Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания Ленская Елена Валентиновна

Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания
<
Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ленская Елена Валентиновна. Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.04 / Ленская Елена Валентиновна;[Место защиты: Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма].- Москва, 2016.- 180 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы подготовки начинающих танцоров в спортивных бальных танцах на основе одиночного танцевания .. 13

1.1 Бальные танцы: традиции и современные тенденции развития техники исполнения 13

1.2 Целеполагающий подход в организации работы с танцорами на этапе начальной подготовки 16

1.3 Проблема подготовки юных танцоров в работах исследователей и авторов-методистов 19

1.4 Специфические особенности танцевального спорта

1.5 Содержательная сущность процесса технической подготовки начинающих танцоров 28

1.6 Анализ учебных программ для работы со спортсменами на этапе предварительной подготовки 33

1.7 Предпосылки к разработке методики начальной технической подготовки танцоров на основе одиночного танцевания 38

Глава 2 Организация и методы исследования 42

2.1 Методы диссертационного исследования 42

2.2 Объект и организация исследования 42

2.3 Предварительное педагогическое тестирование 43

2.4 Педагогический эксперимент

2.4.1 Педагогическая сущность эксперимента 50

2.4.2 Содержательный аспект педагогического эксперимента 51

2.4.3 Общая структура и содержание занятий с юными танцорами в рамках педагогического эксперимента 58

2.4.4 Проведение контрольных испытаний 63

2.5 Методы математико-статистической обработки данных 66

Глава 3 Техническая подготовка юных танцоров на этапе начальной подготовки 68

3.1 Структурные компоненты технической подготовки начинающих танцоров 68

3.1.1 Основные компоненты технической подготовки в спортивных танцах 68

3.1.2 Структура технической подготовки начинающих танцоров

3.2 Средства и методы технической подготовки начинающих танцоров .. 75

3.3 Содержательный аспект методики начальной технической подготовки танцоров в спортивных танцах на основе одиночного танцевания

3.3.1 Обучение танцоров действиям и фигурам танцев 81

3.3.2 Музыкально-ритмическая подготовка начинающих танцоров 85

3.3.3 “Постановка корпуса” юного танцора 90

3.3.4 Обучение технически правильным движениям и постановке стоп и коленей 92

3.3.5 Обучение танцоров положениям и действиям рук в стандартных и латиноамериканских танцах 95

Глава 4 Экспериментальное исследование эффективности методики технической подготовки танцоров на основе одиночного танцевания 100

4.1 Анализ результатов предварительного тестирования школьников 100

4.2 Анализ результатов педагогического эксперимента 102

4.2.1 Результаты тестирования пар-участников эксперимента 102

4.2.2 Динамика изменений качества исполнения танцев внутри групп эксперимента 107

4.2.3 Прогностический анализ соревновательной значимости результатов проведенного тестирования 113

4.2.4 Результаты контрольного испытания пар эксперимента 117

Заключение 122

Выводы 124 Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Спортивные бальные танцы привлекательны сегодня для детей и взрослых. Число спортсменов, посвятивших себя танцам, увеличивается год от года: количество занимающихся танцевальным спортом только в период с 2003 по 2011 годы выросло с 80410 до 205740 человек и в последующие годы данная тенденция сохранилась (Физическая культура и спорт в Российской Федерации в цифрах (2000-2012 годы), 2013). В настоящее время отмечается возрастающий интерес к этой спортивной дисциплине и со стороны государства, что, безусловно, ведет к развитию данного вида спорта.

Проблема технической подготовки юных танцоров является одной из важнейших в методике преподавания спортивных танцев, так как этап начальной подготовки является особо значимым периодом в становлении будущего спортсмена. Рассматриваемый период в практике подготовки танцоров представлен направлением “Массовый спорт” и имеет ряд отличий от спорта высших достижений, который базируется именно на ординарном (массовом) спорте.

Так, в соответствии с Положением Союза танцевального спорта России о
проведении соревнований начинающих спортсменов, важной особенностью

направления “Массовый спорт” является наличие двух категорий участников соревнований: танцевальные пары и отдельные спортсмены (солисты или, иначе говоря, одиночники).

Техническая подготовка спортсменов в танцевальном спорте является сложным многоуровневым процессом и включает в себя ряд взаимосвязанных, но не тождественных друг другу компонентов. В том числе отмечено, что индивидуальная и дуэтная техника – два различных вида техники в танцах (Е.Н. Балунова, 2009; А.Ю. Беляева, 1997; Е.В. Путинцева, 2009). Индивидуальные технические умения являются базовыми по отношению к парному танцу, вот почему хорошо освоенная индивидуальная техника дает возможность танцевальному дуэту быстро и качественно осваивать элементы и совершенствовать свое техническое мастерство уже в паре.

Степень разработанности проблемы. В своей работе мы обратились к проблеме совершенствования системы подготовки юных танцоров в спортивных танцах. Специалисты в танцевальном спорте в своих исследованиях уделяют особое внимание работе с начинающими танцорами, отмечая важную роль и специфические особенности

4 данного этапа подготовки юного спортсмена (И.В. Карева, Е.А. Репникова, 2013; К.В. Киреева, 2012; Н.В. Котенко, 2012; М.Ю. Логунова, 2013; В.И. Мартьянов, 2009; Н.А. Пазына, В.А. Денисов, 2010; Е.В. Путинцева, 2009; В.М. Саркисян, Н.Ф. Сингина, 2010). Однако анализ специальной литературы показал, что период начальной подготовки в настоящее время освещен в специальной методической литературе недостаточно и нуждается в разработке. В том числе внимания исследователей заслуживает процесс подготовки танцоров-одиночников (или солистов).

Заметим, что танцевание в паре на начальном этапе, в отличие от спорта высших достижений, не обязательное условие, а в большей степени традиция. Поэтому возможно сосредоточить внимание юных спортсменов на индивидуальных технических умениях. Мы предположили, что на этапе начальной подготовки детей в рамках занятий массовым спортом освоение базовой техники на основе одиночного танцевания позволит, по сравнению с традиционно парным танцеванием, практикуемым на сегодняшний день с самого начала работы с юными танцорами, создать прочный фундамент технической подготовленности.

Предпосылкой для написания данной работы явилось следующее противоречие: факт существования танцоров-одиночников в спортивной практике, что нашло отражение в нормативных документах, регламентирующих соревновательную деятельность, и отсутствие научно обоснованных методик обучения данного контингента.

Объект исследования - процесс технической подготовки спортсменов в танцевальном спорте.

Предмет исследования – структура и содержание базовой технической подготовки танцоров на этапе начальной подготовки.

Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что создание специализированной методики базовой технической подготовки танцоров на этапе начальной подготовки на основе одиночного танцевания позволит повысить качество процесса обучения в спортивных танцах, поскольку индивидуальные технические умения являются базовыми по отношению к парному танцу.

Цель исследования: на основе определения структуры и содержания начальной технической подготовки занимающихся в спортивных танцах разработать и обосновать специализированную методику начальной технической подготовки на основе

5 одиночного танцевания, направленную на формирование базовых двигательных умений и навыков, необходимых в данном виде спорта.

Задачи исследования:

  1. Выявить основные компоненты техники, изучаемые в процессе многолетней технической подготовки танцоров.

  2. Выявить структуру и содержание начальной технической подготовки танцоров, отвечающие требованиям соревновательной деятельности.

  3. Разработать методику начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания и проверить ее эффективность в процессе педагогического эксперимента.

  4. Разработать методические рекомендации по начальной технической подготовке юных танцоров в спортивных танцах.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют знания о принципах физического воспитания и закономерностях построения системы подготовки спортсменов (А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев, А.М. Максименко, В.Н. Платонов, М.М. Боген), теория развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), научные труды в области детской психологии и педагогики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, метод моделирования, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, метод опроса в форме анкетирования, метод экспертных оценок, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проходило в 4 этапа.

Первый этап нашего исследования (октябрь 2010 – апрель 2011 года) включал в себя изучение и анализ литературы, близкой к проблеме исследования, а также изучение передового и осмысление собственного педагогического опыта; на данном этапе был проведен опрос тренеров и судей по спортивным танцам, содержательный анализ программно-методического обеспечения учебно-тренировочного процесса танцоров на этапе начальной подготовки. В итоге это позволило выявить проблему, определить цель и задачи, сформулировать гипотезу диссертационного исследования.

На втором этапе (апрель 2011 – август 2011 года) была проведена работа по обобщению и систематизации полученных данных, анализ опыта педагогов и методистов в спортивных танцах и иных близких дисциплинах, в результате чего была

выделена структура и определено содержание базовой технической подготовки юных танцоров, разработана методика начальной технической подготовки танцоров в спортивных танцах на основе одиночного танцевания, разработан план педагогического эксперимента, имеющего своей целью определение обоснованности предложенной структурно-содержательной модели в совокупности с оценкой эффективности разработанной методики.

Третий этап исследования (сентябрь 2011 - май 2013 года) - проведение педагогического эксперимента с начинающими танцорами на базе начальной школы, включающего в себя предварительное тестирование (сентябрь 2011 года), формирующий эксперимент (сентябрь 2011 - май 2013 года), тестовые испытания в рамках формирующего эксперимента (декабрь 2011, апрель 2012, декабрь 2012, апрель 2013 года) и контрольные испытания (май 2013 года).

Четвертый этап (май 2013 - сентябрь 2014) включал в себя обработку и анализ полученных данных, формулировку выводов, оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- выявлены основные компоненты техники, изучаемые в процессе многолетней
технической подготовки танцоров;

- выделены компоненты технической подготовленности юного спортсмена,
отвечающие требованиям соревновательной деятельности в спортивных танцах на этапе
начальной подготовки;

- выделена структура и определено содержание начальной технической
подготовки танцоров на основе одиночного танцевания в спортивных танцах;

- разработана и обоснована методика начальной технической подготовки в
спортивных танцах на основе одиночного танцевания;

разработаны методические рекомендации для тренеров, представляющие собой сетевое планорование процесса обучения фигурам танцев на этапе начальной подготовки;

доказана эффективность методики технической подготовки юных танцоров, направленной на освоения техники одиночного танцевания.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе:

- расширены теоретические представления о структуре и содержании начальной
технической подготовки танцоров;

- выделены основные компоненты в структуре технической подготовки,
уточняющие имеющиеся представления о многолетней технической подготовке в
танцевальном спорте;

- разработана и обоснована экспериментальная методика начальной технической
подготовки танцоров спортивных танцах на основе одиночного танцевания.

Практическая значимость работы состоит:

во внедрении в учебно-тренировочный процесс в секциях спортивного бального танца научно обоснованной методики начальной технической подготовки танцоров на основе одиночного танцевания, позволяющей в дальнейшем формировать спортивные пары и повышать качество процесса обучения в спортивных танцах;

в разработке методических рекомендаций по начальной технической подготовке для тренеров, работающих с танцорами на этапе начальной подготовки;

данные, представленные в диссертации, могут быть использованы тренерами ДЮСШ и педагогами в общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного образования при работе с начинающими спортсменами как школьного, так и более старшего возраста в ходе подготовки танцоров-одиночников и танцевальных дуэтов.

Личный вклад автора в изучаемую проблему заключается в систематизации и структуризации опыта преподавания спортивных танцев и близких дисциплин; разработке и обосновании авторской методики подготовки юных танцоров; непосредственном участии в организации и проведении эксперимента: занятий с группами и контрольных испытаний; сборе, анализе и интерпретации полученных данных; подготовке публикаций по выполненной работе.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Структурно-содержательная модель базовой технической подготовки юных танцоров на этапе начальной подготовки включает освоение базовых элементов техники с учетом актуальных задач данного этапа, а также требований, предъявляемых соревновательной деятельностью.

  2. Начальная техническая подготовка танцоров, основанная на объективных данных о закономерностях построения процесса обучения и тренировки в спортивных танцах, построена на основе применения методики одиночного танцевания, позволяющей сформировать необходимый для юного танцора фонд базовых двигательных умений и навыков.

3. Использование методики одиночного танцевания при работе с начинающими спортсменами позволяет эффективно решить задачи технической подготовки на этапе начальной подготовки.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечена:

совокупностью исходных научно обоснованных теоретических и методологических положений, корректным использованием адекватных методов при исследовании проблемы и решении поставленных задач исследования, корректной организацией педагогического эксперимента и последующей обработки данных, интерпретации полученных результатов.

Апробация и внедрение полученных результатов. Материалы

диссертационного исследования представлены на Всероссийских и международных конференциях (2013-2015), на научных конференциях студентов и молодых ученых ФГБОУ ВПО “РГУФКСМиТ” (2013, 2014) и в 13 публикациях, включая 3 статьи в журналах, входящих в список рецензируемых изданий ВАК РФ. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теоретико-методических основ физической культуры и спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) и подтверждены актами внедрения.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, списка литературы, приложений. Список литературы включает 113 источников, 14 из которых на иностранном языке. Иллюстративный материал представлен 27 рисунками, 22 таблицами. Общий объем диссертации составляет 180 страниц.

Целеполагающий подход в организации работы с танцорами на этапе начальной подготовки

Исполнительское мастерство в спортивных танцах растет год от года, требуя своевременной корректировки деталей техники, но оставаясь при этом верным базовым принципам движения. Школа движения формируется в самом начале работы с танцорами, являясь надежной основой для их дальнейшего совершенствования. К данному периоду в жизни спортсмена обращаются многие авторы-методисты.

Этапом начальной (или предварительной) подготовки в спортивных танцах принято называть период с момента прихода будущего спортсмена в клуб и, как правило, до начала выступлений по классу Е и выше. В России традиционно начало занятий танцами приходится на детский возраст, часто совпадая с началом обучения в школе, поэтому, обращаясь к данному этапу подготовки спортсменов, мы будем иметь в виду работу с детьми 6-9 лет. Однако отметим, что изложенные в данной диссертации принципы справедливы и для работы с более взрослыми танцорами.

Многолетняя подготовка танцоров начинается с детского возраста: дошкольного или младшего школьного. Вот почему необходимой ступенью в работе является этап начальной подготовки. Его специфические задачи нашли отражение в проекте Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта танцевальный спорт, разработанном на основании Федерального закона от 14.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Результатом реализации учебной программы на этапе начальной подготовки является: - “формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; - формирование широкого круга двигательных умений и навыков; - освоение основ техники по виду спорта танцевальный спорт; - всестороннее гармоничное развитие физических качеств; - укрепление здоровья спортсменов; - отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта танцевальный спорт” (Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» с изменениями, внесенными на основании Федерального закона от 06.12.2011 г. № 412-ФЗ).

Содержательный анализ приведенных выше данных позволяет отметить, что задачи подготовки детей, пришедших в танцы, во многом соответствуют задачам школьного курса физической культуры для учащихся начальных классов, что объясняется общеразвивающей направленностью предварительного этапа [84, 85, 94]. Как пишет Л.П. Матвеев, начало его приходится, как правило, на младший школьный возраст, а завершается с началом спортивной специализации. Задачами общего спортивного образования на этапе выступают: “формирование основ техники спортивных движений, включенных в программу общеобразовательной школы, дополнительные спортивные занятия по интересам, участие в массовых состязаниях по комплексной программе и так далее” [57]. С недавнего времени в учебные планы общеобразовательных учреждений был введен третий час физической культуры в недельный объем учебной нагрузки [87], что обусловлено “объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни”. Подготовленные Министерством образования и науки РФ методические рекомендации указывают на то, что при разработке содержания уроков на ступени начального общего образования целесообразно включать в программу “общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам”. Кроме того, рекомендуется “активно привлекать к проведению третьего часа, особенно если он проводится по программе со спортивной ориентацией, не только учителей физической культуры, но и тренеров и преподавателей учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности”. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2010г.NИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»; приложение: Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации).

Существуют исследования, подтверждающие факт наличия положительного влияния занятий танцами на воспитание физических качеств у младших школьников, в ососбенности на совершенствование координационных способностей, для которых рассматриваемый период является наиболее благоприятным. Например, работа В.М. Саркисян и Н.Ф. Сингиной посвящена совершенствованию программно-методического обеспечения уроков физической культуры в начальной школе путем включения в курс занятий элементов спортивных бальных танцев [76].

Спортивно-оздоровительная направленность этапа начальной подготовки в танцах позволяет организовать работу с младшими школьниками как в рамках дополнительного образования (ДЮСШ, кружок, клуб), так и в условиях общеобразовательной школы, что представляется возможным ввиду содержательной близости целевого компонента начальной подготовки детей в спорте и в общеобразовательном учреждении [54, 60, 63, 65, 72]. Один из вариантов формы организации учебно-тренировочного процесса на предварительном этапе работы с танцорами будет описан в главе 2 “Организация и методы исследования”.

Общая структура и содержание занятий с юными танцорами в рамках педагогического эксперимента

Изучение нового упражнения, например, “упражнения А”, начиналось с демонстрации ее тренером и сообщения танцорам ее названия.

В контрольной группе работа начиналась с изучения партии партнера: обозначались опорные точки, основа и детали техники, музыкально-ритмические характеристики упражнения.

В экспериментальной группе в качестве первой изучалась партия, более легкая для восприятия (например, с правой ноги, с поворотом вправо). Далее следовало выполнение упражнения детьми: выполнение упражнения под команды тренера (с указанием направления исполняемых шагов внутри фигуры), выполнение упражнения под счет (самостоятельно или с демонстрирующим учеником).

Завершалась работа с фигурой или связкой выполнением упражнения в музыку (с сопровождающим счетом или без него) - в условиях занятий первого типа. В условиях занятия второго типа на первом уроке дети выполняли упражнение только под счет, исполнение же в музыку осуществлялось не ранее второго урока.

Танцоры контрольной группы после изучения партии партнера переходили к изучению партии партнерши, осуществляемому аналогичным образом, после чего переходили к исполнению упражнения в паре, предварительно ознакомившись с необходимыми деталями дуэтной техники (например, позиция рук в паре, положение корпусов партнера и партнерши).

Танцоры экспериментальной группы уделяли больше времени первой партии, в том числе уточнялись некоторые детали техники, ритмические характеристики фигуры. После чего обращались к так называемому варианту фигуры, но уже уделяя работе с ним значительно меньше времени.

Как было отмечено выше, на занятиях второго типа на первом уроке танцоры обеих групп эксперимента осваивали новое упражнение, выполняя его под счёт. На втором уроке серии дети повторяли освоенные упражнения (партию партнера и партнерши в контрольной группе и одну из партий в экспериментальной группе), после чего исполняли фигуру или связку в музыку (при необходимости сначала замедленную, а потом нормального темпа). Такая работа в экспериментальной группе, как правило, занимала больше времени. Далее танцоры контрольной группы переходили к выполнению упражнения в паре: сначала под счёт, потом в музыку. Танцоры опытной группы обращались к исполнению варианта упражнения.

Кроме того, в планах уроков с танцорами экспериментальной группы присутствовал еще один блок – блок “Вспомогательные задания и упражнения”. Он включал в себя: дополнительные упражнения для музыкально-ритмической подготовки танцоров; исполнение учебных танцев; упражнения для “постановки корпуса”, совершенствования так называемых “линий тела”, позиций рук и так далее.

Занятие второго типа включало в себя блок “Повторение”. Танцоры экспериментальной группы исполняли изученные ранее фигуры и связки самостоятельно, а танцоры контрольной группы - в парах.

Завершалось любое занятие блоком “Заминка”. В него входили танцы-игры, комплекс “Медленная разминка” (или комплекс “Приветствие солнцу”), общеразвивающие упражнения.

В прямоугольную рамку на схемах заключены упражнения, посвященные изучению и совершенствованию фигур, являющихся собственно предметом оценивания на соревнованиях.

Представляет интерес сравнение долей времени, отводимого для освоения данных упражнений, в различных группах эксперимента. Для этого обратимся к программе занятий, она приведена в приложении Г. Программа включает в себя поурочное планирование занятий с танцорами и раскрывает методические аспекты работы с элементами специальной технической подготовки в танцах: действиями, фигурами и связками фигур. (Жирным шрифтом в таблицах Г.1 – Г.4 выделены элементы, с которыми дети работают в первый раз).

Основной курс представлен уроками 7-23 и 31-48 в программе первого года обучения и уроками 5-22 и 31-50 во второй год, то есть не включает в себя вводные занятия и занятия, посвященные непосредственно подготовке к выступлениям. Содержательный анализ данного курса показал, что в обеих группах за все время работы было проведено 10 занятий первого типа и 29 второго (при этом 24 занятия второго типа состояли из двух, а 5 – из трех уроков). Планы занятий, приведенные выше, содержат данные о времени, отводимом каждому типу упражнений на уроке. Таким образом возможно посчитать, сколько заняла работа со специальными упражнениями в экспериментальной и контрольной выборках.

Цель такой работы – составить представление о соотношении затраченного учебного времени на освоение фигур и связок танцев детьми различных групп. Расчеты выполнялись в минутах и носят приблизительный характер.

Затраты времени у танцоров экспериментальной группы за два года работы в рамках основного курса составили около 1684 минут (57,7%) из 2920 минут учебного времени – 73 урока по 40 минут, в то время как у танцоров контрольной группы – 2117 минут (72,5%). Мы видим, что специальная техническая подготовка в контрольной группе заняла больше времени, чем в экспериментальной (разница составляет около 433 минут или 14,8%). В ходе дальнейших исследований мы определили, существуют ли значимые различия в уровне технической подготовленности, достигнутом парами двух групп эксперимента.

Средства и методы технической подготовки начинающих танцоров

Задачей данного этапа исследования стало прогностическое сравнение соревновательной значимости отмеченных качественных различий техники исполнения танцев у пар контрольной и экспериментальной группы. Иными словами, мы планировали выяснить, будут ли пары экспериментальной группы при данных оценках их технической подготовленности более успешны на конкурсах по спортивным танцам, чем пары контрольной группы.

Следует отметить, что оценивание выступления пары на турнире имеет отличия от способа оценивания, примененного нами на текущих школьных испытаниях.

Так, результат танцоров на официальном соревновании представляет собой комплексную оценку, отражающую качество исполнения танца в целом. Максимальный балл, который судья ставит за танец – 3 балла, минимальный – 1 балл.

Например, возможные варианты оценок за танец “медленный вальс”: 1, 2, 3 балла. Значит, максимальное количество баллов, которое может получить пара за четыре танца программы – 12, а минимальное

На итоговых испытаниях в рамках эксперимента в школе эксперты оценивали исполнение танца пары по отдельным критериям, при этом максимальный балл за каждый критерий равнялся 3 баллам, а минимальный – 1 баллу. Но оцениваемых характеристик в каждом танце было 4 (“ритмическое соответствие и основной ритм танца”, “линии тела”, “движение” и “техника работы ног и стопы”), значит, максимальное количество баллов от одного судьи за четыре танца программы – 48, а минимальное – 16.

Так, возможные варианты оценок за танец “медленный вальс”: 114 - критерий “ритмическое соответствие и основной ритм танца”: 1, 2 или 3 балла; - критерий “линии тела”: 1, 2 или 3 балла; - критерий “движение”: 1, 2 или 3 балла; - критерий “техника работы ног и стопы”: 1, 2 или 3 балла. Для сопоставления оценок двух разных видов соревнования число 48 мы разделили на 4 (количество критериев судейских оценок), получив результирующий балл 12.

Однако при данных подходах к оцениванию пар существует важное различие значимости допущенной детьми ошибки в технике исполнения танца.

Например, пара недостаточно точно “держит” руки в танце “медленный вальс”. На официальном соревновании судья снижает оценку за танец и пара получает 2 балла за “вальс”, то есть только 11 баллов за всю программу. При аналогичной ошибке эксперт на нашем школьном соревновании выставляет паре 2 балла только за одну из качественных характеристик танца – за так называемые “линии тела”, в отношении остальных критериев при отсутствии ошибок пара получит максимальный балл. В таком случае результирующий балл пары будет 11,75 (сумма баллов 47).

Оценка выступления в спортивных танцах пока носит субъективный характер и сама проблема оценивания – одна из наиболее острых проблем, стоящих сейчас перед тренерами, судьями и спортсменами в нашей дисциплине.

По правилам соревнований Союза Танцевального Спорта России в категории “Массовый спорт” соревновательной значимостью обладает результат пары, находящийся в интервале от 9,5 до 12 баллов при исполнении четырех танцев программы [73].

Таблица распределения результирующих зон на соревнованиях по массовому спорту приведена в таблице Е.2. На рисунке представлены графически результирующие оценки за четыре танца программы, полученные парами обеих групп эксперимента в ходе школьного тестирования (Рисунок 27). 115 Рисунок 27 – Диаграмма распределения результирующих оценок (школьное тестирование) Мы видим, что в заданный интервал 9,5-12 попадают все пары экспериментальной группы (28 пар) и почти все пары контрольной (28 из 29 пар). Однако при отмеченной выше разнице значимости ошибки при различных способах оценивания выступления необходимо произвести дополнительные расчеты, которые позволят определить соответствующий интервал соревновательной успешности для результирующих оценок на школьном испытании. Если максимальный балл за выступление на официальном турнире – 12, а оценка с учетом одной допущенной ошибки – 11, то значимость ошибки – 1. Тогда минимальный балл, позволяющий считать выступление на соревновании успешным (9,5), условно предполагает наличие не более 2,5 ошибок в технике исполнения.

Определим соответствующую нижнюю границу идеального “интервала успешности” при выступлении пар на внутреннем школьном конкурсе. При максимальной результирующей оценке за выступление – 12 и оценке с учетом одной допущенной ошибки – 11,75 значимость ошибки равна 0,25 балла. Тогда 2,5 ошибки соответствуют 0,625 балла, а минимальное значение результирующей оценки при успешном выступлении 12-0,625=11,375 (11,4). Справедливо предположить, что результат пар, получивших в ходе школьного тестирования оценку 11,4 как средний балл за четыре танца, на официальных соревнованиях может будет отнесен к самой высокой результирующей зоне и выступление пары будет считаться успешным в соответствии с действующими правилами.

Обращаясь к полученным данным школьного тестирования, мы видим, что среди участников эксперимента нет пар, результирующая оценка которых за четыре танца больше либо равна 11,4 баллам (интервал 11,4-12). Это можно объяснить еще одной особенностью организации нашего испытания: во время соревнования на паркете одновременно выступают и должны быть оценены несколько пар, их количество зависит в том числе от размера площадки для выступления. Часто судьи на официальном соревновании должны оценить в течение танца 8-10 пар. Во время нашего школьного конкурса единовременно исполняли танец только четыре пары (и пять в заключительном заходе), что позволило экспертам уделять необходимиое внимание каждой паре, анализировать качество выполнения элементов танца и выставлять дифференцированные оценки по четырем критериям исполнительского мастерства. В данной ситуации получить максимальный или околомаксимальный балл начинающим танцорам сложно. Значит, искомая нижняя граница интервала выступления, результат которого будет иметь соревновательную значимость, смещена в сторону убывания.

Результаты тестирования пар-участников эксперимента

Предварительным этапом эксперимента стало проведение тестирования для определения координационной готовности детей к обучению спортивным танцам и оценки различий между показателями групп эксперимента.

Для данного этапа работы были выбраны задания, позволяющие оценить уровень развития двигательно-координационных способностей, необходимых для овладения танцами [8, 13, 14, 21, 53].

Средствами тестирования стали упражнения, сложившиеся в практике обучения танцам, то есть дисциплине, предъявляющей особые требования к координации движений [13, 15, 18, 22, 31].

При подготовке тестирования и подборе упражнений мы соблюдали следующие принципы: испытания не требовали дополнительного оборудования и были просты по условиям организации; в состав заданий не входили сложные упражнения, требующие длительного изучения; задания были доступны всем школьникам и обеспечивали возможность получения дифференцированных результатов для оценки уровня развития координационных способностей.

Целью предварительного тестирования являлась оценка координационных способностей участников эксперимента.

В том числе оценивались: быстрота освоения новых положений и движений – упражнения “Серия хлопков”, “Стойка на одной ноге”, “Действие по команде”, “Пружинка”; точность воспроизведения действия по пространственным, силовым и временным (ритмическим) характеристикам – упражнения “Серия хлопков” и “Пружинка”; ориентировка в пространстве – упражнения “Серия хлопков” и “Действие по команде”; способность поддерживать равновесие – упражнение “Стойка на одной ноге”.

Целевая установка для испытуемого. Демонстрация упражнения тренером под счет в умеренном темпе два раза. Выполнение упражнения ребенком под сопровождающий счет педагога (предоставляется вторая попытка, если задание не было выполнено с первого раза). Начало выполнения упражнения - по команде “и”. Описание упражнения. Хлопки перед собой (2) Хлопки за спиной (2) Хлопок перед собой (1) Хлопок за спиной (1) Хлопок по коленям (1) Хлопок над головой (1) Начисление баллов за выполнение упражнения: 30 баллов - задание выполнено верно; 20 баллов - задание выполнено медленно или выполнено с одной ошибкой; 10 баллов - задание не выполнено. Задание 2. “Стойка на одной ноге”. Порядок выполнения теста. Целевая установка для испытуемого. Пробное выполнение упражнения (принятие исходного положения, сохранение его в течение 3 секунд). Выполнение упражнения ребенком. Описание упражнения. Исходное положение - стойка на одной ноге (на ведущей), другая нога согнута в колене, пятка прижата к икроножной мышце, большой палец касается лодыжки, руки в свободном положении. Сохранение данного положения в течение восьми секунд. Допускаются движения рук для поддержания равновесия. Начисление баллов за выполнение упражнения: 30 баллов - задание выполнено верно; 20 баллов - задание выполнено с трудом (активные действия рук и изменение вертикальности корпуса для поддержания равновесия) либо с одним переступанием; 10 баллов – задание не выполнено. Задание 3. “Действие по команде”. Порядок выполнения теста. Целевая установка для испытуемого. Выполнение упражнения ребенком. Описание упражнения. Тренер произносит восемь команд, называя положения рук ребенка: “правая вперед, левая вперед, правая вверх, левая вверх, правая в сторону, левая в сторону, правя назад, левая назад” в быстром темпе. Первая команда для всех испытуемых “правая вперед”, далее в свободном порядке. Фиксируется количество допущенных ошибок. Начисление баллов за выполнение упражнения: 30 баллов – задание выполнено верно; 20 баллов – задание выполнено с одной либо двумя ошибками; 10 баллов – задание выполнено с тремя и более ошибками. Задание 4. “Пружинка”. Порядок выполнения теста.

Целевая установка для испытуемого. Демонстрация упражнения тренером под счет в умеренном темпе, после чего отмечаются важные детали упражнения: положение рук, включение в движение коленей и стоп. Повторная демонстрация тренером. Выполнение упражнения ребенком под сопровождающий счет педагога в умеренном темпе. Начало выполнения упражнения – по команде “и” с последующими кивками головой для указания направления действия. Описание упражнения. Пружинка – одновременное сгибание с последующим разгибанием в коленном и голеностопном суставах обеих ног. Движение вниз происходит на счет (1, 2, 3… - 8), между счетами выполняется подъем. Руки на поясе. Начисление баллов за выполнение упражнения: 30 баллов – задание выполнено верно; 20 баллов – задание выполнено с ошибками (сгибание и разгибание только в одном суставе, несогласованность действий со звучащим счетом); 10 баллов – задание не выполнено. Результаты данного тестирования приведены в приложении Б.