Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен Николаев Илья Александрович

Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен
<
Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Николаев Илья Александрович. Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.08 : Саратов, 2004 149 c. РГБ ОД, 61:04-9/584

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Виртуальность как естественнонаучный феномен 22

1.1. Виртуальные объекты естественных и точных наук 22

1.2. Онтология физической виртуальности 57

Глава 2. Виртуальность как технический и культурный феномен ... 77

2.1. Виртуальность как технический феномен 77

2.2. Виртуальность как культурный феномен 108

Заключение 135

Библиография 140

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Реальность рубежа двух тысячелетий, противоречивость и многоплановость различных социальных и технических процессов сделали чрезвычайно актуальным теоретическое осмысление направленности изменений, происходящих в современной цивилизации. Эти изменения, затрагивая страны, регионы, всю человеческую цивилизацию в целом, стимулируют интерес исследователей к масштабному анализу происходящего.

Научные, технические и социальные процессы, протекающие в современном обществе России, Европы и Америки, ускоряют изменение и разрушение прежних, стабильно функционирующих теоретических представлений о реальности, мире в целом, его онтологических основаниях, казавшихся до недавнего времени незыблемыми и единственно верными. В этих условиях становится необходимым критический пересмотр и коррекция ряда теоретических положений в прежних философских концепциях, а также создание новых парадигм, учитывающих все накопленные научно-технические завоевания и более адекватно отражающих реальные процессы современности.

В контексте решения этих задач представляется плодотворным разработка постнеклассического видения полионтичности мира, связанного прежде всего с феноменом виртуальности. Конец XX века ознаменовался "взрывом" интереса к феномену виртуальности, возникшему во многом благодаря созданию современных компьютерных технологий. Однако отнюдь не успехи компьютерных технологий породили этот феномен, они лишь "обнажили" его, привлекли к нему внимание. В настоящее время в результате коллективной деятельности большого числа специалистов: ученых, разработчиков, инженеров, программистов создан целый компьютерный виртуальный мир, "киберпространство", кардинально изменивший жизнь человечества и вовлекший в свою динамику миллиарды людей.

Многочисленные попытки осмыслить феномен виртуальности с философских позиций привели к созданию виртуалистики, в настоящее время интенсивно развивающейся. Чаще всего виртальность осмысляется в рамках постнеклассической парадигмы, определяющей объектом своего рассмотрения нелинейность, нестабильность, поливариантность и полион-тичность как неотъемлемые характеристики бытия.

Как любое интенсивно познаваемое явление, виртуальность, или виртуальная реальность, рассматривается и изучается с очень разных, иногда диаметрально противоположных позиций, это понятие уже стало многозначным. Значимость виртуальных феноменов, неоднозначность представлений о виртуальном, отсутствие проясненных дефиниций и неопределенность свойств делают попытки философского осмысления этого феномена чрезвычайно важными и актуальными.

Степень разработанности проблемы

В современной философской литературе феномен виртуальности рассматривается с различных, иногда противоположных и взаимоисключающих позиций. Доминирующими являются представления о виртуальном, как о сотворенном человеческой деятельностью искусственном феномене, обладающем специфическими свойствами, а исследованию природных, естественных виртуальных объектов и соответствующих им есте-ствеенонаучных понятий посвящено сравнительно небольшое число работ. Когда речь заходит о виртуальном, то вспоминают прежде всего о компьютерном и Интернет-мире, пока еще недостаточно исследованных. Наиболее часто под "виртуальной реальностью" подразумевается созданный в высокоскоростных компьютерах гипотетический мир, "киберпространст-во" (Носов Н.А., Щелкунов М.Д., Мусралимов Р.В.). С подобных позиций виртуальная реальность определяется как продукт взаимодействия человека с инфотехносредой, в процессе которого: 1) в киберпространстве фор-

мируется система чувственно воспринимаемых человеком образов; 2) эти образы переживаются человеком как объективно реальные вплоть до замещения1 . Именно к "виртуальной реальности" в этом смысле привлечено внимание большинства исследователей.

Однако понятие "виртуальность" имеет и более широкое значение. Виртуальная реальность, по определению Ярона Ланье, это "погружающая интерактивная симуляция действительного или воображаемого мира". Существует мнение, что виртуальность в ее широком смысле и разнообразных проявлениях присуща в той или иной степени любым видам духовно-познавательной деятельности: научному, философскому, религиозному, .художественно-эстетическому отображению действительности (Акчурин И.А., Садыков М.Б.) . С культурных позиций рассматривается множество виртуальных реальностей, рождающихся при воздействии на наши органы чувств, порождающих общественное мифологическое сознание: музыкальная; виртуальность, создаваемая запахами; зрительная, связанная с компьютерами, телевидением, изобразительным искусством (Нуруллин Н.А.)3.

Феномен виртуальности активно обсуждается в философской литературе как способ бытия системных и тотальных свойств (В.А. Кайдалов, В.А. Гаврилюк, Ю.П. Роговой); в контексте онтологической неопределенности и лишенности основных предикатов действительного бытия (С.С. Хоружий); в рамках категориальных рядов "материальное"-"идеальное" (В .Г. Федотова, Т.А.Кирик), "возможность"-" действительность"

Мурсалимов Р.В. Виртуальная реальность: определение. Философские аспекты виртуальной реальности // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.3-5; Щелкунов М.Д. Виртуальная реальность как форма мироосвоения // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000.С.40-42.

2Садыков М.Б. Проблема виртуальности в философии истории // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.30-33

3Нуруллин Р. А. Виртуальный мир: миф или реальность? // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.6-8.

(О.В.Катаева, Т.И.Вафин); как носитель психологического и антропологического аспектов, при этом оцениваются возможности виртуальной психологии и виртуального человека, его детства (Н.А.Носов, Ю.Т.Яценко); выясняются возможности виртуальной реальности как формы Мироосвоения (М.Д.Щелкунов); исследуются этапы становления виртуальной культуры, культурологические и аксиологические аспекты виртуальности (И.А. Ак-чурин, Л.П.Тимофеева); изучается связь виртуальности и творчества (Р.А. Браже); выясняются гносеологическая природа и методологические функции виртуальной реальности (Б.К.Лебедев); обсуждаются проблемы виртуализации реальности и эвристические аспекты виртуальной реальности (О.Е. Баксанский, С.Н. Коняев); исследуются представления о виртуальности в точных науках и виртуальные истоки жизни (В .Д. Эрекаев, К.Х.Хайруллин, Ф.Т. Валишин); изучаются онтологические аспекты виртуальности в связи с феноменом детерминированного хаоса (В.В.Афанасьева); строится виртуальная герменевтика (М.В. Шугуров); обсуждаются виртуальные социальные практики (Г.П.Юрьев); диагностируются виртуальные ловушки (М.А.Пронин); исследуется связь виртуальной реальности с феноменом компьютеризации (М.В. Кувшинов); конструируются концепции виртуальных технологий (А.В.Юхвид, М.П. Евдокимова, Г.П. Катыс, П.Г. Катыс, B.C. Ефремов, С.Л. Сурменко, О.М. Сур-менко); оцениваются неизбежные издержки феномена виртуальности, в частности интернетомания и виртуальная наркомания (В.Н.Комаров, Е.Слепчук, С.Демкин).

Феномен виртуализации общества как принципиально новый глобальный процесс, отражающий реальные трансформации социума, анализируется А.Бюлем, М.Поэту, М.Вейстеном, А. Крокером, Д.В. Ивановым, К.К. Колиным.. Среди основных направлений виртуализации общества выделяют виртуализацию экономики, проявляющуюся в создании сетевой экономики, электронных рынков продукции (Метарынков), в развитии ме~

ждународной сети электронных магазинов (Метамаркетов), рынка ценных бумаг; виртуализацию политики, связанную с созданием виртуальных по-литтехнологий; виртуализацию культуры, связанную с PR-технологиями, созданием электронной прессы и книг; виртуализацию науки; виртуализацию системы образования. Широко исследуются социально-личностные аспекты виртуальной реальности, такие как бегство от реальности, суперкритическое отношение к традиционному, получение удовольствий, ее связь с настоящим, прошлым и будущим (Л.К. Нагматуллина, В.К. Падерин). Анализируется стремление человека "прорваться " в виртуальную реальность, создавая новый искусственный способ жизни, не схожий с природными условиями бытия, обсуждается возникновение Homo Virtualis, человека, ориентированного на виртуальность (Л.П.Тимофеева). Появляются и анализируются новые понятия, соответствующие новым явлениям: "виртуальный продукт", "виртуальная инновация", "виртуальная организация", "виртуальные деньги", "виртуальные потребности", "виртуальные страхи"(А.В. Петров)4.

Культурологическое исследование виртуальной реальсти постулирует, что вся мировая культура определенным образом связана с творимыми человеком виртуальными мирами. Гносеологический, теоретико-познавательный аспект человеческой деятельности может быть описан и описывается на основе творения виртуальных миров5. Виртуальная реальность, созданная творцом-художником, творцом-музыкантом, творцом-поэтом, интерактивна. Она дает зрителю, слушателю, читателю подключаться к ней, погружаться в нее, существовать в ней. Виртуальные миры позволяют исследовать процессы свободного становления, возникновения принципиально новых структур, столь характерные для любого творчест-

АПетров А. В. К пониманию виртуальной реальности в связи вхождением в информационное общество // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000.

5 Акчурин И.А. Виртуальные миры и человеческое познание/ Общетеоретические и логические проблемы виртуальных миров. М., 2000. С. 9-29.

ва, любой субъект культуры не может обойтись без них в своей психике6. Определенные "сценарии" творчества начинают изучаться синергетикой, с привлечением виртуальных представлений.

Существует мнение, что эффекты виртуализации реальности свойственны естественному процессу познания реальности любым человеком благодаря связи познания с реальными условиями существования человека в мире8.

Понятие "виртуальная реальность" приобретает и нравственно-этическое звучание. Так, с превращением виртуальной реальности в действительную, с преодолением разрыва между действительным и виртуальным существованием человека связывают осуществление идеалов. Идеал невозможно определить, имея опору лишь в действительном мире. С этих позиций рассматриваются взгляды Канта, который считал "особой заслугой Платона то, что он не подчинял виртуальный мир действительному миру, но, напротив, полагал, что действительный мир порожден и полностью зависим от мира виртуального". Виртуальным миром называется моральный мир Канта, "моральный закон во мне", открывающий "жизнь, независимую от животной природы"9. Предполагается, что творцом идеала является сама жизнь, взятая в единстве виртуальной (небесной) и действительной (земной) реальности10. Мир несет элементы гипо-

6 Там же. С. 20.

7 Браоюе Р. А. Синергетика и творчество. Ульяновск, 2001.

8Баксанский О.Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности. // Концепции виртуальных миров и научное познание, 2000.

9Кант И. Сочинение в 6-ти т. Ч. 1. М., 1965 С. 500.

10 Гатауллин Р.А. Идеалы и идолы виртуальной реальности // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.62-64.

тетичности, виртуальности11. Виртуальность представляет собой уход от "абсурда действительности, приход к гармонии окольными путями"12.

С виртуальных позиций рассматривается история. При этом виртуальность мыслится необходимым и неустранимым моментом всякого знания об истории. Предполагается, что виртуальное проигрывание исторических ситуаций позволяет глубже понять уроки исторических событий (Агапов О.Д.)13.

Исследуются и физические аспекты виртуальности14. При этом постулируется, что физическая виртуальность - это особый вид существования, характеризуемый понятиями возможности, вероятности, становления, обменности и переходности. По мнению В.А. Кайдалова, виртуальные частицы представляют собой не особый, становящийся класс частиц, существующий в возможности, но суть всеобщий аспект существования реальных частиц, проявляющийся во взаимодействии. С естественнонаучных позиций анализируются виртуальные истоки жизни. Рассматривается первоначальное виртуальное состояние нашей Вселенной - протовселен-ная, опроеделившее существование множества виртуальных миров и свойства нашего пространства-времени.15 Предполагается, что Вселенная возникла в результате взрыва из первобытного вакуума, который освободил колоссальные ресурсы виртуального (непроявленного) бытия. Открытие нелокальных корреляций показывает, насколько Вселенная едина и

иТокранов А. В. Аксиологичекий апект проблемы виртуальной реальности и современный кризис Ценностей // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.45-47.

пКурашова В. В. Виртуальная реальность как извечный экзистенциальный феномен // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С. 42-43.

13Агапов ОД. Виртуальность в историческом познании // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С. 50-51

14Хайруллин К.Х. О виртуальных истоках жизни // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000.С.24-27; Валишин Ф.Т. Виртуальность в современном мире // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.60-61.

15 Эрекаев В.Д. Виртуальное состояние ранней Вселенной //Понятие виртуальности в точных науках. М., 2002. С. 197-211.

конструктивна, благодаря порядку, скрытому в недрах виртуального субквантового мира16. Мысля физическую виртуальность, можно говорить о вечности жизни, правда, не в актуальном, а в виртуальном состоянии. Подобно тому, как "фазовые судороги" вакуума взрывообразно породили Вселенную, превратив ее виртуальные частицы в реальные, так и некие "бифуркации", испытываемые космическим веществом, создавая в нем асимметрию, "выпустили" жизнь, содержащуюся в виртуальном состоянии где-то в ее глубоких недрах17. В динамической картине мира виртуальность есть "нерв близкодействия, момент опережающего отражения волновой природы самого движения как единства сущности всего многообразия природы. Виртуальность приводит к зарождению волны, к зарождению процесса. Виртуальность в физике приводит к вариационным принципам, физическому вакууму"18.

Виртуальность изучается и как синергетический феномен, сущност-но связанный с явлениями неустойчивости, мультистабильности и детерминированного хаоса.19

В настоящее время складываются два основных подхода к исследованию основ виртуальности. Первый условно можно назвать "психологи-ческо-экзистенциальным", он представлен прежде всего работами Н.А. Носова и его последователей. В рамках психологического подхода виртуальная реальность рассматривается не как телесная или умопостигаемая, но чувственно-образная. Виртуальная реальность предполагает человеческую деятельность внутри себя, это есть не просто образное воспроизведение человека, но и действие в этом образе его воли. Таким образом по-

Бом Д. Квантовая теория. М., 1965; Bohm D. Wholeness and the Implicate Order. London, 1983.

17 Хайруллин K.X. О виртуальных истоках жизни.

18 Валишин Ф.Т. Виртуальность в современном мире

19 Афанасьева В.В. Детерминированный хаос: от физики к философии. Саратов,
2001; Афанасьева В.В. Детерминированный хаос: феноменологическо-онтологическйй
анализ. Саратов, 2002.

нимаемая виртуальная реальность предполагает чувственно-образное пространство, в котором действует воля человека воплощенная в одном из образов виртуальной реальности. Однако образное воплощение человека в виртуальной реальности есть нечто иное, нежели сам человек. Это определяет аллегоричный характер виртуальной реальности в отличии от символичного характера мифологии, сновидений или человеческой фантазии. Образы виртуальной реальности не обретают свою сущностную предметность, являясь эпифеноменом носителя виртуальной реальности и энергий, воплощенных в нем. При этом выделяются следующие аспекты виртуальной реальности20:

-виртуальная реальность существует только "здесь и теперь"; в виртуальной реальности для человека, в ней находящегося, нет прошлого и будущего;

-включенность в события, человек - главный участник виртуальных событий, которые он переживает как реальные. Поэтому виртуальность предстает перед нами носителем не только онтологического аспекта, но и антропологического;

-виртуальная реальность - это феномен, но феномен сотворенный.

Основными свойствами виртуальной реальности как сотворенного феномена являются порождаемость, актуальность, интерактивность, автономность.

Второй подход, онтологический, связан с рассмотрением виртуальности как универсального естественного феномена. При этом постулируется, что существуют различные онтологические уровни виртуальности, как естественные, природные, так и сотворенные человеческой деятельностью, а компьютерная виртуальная реальность - лишь один из них. После-

Носов К А. Реальные нереальности // Человек. 1993. №1; Носов К А. Виртуальный человек. М., 1997; Малясов Г.В. Виртуальная реальность: в поисках антропной идентичности // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С. 35-38.

довательный онтологический анализ виртуальности позволяет рассматривать ее как недовоплотившуюся реальность, реальность с малым "временем жизни", ввести представление о многоуровневой реальности и уровнях виртуальности. Подобный подход представляется нам наиболее общим и позволяет сделать онтологически значимые выводы, определив создаваемую в киберпространстве и Интернет-мире виртуальность как один из онтологических подуровней «тонкой структуры» виртуальности вообще.

Попытки выделить существенные онтологические свойства виртуальности позволяют выделить в ней онтологическую ущербность, отсутствие у виртуального бытия основных предикатов бытия реального (С.С. Хоружий)21. В работах С.С. Хоружего рассматривается связь виртуальности и неопределенности, виртуальность мыслится как недород бытия, не-до-выраженность, недовоплощенность, разрыв между выражающим и выражаемым. Вводится представление о топосе Виртуального как "месте пребывания" онтологической неопределенности, к которому относятся состояния, продуцируемые виртуальными стратегиями. "Психотехники" и духовные практики попадают в топос Виртуального, приводя к созданию "духовных" симулякров, к виртуализации сознания, к "размазыванию" границ собственного "Я". Феномен виртуального рассматривается как один из топологически связанных горизонтов неопределенности (Фабер В.О.).

Анализ феномена виртуальной реальности и множества работ, посвященных его исследованию, показывает, что отсутствует ясность и единство даже в определении виртуальности. Множественность существующих определений заставляет заняться прояснением того, что же на са-

21 Хоружий С.С. Род или недород. Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. 1997. № 6.

мом деле может считаться виртуальным, каковы основные типы виртуальных объектов, как их классифицировать. Рассматривая виртуальность с онтологических позиций, необходимо ответить на следующие вопросы. Виртуальное - это бытие или небытие? Если бытие, то какое? Отлично ли оно от бытия реального? Если да, то чем оно отличается? Как это бытие осуществляется? Когда речь идет о том, что виртуальное существует в особом пространстве и особом времени, возникает вопрос, что это за пространство и что это за время?

Итак, соответствует ли виртуальности некое бытие? Попытки ответить на этот вопрос уже сделаны. Виртуальность определяют как "небы-тийное бытие", "небытие, беременное бытием" , как "недовоплощенное" бытие . С других позиций его определяют как бытие вещи идеальное либо потенциальное.

Реально ли виртуальное? Одна крайняя позиция соответствует мнению, что виртуальная реальность нематериальна, она лишь "субъективное переживание". С противоположной позиции виртуальная реальность определяется как "вторая объективная реальность", "вторая природа, неадекватная первой природе, породившей человека". Виртуальность и реальность представляются настолько трудно различимыми, что возникает вопрос: не является ли виртуальностью реальный мир? Однако все-таки находится существенное отличие реальности от виртуальной реальности: виртуальная реальность реальна, актуальна, но не субстанциональна.

Еще один, важнейший на наш взгляд, вопрос пока остается без ответа: существуют ли у всех, так по-разному недопроявленных виртуально-стей, общие универсальные существенные свойства?

Хайруллин К.Х. О виртуальных истоках жизни // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000.С.24-27.

23 Хоружий С. С. Род или недород.

Многие из перечисленных вопросов пока не имеют однозначного ответа. Работы, посвященные последовательному онтологическому анализу виртуальности, поиску его существенных свойств и смысла, исследующие виртуальность как онтологически сложный, многоуровневый феномен, в настоящее время практически отсутствуют. Множественность существующих представлений о феномене виртуальности, фрагментарность его исследования, отсутствие системности и целостности в философском осмыслении феномена виртуальности приводит к необходимости его последовательного и систематического философского анализа.

Сформулированные выше вопросы и проблемы определили предмет и цель диссертационной работы.

Предмет исследования

Предметом данного исследования является виртуальность как комплексный естественнонаучный, технический и культурный феномен.

Основная цель исследования

Целью исследования является выяснение универсальных существенных онтологических свойств феномена виртуальности на основе изучения естественнонаучных, технических и культурных виртуальных объектов; поиск смысла существования виртуальности; построение онтологии виртуальности, отражающей все многообразие ее форм.

Сформулированная цель определила постановку следующих задач:

  1. Проанализировать существующие естественнонаучные представления о физических виртуальных объектах, исследовать генезис и эволюцию научных представлений о виртуальности;

  2. С помощью методов онтологического и феноменологического анализа прояснить понятие "виртуальный".

  3. Выделить типы сосуществования реальных и виртуальных естественных объектов и универсальные существенные свойства естественной

виртуальности; выяснить онтологический смысл существования последней;

  1. Исследовать виртуальность как сотворенный технический феномен; изучить этапы творения компьютерной виртуальной реальности;

  2. Проанализировать свойства виртуального пространства и времени;

  3. Изучить социальные аспекты творения виртуальной реальности, разработать категорию "виртосфера", исследовать структуру виртосферы, виртуальные социальные взаимодействия;

  4. Исследовать культурные аспекты феномена виртуальности;

8. Систематизировать виртуальные феномены различной природы,
разработать концепцию иерархии виртуальностей, выяснить, сохраняются
ли существенные свойства физической виртуальности для сотворенных
виртуальных феноменов.

Методологическими основаниями исследования являются основные методы онтологического анализа: анализ и синтез, системный и исторический подход, позволяющие выделить и классифицировать все многообразие виртуальных феноменов, исследовать существенные свойства виртуальности. При решении поставленных проблем использовались также некоторые идеи и методы феноменологического анализа Э.Гуссерля, в частности метод прояснения и метод эйдетической вариации.

В работе использован и нелинейно-синергетический подход, дающий возможность исследовать свойства физических виртуальных состояний и движений, законы взаимодействия виртуальных и реальных физических объектов, а также выяснить связь виртуальности и детерминированного хаоса.

Разработка ключевых категорий и анализ теоретического материала осуществляется на основе научно-рационального мышления с доминированием логико-теоретической составляющей познания. Методологический синтез конкретно проявляется на уровне сопряжения диалектического,

системно-функционального, ретроспективно-исторического и культурно-типологического подходов в процессе рефлексии над феноменом виртуальности.

Изложение материала диссертации проводится с привлечением философских и естественнонаучных работ, как отечественных, так и зарубежных. Широко используется фактуальные материалы и категориальные аппараты классической и квантовой механики, оптики, космологии, теории колебаний и волн, нелинейной динамики. Материалы естественных, точных и гуманитарных наук имеют эмпирическое и методологическое значение для выяснения существенных свойств виртуальности, конституиро-вания представлений об иерархии существующих виртуальностей.

Философское осмысление феномена виртуальности фундируется некоторыми идеями классической идеалистической философии. Необходимость их привлечения диктуется особенностями познания исследуемого феномена и тем фактом, что его онтологическое исследование приводит к представлениям о полионтичности бытия, о несубстанциональных объектах. Основания для философского осмысления феномена виртуальности находятся в работах Платона, Аристотеля, Гегеля, Шеллинга, Флоренского, Франка, идеи которых приобретают новое звучание в свете современных представлений о виртуальном.

Научная новизна диссертационного исследования состоит, прежде всего, в том, что представленная работа является одной из первых в отечественной философии попыток осуществить целостный анализ виртуальности как многоуровневого естественного, технического и культурного феномена. Вкладом в изучение данного феномена является определение тотальности феномена виртуальности, его онтологических горизонтов и существенных свойств. Результаты исследования, представляющие научную новизну, состоят в следующем:

с философских позиций изучен широкий спектр естественных физических виртуальностей и научных представлений о виртуальном; выяснены генезис и эволюция последних;

прояснено понятие "виртуальный", дано авторское определение "виртуального";

выделены общие существенные свойства естественной виртуальности;

изучены типы взаимодействия виртуальных и реальных физических объектов;

выяснен онтологический смысл естественной виртуальности;

введено представление об иерархии виртуальностей;

изучены этапы творения компьютерной виртуальной реальности;

разработано представление о виртосфере и исследована ее структура;

изучены свойства пространства виртуальной реальности и виртуального времени;

изучены социально-культурные аспекты виртуальной реальности и культура как виртуальный феномен;

показано, что основные существенные свойства естественной виртуальности сохраняются для виртуальностей других уровней.

Положения выносимые на защиту:

1. Виртуальность является тотальным свойством физического мира, проявляемым на микро-, макро- и мегауровнях организации материи. Универсальными существенными свойствами естественной виртуальности являются: 1) способность существовать, но быть перцептивно не воспринимаемой, непосредственно не регистрируемой приборами; 2) способность переносить взаимодействия реальных объектов либо воздействовать на последние; 3) короткое "время жизни"; 4) существование в переходных состояниях или процессах, дающее выбор из ряда возможностей. Онтологи-

ческое исследование приводит к рассмотрению виртуальности как переходного, пограничного, недовоплотившегося бытие, определяющего развитие реальных процессов.

2. Выделение существенных свойств естественной виртуальности и
этимологический анализ позволяют прояснить и зафиксировать понятие
"виртуальный", ограничив его содержание следующим образом: "Вирту
альный - существующий, но не воспринимаемый таковым, способный воз
действовать на реальное, короткоживущий, дающий определенные воз
можности".

  1. Анализ результатов естественных наук дает возможность выделить следующие типы сосуществования естественных виртуальных и реальных объектов: 1) сосуществование реальных и виртуальных объектов без видимого влияния виртуальных на реальные; 2) сосуществование реальных и виртуальных объектов с видимым влиянием виртуальных на реальные; 3) взаимные превращения виртуальных и реальных объектов; 4) образование из совокупности виртуальных объектов сложного реального. Перечисленные типы взаимодействий определяют все многообразие естественных процессов, происходящих с участием виртуальных объектов. Виртуальность может активно воздействовать на реальность, определяя происходящие в ней процессы развития.

  2. Философское осмысление виртуальности как онтологически многоуровневого феномена позволяет ввести представление об иерархии вир-туальностей и выделить четыре онтологических горизонта виртуального бытия: 1) естественные виртуальности, включающие все виртуальные объекты физического мира; 2) технические виртуальности, создаваемые компьютерными технологиями и средствами "масс-медиа"; 3) культурные виртуальности, включающие виртуальные феномены мифологии, религии, философии, этики, литературы, искусства; 4) виртуальность мистического. Основные существенные свойства естественной виртуальности трансли-

руются на виртуальности других горизонтов. Существование иерархии виртуальных объектов определяет полионтичность бытия.

  1. Творимая человеческой деятельностью компьютерная «виртуальная реальность» представляет собой специфический, перцептивно воспринимаемый онтологический уровень виртуальности, существование которого определяет появление особого виртуального пространства и виртуального времени. Свойствами виртуального пространства являются динамически изменяющаяся размерность и фрактальность, позволяющие определить его как особое пространство с нетривиальной топологией - Топос; свойствами виртуального времени - индетерминированность скейлинга (неопределенность темпорального масштаба) и инверсия.

  2. Становление неклассической виртуальной культуры как продукта компьютерной виртуальной реальности обусловлено появлением глобального виртуального уровня социальной всеобщности - виртосферы, структура которой определяется наличием перемешивающихся виртуальных потоков (коммуникационных, информационных, научно-технических, развлекательных), являющихся основными видами виртуальных социально-культурных взаимодействий. Субъектом виртуальной культуры (создателем, потребителем и носителем) является Homo Virtualis - новый тип социального индивида, ориентированный на виртуальность.

  3. Культура во всем многообразии творимых ею феноменов содержит виртуальную составляющую, которая включает виртуальную культуру, творимую непосредственно при помощи компьютерных технологий (компьютерные произведения искусства, компьютерные игры, реклама) и виртуальные объекты классической культуры (образы, создаваемые мифологией, религией, литературой, искусствами, порождающие специфическое чувственно-образное пространство человеческого восприятия и воздействующие на субъекта). Виртуальные феномены культуры обладают всеми существенными свойствами виртуального.

Теоретическое и практическое значение исследования

Полученные результаты и выводы диссертационного исследования вносят теоретический вклад в философские дисциплины, занимающиеся исследованием проблемы виртуальности и полионтичности бытия: в философию науки, виртуалистику, онтологию и теорию познания, философию синергетики. Теоретико-методологическая значимость настоящего исследования состоит в разработке онтологического подхода к изучению феномена виртуального, выявлении существенных свойств виртуальности, создании концепции иерархии виртуальностей с общими существенными свойствами.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности, в частности при разработке учебных программ, связанных с проблемами философии науки, онтологии и теории познания, виртуалистики, синергетики.

Апробация работы

Основные результаты исследования изложены автором в 8 публикациях.

Результаты исследования апробированы в докладах на следующих международных, российских, региональных конференциях: международной конференции "Хаос -2003"; региональной конференции "Человек в современном мире" (Саратов, 2002); всероссийской конференции "Современная картина мира: общество, пространство, время" (Саратов, 2001); международной конференции "Информационные технологии в естественных науках, экономике, образовании"; региональной научной конференции "Человек в современном мире" ( Саратов, 2002); региональной конференции "Философия науки: идеи, проблемы, перспективы развития" (Саратов, 2002); на межвузовских конференциях молодых ученых, проводимых философским факультетом СГУ (Саратов, 2002, 2003).

Результаты работы неоднократно обсуждались на научных семинарах кафедры философии и методологии науки СГУ.

Работа выполнена в аспирантуре кафедры философии СГУ. Структура работы

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и библиографического списка использованной литературы.

Виртуальные объекты естественных и точных наук

Несмотря на множество существующих взглядов на феномен виртуальности, доминанирующими в настоящее время являются представления о виртуальности как о сотворенном человеком искусственном феномене. Однако обращение к естественным и точным наукам позволяет выяснить, насколько распространены в них представления о виртуальном, а более глубокое изучение свойств виртуальных физических объектов показывает, что виртуальность является тотальным физическим феноменом и лежит в основе реального мира. Поскольку виртуальные явления оказываются чрезвычайно сложными для постижения, а их философские и гуманитарные интерпретации и попытки осмысления - подчас противоречивыми, изучение несомненных примеров виртуальных объектов, изучаемых естественными и точными науками, представляется весьма плодотворным и, на наш взгляд, является необходимым и первым этапом изучения феномена виртуальности. Множественность представлений о виртуальных объектах в естественных и точных науках является следствием разнообразия виртуальных объектов в физическом мире. Для обозначения виртуальных объектов и феноменов, "наблюдаемых" в физической реальности, изучаемых точными и естественными науками и, как показано в работе, определяющих динамику и свойства реальных физических объектов, нами вводится термин "естественные виртуальности".

Многообразие изучаемых современной виртуалистикой виртуальных объектов, их кажущаяся онтологическая неоднородность, отсутствие точных определений виртуального и множественность представлений о виртуальном заставляют обратиться к решению следующей проблемы: существуют ли универсальные существенные свойств виртуальности, и, если существуют, каковы они?

Сказанное и определяет цель этой главы: во-первых, посредством анализа естественнонаучных представлений о виртуальном и фактуальных результатов показать, что виртуальные объекты лежат в основе физического мира, определяя его реальные свойства, а виртуальность является универсальным, тотальным свойством бытия; во-вторых, выяснить универсальные сущностные свойства физической виртуальности.

Изучение виртуальных физических объектов, определяющих, как будет показано далее динамику и свойства реальных объектов, позволяет решить поставленные задачи. Подобное изучение оказывается чрезвычайно полезным и с точки зрения методологии исследования виртуальности как таковой. Особенностью изучения физических виртуальных объектов является опосредованность реальностью: поскольку виртуальное не наблюдается непосредственно, знание законов виртуального мира, как правило, возникает в результате изучения реальных объектов.

Следующим этапом нашего исследования будет прояснение понятия "виртуальный" и поиск универсальных сущностных характеристик физической виртуальности. Важнейшим для успеха любого научного поиска является правильный выбор методологии исследования. Мы полагаем, что оптимальным и самым мощным методом исследования изучаемого феномена является феноменология Гуссерля24. Во-первых, процедуры феноменологии достаточно четко определены и аналитичны, и этот факт является привлекательным при описании универсального естественнонаучного феномена, изучаемого строгими математическими методами, каковым, по нашему мнению, является виртуальность. Во-вторых, некоторые феноме-нологические процедуры, по нашему мнению, близки некоторым умозрительным процедурам, традиционно применяемым в математике и физике. В-третьих, хотя радикальные процедуры феноменологии, прежде всего процедура трансцендентальной, или феноменологической, редукции являются чрезвычайно сложными, однако ранние этапы феноменологического описания выполняются в пределах естественных установок, опираясь на эмпирические данные, — это положение весьма рационально и позволяет первоначально использовать богатейший фактуальный материал, который накопили к настоящему времени естественные науки, изучающие виртуальность. При этом мы можем выполнить лишь некоторые феноменологические процедуры - и даже в этом случае продвинемся в постижении виртуальности.

С точки зрения естественных наук феноменологическое описание означает определение тех свойств и качеств познаваемого объекта, которые присущи ему неотъемлемо, т.е. его неизменных и основных свойств -и эта установка близка методам феноменологического прояснения, предложенных Гуссерлем. Результатом естественнонаучного феноменологического исследования должно быть прояснение этих свойств и качеств и, возможно, создание некоторой теории, описывающей эти свойства. Обязательный этап естественнонаучного феноменологического описания -опытное познавание объекта, поэтому феноменологические теории в физике опираются прежде всего на опытные данные, объясняя их с некоторых умозрительных позиций, "выстраивая" результаты экспериментов, "укладывая" их в теоретические рамки, приспосабливая имеющийся математический аппарат к результатам опыта, а при необходимости и создавая новый. Феноменологическое описание часто возникает в физике и других науках о природе.

Виртуальность является феноменом в смысле Гуссерля, поскольку коренным образом меняет наши представления о мире. Никакое исследование виртуальности не может быть проведено без актов интеллектуального погружения в особое "виртуальное" пространство, в котором она существует. Каждый исследователь виртуальности в процессе познания создает ее идеальный образ, виртуальность "мыслимую", "подразумеваемую", по сути, ее субъективный трансцендентальный феномен, который затем укладывается в существующие теоретические концепции или приводит к рождению новых. Исследование любой виртуальности, на наш взгляд, непосредственно связано с существованием глубоко проникающих интуиции, адекватность которых впоследствии проверяется рационально или эмпирически. Не вызывает сомнения и тот факт, что виртуальность не может быть описана в рамках привычных подходов, в рамках здравого смысла. Для того чтобы понять и принять виртуальность, науке и философии приходится ломать стереотипы, менять существующие традиционные взгляды на реальность, на бытие. Для адекватного описания виртуальности многие естественные и точные науки создали специальные математические аппараты, особую методологию исследования, а философия создает новые значимые концепции. Именно поэтому исследование виртуальности, на наш взгляд, требует феноменологического анализа, который и призван "приостанавливать привычные суждения и верования".

Онтология физической виртуальности

Прояснение понятия "виртуальный" начнем с выяснения общепринятого лексического значения этого слова. "Словарь иностранных слов" дает следующую дефиницию: "Виртуальный" - возможный, такой, какой может или должен проявляться при определенных условиях"61. В толковом словаре "виртуальный" определяется как "пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявляться на некоторое время при определенных условиях", близкое определение содержит и "Философский энциклопедический ело-варь": "Виртуальный (от лат. virtue - сила, способность) — могущий." Даже дилетанту в словесности понятна колоссальная разница между "возможным" и "могущим". Возможный означает такой, "который может произойти, мыслимый, осуществимый, дозволительный, допустимый". Могущий -такой, "который в состоянии что-то сделать, способный что-то сделать". Существенная разница в смыслах двух этих определений заставляет нас обратиться к иностранным словарям. При поиске адекватного перевода термина следует по правилам лингвистики обращаться не к языку-прародителю, а к тому языку, из которого слово было заимствовано. Поэтому обратимся к английскому языку, ведь понятие "виртуальность" в своем современном звучании пришло в русский язык именно из него. В английском языке слово "virtual" означает "имеющий свойства некоторой вещи, но не являющийся в действительности этой вещью; действительный, существующий, хотя и не воспринимаемый как таковой (!), применяемый для практических целей, действующий, действительный (in reality, though not recognized as such)", а слово "virtue" в своем первом значении определяется как "эффективность, действенность, способность давать определенные результаты (ability to produce a definite result)"63, и лишь во втором значении - как добродетель, хотя здесь разница в смыслах непротиворечива, ведь добродетель - это то, что способно творить (делать) добро.

Итак, будучи противоречивым и двойственным феноменом, виртуальность "раздваивается" и в своем определении. Укоренившийся синоним "виртуального", "возможный", передает лишь часть смысла этого понятия, вторым, и как будет показано, более оправданным, с точки зрения сущности самой "виртуальности", значением является "существующий, но не воспринимаемый как таковой, способный давать определенные результаты".

Поскольку представление о виртуальном в общественном сознании еще не сформировалось окончательно, неоднозначно, подчас отягощено неверным пониманием и не всегда адекватно отражает свойства тех объектов, на которые оно направлено, мы в предыдущих разделах обратились к тем областям естествознания, где понятие "виртуальный" соответствует очень четко обозначенным явлениям и объектам и имеет строгий смысл. Тем самым мы предприняли попытку перейти к поиску существенных особенностей виртуальности. Определяя несомненные примеры применения этого понятия, сравнивая их между собой и, выясняя их общие свойства и различия, мы можем выделить сущностные аспекты феномена виртуальности. Это позволяет зафиксировать не только языковое употребление данного понятия, но и прояснить подразумеваемое в словесном значении. Таким путем словесное значение понятия может стать значимым и соответствующим своей сущности.

Проведенный нами в первом параграфе выделение и сопоставление свойств виртуальных объектов, изучаемых классической динамикой, квантовой механикой, теорией волн, оптикой, нелинейной динамикой, радиофизикой, астрофизикой и космологией, математикой практически адекватно особой разновидности анализа, логически и методологически соответствует описанной выше процедуре эйдетической вариации. Небольшой объем данной работы и широкий спектр решаемых задач не позволяет нам привести здесь все этапы эйдетической вариации, заключающиеся в сопоставлении свойств виртуальных объектов и выделения повторяющихся, общих, значимых и в силу этого неотъемлемых и сущностных; самые важные из них отмечены в тексте предыдущего параграфа. Проведенный анализ позволил нам выделить следующие существенные свойства физической виртуальности:

1) способность существовать, но быть перцептивно не воспринимаемой, не фиксируемой приборами; 2) способность переносить взаимодействия реальных объектов, либо воздействовать на последние; 3) короткое время жизни; 4) возникновение в переходных состояниях или процессах, дающее выбор из ряда возможностей. В последнем свойстве действительный залог причастия очень многое определяет. Виртуальное является не возможным, которое управляется кем-то, а именно дающим возможности, приводящим в действие скрытые природные механизмы. Выделенные в результате анализа свойства являются универсальными и характеризуют все изученные нами физические виртуальные объекты.

Выявление существенных свойств естественной виртуальности позволяет зафиксировать понятие "виртуальный", ограничить его содержание следующим образом: виртуальный — существующий, но не воспринимаемый таковым, способный воздействовать на реальное, коротко-живущий, дающий определенные возможности.

Несмотря на полноту понятия "виртуальный", оно не может применяться столь широко, как это делается сейчас, необходимо сузить сферу его применения в соответствии с выявленными существенными свойствами. Классификации виртуального заслуживает только такой недовоплощенный, неустойчивый, короткоживущий объект, который определил в некоторой степени существование чего-то реального. Наиболее часто исследуемая в настоящее время компьютерная "виртуальная реальность", на наш взгляд, соответствует данному определению виртуального: ее объекты невидимые (очевидно, что компьютерная визуализация не означает, что объект можно наблюдать в реальном мире), короткоживущие, но, безусловно, влияют на реальность (людей, события и т.д.) и дают определенные возможности. По-видимому, понятие "виртуальный" по тем же причинам можно применить к миру, созданному рекламой, который в значительной мере влияет не только на сознание, но и на поведение реальных людей. Заметим, что виртуальные продукты рекламы и компьютерного мира являются короткоживущими по сравнению с существенными для социальных процессов временами.

Употребление же понятия "виртуальный" в качестве синонима слова "возможный", столь частое в современной литературе, оказывается весьма приблизительным, поскольку виртуальное представляется не просто возможным, а создающим и осуществляющим возможности.

Виртуальность как технический феномен

В первой главе мы показали, что виртуальность является универсальным естественнонаучным и природным феноменом, лежащим как в основе процессов формирования материи и движения, так и в основе представлений о них, и выделили его существенные свойства. Однако помимо глобальной естественной виртуальности существует и виртальность, сотворенная человеческой деятельностью. Мы полагаем, что виртуальность является многоуровневым естественнонаучным, техническим и культурным феноменом, имеющим сложные онтологические основания. Исследование виртуальности как онтологически сложного феномена невозможно без изучения его рукотворных, технической и культурной, составляющих, более того, именно к ним привлечено в последние годы особое внимание исследователей.

Следуя введенной в первой главе классификации, мы будем выделять т.н. "технические" виртуальности, творимые непосредственно с помощью компьютеров, их сетей и родственных им устройств, и "культурные" виртуальности, порождаемые литературой, искусствами, моралью, философией, хотя деление это в определенном смысле условно. Как возникают творимые виртуальности, какова структура сотворенного виртуального мира, каковы свойства виртуального пространства-времени, какие сотворенные объекты могут считаться виртуальными, присущи ли им существенные свойства естественной виртуальности, или это принципиально разные феномены, как они влияют на реальный мир? Исследованию поставленных проблем и посвящена эта глава.

Самым значительным проявлением сотворенной виртуальности на сегодняшний день, по мнению исследователей, является компьютерная виртуальная реальность. Изучение этапов творения и элементов "технической" виртуальной реальности представляется весьма важной и сложной задачей.

Современный анализ различных типов реальности, в которых присутствует разносущностное бытие человека позволяет выделить как самостоятельный мир "виртуальной реальности", распадающийся на реальность бытия-действия, где, "чтобы иметь, достаточно видеть", и реальность, где информация формирует "коды эмоционального видения и поведения". Возникающая таким образом виртуальная реальность определяется как продукт взаимодействия человека с вновь сформированной инфотехносре-дой, в процессе которого: 1) в киберпространстве формируется система чувственно воспринимаемых человеком образов; 2) эти образы переживаются человеком как объективно реальные вплоть до замещения74.

Существенной особенностью компьютерной виртуальной реальности является ее «рукотворность», созидаемость, это искусственный феномен. Значимость компьютерной виртуальной реальности, то влияние, которое она оказывает на жизнедеятельность социума, обусловили тот факт, что виртуальная реальность очень часто ассоциируется именно и лишь с внутрикомпьютерной реальностью, хотя отдельные проявления творимой виртуальности вошли в жизнь человека много раньше. Компьютерный виртуальный мир — новый уровень созидаемой виртуальной реальности.

Современный интерес к виртуальному инициировали именно успехи компьютерных технологий и распространение системы Интернет. Однако в современной философской литературе виртуальная реальность, или виртуальность, осмысляется в гораздо более широком контексте как один из онтологических уровней бытия, определяющих его "тонкую структуру", на которые расщепляется единый горизонт "бытия действия". Более глубокие исследования позволяют считать и саму виртуальность онтологически многоуровневой, выделив в ней различные бытийные подуровни.76

Виртуальность становится также неотъемлемым аспектом научных исследований и технических проектов. Многие науки: физика, математика, экономика, социология - интенсивно используют виртуальное киберпро-странство как пространство для своих изысканий , более того, большинство важных научных программ становятся невозможными без его использования.

Но главный вопрос, который встает перед человеком: насколько можно говорить о реальности компьютерных миров? Равноправна ли виртуальная реальность по онтологическому статусу с нашей реальностью, или она есть лишь совокупность субъективных образов затмевающая собой реальный мир, не способная сложиться в самостоятельную действительность. Ответ на этот вопрос определит и отношение человека к компьютерной реальности. Чем явится ее дальнейшее распространение - уходом от жизни или же новой перспективой этой жизни?

Одна крайняя позиция соответствует мнению, что виртуальная реальность нематериальна, она лишь «субъективное переживание». С противоположной позиции виртуальная реальность определяется как «вторая объективная реальность», «вторая природа, неадекватная первой природе, породившей человека». Виртуальность осмысляется как тождественное идеальному . Виртуальность и реальность представляются настолько трудно различимыми, что возникает вопрос: не является ли виртуальностью реальный мир? Однако все-таки находится существенное отличие реальности от виртуальной реальности: виртуальная реальность реальна, актуальна, но не субстанциональна. Нам близка обобщающая точка зрения, заключающаяся в том, что компьютерная виртуальная реальность отражает существование многоуровневого, иерархичного человеческого бытии, его полионтичность; представляет собой один из подуровней тонкой структуры виртуального онтологического уровня бытия.

Анализ философской литературы показывает, что в настоящее время можно выделить два основных подхода к исследованию онтологических оснований виртуальной реальности. Первый мы условно назвали "психологическим", он представлен прежде всего работами Н. Носова, Н. Кар-пицкого и др. Подобные философские и методологические работы выделяют следующие аспекты виртуальной реальности: - виртуальная реальность существует только "здесь и теперь". В виртуальной реальности для человека, в ней находящегося, нет прошлого и будущего; - включенность в события, человек - главный участник виртуальных событий, которые он переживает как реальные. Поэтому виртуальность предстает перед нами носителем не только онтологического аспекта, но и антропологического; - виртуальная реальность - это феномен, но феномен сотворенный.

В рамках психологическо-экзистенциального подхода виртуальная реальность рассматривается не как телесная или умопостигаемая, но реальность чувственно-образная. Виртуальное пространство - это не пространство тел, но пространство образов80. Виртуальная реальность предполагает человеческую деятельность внутри себя. Это есть не просто образное воспроизведение человека, но и действие в этом образе его воли. Если в виртуальной реальности не проявляются действия носителя свободной воли, то перед нами вовсе не виртуальная реальность, а лишь образное, картинное воспроизведение действительности. Воплощение воли в образе виртуальной реальности не есть телесное воплощение. Оно не может быть телесным воплощением по двум причинам.

Виртуальность как культурный феномен

Изучение "культурного" горизонта виртуальности позволяет констатировать и его онтологическую неоднородность, поскольку, на наш взгляд, он имеет "тонкую структуру", расщепляясь на несколько различных подуровней. Во-первых, собственно компьютерная виртуальная реальность может быть рассмотрена как целостный культурный феномен. Во-вторых, существование виртуальной реальности порождает конкретные культурные феномены, непосредственно связанные с функционированием компьютерных сетей: компьютерные произведения искусства (живопись, графика); компьютерные игры; компьютерная анимация; произведения киноискусства, связанные с компьютерными технологиями; культурные феномены, создаваемые средствами массовой информации, в первую очередь, телевидением и рекламой. В-третьих, классическая культура: философия, мифология, этика, литература, искусство - имеет виртуальную составляющую. Первые два уровня образуют виртуальную культуру - совокупность виртуальных культурных феноменов, непосредственно производимых инфотехносредой при помощи компьютерных технологий. По-видимому, на сегодняшний день имеет смысл говорить о виртуальных культурных феноменах, о виртуальной культуре и виртуальности культуры вообще.

Говоря о виртуальности культуры, мы будем подразумевать, что традиционная классическая культура обладает существенными свойствами виртуального. Виртуальное - "извечное достояние культуры"103, а также человеческого сознания и человеческой души. Потребность в виртуальном обладает, может быть, в большей степени значимостью, чем потребность в действительном (константном), что связано с сущностной свободой человека. По мнению Н. А. Бердяева, именно творчество есть "эманация свободы"104. Следуя этому, мы полагаем, что возможна трактовка любого творчества как создания определённой виртуальности. Произведения литературы или изобразительного искусства погружают нас в иной виртуальный мир, мир созданный художником105.

Существование различных "подуровней" культурных виртуально-стей, "тонкой" структуры изучаемого горизонта еще более увеличивает степень полионтичности бытия.

Компьютерная виртуальная реальность как культурный и социальный феномен. Около двадцати лет назад американский писатель-фантаст У. Гибсон ввел в современную культуру понятие кибернетического пространства и описал компьютерную виртуальную реальность в своем романе "Newromancer", посвященном призрачной жизни компьютерных наркоманов в глобальной компьютерной сети, в которую люди подключены посредством вживленных в мозг датчиков. Поп-культура мгновенно восприняла виртуальную реальность как актуальную утопию и провозгла по сила Гибсона "отцом киберпространства". Романы Гибсона побудили ученых и философов, компьютерщиков и рок-звезд мечтать о магическом искусственном мире, в котором возможно все, мифологизировать киберпро-странство.

Как герой мифа компьютер окончательно закрепился в статусе феномена культуры, ярчайшим свидетельством чего является его музеефика-ция. В США, например, создано несколько компьютерных музеев, которые не только хранят, но и творят компьютерную историю: в 1994 г бостонский компьютерный музей устроил в Интернете виртуальный аукцион исторических реликвий компьютерной революции.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что инфотехнос-реда порождает особую социально-культурную реальность.10 Именно в ней возникают, распространяются и потребляются виртуальные культурные феномены. Очевидно, что виртуальная реальность, порождаемая ин-фотехносредой, существенно влияет на жизнь и культуру социума, генерируя новый тип социально-культурной реальности, новый тип культуры и новый тип социального индивидуума как субъекта виртуальной культуры.

Исследование культурных феноменов виртуальной реальности представляется весьма сложным, многоплановым и должно учитывать экзистенциально-антропологический, культурный, социологический, экономический и др. аспекты и не может быть проведено в рамках одной, небольшой по объему работы. Однако, исследуя виртуальность как онтологический многоуровневый феномен, нельзя не коснуться этого вопроса, и мы лишь отметим его основные аспекты.

В современной философской литературе широко исследуются социальные и культурные аспекты виртуальной реальности, ее связь с настоящим, прошлым и будущим . Анализируется стремление человека "прорваться " в виртуальную реальность, создавая новый искусственный спо-соб жизни, не схожий с природными условиями бытия, анализируются новые понятия, соответствующие виртуальным явлениям.109 Однако большинство проводимых исследований посвящено изучению отдельных аспектов виртуальной реальности, важных, но единичных виртуальных феноменов, практически ни в одном их них не исследуются глобальные социальные и культурные последствия творения компьютерной виртуальной реальности.

Формирование виртосферы как нового культурного уровня социальной всеобщности. Нам представляется, что важнейшим глобальным социально-культурным итогом творения компьютерной виртуальной реальности является формирование единой виртосферы как нового онтологического и культурного уровня социальной всеобщности. В отличие от актуально существующей инфотехносферы виртосфера существует на ином, виртуальном, онтологическом уровне бытия, связывая социум принципиально новыми видами социальных и культурных виртуальных взаимодействий. Виртуальные социальные взаимодействия, виртуальные феномены становятся не только повсеместно распространенными, а необходимыми для функционирования социума, для развития современной культуры. Виртуализация общества выступает как глобальный процесс современности и проявляется в виртуализации экономики, виртуализации политики, виртуализации искусства, виртуализации науки и виртуализации системы