Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма Шулик Павел Григорьевич

Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма
<
Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шулик Павел Григорьевич. Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.08.- Ростов-на-Дону, 2001.- 131 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/437-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Биологическая эволюция человека как философско-методологическая проблема 10

1.1.Принцип антропологического единства и эволюционизм 10

1.2. Основные направления исследования биологической эволюции человека 29

1.3. К вопросу об определении понятия "биологическая эволюция человека" 49

Глава 2. Биологическая эволюция человека в условиях социокультурного развития 67

2.1. О специфике человеческих популяций 67

2.2. Эволюция человека как адаптациогенез 84

2.3. Социобиологическая исследовательская программа генно-культурной эволюции 94

Заключение 117

Литература 121

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Антропологизация естествознания по-прежнему остается одной из характерных особенностей научного знания, поскольку человек является одним из самых сложных предметов естественно научных и гуманитарных исследований.

Формирование целого ряда новейших концепций (адаптацио-генез, социобиология, этология человека, коэволюция и т.п.), объясняющих эволюцию современного человека, обусловливает философский анализ природы и сущности человека в контексте натуралистической парадигмы. Методологической базой в данном случае выступает антропологический принцип, который способствует непосредственной научной интерпретации сущностных признаков человека, формирует образ человека в его целостности, определяет методы познания антропологической реальности в ее чувственно-эмпирической и культурно-духовной достоверности. Исследование эволюционного развития человека на основе антропологического принципа позволяет дать объяснение изменениям человеческой природы в социокультурном контексте.

Современная наука ставит под сомнение распространенное положение, что человек как биологический вид исторически приобретший определенные морфофизиологические признаки, с определенного момента (целенаправленная коллективная трудовая деятельность, зарождение культуры и т.п.) перестает эволюционировать как природное существо, а изменяется, главным образом, как социокультурный феномен согласно социальным законам. Новые естественнонаучные открытия фиксируют потенциальные эволюци-онно-биологические возможности человека, которые получают адекватную трактовку в рамках генетики, экологии и этологии челове-

. 4-

ка. Однако следует согласиться с тем, что на сегодняшний день целостному концептуальному обоснованию эволюционного развития человека не уделяется достаточного внимания, а исследования биологической эволюции человека сводятся только к изысканиям конкретных биологических наук. В этой связи философский анализ натуралистической парадигмы эволюции человека представляется своевременным и актуальным, поскольку «вписывается» в контекст интегративного видения природы человека.

По своему значению он выходит за рамки биологического знания, поскольку позволяет выработать определенную методологию (антропологический принцип, целостное рассмотрение многоуровневой структуры человеческой природы) и дать обоснование приоритетным направлениям исследования эволюции человека в единстве естественнонаучных и гуманитарных программ, позволяющих рассматривать биологическую эволюцию человека в условиях социокультурного развития.

Степень научной разработанности проблемы.

Биологическая эволюция человека, как предмет исследования естественных и социогуманитарных наук в его различных аспектах, представлена в работах эволюционистов-биологов Д. К. Беляева, С.Н. Давиденкова, Н.П. Дубинина, К.М. Завадского, В. П. Казначее-ва, М.М. Камшилова, А.А. Малиновского, Ю.И. Новоженова, С.С.Шварца, И.И. Шмальгаузена и других. Среди зарубежных исследователей заслуживают внимания работы Э. Айалы, В. Гранта, Ф. Добржанского, Э. Майра, П. Кейлоу, Ч. Ламсдена, К. Лоренца, Д.Льюиса, Н. Тинбергена, Д. Харрисона, Э. Уилсона, Р. Фоули и других, где определяется сущность эволюционизма, содержание его

структурных элементов, а также исследуются механизмы эволюции ее характерные признаки и условия реализации, обосновывается значение популяционного подхода в исследовании биологической эволюции человека.

В работах отечественных методологов Б.Г. Григорьяна, В.Ю.Верещагина, В.Е. Давидовича, Ю.И. Ефимова, Л.В. Жарова, Ю.А. Жданова, Т.В. Карсаевской, А.А. Королькова, В.А. Красилова, Э.С. Маркаряна, А.С. Мамзина, В.Ф. Сержантова, В.И. Стрельченко, К.Е. Тарасова, Е.К. Черненко, Г.А. Югая и других, а также зарубежных философов В. Франкла, М. Шелера, А. Гелена, Х.Плеснера, предприняты попытки осмысления философских проблем натуралистической антропологии в целом и эволюционизма в частности. В мировоззренческом и методологическом планах важны основные идеи о биосоциальном подходе к человеку и о специфике детерминации эволюционного процесса, освоенные С.С. Батениным, Н.П.Депенчук, Р.С. Карпинской, С.А. Никольским, И.Т. Фроловым, В.П. Тугариновым и другими.

В методологическом и концептуальном плане существенное влияние на становление натуралистической антропологии оказали концепция филегической эволюции человека, разработанная Ю.И.Новоженовым; концепция адаптациогенеза К.М. Завадского; социобиологические программы коэволюции Ч. Ламсдена, Э. Уил-сона; представления о культуре как факторе биологической эволюции человека В. Гранта, Р. Фоули, В.А. Красилова.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема биологической эволюции человека исследована недостаточно и нуждается в философско-методологическом анализе и обобщениях.

Объектом диссертационного исследования выступает биологическая эволюция человека в ее различных измерениях, а предметом диссертационного исследования является натуралистическая антропология как способ обобщения различных знаний об эволюции человека с позиций эволюционизма.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили работы классиков мировой и отечественной философии, труды экологов, генетиков, эволюционистов, этологов и методологов науки. В качестве основных методов философского анализа проблемы использовались принципы развития, детерминизма, телеологизма, эволюционизма.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертации состоит в том, чтобы концептуально представить натуралистическую антропологию в контексте методологии эволюционизма.

Для достижения этой цели в диссертационном исследовании ставятся и решаются следующие задачи:

обосновать целостную концепцию человека на базе антропологического принципа;

проанализировать основные направления исследования биологической эволюции человека и дать ей определение;

рассмотреть вопрос о человеческих популяциях как элементарном эволюционном явлении;

представить современную биологическую эволюцию человека как адаптациогенез;

- определить место социобиологической исследовательской про
граммы генно-культурной эволюции в системе методологических
средств натуралистической антропологии.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

концептуально представлена проблема биологической эволюции человека в условиях культурного развития;

выявлен закономерный характер взаимодействия различных измерений (биологический, социокультурный и т.п.) многоуровневой природы человека;

раскрыто содержание эволюционной парадигмы человекознания в рамках натуралистической антропологии;

определены перспективы биологической эволюции человека с позиций социобиологической парадигмы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В методологическом плане антропологический принцип познания природы человека позволяет непротиворечиво вписывать любое ее измерение в контекст другого измерения, не лишая при этом первое собственной специфики. Он способствует интеграции различных научных знаний и представлений о человеке в целостную концептуально-понятийную систему, именуемую натуралистической антропологией.

  2. Проблема биологической эволюции человека является предметом эволюционных, генетических, экологических, этологических, со-циобиологических исследований, составляющих базовые основания натуралистической антропологии в контексте положения об

эволюционной трансформации человека в рамках социокультурного наследования и биологической селективности.

  1. Биологическая эволюция современного человека совершается в условиях культуры и представляет собой адаптациогенез - процесс изменений генетической, экологической и поведенческой структур популяции, которые закрепляются соответствующими социокультурными механизмами, способствующими сохранению человека как биологического вида.

  2. Антропологические популяции являются универсальными социо-биологическими сообществами с большими эволюционными возможностями, реализуемыми под воздействием культуры как селективного фактора, направляющего вектор эволюции человека в адаптивно-адаптирующие пределы.

  3. Социобиологическая исследовательская программа генно-культурной коэволюции имеет методологическую перспективность для натуралистической антропологии как конкретная форма адекватной интеграции естественнонаучных и социогумани-тарных знаний о человеке, который, будучи природным существом, в ходе биологической эволюции обрел способность адаптироваться не только при помощи культуры, но и в самой культуре.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Исследование натуралистической антропологии в контексте эволюционизма с использованием концепции многоуровневой природы человека позволяет расширить представление об особенностях биологической эволюции человека. Это способствует преодолению разрыва между естественными и гуманитарными науками и фокуси-

рует внимание на мировоззренческих, гносеологических, методологических аспектах проблемы.

Тем самым, выводы и положения диссертации могут быть использованы при чтении курсов по философской антропологии, философии, культурологии, концепциям современного естествознания, при разработке спецкурсов по истории и философии науки. Результаты диссертационного исследования способствуют разработке идей ноосферогенеза, антропоэкологии и глобального эволюционизма.

Апробация диссертационной работы

Отдельные положения исследования апробированы автором на всероссийских научно-теоретических конференциях: «Философия права как учебная и научная дисциплина» (Ростов-на-Дону, апрель 1999 г.), «Правовые и политические институты» (Ростов-на-Дону, январь 2000 г.), «Русская философия права: основные проблемы и традиции» (Ростов-на-Дону, май 2000 г.), на региональной научно-теоретической конференции «Политико-правовая культура и духовность» (Ростов-на-Дону, март 2001 г.).

Диссертация обсуждена на совместном заседании отдела социально-гуманитарных наук Северо-Кавказском научном центре высшей школы и кафедры философии и культуры Ростовского государственного педагогического университета.

Основное содержание диссертации отражено в 4 опубликованных работах, общим объемом 2,7 п.л.

Основные направления исследования биологической эволюции человека

Антропологический принцип, положенный в основу изучения проблем, связанных с определением специфики человека, является универсальным методологическим средством интеграции челове-кознания, дающим возможность осуществить целостное видение человека во всех его многоуровневых проявлениях. Исследование гетерогенной организации человека предполагает грамотное методологическое освоение частных научных измерений человеческой сущности, одним из которых является биологическое измерение, которое базируется на эволюционном принципе, позволяющем отразить специфику биологии человека.

С эволюционной точки зрения человек как биологический вид не теряет способности эволюционировать. Развитие современного человека, достигшего определенного социокультурного уровня и антропогенно влияющего на окружающею среду, имеет свои характерные особенности. Во-первых, хотя эволюция человека совершается в общем контексте биологической эволюции живого, его естественные морфофизиологические признаки остаются неизменными. Во-вторых, человек эволюционирует как биологическое и культурное существо. В-третьих, человек является носителем определенного набора генов, передаваемого по наследству. Здесь необходимо отметить, что "качество" получаемого по наследству потомства не определяется полностью естественным отбором, как у всякого живого существа.

Методологическое использование принципа эволюционизма в исследовании биологического измерения человеческой сущности связано с использованием эволюционного, генетического, экологического, этологического материала, характеризующего биологическую эволюцию человека в ее разнообразии.

Выделим основные направления изучения биологической эволюции человека. Эволюционное направление, которое базируется на данных палеоантропологии, археологии, на различных теориях биологического эволюционизма, на частных методах биологических наук.

Эволюционное направление представляет собой синтез научных исследований, затрагивающих многоаспектность представлений о биологической эволюции человека. Суть этого направления сводится к доказательству биологической эволюции человека на современном этапе и выявлению ее признаков, механизмов и направлений. Совокупность эволюционных положений, выводимых и используемых в этом направлении, выступает стратегией исследования, главной задачей которой является целостное познание биолого-эволюционных возможностей человека с последующей трактовкой его результатов.

В рамках эволюционного направления интегрируются многие частные методы и методики, мировоззренческие структуры и общенаучные (в том числе и философские) принципы, что способствует объединению разных отраслей биологического знания об эволюции, синтез и перспективы этих отраслей определяется их значимостью в понимании механизмов и принципов эволюционного развития в целом. Следует отметить, что практически любая отрасль биологии формирует свое собственное эволюционное направление: эволюционная морфология (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен и др.), эволюционная физиология (Л.О.Орбели, С.С.Коштоянц и др.), эволюционная гистология (А.Н. Заварзин и др.), эволюционная генетика (С.С. Четвериков, С. Райт и др.), эволюционная биохимия (А.И.Опарин и др.), эволюционная палеонтология (В.О. Ковальский, О. Абель и др.), эволюционная экология (Г.Ф. Гаузе, С.А. Северцов и др.). Однако только при всесторонней ассимиляции идей эволюционной биологи и синтезе всех отраслевых направлений возможно целостное видение биологической эволюции человека (132, 25).

Эволюционное направление рассматривает в широком спектре действия механизмов, причин, принципов, закономерностей эволюционного процесса, при этом учитывает опыт как предшествующих эволюционных направлений (дарвинизм), так и современных нетрадиционных взглядов на эволюцию человека (В.А. Кордюм, Н. Элд-ридж и др.). Кроме этого, эволюционное направление концептуально стремится дать определение биологической эволюции, применяя различные методологические приемы, например: через философские принципы (антропологический принцип и др.), биологические принципы (принцип эволюционизма и др.), через объект, главный признак, механизм, результат эволюционного процесса и т.д.

При исследовании биологической эволюции человека учитывается многоуровневая структура его естественной организации (т.е. генетическая, экологическая, поведенческая сферы) и концентрируется внимание на его принадлежности к биосфере в целом. Эволюция человека охватывает сложные системы с иерархической структурой и протекает на различных биологических уровнях, каждый из которых обладает известной самостоятельностью, но в то же время тесно связан между собой. Наличие многоуровневой структуры человеческой организации предполагает применение разнообразных подходов (целостный, эволюционно-генетическии, популяционныи и т.п.) в исследовании биологической эволюции человека и рас смотрение ее в различных аспектах (изменчивость и устойчивость, биологическое и социальное и т.п.).

Эволюционное направление концептуально рассматривает биологическую эволюцию человека, которая совершается под воздействием определенных факторов (отбор, условия окружающей среды, поведение, социализация, культура и т.п.) и имеет свои закономерности (наследственность, изоляция, изменчивость, специализация, адаптация и т.п.), в контексте эволюции всего органического мира. Эволюция как глобальный исторический процесс затрагивает все уровни биосферы и распространяется от высших уровней (экосистемы, геосистемы) к низшим (популяция, организм) и наоборот. Исходя из эволюционно-экологического критерия биологическая эволюция человека представляется многоаспектным процессом, который схематично можно выразить как "изменчивость - отбор -адаптация".

К вопросу об определении понятия "биологическая эволюция человека"

Биологическая эволюция человека как вида в разные периоды филогенетического развития протекает под воздействием разнообразных факторов и характеризуется определенной интенсивностью. На современном этапе биологическая эволюция во многом детерминирована социокультурным развитием. Социокультурная среда, в которую помещен человек (точнее человеческая популяция), воздействует на изменение его поведенческих признаков, экологического баланса и генетической структуры. Накопление изменчивости в человеческих популяциях, межпопуляционный отбор, процесс адаптации в условиях социокультурного развития представляются элементарным эволюционным явлением.

Следует согласиться с тем фактом, что исторически взгляд на биологическую эволюцию человека менялся. Мы можем выделить несколько основных определений биологической эволюции человека и указать на несколько существенных подходов, вытекающих из них.

Современная наука фиксирует три главных направления эволюционных изменений, используемых в общей биологии: 1) филе-тическое, когда вид без дивергенции эволюционирует в рамках своего вида; 2) дивергентное образование видов, когда их число увеличивается за счет репродуктивной изоляции популяций; 3) квантовое, когда в условиях резкого отбора вид покидает старую адаптивную зону и переходит в новую, обеспечивая появление высших категорий системы, например, новый род. Надо указать, что на ряду с этими формами эволюции ряд видов может подвергаться регрессивным изменениям. (29, 23). Таким образом, можно сделать вывод, что биологическая эволюция человека отличается от эволюции других биологических видов и протекает филетически, при этом ее определяют следующим образом: а) биологическая эволюция человека как органическая эволюция; б) как антропосоциогенез; в) как биосоциальная эволюция; г) как филетическая эволюция; д) как адапта-циогенез; е) как биологическая эволюция в условиях культуры.

Представление о биологической эволюции человека как органическом процессе, связано прежде всего с учением Ч. Дарвина и его последователей о прогрессивном развитии организмов, популяций, видов за счет определенных факторов, например, наследственной изменчивости и естественного отбора. Органической (биологической) эволюцией вообще, называют совокупность всех преобразований живых организмов нашей планеты, возникших 3.5-4 млрд. лет назад, начиная от состояния протосферы, включавшей только ультроскопических, состоящих на молекулярном уровне эобионтов, и до образования ноосферы и современности. Органической эволюцией также называют процессы изменения всей биосферы и отдельных ее областей, флоры и фауны на отрезке геологического времени, т. е. Историческое преобразования таксонов любых рангов, включающих как микропопуляции, так и виды. Кроме этого, органическая эволюция это формирование органов, тканей, экологических форм, типов и т.п. (34, 8).

Необходимо указать, что органическую эволюцию принято рассматривать исходя из применения двух подходов в ее исследовании, а именно как строго детерминированный процесс (Д. Льюис и др.) и как запрограммированный процесс (Ф. Добржанский и др.).

В целом ученые-эволюционисты рассматривают биологическую эволюцию человека в контексте органической эволюции, ко торая представляется как изменения организмов, происходящие во времени, от поколения к поколению (В. Бок); как естественное движение, являющееся иерархическим, принципиально не обратимым и прогрессивным процессом (Н. Кузнецов); как исторический процесс преобразования организмов, "коренной основной чертой" которого является его целесообразность, а ее причиной - естественный отбор (К. Тимерязьев); как процесс интеграции мутаций, совершающихся под действием естественного отбора (Н. Дубинин) и т.п. (34, 17-21).

Если рассматривать биологическую эволюцию как органическую эволюцию, то необходимо указать на факторы этой эволюции, детерминирующие ее как процесс. К этим факторам относятся дарвиновские - наследственная изменчивость (мутациогенез) как поставщик эволюционного материала; борьба за существование (конкуренция или состязания, кооперация, взаимоприспособление и т.д.) как контролирующий и направляющий фактор; естественный отбор как преобразующий механизм эволюции.

Эволюция человека как адаптациогенез

Популяционный подход позволяет исследовать роль адаптации в биологической эволюции человека, поскольку адаптация человека затрагивает оптимальные сферы (биологические и социальные) реализации его жизнедеятельности и раскрывает эволюционный потенциал человеческой популяции на основе биологической организации в условиях социокультурного развития. Эволюция человека как адаптациогенез представляется одной из форм эволюционного развития, которое обусловлено определенными факторами (отбор, культура) и имеет специфические механизмы реализации.

Изучение эволюции человека в рамках адаптациогенеза имеет свои исследовательские аспекты: генетический, экологический, это-логический, социокультурный. Генетический аспект исследования затрагивает естественно-природные основы адаптации человека. Он указывает на биологические факторы (изменчивость, наследственность, естественный отбор, мутациогенез и т.п.) и микроэволюционные процессы, связанные с изменением генетической структуры популяции и формированием генетических механизмов адаптации, которые в своем развитии представляются как адаптациогенез. Необходимо отметить, что генетические исследования биологической эволюции человека как адаптациогенеза сопряжены с биологическим измерением человеческой сущности и сводятся к концепции многоуровневой организации природы человека, имеющей кроме биологической плоскости поведенческую, психологическую и другие плоскости.

Экологический аспект эволюции человека как адаптационного процесса выявляет механизмы адаптации человека к окружающей среде и роль влияния тесно взаимосвязанных экологических и культурных условий на эволюционные способности человека, которые при реализации фиксируются разнообразными адаптациями. В рамках экологического исследования адаптациогенеза различают два вида адаптации: 1) онтогенетическую адаптацию, связанную с индивидуальными изменениями организма в ответ на воздействие среды; 2) филогенетическую адаптацию, связанную с историческим преобразованием организмов (113, 26). Различие онтогенетической и филогенетической адаптации обуславливают применение в экологических исследованиях организменного и популяционного подходов. Первый подход изучает воздействие отдельных условий среды (биотических и абиотических) на организм человека и находит свое отражение в положениях экологической биохимии, морфологии, физиологии, этологии, которые отчасти занимаются эволюционным развитием человека и пытаются решить проблемы реализации его адаптивных возможностей в конкретных условиях среды. Второй -основывающейся на популяционном подходе к адаптации человека в конкретных условиях среды, изучает законы становления, саморегуляции и динамики численности человеческих популяций.

Э. Майр, исследующий биологическую эволюцию человека и роль адаптации в ней, указывает, что в будущем человек сможет эволюционировать только по двум направлениям: 1)прогрессивному или филетическому и 2) экотипическому адаптационному, при этом главенствующим фактором его развития выступит действие естественного отбора в человеческих популяциях. Автор отмечает, что природа давлений отбора меняется от поколения к поколению, а интенсивность отбора ослабевает в периоды быстрого роста популяций человека и в результате крупных медицинских открытий (72, 35-46). На наш взгляд, сущность популяционного принципа, предложенного Э. Майром, состоит в признании разнообразия особей в пределах популяций. Он раскрывает специфику популяционного подхода, характеризуя природную совокупность организмов (людей) и рассматривая все без исключения свойства человека как биологического существа на основе эволюционных представлений, которые обосновывают взаимодействие генотипа и условий среды. Таким образом, ставится реальная проблема исследования внутривидовых микроэволюционных изменений человека, проявляющихся в адаптивных вариациях его популяций.

Экологический аспект исследования адаптациогенеза человека затрагивает глобальные проблемы экологических изменений под действием антропогенного или культурного фактора. Антропогенное воздействие на биосферу вызывает изменение, а порой и полное исчезновение, биогеоценозов, что качественно меняет условия жизнедеятельности растительного и животного мира и негативно сказывается на существовании человека.

Социобиологическая исследовательская программа генно-культурной эволюции

Специфика биологической эволюции человека задает различные формы интерпретации естественнонаучных и социогуманитар-ных исследовательских направлений. В качестве оптимальной методологической программы выступает социобиология, которая пытается с позиций эволюционной биологии объяснить все общественные формы поведения, свойственные как животным, так и человеку. Основоположник социобиологии Э. Уилсон (Wilson) видит цель этой научной дисциплины в изучении биологических оснований всех форм социального поведения, включая и человека (155, 222).

Исследовательской основой социобиологии является сочетание популяционно-генетического метода с эволюционным подходом. Исходя из этой основы развитие социального поведения, общественных институтов и культуры в целом определяются законами генетики. По отношению к человеку социобиологи (Р. Александер, Р.Трайверс, Ч. Ламсден, Э. Уилсон) предпринимают попытку применения эволюционно-биологических принципов для обоснования учения о биологической сущности человека, рассматривая ее как оптимальное следствие генетической программы.

Социобиологи отличают общую социобиологию и социобиоло-гию человека, которая несет мировоззренческую нагрузку и основывается на традициях американского натурализма (Р. Селларс) разрабатывающего в своих рамках понятие "природа и Я". Э. Уилсон указывает, что целью общей социобиологии является обнаружение и предсказание специфических черт социальной организации сообществ живых существ на базе изучения их популяций в рамках биологии. А целью социобиологии человека выступает создание генетической "биограммы" (максимально полного биологического описания на основе генетики), которая способствует выяснению степени адаптированности человека к современной культуре и выявлению в нем неустранимых культурой "филогенетических следов" (154, 75). Таким образом, основной задачей социобиологии человека можно назвать исследования генно-культурной коэволюции и связанных с ней проблем, а именно проблему изучения генетических основ поведения, проблему биологической и социокультурной детерминации человека, проблему пола и т.п.

Представители социобиологии человека указывают, что последняя, выступая систематическим изучением биологических основ социального поведения человека, должна быть принята учеными различных научных направлений в качестве основы для синтеза социальных и биологических наук. Более того, они утверждают, что социобиология человека дает возможность по-новому рассмотреть человеческую историю и раскрыть "истинные" истоки современных социальных проблем (экологический кризис, международные конфликты, социальное неравенство, преступность и т.п.).

Многие теоретические и практические разработки, сформулированные социобиологами, обладают принципиальной новаторской новизной и вносят свой вклад в развитие эволюционной теории. В их основе лежат естественнонаучные положения, к которым можно отнести, например, представление о "воинствующем энтузиазме" К.Лоренца, связанное с исследованиями агрессивного поведения; понятие "смещенного поведения" Н. Тинбергена, объясняющее переадресацию реакции и изменения поведенческого действия; представление о "совокупной приспособленности" У. Гамильтона, согласно которому особи могут максимизировать общую приспособленность за счет совершения альтруистических действий по отношению к родственным особям; понятие "отбора родичей" У. Гамильтона, Р. Александера, отражающее дифференцированное представительство генов в генофонде; понятие "реципрокного альтруизма" Р. Трайверса, редуцирующее реципрокный альтруизм к генетическим представлениям; понятие "эволюционно стабильной стратегии" Дж. Мэйнарда Смита, указывающее на то, что между членами сообщества складывается такое поведение, которое максимально отвечает интересам всех особей и т.п.

Кроме этого, мировоззренческой базой социобиологии выступают положения философского характера, такие как представление о "степени организации" Р. Селларса, согласно которому каждый уровень органической природы включает в себя элементы всех "нижестоящих" уровней (исходя из этого, человек является закономерным этапом развития органической природы, результатом новой организации элементов, составляющих предшествующие уровни); биологический аспект исследования феноменов альтруизма и эгоизма Г. Спенсера, непосредственно связанные с наследственными факторами и естественным отбором; понятие "взаимной помощи"

Похожие диссертации на Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма