Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания ПАРШИКОВА Галина Васильевна

Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания
<
Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

ПАРШИКОВА Галина Васильевна. Когнитивно-синергетический подход к осмыслению природы сознания: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.08 / ПАРШИКОВА Галина Васильевна;[Место защиты: Московский педагогический государственный университет].- Москва, 2015.- 147 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Единство языка и ментальных репрезентаций в осмыслении природы сознания

1.1. Лингвистический концепт и квалитативное содержание ментальных состояний в объективизации природы сознания

1.2. Представление знаний: философско-эпистемологический подход

1.3. Феноменальный аспект рефлексивного опыта как модус существования ментального в виде данностей сознания

Глава 2. Когнитивно-синергетические аспекты сознания

2.1. Фрактальный подход к феномену сознания

2.2. Сознание как сложноорганизованная синергетическая система

2.3. Когнитивная самоорганизованность нелинейных структур сознания

Заключение

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Природа сознания во все времена выступала объектом философского осмысления. Исследования в области сознания затрагивают важнейшие аспекты человеческого существования, предпринимая попытку раскрытия тайны разума. Философские размышления о природе сознания позволяют раскрыть новые грани человеческого бытия, построить целостную картину мира.

Осмысление природы сознания носит междисциплинарный характер, эту проблему пытаются решить специалисты в области философии, психологии, физиологии, медицины, нейробиологии, физики, информатики. К философским работам, посвященным истории философии сознания, онтологии сознания, также примыкают работы, относящиеся к естественным наукам. Прослеживается курс на явное сближение научно-технического и философского подходов.

Наряду с изучением природы феноменального сознания в последнее время интенсивно развивается когнитивный подход, базирующийся на применении теоретико-информационных моделей. В рамках данного направления предпринимаются попытки построения систематизированных моделей сознания и описания логики образного мышления, подобной человеческой. Фрейм, как основная когнитивная структура, связанная с концептами и мемами, является фундаментом для построения базы знаний, на основе которой может быть организован логический вывод в виде цепочки рассуждений. Формирование подобной семантической сети представляет собой образец открытой, взаимосвязанной, самоорганизующейся структуры, которая является предметом исследования синергетики.

Сознание субъекта можно рассматривать как постоянно изменяющееся множество чувственных, когнитивных образов, зарождающихся и взаимодействующих во внутреннем мире субъекта. Принимая в расчет феноменальную компоненту сознания, невозможно ограничиться воспроизведением его когнитивных функций. Становится явной новая череда вопросов, затрагивающих связь функциональной и феноменальной составляющих сознания, отношения квалитативного сознания и нейробиологической субстанции.

Синергетический подход, основанный на принципах самоорганизации в сложных системах и исследованиях нелинейности, оказывается удачным дополнением к когнитивному подходу, позволяя значительно расширить его возможности. В результате хаотических, нелинейных процессов взаимодействия когнитивных структур мозга с огромным массивом знаний внешнего мира возникают синергетические эффекты, приводящие к изменению семантических структур индивида, усвоению информации на базе существующей системы знаний, а также ее развитию.

Переход между фазами развития сознания человека можно выразить нелинейной функцией, охарактеризовать как последовательную смену стадий

стабильности и стадий бурного развития, значительной неустойчивости, которые сопровождаются существенными качественными трансформациями и преобразованиями, фазовыми переходами в системе, скачком на новые фазы функционирования. Личностное развитие может быть описано в виде процесса нелинейного выбора и активизации одного из состояний из набора допустимых состояний с ограниченной вероятностью предсказания. Субъективное множество аттракторов нелинейного развития формируется с учетом ментальных репрезентаций и под воздействием биосоциальной среды.

Система сознания обнаруживает процессы постоянного

самодостраивания, саморазвития и организованного усложнения, которые заключаются в образовании на очередном уровне иерархии новой уникальной структуры, обладающей иными свойствами, чем исходное образование. В структуре сознания проявляется фрактальность на всех уровнях системной организации, самоподобие целого во всех его взаимоделимых частях. Сознание обладает такими аутопоэтическими свойствами, как самопорождение, самопродолжение, саморазвитие, самодостраивание, что отражает его способность не только описывать, но и действительно воспроизводить самого себя.

Современные исследователи используют многообразие подходов для осмысления природы сознания, применяя различную методологическую базу. В качестве отдельной проблемы можно сформулировать задачу объединения этих исследований и формирования логически завершенной модели сознания.

Огромное количество исследований, посвященных проблеме сознания, как говорит об актуальности данной проблематики, так и о необходимости изучения подходов к применению достигнутых в рамках данных направлений результатов в условиях современного развития науки, техники и технологий.

Последние тенденции в осмыслении природы сознания служат причиной утверждающейся потребности в интегративном подходе. Научные подходы, основанные на синергетике и когнитивистике, обладают накопленными ресурсами взаимодействия с другими науками, способствуют разработке их практического и теоретического аппарата и фундаментальной базы исследований. Обе эти линии научного направления взаимодополняют друг друга. Появление новых звезд на теоретическом небосводе осмысления сознания вызвано накоплением, приспособлением и интегрированием смежных принципов и концепций. Значительный методологический потенциал синергетики и когнитивистики способен придать новый импульс успешному слиянию этих подходов на пути к осмыслению природы сознания.

Степень разработанности проблемы.

Проблема понимания природы сознания относится к числу фундаментальных; она находила свое отражение в трудах крупнейших представителей классической и неклассической философии. Попытки определения сущности сознания проходят лейтмотивом через всю философскую традицию до наших дней, претерпевая существенные изменения в методологическом и концептуальном плане.

Множество подходов к пониманию природы сознания в Новое время
приводит к масштабному смысловому разбросу. Понятие сознания
рассматривалось философами не только как тождественное понятию
мышления, но и как субъективность ментальных состояний,
интенциональность, феноменальный опыт субъекта. Понятие

интенциональности, как критерия различения физических и ментальных феноменов, было предложено в работах Ф. Брентано и стало одним из основных в феноменологической концепции сознания Э. Гуссерля. В отечественной философии метафизические аспекты феноменологического подхода к сознанию рассматриваются в трудах М.К. Мамардашвили.

Когнитивно-эпистемологический аспект проблемы моделирования структур, отвечающих за организацию знаний субъекта, исследуется в работах Р. Брауна, Дж. Лакоффа, М. Минского, Э. Роша, Р. Шенка.

Собственный информационный подход в отечественной философии был предложен Д.И. Дубровским. В его рамках формулируется ряд исходных посылок, разъяснений и соглашений, в том числе о возможности интерпретации явлений субъективного опыта в качестве информации.

Одним из влиятельных течений в данной научной сфере является аналитическая философия сознания, в рамках которой можно выделить работы С. Блэкмор, Д. Сёрля, Т. Нагеля, Д. Чалмерса, П. Черчленд. В теории сознания Д. Деннета вводятся понятия интенциональной установки, виртуальной машины мемов, центра нарративной гравитации, которые позволили применить в философских исследованиях достижения когнитивных наук и работ по искусственному интеллекту.

Нашими соотечественниками аналитическая философия сознания рассматривается в трудах А.Ф. Грязнова, Н.С. Юлиной, Д.В. Иванова, Д.Б. Волкова, С.Ф. Нагумановой, Н.М. Гарнцевой, А.А. Веретенникова, Д.Э. Гаспарян, Д.Н. Разеева. В исследованиях В.В. Васильева проблема соотношения ментального и физического в сознании рассматривается с позиций «аргументативной феноменологии», позволяющей прояснить связь естественных установок, а также устранить их противоречия.

Синергетический подход, как междисциплинарное научное направление
исследования открытых нелинейных систем, процессов их самоорганизации и
саморазвития, подробно разрабатывался в трудах В.И. Аршинова, П. Бака,
В.П. Бранского, В.Г. Буданова, В.Э. Войцехович, Л.П. Киященко,

Б. Мандельброта, В.Н. Князева, Е.Н. Князевой, СП. Курдюмова,

Г.Г. Малинецкого, И.Р. Пригожина, А.А. Самарского, Я.И. Свирского, И. Стенгерс, B.C. Степина, В.В. Тарасенко, Г. Хакена.

Междисциплинарные исследования нейрофизиологических механизмов мозговой организации мыслительной деятельности человека проводились в работах Н.П. Бехтеревой, А.А. Ухтомского, Т.В. Черниговской.

Большое значение в методологическом плане для достижения целей диссертационного исследования оказали работы таких отечественных ученых по философии и методологии науки, как С.А. Аскольдов, О.Е. Баксанский,

И.Н. Грифцова, К.Х. Делокаров, А.Е. Коломейцев, В.Г. Кузнецов, В.Л. Махлин, Л.А. Микешина, С.С. Неретина, А.Ф. Степанищев и др.

Объектом исследования является природа сознания, рассмотренная через призму когнитивно-информационного, синергетического и фрактального подходов.

Предметом исследования выступает когнитивно-синергетический аспект функционирования сознания.

Теоретико-методологическое основание исследования заключается в комплексном подходе к осмыслению природы сознания с позиций философии языка, когнитивистики, синергетики, информатики.

Целью работы является философское описание природы сознания с точки зрения междисциплинарного когнитивно-синергетического подхода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

проанализировать генезис фрактальной теории сознания, исследовав ее каузальность, предпосылки становления и направления развития;

выявить взаимосвязь понятий «концепт» и «мем» с механизмами построения лингвистического поля сознания;

раскрыть фундаментальное значение теории коммуникативных актов в задаче построения модели сознания на базе лингвистических средств (концептов, мемов);

дать оригинальный авторский анализ современных концепций, рассматривающих возможность моделирования сознания с помощью таких понятий, как фрейм, мем, лингвистическое поле;

рассмотреть феноменальный аспект сознания с применением «мем-концепций», основанный на исследовании психических и физиологических феноменов, полученных через рефлексивный опыт;

проанализировать модели представления и управления знаниями с целью проведения аналогии с «работой» мышления и сознания;

обосновать необходимость и продуктивность рассмотрения природы сознания с использованием синергетики и когнитивистики;

показать возникновение синергетических эффектов в нелинейных процессах взаимодействия когнитивных структур мозга с информационными потоками;

выявить причины устойчивости внутренней структуры и свойств когнитивных систем под воздействием возмущающих информационных потоков, обеспечивающие как приспособление и адаптацию, так и автономность и стабильность организации.

исследовать понятие единства сознания, как синтеза разномодальных чувств, эмоций, ментальных репрезентаций в единое представление, целостное восприятие, предполагающее согласованную и скоординированную взаимосвязь множества перцепций.

Методология и методы исследования.

Многоплановость понятия сознания, неоднозначность его толкования влечет за собой разнообразие подходов для его интерпретации, искусственного моделирования, исследования его специфики и природы.

Феномен ментальности рассматривается в рамках комплекса подходов: логического, системного, коммуникативного, когнитивно-информационного, ценностного, лингвистического, культурно-исторического, синергетического.

Диссертационное исследование основывается на постнеклассической методологии: синергетике, когнитивистике, концепции универсального эволюционизма, холизма (целостности), теории систем, сложности, самоорганизации, нелинейности, принципах взаимосвязи хаоса и порядка и т.д.

Теоретическо-методологическую основу диссертационной работы составили труды отечественных и зарубежных ученых по философским проблемам современной науки (их онтологическим, эпистемологическим, методологическим, аксиологическим аспектам), философии сознания, философии когнитивной науки, а также в области синергетики, лингвосинергетики, когнитивной лингвистики, когнитивной теории дискурса, когнитивной психологии, нейронауки.

Диссертационное исследование опирается на большой диапазон источников, включая работы как на русском, так и на английском языках. Разнообразие источников литературы, которые относятся к широкому временному спектру, позволяет проследить развитие исследований о природе сознания.

В работе были рассмотрены печатные источники и ресурсы сети интернет, отражающие современные подходы к исследованию природы сознания в рамках изучаемой тематики, в том числе проработаны актуальные данные по особенностям когнитивных процессов и их взаимосвязи с синергетической парадигмой. Всего в диссертационном исследовании проработано 260 источников.

Научная новизна работы состоит в следующем:

Показано, что синергетическое мировидение на основе базовых идей и принципов самоорганизации дает возможность объяснить с единой точки зрения когнитивные феномены целостной системы сознания, исследовать специфические грани и характерные закономерности когнитивных процессов.

Предложена идея рассмотрения природы феноменального сознания с применением «мем-концепций», как источник новых теорий и инструментальных методов для осмысления природы сознания.

Раскрыта необходимость интеграции когнитивной стороны содержательного понятия сознания с синергетическими принципами самоорганизации и фрактальным подходом, что позволяет исследовать структурность самоподобия на всех его уровнях, процесс формирования эмерджентных свойств и возникновения новых системных качеств.

Обосновано, что семантическая сеть когнитивных элементов в сознании субъекта аналогична самоподобной фрактальной структуре, функционирующей

в окрестностях критической точки и связанного с этой точкой критического
аттрактора, определенного множеством констант самоподобия, и
характеризующейся возникновением пространственно-временных

дальнодействующих дистантных корреляций, при которых малейшие изменения одного из составляющих элементов приводят к изменению всей системы.

Показано, что извлечение информации из нелинейных структур сознания осуществляется в процессе перехода сознания, находящегося в критическом состоянии, в новое фазовое состояние с попаданием в «бассейн» аттрактора полимодального ментального образа.

Выявлена амбивалентная, двойственная природа процессов самоорганизации нелинейной структуры сознания: с одной стороны, малые флуктуации на микроуровне могут приводить к разрушительным воздействиям на когнитивную структуру, с другой - выступают фактором созидания и конструирования, инструментом переключения, перехода между различными режимами развития.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Сознание субъекта, с точки зрения синергетики, представляет собой нелинейную открытую систему, развитие которой происходит в условиях неограниченного числа степеней свобод когнитивных структур, находящуюся в синергетически-критическом состоянии и характеризующуюся согласованным поведением взаимодействующих когнитивных элементов, обладающих признаками самоорганизованности и хаотичности развития в режимах с обострением.

  2. В рамках синергетической парадигмы могут быть частично освещены отдельные грани ментальносте сознания. Описание природы сознания на основе синергетических принципов самоорганизации, фрактальной логики, динамики самопоподобия при этом не открывает полностью завесу тайны, витающей над самостью, квалитативностью, субъективными перцепциями, феноменальными репрезентациями.

  3. Эффективным методологическим полем для изучения природы сознания является рассмотрение когнитивных процессов в совокупности с информационными и феноменальными предпосылками, концептами, ментальной природой, субъективностью, апперцептивным и рефлексивным опытом.

  4. Целесообразно использование информационной и фрактально-синергетической концепции для описания связей, ветвлений глобальных конструкций, хранящихся в сознании (фреймов, мемов, концептов, квалиа), в рамках исследования самоорганизации и структурного самоподобия сознания.

  5. Нейробиологические и информационные подходы к сознанию необходимо дополнить ментальной составляющей, отражающей накопленный апперцептивный и рефлексивный опыт, феноменальную природу, интенциональность. Применение такого коллективного продукта, как язык, и

такого индивидуального продукта, как концепты и мемы, позволит построить лингвистическое поле сознания.

6. Система сознания может быть описана в виде аутопоэтичного самовоспроизводящегося паттерна, выступающего неизменной частью непрерывно модифицирующейся конфигурации когнитивных структур, являющихся результатом процессов организованного усложнения, а также саморазвития и эволюции в области притяжения аттрактора с учетом заложенной гомеостатической функции.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования.

Практическая значимость научного исследования определяется ролью его выводов в понимании значения концептуального подхода к моделированию сознания для современной методологии и философии науки.

Результаты работы имеют и методологическое значение для теоретических и практических исследований, относящихся к проблеме сознания. Результаты работы используются в Брянском государственном техническом университете на кафедре «Философия, история и социология» при проведении занятий по дисциплине «История и философия науки». Материалы исследования могут применяться при подготовке к занятиям по курсу «Философия», лекциям по различным разделам и специальным темам методического курса философии.

Апробация результатов исследования.

Результаты работы были удостоены Гранта Губернатора Брянской области молодым ученым региона в номинации «Гуманитарные науки» (Грант 105/ФД-75, 2014 г.), диплома за I место и диплома за III место в конкурсе на лучшую научную работу молодых ученых и аспирантов Брянской области. Выступления на конференциях в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», ФГБОУ ВПО «МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского», ФГБОУ ВПО «Брянский государственный технический университет» были отмечены 5 дипломами.

Основные положения и выводы диссертации были изложены автором в материалах и выступлениях на следующих конференциях: IX Международный симпозиум «Рефлексивные процессы и управление» (ИФРАН, Москва, 2013); Всероссийская научная конференция «История феноменологической философии и современные феноменологические исследования» (ИФ РАН, Москва, 2014); Шестая Международная научно-практическая конференция памяти Н.С. Юлиной «Философия - детям. Язык и сознание» (МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва, 2014); Международный молодежный научный форум «Ломоносов-2014» (МГУ им М.В.Ломоносова, Москва, 2014); VIII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Искусственный интеллект: философия, методология, инновации» (МГТУ МИРЭА, Москва, 2014); Международный научно-культурный форум «Дни философии в Санкт-Петербурге» (СПбГУ, Санкт-Петербург, 2013, 2014); Международная молодежная научная конференция «Гагаринские чтения» (МАТИ-РГТУ, Москва, 2013, 2014); Всероссийская научная конференция

«Актуальные проблемы российской философии» (Воронеж, 2014); Четвертый Сибирский философский семинар «Современная философия в России: междисциплинарные исследования в контексте традиций и инноваций» (Омск, 2014); VI Международная научно-практическая конференция «Социальная онтология в структурах теоретического знания» (Ижевск, 2014); Международная научно-практическая конференция «Достижения молодых ученых в развитии инновационных процессов в экономике, науке, образовании» (Брянск, 2012, 2013, 2014); Международная научная конференция «Бытие науки и жизнь научного сообщества» (Магнитогорск, 2013); Пятая Всероссийская научная конференция «Социология знания и философия науки» (Ульяновск, 2013); Международная молодежная научная конференция «Научному прогрессу - творчество молодых» (Йошкар-Ола, 2013, 2014); Международная молодежная научная конференция «Поколение будущего: взгляд молодых ученых» (Курск, 2013); Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования и науки» (Заводоуковск, 2014); Международная научно-техническая конференция «Перспективные информационные технологии» (Самара, 2014).

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры «Философия, история и социология» БГТУ. Основные положения данной работы отражены в 25 публикациях, в том числе в 5 статьях в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы, включающего 260 наименований, в том числе 54 на иностранных языках. Общий объём диссертационного исследования - 147 страниц.

Представление знаний: философско-эпистемологический подход

Всякий живой организм строит свою истинную картину реальности, для описания которой с помощью языка необходимы субъективные концепты лингвистического поля сознания человека и соответствующие концепты для описания высшей психики животного. Для летучей мыши основной элемент восприятия действительности – звуки, для человека – это звуки и образы.

Препятствие заключается в «понятийном переводе». Ментальные феномены, возникающие в сознании, строят целостные, сенсуальные образы. В свою очередь на основе взаимодействия тела, мышления и социокультурной среды возникает язык.

Попытка выйти за установленные грани раскрытия понятий появилась еще в трудах средневековых концептуалистов. Первым понятие концепта ввел П. Абеляр67. В более поздних работах идея концепта разрабатывалась в трудах Г. Порретанского, Т. Гоббса, У. Оккама68, была развита в различных школах XIII века (модистов, Фомы Аквинского69, Иоанна Дунса Скота70).

В Новое время, имевшее своей особенностью вынесение на первый план научного способа познания, термину «концепт» пришел на смену термин

Однако потребность в таком термине не исчезла. На необходимость возрождения концепта обратили внимание Ф. Шеллинг и И. Кант, определяя концепты, как обеспечивающее функционирование способности к суждению.

С.А. Аскольдов в своих работах совершенствует учение о концепте и его отличии от слова. По его мнению, концепт – «это смысловое образование, элемент нашего сознания, замещающий в процессе мышления реальные предметы, их свойства и отношения между ними»80. Концепт имеется в индивидуальном сознании, это отражает его субъектность по происхождению и местоположению, однако он отображает свойства, имеющие место быть независимо от субъекта, оттенки и штрихи окружающего мира, т.е. по содержанию он объективен. Ю.С. Степановым был написан словарь концептов русской культуры. В работе рассмотрена содержательная интерпретация концепта81. Автор вводит понятия «культурный концепт», «концептуализированная предметная область», которые ассоциируются с понятием мема. По словам Л.А. Микешиной, «концепты — это ”интерпретаторы смыслов”, форма обработки субъективного опыта путем подведения его под определенные категории и классы, основная единица хранения и передачи информации, достаточно гибкая и изменяющаяся с ростом знания»82. Концептуальную основу устройства памяти человека отражает фрейм, а также ее пластичность и наглядность. Выделяют следующие типы фреймов: структуры (сюда входит понятие мема), роли, сценарии, ситуации.

Несмотря на полувековой труд в области проблематики концепта, его природа полностью не изучена и открываются все новые грани ее осмысления. Современные исследования концепта останавливаются на таких свойствах, как способность к самоорганизации, самодостраиванию, саморегуляции, фрактальности и неограниченной вариативности.

В языковом концепте сливаются социокультурные, ментальные и психологические категории. Концепт не возникает из ничего, это продукт конвергенции процессов, протекающих в окружающей действительности, теле и психике человека. Языковые концепты - это многозначные, неизменно меняющиеся системы, возникающие при конвергенции подсистем различных уровней: понятийного, перцептивно-эмоционального, сенсорно-афферентного, телесного, языкового. Концепты действуют в соответствии с универсальными закономерностями. Концепты определяют мышление, способ познания и отражения действительности, являются языковыми средствами, характеризующими человеческие интенциональности. Без речевых актов невозможно возникновение коммуникации, социальное взаимодействие людей. Система языка не может быть противопоставлена остальному миру. Она – его часть, продукт коэволюции (совместного развития) биологических, психических, социальных и культурных систем. Человеческий мозг категоризирует, классифицирует информацию, однако люди не обмениваются данными, как сервера, а передают информацию, фильтруя в зависимости от окружения, социальных норм, морали. В мозг извне поступает информация, в нем она фильтруется, систематизируется. Концепты - это прослойка, дающая возможность взаимодействовать человеку и социобиологической среде.

Язык - коллективный продукт, в рамках которого мы мыслим, взаимодействуем с детства, поэтому осознать действительность без помощи языка невозможно. Язык - это выражение субъективного мышления, знаний и эмоций. Языковой опыт человечества - не врожденная способность, не заданные культурные концепты и речевое поведение. Язык представляет собой неотъемлемую часть мысли, сознания, и, в то же время, является основой мысли, а также орудием сознания. Сознание неразрывно связано с языком, но также имеет связь с коммуникацией и социальной средой, его содержание представляет собой систему, сеть исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, а также накопленный апперцептивный опыт и квалитативные состояния сознания.

Феноменальный аспект рефлексивного опыта как модус существования ментального в виде данностей сознания

Современные исследователи не уделяют должного внимания вопросам внутренних феноменов, существующих в омуте нашего сознания. В последнее время наибольшее внимание уделяется языковым, информационным и когнитивистским интерпретациям, забыто то, что образы, запахи, звуки отражаются в сознании в виде особых феноменальных атрибутов – «квалиа». Это не означает, что необходимо дистанцироваться от этих подходов, они гарантируют детализированное и упорядоченное освещение некоторых аспектов проблемы сознания.

Однако для понимания ментальных квалитативных граней сознания необходимо обратиться к его феноменальной природе, которая игнорируется исследователями в области искусственного интеллекта. Элиминация феноменального аспекта из исследования сознания мешает разграничению материалистического и феноменологического подхода к сознанию и разрешению вопроса о механике функционирования сознания.

Это происходит по причине того, что феноменология, «какой бы реальной и привлекательной она ни казалась, является нефункциональным колесом, которое крутится, но не приводит в движение ни одну важную машину восприятия»120. В отношении феноменального подхода много загадок.

Феномены – это еще одно измерение глубины сознания, полученное через рефлексивный опыт. Феноменальная рефлексия не только раскрывает сущность модусов сознания, но раскрывает природу внутренних феноменов. Феномен – элемент структурирования информации в духовном мире и измерение «голографичности» духовного мира. Это еще одно измерение глубины сознания, кроме памяти, воли и т.д. феномена полностью меняет духовный мир человека, подобно голограмме: получение новой информации меняет всю картину в целом, а не какую-то ее часть. Глубину сознания нельзя отразить только через призму языка, посредством языка можно выразить когнитивное восприятие реальности, которое включает результат познания и систематизацию реалий социокультурного взаимодействия, окружающей действительности. Язык артикулирует связь субъективных, личностных феноменов с биосоциальной средой. Любой речевой акт включает наличие индивидуальных смыслов, однако внутренние смыслы не всегда проговариваемы, феномены внутреннего мира, жизненного пути человека невозможно полностью вербализировать, человек понимает их на уровне духовных переживаний.

Сознание – не двоичная система вычислений, сознание выстраивает, а также воспринимает только целостные образы, построенные на субъективных чувствах, эмерджентных феноменах, а не его парциальные свойства. Процесс анализа поступающей информации происходит путем ее интерпретации, основанной на базе опыта и накопленных знаний, сформированных рефлексивных и трансцендентальных релевантных методов.

Все человеческие феномены редуцируются к сознанию, имеют свой сознательный коррелят. Из сферы анализа человеческой субъективности исключается то, что не имеет сознательного коррелята. Сознательный коррелят содержит информацию о субъективных феноменах внутреннего мира человека. Сознание модифицирует поступающие данные в свете своего субъективного опыта вкупе с ситуативностью. Сознание, по сути, представляет собой взаимодействие феноменов.

В понимании происхождения сознания Д. Деннет исходит из гипотезы о влиянии языка и мем-вирусов на биологическое строение, формирование мозга. Психолог, исследователь «мемов» С. Блэкмор утверждает, что «до тех пор, пока мы принимаем, что информация как-то передается из мозга в мозг, то, определенно, существуют мемы»121.

Точки зрения тех, кто поддержал развитие и важность значения меметики, разделились. Первая точка зрения, определяющая мем, как единицу информации в мозге, предложена Р. Докинзом122. Второе утверждение состоит в том, что мемы определяются в качестве носителей социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений и моделей поведения. Эти два направления изучения меметики получили названия «интерналистского» и «экстерналистского» подходов.

Однако мемы – это тоже своего рода феномены, социальные феномены спонтанной репликации единиц визуальной, лингвистической и социальной информации. Ведь воззрения и убеждения относительно всего, что с нами происходит и окружает нас, не механистичны, поэтому ученым так и не удалось создать модель, которая полностью воспроизводила бы человеческий мозг.

Главное в выяснении природы сознания – это его содержательный аспект. Ведь объяснение сознания в терминах физических процессов мозга не является полным отражением его работы. Информация не реплицируется бессистемно. Реплицируется только информация, которая является интересной широкому кругу людей.

Плеяда мемов способна частично формировать общественное мнение и современную ментальность. На появление мемов влияют традиции общества, которые отражают культурные коннотации и ассоциативные связи между предметами и явлениями и их содержанием в сознании носителей языка.

Имеющийся в настоящее время очерк сознания включает не только пространственно окружающие вещи внешние объекты, но и внутренние воспоминания, которые в большей степени, чем множество видимых раздражителей, определяют поведение. Субъект принимает решение о дальнейшем поведении, основываясь на «картине» сознания, сотканной из представлений о внешней действительности, телесных ощущениях, квалитативных состояниях и интенциональности, направленности на предмет, а также представлении о желаемом результате произведенного действия.

В то время как субъект создает собственную интерпретацию чего-либо, созданная интерпретация (действия, события, поведения, поступка) становится реальностью в его сознании и в дальнейшем функционирует задуманным образом, однако, когда субъекту представляют дезинформацию, создаются конфабуляции.

Проявлением конфабуляции можно считать производство новых воспоминаний, воспринимаемых человеком как истинные, ранее происходящие. Конфабуляция может не являться эффектом памяти, а представлять собой воображаемое действие субъекта. Однако нет однозначного ответа на следующие вопросы. Станет ли конфабуляция «реальной»? Можно ли проследить последствия, произведенные созданной конфабуляцией на самосознание, воспоминания, работу с информацией и т.д.?

Поле сознания перестраивается под воздействием изобилия внешних данных, но это не всегда происходит однозначно. Внушительная часть данных, полученных на протяжении жизнедеятельности человека, попросту игнорируется. Р. Нисбетт и Т. Уилсон говорят о «иллюзии интроспекции», то есть «взгляде внутрь себя». Субъект уверен, что мыслит реальными и логически верными критериями, однако в действительности его выбор никак не сопряжен с этими критериями. Подобный эксперимент «Слепота к выбору», проведенный П. Йоханссоном и Л. Холлом, утвердил позицию о том, что люди «часто не замечают вопиющие несоответствия между их намерениями и результатами и всё же неизменно готовы предложить полученное интроспективно объяснение того, почему они сделали именно этот выбор»123.

Подавляющее большинство тестируемых в экспериментах по исследованию подобных феноменов сознания не обращали внимания на обезьяну среди людей, играющих в мяч, на подмену своего выбора в социологическом опросе на полярно противоположную или изменение деталей одежды у двух беседующих людей. Конфабуляция, иллюзия интроспекции, слепота к выбору и ряд других экспериментов подтверждают то, что большая часть данных, полученных извне, не принимают участия в создании «картинки» сознания. Для воплощения деятельности субъект использует выстроенную в сознании, внутренне согласованную картинку.

В то же время человеческое мышление избирательно и апперцептивно. Информация, воспринимаемая человеком, проходит через селективные механизмы, которые оставляют только кейсы, вызвавшие интерес. Наличие интереса к какому-то мему или культурному концепту влияет на частоту его употребления в дискурсе языковой личности. Апперцептивность мышления отвечает за смысловые преобразования феноменов, поскольку под апперцепцией понимают влияние предыдущего опыта на восприятие новой информации.

Сознание как сложноорганизованная синергетическая система

Сознание человека – это сложноорганизованное системное образование, состоящие из множества элементов и объединяющих их подсистем, обладающее иерархическим многоуровневым внутренним строением, сложной структурой, характеризующееся динамичностью, запутанностью, неоднозначностью взаимосвязей, согласующих поведение отдельных частей и обуславливающих целостность и возникновение эмерджентных свойств. Эпистемологический подход, в фокусе которого находятся «процессы возникновения самоорганизующихся структур, эмерджентные, нелинейные динамические системы, а также такие исследовательские области как конвергирующие технологии (включая нанотехнологии), искусственная жизнь, клеточные автоматы, фракталы, генетические алгоритмы, взаимопереходы ”порядок-хаос”»139, в работах В.И. Аршинова назван теорией сложностности.

Сознание как само в полной мере подчиняется определению сложной системы, так и погружено в сложную систему окружающей среды и непрерывно взаимодействует с ней. Как указывает В.И. Аршинов, «мы сами "внутри" этой сложности находимся»140. Сложность структуры сознания обусловлена, прежде всего, нелинейным откликом на воздействия, нелинейностью и неоднозначностью взаимодействий между элементами. По словам Е.Н. Князевой, «сложными являются те объекты (системы, образования, организации), описать функции которых на порядок сложнее, чем само строение этих объектов (систем и т.д.)»141.

Когерентное взаимодействие когнитивных структур мозга позволяет сделать вывод о возникновении организованной сложности, при котором происходит согласование множества «переменных» в многоуровневом и многомерном пространстве сознания. Можно говорить о саморегулирующейся системе сознания, которая взаимодействует со средой и постоянно корректирует свою деятельность.

Добавление новых единиц в когнитивную структуру вводит в систему не только взаимоотношения этого элемента с остальными, но и изменяет характеристики взаимосвязей существующих элементов. Научение в процессе опыта, восприятие ментальных образов приводит к возникновению эффектов организованного усложнения, и, в этом смысле, сознание можно рассматривать, как особую характеристику организованной сложности.

Когнитивные структуры сознания, характеризующиеся возникновением эмерджентных эффектов в процессе научения, обладают свойством внутреннего разнообразия, которое позволяет демонстрировать устойчивость при воздействии внешних или внутренних возмущений. Внутреннее разнообразие выступает обязательным условием устойчивого развития сложной системы сознания, обеспечивая приспособляемость и возможность выбора наилучшего способа достижения цели.

Сознание выступает сложной иерархической системой, обладающей признаками самоподобия на различных уровнях и заложенными генетически возможностями по самовоспроизведению на основе принципов фрактала. Система находится в процессе постоянного достраивания и усложнения за счет добавления новых уровней иерархии на базе уже существующих элементов, которые также обладают значительной сложностью и построены на иерархических принципах. Структура сознания выстраивается в соответствии с закономерностями преемственности развития, которые подразумевают увеличение количества уровней иерархии на основе принципов самовоспроизведения в соответствии с «генами», «зашитыми» в базовых элементах иерархии. Процесс саморазвития и саморегуляции структур сознания управляется закономерностью замкнутости сложной системы, обеспечивающей ее целостность и структурно-функциональную ограниченность. По словам В.П. Бранского, «за счет создания "надстроечной" диссипативной структуры первоначальные диссипативные системы получают материальный, энергетический и информационный выигрыш в собственном диссипативном обмене»142. В работе О. Скотта «Лестница к разуму»143 сформулировано, с точки зрения когнитивной науки, представление об иерархии эмерджентных свойств, которая, в конечном счете, восходит к сознанию. Сознание выступает эмерджентным свойством и результатом процессов самовоспроизведения и саморазвития в иерархически интегрированных когнитивных сетях с постоянно возрастающей степенью сложности.

Обязательным условием развития сложной системы сознания выступает ее открытость в сочетании с операциональной замкнутостью, которая, с одной стороны, позволяет системе обмениваться информацией с окружающей средой, а с другой обеспечивать целостность, инкапсуляцию свойств и характеристик, непротиворечивость структуры, согласованность взаимосвязей когнитивных структур. Когнитивные структуры не изолированы, не замкнуты, для них не выполняются основные законы сохранения, в первую очередь законы сохранения информации и энергии.

Открытость сознания к внешним информационным потокам в процессах общения, научения, восприятия очевидна и является основой эволюции от более простых структурных образований к сложным. Процессы саморазвития, возникновения новых структур могут протекать в когнитивных системах

Полностью замкнутая система сознания стремится к нарастанию энтропии (хаоса), разрушению, исчезновению порядка. Сохранение организованного состояния структур сознания и их развитие возможно только в случае постоянного взаимодействия с окружающей средой и извлечения из нее отрицательной энтропии (негэнтропии). По словам Э. Морена, «всякая организация фактически может рассматриваться как островок негэнтропии»144. Познавательный мыслительный процесс «питается» отрицательной энтропией, роль которой выполняет информация, рассредоточенная во внешней среде и в когнитивных структурах других субъектов. Творческий инновационный процесс связан с генерацией новых идей и информации, т.е. отрицательной энтропии.

Сложная система когнитивных структур сознания может быть представлена в виде семантической сети ментальных конструктов, которые связаны между собой по признакам ассоциаций и смысловых взаимосвязей. Элементарным элементом в такой сети, нейроном выступает базовая когнитивная сущность, концепт, по аналогии с нейронными сетями, предназначенными для решения широкого класса задач, в том числе вывода новых знаний.

Когнитивная самоорганизованность нелинейных структур сознания

В рамках иерархической концепции с узлами иерархии – точками бифуркации и ветвями – стадиями устойчивого развития сознания можно сделать вывод о зависимости траектории эволюции системы от всех предшествующих этапов. В каждый момент времени когнитивные структуры сознания находятся в состоянии, соответствующем верхнему уровню иерархии, и обладают тезаурусом, который определит множество аттракторов эволюции для следующего, надстраивающегося уровня.

Формирование множества вариантов для достижения цели и выбор наилучшего из них возможны при достаточно развитом тезаурусе. В этом случае процессы хаотичного поиска среди множества когнитивных состояний, переключения между траекториями развития системы сознания приводят к изменению структуры сематических сетей и включению в ее состав новых когнитивных элементов. Результат такого процесса всегда является проявлением случайности, однако только хаотичное переключение между множеством состояний, генерация множества случайных вариантов и выбор одного из них служат способом решения нестандартных задач, получения новых знаний.

Сознание выступает сложной самоорганизующейся упорядоченной структурой, которая выкристаллизовалась в условиях динамического хаоса из разнообразного поведения отдельных ее элементов, которые в итоге выступают как единая система. Причем, если описание структуры такой самоорганизующейся «сложной» системы может быть выполнено путем моделирования множества встроенных подсистем, то описание порядка их функционирования и взаимодействия, формирования эмерджентных свойств, возникновения новых системных качеств вызывает значительные сложности.

Способности к логическому выводу, принятию решений, хранению знаний, кластеризации в сложноорганизованной системе сознания достигаются путем формирования специфических конфигураций, входящих в ее состав элементарных элементов. В такой конфигурации каждый элемент воздействуют на другие либо напрямую, либо опосредованно через промежуточные узлы, причем могут существовать не только прямые связи, но и обратные с построением рекуррентных структур.

Процесс взаимодействия подобных элементов структуры мозга осуществляется не только путем реализации физических механизмов и различных процессов активности. Важной отличительной способностью живых клеток, нейронов является способность получения и переработки информации в процессе нахождения в информационном поле. Причем, если на уровне микроклеток осуществляется обработка информационно-энергетического спектра (квантов света, звуковых волн), то на более высоких уровнях этот спектр преобразуется в образы, представления, мысли. Для того чтобы информационный спектр, хаотическое взаимодействие и передача нервных импульсов были восприняты сознанием в виде целостного образа, законченного ощущения, должны возникнуть организованные информационные потоки, приводящие к появлению эмерджентных свойств у системы.

Так как отдельные мысли, чувства являются макрообъектами в сознании человека, то очевидно, что они не могут быть сосредоточены в отдельных нейронах целостной структуры. Образы находят свое отражение в сложных организованных структурах нейросетей, которые являются динамическими и поддаются настройке и обучению.

Образ внешнего мира не может быть разделен на отдельные части, а его восприятие не есть набор элементарных ощущений и эмоций. Образ воспринимается полностью, неделимо, существенные свойства не постигаются путем анализа суммы частей, так как в этом случае теряются гештальт-качества целостного образования. Сознание по своей природе организовано в направлении формирования и распознавания гештальтов, холистических структур информации, стремящихся к целостности, полноте, комплексности, осмысленности, дистанцированных из окружения, принимающих определенную форму, ограниченную четким контуром. Сознание способно мгновенно и одновременно воспринимать огромные потоки сенсорной, визуальной, тактильной информации с построением гештальтов, осуществляя их категориальное распознавание, кластеризацию. Образы, знания распределены по когнитивным структурам мозговых субстратов, доступ к которым осуществляется ассоциативным образом путем воспроизведения заданной последовательности паттернов сенсорных сигналов.

В процессе распознавания, обработки семантических конструкций, изображений, образов сознание передвигается по неограниченному количеству собственных состояний, которые являются аттракторами в фазовом пространстве. Аттракторы притягивают непредсказуемые, хаотичные фазовые траектории процесса эволюции системы сознания путем схождения их в одну точку, один образ, один гештальт. Многообразные пространственно-временные паттерны, образы, формы, генерируемые в этом случае, образуют ландшафт аттракторов, ландшафт развития, согласованную, когерентную систему аттракторов и точек бифуркации. Извлечение когнитивной информации из нелинейных структур сознания осуществляется путем релаксации к наиболее выгодному, устойчивому состоянию, близкорасположенному к образу в памяти. Подобная динамическая система, аттракторами которой выступают гештальт-образы в конфигурационном пространстве, надежна, обладает свойством устойчивости к шумам, сбоям, что подробно исследовано в отношении структур сознания в области физиологии.

Процесс обучения когнитивных структур сознания с точки зрения синергетических представлений можно описать как формирование потенциального множества аттракторов, соответствующих наборам существенных атрибутов запоминаемых образов. Если использовать применяемое в синергетике метафоричное описание фазового пространства в виде неровной поверхности, а фазовой траектории развивающейся системы сознания – в виде движения шарика по этой поверхности, стремящего к понижению своей энергии, то процесс обучения соответствует «выдавливанию» углублений на поверхности, являющихся точками локального минимума.