Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания Елистратова Ирина Анатольевна

Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания
<
Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Елистратова Ирина Анатольевна. Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.08 : СПб., 2005 164 c. РГБ ОД, 61:05-9/318

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Эколого-методологические проблемы взаимодействия природных и техногенных систем

1.1 Содержание, сущность и необходимость экологизации современной техники и технознания 12

1.2 Модельно-проблемный характер экологических систем 25

1.3 Системно-нелинейный подход к оптимизации функционирования эколого-техногенных систем 41

1.4 Методологические идеи и принципы междисциплинарного синтеза оснований взаимодействия природных и техногенных систем 53

ГЛАВА 2 Мировоззренческие, гносеологические и аксиологические аспекты осмысления экологической ситуации в техносфере 65

2.1 Мировоззренческие основания современных концепций экологизации техники и технознания 65

2.2 Эвристическая роль философских идей и принципов в формировании экологического технознания 80

2.3 Познавательная значимость общенаучных принципов в осмыслении экологических проблем техногенеза 97

2.4 Аксиологические и праксиологические вопросы техногенеза и экологии 113

Заключение 144

Список литературы 151

Введение к работе

Продуктивность философского анализа отношений человек - природа, человек - техника, техника - окружающая среда существенно зависит от человеческой модели мира, в контексте которой они исследуются. Отсюда вытекает необходимость уточнения мировоззренческих, гносеологических и аксиологических предпосылок моделирования исторического развития человека, техники и природы в их взаимодействии, прежде всего, в рамках синтетического экологического мышления. Традиционной и основополагающей для большинства работ по философскому осмыслению техники является рассмотрение техники как специфического феномена, опосредующего отношение "человек - природа". При таком подходе выделяются и исследуются реальные связи и явления мира. Однако следует иметь в виду принципиальную неполноту и аналитический характер данной модели, основанной на "усеченной" трактовке понятия "природа" и абстрагировании от действительных связей человека и природы как части и целого. Синтетический подход предполагает обязательное дополнение результатов моделирования отношений человек - техника (искусственное, модельное представление природы) - природа (естественная) результатами экологического моделирования тех же отношений на основе представлений, в которых понятие природа обретает обобщающее значение "природы вообще", включающей в себя и экологического человека, и продуцируемую им экологию и технику как собственные её подсистемы или элементы.

Техника опосредует взаимодействие человека и природы, являясь орудием воздействия человека на природу и в то же время основываясь на законах природы. В технике прагматически полезной становится наука, поэтому существует глубокая взаимосвязь техники и природы, техники и естествознания. Феномен техники не позволяет оперировать представлением об орудии как только о средстве человеческого воздействия на природу, потому что техника вызывает сложную координацию деятельности людей: прямое и непосредственное отношение к природе превращается в опосредованное, сложно организованное взаимодействие.

В содержание понятия "техника" включают следующие компоненты: 1) совокупность технических устройств (артефактов) - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; 2) совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации; 3) совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических (научно-технических и системотехнических) знаний. Первая компонента раскрывает собственно понятие техники, вторая - понятие технологии, третья определяет область знаний, относимых к технознанию. Экологизация техники и технознания в указанном смысле и является предметом философской рефлексии данного диссертационного исследования. Сегодня не приходится доказывать необходимость философского осмысления техники и технознания, то есть человеческих средств преобразования окружающего мира. "Философия техники", развиваясь, требует пристального внимания с точки зрения экологии к деятельности человека в мире и ее последствиям как для человека, так и для окружающей среды - именно в деятельности, как заметил еще Аристотель, проявляется, точнее, осуществляется сущность человека.

"Философия техники" исследует феномен техники в целом, ее имманентное развитие посредством философской рефлексии техники и технознания как результата теоретического осмысления техносферы, места технознания в научном познании. В диссертационном исследовании ставится задача осмысления всех составляющих техники в отдельности и в системных связях с человеком. Рассматривая технику и технознание как объект междисциплинарного исследования, процесс выявления философско-методологических проблем выводит нас в поле философско-методологических оснований экологии. В данном случае мы имеем пересечение методологических полей техники, технознания и экологии; кроме того, появляется возможность взаимопроникновения и обогащения знаний экологических и знаний технических и их философской рефлексии.

Известно, что материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Так, например, археология именно по остаткам материальной культуры стремится подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философская рефлексия техники и является в значительной своей части "археологией" технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно в древний мир и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита), и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.

Таким образом, актуальность исследования продиктована необходимостью системного, междисциплинарного анализа и синтеза мировоззренческих, гносеологических, аксиологических и праксиологических аспектов экологизации техники и технознания.

Степень научной разработанности проблемы. Изученность научной проблемы оценивается достоверностью и полнотой сведений о познаваемом объекте, которые в совокупности определяют качество знания, полученного после глубокого осмысления имеющейся информации. Проблема экологизации техники и технознания достаточно назрела в условиях современного развития цивилизации. Правомерность и необходимость философского исследования техники и технознания и их экологизации в наши дни обусловлена тем, что именно развитие техники породило ряд мировоззренческих и жизненно важных экологических проблем.

Несмотря на наличие различных философских исследований сущности техники, философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания еще не достаточно разработаны. Это можно объяснить многоплановостью и быстрой сменой техногенных представлений, в результате чего проблемы выявляются не сразу и неочевидно. Поэтому возрастает роль именно философского осмысления, дающего междисциплинарно-обобщающее понимание техники. По мнению Г. Рополя, философия "... может позволить себе выступать в роли как координирующего, так и критического партнера в диалоге с ... отдельными науками"1.

Формирование философии техники начинается уже в XIX веке и отражается в работах Э. Каппа в Германии, П. К. Энгельмейера в России, Э. Дюркгейма во Франции. Наиболее активные и многосторонние исследования техники представлены в XX веке (X. Ортега-и-Гассет, М. Сколимовски, М. Хайдеггер, Ф. Дессауэр, А. Эспинас, Л. Мамфорд, Ф. Рапп, X. Ленк, К. Митчем, и др.). Наряду с рефлексией по поводу сущности техники, в философских трудах XX века серьезно ставится проблема выживания техногенной цивилизации, активно исследуется социальный характер техники.

В отечественной литературе наиболее полный анализ современных знаний и представлений по "философии техники" представлен в работах В. С. Степина, В. Г. Горохова, М. А. Розова, В.М. Розина, В.Ф. Шаповалова, И.Ф. Игнатьевой, Б.И. Кудрина и др.

Вместе с философскими исследованиями техники и технознания появляются и научные работы представителей технических, экономических, социальных наук по прогнозированию развития техники и путям выхода из экологического кризиса. Например, Н.Н. Моисеев в своих трудах развивал ноосферную концепцию В.И. Вернадского с учетом реалий сегодняшнего дня . В рамках философии техники представляет интерес осмысление нового направления экономического знания, а именно экологического менеджмента (исследования данного направления представлены в трудах немецких экономистов - К. Рихтера, А. Эндреса).

В качестве важных моментов праксилогической и аксиологической составляющей философии техники и технознания следует обратить внимание на вопросы воспитания экологической культуры. Проводимые в этом направлении исследования являются в основном предметом педагогики и психологии. Наиболее близки к философским аспектам экологического воспитания работы В.Н. Волченко1, А.Б. Георгиевского, А.П. Мозелова, В.М. Назаренко2, А. А. Горелова, В.А. Левина, В.Хесле3.

Следует отметить, что отдельные аспекты экологизации технознания рассматриваются и развиваются разрозненно, фрагментарно, вне единого системного поля. В этом отношении универсальность философского анализа представляется не только актуальной, но и необходимой.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является выявление и определение содержания философско-методологических проблем экологизации техники и технознания, а также проблема их решения в контексте естественнонаучных и гуманитарных знаний, философской рефлексии и экологического мышления.

Формулировка цели позволяет выделить конкретные задачи исследования:

- выявить и проанализировать философско-методологические проблемы современной техники и технознания, доказать необходимость их экологизации;

- исследовать мировоззренческие, гносеологические, аксиологические и праксиологические аспекты выявленных проблем;

- доказать возможность использования модельно-проблемного и системно-нелинейного подходов в познании и прогнозировании развития эколого-технических систем;

- доказать эвристическую значимость философских идей и принципов в построении представлений экологизации техники и технознания.

Методология и источники исследования. Теоретико-методологической основой исследования служит синтез философского подхода с экологическим и техногенным подходами в их взаимопроникновении и взаимообогащении. Естественнонаучная база представлена теоретическими концепциями и фактическим материалом биологии, экологии, генетики человека, медицины.

Методологической основой диссертационной работы послужил диалектический метод, позволяющий выявить в многообразных противоречиях сущность и содержание явлений в экологии и технике. Был использован также компаративный метод, в частности, метод аналогий и сравнений, позволяющий проанализировать и сопоставить различные концепции, мнения и факты, установить их сходство и различия.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Новизна диссертационной работы определяется реализацией цели и основных задач исследования. В ней проведено разностороннее комплексное исследование отношений человек - природа, человек - техника, техника - окружающая среда. Даны естественнонаучная и социальная характеристики техники и технознания, воспроизведены объективные противоречия, возникающие при взаимодействии человека с природой, предложены некоторые способы их разрешения. Доказано, что философская рефлексия по поводу техники, технознания и экологии играет эвристическую, селективную и регулятивную роли, в особенности при формировании представлений об экологизации техники и технознания. Установлено, что существует насущная необходимость вплетения смыслообразующих положений экологического познания в существующее технознание.

Положения, выносимые на защиту, представлены следующими тезисами:

1. Современная экологическая проблематика с необходимостью онтологического референта требует синтезированных знаний естественных, технических и социо-гуманитарных наук для разработки общей стратегии преодоления экологического кризиса и для проведения прикладных исследований по созданию техники и технологий, органически входящих в биотический круговорот биосферы в целом.

2. Основой междисциплинарного синтеза взаимодействия природных, техногенных систем и человека служит коэволюционная познавательная модель, которая является новой синергийной исследовательской программой "философии техники". Анализ эволюции антропогенных систем в эколого-техногенной парадигме показывает, что по мере развития систем, усложнения и расширения реализуемых ими функций, необходимым условием познания является выработка философски осмысленных экологических и технических представлений и решений, составляющих современное понимание сущности ноосферизма.

3. Философская рефлексия экологизации техники и технических наук включает в себя следующие моменты: онтологические (сущностностные) аспекты раскрывают содержание технической реальности, осмысляют такие объективные категории, как человек, труд, антропогенность мира, экологическая нормативность; социальные аспекты рассматривают научно-техническое творчество в условиях определенной системы политических, экономических общественных отношений с учетом экологического императива; гносеологические и методологические аспекты определяют место технознания, осмысленного экологически, в системе научного знания.

4. Системно-нелинейный характер причинно-следственных структур экологических и природных систем тесно связан с вопросами внутреннего строения и степени определенности элементов взаимодействия. Естественное стремление к оптимизации пронизывает всю проблематику экологизации

технознания, играет основную роль в ней. В природе существует своеобразный способ стремления материальных систем к устойчивому состоянию как некий синтез порядка и хаоса вместо замены их друг другом.

5. Осмысление основных идей и принципов экологизации техники и технознания позволяет сделать достоверный вывод о том, что именно философия выполняет эвристическую и селективную роль при формировании нового междисциплинарного знания в экологии, технике и технознании.

6. Аксиологические аспекты экологизации технознания выявляются во взаимосвязи научно-теоретического образа мира и человека, человеческой культуры в целом (эстетизм, праксиологизм, гуманизм).

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации большого по объему, противоречивого, разрозненного теоретического материала в единую концепцию, что ведет к целостному осмыслению нового направления в научном познании - экологизации технознания. В диссертации отражена динамика и противоречия представлений экологии и техники, позитивные и негативные последствия воздействия техногенной деятельности человека на природу. Доказана методологическая значимость системно-нелинейного и проблемно-модельного подходов в познании закономерностей развития эколого-технических систем.

Разработанные в диссертационной работе положения могут быть использованы для дальнейшего теоретического исследования экологических проблем и поиска путей их разрешения внедрением человечной техники, экологического мышления, действия и поступка в человеческую культуру. Философско-методологический анализ проблем экологизации технознания вносит весомый вклад в развитие научного познания при разработке широкого круга представлений технознания и экологии. Основные положения диссертации могут быть использованы для дальнейших междисциплинарных исследований философско-методологической проблематики современной науки и техники, формирования научных представлений мировоззрения современного человека.

Материалы диссертации пополняют теоретический и методологический фонд преподавания философии науки, философии техники, концепций современного естествознания, экологии.

Апробация работы. Основные положения и материалы диссертации отражены в публикациях и докладах на научных конференциях: "Философия в современной России" (Пермь, 2004); "Глобализм и этносоциальные отношения в современной России" (Санкт-Петербург, 2004); "Экологические проблемы природно-технических комплексов" (Полоцк, 2004); "Междисциплинарные проблемы системологии" (Великий Новгород, 2004); "Бренное и вечное" (Великий Новгород, 2001, 2003); "Проблема формирования устойчивого социально-экономического развития региона" (Великий Новгород, 2001, 2003); "Экономика и природопользование" (Пенза, 2000); международная очно-заочная конференция, посвященная памяти С. Н. Старцева (Тула, 2003); конференция, посвященная 10-летию Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород, 2003).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы.

Системно-нелинейный подход к оптимизации функционирования эколого-техногенных систем

Природно-технические системы можно отнести к сложным нелинейным системам, часто развивающимся по непредсказуемым сценариям. У человечества есть тому яркие свидетельства: парниковый эффект, опустынивание, кислотные осадки в глобальном масштабе. В таком же аспекте можно говорить серьезных техногенных авариях, когда сложные технические устройства становились неуправляемыми как в случае Чернобыльской аварии. Поэтому актуальной становится проблема оптимизации взаимодействия техносферы и биосферы, переносящая в область экологии опыт кибернетики и синергетики. Здесь должна выполняться важная функция моделирования нелинейных систем -предсказание возможных сценариев их поведения при определенных изменениях условий.

Системная познавательная модель позволяет реализрвывать целостный подход к миру в условиях сложнейшей многообразной дифференцированности знания, достигнутого в современной науке. Самоорганизация как познавательная модель, получившая свое наибольшее развитие в рамках синергетики, дала возможность оценить объективную реальность в терминах нелинейности, неустойчивости, неравновесности. Эта модель, отраженная в теории синергетики, позволяет осознать развивающиеся системы через многообразные флуктуации подсистем, в ходе которых возникают точки бифуркаций, когда появляется целый веер различных направлений возможных изменений систем. Всё это дало возможность увидеть процесс спонтанного возникновения самоорганизации из беспорядка и хаоса в диссипативные структуры. Особая научная важность синергетики в том, что ее можно рассматривать и как развитие междисциплинарных идей системного подхода (в системно-динамическом и нелинейном его аспектах), и как развитие кибернетики, особенно в тех ее разделах, которые касаются моделирования процессов коммуникации и самоорганизации с использованием принципа обратной связи (круговой причинности) - отрицательной, саморегулирующей и положительной, самоусиливающей. Что касается системного подхода, то синергетика вносит в него, прежде всего новое понимание времени, переоткрывая его (И. Пригожий) и, придавая системному подходу, новое качество темпоральности как коммуникативной, кольцевой взаимосвязи многообразия различных времен: многообразие, включающее необратимое время механики Ньютона, время обмена сигналами в теории относительности Эйнштейна, необратимое время становления порядка из хаоса, в котором, согласно Пригожину, возникает "стрела" времени. Оказалось, что "обратимость и детерминизм приложимы лишь к отдельным простейшим случаям, а необратимость и случайность правило". Более того, "модели, изучавшиеся классической физикой, реализуются лишь в таких ограниченных ситуациях, какие можно создать искусственно, заключив материю в ящик и подождав, пока она не достигнет равновесия. Искусственное может быть детерминированным и обратимым - природное не обходится без элемента случайности и необратимости. Это ведет к новому взгляду на материю, согласно которому она уже не воспринимается как пассивная субстанция ... но связана со спонтанной активностью. Эта перемена столь глубока, что мы можем говорить о новом диалоге человека с природой"1. Таким образом, синергетика может рассматриваться еще в одном ракурсе, а именно в ракурсе системного (на сей раз уже постнеоклассического) эволюционизма. Она заимствует из системного подхода понятие открытости, открытой системы, связанное с именем основателя общей теории систем Л. фон Берталанфи и введенное им в методологию науки для объяснения видимого противоречия между вторым началом термодинамики и дарвиновской теории эволюции2. Подключение креативных ресурсов эволюционных представлений и образов реализуется в синергетике многими путями и по многим каналам. Один из таких каналов связан с переоткрытием в синергетике философского наследия Анри Бергсона, для которого идея эволюции как сотворчества природы и духа была одной из главных тем . Это переоткрытие, в общем случае интерпретируется как некий историко-методологический и эпистемологический принцип, важный для понимания возможностей и особенностей синергетического подхода к экологическим проблем технознания и техники.

Синергетический подход, будучи, как уже говорилось, междисциплинарным, реализуется в своеобразном круговом, циклическом отношении к рассматриваемым вопросам, которые не даны с самого начала в готовом виде как предметы, а возникают как результат ответов на вопросы, возникшие до них. Образно говоря, синергетический подход - это искусство организации условий для продуктивного диалога "Порядок-Хаос", на границе которых "кристаллизуется" новый смысл. Другими словами, синергетический подход - это интерсубъективный диалоговый процесс, всегда имеющий (если он, конечно, действительно синергетический) свою внутреннюю историю, логику рассуждения, дискурс. Синергетический подход имеет дело с паттернами положительных и отрицательных обратных связей, коммуникативными циклами, гештальтами, завершенность или незавершенность которых определяет специфику функционирования и развития систем. Таким образом, в фокусе синергетики находится "...эволюционное поведение открытых, далёких от равновесия нелинейных систем, образующих в совокупности образ (паттерн) нелинейного мира, мира, находимого нами в процессе саморазвития, в котором порядок и хаос соседствуют, взаимопроникают и взаимотрансформируются друг в друга"1. Нелинейность причинно-следственных структур материального мира тесно связана с вопросами внутреннего строения и степени определенности элементов взаимодействия. Нелинейные эффекты пронизывают всю проблематику познания материального мира, играют основную роль в ней. В природе существует своеобразный способ стремления материальной системы к устойчивому состоянию как некий синтез порядка и хаоса вместо замены их друг другом.

Методологические идеи и принципы междисциплинарного синтеза оснований взаимодействия природных и техногенных систем

Процесс создания новых технических средств, разработки новых технологий имел своей целью создание искусственного мира для более эффективного использования возможностей природного мира. Однако техногенная цивилизация оторвала человека от природы, противопоставив его природе. Причем негативные последствия такого выбора человечества имели тенденцию нарастания на протяжении нескольких последних столетий. Качественная новизна современного этапа развития человечества состоит в том, что невиданное по масштабам техногенное развитие цивилизации создало угрозу для дальнейшего существования и природы, и человека. Действующие в традиционно сложившейся культуре нормы и идеалы мало способствуют поиску путей выхода из кризиса. Все это придает острейший смысложизненный характер настойчивому и последовательному поиску новых регулятивов, осознанию новых познавательных, ценностных и деятельностных установок и ориентации культуры в выработке стратегии выживания и дальнейшего устойчивого развития человечества. В этом контексте можно говорить о существовании на всех этапах развития человечества определенных онтологических объяснительных схем устройства и функционирования мира, различных познавательных моделей, дающих возможность осознать, оценить, понять мир как целое.

История человечества свидетельствует о последовательной смене доминирующих на различных этапах норм, идеалов и моделей объяснения и понимания мира. С античностью связана познавательная модель, раскрывающая устройство бытия, космоса, природы по аналогии с живым организмом, мир и все его составляющие понимаются на основе этой модели как конкретные организмы. Для средневековья характерна семиотическая познавательная модель, мир понимается в ней как книга. Эта модель давала возможность видеть мир, природу как текст, который надо прочесть, как шифр, смысл которого надо расшифровать, разгадать. Новое время привело к утверждению механической познавательной модели. Мир осознается в ней по аналогии с машиной, с часами, как комплекс сложных, но механически взаимодействующих частей. XIX век вошел в историю как век торжества эволюционизма. При этом из фундаментальной идеи биологии эволюционистская модель мира трансформируется в эволюционистский способ мысли, постепенно обретая в формирующейся концепции глобального эволюционизма свое всеобщее универсальное значение. XX век привел к широкому распространению ряда познавательных моделей, ведущими среди которых стали системная, самоорганизационная и коэволюционная.

Системная познавательная модель выступила как путь реализации целостного подхода к миру в современной культуре в условиях сложнейшей многообразной дифференцированности знания, достигнутого в современной науке. Самоорганизация как познавательная модель дала возможность оценить объективную реальность в терминах нелинейности, неустойчивости, неравновесности. Эта модель позволила осознать процессы развития через многообразные флуктуации подсистем, в ходе которых возникают точки бифуркаций, когда появляется целый веер различных направлений изменений систем. Всё это дало возможность увидеть процесс спонтанного возникновения самоорганизации из беспорядка и хаоса в диссипативные структуры. Все эти модели вели к формированию соответствующих ценностно-деятельностных установок и ориентации.

Традиционно сложившиеся в культуре исследовательские программы, познавательные модели, ценностные ориентации и деятельностные регулятивы близки в настоящее время к своему исчерпанию. Поиск новых регулятивов отягощен ситуацией глубокого кризиса культуры, катастрофическим состоянием отношений природы и общества, кризисом норм, идеалов и регулятивных принципов в науке, искусстве, праве, мировоззрении в целом.

Тем не менее, эти новые идеалы, нормы, модели под настоятельным давлением реалий нашего времени постепенно вычленяются, проявляются и утверждаются. Так, ведущей познавательной моделью на рубеже веков становится модель коэволюции. Мир предстает на ее основе как комплекс сопряженных, взаимозависимых рядов. Процесс коэволюции как совместного сопряженного развития систем с взаимными селективными требованиями был обнаружен и изучен в биологии уже весьма давно. Однако он выступал как периферийный, маргинальный процесс, призванный объяснить лишь различные виды симбиотических отношений.

Осознание универсальности коэволюционных отношений началось как бы с "верхних этажей", с отношений общества и природы, техники и природы. Через историю всей человеческой цивилизации проходят две взаимоисключающие стратегии отношений человека и природы: установка на покорение природы и установка на смирение перед ней. Катастрофическое нарастание экологического неблагополучия на Земле в наши дни способствовало осознанию ограниченности обеих этих концепций. Ныне все яснее наблюдается осознание того, что нельзя делать ставку только на техногенные или только на природные факторы. "Лишь учет их органического взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости, лишь четкое понимание закономерностей их сопряженности может стать залогом успешной разработки новой стратегии отношений человека, общества и природы"1. При этом коэволюционная стратегия не ограничивается фиксацией коэволюционных закономерностей во взаимодействии только общества и природы. Идея коэволюции, все более осознаваясь в своей философской глубине, становится центральной для всего эволюционистского способа мышления. Коэволюционная установка, отмечает Н.Н. Моисеев, оказывается ныне и регулятивным методологическим принципом биологических наук, задающим способы введения ими своих идеальных объектов, объяснительных схем и методов исследования и одновременно новой парадигмой культуры, позволяющей осмыслить взаимоотношения человечества с природой и техникой. Коэволюционная стратегия задает новые перспективы для организации знания, ориентируя на поиск новых аналитических единиц и способов понимания мира природы и мира техники, осмысления путей совместной эволюции природы, техники и человека, природы, цивилизации и культуры. Подход, отражающий коэволюционную стратегию, подчеркивает и выявляет многоплановость самостоятельных и неслиянных процессов, сопрягающихся в полифонии, синергетику их взаимодействия, открытость, толерантность, незавершенность, непредрешаемость, сосуществование взаимосопряжение разнообразных процессов, сохраняющих свою самостоятельность и, вместе с тем, сочетающихся в единстве высшего порядка.

Эвристическая роль философских идей и принципов в формировании экологического технознания

Проблема взаимоотношения философии и технознания в форме философии техники, а, если говорить точнее, то философской рефлексии по поводу технознания, приобретает сегодня остроту во взаимоотношении философии и научной концепции экологического технознания, находящейся в стадии становления. В рамках указанной проблемы решающую роль приобретает вопрос об эвристической роли, в том числе селективной, философских и экологических идей как основополагающих регулятивов в процессе формирования технознания. Для успешного решения данной проблемы необходима интеграция философских, экологических и технических знаний, отражающих закономерности развития специфических форм движения материи, в особенности тех, где эта проблема систематически и глубоко исследуется. Такая интеграция осуществляется в рамках глубокой экологии и философии техники как относительно самостоятельной области знаний, однако следует иметь в виду, что она не претендует на решение конкретных специфических задач техники. Задача философии техники заключается в том, чтобы раскрыть содержание технической реальности, ее структуру в целом, основополагающие понятия и закономерности в контексте экологической, человеческой модели Мира.

Философское исследование генезиса технознания, имеет мировоззренческое, гносеологическое, методологическое, праксиологическое и аксиологическое значение. Это исследование позволяет понять сущность закономерностей развития элементов техносферы, что способствует содержательному обогащению технического знания. Оно приобретает также важное значение в связи с последующей разработкой вопроса об экологических регулятивах и движущих силах развития при переходе познания от технической к физической, а затем к биологической и социальной формам движения материи. Изучение этого вопроса затрагивает теоретические и мировоззренческие проблемы, связанные с выяснением роли технознания в жизни общества. Выдвижение новых концепций формирующегося знания способствует процессу конкретизации и углубления содержания традиционных философских идей, понятий и представлений, отражающих развитие. Осмысление процесса формирования экологического технознания раскрывает природу философских идей в действии при проявлении их различных функций, таких как эвристической, селективной, регулятивной, интегративной и прогностической.

Философское рассмотрение механизма становления и развития технознания на примере экологического технознания затрагивает онтологические, гносеологические (методологические) аспекты философских проблем в их органическом единстве, составляющие метанаучный каркас (философия техники) современного технознания. Они проявляются в регулятивной, мотивационной, смыслообразующей, интегративной и особенно выделяемых эвристической и селективной функциях. В этот ряд необходимо добавить и аксиологический аспект, который в современной философии техники играет не менее важную роль, чем все выше перечисленные аспекты.

Следует отметить, что проблема эвристической роли философских идей в процессе формирования и становления экологического технознания детерминирована пониманием природы технической реальности и природы философских идей, закономерностей их становления и восприятия (интерпретации). Новое развивающееся знание должно соответствовать критериям необходимо-достаточной обусловленности на основе синтеза философских, экологических и технических регулятивов. Такими критериями, прежде всего, являются критерии внутреннего совершенства и внешнего оправдания знания, при условии достоверности эмпирического материала, осмысляемого новым знанием1.

Философско-методологический анализ истории технознания и формирования экологического технознания поучителен и представляет несомненный интерес для научного познания. Именно на примере становления этого нового направления в научном познании можно проследить общие закономерности формирования содержательного технознания в особенно ясной и отчетливой форме. Однако, ввиду того, что процесс развития основных теоретических идей экологического технознания находится на стадии осмысления отдельных идей и моделей, его философско-методологический анализ имеет свою глубокую специфику. Дело в том, что, как правило, такой анализ применяется к уже сформировавшимся представлениям и ставшим уже признанными, т. е. к технознанию, становление которого в определенной предметной области завершено. Здесь можно опираться на надежные, установленные идеи и принципы. В случае же нового формирующегося экологического технознания таких идей и принципов еще либо нет, либо они находятся на стадии гипотетического осмысления. Поэтому его философско-методологический анализ связан с большими трудностями и даже риском. Однако только в такой ситуации и проявляются селективные, эвристические и регулятивные функции философских оснований в онтологическом, гносеологическом и методологическом аспектах. В случае же законченной парадигмы философские основания служат для осмысления уже полученных результатов и потому представляются порой чем-то отвлеченным, второстепенным.

Самое существенное, что философско-методологический анализ нового формирующегося знания имеет как селективное (выбор наиболее приемлемых вариантов теоретического представления), регулятивное (способствующее упорядочению логической структуры и уточняющее интерпретацию), и эвристическое (поисковое, конструктивное) значение. Селективное значение способствует осуществлению поиска новых идей и принципов для данного знания и, таким образом, может оказать обратное влияние на сам процесс формирования нового знания и на получение тех или иных результатов. Именно в этом смысле процесс формирования экологического технознания является благодатным объектом для философско-методологического исследования, представляет в настоящее время собой процесс, который находится в стадии становления, где постоянно появляются новые идеи, гипотезы, модели и т. д. Такой процесс дает для исследования богатый материал и создает возможность эффективного функционирования философских идей в действии.

Главная проблема экологизации технознания состоит в познании содержания технической реальности и изучении взаимовлияния экологии и техники в процессах жизнедеятельности биосферы.

Познавательная значимость общенаучных принципов в осмыслении экологических проблем техногенеза

Современная модель технологического мира в экологическом контексте представлена множеством форм описаний и образов реальности, посредством которых происходит взаимодействие с этим миром, одновременно открывая и создавая его. Разнообразие подходов, открытость разным интерпретациям указывают на проблему оценки получаемых знаний. К решению этой проблемы предлагается подходить через анализ гносеологических (методологических) принципов, которые выполняют функцию отбора различных эпистемологических программ и представлений об эколого-технической реальности и играют интегративную роль.

Важность данной проблематики во многом вызвана современной экологической ситуацией и связанными с ней проблемами безопасности, устойчивого развития и ответственности в техносфере. В экологическом контексте отношения биосфера - техносфера превращаются в отношения "человек - техника - среда". При этом процесс познания, как диалог человека с природой, происходит интерактивно, так как в ходе него необратимо изменяются обе стороны, и поэтому этот диалог нельзя понимать как простое извлечение информации или одностороннее отражение одного в другом. В то же время научно-техническая программа, основанная на линейном типе мышления, сегодня практически исчерпала весь свой потенциал. Поэтому не случайно в последнее время появилось представление о новом типе мышления: нелинейном, сетевом, экологическом, а, следовательно, и о новой методологии. В этом отношении здесь наиболее интересен и актуален, прежде всего, методологический подход синергетики. Встает вопрос, в какой степени и насколько правомерно компоненты системы "человек -техника - среда", равно как и вся эта система в целом могут рассматриваться в качестве исторических.

Идея диалектического развития отношений "субъект-объект", "Я" и "Не-Я" впервые наиболее глубоко стала разрабатываться в классической немецкой философии (И. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В. Ф. Гегель), вначале в абстрактно-философской форме. Однако отдельные ее аспекты заслуживают внимания и в наши дни (очеловечивание, одухотворение природы человеческой деятельностью у Фихте, параллелизм развития природы и сознания у Шеллинга, рационализация действительности деятельностью человеческого мышления у Гегеля).

Философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи) стала рассматривать проблему взаимоотношения "человек - техника" в ее конкретно-исторической форме с анализом социально-экономических отношений, в которых и реализуется это взаимоотношение. Материальные созданные человеком средства труда и люди как производители материальных благ стали рассматриваться в философии марксизма как производительные силы, развитие которых определяет общественный прогресс . Соответствующая уровню их развития форма социально-экономических отношений (производственные отношения) определяют как социальный строй и духовную жизнь общества, так и цель, а, следовательно, и характер социально-производственного использования техники. Отношения "человек - техника — окружающая среда" рассматривались в марксизме XIX века лишь с позиций условий труда и быта рабочего класса, поскольку загрязнение среды обитания людей носило тогда локальный, а не глобальный характер. Разумеется, начиная с середины XX века, глобальный характер экологических проблем стал предметом внимания и в философии марксизма.

Проблема взаимоотношения человека и техники в ряде философских направлений XX века, например в экзистенциализме (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, К. Ясперс) стала рассматриваться с позиций гуманизма как результат отчуждения человеческой сущности в технике. К. Ясперс, как и в марксизме, рассматривает духовное развитие человечества исторически и в связи с цивилизационными в том числе техническими достижениями .

Так философско-методологический анализ кризиса традиционного научно-инженерного стиля мышления снова, но, естественно, уже на другом уровне, возвращает нас к гетерогенному пониманию природы. В природе приходится различать, по меньшей мере, три разных образования: "физическую реальность", законы которой описывают естественные науки (это то, что всегда называлось "первой природой"), "экологическую реальность", элементом которой является биологическая жизнь и человек, "социальную реальность" и "техническую реальность", к которой принадлежат человеческая деятельность, социальные системы, инфраструктуры и т.п. (обычно именно это и относят ко "второй природе").

С другой стороны, в развитии представлений в так называемой, "планетарной природе" уже не действует принцип независимости природы и человека от познания, инженерной деятельности и техники. Поэтому следует сказать, что рождающийся в наше время новый образ планетарной природы непривычен. Это уже не простой объект деятельности человека, а скорее живой организм. Законы подобной природы не вечны, а обусловлены исторически и в культурном отношении. Само человеческое действие здесь, включая научное познание, инженерию и проектирование, есть орган эволюции природы. У эволюции есть цель, и не одна. Так природа является не только условием человеческой деятельности и ее прогресса, но и целью, а также своеобразным духовным существом: она может чувствовать, отвечать человеку, ассимилировать его усилия и активность.

Похожие диссертации на Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания