Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ландшафты как эстетическая основа объектов Православной Церкви Маркарян, Давид Арсенович

Ландшафты как эстетическая основа объектов Православной Церкви
<
Ландшафты как эстетическая основа объектов Православной Церкви Ландшафты как эстетическая основа объектов Православной Церкви Ландшафты как эстетическая основа объектов Православной Церкви Ландшафты как эстетическая основа объектов Православной Церкви Ландшафты как эстетическая основа объектов Православной Церкви
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маркарян, Давид Арсенович. Ландшафты как эстетическая основа объектов Православной Церкви : диссертация ... кандидата географических наук : 25.00.23 / Маркарян Давид Арсенович; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Краснодар, 2010.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-11/28

Содержание к диссертации

Введение

1 История и методика исследования 11

1.1 Теоретические основы эстетического ландшафтоведения 11

1.2 Развитие представлений об эстетике природы 18

1.3 Научно-методические основы эстетического ландшафтоведения... 21

1.4Эстетическая геоморфология, как составная часть социальной геоморфологии 24

2 Эстетические свойства ландшафтов как основа культовых сооружений 28

2.1 Пейзаж как ключевое понятие в эстетике ландшафтов 30

2.2 Привлекательность как критерий эстетического ландшафтоведения 33

2.3 Эстетические свойства ландшафтов и духовная культура 34

2.4 Ландшафтная архитектура 36

3 Ландшафты объектов Православной Церкви 41

3.1 Концепция культурного ландшафта 41

3.2 Типология культурных ландшафтов 44

3.3 Всемирное наследие и место в нём культурных ландшафтов 48

3.4 Островные монастыри в культурном ландшафте России 52

3.4.1 Валаамский монастырь как образец функционирования системы «природа-человек» 53

3.4.2 Роль Соловецкого монастыря в культурном ландшафте Русского Севера 71

3.5 Особенности расположения культовых сооружений в городах 87

3.6 Религиозные ценности как движущая сила экологической переориентации общества 90

4 Пространственный анализ ландшафтов культовых сооружений 97

4.1 Функционально-пространственные аспекты расположения объектов Православной Церкви 97

4.2 Геоморфологические аспекты в процессе создания монастырей России 97

4.3 Структурно-пространственный анализ монастырей 100

4.3.1 История возникновения монастырей 100

4.3.2 Монастыри центральной части России 115

4.3.3 Структурно-пространственный анализ монастырей Европейского Севера России 126

4.4 Социально-функциональная классификация монастырских

комплексов 133

Особенности ландшафтной организации христианских объектов на Северном Кавказе 142

5.1 Роль Северо-Западного и Северного Кавказа в распространении Православия 144

5.2 Особенности создания на Кубани объектов Православной Церкви 150

Заключение 168

Список использованных источников

Введение к работе

Актуальность темы. На протяжении всей истории Православия культовые объекты выполняют важную религиозную и социально-культурную миссии (просветительную, воспитательную, благотворительную и др.), составляя духовное, культурное и природное наследие человечества. Русские монастыри соборы и другие сакральные объекты играли и продолжают играть огромную роль в духовной и культурной жизни страны. В научной и просветительной литературе широко освещены вопросы, связанные с историей их возникновения, исследована роль монастырей в истории страны, влияние их на развитие русской культуры, искусства, образования, воспитания. Вместе с тем практически не изучены функционально-пространственные, религиозно-семантические, эстетические взаимосвязи русских монастырей с окружающей природной средой.

В настоящее время исследование ландшафтных особенностей территорий Русской Церкви предопределено возрождением Православной культуры и духовного самосознания соотечественников в условиях практически полной утраты опыта возведения культовых сооружений в ХХ в. Распространение атеизма в России привело к потере многих ценных памятников православного зодчества и почти 80-летнему перерыву в строительстве храмов и монастырей. В 1988 г. в России действовало всего 16 монастырей из 1200 на начало ХХ в., остальные были использованы не по назначению, а частью разрушены. Восстановление монастырей, особенно в российской провинции, идет медленно: во многих комплексах до сих пор размещены складские помещения, фермерские хозяйства, школы и др. Тем не менее, сейчас количество действующих монастырей возросло до 600.

Процесс восстановления отечественных монастырей, соборов, обуславливает необходимость возрождения традиций и выработки новых ландшафтно-архитектурных решений. Исследование закономерностей формирования православных комплексов требует определения теоретических положений и практических рекомендаций для реконструкции, проектирования и нового строительства, что особенно актуально для нашей страны.

Таким образом, актуальность данного исследования продиктована необходимостью теоретического обоснования практического использования эстетических свойств компонентов природы, в частности рельефа, как основы объектов Православной Церкви.

В настоящее время возрос интерес к теоретическому обоснованию и практическому использованию свойств рельефа как основы любой экосистемы. Особое внимание геоморфологов привлекают эстетические свойства рельефа, а именно – красота, привлекательность, типичность и необычность и другие свойства рельефа, так как именно они являются определяющими при выборе местоположения культовых сооружений. Поэтому их строительство становится сферой деятельности не только архитекторов-практиков, ландшафтных дизайнеров, ученых (инженер-геологов и инженер-геоморфологов), но и для их проектирования необходимы теоретические исследования.

Наиболее значимыми и многофункциональными культовыми объектами являются монастыри. Монастыри – это многоуровневая природно-антропогенная система, состоящая из тесно связанных взаимопроникающих подсистем: географической, ландшафтно-архитектурной, социально-экономической сред и населения.

В соответствии с темой проведенного диссертационного исследования монастырские территории рассматриваются как:

– среда обитания и производственной деятельности людей, природный и созданный людьми материальный мир;

– совокупность природных, инженерных, социальных и экономических условий жизни на занимаемой территории;

– физическое (материальное) и духовное пространство, включающее территорию монастыря и обладающее специфическими природными и социально-экономическими особенностями внутренней структуры, динамики, эволюции.

На примере Валаама – каменистого острова в Ладожском озере, снискавшего себе мировую славу, можно раскрыть любой функциональный аспект русских монастырей. Универсальный пример Валаама, а также Соловецких островов, наиболее подходит к тематике данного исследования, так как помогает раскрыть вопросы единения человека с природой, и определить роль геоморфологического фактора (в частности эстетические свойства рельефа) в выборе местоположения культовых сооружений.

Объектом исследования являются свойства ландшафтов, которые определяют месторасположение культовых сооружений.

Предмет исследования – ландшафты объектов Русской Православной Церкви (РПЦ), в частности – природно-эстетические ресурсы, ставшие базисом культовых ландшафтов Европейской части России.

Цель диссертационного исследования – определить роль эстетических свойств ландшафтов в формировании объектов Русской Православной Церкви, как единых ландшафтно-архитектурных культурных комплексов.

Задачи исследования:

– дать характеристику ландшафтов объектов Православной Церкви, акцентируя внимание на эстетических свойствах рельефа;

– рассмотреть островные монастыри в культурном ландшафте на севере Европейской части России;

– отметить особенности расположения культовых сооружений в городах;

– провести пространственный анализ культовых сооружений, расположенных на территории Европейской части России;

– показать уникальность Свято-Михайловского монастыря, расположенного в горах Северо-Западного Кавказа.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили материалы научно-справочных изданий РПЦ, работы российских ученых А.Г. Исаченко, Е.Ю. Колбовского, В.Н. Тюрина, А.В. Лысенко, Л.К. Казакова, А.П. Вергунова, В.А. Горохова, Э.А. Лихачевой, Д.А. Тимофеева, О.А. Борсука, В.И. Кружалина, Ю.Г. Симонова, Г.Ф. Уфимцева, Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой, Г.Н. Колосовой, В.А. Николаева, К.И. Эрингиса, А.-Р.А. Будрюнаса и многих других.

Методы исследования. Основой методологии исследования является системный подход к проблеме изучения культовых комплексов. Монастырь рассматривается как динамично развивающаяся открытая система, представляющая комплекс трех подсистем: ландшафтно-градостроительная среда монастыря, структурно-функциональные зона его территории и архитектура его сооружений. Системный подход включает основные методы: структурно-функциональный, типологический, историко-эволюционный, социокультурный. Таким образом, методологической основой данного исследования послужило использование различных областей научного знания сообразно со спецификой темы, т.е. междисциплинарный подход в исследовании геосистем..

Научная новизна работы. В основу исследования ландшафтно-архитектурных комплексов объектов РПЦ положена комплексная методика, сущность которой определяется тем, что впервые:

– систематизирована методологическая основа исследования эстетических свойств ландшафтов;

– определена роль эстетических свойств рельефа в ландшафтно-архитектурных комплексах культовых объектов и территорий;

– разработана социально-функциональная классификация монастырских комплексов и в соответствии с ней определена доминирующая роль рельефа в эстетике культовых сооружений;

– выделена мифологическая основа в развитии традиций органического включения системы сакральных объектов в природно-ландшафтный контекст;

– в контексте этнических особенностей рассмотрены процессы формирования территориально-пространственной организации архитектурно-природных культовых комплексов и храмов на Северном Кавказе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ландшафты объектов Русской Православной Церкви являются индикатором образа жизни и результатов труда иноков. Духовный и мировоззренческий характер отношения к природе является стратегией устойчивого развития.

2. Процесс формирования культурных ландшафтов, в том числе объектов Русской Православной Церкви, зависит от многих факторов, доминирующими из которых являются геоморфологические, климатические и гидрологические особенности.

3. Принципы формирования территориально-ландшафтного расположения храмов и монастырей на Европейской территории Российской Федерации сложились на основе традиционных и привносимых христианской культурой приемов и традиций.

4. Эстетические свойства ландшафтов и морфологические особенности местности являются основополагающими при выборе мест возведения сакральных объектов и территорий.

5. Пространственное размещение монастырей, храмов, скитов Центральной части и Европейского севера России традиционно приурочено к отдаленным и сравнительно труднодоступным территориям: границам Русского государства, островам, полуостровам, устьям больших рек.

6. На юге Российской федерации в пределах Северного Кавказа объекты Русской православной церкви с давних времен сооружались преимущественно на торговых путях, в горах, на высоких хорошо обозреваемых снизу и труднодоступных хребтах и горных вершинах.

Информационной базой диссертационного исследования являются статистические, картографические, фондовые и другие материалы Екатеринодарской и Кубанской Епархии. Автором использовались также материалы Интернет-сайтов туристских организаций, паломнических центров и монастырей РПЦ. Часть информации была собрана автором в ходе паломнических экспедиций, в частности на Соловецкие и Валаамские острова, монастыри Москвы и Подмосковья, а так же к святыням Палестины, Израиля, Иордании и Египта.

Практическая значимость работы. Материалы проведенного исследования используются при: проектировании новых и восстановлении старых культовых объектов; разработке маршрутов паломнических поездок, для просвещения людей участвующих в таких поездках; проведении экскурсий в монастырях и других сакральных объектах (Майкопской и Адыгейской Епархией РПЦ); в учебном процессе при чтении спецкурсов по эстетическому ландшафтоведению, экологической геоморфологии студентам географического факультета ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по специальностям 020401, 050103 «География».

Апробация результатов исследования: основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на: «XX межреспубликанской научно-практической конференции – Актуальные вопросы экологии и охраны природы экосистем южных регионов России и сопредельных территорий» (Краснодар, 2007); «I Екатерининских научных чтениях» (Краснодар, 2008); «V Международной научной конференции «Вулканизм, биосфера и экологические проблемы» (Туапсе, 2008). По теме диссертации опубликовано пять работ; из них две авторские работы в журналах, рекомендуемых ВАК.

Структура и объем работы определяется ее целью и задачами. Работа включает введение, пять разделов, заключение, список использованных источников (включающий 119 наименования) и 5 приложений. Текстовая часть диссертационного исследования сопровождается 21 рисунком и 7 таблицами. Общий объем работы 186 страниц.

Автор выражает искреннюю благодарность сотрудникам лаборатории геоморфологии Института географии РАН за консультации, практические советы и творческое участие при работе над диссертационным исследованием, а также сотрудникам кафедры геологии и геоморфологии Кубанского университета и научному руководителю доктору географических наук, профессору Ю.В. Ефремову, оказавшим техническую помощь в подготовке рукописи и автореферата диссертации.

Развитие представлений об эстетике природы

Со времен Монтескье ни один ученый не осмеливался отрицать действия среды на людей, на формирование этноса. Но лишь об одной работе хотелось бы упомянуть - это книга Льва Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория прогресса и социального развития». Работа была написана в конце 1880-х годов на основе курса лекций, читанного им в 1885—1886 гг. в Швейцарии. Книга была издана в Париже на французском языке в 1889 г. и вызвала живой интерес (как положительный, так и отрицательный) в научных кругах. Цивилизация, по Л. Мечникову, зарождается в специфических географических условиях, синтезом которых он считал речные долины. Научное направление, теория которого излагалась в книге, Л. Мечников назвал «сравнительной географией». Многочисленные и разнообразные отношения, как указывает Л. Мечников, между основными оболочками нашей планеты, оказывают влияние на исторические и социальные судьбы человечества. Он также отмечает, что «...историческое значение очертаний и рельефа страны — это главный факт, на который надлежит обращать внимание при изучении истории...» [69]. В этой книге, в сущности, заложены основы эстетического ландшафтоведения.

В конце XIX — начале XX вв. появляется самостоятельная отрасль знаний - наука о рельефе земной поверхности — геоморфология, которая, на рубеже тысячелетий, подошла к пониманию рельефа как основы исторической жизни человека, как основы экосистемы человека.

Повышенный интерес к проблемам окружающей среды, к условиям жизни людей - к экологическим проблемам, дал основание для проведения конкретных региональных и тематических эколого-геоморфологических работ, или исследований комплексного геоэкологического характера, в которых геоморфологи играют заметную роль. Состоялись конференции и совещания, на которых обсуждались пути и результаты эколого-геоморфологических исследований. В нашей стране это пять конференций по инженерной географии во Владимире (1987), Вологде (1993, 1995), Пскове (1995), Ярославле (1999) и три Пленума геоморфологической комиссии РАН в Казани (1988), Ленинграде (1991), Белгороде (2000). Круг проблем и вопросов экологической геоморфологии рассматривался на третьих Щукинских чтениях в МГУ (Экологические аспекты, 1995), на конференции в Иркутске (Геоморфологический риск, 1993).

В 1989 г. во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) состоялась вторая Международная конференция, прошедшая под девизом «Геоморфология и геоэкология». Материалы и некоторые итоги этих совещаний опубликованы.

Интересный опыт прикладных геоморфологических исследований, в том числе картографирования, направленных на оценку рельефа и прогноз ожидаемых изменений при освоении территорий, накоплен в Венгрии. Венгерские геоморфологи называют это - по сути своей эколого-геоморфологическое направление исследований - «геоморфологией окружающей среды» (environmental geomorphology). Основной задачей и объектом этого направления считается «...оценка геоморфологических процессов и образуемых ими форм рельефа в аспекте оптимального соответствия с технико-экономическим использованием и охранными мероприятиями». Геоморфология окружающей среды обеспечивает решение проблем регионального планирования, пространственной организации и рационального природопользования на глобальном, региональном и локальном (топологическом) уровнях. Специализированные геоморфологические оценочные карты, составляемые венгерскими учеными, дают балльную , оценку морфологических, морфографических и морфодинамических особенностей территории и оценивают рельеф как ресурс для того или иного планируемого типа ее использования [78, 79]. Теоретические основы эстетики Термин «эстетика» (греч. Aisthetikos «чувствующий, воспринимаемый чувствами») был введен в науку немецким философом А. Баумгартеном в середине XVIII в.

Согласно определению Ю. Борева [69], эстетика — это «философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и, прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства».

Наиболее простое и более близкое к взглядам автора диссертации определение дает В.А. Николаев: «В наше время эстетика определяется как наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты» [65]. С этой позиции, первичным в формировании эстетического восприятия человека следует признать природную среду, после нее - искусство, т.к. искусство - вторичное явление, лишь отражающее действительность.

Практическая эстетика — все, что не создано в форме искусства. Основа эстетики заключается в метакатегории «эстетическое». По определению Ю. Борева, «эстетическое — многообразная действительность, взятая в ее значении для человечества как рода и с учетом степени ее освоенности обществом, в свете высших для данного этапа исторического развития возможностей личности и общества» [69]. Это придает эстетике мировоззренческий характер и делает ее философской дисциплиной. В отличие от философии, сосредотачивающейся на проблеме человеческого смысла бытия и на постижении сущности природы, общества и мышления, эстетика сосредотачиваетсяна проблеме человеческого значения бытия и его многообразных проявлений (постижения их ценности). Известно пять моделей эстетического [69

Эстетические свойства ландшафтов и духовная культура

Тема Небесного Иерусалима характерна для всего христианского искусства от его зарождения и до настоящего времени. В церковной культуре Византии, а в дальнейшем и на Руси осуществляется попытка продемонстрировать Иерусалимский образ буквально во всем, начиная от церковной утвари и кончая целым монастырским ансамблем.

Осуществляется эта идея в архитектуре, иконописи и других сферах церковного искусства и быта всеми возможными и приемлемыми способами - это и копирование тех или иных реалий земного Иерусалима, использование различных реликвий Святой Земли; либо попытка отражения текста Откровения; или же использование различных метафор, которые могут олицетворять Горний Град. В русских ландшафтах существуют примеры, когда эта идея воплощена настолько зримо, что ее можно считывать в виде топографии Святой Земли, например, Новоиерусалимский монастырь патриарха Никона на Истре; либо в виде попытки следования тексту Откровения, что характерно для многих средневековых монастырских комплексов. Но существует памятник, в котором эти две стороны сочетаются - это Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Валаам отделен от окружающего мира природной водной преградой -Ладогой. В древние времена его дикие леса, коричнево-черные скалы и бушующая Ладога сильно впечатляли людей, оказывая магическое воздействие на них.

При проведении данного исследования, в частности для определения роли эстетических свойств ландшафта в основании и развитии Валаамского монастыря (рисунки 1, 2), необходимо кратко обзнакомиться с его историей.

По преданию, апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, о чем будет более подробно изложено в пятом разделе данного исследования, положил начало христианской вере на Валааме. Он обратил в Христову веру живущих на острове и по берегам озера язычников и даже жрецов идольских, водрузил на острове христианский каменный крест, который не был разрушен, поэтому можно считать, что местные жители-язычники не противились зарождению христианства на острове. Дело апостола продолжали его последователи. Вскоре на Валааме стали находить Рисунок 1 - Валаамский ставропигиальный мужской монастырь [109] прибежище многие преследуемые, и остров стал известен далеко за пределами Ладоги.

Основателем монашества на Валааме считается Сергий - священник-миссионер, распространявший веру Христа среди язычников. Начатое им святое дело успешно развивалось и вскоре Валаам для Европы стал «духовным архипелагом», таким как Афон для Православия Вселенского [19]. Судьба монастыря оказалась сложной, он не раз подвергался разорению, горел и находился в запустении, поэтому сведений о некоторых периодах его существования крайне мало. До сих пор в науке продолжается спор о дате основания обители.

Если собрать все имеющиеся в настоящее время сведения о монастыре, то его история реконструируется следующим образом: обитель возникает в конце XIV - начале XV в., по-видимому, в русле идей эпохи Сергия Радонежского, кроме того, это время массового освоения северных земель и укрепления границ Новгорода и Москвы. Его основатели, Ефрем Перкомский, Сергий и Герман Валаамские, принесли христианскую веру на языческий остров, что тоже является обычной практикой того времени. Первым игуменом был Сергий. Он одним из первых в новгородских землях ввел общежительный устав. Он же явился первым автором архитектурного замысла монастыря, по-видимому, изначально замыслив его как образ Небесного Града. Благодаря его личности на острове в дальнейшем возник крупный центр книгописания. Монастырь очень быстро стал честной лаврой, и ему принадлежали три дочерних монастыря.

Следующий этап в истории обители был, пожалуй, самым тяжелым: с 1611 по 1718 гг. территория ее принадлежала Швеции. Монастырь был полностью разорен, все постройки разрушены (существовала лишь деревянная часовня). Оставшаяся в живых братия скиталась и осела в монастыре Василия Кесарийского под Ладогой. Следующий исторический этап начинается после окончания Северной войны, но проследить преемственность между вторым и третьим этапом не удается в связи с отсутствием надежных источников.

Известно, что при возобновлении Валаамской обители на остров пришли совсем другие иеромонахи, но им все же удалось сохранить дух Старого Валаама. Официальным началом восстановления обители можно считать 1717 г. Первые десятилетия восстановительного периода были очень трудными, монастырь жил довольно бедно, было тяжело вновь налаживать хозяйство, деревянные постройки несколько раз горели, и их приходилось отстраивать вновь.

В 1730 г. императрица Анна Иоановна проявила благосклонность к Валаамскому монастырю и вернула часть вотчин, ранее ему принадлежавших. Вскоре судьбой монастыря заинтересовался архиепископ и вице-президент Синода Феофан Прокопович, в силу его поддержки святая обитель получила законное право на самостоятельное существование.

Следующий этап в развитии монастыря связан с именами игумена Ефрема и императрицы Елизаветы, которая обратила внимание на бедственное положение монастыря и пожертвовала определенную сумму на его нужды. Благодаря этому вкладу были восстановлены все необходимые хозяйственные сооружения. Понемногу жизнь начинает налаживаться, но монастырь постигают новые несчастья: с 1748 по 1754 гг. происходят четыре пожара. Но монастырь возрождается из пепла и отстраивается вновь. В период настоятельства игумена Ефрема у стен монастыря собиралась ярмарка, крупнейшая во всей Карелии, которая немало способствовала привлечению местного населения к православию, кроме этого, купечество жертвовало средства на развитие монастыря.

Но период относительного благосостояния продлился недолго, обитель в очередной раз приходит в упадок из-за церковных реформ, произведенных Екатериной П.

Знакомясь с трудами по истории монастыря, нельзя не отметить, что самые яркие моменты в жизни обители всегда связываются с именами двух настоятелей - Назария и Дамаскина. Это были замечательные, энергичные, творческие руководители, и благодаря Божественному промыслу и их личным качествам периоды их правления так ярко сияют в истории Валаама. При Назарии монастырь перестраивается из деревянного в каменный. При нем же свет монастырского подвижничества распространяется далеко за пределы Православной России.

Всемирное наследие и место в нём культурных ландшафтов

Рельеф Соловецких островов неровный, изобилует небольшими спусками и подъемами. Между спусками и подъемами холмисто-возвышенного ландшафта находятся котловины, заполненные водой — это знаменитые Соловецкие озера, точное количество которых и сегодня не известно.

Значительных возвышенностей на островах нет. Но все холмы, существующие на островах, горделиво именуются «горами». Почти все эти «горы» расположены в центральной части Большого Соловецкого острова: на восток от Кремля идут отлогие Хлебные горы (по преданию, когда-то монахи проводили здесь опыты посевов ярового хлеба), на северо-запад от монастыря — Валдайские горы; в районе Красного озера — цепь Сетных, Гремячьих и Волчьих гор. Высочайшая «гора» архипелага - гора Вербокольская, а самые знаменитые соловецкие «горы» — гора Секирная (о. Большой Соловецкий), гора Фавор (о. Муксалма) и гора Голгофа (о. Анзер). Имена этих гор связаны с историей Соловецкого монастыря.

Направление всех возвышенностей и озерных котловин указывает маршрут движения последнего ледника. Он двигался с севера, северо-запада на юг, юго-восток, оставляя за собой груды валунов и обкатанного щебня, прокладывая оси будущих озер. Несмотря на следы ледника, обнажений моренной породы на островах немного.

Своеобразен рельеф местности Большого Соловецкого острова. В центральной его части находится холмистая возвышенность, которая окружена низменностью с 500 котловинными озёрами, составляющих 15% общей площади острова. Озёрная часть в свою очередь окружена прерывистыми хребтами высотой 20-50 м, которые простираются вдоль берега острова.

По всей территории острова разбросаны многочисленные валунные камни. Такой рельеф местности острова напоминает мантийные круги Земли, а с другой стороны подобен гигантскому лабиринту, где валуны и озёрные

чаши играют роль сильных излучателей земной энергии. Кроме того, на острове за многие столетия и тысячелетия создана сеть подземных ходов и тоннелей, проходящих на разных уровнях, в том числе и под дном шельфа. Предназначались они для культового, хозяйственного и военного назначения. Это своеобразные Соловецкие подземные лабиринты. Отдельные их участки могут быть открыты для посещения туристами.

В заключение следует отметить, что современные процессы рельефообразования в береговой зоне весьма активны и представляют угрозу разрушения исторических памятников. В частности, на островах Анзер и Б. Муксалма сказываются негативные последствия волновой абразии и размыва берегов, на береговых террасах получают все большее распространение оползни и эрозия. Эти обстоятельства вызывают справедливую озабоченность в связи с охраной (или сохранением) этого уникального природно-архитектурного комплекса.

Автору данного диссертационного исследования удалось лично исследовать природно-архитектурные комплексы Валаамского и Соловецкого монастырей, определить роль рельефа в их формировании, оценить его эстетические свойства. Результаты этого исследования в краткой форме представлены в таблице 1, которая приводится ниже.

Анализ отечественной и зарубежной практики проектирования и строительства современных храмовых зданий, позволили выявить различные приемы их расположения в планировочной структуре города: в общественных и культурных центрах, в селитебной зоне (микрорайон, квартал), в ландшафтном пространстве, на берегу рек и озер, на территории кладбищ. Размещение храмов возможно также посредством их интеграции с другими объектами — в комплексах социальных, медицинских, учебных и культурных учреждений, в воинских частях, исправительно-трудовых учреждениях, в специальных мемориальных зонах.

Размещение церковных зданий в населенных пунктах зависит от их планировочной структуры, сети объектов обслуживания, а также от типологического и архитектурно-планировочного решения храма. С давних пор местоположение храма выбирали в соответствии с особенностями рельефа и спецификой фонового окружения, которое гармонично дополняло образно-композшщонное решение сакрального ансамбля. Социально-идеологическое значение церковного здания требует, чтобы оно доминировало в окружающей среде и играло ключевую роль в композиционной организации застройки. Такого положения можно достичь приемами визуального раскрытия здания относительно основных направлений его восприятия. Этому способствует и его объемно-пространственное решение, которое имеет, как правило, вертикальный силуэт и большую пластическую выразительность.

В соответствии с особенностями сложившейся застройки церковное здание может занимать центральное положение, подчиняя своей массе окружающее пространство, или замыкать своим объемом основные направления восприятия вдоль оси главных коммуникационных связей. В первом случае здание размещают в открытом пространстве природного или градостроительного окружения, на возвышенности или на площади в городском центре. Расчет при этом делается на восприятие с близких и удаленных точек, лежащих по периметру участка храма. Объем здания проецируется на различные участки окружения по мере изменения точки восприятия. При этом объем и силуэт здания должны соизмеряться с особенностями периметрального фонового окружения. В качестве примера можно привести проект собора Александра Невского в Краснодаре: собор расположен по оси центральной улицы города.

Во втором случае композиция ансамбля должна быть ориентирована на центральное или боковое осевое восприятие по мере приближения к объекту. Иными словами, сценарий восприятия храма основан на правилах поэтапного раскрытия ансамбля с момента появления объекта на оси движения, восприятия его силуэта с далеких точек, а также прочтения деталей с близкого расстояния. Примерами могут служить осевое расположение православных храмов в жилых массивах Краснодара.

Монастыри центральной части России

Весьма трудно определить состав и этнокультурную принадлежность их основателей и первых насельников, но миссионерский характер этих монастырей не вызывает сомнения.

Не нарушил эту традицию и Соловецкий монастырь в Белом море, ведущий свой отсчет с 1429 г. Его основатели - преподобные Савватий, Герман и Зосима; в их лице соединились три потока монастырского учредительства, охватившего к тому времени Русский Север. Зосима был уроженцем новгородской земли, Савватий был постриженником Кирилло-Белозерского монастыря, имевшего духовные корни в московской земле, Герман отражал собственно северорусские духовные поиски (задолго до водружения креста проводил подвижническую жизнь на Корельском берегу и близ р. Выг). Благословение на храмостроительство и первого деревянного храма во имя Преображения Господня были получены от новгородского архиепископа Ионы. И как отмечалось в третьем разделе, это был первый монастырь, основанный не на озерном, а на морском острове.

В конце XV в. завершается оформление пограничной системы озерных островов. В 1490-е гг. на острове Клименецком, входящем в ту же группу островов Онежского озера, к которой относится и знаменитый остров Кижи, сын новгородского посадника Иоакима Иона учреждает обетный монастырь.

Разворачивание системы вглубь материка (XVI-XVII вв.) В этот период появляются монастыри на островах сравнительно небольших северных озер в глубине региона. Так, еще в 1427 г. на небольшом острове озера Воже основал монастырскую обитель постриженник Кирилла Белозерского преподобный Мартиниан (впоследствии устроитель Ферапонтова монастыря). Преподобный Зосима учреждает монастырь на острове Ворбозомского озера на белозерско-московской дороге.

В 1517 г. постриженник Корнилия Комельского преподобный Кирилл, поживший во многих обителях, основывает монастырь на Красном острове Нового озера. Кирилло-Новоезерская обитель будет с самого начала пользоваться благодеяниями членов семьи великих князей и царей московских, которые нередко ее посещали и награждали богатыми вкладами и вотчинами.

В 1520-е гг. на острове Важеозера (Вежино) в 12 верстах (12,7 км) от Александро-Свирского монастыря преподобным Никифором по благословению новгородского владыки учреждается еще одна островная обитель. Основатель ее был учеником Александра Кирилло-Новоезерского, жил в монастырях Киева. Тогда же на острове небольшого озера Бабьего в Тотемском уезде была основана Бабозерская Николаевская пустынь. В 1630 г. на острове озера Белавинского к северу от Вологды иноком упраздненного вологодского городского Ильинского монастыря Марком учреждается одноименная пустынь. К этому же времени относится учреждение монастырей на крошечных островах р. Сухоны: на Глебовом острове — Борисоглебская пустынь, на Дедовом острове - Дедовская Троицкая пустынь.

Таким образом, к концу XVII в. в глубинных территориях Севера имелось девять островных монастырей. В этот период появляются первые дочерние обители Соловецкого монастыря. Еще с 1583 г. на Анзерском острове по прошению соловецкого игумена было разрешено поставить церковь для приходивших сюда солеваров и промышленников. А в 1620 г. инок Елеазар учреждает Свято-Троицкий скит. С 1633 г. Анзерский скит получает самостоятельность, которую сохранит до 1682 г., когда после Соловецкого восстания, в котором монахи Анзерского скита сыграли весьма видную роль, он будет вновь приписан к Соловецкому монастырю.

В 1656 г. патриархом Никоном был учрежден еще один островной монастырь в Белом море — Крестный. Он был основан на Кий-острове в заливе Белого моря, в восьми верстах (8,4 км) от материка.

Так состоялось оформление общей картины островных монастырей Севера. Расширение действующих очагов системы (ХУІІІ-ХІХ в.) При изучении вопроса, связанного с определением роли северных монастырей в истории страны, было выявлен показательный факт -секуляризация 1764 г., т.е. передача церковной и монастырской собственности в светскую, ударившая по северным монастырям с огромной силой, коснулась островных монастырей заметно меньше. Были упразднены лишь Белавинская и Дедова пустыни, а позднее - Клименецкий монастырь.

В указанное время идет создание своего рода духовного ожерелья Соловецкого и Валаамского монастырей. В начале XVIII в. на Заяцком острове Соловецкого архипелага учреждается Андреевская пустынь, возникшая по повелению Петра и уже своим именем свидетельствовавшая о морских устремлениях новой эпохи. Тогда же был основан Голгофо-Распятский скит на Анзерском острове. Его основатель - Иов (в схиме -Иисус), бывший духовник Петра, сосланный за провинность на Соловки, а также пустынножитель Анзерского острова иеродиакон Паисий. Известно, что царская семья вложила на начальном этапе немалые средства в становление Голгофо-Распятского скита.

В конце XVIII в. учреждаются островные дочерние скиты Валаамского монастыря: на Валаамском острове - Всесвятский скит, на Коневецком -Коневецкий и Святогорский Казанский скит.

В XIX в. на самом Валаамском острове учреждаются Коневский скит и Назарьевская обитель, а также скиты Ильинский (остров Ильинский), Никольский (остров Крестовый), Предтеченский (остров Предтеченский), Александро-Свирский (остров Святой), Тихвинский (остров Тихвинский) и Авраамиевский.

На Соловецком архипелаге на месте первых подвигов Савватия и Германа был учрежден Савватиевский скит. Воздвигнут храм-маяк Спасо-Вознесенского скита на Секирной горе. На месте уединения игумена Филиппа, стараниями которого в XVI веке Соловецкий монастырь приобрел цветущий вид, на месте прежней часовни была основана Филиппова (или Иисусова) пустынь. В 1900 году на Муксаламе на добровольные пожертвования нижегородского купца Шапошникова был основан Сергиево-Радонежский скит.

Во второй половине XIX в. возрождаются некоторые из упраздненных монастырей. Среди них - Белавинская и Дедова пустыни. Последним из островных монастырей Севера стал учрежденный в 1889 г. на Новой Земле в Ледовитом океане для поддержки русских промышленников при Спасательной станции Николаевский Новоземельный скит, приписанный позднее к Николо-Корельскому монастырю. Всего, таким образом, семья островных монастырей составила 34 монастыря, скита и пустыни.

Похожие диссертации на Ландшафты как эстетическая основа объектов Православной Церкви