Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Адыгские (кабардино-черкесские) предания Цининов, Арсен Амербиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цининов, Арсен Амербиевич. Адыгские (кабардино-черкесские) предания : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.09.- Москва, 1992.- 34 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Более глубокий интерес к канрам несказочной прозы мировая и советокая фольклористика проявила сравнительно недавно (Мевдународное Будапештское совещание Комиссии по носказочной прозе 1963 г.); УП Международный конгресс антропологов и этнографов (Москва,1964 г); Всесоюзная научная конференция "Прозаические яанрн фольклора народов СССР (Минок,1974 г.). П0чти все исследователи констатировали отсутствие терлинологичеокой устойчивости В ЭТОЙ области фольклора, общепринятых критериев выделения яаяров. Не выработаны такко единые принципы классификации, не изучены жанровые взаимосвязи, поэтико-стилистическпе особенности. Аналогичное оостояниа в изучении несказочной прозы и преданий, в частности, адыгского (кабардино-черкесского) фольклора свидетельствует о назревшей необходимости ее системно-аналитического изучения. Совершенно не исследован и структурній состаз произведений несказочной прозы адыгов. Последнее обстоятельство влечет за с обо*» большой пробел в научном освсашш народной исторической прозы, ибо только в этом случае представляется возможным раскрыть характер функционирования тс:: пли пннх явлений в структуре преданий.Лишь максимальный унг»? всех реалий текстов и их локализация в ноторическоїл г О'Зпеэпвческом контекстах может дать наденные научные результат:!.

Цель исследования. Сака прзрода народной исторической проьы статут еа исследователей перед необходимостью решения дву:: тесно взаимосвязанных псторико-фольклорных проблем. Во-первн.-:,- язученкэ исторического эпоса кап отражение націоналі»-

ной истории и этнографии. Работа з этом направлении позволяет установить историко-этнографический контекст, на фоне которого формировались те или иные произведения. Во-вторых,-изучение исторического эпоса как воплощение закономерностей общеэгического творчества народа. Эта проблема особенно остро огоит перед исследователями преданий как жанра позднего, представляющего собой завершающий этап эпической традиции в целом. Только через воссоздание всех звеньев в сферах сгоне-г;'ики, персонажей, пространственно-временных категорий лекит путь к восстановлению этапов эволюции эпоса, что и подтверг-дает тезис о поступательном деинсєние эпического творчества от мифолого-эпического к конкретно-историческому изображению действительности. На пути к решению этих проблем предстоит решть ряд конкретных задач:

Проанализировать народную терминологию а области несказочной прозы для определения>границ тех или иных фольклорных явлений, обозначаемых различными народными терминами.

Определить ..ажнейшие критерии, отграничивающие предания от других жанров яесказочной прозы и тем самым выявить

и очертить круг произведений, составляющий определенный жанр адыгского фольклор, обозначаемый нами научным термином "предание".

Классифицировать предания.

Определить спжетно-тематический состав, выявить в структуре преданий сшетообразукхцие и второстепенные мотивы с целью проследить их становление и историческое развитие в эпической традиции.

Исследовать систему персонажей, становление и эволюцию образа в системе предания.

Актуальность исследования. Более глубокий интерес к йанрам несказочной прозы мировая и совегокая фольклористика проявила сравнительно недавно (Международное Будапештское совещание Комиссии по нсзсказочной прозе 1963 г.); УП Международный конгресс антропологов и этнографов (Москва,1964 г); Всесоюзная научная конференция "Прозаические яанры фольклора народов СССР (Минок.1974 г.). Почти все исследователи констатировали отсутствие терминологической устойчивости в этой области фольклора, общепринятых критериев выделения наяров. Но выработаны такке единые принципы классификации, не изучены яанровые взаимосвязи, поэтнко-сгадиетические особенности. Аналогичное состояние в изучении несказочной прозы и преданий, в частности, адыгского (кабардино-черкесского) фольклора свидетельствует о назревшей необходимости ее системно-аналитического изучения. Совершенно не исследован и структурный состав произведений несказочной прозы адыгов. Последнее обстоятельство влечет за собо* большой пробел в научном оововнии народной исторической прозы, ибо только в этом случае представляется возможным раскрыть характер функ- . ционирования те:: пли иных явлений в структуре преданий .Лишь максимальный у-іяг всех реалий текстов я их локализация в историческом п ос'тцвэвяческом контекстах может дать надеяныо научные результаті::.

Цель исследования. Сама природа народной исторической проьн ставит ее исследователей перед необходимостью решения да;?:: таено взаимосвязанных псторико-чбольклорных проблем. Бо-перэ;;т.:0- лучение исторического эпоса как отражение наплочаль-

ной исторти и этнографии. Работа в этом направлении позволяет установить псторико-этнографическяй контекст, на фоне которого формировались те или иные произведения. Во-вторых,-изучение исторического эпоса как воплощение закономерностей общеэгического творчества народа. Эта проблема особенно ося-ро стоит перед исследователями преданий как жанра позднего, представляющего собой завершающий этап эпической традиции в целом. Только через воссоздание всех звеньев в сферах сюжетики, персонажей, проотранственно-временных категорий лежит путь к восстановлению этапов эволюции эпоса, что л подтверг-дает тезис о поступательном движении эпического творчества от мифолого-эпвческого к конкретно-историческому изображению действительности. На пути к решению этих проблем предстоит решить ряд конкретных задач:

Проанализировать народную терминологию в области несказочкой прсзы для определения>границ тех или иных фольклорных явлений, обозначаемых различными народными терминами.

Определить .акнейшие критерии, отграничивающие предания от других жанров несказочной прозы и тем самым выявить

и очертить круг произведений, составляющий определенный жанр адыгского фольклор", обозначаемый нами научным термином "предание".

Классифицировать предания.

Определить сюжетно-тематический состав, выявить в структуре преданий сюжетообразупцие и второстепенные мотивы с целью проследить их становление и историческое развитие в эпической традиции.

Исследовать систему персонажей, становление в эволюцию образа в системе предания.

.-3-- Выявить поэтико-стилистические особенности преданна

(композиционные и стилистические выразительные средства; художественное время и пространство в яанре).

Материал исследования. Работа основывается на преданиях и других произведениях несказочной прозы адыгов, опубликованных в различных сборниках, начиная с середины прошлого века по настоящее время. В большей степени привлекались мате -риалы, собранные нами во время фольклорных экспедиций по КБССР и Сирийской Арабской Республике, а такке материалы рукописного фонда и фоноархива Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института истории филологии;.и экономики.

Методика исследования. В теоретическом и методическом плане мы опирались на труды филологов - классиков и на исследования современных фольклористов - специалистов в области несказочной прозы. В целях конкретизации специфики адыгских преданий использована сравнительно-типологическая методика их рассмотрения как в системе сопредельных канров - несказочкой прозы, гак v. в обще эпическом контексте. Тем самым на исследуемом материале раскрываются законы типологической последовательности и типологической преемственности в историческом развитии эпической традиции народа.

Научная новизна работы. Реферируемая диссертация представляет собой первое з адыгской (кабардино-черкесской) фольклористике исследование произведений народной исторической прозы во всей их совокупности. Впервые предпринимаются попытки решить следующий круг вопросоз: жанровое деление несказоч-ко;:: прозг. (выявление основных разграничивающих критериев и закреплен?;? научных терминов за теп или иным жанровым образованием); зілассиї'оиі^цнл ~.акра предали:;; анализ структуры тек-

- 4 -стов (генезис и развитие в эпической традиции основных в второстепенных мотивов). Так яе впервые поднимается проблема художественности произведения носказочной прозы и рассматриваются пространственно-временные категории в преданиях.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут бить использованы ври разработке курса адыгского фольклора в высших и средних учебных заведениях, при написании истории фольклора адыгских народов. Четкое уяснение характера отражения действительности в преданиях на разных этапах его развития мокет оказать вакшое подспорье и историкам, поскольку нередко, особенно при воссоздания ранних этапов становления я развития этноса, произведения народной исторической прозы оказываются единственным иоторико-этногра-фтнескнм источником.

Апробация работы. Диссертация обсувдена и одобрена отделом фольклора Института мировой литературы вм.А.М*Горького

АН СССР. Основные положения работы изложены в трех публикациях автора общим объемом.2,4 п.л.

Структура диссертации. Композиция исследования'диктуется поставленными задачами работы. Она состоит из введения, четырех глав, заявления, библиографии и списка сокращений.