Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности Нагорнова Жанна Владимировна

Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности
<
Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нагорнова Жанна Владимировна. Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности : диссертация ... кандидата биологических наук : 03.00.13 / Нагорнова Жанна Владимировна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2008. - 153 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-3/238

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Обзор литературы 10

1.1. Биоэлектрические корреляты процессов, вовлеченных в творческую деятельность 12

1.1.1.Процессы долговременной и кратковременной памяти 12

1.1.2. Восприятие зрительной информации и воображение 17

1.1.3. Процессы внимания и уровень кортикальной активации 19

1.1.4. Влияние эмоций и мотиваций на творческую деятельность в условиях физиологического исследования 22

1.2. Показатели биоэлектрической активности мозга человека при

творческой деятельности 25

1.2.1. Параметры ЭЭГ при вербальном творческом мышлении 26

1.2.2. Роль правого и левого полушарий в процессе творчества 31

1.2.3. Параметры ЭЭГ при образном творческом мышлении 33

ГЛАВА 2. Методы исследования 39

2.1. Адаптация творческих заданий для ЭЭГ исследований 39

2.2. Организация ЭЭГ исследований образной творческой деятельности 44

2.2.1. Испытуемые 44

2.2.2. Процедура первого ЭЭГ исследования 45

2.2.3. Процедура второго ЭЭГ исследования 46

2.2.4. Обработка ЭЭГ данных 47

ГЛАВА 3. Результаты исследования 51

3.1. Результаты первого исследования 51

3.1.1. Результаты анализа самоотчетов в первом исследовании 51

3.1.2. Результаты анализа параметров ЭЭГ 53

3.2. Результаты второго исследования 64

3.2.1. Результаты анализа самоотчетов 64

3.2.2. Результаты анализа параметров ЭЭГ 64

ГЛАВА 4. Обсуждение результатов 71

4.1. Обсуждение результатов первого исследования 71

4.2. Обсуждение результатов второго исследования 91

4.3. Общее обсуждение 96

Выводы 101

Литература 102

Введение к работе

Актуальность исследования:

Исследования мозговой организации высших психических функций активно проводятся в последнее время (Mesulam, 1990, 1998; Bechtereva N.P. et al, 1991; Ojemann G.A., 1991; Abdullaev Y.G. et al, 1993). Актуальность таких работ определяется необходимостью изучения деятельности мозга, в связи с чем совершенствуются методы исследования, а также методы обработки и анализа данных. Творческая деятельность является одной из специфических потребностей человека и одной из самых сложно организованных психических функций, интерес к исследованию которой увеличивается в последнее время (Molle et al., 1996; 1999; Petsche et al., 1996, 1997; Jausovec N., Jausovec K., 1997, 2000; Бехтерева и др, 2000, 2001, 2004 (англ), 2005 (англ); Razoumnikova et al, 2000, 2004, 2005 (рус); Carlsson et al, 2000; Battacharya et al, 2002, 2005; Howard-Jones et al., 2005; Шемякина H.B. и др., 2007). Изучение нейрофизиологических коррелят творческой деятельности проходит при использовании адаптированных психологических техник и методик (Guilford, 1950, 1956, 1975; Mednick, 1962, 1964; Torrance, 1967; Wallach и Kogan, 1965; Wallach, 1986; Sternberg и Lubart, 1999; Дружинин, 1999).

Исследования нейрофизиологических коррелят творческого процесса в основном были посвящены вербальной области креативности. В нашей лаборатории были проведены исследования нейрофизиологических коррелят вербального творческого мышления во время выполнения творческих заданий различной сложности и различной эмоциональной окраски при сравнении с контрольными заданиями (Бехтерева и др., 2004, Бехтерева, 2006, 2007; Шемякина и др., 2007). Однако творческая деятельность может проходить и на невербальном (образном) уровне, как независимо от других типов творческой деятельности, например - при

решении конструкторских и художественных задач, так и при тесном взаимодействии с ними, например, при возникновении образных ассоциаций.

Поэтому для более полного понимания специфики мозгового обеспечения творческой деятельности необходимо исследование невербального типа творчества, в частности, образного творчества.

На сегодняшний день существует некоторое количество работ, рассматривающих нейрофизиологические корреляты выполнения образных творческих заданий при использовании метода ЭЭГ.

В некоторых работах рассматривается зависимость параметров ЭЭГ от профессиональной подготовки испытуемых, в этом случае сравниваются группы художников и лиц, не имеющих художественного образования (Petsche Н. et al, 1997; Bhattacharya J. et al, 2002, 2005, Свидерская, H.E. и др., 2005). В других работах описаны тендерные различия параметров ЭЭГ при выполнении образных творческих заданий при использовании инструкций, стимулирующих и не стимулирующих оригинальное мышление (Тарасова И.В. и др., 2005, Тарасова И.В., 2007(автореферат)).

В приведенных немногочисленных работах, посвященных нейрофизиологической организации обеспечения образного творчества состояние творческой деятельности сравнивалось с состоянием спокойного бодрствования, однако, состояние спокойного бодрствования характеризуется спонтанными перестройками биоэлектрической активности мозга и не может служить адекватным референтным состоянием (Медведев СВ. и др., 1996, Mason et al, 2007). Изменения параметров ЭЭГ, наиболее точно характеризующих заданную деятельность (в нашем случае — творческую) можно выявить только при сравнении ЭЭГ во время выполнения творческого и предложенного к нему контрольного заданий (Бехтерева Н.П. и др., 1985; Медведев СВ. и др.,

1989). Контрольное задание при этом должно включать те же виды деятельности, за исключением исследуемого компонента (творческого).

Таким образом, представляемое исследование — логическое продолжение работ в рамках комплексного изучения высших функций человеческого мозга, начатого Бехтеревой Н.П. (1974, 1985, 1988) и является, бесспорно, актуальным, как начальный этап исследований специфики мозгового обеспечения невербальной творческой деятельности, как особого вида деятельности.

Биоэлектрические корреляты процессов, вовлеченных в творческую деятельность

Процессы памяти (запоминание, удержание и извлечение информации из памяти) играют ключевую роль в процессе мышления и двоякую роль в процессе творчества. Творчество, как создание чего-то нового, с одной стороны, противоположно вспоминанию информации, с другой стороны, творчество, так или иначе, определяется объемом знаний, имеющихся у индивида. Творчеством является и решение впервые поставленной задачи (для которой нет стереотипного решения, хранящегося в памяти) и сознательный уход от стереотипа (мотивированный инструкцией или жизненной потребностью). В этом случае память может как облегчать, так и затруднять процесс творчества. В любом случае, при рассмотрении нейрофизиологических коррелят творческого процесса целесообразно учитывать перестройки биоэлектрической активности мозга, наблюдающиеся при запоминании и извлечении информации из памяти.

При запоминании и извлечении из памяти информации, наблюдаются генерализованные изменения динамики ЭЭГ, проявляющиеся в большинстве диапазонов: дельта (1.5-3.5 Гц), тета (4-7 Гц), альфаі (7.5-9.5 Гц), альфа2 (10-12.5 Гц), бетаї (13-18 Гц), бета2 (18.5-30 Гц), гамма (31-40Гц).

Увеличение вызванной мощности ЭЭГ в дельта и тета диапазоне были получены в исследовании памяти Van Strien J.W. с коллегами (2005). При повторном предъявлении слов в сравнении с первым предъявлением мощность дельта диапазона была выше в левых лобных и височных отведениях (FT7, F7, F3, Fz), а мощность тета ритма увеличивалась, в основном, в левом лобном и лобно-центральном отведениях (Fpl, Fz) (Van

Strien et al, 2005). Аналогичные данные о динамике вызванной дельта и тета активности при выполнении заданий на память были получены в исследовании Klimesch W. с коллегами (2000), однако изменения вызванной дельта и тета активности наблюдались в центральных теменных и левых затылочных областях. В исследовании Van Strien J.W. (2005) при последующих предъявленьях слов (с 81 до 160 по сравнению с 1 по 80 пробу) наблюдалось уменьшение вызванной мощности дельта ритма. Авторы связывают это с уменьшением сложности задания (после тренировки) и сложности принятия решения, так как предполагается, что увеличение мощности дельта ритма может быть связано с принятием решений (Basar et al., 2001) и с увеличением сложности задания (Harmony etal., 1996).

В исследовании Van Strien с коллегами также рассматривалась динамика вызванной мощности ЭЭГ в альфа диапазонах: низкочастотном альфаі (lower-1 alpha: 6.38-8.38 Гц), низкочастотном альфа2 (lower-2 alpha: 8.38-10.38 Гц) и высокочастотном альфа (upper alpha: 10.38-12.38 Гц). Было получено уменьшение мощности ЭЭГ в низкочастотном альфа2 диапазоне в центральных и центрально-лобных отведениях (Fz, FCz, Cz).

Увеличение тета активности отмечается при увеличении нагрузки на рабочую память, как словесную, так и пространственно-образную (Gevins et al., 1997), в заданиях на рабочую память было обнаружено увеличение связанности (coupling) ЭЭГ между большинством отведениями в тета диапазоне (Stam et al, 2002). При извлечении из памяти вербализируемого материала (набор печатных символов) и не вербализируемого материала (положение и форма линии) увеличивалась когерентность тета ритма (4-7Гц) между лобными и теменными отведениями (Sarnthein et al, 1998). В этом исследовании также получено увеличение когерентности ЭЭГ в гамма диапазоне (рассматривался диапазон 19-32 Гц) между лобными и теменными отведениями, с большим участием ипсилатеральных пар. При вербальном обучении (запоминании и извлечении из памяти русского перевода латинских слов) также было получено увеличение когерентности (но не мощности) ЭЭГ в тета диапазоне (Данько, Бехтерева и др., 2005 а, б) наряду с увеличением когерентности в других диапазонах ЭЭГ. Bastiaansen and Hagoort (2003) рассматривают гипотезу о функциональной роли тета ритма в формировании нейронных ансамблей при активации процессов памяти.

Динамика параметров ЭЭГ в альфа диапазоне также рассматривалась в связи с деятельностью механизмов памяти (Klimesch et al, 1997, 1999; 2000; Krause et al, 2000; Jensen et al, 2002). Увеличение мощности альфа 1 ритма (8-10Гц) было получено при выполнении заданий на пространственную рабочую память (запомнить месторасположение на экране букв алфавита) наряду с увеличением мощности тета ритма (Gevins, Smith et al, 2000). При выполнении волонтерами более сложного задания (с большей нагрузкой на рабочую память) ЭЭГ характеризовалась большей мощностью тета ритма, чем при выполнении более простого задания, и меньшей мощностью альфаі ритма соответственно. Мощность альфаі ритма увеличивалась с практикой (была выше с 81 по 160 пробу, чем с 1 по 80 пробу на рабочую память) и зависела от уровня способностей (по данным опросника WAIS-R) и когнитивного стиля испытуемых (вербальный и невербальный). В данном исследовании, у лиц с преобладанием вербального когнитивного стиля при выполнении задания была обнаружена асимметрия распределения мощности альфаі ритма в теменных отведениях с меньшими значениями мощности в левом полушарии. У лиц с преобладанием невербального стиля асимметрия альфаі ритма менее выражена и характеризовалась, напротив, меньшими значениями мощности альфа 1 ритма в правом полушарии.

Адаптация творческих заданий для ЭЭГ исследований

При исследовании физиологии высших психических функций человека важным вопросом является выбор заданий, которые вовлекали бы испытуемого в заданную деятельность и давали бы возможность контролировать непрерывность данной деятельности в определенный период времени (времени регистрации физиологических показателей).

Привлечение психологических методик и использование тестовых заданий в физиологическом исследовании возможно только после их предварительной адаптации, так как психологами рассматривается в первую очередь результат, а не процесс заданной деятельности. Для физиологического исследования также необходимо наличие контрольного задания, которое включает в себя те же виды деятельности, что и основное задание, за исключением исследуемой деятельности.

Нейрофизиологические корреляты исследуемой деятельности (в нашем случае — творческого мышления) могут быть выявлены при сравнении этих двух состояний - во время выполнения тестового и контрольного заданий (Бехтерева и др., 1985; Медведев и др., 1989). Фоновая запись ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования не может служить адекватным референтным состоянием в психофизиологических исследованиях (Медведев и др., 1996). Для адаптации психологических методик определения креативности к психофизиологическому исследованию, было проведено предварительное психологические тестирование.

В предварительном психологическом исследовании приняли участие 80 человек (студенты ГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербурга), от 17 до 22 лет, средний возраст 18 лет. Для оценки творческих способностей мы использовали тесты невербальной креативности Туник (модификация тестов Гилфорда, 1997), и тест «незавершенные фигуры» Торранса (в адаптации Дружинина, 1999). Стимульный материал и примеры выполнения заданий приведен в Приложении 1. Субтесты Туник для оценки невербальной креативности включали 4 задания: 1. Используя геометрические фигуры (круг, полукруг, треугольник, прямоугольник) оригинально нарисовать лицо, дом, клоуна; 2. Используя геометрические фигуры, нарисовать свою собственную оригинальную картинку; 3. Нарисовать картинку на каждом из предложенных 20 одинаковых кругов (диаметр круга 2 см), чтобы круг являлся составной частью картинки; 4. на малоструктурированном изображении найти как можно больше различных картинок и объектов и перечислить их. На выполнение каждого задания отводилось 2 минуты, на заполнение кругов - 10 мин. В тесте Туник оценивалась беглость, гибкость, оригинальность затем показатели суммировались для получения интегрального показателя — креативности.

В тесте Торранса (в адаптации Дружинина, 1999) участникам предлагалось закончить незавершенную картину (эскиз), так, чтобы получилась оригинальная картинка. Для завершения предлагалось 6 эскизов, на выполнение каждого рисунка отводилось 2 минуты. В тесте Торранса оценивалась оригинальность и уникальность. Показатели оригинальности и уникальности не суммировались. Более подробно оценка психологических тестов описана в Приложении 2.

В результате проведенного предварительного психологического тестирования для физиологического исследования были выбраны субтесты Туник: «Составление изображений» и «Спрятанная форма». Так как ЭЭГ исследования в каких-то пределах ограничивает двигательную активность испытуемого, и так как мы планировали исследование с участием волонтеров, не имеющих художественного образования, из заданий в тесте Туник были выбраны те, которые более легки в исполнении - рисование при помощи геометрических фигур. Преимуществами этих заданий было также однотипное выполнение (при помощи геометрических фигур) и небольшое время выполнения всех заданий (2 мин.).

Была проведена апробация выбранных заданий на группе испытуемых 14 человек. Во время выполнения участниками творческих и контрольных заданий регистрировалась частота сердечных сокращений. Испытуемым также предлагалось оценить субъективную сложность заданий и силу возникающих эмоций. Подробнее результаты анализа вегетативных показателей и самоотчетов испытуемых приведены в Приложении 3. Из самоотчетов испытуемых следовало, что идея рисунка возникала в процессе выполнения задания (что важно для физиологического исследования), даже если основная идея возникала до начала выполнения задания (непосредственно после инструкции), она претерпевала существенные изменения в процессе творчества. Возможно, это является характерной чертой образного творчества - изменение идеи в процессе рисования, это характерно и для творчества вообще - отсутствие строго заданной цели и реорганизация первоначального замысла в процессе творчества.

В первом ЭЭГ исследовании использовались 2 творческих задания (Туник, 1997) и было предложено 2 контрольных задания:

В первом творческом задании (Тв1) испытуемым предлагалось придумать и нарисовать любую оригинальную картинку, используя круг, полукруг, треугольник прямоугольник. Испытуемые могли менять размеры фигур, их пропорции и расположение в пространстве, можно было использовать любое количество заданных фигур, но нельзя было добавлять свои фигуры и линии. В процессе исследования возникла необходимость объяснить понятие «оригинальная картинка», так как открытая инструкция (рисунок на собственный выбор) давала возможность испытуемым упростить задание и нарисовать широко распространенные сюжеты (например, морские пейзажи), которые не могут быть оригинальными.

Во втором творческом задании (Тв2) испытуемым предлагалось при помощи геометрических фигур оригинально («так, как никто на их месте не нарисовал бы») нарисовать заданные объекты — дом, лицо и клоуна. В инструкции указывалось, что если испытуемый закончил рисовать раньше, чем исследователь его остановил, ему необходимо было нарисовать те же объекты каким-либо другим, оригинальным способом. Примеры выполнения заданий испытуемыми приведены в Приложении 4.

Так как творческие задания были взяты из стандартного теста на определение невербальной креативности, мы рассматривали их, как задания, заведомо вовлекающие испытуемых в творческий процесс, и не проводили оценку результатов выполнения заданий в процессе ЭЭГ исследования.

Организация ЭЭГ исследований образной творческой деятельности

В исследованиях приняли участие 30 испытуемых (16 мужчин, 14 женщин), в возрасте 18-30 лет. Средний возраст 20 лет. Трое испытуемых -левши, согласно эдинбургскому опроснику (Oldfield, 1971), один амбидекстр и 26 правшей.

Все испытуемые на момент исследования были здоровы и не проходили курсов медикаментозного лечения. Участие в исследовании было добровольным, все испытуемые подписывали информированное согласие. Исследование было одобрено этической комиссией Института мозга человека.

Испытуемые располагались в удобном кресле, на расстоянии 1,5 м от стандартного 14 дюймового ЭЛТ монитора компьютера, руки испытуемых находились на столе в удобном для них положении. Исследование начиналось с подробной инструкции и выполнения тренировочного рисуночного задания, способ выполнения которого был идентичным тестовым заданиям (при помощи геометрических фигур, см. описание заданий). Испытуемые рисовали при помощи компьютерного планшета Wacom 2.64, рисунок выводился на монитор в виде черного изображения на белом фоне, в программе встроенного графического редактора для Windows" 95.

Монополярная регистрация ЭЭГ проводилась во время выполнения заданий с 19 электродов (Fpl, Fp2, F7, F3, Fz, F4, F8, ТЗ, СЗ, Cz, С4, Т4, Т5, РЗ, Pz, Р4, Т6, 01, 02), расположенных на поверхности головы, согласно стандартной системе 10-20 (Jasper, 1958). В качестве референтного электрода использовался объединенный ушной электрод. Заземляющий электрод располагался на запястье левой руки (на запястье правой руки, в случае, если человек левша). Разность потенциалов, регистрируемая с поверхности головы испытуемого, усиливалась и вводилась в компьютер (с полосой пропускания 0.5-70 Гц, частотой дискретизации 250 Гц), посредством полиэлектронейрографа фирмы Мицар.

ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования с открытыми глазами регистрировалась в течение 2 минут; в это время на мониторе предъявлялась точка для фиксации взгляда.

После выполнения каждого задания испытуемым предлагалось ответить на ряд вопросов для оценки субъективной сложности задания и силы эмоций, вызванных выполнением задания. Волонтеры оценивали сложность задания по Юбальной шкале (1 — самое легкое, 10 — самое

сложное); субъективную силу эмоций (независимо от знака) оценивали также по Юбальной шкале (1 — эмоции слабые, 10 - эмоции сильно выражены).

Стимульные изображения в творческом и контрольном задании предъявлялись на стандартном 14 дюймовом ЭЛТ мониторе, расположенном на расстоянии 1,5 м. от испытуемых, черным цветом на белом фоне. Во время выполнения заданий и в состоянии спокойного бодрствования (с открытыми глазами) проводилась монополярная запись ЭЭГ от 19 электродов расположенных на поверхности головы, согласно стандартной системе 10-20 (Jasper, 1958). В качестве референтного электрода использовался объединенный ушной электрод. Заземляющий электрод располагался на запястье левой руки. Разность потенциалов, регистрируемая с поверхности головы испытуемого, усиливалась и вводилась в компьютер (с полосой пропускания 0.5-70 Гц, частотой дискретизации 250 Гц), посредством полиэлектронейрографа фирмы Мицар.

После выполнения каждого задания испытуемым предлагалось ответить на ряд вопросов для оценки субъективной сложности задания и силы эмоций, вызванных выполнением задания. Волонтеры оценивали сложность задания по Юбальной шкале (1 — самое легкое, 10 — самое сложное); субъективную силу эмоций (независимо от знака) оценивали также по Юбальной шкале (1 - эмоции слабые, 10 - эмоции сильно выражены). После окончания выполнения каждого задания, испытуемые давали самоотчет о сложности заданий и силе возникающих эмоций (по 10 бальной шкале).

Удаление артефактов. Все волны с амплитудой больше 70 мкВ, рассматривались в ЭЭГ, как артефакты, преимущественно связанные с вертикальным движением глаз, и были удалены в результате визуального анализа ЭЭГ и средствами программного пакета WinEEG (Пономарев В.А.), мышечные артефакты были удалены в результате визуального анализа. Математический анализ данных

Расчет показателей спектральной мощности и когерентности ЭЭГ производился при помощи программного пакета WinEEG, (разработанного сотрудником ИМЧ РАН - к.б.н. В.А. Пономаревым) в семи диапазонах ЭЭГ: дельта (1.5-3.5 Гц), тета (4-7 Гц), альфаі (7.5-9.5 Гц), альфа2 (10-12.5 Гц), бетаї (13-18 Гц), бета2 (18.5-30 Гц), гамма (31-40Гц).

Запись ЭЭГ разделялась на эпохи анализа, равные 2-м секундам, с 50%-ным перекрыванием. Далее вычисления для каждого канала (Fpl, Fp2, F7, F3, Fz, F4, F8, ТЗ, СЗ, Cz, С4, Т4, Т5, РЗ, Pz, Р4, Т6, Ol, 02) выполнялись отдельно. Для каждого отрезка записи ЭЭГ вычислялись параметры полиномиального тренда, и этот тренд компенсировался. Порядок полиномиального тренда был выбран равный двум. Для подавления просачивания энергии через боковые максимумы каждый отрезок сглаживался временным окном; мы использовали временное окно Ханна. Чтобы скомпенсировать влияние сглаживания значений на границах временного окна мы использовали 50% перекрывание.

Процедура первого ЭЭГ исследования

Прямое сравнение динамики параметров ЭЭГ при выполнении заданий, использованных в первом и втором исследовании невозможно (из-за наличия двигательной активности при выполнении заданий в первом исследовании). Целесообразно, отсюда, провести сопоставление результатов этих исследований.

Творческие задание Тв1 — наиболее свободное задание из всех использованных в первом и втором исследовании, так как в нем не ставились никакие ограничительные рамки (кроме манеры исполнения -при помощи геометрических фигур) и не использовался никакой стимульный материал. Однако свобода выбора идеи и сюжета рисунка оставляла испытуемому возможность упростить задание и нарисовать не оригинальную картинку (по определению оригинальности: «такую, которая не придет в голову никому, кроме него»), а простой, возможно, эмоционально закрепленный сюжет (например, морской пейзаж), так как у испытуемого (художественно не тренированного - как в нашем исследовании) нет четкого представления, какой сюжет может считаться оригинальным. В творческом задании Тв2 с одной стороны были заданы объекты для рисования, что может снижать проявления фантазии, с другой стороны, необходимость (заданная инструкцией) быть оригинальным, возможно, делает это задание более творческим, так как объекты, данные в инструкции хорошо известны и создают представление, от чего можно отталкиваться в поисках оригинальной манеры изображения. В зрительном творческом задании (поиске оригинальных образов в малоструктурированном изображении) воображение испытуемого, в зависимости от внутренней мотивации, может быть как ограничено предъявленной стимульной картиной, так и проявляться именно благодаря ей. А отсутствие возможности изменять изображение создает специфику задания как пассивного творческого. Контрольное зрительное задание (определить животных по их частям в целом изображении) может являться как заданием на память, так и заданием, в котором, в некоторой степени, задействованы воображение и ассоциативные процессы.

При сопоставлении результатов данных ЭЭГ исследований образного творческого процесса обращает на себя внимание сходная картина уменьшения когерентных связей в высокочастотных диапазонах ЭЭГ бетаї, бета2 и гамма (как межполушарных, так и внутриполушарных) при сравнении творческого и контрольного зрительных заданий (Тв_з и К_з) с фоном и при сравнении творческих заданий (Тв1 и Тв2) со вторым контрольным заданием (К2). При этом наблюдается генерализованное увеличение мощности ЭЭГ в гамма диапазоне и некоторое увеличение мощности ЭЭГ в бета2 диапазоне в контрастах Тв1-К2 и Тв2-К2 и увеличение мощности ЭЭГ в лобных и височных отведениях в бета2 диапазоне в контрастах Тв_з-Ф и К_з-Ф. Такая картина может указывать на наличие многих, независимо функционирующих нейронных ансамблей при ассоциативном процессе. Увеличение пространственной сложности ЭЭГ (показатель наличия многих, независимо функционирующих нейронных ансамблей) при дивергентном мышлении по сравнению с

конвергентным типом мышления было получено в исследовании Molle et al (1999) и снижении функциональной связи между различными областями коры при поиске отдаленных ассоциаций. В ряде исследований (Кирой, 1982; Кирой, Воинов, 1988) снижение когерентности ЭЭГ было получено при выполнении испытуемыми мыслительных операций (воспроизведение из памяти возникших ассоциаций и определение модальности предъявленных стимулов, решение арифметических задач и задач на пространственное соотнесение деталей разной формы). В работе фон Штейн, факт снижения когерентности при выполнении мыслительных операций был соотнесен со сложностью выполняемой задачи (von Stein et al., 1999). По результатам обоих исследований можно сделать заключение об уменьшении функциональной связи между полушариями в процессе образной творческой деятельности. Эти данные не дают основания говорить о преобладающей роли правого или левого полушария в процессе невербального творчества, что активно дискутируется (Henson, 1988; Finkelstein, 1991; Rotenberg, 1994; Miller, 1996, 1998, 2000; Murai, 1998; Vinner, 1998), однако, можно предположить, что обработка информации правым и левым полушарием идет более независимо, что может рассматриваться, как специфика творческого процесса. Ряд клинических данных говорит о независимом, но параллельном функционировании полушарий в процессе творчества (Bogen, Bogen, 1988; Норре, 1988; Atchley, 1999), оба полушария при этом являются активными и одновременно вносят свой вклад в развитие процесса творческого мышления.

Похожие диссертации на Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности