Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современный сатанизм Саввин Александр Викторович

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Саввин Александр Викторович. Современный сатанизм : 09.00.06 Саввин, Александр Викторович Современный сатанизм : Дис. ...канд. филос. наук : 09.00.06 Москва, 1999 152 с. РГБ ОД, 61:99-9/332-5

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Возникновение сатанизма и его распро странение в современном мире 17

Раздел II. Идейные и культовые истоки сатани зма в истории религий 40

Раздел III. Вероучение и ритуальная практика современного сатанизма 83

Раздел IV. Деятельность сатанинских организаций и проблемы безопасности общества

Заключение 134

Список использованных источников и литературы

Возникновение сатанизма и его распро странение в современном мире

Комплекс социальных причин, породивший ощущение бесперспективности жизни, невозможности установления гармоничных отношений в обществе, осуществлении гуманных идеалов, создал благоприятные условия для распространения новых религиозных движений, обещающих каждому своему адепту непременное личное спасение и самосовершенствование, возможности самовыражения, включая самые крайние проявления, а также своеобразную моральную, а в ряде случаев и экономическую защиту, от общественных потрясений.

Новые религиозные движения вообще, и такой культурологический феномен как сатанизм, выполняют функции, свойственные в целом для религии: иллюзорно - компенсаторскую, мировоззренческую, регулятивную, интегрирующую, коммуникативную. Д.М.Угринович, анализируя деятельность новых религиозных движений, отмечал, что «на первый план в нетрадиционных движениях выступает их психотерапевтическая функция».1

Новые религиозные движения, в том числе сатанинской направленности, изолируя человека от мира, беря на себя роль заместителя всех духовных потребностей, особенно ярко выполняют иллюзорно - компенсаторскую функцию. Они стремятся компенсировать потребность современного человека в недостающих контактах, общении, заботе, духовной близости через специфический образ и стиль жизни в жестко структурированной религиозной организации, изолирующей человека от социальных связей в окружающем мире. Распад семьи, падение патриархальных устоев, в том числе родительского авторитета, дефицит любви и понимания, неуверенность в завтрашнем дне находят свою альтернативу в создании культа харизматического лидера, в безграничном почитании и признании его авторитета. В сатанинских объединениях усилению влияния харизматического лидера способствует специфика культа и вероисповедания, в которой адепты усматривают возможность получения мистической власти над окружающим миром и своеобразный способ выражения социального протеста. Учитывая этот фактор, руководители сатанинских организаций, изменяя ритуал на разных степенях посвящения, добиваются у адепта сатанинского объединения впечатления все возрастающего внутреннего роста.

Иллюзорно - компенсаторская функция в новых религиозных, в том числе сатанинских, движениях находит свое наиболее полное проявление именно в психотерапевтическом аспекте. Применяемые психотехники служат для достижения такого состояния личности, при котором возможен отказ от всяких желаний и стремлений, создаются психологические условия для того, чтобы «ускользнуть» от мира, фактически порвав с ним. Доминантной установкой у последователей сатанинских объединений становится поклонение злу абстрактному или персонифицированному. Вся остальная мотивация становится несущественной и уходит на второй план по сравнению с центральной идеей.

На практике на начальном этапе у последователей сатанинских объединений возникает ощущение эйфории, творческого и эмоционального подъема, избранности и исключительности, что формирует устойчивое презрение к «непосвященным».

Мировоззренческая функция новых религиозных движений имеет своеобразное проявление в двух основных моментах. Во- первых, религиозное мировоззрение в подобных объединениях формируется за сравнительно короткий срок и быстро становится доминантой в сознании и поведении человека. Во- вторых, быстрому формированию мировоззренческих установок способствует то обстоятельство, что, как правило, молодые последователи новых религиозных движений в прошлом не отличались религиозностью.1

На мировоззрение неофита активно воздействует трансформация в сатанинских объединениях «концепции» Бога вплоть до «перемены местами» Бога и Дьявола, либо подмена Бога понятиями Абсолюта, а также изменение концепции человека, что проявляется в переходе от идеи изначальной греховности, связанной с чувством вины, покаяния, самоуничижения к идее потенциального величия человека, вплоть до утверждения его изначальной божественной сути, в изменении концепции спасения, где на смену грядущему утешению приходит отрицание загробной жизни, проповедь облегчения и успокоения в этом мире и сейчас.

Религиозное обращение в сатанинских объединениях происходит в результате целого комплекса средств, включающих переживание шоковых состояний, групповое давление, полную изоляцию от воздействия внешнего мира, ряд физиологических ограничений.

Мировоззрение носит мистический, иррациональный характер, без попыток индивидуально осмысленного восприятия мира. Полное подчинение харизматическому лидеру, зависимость от религиозного объединения в условиях изоляции от других авторитетов, ценностей, микроколлективов превращает религиозное мировоззрение в социальный, нравственный и гносеологический идеал, который определяет поведение, мысли и чувства человека. Именно этими обстоятельствами объясняется фанатизм последователей сатанинских культов. Следствием такой мировоззренческой трансформации становится социальная пассивность, индифферентизм. Методы достижения этих явлений осуществляются через насилие над личностью, как психологическое («контроль сознания», ломка прежнего образа жизни, изоляционизм), так и физическое.

Идейные и культовые истоки сатани зма в истории религий

Обладатели пентаграммы проживут 5557 лет, после чего в состоянии сна перенесутся на небо. Как и многие оккультисты, Калиостро апеллировал к авторитету Еноха, проповедуя, что устав "египетского" масонства исходил именно от библейского патриарха1.

Достаточно хорошо известно, что начиная с 1777г., Калиостро основал ложи "египетского" масонства в Гааге, Брюсселе, Нюрнберге, Лейпциге, Милане, Данциге, Кенигсберге, Митау. Имелась и женская ложа, которую возглавляла жена Калиостро- Лоренца Феличиани.

Впоследствии А.Кроули как и Калиостро также интересовался Египетской мифологией. Свои познания идеолог современного сатанизма активно применял на практике, используя имя египетского бога Сета во время заклинаний. Дело в том, что А.Кроули был учеником Самуэля Мазерса, мечтавшего построить храм богини Изиды в Париже.

В наши дни многие сатанинские организации, как, например, Храм Сета, продолжая традиции Кроули, до сих пор внимательно изучают Египетскую мифологию в связи с красной кровавой магией -эллокацией. Особое внимание в этой связи уделяется мифам о Сете, Осирисе и Исиде.

Известно, что мистерии Осириса составляли третью - высшую ступень египетского посвящения. В них описывалось, как Осирис был убит собственным братом Тифоном (Сетом). Поэтому далеко не случайно, что именно этот сюжет заимствовали франкмасоны для посвящения в степень мастера, заменив Осириса Хирамом Абифом, одним из трех строителей храма Соломона .

Египетской религиозной традиции не были чужды и первобытные идеи гомеопатической магии, о чем свидетельствует папирус Набсени, повествуя о том, как создать своеобразного голема для услужения усопшему: "Говорит писец Небсени, художник в храмах Севера и Юга, человек, высоко чтимый в Храме Птаха: " О ты, фигурка шабти писца Небсени, сына писца Тены, победоносного, и госпожи дома Мутресты, победоносной, если прикажут мне сделать любую работу, из тех, что назначены душам в загробном царстве, внемли, ибо тебя призову к ответу, и пусть во все времена ответственность падет на тебя вместо меня, будь то при посеве, наполнении каналов водой или перенесении песков с востока [на] запад". [Отвечает фигурка шабти] : "Истинно говорю тебе, что здесь я [ и сделаю все], что ты мне прикажешь"2. Возможно, впоследствии Густав Майнринк, автор "Голема" и других мистических романов, черпал идеи для своего сюжета из подобных ритуалов. Опираясь на Египетскую мифологическую традицию, в 1975 г. некоторые из бывших членов Церкви Сатаны организовали в г.Сан-Франциско Храм Сета (Temple of Set), который достаточно широко известен в среде сатанистов. Пожалуй, по "популярности" это вторая после Церкви Сатаны организация дьяволопоклонников. В числе основателей новой организации были Майкл А. Аквино, Лилит Синклэр и Бетти Форд.

Руководителем новой организации стал Майкл А. Аквино (автор книг "Дьяволикон" и "Церковь Сатаны") - человек с бурной биографией. В 60- 70-х годах он был офицером вооруженных сил США, отвечавшим за психологические военные кампании. В 1981г. подполковник Аквино, исполняя обязанности европейского советника при американском генштабе, имел допуск к документам особой степени секретности. Ему удалось совершить сатанинские церемониалы в "Замке Вевельсбург" в Германии, в котором в годы второй мировой фюрер СС Гиммлер проводил Черные Мессы.2

В соответствии со своими религиозными представлениями, члены Храма считают себя инициированными, посвященными древнеегипетскому богу Сету. Они верят, что Сет не был божеством, олицетворяющим зло, так как, по их мнению, христианство исказило образ египетского бога для описания Сатаны. Вероучение Храма Сета предполагает, что мир - это бессознательная среда, имеющая определенные механические свойства. Сет противостоит существующему миру нарушая его законы. Так, чтобы создать существо со сверхъестественным сознанием Сет один раз в несколько тысячелетий изменяет генетический облик людей.

Вероучение и ритуальная практика современного сатанизма

Рассматривая вопрос об особенностях вероучения современных сатанинских организаций, необходимо еще раз подчеркнуть, что не существует единого набора доктрин или письменного источника, с которыми бы полностью соглашалось большинство сатанистов. Каждый раз, как только создавалась новая организация, ее лидеры, опираясь на работы идеологов сатанизма, разрабатывали оригинальную доктрину и ритуалы в соответствии со своими оккультными воззрениями и уровнем подготовки.

Поэтому, обращаясь к изучению основных вероучительных положений современного сатанизма, необходимо остановиться на анализе доктрины наиболее многочисленных и влиятельных сатанинских объединений - Ордене Тамплиеров Востока и Церкви Сатаны, поскольку остальные сатанинские группы так или иначе обращаются к традиции Алистера Кроули и Антона ЛаВея.

В «Сатанинской библии» АЛаВей пытается доказать, что начальные понятия сатанизма существовали всегда и что "Римский бог, Люцифер, был носителем света, духом воздуха, олицетворением просвещения. В христианской же мифологии он стал синонимом зла...Весьма понятно, почему Священное Писание относится к Адскому Монарху как к "Отцу Лжи" -Еще один наглядный пример перевёртывания персонажа" . Церковь Сатаны считает, что "Христос и Сатанаил связаны в одно целое ...Они делают одно дело. Христос- учитель человечества. Сатанаил- экзаменатор..." . В том же тексте «Сатанинской библии» следует утверждение, противоречащее сказанному, что большинство сатанистов не верят в Сатану как в антропоморфное существо, поскольку под Сатаной многие воспринимают силы природы- силы тьмы. Основатель телемского аббатства Алистер Кроули, разрабатывая собственную религиозную доктрину, поступил в свое время еще проще, нежели ЛаВей. Он объявил, что Айваз - солнечно - фаллически -герметическое божество, Люцифер является его личным Ангелом-Хранителем, своеобразным высшим "Я", а "Дьявол", или Сатана -хранителем нашей Земли во Вселенной.

С точки зрения Кроули, Сатана не должен восприниматься как враг рода человеческого, а наоборот, как существо, превратившее людей в богов, ведающих добро и зло. Это утверждение является грубым искажением библейской истории, поскольку все человеческие страдания, сам грех является результатом первородного грехопадения прародителей. Ведь Сатана искушает Еву собственным грехом, обещая людям, что они будут как боги.

В космологии Кроули Сатана выступает в роли "Солнца-Отца, трепета Жизни, пылающего Космической Энергией", солярно-фаллическим Потоком.

В ритуале, предназначенном "пробудить Энергии Зона Гора, ритуале Начертания Зверя", призываются силы ШТ. ШТ - это Сет/Сатана/Шайтан, в котором сосредоточены магические энергии Нового Зона, эпохи Водолея- время прихода Сатаны (считается, что эпоха Водолея должна сменить эру Рыб- период христианства- А.С.).

Полярно противоположно Священному Писанию утверждение «Сатанинской библии» относительно положения человека в существующем мире. Если первые главы книги Бытия говорят, что Бог творит человека по своему образу и подобию, ставя его владычествовать над рыбами, птицами, зверьми, скотом и над всею землею, над всеми гадами, пресмыкающимися по земле , провозглашая человека венцом творения, то "Сатанинская библия" декларирует, что "Сатана относит человека к животному миру и считает его такой же тварью, как и прочих..."3

С точки зрения Церкви Сатаны, сатанизм представляет собой разновидность управляемого эгоизма, потому что когда человек делает что-либо для другого человека, значит сам факт заботы доставляет ему счастье и чувство удовлетворения4. Для сатаниста неприемлемо отдать жизнь за нечто не личное, например, за политическое или религиозное убеждение. Подобные действия воспринимаются не иначе как высшее проявление мазохизма5. Провозглашается вера в полное вознаграждение это, поскольку считается, что сатанизм единственная религия, отстаивающая улучшение и поощрение эго. ЛаВей убеждает своих сторонников в том, что человек может позволить себе быть добрым и любезным по отношению к другим без потери самоуважения только после того, как эго человека удовлетворено в достаточной степени. ЛаВей проповедует «адекватное отношение» к другому человеку, потому что если в ответ на хорошее отношение следует неприязнь, то самой человеческой природе противоречит продолжение хороших отношений . Не случайно любовь рассматривается как одна из сильнейших эмоций, после которой по значимости стоит ненависть, поэтому любить без разбора для сатаниста противоестественно. Предлагается не сдерживать в себе ненависть, так как это может привести к физическому и эмоциональному расстройству: "Научившись высвобождать свою ненависть к тем, кто заслужил ее, вы очистите себя от злокачественных эмоций..."

Весьма интересно оправдание дурной славы сатанинских объединений, которое приводит ЛаВей. По его мнению, сатанизм ассоциируется с безжалостностью и жестокостью только потому, что люди всегда бояться посмотреть правде в глаза и признать, что человеческие существа вовсе не такие добрые и не такие любвеобильные В целях выхолащивания понятия греха сатанисты отвергают христианскую мораль, в результате чего грех как таковой, с точки зрения сатанистов, перестает существовать. ЛаВей пишет: "Если все накопленные грехи могут быть обращены в выгоду, это освобождает от нужды интеллектуального очищения души от сдерживающих факторов. Сатанизм- единственная известная миру религия, принимающая человека таким, каким он есть на самом деле..." . В своих рассуждениях автор Сатанинской библии идет еще дальше, предлагая заставить работать грех на себя, поступая в соответствии с естественными инстинктами. Антон ЛаВей продолжает развивать основной постулат Алистера Кроули "что хочешь, то делай", заимствованный у Фридриха Ницше. Мы уже говорили о том, что сатанизм поощряет семь смертных грехов, если это ведет к удовлетворению страстей. Указанная идея звучит лейтмотивом в Сатанинской библии в различных вариациях, доказывая, что "высшая стадия человеческого развития есть осознание плоти!"4, и что необходимо давать волю своим естественным желаниям и страстям, основанным на эгоизме. Провозглашается потворство взамен воздержанию поскольку "Все любят делать то, что им запрещено делать запретные плоды самые сладкие" Человек низводится до уровня животного сттэемящегося исключительно получать одни удовольствия

Рассматривая идейные истоки современного сатанизма, мы отмечали взаимосвязь воззрений сатанистов с идеологией национал -социализма. Сатанинская библия еще раз подтверждает это утверждение: «Среди безумия гитлеровской концепции, одно положение выделяется ярким тому примером - "сила через радость!" Гитлер знал, что делает, когда предлагал немецкому народу счастье на личном уровне в обмен на лояльность по отношению к нему при высокой эффективности в работе"1. В IV разделе, мы вернемся к смыслу этого высказывания, иллюстрируя оккультно-мистические корни неофашизма.

Одним из центральных аспектов догматики любого вероисповедания является вопрос о смерти и загробной жизни, поэтому не менее показательна эсхатологическая доктрина, которой придерживается ЛаВей. Следует отметить, что Антон Шандор ЛаВей достаточно своеобразно рассматривает положения потусторонней жизни, продолжая противоречить самому себе.

Деятельность сатанинских организаций и проблемы безопасности общества

Приведенные примеры наглядно иллюстрируют масштабы распространения вампиризма в Западной Европе, но было бы ошибочным полагать, что вампиризм не затронул Россию.

В этой связи весьма показательно уголовное дело вампира Джумагалиева (1992г.), который уничтожил около 10 человек на территории страны. Мотивы преступления становятся понятными, если учесть, что в семье Джумагалиева с детства подчеркивалось происхождение от Чингисхана, который прекрасно знал и практиковал вампиризм.

Во время следствия Джумагалиев признался, что читал книгу "Черный туман" - средневековую инкунабулу1, в которой описан ритуал мистического брака. Употребляя кровь девственницы, мужчина сочетал в себе качества двух полов и приближался к бессмертному бесполому существу.

С сожалением остается констатировать, что количество преступлений на почве сатанизма увеличивается из года в год. Все чаще средства массовой информации сообщают сведения о ритуальных приношениях животных и людей, сопровождающихся питием крови. Конечно, можно скептически относиться к попытке рассмотрения вампиризма в качестве реальной угрозы общественной безопасности. Однако сегодня рассуждения сатанистов выходят далеко за рамки "теории". Уже существует в США храм или орден вампиров (Temple of Vampire or Order of the Vampyre), контактный адрес которого сообщается в Интернете - некая вампиристическая организация, являющаяся филиалом одного из самых многочисленных сатанинских объединений Храма Сета. Исходя из значимости кровавого обряда для сатанинских организаций, как одной из высших форм магии, ритуальные человеческие жертвоприношения обосновывали идеологи современного сатанизма \ А.Кроули и А.ЛаВей. Как уже отмечалось, ЛаВей часто противоречит самому себе, он не менее противоречив и в вопросе о кровавой магии. Так, например, ЛаВей пишет: "НИ при каких обстоятельствах Сатанист не приносит в жертву животное или ребенка!... Причины, по которым Сатанисты не могут совершать подобных действий, ясны и логичны. Человек, равно как и животное, является божеством для Сатаниста".1 В другом месте, рассуждая о правосторонней белой магии, ЛаВей говорит, что белый волшебник, боясь наказания, приносит в жертву животных: "Думается эти ханжеские негодяи не испытывают вины, отбирая жизнь животного вместо людской". Не отрицается возможность гибели человека после совершения проклинания врага во время черной мессы более того он должен быть уничтожен: " если ваше проклятие приводит к настоящему уничтожению утешайтесь мыслью о том что вы ПОСЛУЖИЛИ инструментом в избавлении мира от вредителя! Если вашему произнесением проклятия - это необходимость убедиться, что вас не волнует останется в живых намеченная жертва или умрет Приведем несколько примеров, иллюстрирующих во что превращаются на практике идеи Антона Шандора ЛаВея. «Ночной сталкер» Р.Рамирез, о котором уже упоминалось выше, совершил серию преступлений, начитавшись произведений ЛаВея. Во время следствия он заявил полиции: «Я люблю убивать людей. Я люблю видеть их смерть» . Банни Диксон, прочитав «Сатанинскую библию», 20 июля 1987 г. вырезала на себе крест Сатаны, заявив что она Антихрист.3

Говоря об идейных истоках современного сатанизма, мы уже отмечали близость идей национал - социализма и организаций сатанинской направленности. Приведем некоторые примеры оккультно-мистической основы неофашизма.

В 1989 г. в Андах М.Сирано в день рождения Гитлера на собрании неофашистов произнес речь: «Здесь в священных Андах в пять часов вечера мы находимся под защитой нашей вечерней звезды Венеры. Это звезда Гитлера, который родился в апреле в шесть с половиной вечера. Это также звезда, которую гностики называли Люцифер. О вечерняя звезда, излей на нас свой нежный влажный свет и будь с нами во время празднования столетия прихода твоего божественного сына Адольфа Гитлера, нашего любимого фюрера, последнего аватара. Венера смотрит на нас, и она будет с нами до тотальной победы, и тогда, сам Адольф Гитлер вернется и он будет назван сакральным титулом калеучи человек, который возвращается. Сегодня, 20 апреля сотого года гитлерианской эры или 1989 года иудео- христианской эры я провозглашаю вам начало триумфа новой религии эпохи водолея, начало эпохи гитлеризма. И мы, соратники вплоть до смерти верны Адольфу Гитлеру. Мы не просто члены политического движения- нет! Мы первые жрецы новой религии!»