протестантской веры в исследованиях таких авторов, как Г.А.Габинский, В.И.Гараджа, В.И.Добреньков, Ю.А.Кимелев, А.Т.Мо каленко, К.И.Никонов, М.М.Скибицкий, А.Н.Чанышев.

Природа, основные сущностные характеристики протестантской веры в философско-теологической системе евангельских христиан-баптистов рассматриваются в трудах З.В.Калиничевой, А.И.Клибанова, Г.С.Лялиной, И.А.Малаховой, Л.Н.Митрохина, Э.Г.Филимонова.

В научной литературе глубоко и обстоятельно проанализированы важнейшие особенности протестантизма как религиозно-идеологической системы: глубокое соответствие ее духовно-психологическому самочувствию человека в современном мире, концепция личной веры и индивидуального спасения, которые являются основой земной активности человека во всех сферах жизни, отмечено внутреннее противоречие фатализма и избранности, спасения и греховности в этой системе и многое другое.

Однако в предшествующие годы исследование феномена веры заметно ослаблялось идеологической и политической заданностью. К таким недостаткам следует отнести:

умаление роли веры в духовно-психологических процессах человека и общества, примитивизация ее содержания и функций, допущение лишь рационализированной веры в противовес вере слепой и темной;

религиозная вера рассматривалась практически исключительно в контексте противостояния и противоборства с научным

I. Работы этих и других авторов приводятся в списке использованных источников и литературы.

- 5 -«знанием и рационально-теоретическим мышлением, причем заметів была заданность оценочного подхода;

религиозная и, в частности, протестантская вера анализировалась как форма адаптации обеденного сознания к стихии шночных частно-собственнических эксплуататорских отношений, [юрма их рационализации и апологетики;

недостаточно объективно и полно исследовалась хозяйственная этика евангельских христиан-баптистов, немногочисленные заботы по этой проблематике грешат идеологической предвзятостью.

Все это делает необходимым продолжение и углубление исследования феномена веры и протестантской веры, в частности.

Цель и задачи исследования. В диссертации ставится цель эсуществить научно-теоретический анализ протестантской веры на материалах евангельских христиан-баптистов, как целостного, сложного и многофункционального явления, обладающего повышенной приспособительной реакцией на меняющиеся социокультурные условия.

Общей цели исследования подчинены задачи, которые решается в данной работе:

выделить и проанализировать роль, особенности, структуру и функции веры как духовно-психологического феномена;

выявить специфику религиозной веры, ее природу и особенности;

критически проанализировать понимание веры в протестантской теологии и философско-теологической системе евангельских христиан-баптистов;

дать исторический и содержательный анализ развития хозяйственной этики евангельских христиан-баптистов как практического выражения протестантской веры.

Методологические основания и источники исследования.Теоретико-методологической основой диссертации являются сложившиеся в отечественной и зарубежной философско-методологической и религиоведческой научной литературе принципы объективности, конкретно-исторического подхода и системности.

Использованы результаты исследования категории веры в отечественной философской литературе, в работах В.В.Бибихина,

В.И.Губенко, Е.А.Евстифеевой, В.Е.Ладоренко, А.Д.Назарова, В.Л.Петрушенко, Е.Л.Фейнберга, Г.Н.Щербаковой.

При разработке темы исследования диссертант опирался на труды ученых, работающих в области религиоведения: Ю.Ф.Борун-кова, П.С.Гуревича, В.И.Колосницина, Р.А.Лопаткина, Д.В.Пиво-варова, М.Г.Писманика, К.К.Платонова, М.А.Поповой, Д.М.Угрино-вича, И.Н.Яблокова.

Значительную помощь автору оказали работы отечественных ученых и исследователей протестантизма: В.И.Гараджи, З.В.Кали-ничевой, А.И.Клибанова, Г.С.Лялиной, И.А.Малаховой, Л.Н.Митрохина, М.М.Скибицкого, Э.Г.Филимонова.

Помимо работ отечественных авторов в диссертации использовались труды зарубежных философов (Д.Юм, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель С.Кьеркегор, М.Вебер, К.Ясперс), психологов (У.Джемс, З.фрейд, Э.фромм), религиозных философов (В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев), протестантских теологов (М.Лютер, Ф.Шлейермахер, А.Гарнак, Э.Трёльч, Д.ІЕтраус), идеологов евангельских христиан-баптистов (А.М.Бычков, И.В.Каргель, А.В.Карев, А.И.Мицкевич, И.С.Проханов, А.А.Руденко, К.В.Сомов, 0.А.Тярк) и православных богословов (Э.Афанасьев, А.Кураев, В.Писемский).

Существенное значение для уяснения природы анализируемого явления имели встречи и беседы по вопросам особенностей вероучения, хозяйственной этики евангельских христиан-баптистов с председателем Союза церквей евангельских христиан-баптистов Российской Федерации П.Б.Коновальчиком, председателем Ассоциации предпринимателей христиан А.С.Зайченко, директором издатель ства "Протестант" А.Т.Семченко.

Научная новизна исследования. Данная работа представляет собой самостоятельное исследование, в котором осуществляется целостный философско-теоретический анализ протестантской веры, являющейся сложной, многофункциональной категорией, внутренне противоречивой, способной к динамичному развитию и характеризующейся повышенной социокультурной приспособляемостью.

На основе эволюции понимания сущности специфики веры в протестантской теологии и в философско-теологическом учении евангельских христиан-баптистов проведен теоретический анализ

- 7 -феномена протестантской веры.

Осуществлен содержательный анализ хозяйственной этики івангельских христиан-баптистов: рассмотрены сущность, особен-гости их трудовой деятельности в прошлом и настоящем российского общества и ее богословское обоснование.

Соотнесены и проанализированы принципы хозяйственной )тики протестантизма (на примере ЕХБ) и православия.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут быть использованы как з научной работе для дальнейшего осмысления феномена веры и зелигиозной, в частности, так и в учебном процессе в общих курсах философии, религиоведения и в религиоведческих спецкурсах. Результаты исследования также могут быть полезны для разработки программ в области государственно-церковных отношений, воспитания и образования; обоснования принципов диалога зерующих и неверующих, формирования цивилизованных и гуманных jjopM их сосуществования, сотрудничества и практической деятельности в решении целого ряда актуальных социальных, экономических, нравственных и прочих проблем российского общества.

Апробация исследования. Основные идеи диссертации изложены в докладах на международных и межвузовских научных конференциях в вг.Челябинске (1994 г.) "Реформы в России: Уральский вариант" и Екатеринбурге (1994 г.) "духовная культура и рынок". Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения и государственно-церковных отношений Российской академии управления (г.Москва, 1994 г.).

Структура работы подчинена основной цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

_ 8 -