Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-двигательная подготовка студенток вузов не физкультурного профиля на занятиях по художественной гимнастике Сизова Татьяна Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сизова Татьяна Викторовна. Музыкально-двигательная подготовка студенток вузов не физкультурного профиля на занятиях по художественной гимнастике: автореферат дис. ... кандидата Педагогических наук: 13.00.04 / Сизова Татьяна Викторовна;[Место защиты: ФГКВОУ ВО Военный институт физической культуры], 2017

Введение к работе

Актуальность исследования. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» предусматривает распространение стандартов здорового образа жизни, внедрение и закрепление в жизни общества физической культуры и спорта, формирование привычки и тяги населения к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом (Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020). Очевидно, что наиболее полно управляющие механизмы решения данной задачи могут реализоваться через программы по физической культуре, действующие в учебных заведениях различных типов. Особый интерес в этом плане представляет построение вузовской системы физической культуры, поскольку, с одной стороны, именно на этом уровне образования государственные функции регулирования подготовки будущих специалистов в полной мере реализуются в заключительный раз. С другой стороны, именно вузовская система физической культуры предусматривает достаточно большую свободу в выборе содержания и направленности физкультурных занятий студентов.

Физическая культура студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством образования и науки РФ. В соответствии с действующими государственными образовательными стандартами преподавание физической культуры осуществляется в объёме 400 часов в рамках двух дисциплин: «Физическая культура» (72 часа) – входит в цикл базовых (обязательных) дисциплин; «Прикладная физическая культура» (328 часов) – входит в элективный цикл (дисциплины по выбору). Первая из них предусматривает обязательное овладение определённым объёмом теоретических знаний и практических умений студентами всех специальностей, что контролируется посредством сдачи нормативов и зачётов. Вместе с тем, обе программы предоставляют возможность выстраивать занятия по физической культуре на базе избранного вида спорта. Такой подход является перспективным, поскольку строится на интересе занимающихся к конкретному виду двигательной активности, способствует формированию устойчивой мотивации к занятиям и, как следствие, может обеспечить вовлечение студентов в регулярную физкультурную деятельность и их приобщение к здоровому образу жизни.

Для девушек традиционно одним из самых привлекательных видов спорта, наиболее полно отвечающих женской природе, считается художественная гимнастика. Однако сегодняшний уровень развития художественной гимнастики как спорта высших достижений невероятно высок и требует мастерства, достичь которого способны лишь единицы. Эта ситуация обусловила возникновение спортивно-массового направления в развитии современной художественной гимнастики, которое подарило многим девочкам и девушкам радость занятий любимым видом спорта (Карпенко Л.А., Нигматулина Ю.Р., 2015). О востребованности развития спортивно-массового направления в художественной гимнастике свидетельствуют и сохраняющая свою популярность с середины XX века (особенно в Санкт-Петербурге) женская гимнастика, которой занимаются женщины без возрастных ограничений, и возникшая на рубеже XX-XXI веков эсте-3

тическая гимнастика, провозгласившая, прежде всего, уход от трудных элементов, опасных для здоровья гимнасток. Об этом же свидетельствует и статистика Открытого чемпионата вузов Санкт-Петербурга по художественной гимнастике, в соответствии с которой за последние 9 лет (с 2009 по 2017 гг.) количество участниц увеличилось более чем вдвое. При этом практически все крупные вузы города стремятся выставить на эти соревнования свои команды, что только повышает их престиж.

Развитие художественной гимнастики в качестве массового студенческого спорта выдвигает свои требования к методическому обеспечению учебно-тренировочного процесса, который в не физкультурных вузах необходимо реа-лизовывать в рамках заданных параметров дисциплины «Физическая культура». Данные параметры абсолютно не соответствуют тем, что практикуются в спортивных школах и клубах. Более того, большинство студенток не физкультурных вузов, приходящих на отделение художественной гимнастики, впервые начинают осваивать данный вид спорта в возрасте 17-19 лет, что создаёт дополнительные трудности в обучении.

Одним из важнейших разделов технической подготовки в художественной гимнастике является музыкально-двигательная подготовка, направленная на формирование умений понимать музыку и выполнять движения в соответствии с её характером, темпом, ритмом, динамикой (Карпенко Л.А., 2003). Факт выполнения движений под музыку и во взаимосвязи с ней отражает сущность художественной гимнастики. Именно поэтому музыкально-двигательной подготовке занимающихся художественной гимнастикой всегда уделялось особое внимание – у гимнасток с детства формировались вкус к музыке, понимание её структуры, музыкальный кругозор. Однако студентки не физкультурных вузов, впервые начинающие осваивать художественную гимнастику, оказываются в основном совершенно не подготовленными к взаимодействию с музыкой: демонстрируют нарушения чувства ритма, отсутствие музыкальности, незнание музыкальных характеристик, узкий музыкальный кругозор.

В этой связи представляется актуальным начать разработку вопросов методического обеспечения учебно-тренировочного процесса по художественной гимнастике для студенток не физкультурных вузов и конкретно такого её раздела как музыкально-двигательная подготовка. Помимо того, что прирост в данном виде подготовленности будет способствовать росту технического мастерства занимающихся, он, как никакой другой, отвечает декларируемым ФГОС требованиям формирования общекультурных компетенций у студентов российских вузов в процессе освоения дисциплины «Физическая культура».

Таким образом, с одной стороны, в последние годы активно развивается спортивно-массовое направление в художественной гимнастике, в том числе в рамках студенческого спорта. С другой стороны, по-прежнему отсутствует научное обоснование методического обеспечения учебно-тренировочного процесса по художественной гимнастике для студенток не физкультурных вузов. Данное обстоятельство следует расценивать как противоречие, разрешение которого определило проблему исследования: научное обоснование подходов к построению музыкально-двигательной подготовки студенток, занимающихся художественной гимнастикой в не физкультурных вузах. Значение именно му-

зыкально-двигательной подготовки определяется её ролью в формировании технической подготовленности занимающихся, а также в их эстетическом и культурном развитии.

Степень научной разработанности проблемы. По заявленной проблеме исследования обнаружено две диссертационные работы: С.З. Хормеза «Комплексная методика общефизической подготовки студенток Ирака средствами художественной гимнастики» (2012) и Р.В. Гзирьяна «Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики» (2015). В первой подчёркивается значение художественной гимнастики как массового студенческого спорта, однако не раскрывается проблема музыкально-двигательной подготовки занимающихся. Во второй подчёркивается значение музыкального сопровождения в формировании телесно-двигательной культуры студенток, однако задача решается средствами ритмической гимнастики. Это является основанием для изучения специфики построения музыкально-двигательной подготовки студенток, занимающихся художественной гимнастикой в не физкультурных вузах.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс по художественной гимнастике в не физкультурных вузах.

Предмет исследования – музыкально-двигательная подготовка студенток, занимающихся художественной гимнастикой в не физкультурных вузах.

Теоретическое осмысление проблемы построения музыкально-двигательной подготовки студенток, занимающихся художественной гимнастикой в не физкультурных вузах, обусловило выдвижение рабочей гипотезы, которая строилась на предположении, что разработка музыкально-двигательных заданий на материале разных разделов художественной гимнастики и их упорядоченное включение практически во все учебно-тренировочные занятия будут способствовать формированию у занимающихся музыкальности и чувства ритма, повышению музыкальной культуры, развитию эстетических характеристик движений тела, поддержанию интереса к занятиям. Следствием этого может стать улучшение технической подготовленности и успешности соревновательной деятельности студенток не физкультурных вузов.

Цель исследования – научно обосновать методику музыкально-двигательной подготовки студенток, занимающихся художественной гимнастикой в не физкультурных вузах.

Достижение цели осуществлялось решением следующих задач:

  1. Выявить отношение студенток не физкультурных вузов к занятиям художественной гимнастикой и оценить их результативность;

  2. Определить уровень музыкально-двигательной подготовленности студенток, занимающихся художественной гимнастикой в не физкультурных вузах;

  3. Обобщить опыт работы преподавателей не физкультурных вузов по формированию музыкально-двигательной подготовленности студенток, занимающихся художественной гимнастикой;

  4. Разработать методику музыкально-двигательной подготовки студенток, занимающихся художественной гимнастикой в не физкультурных вузах, и оценить её эффективность.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы; анализ документации; опрос в виде анкетирования; экспертная оценка; педагогические наблюдения; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось с 2009 по 2015 годы и включало следующие этапы:

1-й этап (2009-11 гг.) – теоретический: изучение проблемы по литературным источникам, постановка цели и задач исследования, формулирование гипотезы, выбор методов исследования;

2-й этап (2011-13 гг.) – поисковый: изучение проблемы на практике и обоснование путей её решения;

3-й этап (2013-14 гг.) – экспериментальный: разработка методики музыкально-двигательной подготовки студенток, занимающихся художественной гимнастикой в не физкультурных вузах, и проверка её эффективности;

- 4-й этап (2014-15 гг.) – обобщающий: обработка, анализ и интерпретация

результатов исследования, оформление работы.

Методологическая основа исследования базируется на принципах материалистической диалектики и на философской концепции о целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, обуславливающей причинно-следственную зависимость всех объектов и событий в обществе, в связи с чем истинное познание изменений в сфере образования может быть осуществлено только на основании системного познания социальных явлений, что подчёркнуто применением системного подхода (Анохин П.К., Блауберг И.В.; и др.). Определяющая роль деятельности как основного фактора преобразования самого человека и цивилизованного развития всего общества подчёркнута применением личностно ориентированного (Кон И.С., Спирин Л.Ф., Якиманская И.С.; и др.) и личностно-деятельностного (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б.; и др.) подходов.

Теоретическую основу исследования составляют:

теория и методика физической культуры (Круцевич Т.Ю., Курамшин Ю.Ф., Лесгафт П.Ф., Матвеев Л.П., Платонов В.Н., Пономарёв Н.И; и др.);

теория и методика физического воспитания студентов (Ашмарин Б.А., Биша-ева А.А., Ильинич В.И., Кузнецов В.С., Холодов Ж.К.; и др.);

теория и методика художественной гимнастики (Винер-Усманова И.А., Карпенко Л.А., Кувшинникова С.А., Лисицкая Т.С., Степанова И.А.; и др.);

теория и методика музыкального воспитания (Алиев Ю.Б., Богачинская Ю.С., Гончарова О.В., Ротерс Т.Т., Тельчарова Р.А., Школяр Л.В.; и др.).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

доказан факт становления и развития художественной гимнастики в качестве массового студенческого спорта;

определён уровень музыкально-двигательной подготовленности студенток, занимающихся художественной гимнастикой в не физкультурных вузах;

доказана взаимосвязь между музыкальностью выполнения движений под музыку и индивидуальным чувством ритма;

разработаны подходы к построению музыкально-двигательной подготовки студенток, занимающихся художественной гимнастикой в не физкультурных вузах;

выявлено влияние музыкально-двигательной подготовленности на успешность соревновательной деятельности студенток, занимающихся художественной гимнастикой в не физкультурных вузах.

Теоретическая значимость исследования заключается в экспериментальном подтверждении идеи о целесообразности научного обоснования методического обеспечения учебно-тренировочного процесса по художественной гимнастике с учётом специфики развития в ней спортивно-массового направления. Теория и методика художественной гимнастики и физического воспитания студентов дополнены знаниями:

о специфике построения учебно-тренировочного процесса по художественной гимнастике в не физкультурных вузах в рамках дисциплины «Физическая культура»;

о разделах технической подготовки по художественной гимнастике, являющихся наиболее интересными и результативными для студенток не физкультурных вузов;

о направленности и содержании музыкально-двигательных заданий, составляющих основу музыкально-двигательной подготовки студенток, занимающихся художественной гимнастикой в не физкультурных вузах;

об информативных способах оценки музыкально-двигательной подготовленности занимающихся.

Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективной методики музыкально-двигательной подготовки студенток, занимающихся художественной гимнастикой в не физкультурных вузах. Данная методика основана на включении практически во все учебно-тренировочные занятия музыкально-двигательных заданий, разработанных на материале разных разделов художественной гимнастики, что позволяет использовать их в занятиях либо как фон, либо сопряжённо. Упорядоченность включения заданий в содержание занятий подчиняется последовательности овладения занимающимися основными тематическими разделами музыкальной грамоты: содержание и характер музыки; свойства музыкального звука; метр, такт, размер в музыке; ритм; мелодия; регистр; темп; музыкальная динамика; музыкальная форма. Результативность разработанной методики проявляется в формировании у занимающихся музыкальности и чувства ритма, повышении музыкальной культуры, развитии эстетических характеристик движений тела, поддержании интереса к занятиям, улучшении результатов соревновательной деятельности.

Прикладное значение имеет также предложенный инструментарий для оценки музыкально-двигательной подготовленности занимающихся художественной гимнастикой, включающий определение уровня музыкальной культуры и оценку музыкальности. Для оценки музыкальности была разработана и запатентована авторская компьютерная программа «Ритм», позволяющая объективно измерить чувство ритма человека путём сравнения образца ритмического рисунка и варианта, воспроизведённого испытуемым после его прослушивания.

Перечисленные практические результаты могут быть использованы при определении концептуальных основ развития теории и практики спортивно-массового направления в художественной гимнастике.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается соблюдением общенаучных и методологических принципов научно-педагогического исследования; опорой на теоретическую базу проблемы применения средств художественной гимнастики и музыкального сопровождения на занятиях со студентками не физкультурных вузов; применением комплекса методов, адекватных поставленным цели и задачам исследования, корректностью математических расчётов. Все это обеспечило теоретическое и экспериментальное обоснование методики музыкально-двигательной подготовки студенток, занимающихся художественной гимнастикой в не физкультурных вузах, подтверждающееся опорой на фундаментальные научные труды, научно-методические и программные разработки, нормативные акты и документы, определяющие деятельность в области физической культуры в учебных заведениях высшего профессионального образования.

Диссертация выполнена в соответствии с тематическим планом научно-исследовательских работ Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, на 2011-2015 годы, направление 04.08 «Совершенствование системы подготовки специалистов по всем видам гимнастики и спортивной режиссуре».

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Спортивно-массовое направление в развитии художественной гимнастики, частью которого является массовый студенческий спорт, обуславливает необходимость научного обоснования методического обеспечения учебно-тренировочного процесса по виду спорта, учитывающего специфику занятий со студентками не физкультурных вузов.

  2. Музыкально-двигательная подготовка является важной составляющей технической подготовки по художественной гимнастике студенток не физкультурных вузов и должна быть направлена на формирование у них музыкальности и чувства ритма, повышение музыкальной культуры, развитие эстетических характеристик движений тела, поддержание интереса к занятиям.

  3. Построение музыкально-двигательной подготовки студенток, занимающихся художественной гимнастикой в не физкультурных вузах, должно основываться на упорядоченном включении практически во все учебно-тренировочные занятия музыкально-двигательных заданий, разработанных на материале разных разделов художественной гимнастики, что позволяет использовать их в занятиях либо как фон, либо сопряжённо с другими видами подготовки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования представлены в 16-ти публикациях, в числе которых 3 статьи в журналах по Перечню ВАК РФ и одно учебное пособие. Кроме того, создана программа для ЭВМ, зарегистрированная в Роспатенте.

Результаты исследования апробированы и внедрены в учебный процесс кафедры «Физическая культура» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, кафедры физического воспита-

ния Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Института физической культуры, спорта и туризма Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, кафедры теории и методики гимнастики Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, о чем свидетельствуют акты внедрения.

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, практических рекомендаций, списка использованной литературы, приложений. Основная часть работы изложена на 177 листах компьютерного текста и содержит 22 таблицы и 4 рисунка, приложения на 33 страницах. Библиографический список содержит 238 наименований литературных источников, из которых восемь изданы на иностранных языках.