Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическая наука в России начала XIX в. Заболотная, Анастасия Сергеевна

Политическая наука в России начала XIX в.
<
Политическая наука в России начала XIX в. Политическая наука в России начала XIX в. Политическая наука в России начала XIX в. Политическая наука в России начала XIX в. Политическая наука в России начала XIX в.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Заболотная, Анастасия Сергеевна. Политическая наука в России начала XIX в. : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.08 / Заболотная Анастасия Сергеевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2010.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/187

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Современное российское общество вступило в полосу стремительных преобразований. Различные философские учения, дают разные модели политического развития страны. В связи с этим проблема дальнейшей модернизации России и выработка оптимальной концепции развития страны, была и остается чрезвычайно актуальной задачей. Для ее разрешения огромное значение приобретает взвешенный анализ научно-теоретического опыта прошлого. В условиях непрекращающегося поиска компромисса между традициями и нововведениями, самобытными и универсальными ценностями, большое значение приобретает историческая преемственность, отбор не потерявших свое значение государственных и общественных норм и традиций. В этих условиях возникает закономерный интерес к политической науке XIX века, разработанным политическим моделям изменения и развития страны.

XIX век в России характеризуется расцветом русской культуры, выработкой основных принципов и ценностей национального самосознания. Общественная мысль этого периода характеризуется широким спектром идей рассматривающих будущее России, поиском идеала русского государства. В начале XIX века в России усилился интерес к учениям западноевропейской философии, возникли разнообразные концепции преобразования государства не только официального, но и оппозиционного характера. Особый интерес здесь вызывает официальная идеология самодержавной власти, в которой переплелись идеи философии Западной Европы и разработки отечественных мыслителей. Идеологи самодержавия XIX века, осознавая невозможность копирования политического устройства страны по западным образцам, предприняли уникальную попытку совместить в своих теориях фундаментальные учения европейских

философов с идеей самобытного развития России. Фрагментарное заимствование идей о государстве, личности, правах и свободах человека и совмещение их с основными элементами жизни самодержавной России -абсолютной монархией и крепостным правом, позволило сформировать идеологическую основу Великих реформ 60-гг. XIX века, просуществовавшую в России вплоть до 1917 г.

Актуальность темы исследования определяется политической теорией и практикой нынешнего развития России, из которой и возникает необходимость выявления специфики идей развития российской государственности. Представители официальной идеологии России XIX века были уверены, что главным составляющим исторического процесса, определяющим во многом развитие всего общества, является верховная власть России.

В настоящее время существует опасность игнорирования

исторической преемственности в современном развитии России, недостаток научно-теоретического знания о базовых концепциях развития государства и общества и их теоретических источниках. В этих условиях закономерно вырастает интерес к опыту российских консерваторов первой половины XIX века, к разработанным ими теориям, научный анализ, которых может помочь современным российским политикам в выработке новых моделей развития государства и общества.

Степень и уровень научной разработанности проблемы

Официальная идеология как интеллектуальная установка, образ
мыслей России XIX века отражена в трудах Карамзина Н.М., Сперанского
М.М., Уварова С.С, внесших также практический вклад в дело
государственного устроительства России. Первые теоретические

исследования по государственному устройству России появились на свет уже в конце 40-годов XIX столетия. В основном эти работы имели прикладной характер. Среди них необходимо выделить книгу Тургенева Н. И., который

в своей известной книге «Россия и русские», вышедшей в 1847 году, в первые ознакомил общественность с отрывками из проектов Сперанского. Впоследствии эти выдержки сыграли существенную роль при последующем изучении идей Сперанского в трудах таких исследователей как Пыпин А.Н., Семевский В.И. и др.

Семевский В.И. рассматривая концепцию Сперанского М.М. в ее эволюции, подчеркивает ее «англоманию и аристократизм». Пыпин А.Н. в своей книге «Общественное движение в России при Александре I» указал на прогрессивный характер проектов реформатора, хотя и дал критический анализ доктрины «православие, самодержавие, народность», который собственно и ввел в научный оборот понятие теория «официальной народности». Пыпин А.Н. заложил основы того критического восприятия теории официальной народности, которое получило дальнейшее развитие после 1917 г.

Несколько позже были созданы более глубокие, с научной точки
зрения исследования, в которых одним из элементов исследования
выступает официальная идеология России. Это работы М.П. Погодина, М.
Корфа, Я.К. Грота. Погодин М.П., известный историк официального
направления, раскрывая сущность государственной концепции Карамзина
Н.М., признает ее самобытность, считает, что его идеи производят некий
«русский дух», «вечное начало». Этой же точки зрения придерживались
Пыпин А.Н., Бестужев-Рюмин К.Ю. и Грот Я. К. Барон М. Корф в своем
двухтомном труде о Сперанском четко придерживался традиционно-
дворянского подхода к изучению деятельности реформатора. Корф отрицает
оригинальность концепций Сперанского, считает, что его теории имеют
английские и французские источники. Известный историк В. О.
Ключевский в своем многотомном труде «Курс русской истории» уделяет М.
М. Сперанскому особое место, называет его «цветком
духовноакадемического воспитания». Подробно описывает этапы

жизненного пути государственного деятеля, его участия в разработке

проектов реформирования государства и кодификации русского законодательства.

В начале XX века появились работы Довнар-Заполького Н.В., Тарле
Е.В., Корнилова А.А., Козловского В.М., Кизеветтера А.А., Демкова М.И.,
Глинского В. Довнар-Запольский рассматривая концепцию Сперанского в
ее эволюции, подчеркивает ее официальный характер, и считает что,
несмотря на сильное влияние на реформатора идей западной философии,
теория Сперанского является истинным порождением российской
действительности. Такого же мнения придерживается в своих трудах В.М.
Козловский и А.А. Корнилов. Исследователи А.А. Кизеветтер и М.М.
Демков обращают внимание на государственную идеологию времен Николая
I. Так, А.А. Кизеветтер, рассматривает взгляды русского императора на
процесс реформирования, подчеркивает охранительно-крепостнический
характер его идеологии. М.М. Демков раскрывает содержание
государственной идеологии Николая І в сфере реформы образования. В
работе известного философа Шпета Г.Г. «Очерки развития русской
философии» впервые подчеркивается связь между идеологической
программой Уварова и идеями, которые развивались представителями

немецкого романтизма, Г.Г. Шпет проводит параллель между концепцией Уварова и государственным учением немецкого историка Лудена Г.

В советский период получила широкое распространение идеи сторонники которой признавали сильное влияние на русскую идеологию западно-европейской философии. Эти идеи отражены в работах Лотмана Ю.М., Предтеченского А.В., Кислягиной Л.Г., Минаевой Н.В., Пугачева В. В., Ланды С.С.

В плане анализа творчества Карамзан Н.М., особо следует выделить
работы Ю.М. Лотмана и Л.Г. Кислягиной, которые отличаются большей
степенью разработанности и глубиной аргументации. Работы Л.Г.
Кислягиной показывают широкий круг источников идеологических

воззрений Н, М. Карамзина, как отечественных, так и зарубежных, в

заключении делается вывод о признании за Карамзиным роли лидера русского консервативного дворянства и идеолога самодержавия.

Наиболее глубоким исследованием отличаются работы Ю.М. Лотмана,
который считает, что идеи Просвещения у Карамзина сыграли решающую
роль в формировании концепции русской официальной идеологии. Ланда
С.С. так же относился к той группе исследователей, которые не стремились
свести концепцию Карамзина исключительно к охранительно-

крепостнической позиции. С.С. Ланда доказывает, что карамзинская концепция исходит из идеи национальной русской самобытности, в основе которой лежат представления о России как о самодержавном государстве.

Работа Н.В. Минаевой отличается, тем, что автор рассматривает концепцию государственной власти Карамзина как легитимную модель построения государства в России, ставшую элементом государственной идеологии страны Н.В. Минаева показывает связь между идеями Карамзина и учениями западно-европейской философии права. Политические проекты Сперанского подверглись тщательному разбору и глубокому теоретическому осмыслению в работе А.В. Предтеченского «Очерки общественно-политической истории России I четверти XIX века».

Большое значение имеют работы Эйдельмана Н.Я., в которых государственная концепция Карамзина показывается как неотделимая часть официальной идеологии Александра I, а затем и Николая I. Подробный анализ идеологической доктрины Уварова дан в работах Левандовского А.А., который противопоставил взгляды министра народного просвещения взглядам Т.Н. Грановского. В оценке Левандовского уваровская доктрина получила негативную оценку.

В современной отечественной литературе необходимо отметить работы Зорина А. Л., Сперанского СИ., Томсинова В.А., Пивоварова Ю.С. Среди зарубежных авторов выделяются работа Виттекер Ц.Х., Пайпса Р.

Работы А.Л. Зорина отличаются глубокой проработанностью как самого содержания государственной идеологи России, в общем, так и ее

источниковой базы в частности. В работах Томсинова и Чибиряева анализируют преобразовательные проекты Сперанского, показывается степень их влияние на тогдашнюю жизнь России.

Особый интерес вызывают диссертационные работы Бонташа П. К., Баклова А.В., Филатовой Ю. А., Зверевой Н.А., Сперанского СИ., Майофис М.Л.. Но необходимо отметить, что все работы названных авторов рассматривают тему политической науки в России прямо или косвенно с историко-правовой, юридической или филологической точек зрения.1

В ряду диссертационных исследований отдельно стоят работы Осипова И.Д., Мальцевой С.А., Карташова М.А., рассматривающих тему концепцию научно-теоретической деятельности Сперанского М. М. с философско-правовой, философско-социальной и философско-исторической точек зрения.2

В написании диссертационного исследования большое значение имели дневники, мемуары и записки, изучение которых внесло большой вклад в понимание проблемы исследования, среди них можно выделить записки Бенкендорфа А.Х., Вигеля Ф.Ф., Дюбельта Л.В., Рунича Д.П., Блудовой А.Д., мемуары Кюстина А. де, Мещерского В.П., Никитенко А.В., Тютчевой А.Ф. и др.

Цель диссертационного исследования состоит в определении

основных принципов и идей становления отечественной политической науки.

1 БонташП. К. Государственно-правовые взглядыМ.М. Сперанского. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук.
Киев, 1954; Баклова А.В. Формирование идей самобытности исторического развития России в работах Н.М.
Карамзина, М.П. Погодина, Н.Г. Устрялова. Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. Пенза, 2006; Филатова

Ю. А. Формирования консервативного стиля мышления: Эдмунт Берк и Николай Карамзин. Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. Москва, 2005; ЗвереваН.А. Общественно-политические взгляды С.С. Уварова. Автореф. дисс. ...канд. истор. наук., Волгоград, 2005; Сперанский СИ. Учение М.М. Сперанского о праве и государстве. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2003; Майофис М.Л. Консервативное крыло общества «Арзамас»: литературная и общественно-политическая позиция С.С. Уварова, Д.Н. Блудова, Д.В. Дашкова. Автореф. дисс. ...канд. филол. наук., Москва, 2002

2 Осипов И. Д. Философские основания русского либерализма XIX- начало XX в. Автореф. дисс. ... д-ра
филос. наук. СПб., 1999; Мальцева С.А. Социально-философская концепция М.М. Сперанского (1772-1839).
Автореф. дисс. ...канд. филос. наук. Л., 1983; Карташов М.А. Концепция «социального христианства» в
политической философии М.М. Сперанского. Автореф. дисс. ...канд. филос. наук. М. 2006

Объектом диссертационного исследования является политическая наука в России XIX в.

Предметом диссертационного исследования выступают отечественные философские концепции XIX в., позиционируемые в виде теоретического, идеологического обоснования русской монархии, политико-государственных и социокультурных изменений в русском обществе XIX .

Гипотеза исследования

В русской философии начала XIX века начинает формироваться политическая наука, которая в последствии выделяется в самостоятельную науку, политологию. На этапе начального развития политическая наука выдвигает ряд методологических принципов исследования русского общества, систему ценностей и фундаментальные модели преобразования социума.

Задачи исследования

  1. Показать основные принципы и идеи охранительно-консервативной компонента в рамках становления политической науки России начала XIX в.

  2. Раскрыть содержание первой в России научно-теоретической модели государственного устройства в России в начале XIX в.

  3. Определить влияние европейской философии Просвещения на формирование официальной идеологии в рамках политической науки в России в 30-е гг. XIX.

  4. Исследовать содержание и принципы теории «официальной народности», ставшие «идейной базой» для отечественной официальной идеологии, становящейся политической науки в России.

5. Определить значение западноевропейских философских учений как концептуальную основу формирования политической науки в России начала XIX в.

Методология исследования

Методологической основой исследования политической науки начала XIX в. являются работы представителей отечественной официальной идеологии самодержавия: Карамзина Н.М., Сперанского М.М., Уварова С.С. Необходимо отметить фундирующее значение для диссертации произведений классиков мировой и отечественной философской мысли XVII- начала XIX вв. в области философии культуры и права. Опора на вышеуказанные труды позволила осуществить исследование избранной темы.

В диссертации используются системный, диалектический, аналитико-синтетический, методы науки; и сравнительно-исторический метод при анализе западных и отечественных концепций философии.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. На основе изучения концептуальной реминисценции русских мыслителей начала XIX в. на западноевропейскую философскую мысль, определены базовые идеи охранительного консерватизма, ставшие идейной основой для формирования политической науки в России.

  2. Раскрыто основное содержание первой в России научно-теоретической модели развития государства, сформированной в рамках русской политической науки.

  3. Определено влияние европейской философии Просвещения на формирование отечественной политической науки в теории официальной народности, в общем, и как государственной идеологии России, в частности.

  1. Исследованы принципы национальной самобытности и ценности монархической власти, как определяющие элементы отечественной политической науки начала XIX в.

  2. Определено значение западноевропейской философской мысли для формирования политической науки в России конца XIX - начала XX вв.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование в русской политической науки начала XIX в.
Концепции охранительной идеологии происходило под существенным
влиянием европейской философии. Прежде всего следует отметить
значение труды Гердера И.Г., Гроция Г., Монтескье Ш.Л., Фихте И.Г., Руссо
Ж.Ж. и других. Творческая переработка русскими мыслителями этих трудов
позволила сформировать комплекс идей не революционного, а
эволюционного пути развития государства и общества. Восприятие и
реализация в творческих исследованиях принципов историзма,
традиционализма и гуманизма привело к пониманию закономерности
общественного и исторического развития и восприятия государства в
качестве культурного образования. Идейное обоснование необходимости
реформировать Россию исключительно методом «реформ сверху» позволило
позиционировать самодержавие как обязательный элемент политической
науки и единственное условие эволюционного развития России.

2. Философский анализ политической науки начала XIX в. В форме
консервативно-охранительной идеологии позволяет говорить о степени
заимствования из западноевропейских философских концепций, определить
уровень переработанности и адаптации иностранных идей. Теоретический
анализ отечественных концепций сущности и строения государства,
позволяет говорить об их содержательной ценности и самобытности, далеко
выходящей за рамки слепого копирования и механического внедрения идей
западной политической науки на русскую почву. Русскими мыслителя была
сформулирована оригинальная легитимная концепция развития государства,

в которой самодержавие обладает особым патриархальным характером и дополнено системно выстроенным блоком исторических доказательств его легитимности. Самодержавие рассматривается в качестве гаранта, обеспечивающего всестороннее развитие страны и прежде всего развития православной культуры и духовности.

  1. Теории сущности государственной власти в России начала XIX в., выдвинутые ими идеи изменения страны реформами сверху с учетом ценностей православной культуры, усиленные положениями западноевропейской философии. Уникальное сочетание западной науки с основными самобытными элементами жизни самодержавной России, таких как абсолютная монархия и специфический только для России присущий крепостной уклад, позволили сформировать теоретическую основу для осуществления буржуазных реформ в России во второй половине XIX в.

  2. Карамзин Н.М., Сперанский М.М. и Уваров С.С. сумели очертить контуры политической науки, продуктом развития которой стало формирование охранительной идеологии. В свою очередь новая «научная идеология» выступила концептуальным фундаментом будущих государственных, судебных и других преобразований. Так, идеи Сперанского стали базовыми при формировании Государственного Совета и системы министерств. Легитимные модели государственных преобразований нашли свое практическое воплощение в судебной реформе 1863 г. в основу которой легли в качестве важнейших такие принципы, как гласность, «бессословность», состязательность. Эти принципы были сформулированы Сперанским и им же разработана четкая структура судебной системы. Сформулированная Карамзиным легитимная модель национальной государственности способствовала формированию официальной идеологии в период царствования Александра І, а в последствии получила свое развитие в теории официальной народности министра народного просвещения Уварова С.С, разработавшего идеи государственной стратегии в сфере культуры образования и просвещения.

5. Практическая ценность охранительно-консервативных идей,

выдвинутых политической науки XIX в. для современного этапа развития политической теории в России состоит в ее идейной востребованности. Современные ученые осознали безрезультатность неадаптированного переноса западных философско-политических идей на русскую почву. Сложный процесс некритичного заимствования западных политических идей, институтов и одновременно некритическое восприятие и копирование идей русской «старины» в современной политической науке вызвал необходимость теоретической рефлексии начального этапа ее развития в России.

Научно-практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его выводы могут быть использованы в качестве учебно-методических материалов для чтения курсов в области философии гуманитарных наук, философии права, теории и истории отечественной культуры, в том числе политической культуры, при подготовке учебных пособий и других материалов научного и учебно-методического плана.

Апробация и внедрение результатов исследования

Материалы исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Социально-гуманитарное знание и общественное развитие» (Саранск, 2009); XVII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Инновации.Интеллект.Культура» посвященной 15-летию Тобольского индустриального института Тюменского государственного нефтегазового университета (Тобольск, 2009); Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы современной науки и образования», посвященной 100-летию Башкирского государственного университета (Сибай, 2010); на заседаниях кафедры философии, культурологии и философии науки Педагогического института Южного федерального университета и на

заседаниях отдела социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета.

Положения и выводы исследования отражены в 8 публикациях автора. В том числе четыре статьи в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы, включающего 213 наименований. Общий объем диссертации 164 страниц.

Похожие диссертации на Политическая наука в России начала XIX в.