Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Иерархия цветовой символики в обрядовой поэзии и устной прозе коми-зырян Уляшев, Олег Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Уляшев, Олег Иванович. Иерархия цветовой символики в обрядовой поэзии и устной прозе коми-зырян : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Ин-т языка, литературы и истории Коми.- Москва, 1998.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-7/3988-6

Введение к работе

Актуальность изучения цветовой символики в фольклоре обусловлена важностью колористических исследований вообще. Цветовое видение, уникальное у каждого биологического вида, связано с биоритмами (на низшем уровне), рефлексами, I и II сигнальными системами (на более высоком уровне), а у человека также с сознанием и подсознанием, поэтому колористика входит в круг проблем ряда естественных и гуманитарных наук. Образное, внепонятийное мышление нередко остаётся в стороне в процессе изучения

образной системы текстов, хотя на этом уровне мышления этнический аспект проявляется более полно и более психологически. Цвет—один из важнейших психоэмоциональных средств, формирующих образ, поэтому в хромосимволическом анализе чётко выявляются общекультурный пласт и специфические, присущие конкретному этносу, компоненты, что пред( гавляется весьма важным в настоящее время, характеризующееся ростом национального самосознания народов России, приобретающим иногда не совсем здоровый характер. Распространение научных идей, способствует осознанию своеобразия каждой культуры в единстве культур.

Хроматический язык постоянно претерпевает изменения под влиянием ряда факторов: а) межэтнические отношения, смешение культур и заимствование иноэтнических представлений (Напр.: включение в символический цветоряд коми зелёного и коричневого цветов в конце XX в); Ь) религиозные представления (См. смену цвета погребальной одежды у коми с белого на чёрный под влиянием христианства); с) смена государственной идеологии (Ср. усиление доминанты жертвенности, гибельности, агрессивности в семантике красного в нач. XX и начало семантизации зелёного, включённого в хроматическую триаду флага Республики Коми). Изменения закономерны, но тем острее вопрос о необходимости реконструкции, консервации и научного осмысления традиционных форм хроматического мышления.

Предмет исследования — традиционные хроматические представления народа коми, анализируемые на материале фольклорных текстов и обрядов.

Объект исследования — коми, проживающие на территории Республики Коми, Коми-пермяцкого АО Пермской области, в Тюменской области.

Исследование охватывает период с конца XIX по 90-е гг. XX в. Выбор нижней хронологической рамки обусловлен имеющимися письменными источниками, большая часть которых относится к концу прошлого — началу нынешнего веков.Верхняя граница определена необходимостью сравнительного анализа материала и выявления изменений, происшедших в хроматических представлениях.

Источниками послужили фолыслорно-этнографические публикации XIX — XX вв., дневниковые записи фольклористов, этнографов, краеведов и др., материалы и исследования отечественных и зарубежных финно-угроведов: А.С. Сидорова, Г.А. Старцева, В.П. Налимова, П.А. Сорокина, Л.С. Грибовой, А.К. Микушева, Ю.Г. Рочева, D. Fokos-Fuchs, J. Wichmann и др. Использовались материалы из архивов г. Сыктывкар, этимологические и диалектные словари, сборники фольклорных текстов, составленные П.Г. Дорониным, А.А. Поповым, Ф.В. Плесовским, А.К. Микушевым, П.И. Чисталёвым, Ю.Г. Речевым и др. Значительную часть сведений,

использованных в работе, составляют полевые материалы, собранные автором в 1985 — 96-х гг. самостоятельно и в составе фольклорно-этнографических экспедиций в Усть-Куломском, Корткеросском, Сыктывдинском, Сысольском, Ижемском, Удорском, Интинском районах Республики Коми.

Цель и задачи. Цветовой символике в зарубежной и отечественной науке посвящено достаточно работ, поэтому нельзя сказать, что проблема абсолютно неисследована. Однако, подходы к проблеме могут быть различными. Целью данной работы является изучение цветовой символики в фольклоре (шире — в традиционных представлениях) коми в контексте психофизиологических основ генезиса колористической системы. Для достижения цели вьщвинули и попытались решить ряд задач: — проведение полевых исследований и сбор фольклорно-этнографического материала по проблематике цвета; — систематизация и научный анализ хроматических представлений народа коми в сравнении и типологическом сопоставлении с таковыми у других народов; — исследование данной стороны фольклора народа коми в русле идей Тэрнера-Топорова об "антропоморфном коде"; — введение в научный оборот нового материала по колористике.

Методологические принципы. В выборе методологических принципов исследования мы прежде всего исходили из следующих постулатов: а) каждый из участников ритуального действа является одновременно актёром и зрителем; Ь) исполнители и слушатели фольклорного произведения одинаково вовлекаются и включаются в события, происходящие в тексте; с) образцом, мерой и отправной точкой в мифотворчестве и в создании представлений о мироздании является человек и процессы человеческой жизнедеятельности;

d) в свете перечисленного, при анализе фольклорного текста, целесообразнее
всего исходить от традиционных представлений и эмпирических знаний народа
о человеческом организме, физических, душевных и духовных проявлениях;

e) антропоцентризм и синкретичность народных представлений
предопределяют подход к проблемам, связанным с мировоззрением, в том
числе и с хроматическим, поэтому автор опирается не только на литературу
по мифологии, фольклору и ритуалу, но и на иные исследования, связанные с
проблемами восприятия цвета и света.

Цвета, по В. Тэрнеру, — "концентрированные обозначения больших областей психофизиологического опыта, затрагивающих как разум, так и все органы чувств, и связанных с первичными групповыми отношениями", поэтому принципиально важней анализ психофизиологических основ цветовой системы, с которой человек информационно-энергетически взаимодействует на трёх уровнях: 1. бессознательном (красный повышает давление, синий понижает, независимо от субъективного восприятия); 2. подсознательном (красный возбуждает чувства, синий успокаивает); 3. сознательном (конвенциональные знаки).

Изучение цветовой символики в фольклорных текстах предполагает применение психологического, семиотического и лингвистического подходов, которые конкретизируются в этнопсихологическом и лингвосемиотическом аспектах. Предмет и цель исследования определяют соответствующие методологические принципы: 1. историко-генетический; 2. сравнительно-типологический; 3. лингво-семиотический; 4. сравнительно-мифологический; 5. этнопсихологический.

Методика исследования. Человеческое сознание приписывает познаваемым объектам определённые иерархические отношения, результатом чего является и иерархичность общественного устройства, и обычное стремление к пирамидальным логическим построениям в науках. Иерархический принцип заложен в любой семиотический код, где каждый символ включён в сферу смысловых отношений, поэтому и в основу нашего анализа заложен иерархический принцип, базирующийся на "этикетных" отношениях внутри хроматической системы. В изучении символики коми использовались теоретический и эмпирический подходы: наблюдение, опрос информаторов, сбор, запись и анализ фольклорных текстов, составление схем и таблиц.

Научная новизна работы заключается, во-первых, в том, что данная диссертация — первая обобщающая аналитическая работа по колористике коми фольклора, во-вторых, в попытке психофизиологического объяснения семантики цвета, и в-третьих, во введении в научный оборот новых данных, собранных в ходе полевых исследований.

Практическая значимость её состоит в возможности привлечения систематизированного материала для монографического исследования по семантике цвета в мировоззрении коми. Проведённая работа даёт основание для сравнительного исследования цветовой символики коми и других финно-угорских народов. Сведения могут быть использованы в работе учреждений культуры, в архитектуре и других областях человеческой деятельности. Обоснованность подобных предположений подтверждают сотрудничество с Государственным театром фольклора Республики Коми, фольклорным ансамблем "Парма", объединением коми художников-авангардистов "Форма" и правительством Республики Коми. По цветовой символике в школах, гимназии искусств, лицеях, Сыктывкарском госуниверситете, институте усовершенствования учителей и др. учреждениях читались лекции, поэтому имеется возможность объединения частей диссертации в лекционные циклы и курсы.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в серии публикаций и нашли отражение в докладах автора на региональных и республиканских конференциях: на 11-й, 12-й Коми Республиканских

молодёжных конференциях (Сыктывкар, 1990, 1994), "Этико-эстетические основы русского фольклора" (Свердловск, 1991), на конференции в рамках фестиваля "Эшъяськон" (Ижевск, 1992), "Наследие К.Ф. Жакова и развитие финно-угорской культуры" (Сыктывкар, 1991); Всероссийских конференциях "Духовная культура: проблемы и тенденции развития" (Сыктывкар, 1994), "Устные и письменные традиции в духовной культуре народа" (Сыктывкар, 1990), на 1-й Всероссийской конференции финно-угроведов (Йошкар-Ола, 1994); на международном симпозиуме "Уральская мифология" (Сыктывкар, 1992), международном конгрессе по семиотике "On the borderlines of semiotik" (Иматра, Финляндия, 1992), международной конференции памяти В.Ф. Генинга (Сыктывкар, 1994), международной конференции "Коми-пермяки и финно-угорский мир"(Кудымкар, 1995) и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и приложения, включающего 9 таблиц-схем, иллюстрирующих теоретические выкладки.