Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторические судьбы народной лирики в региональном аспекте (на материале русского фольклора Казахстана) Абдулина, Алмагуль Бектасовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдулина, Алмагуль Бектасовна. Исторические судьбы народной лирики в региональном аспекте (на материале русского фольклора Казахстана) : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.09.- Алматы, 1997.- 46 с.: ил.

Введение к работе

Провозглашение Казахстаном государственного

суверенитета и связанные с этим новые социально-политические реалии наметили значительную трансформацию самосознания общества,что получило отражение в конкретных реализационных мерах, основанных на идее культурно-исторической плюральное.

Так, в «Концепции становления исторического сознания в Республике Казахстан» подчеркивается следующее : « С древности историко-культурный ареал Казахстана определяли полиэтничность и многоконфессиональность. По сей день страна не утратила своей уникальности, определяемой этими факторами, в связи с чем создание объективной картины истории республики становится одним из главных факторов формирования общенационального единства, воспитания гражданственности и патриотизма казахстанцев.»1

В своем выступлении на встрече с прессой 2 мая 1996 года
президент Н.А.Назарбаев, отмечая важность открытия
Ассамблеи народов Казахстана, еще раз обратил внимание
общественности на тот факт, что « треть населения страны
составляют русские, и Казахстану важно сохранить культурные и
гуманитарные связи с Россией, соблюдая интересы

региональной и субрегиональной интеграции, усиливая акценты на сотрудничестве, ценности мирного созидания, уважении духовной, материальной культуры и истории всех этнических групп Казахстана.»

В июле этого же года состоялось заседание Национального Совета по государственной политике при Президенте республики, где прошло обсуждение Концепции этнокультурного образования, предполагающей разработку законодательных актов по обеспечению культурных свобод и прав, охране культурно-исторического наследия этносов Казахстана, создание специальных программ развития языков и культур этносов, проживающих в стране.

Открывая заседание Совета, заместитель Председателя депутат мажилиса А. Кекилбаев подчеркнул «актуальность вопроса об этнокультурном образовании в условиях

1 «Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан». - «Каз. правда», 5 июля 1995 года.

многонационального государства, каким является Казахстан.»1

Совершенно очевидно, что в процессе осмысления истории развития независимого Казахстана в обществе происходит осознание необходимости сохранения накопленного исторического опыта и знаний, проявляется пристальное внимание к прошлому, акцентируется важность сотрудничества, взаимовлияния культур, всемерного развития духовного и культурного наследия как коренного казахского народа, так и других этносов, проживающих в Казахстане и считающих его своей Родиной.

Одним из ярких проявлений культурно-исторического наследия является устное поэтическое творчество, исследование которого позволит восполнить многие необходимые аспекты исторического просвещения. Анализ источников свидетельствует о наличии пробелов в изучении бытовой и духовной жизни как казахского народа, так и других этнических общностей республики.

Актуальность диссертационного исследования продиктована назревшей необходимостью проработки многих принципиальных вопросов отечественной истории, требующих полного освещения не только с политической точки зрения, но и с позиций углубленного изучения духовной и материальной культуры во всем многообразии ее проявлений.

Актуальность исследования определяется

малоизученностью имеющего широкие границы бытования русского песенного фольклора Казахстана как системно-типологического материала,2 в то время как целостное изучение народной лирики в свете типологических исследований - одна из

1 Цит. по: Омарова А. «Концепция этнокультурного образования должна
работать на суверенитет страны.» - «Веч.Алматы», 1996, № 96, с. 1

2 Общая характеристика песенного творчества семиреченских
казаков: Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Дисс...
докт. филол. наук. - Алма-Ата, 1985, с. 100-150; Абдулина А. Б.
Песенное творчество семиреченских казаков. Дисс... канд. филол.
наук. - Алма-Ата, 1985; Абишева У. К. Внеобрядовая песенная поэзия
в русском фольклоре Восточного Казахстана. Дисс... канд. филол.
наук. -Алма-Ата, 1989.

насущных задач фольклористики наших дней.1

Не менее актуальным представляется специальный научный
потенциал исследования народного поэтического искусства в
региональном аспекте, что «позволяет не просто с

максимальной полнотой узнать и записать фольклор, ... но и дает важнейшие источники для решения научных проблем принципиального значения,»2 таких, как сохранность традиционного наследия, исторические судьбы его песенной лирики, теория и методология жанра народной песни.

Анализ материала, записанного в разных регионах Казахстана, представляется важным и своевременным, поскольку позволяет всесторонне изучить современные процессы и исторические закономерности в песенной традиции, общетипологические и специфические особенности современного русского фольклора.

Актуальность исследования детерминирована введением обширного текстового материала песенной лирики в силу того, что региональный фонд представляет особую ценность для осмысления судеб фольклора в целом и отдельных его жанров, для исследования исторической динамики художественной системы народного поэтического искусства, для понимания различных стадий его развития и своеобразия художественной культуры регионов, для изучения процессов взаимодействия и взаимопроникновения различных поэтических традиций.

Необходимым слагаемым в решении актуальной проблематики являются результаты исследования отдельных жанров, так как только после изучения исторических судеб конкретных жанров могут быть сделаны соответствующие обобщения, определяющие общий итог по вопросам закономерностей развития историко-фольклорного процесса в целом. Не вызывает сомнения тот факт, что среди фольклорных жанров, выдвинувшихся на одно из первых мест и, следовательно, являющихся показательным и благодатным материалом для решения насущных задач современной науки, следует признать народную песню.

1 Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения
фольклора. - Л., 1976, с. 135.

2 Выходцев П. С. Современное состояние русского фольклора на
Беломорье. - В кн.: Русский фольклор. Полевые исследования. Вып.
22.-Л., 1984, с. 5

Эволюция теории и истории русской народной песни представляет собой сложный путь научных исканий, отражающих развитие фольклористической мысли. Литература о народной песне складывается из достаточно объемного фонда текстовых публикаций и исследований самого песенного материала. В процессе изучения русского песенного творчества выделяются дореволюционный и советский периоды, характеристика научных достижений которых освещена в работах Проппа В.Я., Колпаковой Н.П., Кравцова Н.И.,Сидельникова В.М., Лазутина С.Г., Новиковой A.M., Соймонова А.Д. и других.1

Фольклористикой установлено, что "русская народная песня, создававшаяся в различные эпохи, в разной социальной среде разных областей, настолько своеобразное явление, что не считаться с этим нельзя ".2

В силу неоднородности социально-бытового уклада, местных условий географического и исторического характера назрела необходимость тщательного анализа местных художественных традиций, сохраняющих древнейшие песенные слои и, вместе с тем, подвергающихся локальным и эволюционным изменениям.3

1 Пропп В. Я. О русской народной лирической песне. - В кн.:
Народные лирические песни. "Библиотека поэта". Большая серия. -
Л., 1961; Колпакова Н. П. Русская народная бытовая песня. - М. - Л.,
1962; Кравцов Н. И. Поэтика русских народных лирических песен. -
М., 1974; Сидельников В. М. Развитие русской лирической народной
песни: Русская песня и быт. Дисс... докт. 'филол. наук. - М., 1949;
Лазутин С. Г. Русские народные песни. - М., 1965; Он же. Очерки по
истории лирической песни. - Воронеж, 1964; Новикова А. М.
Народная лирическая песня. Народные частушки. - М., 1960.

2 Соймонов А. Д. Свод русской народной песни. - В кн.: Русский
фольклор. Вып. 17. - Л., 1977, с. 137.

3 См., напр.: Кошелев Я. Р. Русская фольклористика Сибири. - Томск,
1962; Тамаркина Э. Я. Русские любовные и семейно-бытовые песни
Удмуртии. Дисс... канд. филол. н. - М., 1970; Вронская В. А.
Народная любовная песня дореволюционного Урала. Дисс... канд.
филол. н. - М., 1969; Богомольная Р. А. Народная песня в русских
селах Молдавии. Дисс... канд. филол. н. - М., 1970; Свиридова Л. М.
Восточнославянские традиционные народные песни в Приамурье и
Приморье. Дисс. канд. филол. н. - Новосибирск, 1973; Научно-

(См. продолжение сноски на след. стр.)

В последние десятилетия метод регионального изучения обретает необходимую научную обоснованность и опыт практической реализации.Принципиально важной в научном осмыслении всех проявлений региональной специфики фольклора является установка на специальное обследование песенного репертуара не только крупных зон фольклорного атласа, но и отдельных социальных групп, а порой конкретных населенных пунктов,1 а ныне - устного творчества русской диаспоры в суверенных республиках СНГ и зарубежья.

Предлагаемая диссертация является первой работой, посвященной русскому песенному фольклору в этнокультурных регионах Казахстана в аспекте установления типологической общности и, соответственно, специфики.Этим обусловлена научная новизна работы.Впервые предприняты систематизация и сравнительно-типологический анализ песенных образцов исторической, воєнно- и социально-бытовой тематики, любовной и семейно-бытовой лирики, хороводно-игрового песенного фольклора, плясовых и сатирических песен, записанных в последние десятилетия на территории Казахстана в разных его регионах.

В научный оборот вводится значительный текстовой и текстологический материал, как опубликованный, так и хранящийся в архиве научно-исследовательской лаборатории Казахского государственного национального университета имени Аль-Фараби.

Избранный аспект изучения многообразного материала потребовал историографического анализа становления и развития складывающейся в науке теории региональных исследований, различных точек зрения по означенной проблеме.

Новизна настоящего диссертационного исследования определяется также стремлением автора работы обосновать

тематические сборники: Вопросы филологии и методики исследования. - Воронеж, Воронежский госуниверситет, 1975; Фольклор и литература Сибири. - Омск, Омский ГПИ, 1974, 1980, 1981; Сибирский фольклор. - Новосибирск, 1971 и многие другие. 1 См., напр.: Власова 3. И., Мартынова А. Н. Современный фольклорный репертуар одного района. - В кн.: Русский фольклор. Вып. 9, с. 240-271; Померанцева Э. В. Фольклорный репертуар одного села за сто лет. - В кн.: Русский фольклор. Вып. 16. - Л., 1976, с. 236-249.

историко-этнографические предпосылки формирования

этнокультурных регионов Казахстана в фольклористическом аспекте, выявить жанровую систему русского песенного фольклора, определить наиболее существенные как общефольклорные типологические закономерности ее развития, так и своеобразные тенденции, отражающие специфику жанрово-тематических групп необрядовой лирики в фольклоре отдельных регионов и в целом песенную традицию на территории республики.

Научная новизна заключается в апробации нового метода исследования, в частности, компьютерной обработки архивных фондов, что способствует развитию принципиально новых направлений в систематизации и изучении народной лирики.

Материалом исследования послужили около 6000 фольклорных произведений, записанных с 1972 по 1990 годы студентами, стажерами, аспирантами и преподавателями КазГНУ при участии и под руководством автора диссертации, его личные наблюдения и записи в процессе фольклорных экспедиций во многие города и села республики.Использованы фонды архива научно-исследовательской лаборатории "Региональное изучение русского фольклора Казахстана" при КазГУ, частично опубликованные в сборниках профессора М. М. Багизбаевой,1 в подготовке которых автор принимала активное участие.Кроме того, использованы современные публикации русского фольклора, зафиксированные в Уральской и Северо-Казахстанской областях.2

Цель диссертационной работы - выявить жанровый состав и специфику русского песенного фольклора этнокультурных регионов Казахстана в целом, определить пути развития исторических судеб жанров русской народной лирики. В осуществлении намеченной цели автор ориентировался на высказывание известного ученого-фольклориста Б.Н.Путилова:

1 Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. В 2-х ч. - Алма-
Ата, ч. 1, 1977; ч. 2, 1979; Багизбаева М. М. Русский фольклор
Восточного Казахстана. - Алма-Ата, 1990.

2 Коротин Е. И. Фольклор яицких казаков. - Алма-Ата, 1981; Песни
Сергеевского района Северо-Казахстанской области // Сб. подг. Л. А.
Зарецкая, Н.Б. Дивинская. - Петропавловск, 1989; Песни
Бишкульского района Северо-Казахстанской области // Сост. Л. Д.
Дивинская, А. Е. Слезко, В. Г. Хлыстун . - Петропавловск, 1990.

"Основной путь изучения истории жанров - это путь всестороннего и конкретного исследования текстов".1

Избранная цель работы обусловила конкретные ее задачи:

1. Исследование литературоведческих" и специальных
фольклористических источников для уяснения истории
становления проблематики региональных изысканий.

2. Изучение историко-этнографической литературы для
обоснования основных этапов формирования этнокультурных
регионов в Казахстане и определения степени изученности
песенной поэзии в фольклоре каждого региона.

3. Обработка и систематизация фольклорных материалов,
составление итоговых данных в табулированной форме.

  1. Сравнительно-типологический анализ собранных на территории Казахстана в последние десятилетия фольклорных текстов с материалами русского фольклора в известных коллекциях и региональных сборниках.

  2. Установление в процессе анализа традиционных и специфических особенностей современного бытования песенной поэзии в составе фольклора отдельных регионов республики.

6. Исходя из результатов изучения фольклора одного из
регионов (конкретно - Семиречья) предложить новое
направление в систематизации песенных сюжетов
компьютерную разработку Программы "Указатель песенных
сюжетов".

7. Получение необходимых результатов о современном
состоянии системы жанров и жанрово-тематических групп в'
русском песенном фольклоре Казахстана с учетом
перспективных направлений в области его изучения в наиболее
полном объеме.

Методы исследования.

Цели и задачи диссертационной работы, специфика фольклорного материала, ориентация на региональный аспект изучения песенной культуры определили использование в работе ряда методов и частных исследовательских приемов.

Основной методологической базой исследования песенных текстов послужили принципы историко-типологического изучения фольклора, достижения современной фольклористики, внедряющей сравнительные аспекты во все сферы

1 Путилов Б. Н. Некоторые общие проблемы истории фольклора. - В кн.: Народная устная поэзия Дона. - Ростов-на-Дону, 1963, с. 14.

фольклористических исследований для выявления традиционной функциональности фольклора и теоретического осмысления общих закономерностей исторической поэтики народного творчества (В.М.Жирмунский, Е.М.Мелетинский, Б.Н.Путилов, Н.И.Кравцов, В.М.Гацак и другие).

Основными фольклористическими методами в работе являются: сравнительно-сопоставительный метод анализа локальных записей в сравнении с классическими публикациями русской народной поэзии для обоснования специфики песенных образцов, записанных в Казахстане; историко-типологический метод изучения материалов из разных регионов республики; текстологический метод вариативного анализа; метод систематизированного отбора фактического материала; метод историографического обзора источников для уяснения научной динамики региональных изысканий и степени изученности русского песенного фольклора Казахстана, а также при описании процессов формирования восточнославянского этноса на территории этнокультурных регионов республики.

В качестве вспомогательных использовались метод компьютерной обработки и систематизации текстов для "Указателя песенных сюжетов"; прием количественных характеристик для получения новых сведений о составе и распространенности песенных жанров в фольклоре разных регионов; прием частотных аналогий, полученных в процессе сравнения с публикациями русской лирики для установления традиционной основы и степени корреляции разных поэтических традиций.

Теоретическое значение данной работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в процессе разработки общих и частных теоретических проблем русского фольклора, в изучении бытования песенного творчества в других регионах.

Наблюдения и выводы, представленные в диссертационном исследовании, углубляют и дополняют известные положения об основных процессах, происходящих в жанровой системе русского песенного фольклора на примере регионов, которым в науке уделялось недостаточное внимание.

Многосторонний подход к исследованию песенного творчества открывает перспективы для дальнейшего творческого изучения таких жанров, как баллады, песни литературного происхождения, в уяснении межэтнических связей, а также общеэволюционных фольклорных процессов, исторических

судеб других жанров и систем (частушки, обрядовый фольклор).

Практическая ценность работы обусловлена тем, что фольклорные материалы, выводы и обобщения, содержащиеся в работе, могут найти применение и в настоящее время активно используются в преподавании общего курса "Русское устное народное творчество", спецкурсов и спецсеминаров по проблемам современной фольклористики, в процессе проведения фольклорной практики.

Материалы исследования и его основные результаты могут быть использованы в обобщающих монографиях по истории песенных жанров, их роли в формировании общих закономерностей развития современного фольклора.

Результаты исследования особенно важны как практически и теоретически значимый материал для дальнейшей фольклористической работы в деле систематизации многочисленных архивных фондов (вузы, музеи, рукописные фонды библиотек и учреждений) в соответствии с разработанной компьютерной программой "Указатель песенных сюжетов". Проведенное исследование имеет выход в ряд научных областей знания - историю, социологию, этнографию, литературоведение.

Апробация диссертации. Результаты исследования были доложены на Всесоюзной конференции по координации собирания и архивного хранения произведений русского фольклора в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, октябрь 1979 г.; на Всесоюзной конференции "Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды", организованной Институтом им. Гнесиных в апреле 1988 г.; на Всесоюзной конференции "Бирюковские чтения" в г.Челябинске, май 1990 г.; на Третьей Республиканской научно-практической конференции преподавателей вузов по фольклору, организованной КазГНУ в 1991 г.; на научных, учебно-методических конференциях в Казахском государственном национальном университете им.Аль-Фараби (1977, 1980, 1984, 1995 гг.), на международной конференции "Восток-Запад: диалог культур", Алматы, октябрь 1995 г.

Отдельные разделы и диссертация в целом обсуждались на кафедре русского фольклора МГУ им.М.В.Ломоносова (рефераты: "Баллады в песенном фольклоре семиреченских казаков", "Анализ частотных аналогий: к вопросу о традиции в русском песенном фольклоре Семиречья", ФПК, 1980, 1990 гг.), на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы КазГУ

им.Аль-Фараби (1993, 1995, 1996 гг.) и получили положительные отзывы.

Результаты исследования стали материалом нескольких теле- и радиопередач, выступлений на вечерах, организованных Фондом культуры, в ряде статей и тезисов докладов, опубликованных в специальных изданиях, в республиканской и союзной печати. Кроме того, автор принимала участие в обработке фольклорных текстов и подготовке комментариев к ним для сборников "Фольклор семиреченских казаков"(в двух частях), "Русский фольклор Восточного Казахстана.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой русской и зарубежной литературы Казахского государственного национального университета им.Аль-Фараби, Центром рукописей и текстологии Института литературы и искусства им. М.О.Ауэзова.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Региональные записи русского фольклора представляют собой уникальный научный материал для исследования исторической жизни традиционной лирики в современную эпоху, для осмысления общих закономерностей формирования русской песенной традиции.

  2. Народные песни, записанные на территории Казахстана, могут служить самостоятельным объектом для изучения как основных тенденций в историческом развитии русского фольклора, так и изменений, обусловленных региональной спецификой.

3. Региональное изучение устного народного творчества
представляет собой комплексное его исследование в границах
этнокультурного региона на разных уровнях историко-
типологического соотношения поэтической традиции
изучаемого региона с общерусской в целом, а также в
сопоставлении с фольклором других регионов, находящихся в
пределах конкретного административного ареала.

4. Исторические судьбы необрядовой лирики,
исследованные в региональном аспекте, позволяют судить о
динамических процессах в жанровой системе русского
фольклора, прямо или имплицитно свидетельствующих о
дальнейшем усложнении типологических характеристик,
связанных со специфической средой бытования, социальными
преобразованиями, степенью корреляции разных поэтических
традиций, активным взаимодействием с книжной поэтикой.

5. Различные экономические и культурные условия,
специфика исторического формирования восточнославянского
этноса создали неодинаковые условия бытования для
традиционной лирики в разных регионах республики. Наиболее
выраженная поэтическая активность присуща таким регионам,
как Восточный Казахстан, Уральская область в Западном
Казахстане, Семиречье и Северный Казахстан.

  1. Русская необрядовая песня - один из ведущих жанров народного поэтического творчества во всех регионах Казахстана - по своему составу достаточно неоднородна. С этой точки зрения в песенном фольклоре русского населения республики выделяются протяжные и частые песни с соответствующими жанрово-тематическими группами: исторические, воєнно- и социально-бытовые, любовные и семейно-бытовые; хороводные, игровые, плясовые и сатирические песни.

  2. Специфика жанровой системы песенного фольклора русского населения Казахстана заключается в таких тенденциях, как взаимопроникновение внеобрядовой и обрядовой лирики, достаточно выраженной функции лиризованных образцов балладного жанра, в активной позиции песен литературного происхождения.

  3. В конкретном фольклорном материале разных жанров и жанрово-тематических групп дифференцируются устойчиво сохранившиеся тексты, трансформированные образцы и новые песни, созданные непосредственно в Казахстане.

Изучение динамики песенного фольклора в синхронии и диахронии свидетельствует о том, что жанровая система народной лирики, состав репертуара в пределах отдельных жанров, традиционный художественный язык постепенно изменяются, разнообразно отражая историю народного быта, социальных и бытовых отношений, народных моральных и эстетических воззрений.

В то же время совершенно очевидна многовековая сохранность фольклорной традиции, обусловленная этнической, культурной и языковой непрерывностью, преемственностью всей совокупности этнокультурных связей.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии, приложения (5 таблиц, компьютерная Программа "Указатель песенных сюжетов", "Список принятых сокращений для "Указателя" и таблиц").