Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-ритуальные аспекты китайского танцевального искусства Вац, Алла Борисовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вац, Алла Борисовна. Религиозно-ритуальные аспекты китайского танцевального искусства : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Вац Алла Борисовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2012.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/463

Введение к работе

Обоснование и актуальность темы исследования

Предлагаемое диссертационное исследование посвящено истории китайского танцевального искусства в аспекте его религиозно-ритуальных функций. Общепринято мнение об универсальности для мировой художественной культуры генезиса танца от архаических религиозных форм. Еще в начале ХХ в. была разработана классификация древнейших «священных плясок»: культовые (принадлежность собственно ритуалов), обрядовые и мистические (экстатические, для установления коммуникации с высшими силами через вхождение в экстатическое состояние). Такие виды танцев существовали и в Китае в различные исторические эпохи, главным образом в народной (низовой) музыкальной среде. В данной работе анализируется диаметрально противоположная по отношению к фольклору художественная традиция – официальные танцы, образованные произведениями для государственных культовых и светских (придворных) акций. Правомерно полагать, что в этой традиции нашли отражение типологические особенности института верховной власти и сопряженной с ним религиозной и творческой деятельности. Дополнительную научную актуальность заявленной теме исследования придает культурно-идеологическая политика КНР, отмеченная особым вниманием к музыкальному и непосредственно танцевальному творчеству.

Таким образом, знание официального танцевального искусства древнего и имперского Китая является насущно необходимым условием, как для изучения культурно-идеологических основ китайской цивилизации, так и понимания особенностей государственной политики КНР в области духовной жизни китайского общества.

Степень изученности проблемы

Первым фундаментальным исследованием в области истории танцевального искусства Китая и непосредственно традиции официального танца является труд М. Гранэ (Marcel Granet, 1884-1940) «Легенды и танцы древнего Китая», опубликованный в 1926 г.. В нем определен круг важнейших культовых и придворно-церемониальных танцев, предложена их классификация, выявлены культурно-религиозные истоки и семантика отдельных представлений. М. Гранэ разработал принципиально новые, по сравнению с историко-филологической экзегезой, методологические подходы к изучению художественного творчества древнего Китая: через анализ текстов в социолого-историческом и культурологическом аспектах. Однако исследование М. Гранэ ограничено хронологическими рамками древности. Кроме того, в то время еще не было известны археологические свидетельства начального этапа формирования китайской цивилизации. Поэтому многие из наблюдений М. Гранэ, сделанные на материале исключительно литературных источников, нуждаются в корректировках.

В последующие десятилетия внимание ученых переключилось с собственно танцевального на музыкальное творчество. Одной из видимых причин этого послужили особенности осмысления танца (у) в китайской теоретической мысли, где он рассматривается в качестве вспомогательного по отношению к музицированию и пению видом музыкального искусства. На первый план вышли изыскания в области истории музыки в ее практическом (инструментарий, специфика интонационного строя) и теоретическом (музыковедческие концепции в их связи с религиозно-философскими воззрениями и общенаучными знаниями) аспектах. Показательно, что китайские ученые приступили к изучению истории национального танцевального искусства только в конце 1950-х гг.

Сегодня опубликована уже серия монографий на китайском языке, наиболее авторитетными из которых являются книги Ван Кэ-фэнь и Ли Цина. В них воссоздана история китайского танцевального искусства с архаических времен и до начала ХХ в. Особое внимание уделено его связям с верованиями и обрядовыми практиками, но преимущественно для народного творчества и этнических танцев. Разделы, посвященные танцевальному искусству, присутствуют и в подавляющем большинстве новейших работ, посвященных культуре отдельных исторических периодов. Содержащие, как правило, богатую информацию, они, тем ни менее, носят описательный характер и обращены преимущественно к фольклорным и этническим танцам.

В зарубежных и отечественных исследованиях на музыковедческие темы затрагиваются и танцы. Таковы работы о древнекитайской музыке и музыкальном творчестве эпохи Тан (608-907), в первую очередь, многотомное издание «Музыка танского двора», опубликованное по результатам масштабного международного научного проекта 1980-90-х гг. Его участники ставили перед собой цель реконструировать официальное музыкальное творчество эпохи Тан и восходящую к нему традицию церемониальной музыки Японии. Но они затрагивают и непосредственно танцевальное искусство, в первую очередь придворный (церемониальный, банкетный репертуар).

Из отечественных работ назовем монографию В. И. Сисаури «Церемониальная музыка Китая и Японии» (СПб, 2008), первая часть которой целиком посвящена китайской музыкально-танцевальной традиции. Некоторые детали, касающиеся искусства танца, разбираются в работах о китайском театре, в первую очередь, в монографии В. Ф. Сорокина

Сведения о танцевальном искусстве, введенные в тот или иной научный контекст, присутствуют и в большинстве работ о религиозной и духовной жизни Китая, в т. ч. С. Аллан (Allan, S), Л. Дж. Бильски (Bilsky, L. J), Д. Бодде (Bodde, D). Пристальное внимание древним культовым танцам как органической части государственной ритуальной деятельности уделено в коллективной монографии «Ранние китайские религии». Из отечественных исследований об отдельных эпизодах древнекитайского танцевального искусства сказано в книгах М. Е. Кравцовой, А. А. Маслова, Г. А. Ткаченко, Э. М. Яншиной. Отечественная научная литература, посвященная собственно танцевальному искусству, исчерпывается очерками из изданий общего характера, обзорными статьями и публикациями о частных моментах.

Таким образом, предлагаемое исследование является первым на русском языке опытом воссоздания и осмысления истории китайского официального танцевального искусства и его религиозно-ритуальных функций.

Целью настоящего исследования является реконструкция и осмысление истории китайского официального танцевального искусства в его связи с государственными верованиями и религиозными практиками. Заявленная цель предполагала решение следующих задач:

- определить характер отношения к национальному танцевальному искусству в китайской культуре;

- проследить истоки китайского танцевального искусства на материале археологических находок;

- определить место и роль танцевального искусства в религиозно-ритуальной деятельности древнейших китайских государств;

- определить место и роль танцевального искусства в официальном художественном творчестве и государственной религиозно-ритуальной деятельности китайского имперского общества;

- выявить структуру официального танцевального репертуара в различные исторические эпохи;

- проследить характер связи светского придворного танцевального искусства с культовыми (ритуальными) танцами;

- установить принципы и механизм взаимодействия официального танцевального искусства с низовой религиозностью и простонародными танцевальными формами.

Основным объектом исследования выступают китайские письменные источники по истории национального танцевального искусства и отдельных произведений.

Предметом исследования служит история и культурно-религиозные функции официального танцевального искусства древнего и имперского Китая.

Источниковедческая база исследования

Источниковедческую базу исследования составили, во-первых, древние (вторая пол. I тыс. до н.э.) сочинения, созданные в рамках философских школ, прежде всего, памятники конфуцианского канона. Особое значение имеет трактат «Юэ цзи» («Записи о музыке»), входящий в состав одного из важнейших конфуцианских канонических сочинений «Ли цзи» («Записи о ритуалах») из свода «Пятиканоние» («У цзин») и признанный древнейшим китайским сочинением, в котором в системном виде излагаются воззрения на музыкальные виды искусства.

Во-вторых, сочинения (трактаты-чжи), посвященные музыкальным видам искусства, входящие в состав официальных историописаний («династийных историй») – чжэн ши (досл. «образцовая/правильная история»). Первым таким сочинением является трактат «Юэ шу» («Трактат/Книга о музыке») из знаменитого историографического труда «Ши цзи» («Записи историка/«Исторические записи») Сыма Цяня(145?-86? гг. до н.э.). Трактаты на музыкальные темы, чаще всего под названием «Юэ чжи» («Трактат о музыке»/«Анналы музыки») и занимающие от одной до десятка глав (цзюаней), присутствуют в большинстве, собственно, чжэн ши. Это: «Ли юэ чжи» («Трактат о ритуалах и музыке») из «Хань шу» («Книга [о династии/эпохе Ранняя] Хань»цз. 22), «Юэ чжи» из «Цзинь шу» («Книга [об эпохе/династии] Цзинь», цз. 22-23), из «Сун шу»(«Книга [об эпохе/династии Лю] Сун», цз. 19-22), из «Нань Ци шу» («Книга [об эпохе /династии Южная] Ци», цз.11),из «Вэй шу» («Книга [об эпохе/династии Северная] Вэй», цз. 109) и из «Суй шу» («Книга [об эпохе/династии] Суй», цз. 13-15); трактаты «Иньюэ чжи» («Трактат о мелодиях и музыке») и «Ли юэ чжи» из «Цзю Тан шу» («Старая история [династии/эпохи] Тан», цз. 28-34) и «Синь Тан шу» («Новая книга [об эпохе/династии] Тан», цз.11-22); трактаты «Юэ чжи» из «Цзю У-дай ши» («Старая история Пяти династий», цз. 144-145), из «Сун ши» («История [династии/эпохи] Сун», цз. 126-142),из «Ляо ши» («История [династии/государства] Ляо», цз. 54) и из «Цзинь ши»(«История [династии/государства]Цзинь», цз.39-40); и трактаты «Ли юэчжи» и «Юэчжи» из «Юань ши»(«История [династии/эпохи] Юань», цз. 67-71) и из «Мин ши» («История [династии/эпохи] Мин», цз. 61-63). Кроме того, о танцевальных представлениях может сообщаться в трактатах из чжэнши на ритуально-церемониальные темы.

Следующим важнейшим источником выступает труд «Юэфу ши цзи»(«Собрание юэфу») Го Мао-цяня(1050?–1126 гг. н. э.), содержащий в себе нормативную для традиционной китайской музыкальной культуры классификацию песенно-поэтических и танцевальных произведений и богатые фактические данные по истории собственно танцевальному искусства, начиная с древнейших времен и до Х в.

При анализе истоков и древнейших этапов истории танцевального искусства активно использовались также археологические материалы, включая произведения изобразительного искусства, относящиеся к культовому (погребальному) художественному творчеству.

Хронологические рамки исследования охватывают собой максимально обширный период существования китайского танцевального искусства – от архаики и до начала ХХ в.

Методологическая база исследования

В работе использовались несколько методов. За основу взят метод историко-культурологического исследования, согласно которому каждый объект должен рассматриваться в условиях своего исторического бытия и в рамках соответствующего культурного контекста. Также был использован культурно-семиотический подход к феноменам религиозного сознания, предполагающий их осмысление в качестве элементов целостного идейного континуума и с учетом историко-политических и социально-психологических факторов. При анализе религиозно-ритуальных истоков и функций танцевального искусства автор руководствовалась подходами и методиками изучения феноменов древней религиозности, разработанными Э. Б. Тайлором, Е. М. Мелетинским, С. А. Токаревым; а также в работах, посвященных непосредственно истории музыкального творчества и танцевального искусства. Анализ и интерпретация письменных источников и реалий духовной жизни Китая проводились на основании методологических установок, сформировавшихся в трудах классиков отечественного китаеведения, в первую очередь ак. В. М. Алексеева; и получивших дальнейшее развитие в исследованиях многих российских ученых, в т. ч. Л. С. Васильева, В. М. Крюкова, И. С. Лисевича, Б. Л. Рифтина, Г. А. Ткаченко, Э. М. Яншиной.

Научная новизна исследования обусловлена уже тем фактом, что оно является первой в отечественной гуманитарии монографической работой, посвященной истории и религиозно-ритуальным функциям китайского танцевального искусства. Кроме того, в ней:

- проанализированы и объяснены воззрения на танцевальное искусство, присущие древнекитайской теоретической мысли и мифолого-религиозным представлениям;

- доказано формирование официального танцевального репертуара в контексте возникновения китайской государственности и государственной религиозно-ритуальной деятельности;

- реконструирована структура официального танцевального репертуара, выделены его важнейшие составляющие компоненты - поминальные, ритуальные, церемониальные, придворные (банкетные) танцы; прослежены их генезис и эволюционные этапы на всем протяжении имперского Китая;

- показана связь танцевального искусства с конкретными религиозно-ритуальными формами и представлениями о верховной власти и правителе;

- выявлен механизм взаимодействия официальных и низовых танцев;

- объяснены культурно-идеологические причины масштабных заимствований китайским танцевальным искусством чужеземных музыкальных традиций и восприятия чужеземными правящими режимами структуры китайского имперского танцевального репертуара;

- дано аналитическое описание важнейших произведений культового и придворного репертуара;

- введен в научный оборот ряд источников по истории китайского танцевального искусства.

Положения, выносимые на защиту:

- вопреки распространенной точке зрения об исходно второстепенном, по отношению к музицированию и пению, положении танца в китайской художественной культуре, его генезис в качестве относительно самостоятельной традиции состоялся еще в рамках неолитической эпохи.

- формирование официального танцевального репертуара с главенствующим в нем положением культовых танцев началось в древнейших китайских государствах (во II тысячелетии до н.э.); тогда же наметилась дифференциация культовых танцев, исходя из характера важнейших государственных обрядов.

- в древнем и имперском Китае танец являлся не просто компонентом сценария ритуальных акций, но и одним из главных способов демонстрации могущества правящего режима, воспевания его достижений и прославления деяний отдельных монархов. Кроме того, он наделялся назидательной и воспитательной функциями. Этим объясняются возникновение и устойчивость практики создания танцевальных представлений лично монархами, а также обновление официального танцевального репертуара при каждом правящем режиме.

- официальное танцевальное искусство, благодаря его исходно архаико-магическому происхождению, активно взаимодействовало с низовыми танцевальными формами, восходящими к простонародным (календарным, сельскохозяйственным, экзорцистким) обрядам, что способствовало, с одной стороны, динамике его репертуара, а, с другой, распространению изначально придворных танцев в популярную художественную культуру.

- имея исходно гетерогенное происхождение, официальное танцевальное искусство обладало удивительной способностью к чужеземных заимствованиям.

- роль и место танцевального искусства в государственной идеологической политике и ритуальной деятельности были полностью восприняты и властями чужеземных государств, неоднократно возникавших на территории Китая, что лишний раз свидетельствует о значимости танцевального искусства как элемента китайской имперской государственности.

Теоретическая и практическая значимость исследования

В диссертации намечены теоретико-методологические подходы к изучению официальной культуры Китая и других стран Дальневосточного региона. Содержащиеся в ней наблюдения и фактические сведения могут быть продуктивно использованы в научно-исследовательских проектах по истории мирового танцевального искусства и мировой музыкальной и художественной культуры, по истории музыкальной и художественной культуры стран Дальневосточного региона и непосредственно Китая, а так же в исследованиях, искусствоведческого, этнографического и этнологического характера, и при разработке соответствующих лекционных курсов.

Апробация исследования

Текущие результаты исследования и его основные выводы апробированы в виде авторского учебного пособия «Танцевальное искусство Китая. Искусство и современность» (2011) и цикла статей. Кроме того, они были использованы при преподавательской деятельности в танцевальной школе Diva Dance (КНР г. Шанхай).

Работа была обсуждена и получила рекомендацию к защите на заседании кафедры философии и культурологии Востока философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Объем работы составляет 182 страниц, выполненных по стандарту машинописи. Список литературы включает 175 наименований, в т.ч. 31 оригинальный источник (включая многотомные издания), 26 научных работ на китайском языке и 32 работы на европейских (английском и французском) языках.