Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вопросы религии и церкви в современной Польше в контексте Ватиканской социально-политической доктрины Наврот, Стефон

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Наврот, Стефон. Вопросы религии и церкви в современной Польше в контексте Ватиканской социально-политической доктрины : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.06.- Москва, 1991.- 34 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Научная разработка вопросов религии и церкви в современной Польше в контексте ватиканской социально-политической доктрины имеет чрезвычайно важное значение ввиду особой роли католицизма в истории страны, а гакже ввиду сложного зарактера отношений в течение сорока с іишним послевоенных лет между государством социалистического сипа и римско-католической церковью /а именно эти институты зыступают основными объектами исследования в данной работе/. Іктуальность рассматриваемой проблемы обусловлена не только зстротой принципиальных в недавнем прошлом конфликтов, но и іеобходимостью установления определенного консенсуса во взаи-гоотношениях заинтересованных сторон - церкви и государства -гасле прихода к власти некоммунистического правительства.

В течение всего периода Народной Польши мы являлись сви-(етелями чрезвычайно трудного пути нагромождения столкнове-іий и уступок, поисков новых формул и попыток решения текущих і перспективных проблем с использованием опыта, имевшего свои горни как во внутренней актуальной ситуации страны, так и во іногих международных факторах в данный период. Специфика ре-іения вопросов религии и церкви, формирования модели отноше-шй между государством и католической церковью в Польше в юслевоенные годы была обусловлена, с одной стороны, соотно-іением общественно-политических сил и новой геополитической :итуацией, с другой стороны - фактической, т.е. наличной :труктурой в области вероисповеданий. Последняя характеризуйся в Польше явным преобладанием католической церкви как в спекте развитости четко функционирующих организационных труктур, весомого её авторитета, так и эффективности политик-идеологического воздействия на сознание польского общест-а. Дополнительной проблемой для государства было множество фер, которые находились в кругу интересов церкви, что не сегда осознавалось политическими властями. Это тем более ажио учитывать, так как различные сферы жизни представлялись ерковной пропагандой в качестве фундаментальных христианских

и одновременно общечеловеческих ценностей. Поэтому какие-либо попытки переоценки или перемены, осуществляемые социалистическим государством, рассматривались церковью как посягательство на общечеловеческие, гуманитарные ценности цивилизованного мира. Противодействуя каким-либо переменам, церковь представляла себя хранительницей и защитницей этих ценностей, и, надо признать, ей удавалось утверждать такой свой облик в сознании значительной части польского общества.

Центральной проблемой /ценностью/ для церкви в течение нескольких десятков лет Народной Польши было своеобразно истолкованное сохрание автономии человека и его прав. Это было главной, фундаментальной задачей политики католической церкви в Польше, вследствие чего все иные имели вторичный характер. Причиной такого положения было специфическое положение церкви в Польше, функционирующей в неустанной конфронтации и одновременно диалоге с широко понимаемым марксизмом и моделью государства социалистического типа, стремящегося, по мнению церкви, к огосударствлению не только хозяйственной жизни, но также человека в сфере его мышления, действий, позиции и т.п. Поэтому философия автономии человека, его прав и верховенства над иными областями жизни должна была быть как бы противовесом для данной тенденции "огосударствления человечества". Этс - одновременно ответ польской католической церкви на определенное существование народа как во времени, так и в пространстве. Эту польскую специфику церкви необходимо было хорошо ПС нимать и неукоснительно учитывать в политической практике. И: иная позиция государства в его политике в отношении церкви -это конфронтация, неустанная борьба, состояние конфликта с собственным обществом.

Итак, человек объявлялся первой опорой существования маї ксизма и католицизма. Второй сферой сближения или марксистом католической конфронтации была семья, семейная общность, рас^ сматриваемая как место формирования нравственной конституции человека национально-патриотической и религиозной общности. Кроме того, семья для церкви является передаточным звеном на

циональной традиции. Поэтому польский социальный католицизм делал столь большой упор на материнство во всех его аспектах, в том числе также на защиту достоинства женщины. Такая позиция церкви по этому вопросу и практически неограниченные возможности её поднимать проблемы, связанные с семьей, вовлекали государство и марксистские круги в весьма конкретные и одновременно чрезвычайно трудные социальные проблемы, а в определенном смысле - и в политико-экономические. С этой проблематикой чрезвычайно тесно увязывалась очередная "опора" политики церкви - сфера так называемых опосредованных общностей, которым церкоЕь придавала большое значение. Акцентирование этой проблемы вытекало из признания естественного права на объединение, которое, по мнению церкви, должно быть свободно от вмешательства политических властей. Поэтому следовало предполагать, что церковь примет участие в деятельности различных организаций путем поддержки их действий, сохраняя собственную независимость и верховенство. Согласно церкви, узы различных общностей не могут быть навязаны свыше, они должны быть добровольными, .непоказными. Они должны естественным и самопроизвольным образом сформировать свой облик, ибо предполагалось, что чем более жизнь общества насыщена этими естественньми формами социальной, политической и экономической жизни, тем более сильным и сплоченным является народ. Поэтому церковь противодействовала ликвидации разного рода традиционных структур, авторитетов и т.п., так как это, по мнению её идеологов, приводило к созданию бесформенной человеческой массы. Церковь остро критиковала государство, которое не лучшим образом ре-пало эти проблемы, что вызывало на этом фоне напряженность и острую полемику.

Четвертой "опорой" польской католической социальной мысли и одновременно сферой существования государства и церкви объявлялся народ - национальная общность, которая, как считает церковь, вырастает из философии человека. Проблема нации и народа, подброшенная как бы для дискуссии государству, тесно увязывалась с идеей патриотизма, однако была далека от на-

ционализма и шовинизма, ибо основывалась на достоинстве человека и его правах, из которых как бы вытекают права народа. Однако признание католицизмом института государства как инструмента народа в его многомерном существовании и в его организации жизни должно было вызвать определенную напряженності и трудности в отношениях между государством и церковью. К этому еще следует добавить вопрос о суверенности народа, являющийся для поляков делом высшей важности. Проблема суверенности народа является одной из центральных в польской католической социальной мысли, и церковь, сознавая значение этой проблемы для поляков, включала её в сферу своей деятельности, предлагая диалог не только государству, но и иным общественным институтам, рассматривая данную проблему в аспекте сознания, этики, политики, культуры, материальной жизни и т.п.

Пятой и одновременно последней "опорой" польской католической мысли, самопроизвольно вовлекшей политические власти государства в дискуссию, является проблема строя. Церковь представляла точку зрения, согласно которой польский народ способен создать собственные политические структуры, которые должны зиждиться на национальных традициях. Эволюция социальной мысли в этой области заключалась в том, что церковь постепенно отходила от собственной модели католического общественно-политического и экономического строя, перенося эту проб лему в сферу требований и "дистанционного" управления политическими процессами, умело воздействуя на них. Мудрость церкви заключалась в том, что она встала на позицию, на основе которой можно было довольно безопасно, без непосредственной ангажированности, формулировать требования, имевшие высшую политическую значимость. Например, она провозглашала требование, согласно которому государство должно всецело выражать интересы своего народа и удовлетворять его нужды. Это требование, конечно, справедливо, однако намного легче его выразить на словах, чем материализовать в политической практике. Кроме

того, сформулированное таким образом требование ставило церковь как бы вне политики, что позволяло ей критиковать отрицательные явления общественной жизни и несовершенство, неэффективность институтов государства. Это ставило государство в чрезвычайно трудное положение.

Тем не менее, по нашему мнению, руководство польского социалистического государства не вполне осознавало эти основы социальной мысли церкви, которые были закамуфлированы в разнообразных теоретических проблемах, выражавшихся в различных формах. Отсутствие понимания сложности доктрины церкви, эе специфики, а также отсутствие умения гибко использовать собственную теорию - нетрадиционно и недогматически - приводило к тому, что государство обратилось к самым простым средствам административного и политического управления общественной жизнью, особенно в пятидесятых годах, используя при этом гакже репрессии. Однако наибольшей ошибкой в польских условиях периода Народной Польши, которую совершила политическая власть в области вероисповедания, была мировоззренческая кон-Ьронтация, чрезвычайно низкого уровня, если не сказать наивная, которая в результате вызвала введение "государственного атеизма", основанного на средствах принуждения. Это способствовало усилению интеграционных процессов в католической церкви и вокруг нез; в сфере же конскгантационной полемики церковь получила аргумент: государственные власти осуществляют в католическом обществе анахроничную политику в области вероисповеданий.

Римско-католическая церковь в Польше в начале послевоенного периода являлась наиболее значительной политической силой, масштабы и эффективность воздействия которой трудно переоценить. Второй значимой силой на польской политической арене в сороковых годах была легальная и нелегальная политическая оп-іозиция, в составе которой значительное место занимали прокатолические партии и организации, переводившие социальную доктрину римско-католической церкви на язык политической практики. Для них эта церковь была неоспоримьм нравственным автори-

тетом, а также силой, поддерживавшей и обосновывавшей определенные политические действия.

Третьей силой, весьма отличной по мировоззренческим и политическим характеристикам, были польские левые, особое место в их ряду занимала ІШР, а позднее - ПОРЯ. Польские левые силы, хотя и относительно слабые, внутренне дифференцированные и атакуемые со всех сторон, ощущавшие недостаток квалифицированных кадров, имели конкретную программу, обладали практикой политической деятельности, приспособленной к определенной политической ситуации. Левым силам благоприятствовала также международная ситуация, кроме того - они осознавали, что хотя Польша и является страной свыше сорока вероисповеданий, однако доминирующим в ней вероисповеданием является римско-католическая церковь, которая, добавим, имеет определенную польскую специфику.

Характер польского католицизма, как и структура католицизма в целом /вселенского, существенно влияющего на польский католицизм/, должен был учитываться в политической деятельности государства. Католицизм является универсальной идеологией, что при столкновении его с марксизмом и коммунизмом неминуемо вызвало определенные политические последствия, а также влияло на интенсивность конфликтов. Кроме того, польский католицизм отличают прежде всего массовость, интеллектуальная бедность, народность, сведение^ религии к обрядовой сто-рснз, демонстративность, эмоциональность, глубокий патриотизм и заметные клерикальные тенденции. Все это вместе необходимо также учитывать при анализе проблем религии и церкви в Польше Хотя наш анализ касается всего периода Народной Польши, уже завершившегося, однако внимание автора нередко обращено и к начальным годам, наиболее интересным ввиду попытки выработать модель отношений между социалистическим государством и католической церковью, ибо известно, что Польша после второй миро вой войны вступила на путь строительства новой действительное ти, вдохновляясь марксистско-ленинской концепцией формирования общественно-политического и экономического строя. В этот

период имело место беспрецедентное - по масштабам - столкновение двух больших идейных ориентации: католицизма с большой исторической традицией и относительно молодого марксистского идейного течения.

Хотя столкновение марксизма с католицизмом имело место ранее в СССР, однако там католическая церковь не была столь сильна, РПц с её автокефалией. ". имела несколько иной политический контекст. Поэтому не будет никакого преувеличения, если мы отметим, что именно в Польше наступила фактическая попытка выработки модели политики взаимоотношений католической церкви и социалистического государства. Следует отметить, что этим стремлениям наряду с позитивными тенденциями сопутствовали также и серьезные ошибки, совершенные обеими сторонами, особенно в отдельные периоды.

Следующей трудностью, перед лицом которой оказался автор, является чрезвычайная сложность и, образно выражаясь, "щепетильность" проблемы, а это порождает необходимость -ввиду политической остроты вопросов - не впадать в банальность, схематизм при ез рассмотрении. Автор отдает себе отчет в том, что многие его оценки могут быть спорными, однако его стремлением было обеспечение того, чтобы они характеризовались научной глубиной, побуждали к размышлениям и предостерегали в практической политической деятельности от совершения подобных ошибок.

Состояние научной разработанности проблемы.

По данной теме имеется довольно обширная литература, в которой анализируются различные проблемы. Это - научная, публицистическая, а также специальная, касающаяся частных вопросов, литература. Однако практически вся она характеризуется довольно серьезными недостатками - как поверхностностью подходов, так и, к сожалению, отсутствием объективности. Целью многих публикаций до сих пор было: решение сиюминутных задач, выработка определенной установки у читателя в конфликтных си-

туациях или сознательная дискредитация противника. В то же время другие работы были предназначены для узкого круга читателей. Кроме того, многие работы несут на себе печать публицистики, хотя, надо признать, порой это - публицистика довольно высокого уровня. Значительная ее часть была создана под влиянием актуальных политико-религиозных событий на линии государство - католическая церковь. Весьма часто такой литературе недостает объективного, спокойного, лишенного эмоций добросовестного анализа религиозных явлений. Следует отметить, что большинство публикаций светских авторов вплоть до конца 80-х гг. представляли собой апологетику политики в области вероисповеданий, проводимой социалистическим государством. Подобное критическое замечание не касается исследований таких авторов, как К.Гжибовский, Т.Ярошевский, Я.Осухов-ский и некоторых других. Сегодня ситуация в данном вопросе выглядит совсем иначе. С того момента, как ПОРП лишилась власти, преимущество получают те публикации, в которых выражается апологетика в адрес католической церкви и Ватикана и дискредитируется все то, что было создано социалистическим государством, выпячиваются его ошибки и замалчиваются достижения. К тому же левые силы до сих пор еще не могут найти свое место в новой системе общественных отношений и не поднимают полемику, разоблачающую фальшивые и необъективные суждения.

Кроме того, проблемы, поднимаемые рядом авторов, не затрагивают широкий политический и международный контекст. Многие авторы анализируют частные проблемы в зависимости от своей узкой специальности. Нет работ , в которых бы указанные выше вопросы рассматривались комплексно. Именно поэтому автор ставит своей задачей восполнить данный пробел.

Особо следует отметить религиоведческие работы В.Мыслэка, Т.Ярошевского, С.Маркевича - этих авторов можно отнести к числу наиболее видных марксистских специалистов в данной области. Работы этих марксистов дали автору возможность обрести свой взгляд на широко понятые вероисповедные вопросы, в част-

юсти, применительно к социальной доктрине католической цер-сви, которая наиболее полно разработана польскими и советски-іи религиоведами-марксистами. Однако в работах польских марксистов, по мнение диссертанта, все же преобладает апология проводимой до недавнего времени политики государства, неред-со вопреки очевидным ошибкам и подчас непоправимым их послед-:твиям.

Из советских исследователей рассматриваемой в работе проблемы следует назвать следующих авторов: Великовича Л.Н., Ірбрускина Н.Е., Мчедлова М.Д., Лопаткина Р.А., Овсиенко Ф.Г., Іоваркову Т.А., Филиппова Б.А., Шевцову Л.Ф., Ястребова И.Б., Сроме того, большую помощь в ходе выполнения данной работы івтору оказали исследования Гирмана Ю.И., Гольста Г.Р., Каля-чша Г.Н., Клочкова В.В., Колесника Н.А., Новикова М.П., Портова Н.В., Тимофеева В.Д., Фурова В.Г. Что же касается не-юсредственно католической доктрины, то полезными в этом плаїв для автора были работы Андреева М.В., Гайдиса А.А., Канте-юва И.Я., Ковальского А.Н., Минкявичуса Я.В., Яроцкого П.Л.

Цель и задачи исследования. Главной целью, которую ста-шт перед собой автор, является исследование проблем религии і церкви в современной Польше в контексте ватиканской социаль-ю-политической доктрины. Для этого диссертант включил в научный оборот широкий круг вопросов, входящих в данную тему прямо и косвенно, с тем, чтобы раскрыть её во всей сложности і глубине. Это потребовало "двустороннего", довольно скрупу-іезного анализа марксистской и католической социальных концепций. Такой подход обусловливает дополнительные трудности, юскольку решения поставленной задачи с необходимостью пред-юлагает сопоставление марксизма и католицизма по философско-іоктринальной, политической, системной, правовой, фактографической и другим "линиям".

Указанная цель обусловила постановку следующих конкрет-шх задач: I/ проанализировать генезис главных причин конф-іиктов между государством и католической церковью; 2/ пока-іать попытки создания модели отношений между этими институ-

тами; 3/ раскрыть польскую специфику в вероисповедной области; 4/ выявить отрицательные последствия для ПОРП догматизирования теории в отношении религии и церкви; 5/ проанализировать основные ошибки в политике государства в отношении религии и церкви, приведшие в итоге к росту авторитета церкви в стране; 6/ показать эволюцию государственно-церковных отношений в современной Польше; 7/ выявить генезис и специфику клерикальных тенденций в польской католической церкви; 8/рас-крыть характер восприятия в Польше социальной доктрины Ватикана; 9/ показать наряду с недостатками также и достижения марксистско-ленинской партии и всего польского рабочего движения в осуществлении практического диалога между верующими и неверующими и нормализации отношений с католической церковью.

Научная новизна работы. Новизна осуществленного исследования заключается, в частности, в том, что это - первая работа, посвященная вопросам религии и церкви, осуществленная на широком фоне уже завершившегося периода Народной Польши, а в некоторых случаях - выходящая за рамки этого этапа истории. Кроме того, данная работа основана на широком международном контексте, в ней учитывается польская специфика в решении религиозного вопроса, политики, экономики, культуры и т.п., а такого подхода к исследуемой проблеме до сих пор не было в какой-либо научной работе. Заслуживает также внимания новаторская постановка проблемы активности государства в вероисповед-ной области - чрезвычайно сложной с точки зрения политики и идеологии. До сих пор никто серьезно не занимался этой проблемой.

Следует также отметить нешаблонный подход к исследованию мировоззрения, его структуры и функции, выявлению его зависимости от идеологии и политической практики. На эту сложную проблему автор пытается взглянуть сквозь призму различных исторических и современных отношений между государством и церковью, а заодно показать влияние Ватикана на процесс формирования польской католической концепции политики в области го-

- II -

сударственно-церковных отношений в эволюционном её измерении. В работе широко представлены оснозные течения католической социально-политической доктрины с учетом её философско-мировоззренческих аспектов,при сопоставлении данной доктрины с социалистической общественной мыслью. Таким образом, по мнению автора, можно более полно выявить как сходства, так и различия, которые в итоге оказывали влияние на общественно-политическую практику в стране. Такой взгляд является, несомненно, новым в исследовании настоящей проблемы. Поэтому, принимая во внимание сложность, комплексность темы, диссертант считает необходимым коснуться различных сфер знаний, не только философских /хотя и прежде всего/, но и истории доктрины церкви, и новейшей её истории, правовых, социологических и многих других аспектов.

Теоретическая и методологическая основа и источниковедческая база диссертации.

Придерживаясь критерия объективности, мы предоставили слово двум сторонам - как государству, так и церкви, для того, чтобы позднее сделать выводы и сфорлулировать оценки или предложения, касающиеся направления решения сложных проблем в вероисповедной области, которые в польских условиях приобретают нередко особую политическую остроту. Однако независимо от сказанного выше необходимо отметить, что много ценных работ принадлежит перу известных марксистских и католических исследователей в области религиоведения. О некоторых из них мы уже писали. В дополнение к упомянутым следовало бы назвать, например, Ю.Грудзеня, Т.Мазовецкого, Я.Заболоцкого, Р.Бухалу, Я.Осуховского, М.Сташевского, С.Стомму, А.Мицевского и многих других.

Следует также отметить, что исследованиями в области религиоведческой проблематики занимается в Польше ряд научных учреждений, которые представляют как марксистские круги, так и католические, например, Академия общественных наук /уже не существующая с осени 1990 г./, университетские институты ре-

лигиоведения, Институты политических наук и отдельные университетские центры и общественные круги, например, Общество распространения светской культуры и др. Из католических центров, разрабатывающих данную проблематику, можно назвать следующие: Люблинский католический университет, Академия католической теологии и многочисленные институты и исследовательские центры, действующие в рамках или под эгидой католической церкви.

Особо следует отметить деятельность организаций так называемых светских католиков, например, Центра документации и социальных исследований /ОДиСС/, общества "Знак" и др., которые не всегда в благоприятных условиях предпринимали или инициировали научные исследования важных религиоведческих проблем.Однако их разработки, как правило, носят фрагментарный характер,

Таким образом, анализ указанной выше темы автор основывает прежде всего на произведениях классиков марксизма, на научной литературе, в том числе на книжных публикациях и многочисленных статьях в прессе /конечно, использованных с большой осторожностью/, на материалах государственных и частных архивов. Здесь в первую очередь следует назвать Архив новых актов в Варшаве, Архив Управления по вопросам вероисповеданий и Государственный архив Кракова. Кроме того, диссертантом были использованы Архив Люблинского католического университета и материалы отдела рукописей Люблинского католического университета.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Следует помнить, что польские левые силы выполняли свои общественные, политические и экономические программы, а также мировоззренческие преобразования в обществе, весьма сильно ка-толицизированном, сознание которого с помощью Ватикана и католической церкви в Польше в период между мировыми войнами было сформировано в духе антикоммунизма, поэтому рассмотрение вероисповедных проблем нельзя осуществлять в отрыве от прошлого /подчас далекого/ - как ввиду специфики, так и традиций институтов государства и церкви, которая приводит к тому, что исто-

- ІЗ -

рия часто в этом вопросе функционирует "политически" и оказывает значительное влияние на взгляды, действия и позиции определенных субъектов политической жизни. Кроме того, в настоящей, уже упрочившейся исторической действительности проявляется философия прежней политики, инспирирующей современную философию политического мышления, государственного, экономического и т.п.

Данная работа существенно расширяет теоретические знания о социальных,политических концепциях католической церкви и социалистического государства, которые ставили эти институты в условия взаимной оппозиции. Анализ этих сложных проблем обогащает также наши современные знания об источниках напряженности в отношениях между государством и церковью и практических способах их преодоления во имя высших целей. В работе показано, насколько глубоко и разнообразно влияние на практические политические действия принятых концепций - философских и мировоззренческих, социально-политических и экономических. Кроме того, в работе показано, как в чрезвычайно сложных политических и общественных условиях можно сформировать тенденцию к диалогу, сосуществованию и сотрудничеству, не утрачивая собственного облика, признанных ценностей и перспективных целей. Кроме того, сформулированные выводы, вытекающие из анализа, имеют важное значение для практической политической деятельности, предостерегают от совершения одних и тех же или подобных ошибок в политике государства в отношении религии, церкви и верующих.

Апробация работы.

Разработкой настоящей проблематики диссертант занимался в течение многих лет в научном аспекте, публикуя свои работы в журналах "Зешыты наукове" Ягеллонского университета, "Студиа наук политичных" и др. Результатом этих научных исследований являются крупные монографические работы, касающиеся вопросов социальной доктрины католицизма и церковно-государственных отношений. Автор занимался религиоведческой проблематикой в широком её понимании, издавая свои статьи в партийной и популяр-

ной печати, в различных еженедельниках, а также выступая с комментариями по радио и телевидению. Вопросы религии и свободомыслия находили также свое отражение в профессиональной работе диссертанта в Ягеллонском университете. Лекции автора касались политики партии и государства в отношении религии и церкви, религиозных систем, доктрины католической церкви и религиозного права, функционирования религиозных организаций в политической системе Польши.

Структура работы.

Похожие диссертации на Вопросы религии и церкви в современной Польше в контексте Ватиканской социально-политической доктрины