Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование команды для групповых упражнений в художественной гимнастике, с учетом психологических особенностей спортсменок Пантелеева Екатерина Александровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пантелеева Екатерина Александровна. Формирование команды для групповых упражнений в художественной гимнастике, с учетом психологических особенностей спортсменок: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.04 / Пантелеева Екатерина Александровна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры»], 2018.- 170 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование необходимости совершенствования отбора спортсменок в команды, выступающей в групповых упражнениях художественной гимнастики, и подбора музыкального сопровождения к соревновательным композициям 10

1.1. Специфика выступлений в групповых упражнениях художественной гимнастики 10

1.2. Особенности отбора гимнасток для выступления в групповых упражнениях 19

1.3. Психологические особенности спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой 34

1.4. Специфика компоновки групповых упражнений художественной гимнастики и подбора музыкального сопровождения к ним 48

Глава II. Задачи, методы и организация исследования 55

2.1. Задачи исследования 55

2.2. Методы исследования 55

2.3. Организация исследования 66

Глава III. Аргументация использования психологических особенностей спортсменок в качестве критерия для отбора в команды, выступающие в групповых упражнениях художественной гимнастики по программе I спортивного разряда 68

3.1. Результаты анкетирования специалистов по вопросам подготовки гимнасток и формирования команд, выступающих в групповых упражнениях 68

3.2. Сравнение уровня групповой сплоченности команд гимнасток, выступающих в групповых упражнениях с другими спортивными и неспортивными коллективами девушек 71

3.3. Выявление психологических особенностей спортсменок, выступающих в групповых упражнениях художественной гимнастики по программе 1 спортивного разряда 74

3.3.1. Психологические типы личности гимнасток, выступающих в групповых упражнениях по программе 1 спортивного разряда, по экспресс-диагностике Н.Айзенка в модификации Т.В.Матолиной 74

3.3.2. Особенности проявлений свойств личности гимнасток, выступающих в групповых упражнениях по программе 1 спортивного разряда, по тесту W. Sikora 77

3.3.3. Особенности проявлений свойств личности гимнасток, выступающих в групповых упражнениях по тесту «геометрических фигур» 80

3.4. Определение уровня групповой сплоченности команд гимнасток, выступающих в групповых упражнениях по программе 1 спортивного разряда 82

3.5. Тенденции подбора музыкального сопровождения для групповых упражнений гимнасток, выступающих по программе 1 спортивного разряда 84

Глава IV. Обоснование эффективности использования психологических особенностей спортсменок в качестве основного критерия при формировании команды, выступающей в групповых упражнениях художественной гимнастики 88

4.1. Организация педагогического эксперимента по обоснованию эффективности использования психологических особенностей спортсменок в качестве основного критерия при формировании команды 88

4.2. Влияние формирования команды, выступающей в групповых упражнениях художественной гимнастики по программе 1 спортивного разряда, основанного на психологических особенностях спортсменок. 94

4.3. Эффективность влияние формирования команды, выступающей в групповых упражнениях художественной гимнастики по программе 1 спортивного разряда, основанного на технической подготовленности 101

4.4. Значение учёта сенсомоторных функций девушек 12-14 лет, при формировании команды групповых упражнений 108

4.5. Эффективность формирования команды групповых упражнений в художественной гимнастике, основанного на музыкальных способностях девушек 115

Выводы 125

Список литературных источников 129

Приложение 154

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время, благодаря

блистательным выступлениям на международной арене российских

спортсменок, большой популярностью пользуется художественная гимнастика.

Наряду с индивидуальными выступлениями в этом виде спорта, существуют

групповые упражнения, которые, на наш взгляд, являются наиболее зрелищными

и прогрессивными. Деятельность в них построена на основе сотрудничества 5

спортсменок. Поэтому залогом успешного выступления команд на

соревнованиях является отбор в коллективы, основанный на равенстве

технической и физической подготовленности, антропометрических и

морфофункциональных показателей гимнасток, а также психологической

совместимости в коллективе (Т.В. Нестерова, О.С. Кожанова, 2009). К

сожалению, в практике работы тренеров по художественной гимнастике чаще

всего в команды, выступающие в групповых упражнениях, попадают гимнастки,

схожие по внешним данным, далее «к общему знаменателю» в процессе

тренировок приводится их техническая подготовленность. Мало кто из

специалистов при отборе обращает внимание на психологические особенности

девушек, их психологическую совместимость, что зачастую ведет к

недопониманию партнерами друг друга, конфликтам, понижает эффективность

тренировочного процесса. На лицо явный недостаток исследований,

посвященных психологическим особенностям гимнасток, специализирующихся

в групповых упражнениях. Крайне мало информации о психологических типах,

свойствах личности, обладательницы которых «подходят» для спортсменок,

выступающих в данной дисциплине. Особенно актуальным, на наш взгляд, этот

вопрос является для команд, выступающих по программе 1 спортивного разряда,

т.е. девушек 12-14 лет. Ведь в подростковом возрасте происходит переход от

детства к взрослости, что не может не влиять на тренировочный процесс. Кроме того, хорошо известно, что существует взаимосвязь существует тесная взаимосвязь между психологическими особенностями гимнасток и их музыкальными предпочтениями. На наш взгляд, грамотно подобранные к упражнениям фонограммы, «подходящие» с психологической точки зрения спортсменкам, могут повысить эффективность тренировочного процесса, что приведет к более успешным выступлениям на соревнованиях.

Все вышесказанное указывает на наличие проблемной ситуации, которая выражается недостаточно четкими представлениями о психологических особенностях спортсменок, выступающих в групповых упражнениях художественной гимнастики по программе 1 спортивного разряда, и о значении психологической совместимости в команде.

Существование проблемной ситуации подчеркивает актуальность обозначенного нами направления диссертационного исследования.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что
формирование команды, выступающей в групповых упражнениях

художественной гимнастики по программе 1 спортивного разряда, основанное на психологических особенностях девушек, может повысить эффективность тренировочного процесса и успешность соревновательной деятельности.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс команд гимнасток, выступающих в групповых упражнениях по программе 1 спортивного разряда.

Предмет исследования – психологические особенности спортсменок – перворазрядниц, выступающих в групповых упражнениях художественной гимнастики.

Целью исследования является повышение эффективности

тренировочного процесса команд гимнасток, выступающих в групповых

упражнениях художественной гимнастики по программе 1 спортивного разряда.

Для достижения поставленной в исследовании цели, а также для

подтверждения гипотезы решались следующие задачи:

  1. Выявить психологические особенности спортсменок, выступающих в групповых упражнениях по программе 1 спортивного разряда.

  2. Определить и экспериментально обосновать «благоприятное» сочетание психологических типов и свойств личности в команде гимнасток, выступающих в групповых упражнениях по программе 1 спортивного разряда.

  3. Выявить влияние выбора музыкального сопровождения к соревновательным композициям с учетом психологических особенностей спортсменок на музыкальные способности гимнасток, выступающих в групповых упражнениях по программе 1 спортивного разряда.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ
и обобщение литературных источников по теме исследования, педагогическое
наблюдение, опрос в виде анкетирования, педагогическое, психологическое и
психофизиологическое тестирования, тестирование уровня развития

музыкально-ритмического чувства, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент и методы математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- впервые доказано, что психологические особенности гимнасток,
психологическая совместимость в команде, выступающей в групповых
упражнениях, положительно влияют на спортивный результат;

- показаны различия между групповой сплоченностью в группах гимнасток и
коллективами других командных видов спорта, а также не спортсменками;

- впервые проведены исследования по определению психологических типов и
свойств личности гимнасток - «художниц”, а также выявлены наиболее
«благоприятные» их сочетания;

- получены данные о положительном влиянии формирования команды,
выступающей в групповых упражнениях по программе 1 спортивного разряда,
основанном на психологических особенностях гимнасток, на психологическую и
техническую подготовленность коллективов, а также на показатели их групповой
сплоченности;

- выявлено положительное влияние предложенного способа отбора гимнасток в
команды на показатели сенсомоторных функций;

- доказано, что музыкальное сопровождение соревновательных композиций,
основанное на психологических особенностях гимнасток, повышает уровень
чувства ритма девушек, а также согласованность движений спортсменок с
музыкой.

Теоретическая значимость исследования характеризуется тем, что полученные в ходе исследования результаты расширяют знания, теорию и методику спортивной тренировки спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, новыми сведениями о психологических особенностях девушек, выступающих в группе по программе 1 спортивного разряда.

Практическая значимость результатов нашего исследования заключается в
том, что предложенный вариант формирования команды может быть
использован специалистами, работающими с командами, выступающими по
программе 1 спортивного разряда, специализирующимися в групповых
упражнениях, с целью повышения эффективности тренировочного процесса.
Также полученная информация может быть применена в практике
преподавателей вузов физической культуры в рамках разделов, посвященных
подготовке групповых упражнений, отбору и психологической

подготовленности гимнасток дисциплины «Спортивная тренировка в избранном виде спорта (художественная гимнастика)».

Положения, выносимые на защиту:

  1. Сочетание и подбор «благоприятных» психологических типов личностей спортсменок, позволяет команде успешно выступать на соревнованиях.

  2. Отбор в команду по художественной гимнастике для групповых упражнений, основанный на учёте психологических особенностей, ведёт к улучшению морального климата в команде, сплоченности и повышает результат.

  3. Подбор музыкального сопровождения к соревновательным композициям должен осуществляться с учётом психологических особенностей гимнасток.

Апробация результатов исследования. Основные результаты

диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-методических конференциях различного уровня. По результатам проведенного исследования было опубликовано 6 статей, в том числе, 4 в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав,
списка использованной литературы и 2 приложений. Диссертация изложена на
170 страницах машинописного текста, включает 30 таблиц, 18 рисунков. В
список использованной литературы включено 201 источник, в том числе 10
иностранных авторов. Имеется 2 акта внедрения.

Организация исследования.

Исследование проводилось с 2012 по 2017 гг., в 4 последовательно взаимосвязанных этапа МУДО ДДЮТ г.Люберцы. Принимало участие 42 гимнастки, которые были разделены на две команды (контрольная группа и экспериментальная группа) по групповым упражнениям.

Особенности отбора гимнасток для выступления в групповых упражнениях

Подготовка спортсменов высокого класса сегодня невозможна без четко организованного отбора перспективных спортсменов по индивидуальным показателям физического развития и физической подготовленности (С.Н. Андреев, Г.А. Хрусталев, 2011).

Основными принципами спортивного отбора, отвечающими современным требованиям развития всей системы многолетней подготовки, являются: многоступенчатость и взаимосвязь отбора с этапами многолетней подготовки, периодичность, динамичность, специфичность, комплексность, надежность, информативность. Принципы спортивного отбора и ориентации позволяют рассматривать систему отбора как сложную, динамичную структуру, действие которой определяется влиянием ряда факторов.

Динамичность системы отбора и ориентации обусловлена тенденцией постепенного изменения влияния генетически детерминированных показателей как приоритетных (морфологических и функциональных) в сторону уменьшения и увеличение значимости роли спортивно-педагогического критерия, обусловленного влиянием специально созданного организованного процесса подготовки, социальных факторов, способностью спортсменов высокой квалификации к видоизменению техники движений. Значимость критериев связана с особенностями вида спорта (О.А. Шинкарук, 2011).

В настоящее время групповые упражнения выполняются пятью гимнастками. Одной из предпосылок повышения результативности соревновательной деятельности в них является учет фактора совместимости при отборе гимнасток в команды. Это связано с требованием рассматривать сотрудничество (взаимодействие) гимнасток в качестве основополагающего компонента содержания соревновательной деятельности в групповых упражнениях (Т.В. Нестерова, О.С. Кожанова, 2009).

Согласно исследованиям Е.Н. Медведевой, Ф.Ф. Гаибова и В.С. Терехина (2013), существующая практика отбора в спорте вообще и в гимнастике, в частности, не может быть оценена как достаточно эффективная и соответствующая современным тенденциям развития спорта высших достижений. 100% тренеров в проводимом авторами анкетировании указывали на значимость качественного начального спортивного отбора для достижения высокой результативности в конкретном виде гимнастики (Е.Н. Медведева, Ф.Ф. Гаибов, В.С. Терехин, 2013).

Ряд авторов (О.В. Шебалдина, 2004; Н.В. Глазкова, 2012; Т.Н. Кочарян, 2012 и др.) сходятся во мнении, что особенности телосложения занимающихся являются одним из показателей, оказывающих существенное влияние на достижение успехов в соревновательной деятельности, в совокупности с педагогическими, физиологическими, психологическими позволяют определить спортивную пригодность и перспективность занимающихся для определенного вида спорта уже на начальных этапах многолетней подготовки.

Одновременно с морфологическими и двигательными признаками, ведущую роль в процессе становления и совершенствования спортивного мастерства играют индивидуально-психологические особенности спортсмена.

Для гимнасток значимыми являются сила, ловкость, смелость, гибкость, решительность, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, весоростовые показатели и особенности телосложения (Н.В. Глазкова, 2012).

По данным И.А. Винер, Р.Н. Терехиной и А.А. Гурьева (2012), система отбора в сборную команду России гимнасток, выступающих в индивидуальной программе и в групповых упражнениях, учитывает:

- спортивный результат;

- степень соответствия целевой модели по содержанию и сложности упражнения, требования к композиции и артистизму;

- динамику спортивных результатов;

- стабильность выступлений;

- показатели надежности спортивных результатов;

- выполнение индивидуального плана;

- интегральный показатель здоровья;

- антропометрические данные спортсменок (вес, рост).

Согласно исследованиям Е.Н. Медведевой и Ф.Ф. Гаибова (2013), общие требования, предъявляемые к спортсменам в различных гимнастических дисциплинах: 1) высокий уровень развития координационных способностей; 2) большой объём двигательной памяти; 3) высокий уровень проявления точности дифференцировки параметров (временных, пространственных, динамических) движений; 4) высокий уровень общей физической и функциональной подготовленности; 5) наличие базовых двигательных навыков: «динамической осанки», «стойки», «приземления», «вращения»; 6) наличие хореографической подготовленности; 7) наличие высокоразвитого чувства ритма; 8) высокий уровень проявления самостоятельности, активности и нормативности поведения.

Также авторы отмечают, что специальные требования, предъявляемые к спортсменам в художественной гимнастике: 1) наиболее низкий весоростовой индекс; 2) большие рычаги, позволяющие улучшить выразительность и восприятие амплитуды движений; 3) высочайший уровень проявления гибкости во всех суставах; 4) высокоразвитая мелкая моторика и тактильная чувствительность, необходимая в работе с предметами; 5) наличие музыкальности, танцевальности и выразительности движений.

Специфические критерии отличаются своей устойчивостью, информативностью и способностью предопределять эффективность освоения и выполнения гимнастических упражнений. К ним можно отнести морфологические и психические особенности. Именно они в гимнастических дисциплинах имеют достоверные различия.

К координационным способностям, в первую очередь, значимым для художественной гимнастики, Е.В. Павлова (2008) относит способность к равновесию, к ритму, темпу движения, ориентированию в пространстве, дифференцированию временных, силовых и пространственных параметров движения, согласованию и соподчинению движений, способности к расслаблению мышц.

Гимнастки старшей возрастной группы 13—14 лет и более высокой квалификации, имеют самые высокие коэффициенты корреляции между показателями отдельных координационных способностей и техникой владения гимнастическими предметами.

Среди значительного комплекса показателей, лимитирующих результативность соревновательной деятельности в художественной гимнастике, важное место Е.В. Павлова (2008) также отводит координационным способностям. Высокая генетическая обусловленностью данных показателей дает основание специалистам принимать их во внимание в качестве достаточно существенных критериев спортивного отбора и оценки перспективности юных спортсменов.

Анализ учебных программ отделений художественной гимнастики в спортивных школах показал, что в них полностью отсутствуют контрольные нормативы и методические указания по оценке и контролю за показателями развития координационных способностей, что значительно осложняет отбор и оценку перспективности юных спортсменов, ведь художественная гимнастика, даже по классификации, относится к сложнокоординационным видам спорта. Наиболее значимые специфически проявляемые координационные способности в художественной гимнастике:

- способность к реагированию;

- способность к ориентированию;

- способность к согласованию;

- способность к равновесию;

- кинестетическая способность;

- темпо-ритмовая способность;

- статокинетическая устойчивость.

Психологические типы личности гимнасток, выступающих в групповых упражнениях по программе 1 спортивного разряда, по экспресс-диагностике Н.Айзенка в модификации Т.В.Матолиной

Результаты проведенной диагностики показали, что всего среди 42 гимнасток встретилось 12 психологических типов из 32 (рисунок 6). Подробное описание всех типов приводится в приложении 2.

Однако по результатам психологического тестирования получилось, что наиболее распространенными типами являются:

«№7» - «человек скромный, активный, направленный на дело.

Справедливый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато-морализирующий»;

«№12» - «легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен»;

«№21» - «очень энергичен, жизнерадостен. Любимец публики.

Считается, что подростки такого типа счастливцы. Действительно, они часто очень одарены, легко учатся, артистичны, неутомимы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки (молодые люди) с детства привыкают, что им все доступно. В результате не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект».

Стоит отметить также, что в наиболее «сильных» командах, как правило успешно выступающих на соревнованиях, таких как сборная Московской области, сборные СДЮШОР №24 (г. Москва) и СДЮШОР №25 (г. Москва), среди гимнасток наиболее распространены указанные психологические типы: «№7» - 28% и «№21» - 33%.

Таким образом, мы можем предположить, что наиболее «подходящими» для команд, выступающих в групповых упражнениях художественной гимнастики, могут быть спортсменки, относящиеся к психологическим типам №7, №12 и №21 (по тесту Н.Айзенка в модификации Т.В.Матолиной).

Организация педагогического эксперимента по обоснованию эффективности использования психологических особенностей спортсменок в качестве основного критерия при формировании команды

Исследования, проведённые на предыдущих этапах, позволили сделать вывод, что психологические особенности гимнасток, их психологическая совместимость в команде играют немаловажную роль в достижении спортивного результата. Далее мы показали эффективность отбора гимнасток в команды на основании данных критериев с помощью педагогического эксперимента.

К сожалению, как это часто бывает в практике тренерской работы (за исключением специалистов сборных команд страны), не было возможности комплектовать команды из участниц с определенными психологическими особенностями (усидчивые, выносливые, терпеливые и т. д.). В процессе исследований, как и большинству тренеров в обычных спортивных школах, команды комплектовались из количества спортсменок, тренирующихся в данной группе, подходящих под необходимую возрастную категорию (1 спортивный разряд) было ограничено 12 девушками. В нашем эксперименте из этих спортсменок необходимо было составить 2 команды по 6 человек.

Для этого сначала всем 12 спортсменкам предстояло пройти психологические тестирования, которые были использованы и в предыдущих разделах исследования.

На рисунке 8 представлены результаты тестирования спортсменок с помощью экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (Н. Айзенка в модификации Т.В. Матолиной) и теста на определение основных свойств личности («тест геометрических фигур»): в выбранной девушкой геометрической фигуре указан полученный психологический тип. На основании данных, полученных в главе III, в первую (экспериментальную) команду были отобраны гимнастки с психологическими типами №7, 12 и 21 (выявленными нами как наиболее распространенные у гимнасток, выступающих в групповых упражнениях), а также одна спортсменка с психологическим типом №1, однако, более подходящая в эту группу по морфологическим признакам, чем оставшиеся девушки. УГС выше среднего уровня у данной группы. Соответственно во вторую (контрольную) команду попали девушки с психологическими типами №1, 2, 11 и 24.

Соотнося результаты экспресс-диагностики характерологических особенностей личности с типами темперамента с помощью «Круга Айзенка», видно, что в команде «1» 3 меланхолика, 2 холерика и 1 флегматик, а в команде «2» – 3 сангвиника и 3 флегматика. В команде «1» три гимнастки – «круга», и три «квадрата». В команде «2» - один «круг», один «квадрат», два «треугольника», один «прямоугольник» и один «зигзаг».

Таким образом, как видно из представленных данных, участницы команды 2 оказались более однородными по весо-ростовым параметрам (особенно по росту), чем гимнастки первой команды, однако, различия между ними носят случайный характер (р0,05).

Обе команды тренировались одинаково, у одного тренера, в одном спортивном зале. Согласно уставным документам для учреждений дополнительного образования гимнастки обеих групп тренировались 3 раза в неделю по 2 часа. Также по желанию родителей и согласованности с тренером было включено 1 занятие хореографией продолжительностью 2 часа. Педагогический эксперимент начался с сентября – с момента, когда девушки вернулись после каникул.

Весь тренировочный процесс обеих команд был направлен на успешное выступление в соревнованиях, проходящих в декабре, марте и апреле:

- в декабре – Международный турнир «Ника» в Звездном городке Московской области; - в конце марта - традиционный турнир городов России на кубок «Ока» в г. Алексин Тульской области;

- в конце апреля – Традиционные открытые областные соревнования «Цапелька» в г. Обнинск Калужской области.

Стоит, забегая вперед, отметить, что на первых соревнованиях разница между командами составила 0,3 балла в пользу команды «2», на вторых – команда «1» выиграла у команды «2» 0,7 балла. На третьих соревнованиях, которые являлись главным стартом макроцикла, команда «1» заняла первое место, а команда «2» – третье. Их разделили 1,3 балла.

Таким образом, педагогический эксперимент длился 8 месяцев.

Эффективность формирования команды групповых упражнений в художественной гимнастике, основанного на музыкальных способностях девушек

Поскольку художественная гимнастика не мыслима без музыкального сопровождения, через музыку гимнастки раскрывают свои эмоции, характер, психологические особенности личности учитывают музыкальное сопровождение.

Следующим шагом исследования было обоснование необходимости учета этих параметров при выборе музыки для групповых упражнений. В контрольной группе вопроса о музыкальном сопровождении не стояло, его выбрал тренер, не спрашивая спортсменок. Упражнение с 5 обручами составлялось под лиричную мелодию Н. Рота из фильма «Ромео и Джульетта» (1968 г), а упражнение с 10 булавами – под латиноамериканскую мелодию Сelia Cruz «Rie Y Liora». Эти ритмы соответствуют наиболее распространенным, выявленным нами в главе III.

В экспериментальной группе наблюдалась иная картина. Тренер изначально попросил девушек выбрать несколько композиций, которые нравятся лично им. Далее они прослушивались всей командой и тренером, выбирались наиболее понравившиеся всем гимнасткам. В итоге, в качестве музыкального сопровождения к упражнению с 5 обручами была композиция Gustavo Lim «Che Che Re», а к упражнению с 10 булавами – мелодия цирка Du Soleil (обе мелодии бодрые, танцевальные). Напомним, что в этой команде в команде 3 меланхолика, 2 холерика и 1 флегматик. В силу особенностей типов темпераментов, можно иметь в виду, что флегматики предпочитают музыку ровную по настроению, замедленную, холерик – бурную, энергичную, порывистую, а меланхолик, поддающийся настроению - тонкую, проникновенную. На первый взгляд, может показаться, что выбранные композиции не совсем совместимы с типами темпераментов в команде. Однако подобный выбор мы объясняем настойчивостью холериков, которые свойственным им напором «заразили» своим бодрым настроением меланхоликов, а единственный флегматик решил принять мнение большинства и никому не навязывать свое.

Для выявления влияния музыкального сопровождения на музыкальные способности спортсменок далее проводилось их тестирование.

Для выявления чувства ритма гимнасткам предлагалось прохлопать ритмический рисунок прослушанных композиций. Девушки поочередно прослушивали польку, вальс и современную композицию. Фиксировалось количество попыток, которое потребовалось для правильного отображение заданного ритма. Результаты выполнения данного задания отображены в таблице 23.

Как видно из таблицы 23, различия в результатах выполнения данного задания до начала эксперимента между командами носят случайный характер (р 0,05).

Далее девушкам необходимо было воспроизвести ритмический рисунок пяти музыкальных композиций шагами, т.е. шагать в ритм музыкального сопровождения. Фиксировалось также количество попыток, которое потребовалось на правильное отображение заданного ритма. Результаты выполнения данного задания представлены в таблице 24.

Следующим шагом в выявлении музыкальных способностей было выявление согласованности движений с характером музыки. Гимнасткам предлагалось импровизировать (выразить произвольными движениями характер музыки) под 3 предложенных различных музыкальных отрывка (лирическая, латиноамериканская и мажорная мелодии). Соответствие или несоответствие характеру музыки из 5 баллов оценивали 5 экспертов, в качестве которых выступили 4 тренера и 1 хореограф (1 балл – полное отсутствие согласованных действий; 2 балла – практически отсутствие согласованных действий (слабое или неудовлетворительное; 3 балла – частично согласованные действия (недостаточное или удовлетворительное; 4 балла – не всегда согласованные действия; 5 баллов – согласованные действия (отличное)). Фиксировалась сумма баллов каждого эксперта по каждой гимнастке. Результаты выполнения данного задания представлены в таблице 25.

Статистический анализ результатов с помощью критерия Вилкоксона для независимых выборок не выявил достоверных различий между командами (р 0,05).

Степень согласованности мнений экспертов определялась с помощью коэффициента конкордации Кендалла. Показатель согласованности мнений экспертов в экспериментальной группе равен 0,838, а в контрольной 0,786, что говорит о высоком уровне согласованности экспертов и о том, что экспертизу можно считать состоявшейся.

Таким образом, исходные уровни чувства ритма и согласованности движений с музыкой обеих команд принадлежат одной генеральной совокупности (р 0,05).

Спустя 8 месяцев, во время которых проходил педагогический эксперимент, гимнастки проходили повторные тестирования (таблицы 26, 27 и 28).

Из таблицы 26 видно, что после эксперимента в задании «Прохлопывание» у гимнасток команды 1, по сравнению с командой 2, достоверно уменьшилось количество попыток для правильного отображения польки и современной композиции (р 0,05).

Далее выявлялись различия между исходными и конечными результатами выполнения задания внутри каждой группы (таблица 27).

Таким образом, по сравнению с началом эксперимента команда 1 через 8 месяцев тренировок достоверно (р 0,05) улучшила результаты выполнения задания «Прохлопывание» в польке и современной композиции, а команда 2 - только в польке.

Статистический анализ результатов выполнения данного задания в конце эксперимента выявил достоверное превосходство команды 1 над командой 2 в воспроизведении ритма современной песни (р 0,05). Далее аналогично сравнивались результаты, полученные в начале и в конце эксперимента в каждой группе (таблица 29).

Как видно из таблицы 29, команда «1» статистически значимо (р 0,05) улучшила результаты выполнения данного задания в 4 из 5 мелодий, а команда «2» - в 3 из 5.

Статистический анализ показал, что в этом задании после эксперимента 5 из 6 гимнасток команды «1» достоверно (р 0,05) превзошли своих коллег из команды «2».

Коэффициент конкордации Кендалла в команде «1» равен 0,97, в команде «2»-0,73, поэтому можно говорить о высоком уровне согласованности экспертов и экспертизу можно считать состоявшейся.

Сравнение результатов, полученных в начале и в конце эксперимента, говорит о достоверном (р 0,05) улучшении оценок у всех 6 гимнасток команды «1» и у 5 из 6 гимнасток – команды «2».

Итак, результаты данного раздела исследования показали, что в обеих группах улучшились показатели чувства ритма и согласованности движений с музыкой. Но экспериментальная группа, в свою очередь, в конце педагогического эксперимента показала результаты, достоверно превосходящие результаты контрольной (р 0,05). Таким образом, комплектование команды для групповых упражнений с учётом выбора музыкального сопровождения, основанное на психологических особенностях спортсменок, оказывает более благоприятное влияние на показатели чувства ритма и согласованности движений гимнасток с музыкой по сравнению со стандартным вариантом комплектования команд.

Итак, результаты проведенного педагогического эксперимента показали, что в итоге команда, выступающая в групповых упражнениях художественной гимнастики по программе 1 спортивного разряда, «укомплектованная» с учетом психологических особенностей спортсменок, превосходит команду «собранную» без их учета в психологической и технической подготовленности, скорости реакции девушек, а также в уровне их чувстве ритма и согласованности движений с музыкой. Также, экспериментальная команда превзошла контрольную в очном противостоянии, заняв 1 место на соревнованиях. Т.е. на основании проведенных исследований можно утверждать, что данный подход очень эффективен при отборе в группы.