Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие спортивных субкультур экспериментальной направленности на региональном уровне (на примере Тюменской области) Иванов Виталий Александрович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванов Виталий Александрович. Развитие спортивных субкультур экспериментальной направленности на региональном уровне (на примере Тюменской области): диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.04 / Иванов Виталий Александрович;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»], 2019.- 262 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к управлению спортивными субкультурами экстремальной направленности в физической культуре и массовом спорт 15

1.1. Спортивные субкультуры экстремальной направленности: понятие, сущность и виды 15

1.2. Модели развития экстремальных видов спорта в Мире .28

1.3. Особенности педагогической деятельности с представителями спортивных субкультур экстремальной направленности 57

Выводы по первой главе .73

Глава 2. Моделирование управления развитием спортивных субкультур экстремальной направленности .76

2.1. Методы и организация опытно-поисковой работы .76

2.2. Результаты изучения состояния развития спортивных субкультур экстремальной направленности 82

2.3. Построение модели управления развитием спортивных субкультур экстремальной направленности на региональном уровне 98

Выводы по второй главе .113

Глава 3. Обоснование эффективности управления развитием спортивных субкультур экстремальной направленности на региональном уровне .115

3.1. Реализация модели управления развитием спортивных субкультур экстремальной направленности на примере Тюменской области 115

3.2. Результаты мониторинга развития спортивных субкультур экстремальной направленности на региональном уровне .148

Выводы по третьей главе 162

Выводы .165

Список литературы .169

Приложения .206

Спортивные субкультуры экстремальной направленности: понятие, сущность и виды

Изучение управления спортивной субкультурой в физической культуре и массовом спорте необходимо начинать с объяснения сущности данного феномена в социуме. В связи с этим основной задачей данного параграфа становится описание рабочего понятия исследования, то есть спортивной субкультуры экстремальной направленности, ее сущности (признаков, особенностей существования) и наиболее часто встречающихся разновидностей.

Одним из важных теоретических вопросов управления субкультурой является вопрос о соотношении понятия "культура" и "субкультура". Оба понятия имеют общий элемент "культура" (в переводе с латинского "cultura" – это воспитание, возделывание, развитие, предпочтение), который трактуется многими учеными разнообразно. Так, в философии распространена точка зрения Д.В. Пивоварова, в которой культура понимается как «возделывание идеалов, при котором становится явной идеалообразующая сторона деятельности людей на основе единства материальной и духовной составляющих». В организации культуры данный ученый выделяет несколько элементов: "твердое ядро" (священный текст) и "защитный пояс" (светские идеи, религиозные принципы). Такое понимание культуры позволяет отождествлять ее с идеалом, к которому стремится общество[190].

В отечественной педагогике, согласно словарю педагогических терминов, под культурой понимается исторически сформировавшийся уровень развития социума, система творческих сил и разнообразных способностей индивида, выраженных в соответствующих типах и формах деятельности людей, в их межличностных взаимоотношениях, а также в созданных ими ценностями духовного и материального характера. В образовании и педагогическом процессе понятие "культура" становится содержательной составляющей, источником знаний об окружающей природе, обществе и его жизни, о способах деятельности, ценностном и эмоционально-волевом отношении индивида к труду, общению [98]. Исследуемое понятие разнообразно и может подразделяться, например, на культуру интеллектуальную, информационную, массовую, народную, физическую и мн. др.

В целом, анализ определений культуры показал, что она представляет собой общий идеал, ценность, сложившиеся у социума представления о поведении, моральных нормах, которые из поколения в поколения поддерживаются, сохраняются и бережно передаются.

Различия между анализируемыми понятиями возникают в приставке «суб», которая в переводе с латинского означает местоположение "под", расположенный внизу, выступающий в отношении подчинения, неосновной [175]. Данная приставка привносит обозначение некультурности, характерности для небольшого числа индивидов. Кроме того, она выражает отношение общества к индивидам придерживающихся такой субкультуры, которое можно описать как негативное, неодобрительное, выходящее из общепринятых рамок [191]. Стоит также дополнить, что данное понятие пришло из культурологии, социологии и этнопсихологии для обозначения общностей национальных меньшинств и социальных групп, которые отличаются по традициям, нравам и нормам от основного социума или нации [12, 46, 47].

Первым, кто в исследованиях применил понятие субкультура, был американский социолог Д. Рисмен. В середине ХХ в. данный ученый обозначил ее как культуру группы людей, имеющих характерный стиль, культивирующих такие ценности, которые свойственны лишь меньшинству [121, 338]. В работе Д. Хебдиджа понимание основ субкультуры было разработано детальнее. Кроме того, результатом его работы стало то, что у субкультуры присутствует маргинальность (пограничность), не удовлетворенность ее представителями общепринятых стандартов и ценностей [283].

Благодаря усилиям ученых по изучению основ субкультуры, негатив и неприятие ее приверженцев обществом со временем были преодолены. Однако ученые, детально изучив разновидности таких групп, разделили их на просоциальные, антисоциальные и асоциальные, тем самым закрепив за одним из видов отрицательное влияние и отношение общества к ней [12, 23, 78, 92]. Так, в асоциальных группах присутствуют трансформированные общественные и антиобщественные нормы. В антисоциальных субкультурах (контркультура) нормы и ценности отличаются противоположностью общественным нормам, а просоциальные – это те группы, устои которых не противоречат общественным и в определенной степени дополняют их [24, 29, 185].

В целом, понятие «субкультура» считается частью общей культуры, которая по определенным параметрам отличается от официальной, но вписывается в нее и не противоречит ей [99]. Кроме того, она существует внутри общей, доминантной культуры общества как «подсистема» [120, 165].

Анализ понятий «культура» и «субкультура» показывает, что последний термин находится в отношении части и целого, где культура выступает обобщающим элементов для различного рода ее вариантов. Среди данных вариантов субкультура предстает разновидностью культуры, характеризуясь наличием некоторых отличительных и доминантных особенностей.

Определив место субкультуры в понятийной сфере современных педагогических исследований, важно описать основные методологические подходы по изучению такого явления в социуме. Проведенный анализ показал, что существует множество подходов в исследовании субкультуры, основными из которых являются следующие: культурно-философский [189, 220, 250]; социологический [2, 223, 285]; психологический [25, 114, 183]; структурно-динамический [143, 212]; синергетический [90, 166]

Культурно-философский подход изучает субкультуры с точки зрения человеческого бытия, выявляет ее соотношение и взаимодействие с такими атрибутивными (неотъемлемыми) характеристиками жизни и существования индивида, как смерть, смысл жизни, любовь, правда, ложь. Этот подход стремится организовать категориальный каркас, спецификой которого становится поиск критериев для описания внутреннего строения субкультуры, ее общих и специфических черт, а также критериев ее прогрессивного развития [220, 189, 250]. Теоретические постулаты полученные в ходе применения культурно-философского подхода к изучению субкультур успешно применяются также в социологических, психологических, педагогических и смежных исследованиях.

Социологический подход рассматривает изучение субкультуры с точки зрения процессов и взаимосвязей между ее представителями и окружающим доминирующим социумом. В рамках данного подхода широко используется концепция социального взаимодействия, разработанная Г. Зиммелем [89]. Согласно концепции ученого, «чистый индивидуализм» взаимодействует с «абсолютным коллективизмом», создавая тем самым социальную сферу, где субкультура становится результатом такого взаимодействия. По мнению Г. Зиммеля, в развитии субкультуры существенная роль отводится социальному взаимодействию, в основе которого существуют разноплановые и разнонаправленные стремления, например: стремление к подчинению, соревнованию, господству, примирению, кооперации, отказу от сотрудничества [2, 223, 285].

Психологический подход изучает субкультуру с точки зрения таких психологических категорий, как «образ «Я», «социально-психологический портрет» представителя субкультуры, «модель социально-психологической направленности», «мотив», «мотивация», «конфликт» и мн. др. Кроме того, в рамках данного подхода проводятся исследования личностных особенностей участников субкультуры, а также потребностно-мотивационной сферы молодежи, объединенной по интересам в группы и сообщества [25, 114, 183].

Другим методологическим подходом, оказывающим существенное влияние на исследование молодежных и других субкультур, является структурно-динамический.

Особенности педагогической деятельности с представителями спортивных субкультур экстремальной направленности

В предыдущих параграфах были рассмотрены понятия молодежной субкультуры, сформировано определение понятия «спортивная субкультура экстремальной направленности», определены основные подходы к их изучению, рассмотрены модели развития экстремального спорта в мире и др. Следующим направлением работы должно стать выявление особенностей педагогической деятельности с представителями молодежных субкультур. Для понимания и определения векторов педагогического воздействия на данные сообщества следует ответить на вопросы: Почему молодые люди вступают в субкультуры? Какие факторы становятся определяющими при выборе той или субкультуры? Какие педагогические средства, методы, способы и формы необходимо использовать в работе с представителями субкультур? Для ответа на поставленные первые два вопроса мы обратились к результатам исследований социологических процессов, происходивших в разные периоды в обществе и молодежной среде, в частности. Научно-методическую базу изучения факторов, воздействующих на молодое население при выборе молодежной субкультуры, составили исследования отечественных и зарубежных авторов: А.С. Ганоля, Я.И. Гилинского, Е.А. Глебовой, Д.В. Громова, С. И. Левиковой, Г.А. Нигматулиной, В.А. Лукова, Т. Парсонса, Д. В. Парфенюк, С. К. Свечникова, В. А. Ядова, C. Cole, C. Pociello, J. P. Williams.

В понимании Т. Парсонса молодежная субкультура является подготовительным этапом в адаптации молодых людей к миру вне семьи. Ученый указывает на трудности, обусловленные этапом взросления молодого человека, фазы перехода от детства к подростковому возрасту. Т. Парсонс полагает, что процесс вхождения во взрослую жизнь сопровождается «неким опровержением ценностей взрослых», развитием своих ценностей в досуговом пространстве и занятием промежуточного положения между периодами детства и независимостью взрослости. Благодаря процессам, происходящим в обществе, по мнению исследователя, в молодежной среде формируются социальные институты, влияющие на управление и контроль над развитием вне семьи. Таким образом, субкультура определяется как «институт, который регулирует процесс отделения ребенка от семьи, подготовку молодежи к переходу в статусную позицию во взрослой социальной системе». Парсонс указывает на то, что молодежная субкультура появилась как инструмент решения проблем молодежи в западных странах, находящихся под влиянием индустриальных процессов [36, 47, 141, 233].

Е. А. Глебова (2013) указывает на противоречие, возникающее в обществе и порождающее образование молодежных субкультур. По мнению старшего поколения, молодые люди обязаны достигать целей, которые перед ними ставит общество. При отрицательном результате молодежь оказывается в состоянии дискомфорта. В результате могут быть поставлены под сомнение общепризнанные нормы, правила, морали, принципы и сформированы альтернативные, провоцирующие образование субкультуры. Однако Глебова доказывает, что не стоит молодежные субкультуры подводить под один «знаменатель девиантности», поскольку существуют сообщества, которые не оказывают деструктивного влияния на развитие социума и молодежи, например, спортивные субкультуры:

- паркур базируется на философии достижения гармонии между телом и духом;

- воркаут (турниковый спорт) основывается на здоровом образе жизни и достижении физического совершенства тела;

- райдеры (скейтеры, роллеры, ВМХеры) ставят целью достижение технического совершенства в выполнении трюков.

В подтверждение достоверности своего мнения автор приводит довод: в разряд субкультурной молодежи в зависимости от исторической и социокультурной обстановки в том или ином обществе попадает не более 30% молодежи. Большая часть молодых людей проходит традиционный путь социализации благодаря отсутствию психологических проблем в семьях и формальных группах.

В результате нарушений привычного течения дел появляются предпосылки вхождения в молодежные субкультуры. Отечественный ученый Я.И. Гилинский (1971) выделил социально-экономические предпосылки образования субкультур: социальная неоднородность, неравенство, несправедливость [44].

Свечников С. К. (2007) описал следующие варианты происходящих в традиционном сценарии нарушений [217]:

- в семье чрезмерные контроль ребенка со стороны родителей или наоборот чрезмерная свобода;

- в формальной группе не сложившиеся коммуникации ребенка (в школе «учитель-ученик» или «ученик-ученик» и др.);

- опыт военных действий и психические расстройства в результате данного опыта (боль, потери товарищей, страх); - безработица (невозможность самореализации, наличие свободного времени);

- при несоответствии реального социального статуса с желаемым (например, не признанные обществом музыканты, ученые, спортсмены, работающие дворниками, охранниками, барменами).

Подробное социально-психологическое исследование мотивов вхождения молодых людей в субкультуру провела Д.В. Парфенюк (2011), которая утверждает, что «социально-психологическая направленность молодёжи определяет выбор молодыми людьми молодёжной субкультуры или доминирующей культуры» [183]. Приоритетное место у представителей молодежных субкультур, по итогам проведенного исследования, отдано семье, а участие в жизни субкультуры позволяет создать модель «временной семьи, пока их жизненная позиция не окрепнет и не приобретёт чёткие очертания». Автор делает акцент на «переходном периоде» – возрасте 14-15 лет, когда возникает необходимо получать особое внимание со стороны родителей и педагогов, участвующих в процессе социализации молодых людей. По данным ученого, основная масса представителей молодежных субкультур (74%) из неполных семей, из них 48% – из семей с высоким уровнем достатка, где родители подменяют требуемое внимание материальным благополучием, или из семей с низким социальным статусом – 39%, имеющих минимальный материальный доход и пониженную степень духовных потребностей. Молодые люди из семей среднего положения, придерживающихся традиционного склада жизни, реже вступают в молодежные субкультуры, участие в которых позволяет подрастающему поколению обрести понимание, сочувствие, а не осуждение. По истечении какого-либо периода молодой человек вернется в семью повзрослевшим либо создаст свою семью С данной позицией согласны и другие ученые [26, 47, 217, 306] и др.

Автор дифференцировала социально-психологическую направленность на три составных компонента. Личностный компонент характеризуется склонностью представителей субкультур к деятельности без высокой личной ответственности, стремлению выделяться и улучшать свой социальный статус.

Для вовлеченных в данные сообщества молодых людей свойственна эмоциональная неустойчивость, раздражительность, беспокойство, склонность к депрессии, экспрессивность и импульсивность. Мотивационный компонент включен в сферу, основными сегментами которой выступают интересы, мотивы, цели и потребности, определяющие выбор молодежной субкультуры. Регуляторный компонент определяется психологической готовностью к определенным поведенческим свершениям, определяемым иерархией потребностей и иерархией ситуаций, в которых данные потребности исполняются, степенью включенности в систему социальных отношений (диспозиционная концепция регуляций В. А. Ядова) [183, 306].

Построение модели управления развитием спортивных субкультур экстремальной направленности на региональном уровне

Проведенный в первой главе анализ соотношения понятий «культура» и «субкультура» показал, что субкультура является частью культуры в целом и существует внутри нее как подсистема [165: с. 9-10, 120: с. 3-4]. Таким образом, для изучения генезиса спортивных субкультур экстремальной направленности и моделирования управления их развитием следует обратиться к теоретическим положениям синергетического подхода.

Основными понятиями, которые позволяют рассмотреть систему (субкультуру) с помощью синергетического подхода, являются открытость, самоорганизация, нелинейность развития (флуктуация и бифуркация), неравновесность, аттрактор.

Назарова Т.С. и В.С. Шаповаленко (2001) считают, что открытость системы является условием для ее самоорганизации, однако не единственным. По их мнению, должна существовать совокупность условий, влияющих на среду, в которой появляется система: открытость, локальность, неоднородность, противостояние диссипативным эффектам [170].

Ретроспективный анализ развития ССЭН позволил соотнести данные условия с условиями, в которых зародились сообщества. Открытость характеризуется взаимодействием (не всегда позитивным) данной группы с окружающей средой, демонстрацией себя и своих увлечений, постоянным увеличением приверженцев экстремального образа жизни и, конечно, пропагандой экстрима. Локальность обусловлена географическим положением и природными компонентами местности (океан, горы, реки т.п.). Под неоднородностью среды, в которой самоорганизовались субкультуры, понимаем различное наполнение общества и его влияние на представителей экстремальной деятельности (сформировавшиеся устои и порядки). Ярким примером служит противостояние «отцов» и «детей». И наоборот, одобрительные, восторженные веяния со стороны молодежи, СМИ, спонсоров и т.п. Неоднородность среды и ее негативное и/или позитивное влияние на группы спортсменов-экстремалов и те состояния, которые переживала группа в результате описанного воздействия, понимаются как диссипативный эффект. Все вышеописанное также подтверждает способность субкультур к саморазвитию.

Глубокое исследование изучаемого явление позволяет осуществить синергетический подход, подтверждающий нелинейность развития общества, основанный на идеях, предложенных в начале ХХ века российскими учеными Н.Д. Кондратьевым, Л.Н. Гумилевым и А.Л. Чижевскими которые, по мнению З.С. Тамбиевой, «механизм, порождающий и воспроизводящий нелинейные процессы в обществе, непосредственно связан с последовательным чередованием периодов хаоса и порядка в процессе самоорганизации общественных структур, когда один из них с необходимостью порождает другой через игру случая в переходный момент» [246]. Само определение нелинейности опирается на понятия бифуркация и флуктуация. Бифуркация (от лат. bifurcus «раздвоенный») понимается нами как ветвление, преобразование, трансформация путей эволюции субкультуры. Под флуктуацией (от лат. fluctuatio – колебание) подразумевается случайное отклонение в процессе эволюции. Связь понятий основывается на понимании того, что флуктуация в большей степени оказывает влияние на бифуркацию. Во всех остальных случаях преобладают детерминистические аспекты, определяемые как необходимость и случайность, возможность и действительность, закономерность и т.д. [11, 151, 170, 246].

Вышеперечисленные процессы во взаимодействии всех компонентов синергетики способствуют нахождению системы в неравновесности (неустойчивости и нестабильности). В процессе своего развития субкультура постоянно меняется, в связи с чем происходят преобразования во внутренних устоях, формируются новые ценностные ориентации, нормы, порядки [11].

Важным в процессе изучения развития субкультур спортивной направленности является понятие «аттрактор». В физике, откуда было заимствовано понятие синергетики, объясняется, что аттрактор - это совокупность условий, при которых происходит выбор какого-либо варианта развития, другими словами, желаемое «идеальное конечное состояние, к которому стремится система в своем развитии» [11]. Т.С. Назарова, В.С. Шаповаленко утверждают, что аттрактор – это «относительно устойчивые возможные состояния в фазовом пространстве, на которые выходят процессы эволюции в открытых нелинейных средах…», «…будущее состояние системы как бы "притягивает, организует, формирует, изменяет" настоящее ее состояние» [170]. С педагогической точки зрения аттрактором являются «наиболее желательные черты личности или коллектива, их нравственные, эстетические, деонтологические (моральные, нравственные) и познавательные ценности» [11].

Возможно содействовать в развитии системы, «если действовать сообразно ее внутренним тенденциям развития» [170]. Таким образом, актуальной становится идея резонансного воздействия на коллектив, широко используемая в организации управления персоналом, основным замыслом которой считается понимание, что нельзя системе (субкультуре) навязывать то, что противоречит внутренним устоям и ее логике. При анализе управления различными видами коллективов путем резонансного воздействия определено, что влияние должно быть адекватным внутренним характеристикам коллектива, обратное может повлечь за собой дезорганизационный эффект [42]. Следовательно, при правильно подобранных средствах, методах и формах воздействия можно сформировать предпочтительную структуру и ускорить приближение аттрактора. Таким образом, путем диалога с представителями ССЭН необходимо найти взаимопонимание с членами субкультур, выявить эмоциональные точки соприкосновения.

Одним из результатов применение синергетического подхода в данном исследовании стала возможность выделения стадий развития ССЭН, отличающихся характером взаимодействия субъектов, степенью устойчивости интересов к экстриму и степенью признания:

1. Начальная стадия, понимаемая как хаотичная группа людей, объединенных общими неустойчивыми интересами.

2. Стадия сообщества, характеризующаяся созданием в многочисленной группе тесных межчеловеческих и деловых контактов, организацией совместного досуга и импровизированного тренировочного процесса.

3. Стадия популяризации за пределами сообщества, сопровождаемая созданием и распространением информацию (видеоролики, фотографии) представителями экстремальных сообществ о новых сложных элементах, организации мастер-классов и тренингов за пределами своей группы.

4. Стадия признания, на которой культивируемая деятельность выходит за пределы своей группы, и по правилам, принятым совместно с другими группами, проводятся состязания (спортизация). Позитивными результатами данной стадии являются появление спортивных секций, клубов, федераций, признание вида экстремальной активности как вида спорта в стране (в РФ - включение в реестр видов спорта) и одобрение социумом.

5. Стадия стабильных достижений, характеризующаяся систематическим организацией и проведением соревнований специализированными государственными, коммерческими, частными и/или общественными организациями по регламентированным правилам с подобными группами, а субкультура с культивируемым видом экстремального спорта в полной мере признается мировой общественностью. Наивысшей точкой развития экстремального вида спорта становится включение его в программу Олимпийских игр (Таблица 17).

Синергетический подход позволил углубленно изучить генезис и развитие ССЭН. Субкультуры родились из хаоса (спонтанные игры, развлечения, проявления гедонизма и т.п.). Благодаря своей открытости, неоднородности окружения и противостоянию диссипативным (рассеивающим, выравнивающим) эффектам самоорганизовались (сформировались сообщества со своей культурой (ценности, нормы, идеалы и т.п.).

Результаты мониторинга развития спортивных субкультур экстремальной направленности на региональном уровне

Для проверки эффективности управления развитием спортивных субкультур экстремальной направленности по итогам внедрения разработанной модели было проведено социальное исследование по изучению мнения спортсменов-экстремалов о развитии ЭВС в Тюменской области и других регионах.

В 2015 г. социальное исследование состояния развития ЭВС в России и Тюменской области проведено с целью анализа текущего состояния развития экстремальных видов спорта и при необходимости внесения коррекции в деятельность. В опросе приняли участие 328 спортсменов-экстремалов из 9 регионов России, Тюменскую область представили 43,6% респондентов (Таблица 19).

Как и на диагностическом этапе в 2011 году, количество юношей (90,2%), принимающих участие в опросе оказалось большее, чем девушек (9,8%)

Проведение комплекса мероприятий в рамках формирования технологических условий экстремально-спортивной среды в период с 2015 по 2017 гг. способствовало росту интереса к экстремальной деятельности у учащейся молодежи в Тюменской области. Кроме того, было выявлено, что в Тюменской области по сравнению с 2011 годом увеличилось количество занимающихся ЭВС среди работающего населения на 20%, а в других регионах страны значительно повысился интерес к экстриму у студенческой молодежи. Представители трудоустроенной молодежи, в том числе индивидуальные предприниматели, в основном занимались воркаутом (50,4%), студенты – скейтбордингом (61,3%) и роллер-спортом (47,2%), а ВМХ был в большей степени интересен учащейся молодежи (57,5%).

По направлениям экстремального спорта (ВМХ, воркаут, скейтбординг, роллер-спорт, паркур и др.) на базе ДТиС «Пионер» в 2011-2012 годах занимались примерно 300±20 человек. Официально численность представителей сообществ не фиксировалась, вход на территорию ДТиС «Пионер» был свободный. С 2017 г. вход на территорию скейтпарка ДТиС «Пионер» был ограничен, внедрена система допуска, учитывающая специальное разрешение согласно регистрации посещений и наличия защитной экипировки. Таким образом, запущен процесс регистрации численности спортсменов-экстремалов: в 2017 году зафиксировано 823 человека в возрасте от 7 до 33 лет за летний период, а в 2018 году – 834 спортсмена-экстремала за тот же период. Прирост количества представителей ЭВС с 2011 года составил примерно в 2,6 раз.

С 2013 по 2018 года в крытом скейтпарке «SibSub» в течение дня занимались в среднем около 50-60 человек (только райдеры), в том числе представители городов юга Тюменской области (Ишим, Ялуторовск, Заводоуковск, Тобольск) и близлежащих городов других регионов: Курган, Екатеринбург, Пермь, Омск и др. В выходные и праздничные дни количество занимающихся спортсменов-экстремалов могло возрастать до 100 человек.

Результаты социально-педагогического исследования также подтверждают рост численности спортсменов-экстремалов в целом по России (Таблица 22).

Однако в Тюменской области зафиксировано значительное увеличение количества представителей экстремальных видов спорта: в воркаутена 13,7% (в других регионах на 7,9%); в ВМХ на 10,8% (в других регионах на 6,7%). Кроме того, прослеживается рост интереса к другим видам экстремального спорта: сноубординг, вейкбординг, самокатинг, авто- и мотоспорт. Выявлено снижение интереса молодежи к паркуру в Тюменской области на 27,3%, а в других регионах на 26,4%.

В 2011 году в г. Тюмень Тюменской области представителей воркаута насчитывалось 30-35 человек. В 2018 году численность спортсменов, увлекающихся турниковым спортом, в Тюменской области, по данным общественной организации «Воркаут Тюменской области», составила свыше 500 человек (прирост составил примерно в 16,6 раз), из них примерно 230 человек систематически посещали «Воркаут центр».

Мониторинг показал, что в Тюменской области увеличивалось количество спортсменов-экстремалов, занимающихся ЭВС менее одного года. По сравнению с 2011 г. их количество в 2017 г. выросло в 2 раза или на 23,9%. Можно судить об устойчивом интересе молодежи к экстремальному досугу как в Тюменской области, так и в других регионах России. Количество занимающихся от 1 года до 3 лет находится на одном уровне. Однако в других регионах наблюдается больше молодых людей, чей стаж занятий ЭВС составляет от 3х до 4 лет (Таблица 23).

В 2015 году в ходе исследования было выявлено 2,1% опрошенных молодых людей, желающих получать финансовое вознаграждение в экстремальном спорте, а 2017 году их количество возросло на 8,2%. Кроме того, усилилась роль дружеских отношений в среде спортсменов-экстремалов, что свидетельствует об усилении личностной значимости спортивного сообщества для молодых людей. В других регионах России по итогам исследования выявлены колебания в целях респондентов, что может быть обусловлено недостатками механизмов управления развитием экстремальных видов спорта и спортивных субкультур.

Выявлено, что спортсменов-экстремалов из Тюменской области стали больше привлекать занятия экстремально-спортивной деятельностью в дружеском кругу – на 9,1% больше чем в 2011 г. В целом наблюдается увеличение интереса молодежи к другим видам спорта (на 8% в Тюменской области, на 13,6% в других регионах), а также представители ЭВС стали больше обращать внимание на материальные особенности и затраты занятий ЭВС (на 8,4% в Тюменской области, на 8,7% в других регионах) (Таблица 25).