Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Византийская мистика и ее влияние на философию русского религиозного ренессанса Мальцев, Сергей Борисович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мальцев, Сергей Борисович. Византийская мистика и ее влияние на философию русского религиозного ренессанса : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06.- Москва, 1993.- 31 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность 'теки исследования. Русская релягиазная ката-амзака кщ ХІХ - начала XX в. - вмоча&згй взлет отєчєстеєн-юіі фш со $ею.а г.:ысли, самое мзнное к глубокое,что- мы имеем ь наьш налъно а ^иагафка.. Llsctq с тем ока имеет и бесспорное даровое значение. Долгое время прогзведекяа кисдкт-едзй русского редиіюзні-^алзсоссюго ренессанса была недоступны современному отечественному читателю. Сейчас их работы начанаат. иараю публиковаться, много, з гздается ьдергке. Ьса гто на «лс-жет кз ък-зывать самого кееого внимания д интереса к руссю.а с&лосо&ш эпоха ренессанса, к ее йеяорзЕ. "Последние годы, - писет,нздря~ иер,С.С.Хэру*к:?, - укгделя огромную юлку интересе к рус сю 2 релнгтзноа мысли,н> б зтай волне, увыцгочтк незаметен какая-либо тьорческнк элемент. Область оказалась в ію лю.« ьладенаа мас-coiaz публаїдістакк, которая пракялась вкривь я ькось склонять яме на 5срдг.с5а,*л>ренск1ю. и Со.лоььєьа". Таю к доьально популярный подход к проблеме лыеет своды результатам тат

1 Хоружаа' С .С. $алософскай процесс в Боссиа как встреча фа-лосос^аа я правослашя. //Вопросы философии, 1991,J6,с.25.

4ил>со^ск>.й классике. Без Канта, Фадте, Гегеля, Шеллинга нельзя понять каэдс даслителей... русская сйшсо-фгя - гзллднгланка"^

!*іЄнду тем.для более ила менее шлюго уяснения саг.ок. сущности і*, оригинальюго своеобразия русской релнгюзнэй ^яласофий ХІХ -XX ЕЗ., в ьопрсе о ее генезисе следует идти далъда и глубже Н2'»-вцкйх к ьообв западноевропейских го.рней к обращать саше иристальюе вкшание ка юсто/чж.-цраволлаЕние,шзангайСКііе,ші-сшческие начала л истоки. Разумеется,без Канта.Гегеля и Шеллинга jch не па&дем налтх кыслителей.ю еда менее мы ш&йм их только из Канта,Гегеля и Шеллинга. Визанотйску» ;Естаю<-боіосла.в -скуй традишю к русскую релкгио'зко-йілзсофскуа мыс ль, ломиш. :»'ю-кества совпадении внеш1йга,зр;.1альювз'порядка,сьязнвает меаду сабой глусочайоеа внутреннза единство в самом духе З&досоЗстю-ваняя л бо гоедзьетьзьакия.очень нюю о-бъяскяэдее кал: в вопросе о сущности русскхй религио.зшй метафизики. Ь этом смысле обращение к ьостоїчним.ьїистию-прааосдавньїл.ьизантайоким началам в состава русею.и релкхзаозшй ^ідо.сойїш юнца Х-ЗХ - начала XX в. получает в настоящее время саюе актуальнее значение.

Степень разработанности проблеми, h мировой научна-иселе-довательскои литературе имеется громадно в, трудна поддающееся учету в описанию иоличество работ, го священных анализу и характеристике византийской религюзт-йилосойсноя к мистико-оого -слэвекой традиции. Из отечественных авторов.обращавшихся к атаи теыв,самым бликаіішгм и далею не исчзрпыьавдцим образом ьокнх указать на С.С.Аверйншва,Ы»В.Алпатова,П.Аникеева,архлеп.Василия /Криво шекна/.архим.Кшгриана Дерна/,А.Н.Бриллаантоьа,Ъ.В. Ьальденберга, епискша Алексия /фбрышщна/.ешскопа Шрф&рия /Успенснога/, про т .И.. вю-ш кшева.С»Л .Епифановича, А Л .Каждана,

* іульта А. Русский релї".п'-озш-Іклзсзоский ренессанс. //Ьаа современник, 1990Д:7,с.186.

Д.С.Л2хчеБа,А»П.ЛейвдеЕа,Ь.Н.Л1сскзю,И.11.1.!едаехэ5а,11рт. К.иеііЄнд>р|а,И.К.1йИнана,К.В.ІЬт.ва,С.С.Хо.рукего> а др. Тем не гоєнеє в кругах авто.ритеткнх іЕзанталзгоь даьго уже сталз. признаю м хорошего така практически в каждой расЬте,госЯщек~ой еі-заатийсюй религиозной культуре в шдзм и вкзактиКсюй мкстаю-богосгавсюй т рада їжа, з частюсти.кедременю уіюглянуть об удру-чаж'де:л полоненик дел в связи с общей кеисследованюстью дакюй области. /См.,недр.: Ваэд?эн5ерг Б.Б. 'їшосо-Jxjkhs взгляды Михаила Яселда. //іязантагскай сборник^.-Л., 1945,с.249-250; ар-хим.Кидриан /Керн/. Антрэтдэгйя св.Григория Ладами. Париж, 1Э50,с.24; Минин Д.М. Гдавкнв налравлэнкя древкв-церювшй мистики. // Во то словскей зестшк, 1911,,812, 1913.ІЙ* 1924,&6, с.340./. Таким образом,при ьнуштельйш обилии трудов абщкй уровень деследозанюсти. вдзй к принишов византийского жств*-ілзма,если верить круянейаам спешалйстам в этой сфере,до сих нзр не вшдке удовлетворителен.

Имеется такав немала работ,по священных русский релагяэз-юй фклосо&иі юн.хіХ -XX нь.,ка до слх пор неї еа сво'дго-обэбщенюго изложения. Дье до настоящего: дня остаються самыми юдккми. и глубокий "Истории русской ^класофг" - Н.Лэ-сского.. а Б .Зеньга некого, - несмзтря на все их беесдорюе достоинстео.Е час та, во священной метафизике русского релйгге зяэго ренессанса, в силу известных обстоятельств ке могут тек не менее претен -довать ка исчерпывающую голюту.юсюльку в ках не ьошли основное а ктохсьье произведения неюторкх мьедителей русею го ре ~ лигиозюго ренессанса,к моменту завершения работ Лэсскзго и. Зеньювскхго ш просту еще не написаннне.

Наюнец,что касается собственю самого ?~акта влияния ви -

зантаискэя мистики на ф&лзоо^аю русею го религиозного ренессанса, аа он как в зарубежнол,так и в отечесхвенюй литературе ке голью не был удовлетворительным образом расою трен и исследованию и даже достато/чю отчетливо юнстатарэьан. В трудах некоторых отечественная исследователей,таких, например, как архик. ішнриан /Керн/,пртЛі.Меиендорф,арт.К.8ютшіЄБ,мк встречаем отдельные а краткие суздения m этому Боярэсу.ю. все оне.лэмй-ш сшей немшгослаБШСти.отличаатсн. еще и чрезвычайю. обідам характерам,между тем как вэпрэс этот редателью. не допускает шюходюго решеная.

Исключением являются некоторые работы С.СХрружего.однаю; он удаляет в них тлти исключительное внимание творчеству лишь неигогих конкретних представителей русеко/й религиозной философа* /Оолмвьвв.йліренскин.Карсегин/ со стороны влияния на них фундаментальных принципов ьизанти некого ьжсти ческою боюслэ, -вая. Таким абраэом, проблема влияния ьизактлксюй мистики на всю філаоофю русского религио-знэго ренессанса в узлом в сов -рекекюй литературе о-стается еще далеюйст своего, надлежащего.' разрешения.

Цель настоящею тжссвртавдоннэго исследования как раз в том и состоит,чтобы представать первый и самки скрикни опыт конкретнії разрешения обозначавши проблемы.осуиестьить юм -плексный анализ сущнэсти,характера,осювнкх шіаєктов к направлений глубокого влияния византийской мистики на основній круг идей філософій руссюго религиозного ренессанса и таким осраазм внести определенный вклад в разработку более общего вопрса относительно, традишанаых духовных исто.чников и карне и русский религиозна и мысли юн. х& - XX ев. и ьсей оовокупюсти ВЛИЯНИЙ,

оказанных на нее б процессе еа становления и разьития.

Задачи, ко торне должны быть решены-в ходе реализации юс ~ тавленюй цели,таковы:

ке задаваясь цель» раскрыть во.' всей голноте систематаческха содержание учении известных византийских богословов, дать сии -тезирующий обзор основного круга идей,ушзренай к созерцаний Ейзантнйеюй кистака:; удобнее всего эта- будет сделать в хрно.-лагаческом горядке;

на основа этою еыявить главные направления ,о.снэьотлггают.з интуиции., тстояннке доминанты в составе мистического ос-крученая Византии,когорке определяют сабоіі все внутреннее содержание

его ь цедам и существеню влияют на все его элементы, являясь в яз же время общим и неизменным для всей традиции объектам все более углубляющейся метафизической и богослэвскз-й разработке одшй стороны,:? окончательного "догматического оформления

с другой;

представить общую характеристику этих направлений с точки зрения их рзли в фз-рмирэвании асюв всего православного мирз» -воззрения;

анализируя творчества русских религиозных ^илооофэБ юклЖг-нач.хХ в.-, аз казать влиянвя,о.казанные на них тем или иным из византийских кистико&.лиоэ всей византикскои мистическая традиіа-еи в делам,установить в системах рурских мыслителей конкретные зочки соприкосновения с мистическими умазрениями византийских согославав;

нананец.дать обобщенную картину влияния византийской мистики на фсшсо'фм) русского' релагйознэгэ ренессанса'в целом.

Научная ювизна исследования состоит в том,что. в нем впервые в научной литературе:

представлен анализ Фундаментальных тенденщй византийский мастики с точки эре кия их кокиептуальшот выражения в дальнейшем движении и развитии христианской ожхгосло;бской мысли,как православши,так и каналачесюл,вплоть до. юееіУега времена;

даю сотаотавленае-важнейших метафизических и богословских , итогов иснхастеких спо.рв Х1У в. сосновными течениями юйі-йї новейшей западж евроиеною и ре лшюзно-философской мысли;

на конкретном, материале го казано, что коренные идеи византийской мистики были .глубоко восприняты $идасоЗивй русского религиозного ренессанса,творчески инкорпорированы в ее состав,во, многом определив собой оригинальное содержание ее главке Яшах выводов и заключений;

установлено,,что в.своей крктжчеекой оппозиции к западюевр-пеИскам течениям религиозной метафизики - не го., всем вообще,а к тем, которые, го их мнению,существенно исказили первичную полноту всеобщей религиозной идеи, - йилэоафы русското религиоз -но го ренессанса опирались на традидаи право славшего уюзрешя, на глубочайше идеи шзантийского мистического бо го сливая, еще конкретней - на прикщды паламизма.-

Теоретию-^етододогическая и исто.чшкоЕедчёекаЯ база исследования, в своем исследовании автор стремился остаться свободным от каких-либо конъюнктурных соображений. Объективность и беспристрастность,диалектический го ддод, конкретный текстуальный анализ .обращение па возможности только, к перьо источникам, строгая доказательность выводов - таковы основные првнвдпы.юто-рьив автор старался руководствоваться при написаний данной работы.

Яри решении шставленных задач были тщательно, изучены и лроаналйзйроъаш коно,гра<|ические работы светских и религиозных.

авютв,использован бо лыс й массив перкодхческкх издгну.:і. Ь части, рассматривающей основные идеи БПзакталскэ й ккстию- оэго -ело всю й традиіжг.мк опирались на труда самых дзьестных прод - . стаьктедей последней -Василия Велію го, Григо рия Нас сю го, Григория Вагослова,Макария Египетского»,Дионисия Ареэпаггта, Иоанна Лестьичкика,Максима йсловедгака,Иоакна Дамаскша.&жш-на Нового Вотослава, Григория Синаита, Григория Палаты'a Si голая Каьасилы. В части же,госвященной русской религиозная cfajDCcfim юн.хЯ-нач.ХХ в.,привлекались призведенкя тех наиболее яр - . ких ее представите лея, с именами которых она да существу и ото.-кдествляется., эт прежде всего. - К.Н.л"еонтьев,Н.Ф;Федорв, Б.С.Соловьбв.С.Н. и К.Н.Трубецкие,П.А.іл>реЕСКИй,С.К.Булгаіав,

Н. А.Бердяев, Л Л. Шестов, В.Ф.Эрн.ГЛ.Федо, ив, Д.С .Мережковский,

»

Н.0.1Ьсский,Г.В.$лэговсКЕй,Л.П.Кгрсашн,С. Л.Франк, В.Ь.Зе нью-э-ский.й.А.Илъпк и Б.П.БьоесдаЕЦЗв. Б целом использованная авторам литература в полном объеме представлена в "Библиографы"..

Теоретическая! и практическая значимость исследования определяется тем,.что; содернаїфїеся в нем материалы и выводы до из-ввуїчой -ствценй углубляют к расширяют существующие В ОТЄЧЄСЇ -ьекюй научной литературе представления о суцгоста,характере л ведущих штиьах йалосоджи русского религиозного ренессанса. Основные результаты проделанной работы тгут быть использованы в научно-исследовательской деятельно с ти, а тагае б прело даьакиз. курсов ш историк православной мистики и истории русски религиозной философии юн. Х2Х—XX вв.

Ащрбаыия работы. lb теме диссертации автори опубликована статья общим объемом 1 п.л.,где отражены основные изложения на-с то яце га ис сле до вакия.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафздрк <+илософии религии и религиоведения фило.сз фското факультета ЩУ им. И,Ь.іЬшюшва 2 ноября 1993 го-да.

Структура исследования. Работа состоит из -введения, дьух глав /шести параграф в/, заключения, библиограс^ш и- списка сокращенна.

Похожие диссертации на Византийская мистика и ее влияние на философию русского религиозного ренессанса