Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурная природа математического познания Кадыржанов, Рустем Казахбаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кадыржанов, Рустем Казахбаевич. Социально-культурная природа математического познания : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.08.- Алма-Ата, 1992.- 34 с.: ил.

Введение к работе

" І

.,, -.LlWl j

Актуальность и степени разработанности теми исследования. Стремительное развитие математической науки и расширявшаяся математизация знания являются одноЯ из характерных черт научно-технического прогресса. Различные стороны материальна и духовной сфер современного обшести. испытывают на себе влияние идей и методов математики. О особенной наглядностью это влияние стало виражаться в связи с значительно изменяющей о"-лик современной цивилизации компьютерной революцией.

Одним Из знаменательных последствий широкого проникновения математики в жизнь общества стал растущий интерес философов и методологов к социальным аспектам математического познания. Признание математики как социально детерминируемого и социально организованного образования стало весьма распространенным. Резко возросло число работ, ві которых математика исследуется как социальный фвнемен.

Особенно активно изучение социальных вопросов математики проводится, на Западе. С 70-х годов нынешнего столетия изучение социальных вопросов математики начало складываться в особую дисциплину - социологию математики, развивающуюся в рамках когнитивной социологии науки. В настояшзе время развитие социологии' математики связано с именами Л.Блура, Ф.Браудера, К.Фишера, М.Кроу, Г.Мертенса, С.Рестиво, Дяи'Ричардса, Р.Уайлдера и других западных социологов, историков и методологов математики.

Социология матемамки не является целостной дисциплиной,' в
ней развиваются различные направления и подходы, что связано с
различным уровнем освоений социальной природы математики. В
связи с этим актуальным и важнчм для понимания ооциально-куль-
турной природы математического познания является анализ совре
менной западной социологии математики, Такой анализ должен
включать рассмотрение основных направлений социологии матема
тики,' разрабатываемых в ней типов социальности, способов пх
экспликации и т.д. .

Особое значение в этом плане приобретает исследование логико-методологических оснований социологии математики и,' шире,

4 .

социологии науки. Это иоследишние, основанное на рассмотрении историческоїj развития социологов науки, позволит правильно очертить границы предметной области социологии математики, ее проблематику, иотокі: и тенденции развития. Шесте с тем такое исследование дает возможнооть'выявить принципиальную, логико-методологическую ограниченносъ западной социологии науки, не позволяющую понять подлинную ооциально-культураую природу математического познания..

По нашему мнению, принципиальную возможность для исследования ооциальгэ-кульгурной природы математического познания создает марксистская филооофия. Эта принципиальная возможнооті вытекает из общей соцаально-иоторичеокой направленности марксистской философии, рассматривающей и выводящей различные феномены общественной жизни из социальных отношений. Марксистская ооциология рассматривает общеотво в единстве, целостности, взаимосвязи :оех его сторон и частей. Это дает возможное выявить сложную систему детерминизмов науки социальным целым, что не попадает в поле зрения западной социологии науки, рассматривающей научное поэнание только лишь в рамках научного сообщества и существующих'в нем отношений.

Бс ее того, само понимание общества, культура, истории, н уки в марксистской Философии включает в себя человеческое изм рение, личгіостное содержание, охватываемое Ьонягием воеобщего труда. Благодаря этому наука» в чаотнооти, математика раоомат ривается не только как споооб познания действительности, но прежде всего как споооб развития самог^ человека. .

Социология математики должна рассматривать'взаимовлияние общества и математики, воздействие экономических;-политически моральных, идеологических и других отношений на математику и, обратно, воздействие маті датики н? эти отношения. Это означає необходимость рассмотрения математики в системе духовного прс изводотва. Такова, на наш взгляд, должна быть проблематика и лредаетная область социологии математики.

АдркЕатное рассмотрение математики в системе духовного щ изводотва предполаїаат анализ логико-методологического механизма воспроизведения в математическом познании материальной деятельности людей по освоению количественной стороны мира,

социально-культурного омнола это:! деятельнооти, категориального содержания математического познания и других вопросов. Исследование втих вопрооов в единотве логико-методологического и социально-филооофокого подходов создаст, по нашему мнению, предпосылки для Построения здания ооциологии математики.

На Запада считается, что социология математики в ее марксистском варианте давно существует и развивается» Под этим подразумевают экотерналиотокие исследования исторического развития математики о точки зрения экономического детерминизма. Имеется, однако, немало исследований социальной природы математичеокого познания, прорывающих узкий горизонт экономического детерминизма. К ник; можно отнести работы В.А.Балханова, А.Г.Ба-рабашева, Б.В.1лрюко:ва( (КИ.Кедровокого, Л.К.Науывнио, А.Н.Ны-санбавва, М.И.Панова, В.А.Панфилова*. Г.И.Руэавине, З.А.Соку-лер, ЛіА.Ооловья, Г.Г."'ляхи а и др. Необходимо систематизировать результата этих исследований для выработки целостного понимания ооциально-куль,~7рной природы математичеокого познания, которое должно стать краеугольным камнем здания социологии математики.

Цели ft основные, задачи, доследования. Целью исследг іакйя являетоя раскрУтиа основных моментов аоциально-кульїурной природы математичеокого познания, что направлено в конечном очвте на создание логико-методологических и.социально-философских оонов ооциологии Математики. Достижение етой цели предполагает решение следующих основных, вадо ;1 '

анализ .современного состояния западной Социологии математики в контексте логико-методологичеокой реконструкции генезиса и развития социологии науки}

раскрытие принципиальной ограниченности современной социологии науки і ориентированной'на социальные -отношения сов-, местного труде и обоснование необхолшоотй концепции всеобщего труда для понимания ооциальностй науки}

выявление ябгмкЬ-Матодояогмчвоких и социально-культурных механизмов функционирования математического познания в системе духовного производства}

рассмотрение- культурно-исторглеского аспекта развитая математического позиания как становления его ооцяально-куль-

туриой природы.

Научная ; ;визна исследования. В диссертации:

просленоно ист ричаокое развитие западной социологии науки и разрабатываемого ею типа ооциальнооти науки с точки зрения ее логико-методологических и социально-философских оснований;

проанализировано современное состояние западной социологии математики, ее осиоелнє направления, пособи экспликации сощ^льноатп математики;

выявлена принципиальная рграниченнооїь типа социальности науки, разрабативаемого современной западной социологией науки, ориентированной на отношения совместного труда;

обоснована необходимость введения понятия всеобщего труда для исследовэ' да социально-культурной природы математического послания;

показана роль преДывтноИ детерминации математического познания для исследования его социально-культурной природы;

показана необходимость рассматривать количественные от-шения материального мира как отношения лвдей, что существенно для понимания истинного смысла математического познания;.

раскрыто категориальное содержание математического познания в свете диалектен качества» количества и меры в связи о математизацией знания;

рассмотрено историческое развитие математического познания как процесс становления его социально-культурной природы

и проявления его культурно-исторической тенденции. .

Теоретическая ; методологическая основа исследования. Методологической основой исоледовашш является диалектика как" логика и методология научного познания. Автор ориентировался на "Науку логики" Гегеля, работы К.Мяркса и Ф.Энгельса, а также исоледовашш философов, разрабатывавших марксистскую идею социокультурной детерминации научного познания - Ж.М.Абдильдана, А.С.Арсеньева, В.С.Библера, Г.Н.Волкова, П.П.Гайденко, Э.В.Иль-е"кова, В.Н.Келле, Л.ІІ Косаревой, В.А.Лекторского, М.К.Мамар-дашвили, Е.А.Мамчур, Л.А.Марковой, В.М.Межуева, А.Н.Нысанбае-ъв, А.П.Огурцова, М.К.Петрова, Я.К.Ребене, Е.Я.Режабека, Г.В.Старк, В.С.Степина, В.Г.Федотс&ой, Б.СШшрева, Б.Г.Юдина

7 1.Г.Юдина и др.

Для наследования в диооер^ации социально-культурной природы іатематичвоного лоэнайия большое вначэние имели методологичео-ше работы крупнейших математиков XX в. А.Д.Александрова, \Вейля, Д.Гильберта, ЗК.Дьедонне, А.Н.Колмогорова, А Пуанкаре, З.Расоела, Р.Тома, А.Н.Уайтхеда, в также историков науки И.Г. 5ашмаковой, Б.Л.ван дер Вардена» В.П.Визгина, В.П.Зубова, І.Клайна, А.Койре, Дж.Нйдама, Л.Ольйки, Д.Я.Стройка, А.П.Юшке-зича и др. Особое значение для автора имеет яонцепцил математи-шокого позНания как теоретичеоки организс ..энного выражения деятельности измерения, основы которой заложена в трудах Л.К.Нау-іенко и А.Н.Ннсанбаева»

Важную груг.іу источников по философским и социальным проб-гамам науки и еатеотвоэнания, оказавшим болыаое влияние на гворчвское" становление пвтогт» оказали работы Ж.М.Абдильдина, {.А.Абпгаева, М.Й.Баканидзе, А.О.Балгам^аева, А.А.Ивакина» А.Г. {осиченко, З.А.Мукашева, Н.К.Мукйтанова, Л.К.Науменко, А.Й.Ны-занбвева, М.С.Срынбекова, К.Х.Рахматуллина, Н.О.Сабитова, А.А. (амидова, М.Ш.Хасанова, Г.А.Юґая и других предотавитвлей казах-зтанской школы философии.

На зашиту вциооятсл следуузщие полржэнидг

  1. Анализ исторического развития западной ооцйологии науки іредполагаат выявление факторов глубинного» логико-методологи-іеокого порядка, изменение которых ведет к изменению формы іредмєта социологии науки от более абстрактных к болре развитым, конкретний* Такими фактс.іами являютбя представления о зубъедтэ познакияі общеотве я наука» О измейениями ётих пред-зтавлений связаны переход 'от социологии знания к нормативной зоциологии* а о* последней к когнитивной социологии науки.

  2. Основнца направления оивременьой серологии математики їсследуют ооцйгльннй характер математики под углом зрения т.н. заутренней социальности (case-studies . Д*Блура,Д.;"шзона, Цж.Ричардса, этиом'етодология КіКйЬрра к др.) и внеийей социальности (эволющониз'м Р./айлдера» экчзтерналиэм Ґ.МєрТенса» Дк. Зоса» М.КлаЙна й др.). В наследованиях, развивающих внутреннюю зоциалвнооть, математическое эйание интерпретируется как проект деятельности узкой группы -1 математического сообщества,

социологическое исследование математики вводится к микросоциологическому. Б исследованиях, развивающих внешнюю социальность, анализ развитая математики под влиянием обп;еотва является абстрактним, размытым, не дающим представления о движущих силах развития математики,

  1. Согшология науки, развивая понимание социальности науки, ориентированное на отношения совместного труда, сама в них тесно вплагена. Этим определяется не только оОший тип понимания социальности науки, но и его конкретно-исторические форми, Є также средства изучошія этих форм. Включенность социологии науки в господствующие в обществе отношения совместного труда требует от нее практически-прикладной направленности ее исследований. Содержание а структура когнитивной социологии науки воспроизводят отчужден&ую деятельность отчужденных индивидов в рамках 'научного сообщества. Последовательное развитие концепции социальности науки, основашюй на структуралистской методологии герменевтической познавательной направленности, мякроооциологи-ческом исследовании ведет западную о'оодологию науки к кризисуі выражавшемуся в отрицании истинности научного знания, специфики науки и т.д.

  2. Всеобщее содержание, глубинный цлаот социальности науки связан со всеобщим трудом в науке, в котором наука предстает кек синтез ее ооциэльно-иоторичеоких и мндивидуально-твррчеьких определений. При таком понимании науки' определяющей в исследовании ев социальности является социальность научно-познавательной, творческой деятельности. Организационныйструктуры науки возникают как способы оформления научной деятельности й ее функционирования в обг^ства.

  3. Важнейшей предпосылкой исследования социокультурной детерминации математичеокого познания является его включенность в сястему духовного производства. Благодаря этому Математичес-кое познание как идеальная деятельность воспроизводит материальную деятельность людей по освоении количественной отороны мира. Вопрос о социокультурной детерминации математики, о социально-практическом и культурно-историческом значении математического познания должен основываться на предметной детерминации науки.

  1. Количественная облаоть оОовкгивной реальности есть область отношений количеств, выделеншх человеком в его деятельности. Количественные отношения дейотштельного мира суть не что иное, как определенные отноаенвд людей. С этим связано по-нимание Математического познания как всеобщего трудь, как опо-ооба развития человека.

  2. Для категориального анализа математичес; эго познания и математизации знания оообое значение имеет диалектика качества, количества и меры. Математическое познание направлено на изучение моры изучаемых объектов, прежде всего, меры форм движения материи. Смысл математического познания состоит в переходя от внешней меры к имманентной мере соответствующей формы движения материи. Математика познает меру как количество или количество как меру. Если классическую математику можно считать математикой механики, то современную математику (начиная с 20-х годов ПХ в.) можно считать адекватным методом познания физл-чэокой (|ормы движения материи. Математика и математизация науки оказываются по существу тождественными в своем объективном содержании.

  3. Универсализация общественного бытия человека не.входимо влечет за ообой универсализацию научного познания, проявлением которой являются усилившиеся в современной науке интегратввные процессы. Одним из важнейших средств интеграции современного научного знания является математизация, что определяется всеобщностью предмета математики. Математизация выступает как важнейшее средство разделения деятельности на творческую и нетворческую, алгоритмическую.

Научно-теоретическое, и практическое значение, диссертации.

Диссертация является результатом обобщения многолетне.', работы автора в составе научной группы Института философии АН Республики Казахстан над региональной комплеоной программой "Диалектическая логика как методология современной науки'^ социального творчества". Материалы, основные положения и вывода диссертации могут быть использована-при разработке проблем социально-культурной природы познания, логики и методологии нау- " ки. Полученные результаты создают предпосылки для построения логико-методологических и социально-философских оснований со-

10 , ;

цио:ігии математики. Результат исиледования могут быть применены в иоториографии математики. Они, следовательно, могут оыг-рать важную поль в о эзнанпн математиками-профессионалами реального культурно-исторического и социально-практического смысла своего творчества. Результаты исследования необходимы для воспроизведения логико-методологичеоких механизмов математического мышления. Положения и выводы диооертаци могут бить использованы в преподавании философии, ооциологии и истории науки на философских и физико-математичеоких факультетах вузов, при разработке спецкурсов по темам: "Научнее пенание", "Социология науки", "Оилооофские проблем" математики", "Современная западная социология" и др.

Апробация работы. Дкооертация обоукдалаоь и рекомендована к защите на заседании отдела филооофии естествознания и техники Иь-титута филооофии АН Peony^лики Казахстан (16 марта 1892 года).

Основное содержание диооертации излокено в одной индивидуальной монографии, одной монографии'в соавторстве, пяти коллективных монографя х, неучно-аналигчче^ком odsope и серии отатей, опубликиванных в ьарубежных журналах (США, Германия, Болгария), а также в союзных и республиканских научных изданиях. Результаты исследования докладывались на всесоюзных (Мооква, обшшок, Харьков, Тирту, Алма-Ата) и республиканских конференциях, на занятиях методологических оеминаров Института математики и механики АН РК, математического факультета КазГУ.

Структура и объем диооертации. Диссертация, ооотрит из вве
дения, четырех глаг, заключения и списка литературы, В первых
двух главах диооертации рассматривается западная социология ' .
математики и обосновывается необходимость исследования соци
ально-культурной природы математического познания о повиции
марксистской концепции всеобщего труда. В третьей главе иссле
дуются логико-методологические механизмы функционирования ма
те этического познания в оистеме духовного производства обще
ства. В четвертой главе изучается становление и формы выраже
ния социально-культурной природы математического познания в
процессе его культурно-исторического развития. Объем диссерта
ции стр.

Похожие диссертации на Социально-культурная природа математического познания