Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Функциональная концепция времени Лолаев, Тотраз Петрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лолаев, Тотраз Петрович. Функциональная концепция времени : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.08.- Москва, 1993.- 38 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы.. Прошло несколько тысячелетий с той поры, как было положено начало размышлениям человека о времени. Тем не менее интерес к проблеме времени не только не снижается, но. растет, и углубляется как со стороны философов и физиков, так. и представителей других наук. Предметом исследования, наряду с физическим временем, становится биологическое, геологическое, социальное, историческое, психологическое и др. Словом, трудно назвать такую научную дисциплину,, которая не занималась бы ныне исследованием проблем, связанных, со временем.

Столь значительный и возрастающий интерес к проблеме времени естествен и закономерен, поскольку значение фактора времени в жизни, и деятельности, человеческого общества нельзя переоценить. В. этой, связи возникает необходимость интенсификации процесса получения, и. накопления новых, знаний во всех сферах науки, требуются выявление и реализация, новых подходов к исследованию проблемы времени. Не случайно. В. А. Лекторский отмечает,, что «в центре теории, познания всегда находится тот круг проблем, который связан с выявлением норм получения истинного знания и критериев отличия его от неистинного»1.

Это закономерно, поскольку сам процесс познания не может прогрессировать, если для накопления новых знаний, используются лишь старые, традиционные нормы, получения более истинного знания. Кстати, о необходимости новых подходов к изучению времени и пространства не раз.уже высказывались как философы, так и естествоиспытатели.

Так, А. М. Мостепаненко подчеркивал: «По сути дела, основная цель философии науки — обеспечить выход челове-

1 Лекторский В. А. Специфика теоретико-познавательного исследования в системе диалектического материализма//Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983. С. 33.

чеокого знания за пределы «модельной действительности» к действительности объективно-реальной»1.

«Нельзя оставаться на таком уровне рассуждений, — пишет В. С. Барашенков,— когда без конца повторяют, что пространство и время — всеобщие формы существования материн. Это, конечно, правильно, но далеко не достаточно. В конкретном исследовании пространства и времени важен не только гносеологический, но и онтологический аспект»''.

По мнению А. В. Солдатова: «В рамках ... естественнонаучных теории понятия пространства и времени, как правило, не определяются. Они вводятся либо с помощью абстрактных математических структур (таких, как евклидова геометрия в классической механике, неевклидова геометрия в общей теории относительности и т. д.), либо посредством соответствующих операциональных определений протяженности и длительности. Но для понимания роли и места понятий пространства и времени внутри теорий этого явно недостаточно. Необходимо выйти за пределы данной теории и обратиться к содержательному рассмотрению этих категорий, к их философскому анализу»3.

Наконец, Н. Н. Трубников утверждал: «Такого понятия времени, которое одновременно было бы понятием становления, исходило из реальных различий в «моментах» временного определения и реальной связи этих «моментов», мы еще не имеем в современном естествознании... Экспликация этого понятия способна удовлетворить существующую ныне нужду в действительном понятии времени, или, что одно и то же, в понятии действительного времени. Обращение к такому понятию способно сегодня заложить основания для действительного решения так остро вставшей сейчас проблемы времени»4.

Таким образом, современные философы и естествоиспытатели вполне осознали необходимость выявления и использования новых подходов к исследованию проблемы времени (и пространства), целесообразность смещения интереса от гносеологических аспектов указанной проблемы к онтологическим.

1 Мостепаненко А. М. Пространство — время и физическое по
знание. М., 1975. С. 6.

2 Барашенков В. С. Ленинская идея неисчерпаемости материи в
современной физике// Вопросы философии. 1971, № 3. С. 55.

3 Солдате в А. В. Понятие пространства и времени в структуре
естественнонаучной теории. Л., 1981. С. 3.

4 Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М.. 1987.
С. 158—159.

Тем не менее в философской и естественнонаучной литературе до настоящего времени почти отсутствуют работы, авторы которых уделяли бы внимание преимущественно сущностной стороне проблемы времени.

Непреходящая актуальность исследуемой проблемы обусловлена также ее огромным мировоззренческим значени-гм. И хотя мировоззренческие вопросы, связанные с нашей трактовкой понятия времени, специально не рассматриваются в данном диссертационном исследовании, оно имеет к ним непосредственное отношение, поскольку, как известно, понимание природы времени является одним из центральных пунктов мировоззрения.

Кроме того, новые подходы к решению обсуждаемой проблемы, которые мы пытаемся реализовать, позволят, как представляется автору, сформулировать новые научные положения, касающиеся, например, таких фундаментальных проблем, каковыми являются: (Соотношение бытия и сознания, а также проблема вечности мира.

Степень разработанности проблемы. Проблема времени во второй половине двадцатого века уверенно вышла на одно из первых мест в мировой литературе по философским вопросам естествознания, что обусловлено ее методологическим и мировоззренческим значением. Проблелгс времени посвящены сотни статей и десятки книг, монографий и коллективных трудов. Среди их авторов отечественные и зарубежные исследователи: Э. П. Андреев, А. М. Анисов, Р. А. Аронов, Я. Ф. Аскин, М. Д. Ахундов, Л. Б. Баженов, В. С. Ба-рашенков, Д. И. Блохинцев, Ю. С. Владимиров, В. С. Готт, К. X. Делокаров, А. А. Егоров, А. М. Жаров, В. И. Жог, В. П. Казарян, С. Т. Мелюхин, Ю. Б. Молчанов, А. М. Мо-степаненко, В. Я. Пермннов, В. И. Свидерский, А. В. Солда-тов, Н. Н. Трубников, А. Грюнбаум, Р. Пенроуз, И. Пригожий, Дж. Уилер, Дж. Уитроу, С. Хокинг и др.

В трудах вышеуказанных авторов обсуждаются вопросы об объективности и сущности времени, о соотношении времени и движения, являющиеся важнейшими и сложнейшими в проблеме времени. В них выясняется также смысл понятий «прошедшее», «настоящее» и «будущее», «течение» времени, его «необратимость» и других, которые рассматриваются как временные.

Кроме того, имеется масса работ, посвященных рассмотрению специфических «видов» времени: биологического, геологического, социального и т. д.

Значение исследований, посвященных проблеме време-

ни, огромно, поскольку они создают предпосылки для болсі глубокого и всестороннего изучения феномена времени. Де ло в том, что современное состояние обсуждения вопросов касающихся проблемы времени как в отечественной, так и і зарубежной литературе, способствует осознанию того, чт< многие трудности на пути ее решения обусловлены разныл пониманием сущности времени и временных отношений, ] приводит к выяснению возможности интерпретации времен пых отношений в рамках различных концепций или моделеі времени, в разной степени адекватно отражающих объектив но-реальное время.

Вместе с тем анализ библиографии по проблеме времени идеи, сформулированных в научных трудах, показывает, чт( исследователи преимущественное внимание уделяют гносеологическим аспектам проблемы времени, почти не касаясь онтологических аспектов обсуждаемой проблемы.

Таким образом, подход к сложнейшей философской и естественнонаучной проблеме оказывается несколько односторонним. В этой связи возникает необходимость в создании новых моделей времени, которые более адекватно отражалі бы объективно-реальное время.

Целью настоящей работы являются выявление новых под ходов к исследованию проблемы времени, вытекающих из достижений отечественной и зарубежной философской науки и естествознания, и разработка на этой основе новой концепции времени, которая отражает объективно-реальное время более адекватно, чем ранее известные концепции.

Реализация этой цели дает возможность лучше поняті природу времени, глубже раскрыть его сущность, преодолеть многие трудности, встречающиеся на пути решения проблемы времени в других концепциях.

Реализация цели в материале исследования предполагает постановку и решение следующих конкретных задач:

раскрыть содержание понятия «функциональное время», установить степень адекватности отражения им объективно-реального времени;

исследовать механизм связен времени и пространства с материальными процессами и друг с другом;

раскрыть характер связи свойств времени со свойствами материальных вещей, явлений и процессов, образующих само время;

определить, в каком смысле время и пространство являются всеобщими формами бытия материи;

выявить причины необратимости времени, не рассматриваемые в других моделях времени;

выявить общее и специфическое, имеющиеся у физического времени и нефизических форм времени;

дать современную интерпретацию представлениям о времени в античности и средневековье.

Методология и источники исследования. В работе использованы общие методологические установки современного научного познания, привлекаются и активно используются данные из современных философских проблем естествознания и из области истории философии.

Автор опирался также на накопленный отечественными и зарубежными исследователями богатейший опыт разработки философских проблем естествознания, позволивший разработать новую концепцию времени.

Научная новизна диссертации. Результатами исследования, обладающими элементами новизны, являются:

— разработана новая концепция времени, получившая на
звание «функциональная концепция», которая отражает объ
ективно-реальное время более адекватно, чем ранее извест
ные, позволяет преодолеть ряд встречающихся в них труд
ностей;

—обосновано положение, согласно которому объективно-реальное время, по терминологии автора функциональное время, образуется в результате последовательной смены состояний материальных процессов, начиная от микропроцессов и кончая процессами расширения и сжатия глобальной Вселенной (если она пульсирует);

установлено, что все возникшие, но еще не исчезнувшие как таковые материальные вещи, явления, процессы и их последовательно сменяющиеся состояния образуют функциональное время, имеющее физический смысл, физическое значение;

выявлено, что материальные объекты и их состояния с момента своего возникновения и до воплощения их материального содержания в новые объекты и состояния образуют собственное настоящее время;

доказана неправомерность смешения таких нетождественных понятий, как «настоящее время» и «момент настоящего времени», встречающихся в философской литературе, поскольку «настоящее время» — это время, образуемое материальными объектами и их состояниями в период их существования в качестве таковых, тогда как «момент настоящего времени» — суть субъективное переживание момента

настоящего времени индивидом (иными словами — момент перцептуального времени);

— установлено, что функциональное время образуется не всяким, не любым движением, а движением, изменениями, являющимися причиной становления, т. е. возникновения и исчезновения материальных объектов н их состояний как таковых;

— доказано, что отсутствие единого мирового времени
обусловлено не только конечностью предельной скорости
распространения взаимодействий, но еще и несотворимостыо
и неуничтожпмостыо мира в целом, поскольку понятие ста
новления к глобальной Вселенной неприменимо;

выявлено, что все свойства функционального времени являются отражением свойств материальных процессов, его образующих. Время лишь специфически отражает свойства образующего его процесса, поскольку оно, в отличие от процесса — субстанциональной реальности, является несубстан-ционалыюй реальностью, и только в этом смысле можно вести речь о наличии у времени свойств. В этой связи, когда автор ведет речь об отсутствии у функционального времени собственных свойств, имеется в виду, что оно не обладает собственными свойствами, которые не были бы отражением свойств процесса, образующего время;

выявлена новая закономерность в характере течения времени, .согласно которой течение функционального времени представляет собой последовательную смену промежутков времени, образуемых последовательно сменяющимися состояниями материальных объектов. Поскольку же эти состояния образуют лишь промежутки настоящего времени, при течении времени происходит последовательная смена одних промежутков настоящего времени другими, последующими промежутками настоящего времени. Иными словами, время, образуемое материальными вещами, явлениями, процессами и их состояниями, течет не от прошлого через настоящее к будущему, а от настоящего к последующему настоящему;

доказана неправомерность попытки обосновать реальность прошлого ссылками на то, что, якобы, время способно «аккумулироваться», «откладываться», поскольку песубстан-циопальное время объекта с его распадом, точнее с воплощением его материального содержания в другой (другие) объект, перестает образовываться, прекращается. В этой связи годовые кольца на стволе дерева — не «следы» времени, а результат циклических изменении, происходящих в

стволе дерева, т. е. следы, оставленные конкретными материальными процессами, а не временем;

— установлено, что функциональное время имеет лишь
порядок следования одних промежутков настоящего времени
за другими промежутками настоящего времени, а не направ
ление течения, поскольку указанный порядок не нарушается

(по причине несубстанционалыюго характера времени) независимо от направления материального процесса с точки зрения внешнего наблюдателя;

обосновывается нецелесообразность ведущего исследователями поиска физических критериев необратимости времени, поиска во Вселенной хотя бы одного однонаправленного процесса в качестве коррелята однонаправленного времени, поскольку время несубстанциопалыю: у течения времени нет направления, а есть лишь порядок следования одних промежутков настоящего времени за другими;

доказана принципиальная необратимость функционального времени, обусловленная несубстанциональным характером времени (а не только и не столько невозможностью абсолютно полного повторения пройденных состояний процесса). Время, образуемое материальным процессом, не повернет вспять, если даже направление процесса поменяется, так как его последовательно сменяющиеся состояния будут образовывать свои собственные промежутки настоящего времени;

обоснована нецелесообразность продолжения дискуссии о существовании (несуществовании) нефпзических форм времени (и пространства), что обусловлено тем, что время (и пространство) не является субстанциональной реальностью и по этой причине в природе не существует критериев, по которым можно было бы установить принципиальное отличие специфического времени от других «времен» (или специфического пространства от других «пространств»).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное исследование дает возможность глубже понять природу времени, характер его связи с материальными процессами, что позволит лучше раскрыть методологическую и мировоззренческую роли феномена времени.

Выводы и положения диссертации могут получить практическое использование:

— в преподавании философских дисциплин, в составлении
специальных курсов по проблемам времени, для чтения лек
ций по философским вопросам естествознания;

/

— в исследованиях по проблемам времени во всех сферах
науки и практики. .

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии Северо-Осетинского госуниверситета им. К. Л. Хетагурова, на заседаниях сектора философских вопросов физики Института философии РАН, кафедры философии и методологии науки МГУ им. М. В. Ломоносова, докладывались на вузовских и межвузовских научных конференциях.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Общий объем работы 273 страницы машинописного текста, из них 14 страниц библиографии, включающей 197 наименований.