Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реформаторско-религиозные взгляды Ахмада Дониша : философско-религиоведческий анализ Закиров, Нусратулло Меликович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Закиров, Нусратулло Меликович. Реформаторско-религиозные взгляды Ахмада Дониша : философско-религиоведческий анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Закиров Нусратулло Меликович; [Место защиты: Ин-т философии, политологии и права им. А.М. Богоутдинова АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2011.- 141 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/105

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Политические процессы, общественно-экономические и "социальные преобразования в Республике Таджикистан, происходящие в условиях государственной независимости и выбора самостоятельного пути развития, сопровождаются процессом национальной самоидентификации и духовного возрождения всего таджикского общества. В этом важном процессе оценка автохтонного культурно-духовного наследия, его

ПОПИ И МЯОТЯ Ц ПЯЧВИТИИ Общечеловеческой ІІНВИЦИ1ЯІ1ИИ яипяглг.я

насущной необходимостью, связующей нитью между прошлым, настоящим и будущим.

В течение долгих десятилетий, в советский период, в условиях господства марксистской идеологии .философские проблемы исламского наследия и духовные традиции ислама исследовались учеными с позиций атеистической и антирелигиозной "мысли. В религиоведческих исследованиях религия рассматривалась как форма общественного, сознания, основанная на неадекватном, фантастическо-иллюзорном отражении действительности. При таком подходе была выработана совокупность неизменных догм, одинаково функционирующих в различных гациально-экономических и политических условиях на всех этапах исторического развития общества. Примечательно то, что этот подход был основан на чисто гносеологическом определении ранних форм религий, без учета содержатся и сущности развитых монотеистических религий. Между тем даже первобытные религии по своим родовым признакам, прежде всего, были одной из форм самосознания человека, а их фантастичность и иллюзорность составляли только их акцидентальные признаки.

В последнее десятилетие XX века в связи с глобальными изменениями, Произошедшими в мире, многие постулаты общественных наук также начали кардинально меняться. Так, в философских исследованиях получает развитие новый подход к изучению исламской классической философской и религиозной мысли. В настоящее время, в период глобализации и диалога цивилизаций, ислам становится важным фактором экономических и культурных связей, обмена духовными ценностями между мусульманскими странами и государствами с иной культурой и историей. Сегодня одной из первоочередных задач, вставших перед таджикским обществом, является возрождение национальной культуры, национального самосознания

и самобытности народа. Это возлагает на учёных большую ответственность и диктует необходимость комплексного исследования и изучения того исторического опыта, который может способствовать реализации государственных программ в современном обществе. Сейчас возникли весьма благоприятные условия для объективной постановки новых научных проблем, а также для научной оценки места и роли религии в культурно-историческом процессе. При этом следует особо констатировать: если мы не сможем определить свое объективное положение в социуме планеты, глубоко познать себя, осознать свою культурную и национальную идентичность, то в условиях глобализации мы не сможем устоять перед активным проникновением чуждых культур, их влиянием на формирование мировоззрения членов общества," мы не сможем определить свое достойное место среди других народов мира.

В настоящее время роль религии!-ислама'в таджикском обществе значительно возросла. Объясняется это тем, что ислам имеет глубокие исторические корни в традициях и'быту населения. Религиозная ситуация, складывающаяся в последние годы в Таджикистане, обостряет напряженность в стране, причем народ здесь может оказаться заложником экстремистов самого разного толка. Нелегальные и подпольные религиозные экстремистские организации и течения, такие, например, как ''Хизб-ут-тахрир", "Салафия", "Бай'ат", вводят многих граждан в заблуждение. Интересы отдельных религиозных сект прямо противоположны идеям стабильности и толерантности, которых старается придерживаться-развивающееся таджикское общество. Для того чтобы проникнуть в суть происходящих социальных и духовных процессов в современном обществе, необходимо выявить предпосылки, исторические корни этих явлений, осуществить их глубоко философский научный анализ.

По нашему мнению, в условиях современного развития Таджикистана, изучение' и всестороннее исследование передовых идей просветителей таджикского народа, принципов и методов религиозного реформаторства имеет важное практическое значение для обоснования мировоззренческих ценностей, которые соответствовали бы основным тенденциям соотношения религии и государства в современном обществе/Следует подчеркнуть, что для формирования нового мировосприятия, с целью выхода из духовного кризиса и недопущения религиозного фанатизма и экстремизма, необходимо глубоко проанализировать произведения тех таджикских мыслителей, которые смогли обосновать гуманистический потенциал и просветительское содержание исламской религии;

Родоначальником таджикского просветительства и поборником религиозного реформаторства в конце XIX века был Ахмад Дониш (1826-1897), внесший огромный вклад в развитие общественно-политической и философской мысли таджикского народа. Ахмад Дониш, будучи великим мыслителем своего времени, отразил в своем творчестве самые актуальные философские, социально-политические и этические идеи, распространенные' на Востоке в конце XIX и начале XX в. Его прогрессивные идеи оказали огромное влияние на таких таджикских мыслителей, как Мирзо Сиродж (1877-1912), Абдурауф Фитрат (1885-1938), Тошходжа Асири (1864-1915), Мунзим (1875-1934), Садридднн А йни (1878-1954) и других.

Надо отметить, что главной целью таджикского просветительства в первую очередь являлось приобщение народа не только к религиозным, но и к светским знаниям, а также утверждение торжества справедливости в обществе. :

Исследование творческого наследия прошлых веков, общественно-политических и философских воззрений великих мыслителей не только обогащает культурный потенциал нации, но и способствует формированию мировоззрения современников.

Степень изученности и научной разработанности проблемы. Социально-политическая и духовная жизнь народов Средней Азии издревле являлась предметом пристального внимания историков, востоковедов, путешественников, членов различных экспедиций. Здесь можно упомянуть многочисленные труды исследователей, начиная от древнегреческих историков ' до ученых Нового времени, мы же ограничимся рамками темы своего исследования и соответствующим периодом.

О Бухарском ханстве второй половины XIX - начала XX в. писали русские и западные ученые-историки, путешественники, служащие царской России, такие как: Н.Ханыков1, АВамбери2, Г.А. Арандаренко В.В.Бартольд4, А.Д.Гребенкин3, СБ-Жуковский1, Д.Н. Логофет , А.И.Макшеев , В.Наливкин4 и др.

Ханыков Н. Описание Бухарского ханства. СПб., 1843. Вамбери А. История Бухары, или Трансоксании (с древних времен до настоящего). СПб., 1873; его же: Путешествие по Средней Азии. СПб., 1865.

3 Арандаренко Г.А. Досуг в Туркестане. 1874-1889. СПб., 1889.

4 Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана Л., 1927.
Гребенкин А.Д. Родословия мангитской династии: материалы для статистики

Туркестанского края. Ежегодник/Под ред. МаеваН.А. СПб., Вып.Ш. 1874.

Э« глубокие ^^^^^^^^yXZt ное описание социально-политической> ^вн^*^ _сказыва.

ния С.Аини. В его работах освоение>uvav исследуемый на-

но-политическая жизнь наР^0 S ^^ «И«пхД мангш-ми период. В »аГ»1?Лп~^^ . ских. правителей» САини ^^ес^^%зггель1носгА бухар-

Р= ЯГЙ S32KS С.АЙНИ, наряду с
7^—^-^^^ и Хивой за последнее трех-

з0м~в А'ИсГричеекии обзор Туркестана и наступательного д.и-

?=:Г^^ -^-дая статистикй Турке"

"вГ a Si8 ХІХ - начала XX в. (Позднефеодальный шрод и

его население). М., 1966. пшнанбе- Ипфоіі,1981; его же: Собрали

.« Айнв С. Собрание ""'^^^^Jffii», Заміси» эыиро сочинений. Т.9. Душанбе: Ирфон, 1989, с же- **< ^

объективной характеристикой мангитских правителей, уделяет большое внимание жизни и творчеству Ахмада Дониша, подробно описывает его основные реформаторские идеи, особо акцентируя взгляды Дониша на современное образование.

Большое значение с точки зрение исследуемой нами темы имеют работы Э.Бертельса, в которых анализируются основные аспекты деятельности просветителей Средней Азии конца XIX - начала XX вв.' Проблема просветительства и влияние Ахмада Дониша на формирование политических взглядов таджикских просвепггелей освещаются в «Очерке по истории таджикской философии» АМБогоутдинова.2

Просветительская деятельность Ахмада Дониша исследуется в работах З.Ш.Рзджабова, который написал ряд научных произведений об истории общественной мысли таджикского народа и об Ахмаде Донише в частности.'1

Социально-политическая мысль' таджикского народа второй половины XIX - начала XX вв. анализируется и в научных монографиях таджикского философа И.Ш.Шарипова. В них впервые подробно рассматривается религиозно-просветительское движение джадидизм, оказавшее значительное влияние на деятельность среднеазиатских реформаторов и просветителей.4

Бухары. Душанбе, 1966; его же: Воспоминания. 4.1-2. Душанбе: Адиб, 1990; его же: История революции н Бухаре. Душанбе: Адиб, 1987; его же: История интеллектуальной революции в Бухаре. Душанбе: Мачбуот, 2005.

Бертельс Э. Рукописи произведений Ахмада Каллэ //Труды Тадж базы АН СССР. 1936. Т.З. С. 9-28.

" См.: Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. Избранные произведения. Душанбе, 1980. С. 198-301.

Раджабов З.Ш. Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш. Сталинабад, 1961; его же: Из истории общественно-политической мысли таджикского народа во второй половине XIX - начале XX в. Сталинабад, 1957; его же: О «Политическом трактате» Ахмада Дониша, Душанбе, 1976;его же: Поэт-просветитель таджикского. народа-Асири. Душанбе, 1974.

Шарипов И.Ш. Предпосылки преобразования общественных отношений в Таджикистане на пут некапиталистического развития. Душанбе, 1973.; Его же. Преобразование идеологаческих отношений в Таджикистане. Т. 1-2. Душанбе, 1986; его же: Эпохальное событие на путях укрепления национального государства// Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и правоведение. 2004. №3-4. С.2-12; его же: Загадочная трагичность судьбы таджиков и таджикской пхударстаенности // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и правоведение. 2005. 1-4. С. 172-182.'

Необходимо также отметить статью Г.ААшурова и МпСоршоева «О просветительской, социальной философии Ахмада Дошша», где излагается мнение этих ученых о появлении mSSbCKHX вдейв общественной мысли таджикского наро-Га їїшГрассматриваются такие общефилософские проблемы, как сотворение души и тела, возможности познания мира и т.п

Мировоззрение таджикских просветителей конца XIX - начала XX вв Псобешю роль Ахмада Дониша в истории общественной мысли таджикского"народа освещаются в монографии таджикско-

ГО^^^—х о литературном Р н= ппепстяпитепей просветительству спедуегг назвать ^^ МШШукурова, Р.Хади-заде, А.Абдуманнонова, С.Табарова,

n^:Z:^^^r^, в ТОм числе А=а Дониша, на социальную структуру общества конца XIX -^начетаXX в освещаются и в монографии и научных статьях Б.Д.Самиева.

СудЇЇ^ю всему вышесказанному, мировоззрение таджикских про-све«й конца XLX - начала XX вв. было изучено исследователями досттоЇЇо хорошо, но при этом практически не затрагиваются во-шсЇЇГХіоїщТеся отношешя просветителей к религаи идуховенст-bSSXuhhh день комплексного исследования проблем религии в мировоззрении таджикских просветителей не имеегся.

\Se aSSibr религиозного реформирования в исламе, особой» пелипюзно-реформаторскіїе взгляды Ахмада Дониша, впервые более ЇЇЇЇЇЇЇЇвддрЙно исследованы в рабагах таджикского философу їїлигїоведа Ш АбДУллоева. Среди большого количества статей и книг уТеГгоможно особо выделить^ монографию «Прссвети^ьство и

Чо~^^А^^ Точикис-юн ва Афганистан (Из истории

ппосветательстааТаджикистана и Афганистана). Душанбе.ІУУ 1.. "Тади^Гисючник изучения таджикской литературы второй половины МхТекГсталинабад. 1956; его же: Жизнь и творчество Ахмада Дониша Ду-шіе "тбХапГкий И.С. Очерки из «стерни таджикской ли^атуг- Сга-пинібал 1956-РаджабиМ. Ислам, джадидизм и революция. Душанбе, 1W/. "її Самиев БД Социально-философский анализ взглядов ^^ светителей о структуре социальных отношении конца XIX и начала XX вв. %ZL ИрфїЖ его же: Некоторые:npjS «^ Z> Ахмада Дониша о государстве. Душанбе: Изд. Л АУ, 1997, его же. Воззрь Гя^а Дониша и впечатления заруб^.ьпе п^ешесгвенников о соци-альной структуре Бухарского эмирата. Душанбе: Девашшч, 2006,

свободомыслие: философские, религиозно-реформаторские и просветительские мысли Ахмада Дониша». В монографии ученый анализирует проблемы исламского реформаторства в Средней Азии в конце ХЁХ века В ряде статей Ш Абдуллоев рассматривает реконструкцию религиозного сознания как гарантиго развития общества.1

Некоторые аспекты мировоззрения Ахмада Дониша и его роль в формировании просветительства и реформаторсгва в Средней Азии коротко проанализированы в работах автора диссертации: «Роль и место религии в мировоззрении Ахмада Дониша», «Ме'йар-ут-гадаюн» Ахмада Дониша: религиозно-философический источник XIX века», «Человек и его место в произведениях Ахмада Дониша»2.

Исследуя научные трупы: о творчестве Ахмада Доншня советского периода, мы видим, что Ахмад Дониш представлен в них как критик современного ему общества и политического строя своей эпохи. Эта проблема в произведениях Ахмада Дониша, конечно занимает важное место, но он поднимал и другие вопросы, которые, к сожалению, остались вне сферы внимания ученных. Сегодня, в условиях суверенного Таджикистана, пришло время по-новому взглянуть на произведения таджикского просветителя, рассмотреть их в полном объеме и объективно оценить их. В первую очередь это касается религиозных взглядов Ахмада Дониша и его отношения к религии. С нашей точки зрения, религиозно-реформаторские взгляды Ахмада Дониша, имеющие важное практическое значение, изучены недостаточно полно и глубоко.

Абдуллоев Ш. Современный ислам в политике и идеологии (на тадж. яз). Душанбе: Ирфоі і, 1990; его же: Маорифпарвари ва озодфикри (Просветительство и свободомыслие). Душанбе: Дониш, 1990; его же: Реформа религиозного сознания - зачог прогресса общества (на тадж. яз.) // Известия АН IT. Серия: философия и право. 2002. №3-4; его же: Аятулла Хомейни и проблема реформирования религиозного сознания мусульман // Имам Хомейни и духовное возрождение. Материалы Международного конгресса, посвященного столетию со дня рождения имама Хомейни. М., 2000; его же: Просветительство и попытка реформы религиозного сознания в Средней Азии // Рудаки. 2008. № 9 (на фарси). 2 Закиров Н.М. Роль и место религии в мировоззрении Ахмада Дониша // Известия АН Республики Таджикистан. Серия: философия и правоведение. 2007. №1-2. С- 95-100; его же: «Меъйар-ут-тадаюн» («Мера вероисповедания») Ахмада Дониша: религиозно-философский источник XIX века // Материалы международной конференции «Исламская цивилизация в Центральной Азии» (Астана, 4-7 сентября 2007 г.). Астана, 2007. С. 101-103; его же: Человек и его место в произведении Ахмада Дониша // Культура. 2007. №2. С.31 -33.

В силу сказанного необходимо провести объективный научный анализ роли религии в мировоззрении таджикских просветителей, а также религиозно-реформаторских идей основоположника таджикского просветительства Ахмада Дониша, что и обусловило выбор темы диссертации, определило ее цели и задачи.

Цели и задачи исследования.

Основные цели диссертационного исследования заключаются в комплексном изучении религиозно-философских, просветительских и реформаторских воззрений Ахмада Дониша; в определении влияния его учения на последующие просветительско-реформаторские движения: к выяштении уровня репигиозного сознания таджиков конца XIX в. и его сравнении с религиозным сознанием начала XXI в.

В соответствии с общей целью исследования автор поставил перед собой следующие задачи:

на конкретных исторических примерах показать духовные предпосылки реформаторского движения в исламе;

раскрыть социально-политические и духовные предпосылки реформаторского движения в Центральной Азии;

определить теоретические и идейные предпосылки мировоззрения Ахмада Дониша, оказавшие влияние на формирование его философско-религиозных взглядов; ;

раскрыть сущность реформаторско-обновленческих идей мыслителя и провести всесторонний сопоставительный анализ в сравнении с идеями других исламских реформаторов;

на основе анализа основных трудов Ахмада Дониша раскрыть его взгляды на сущность религии, веру и неверие (имон -куфр\ предопределение и проблему обновления (тадждид) ислама и муджадидов в исламе;

проанализировать влияние Ахмада Дониша на представителей интеллигенции в конце XIX - начале XX вв.;

определить значение реформаторских взглядов Ахмада Дониша для реформы религиозного сознания современного общества Таджикистана.

Объектом исследования являются религиозно-реформаторские взгляды Ахмада Дониша.

Предмет исследования - социально-политические предпосыл
ки реформы религиозного сознания сквозь призму идей Ахмада
Дониша. ":

Методология исследования. Методологической основой данного исследования стали исторический и логический методы ана-

лиза социально-политических явлений, принцип преемственности в изучении духовного наследия человечества. В диссертации осуществлен философско-религиоведческий анализ некоторых аспектов религиозно-реформаторского движения в исламском мире в конце XIX века с учетом требований объективного подхода к изучаемой проблеме.

Источниковедческую базу исследования составили произведения таджикских просветителей, в первую очередь Ахмада До-ниша, в частности его «Наводир-ул-вакое'» («Редкостные события»), «Ме'йар-ут-тадаюн» («Мера вероисповедания»), «Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангитиен» («Трактат, иди Кратк-пе изложения пряипения мпнгитской династии»! а тяк~же. работы историков, освещавших период зарождения'просветитель-ско-реформаторского движения в Центральной Азии.

Научная новизна данной работы определяется в первую очередь тем, что в рамках философии религии и в русле религиоведческого исследования анализируются воззрения одного из известнейших мыслителей Средней Азии конца XIX в. - Ахмада Дони-ша. В работе впервые:

на основе произведений Ахмада Дониша и других мыслителей предпринята попытка выявления и анализа предпосылок об-новленческо-возрожденческого и реформаторского движения в истории ислама;

осуществлен исторический экскурс, реконструирующий основные причины возникновения религиозного реформаторства в Центральной Азии;

раскрыта сущность религиозно-реформаторских взглядов Ахмада Дониша как неотъемлемой части его просветительских воззрений;

выявлены основные аспекты и направления религиозного сознания того времени, нуждающиеся в реформе, с точки зрения Ахмада Дониша;

определены роль и значение философско-теологического и реформаторского учения Ахмада Дониша в истории реформаторского Движения в исламе;

посредством сравнительного анализа оценены степень близости реформаторских идей Ахмада Дониша с идеями других реформаторов и их новизна;

на основе конкретных фактов проанализировано влияние идей Ахмада Дониша на воззрения представителей интеллигенции в конце XIX - начате XX вв.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы данной диссертации могут быть использованы при исследовании творчества Ахмада Дониша, а также: при чтении лекций по философии культуры, истории философии; при проведении спецкурсов на философских, исторических и филологических факультетах; при подготовке учебных пособий по рассматриваемой тематике для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и студентов вузов; в просветительской работе, направленной на формирование мировоззрения подрастающего поколения.

Положения, выносимые на защиту:

  1. R современном постсоветском таджикском обществе происходит противоречивый процесс самоидентификации и развития самосознания нации в новых исторических условиях независимости страны. С одной стороны, в обществе муссируется идея о древних арийско-зороастрийских корнях таджикской нации, о необходимости обращения к доисламскому культурному наследию. С другой стороны, в социуме прослеживается стремление по-новому осмыслить исламский пласт культурного наследия с тем, чтобы найти в нем те основы и положения, на которые можно было бы опереться в процессе обновления и модернизации религиозного сознания народа, исходя из потребностей демократического общества. В этом отношении опыт просветителей и реформаторов прошлого является весьма ценным теоретическим и методологическим материалом, позволяющим обеспечить преемственность передачи исторических и культурных ценностей от предыдущих поколений нашим современникам.

  2. В Средней Азии, культурным центром которой был город Бухара, в конце XIX века во многих отношениях самостоятельно формировались религиозно-реформаторские идеи - вначале во взглядах БахоуддинаМарджани и Абунасра Курсави, а затем в работах Ахмада Дониша и его последователей. Глубокое и всестороннее исследование этого процесса позволит, с одной стороны, выявить уровень деформации и кризиса религиозного исламского сознания в период правления мангитской династии, а с другой стороны, проанализировать основные направления религиозно-философской мысли таджикского народа в XIX веке.

  3. Основные положения религиозно-реформаторских идей Ахмада Дониша не утратили своей актуальности и сегодня. В некоторых аспектах- формирование религиозного сознания современных мусульман нуждается в определенной реформе с учетом реалий ны-

нешнего состояния общества. Есть настоятельная необходимость воспитания у современных мусульман толерантности, взаимопонимания, углубленного изучения ими исторических и культурных традиций народа, опираясь на бесценное наследие прошлых веков, оставленное нам великими мыслителями и просветителями.

4. Очень ценным во взглядах Ахмада Дониша является положение о том, что нужно изучать, комментировать и понимать первоисточники ислама, исходя из потребностей времени и пространства. Это даёт возможность аллегорического и герменевтического истолкования положений Корана и хадисов пророка Мухаммеда, опираясь на реалии современного мира.

Апробация работы. Диссертация быля обсуждена на заседании отдела истории и философии религии Института философии, права и политологии им. А.М.Богоутдинва Академии наук Республики Таджикистан с привлечением специалистов из других отделов института. Основное содержание и выводы диссертации изложены в научных статьях автора, опубликованных в различных изданиях. Отдельные аспекты темы исследования отражены также в выступлениях автора на международных и республиканских научных конференциях и семинарах, проводившихся в Республике Таджикистан и за ее пределами.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Реформаторско-религиозные взгляды Ахмада Дониша : философско-религиоведческий анализ