Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Южные варианты эпоса "Манас" Калчакеев, Кубанычбек Бекболотович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калчакеев, Кубанычбек Бекболотович. Южные варианты эпоса "Манас" : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.09.- Алма-Ата, 1993.- 21 с.: ил.

Введение к работе

В научном исследовании "Южные варианты эпоса "Нчнас" впервые в кыргызской фольклористике сделана попытка показать своеобразие эпического бытования великого богатырского сказания на юге Кыргызстана. Для этой пели объектом диссертационной работы стали записи эпоса "Манас", условно называемыми южными вариантам, в их соотнесении и сопоставлении с одним из главных вариантов эпоса варианта 'Сагымбая Орозбакова. Аналитическое сопоставление велось в аспектах сюжетики и поэтики, с точки зрения выявления общности и различия южных z рлантов кыргызского эпоса.

Как известно, эпос "Манас" вошел в научный мир благодаря выдающиеся ориенталистических трудов В.В.Радлова и Ч.Ч.Валихано-ва . Позже, в советский период М.О.Ауэзов, А.Н.Еернштам, И.Н.Бер-ков, З.Ы.2ирг,унскЕй, К.Рахматуллин, С.Б.Абр&мзон, Б.М.Юнусадиев поистине проложили первые борозда новой научной дисциплины, затем подучивден название "манасоведение". Современное манасоведение характеризуется трудами Р.З.Кыдырбаевой, С.М.Пусаева, С.Еегадие-ва, Э.Абдылдаева, А.Иаіінаковой, ^.Кырбашева, Р.Сарипбекова л др. в которых эпос "Панас" исследуется, главным образом, с точки зрения генезиса и историзма, художественной поэтики образа и стилистики. И нет ничего удивительного в том, что основным плацдармом

~ Радлов З.В. Предисловие. - "Манас" героический эпос киргизского наэода. - Фрунзе: Или.", І9Є8; Валиханоз Ч.Ч. Очерки Джун-гаопи. - Собр.соч. в пяти томах. Т.2. - Алма-Ата: Хаз.соз.знхшкл.

І9Б5.

" Ауэзов ;.!.0. Пцслп разных лет. - Алма-Ата: Казгослнтиздат, 1953; Берн-лтам А.К. Эпоха возникновения велжого киргизского героического эпоса "Манас" - Фрунзе: Киргоспздат, 1946; Жирмунский В.". Введение изучение :.;анаса". - Срунзе: Киргосиздат, 1948; Бесков П.К. Алтайский эпос и "Панас . Киргизский гегюпче-ский эпос ".Манас". - П.: Наука, IS5I, Абраглзон СП. Киргизы и их зтногенс~і!*іоскис и историко—к^льтуоние*связи. — Л.: Наука, Ї97І, Гйусс 'Л'єз Ё.". КиріпГ соз. - "Панас" киргизский героический эпос "Панас'. - Г!.. І9ЄІ; "Панас" - героичеокпй эпос киргизского иапеда. - Фрунзе: Клим, I9G8;

с Іїянобеова P.S. Генезис эпоса "Панас". - Фтзунзе: Илнм, T9Pf; Нусаэв С. Эпос "Панас". - Фрунзе: Илии, ID71); Абднлдаев Э. "На'?ас эпосун'л? тарыхмй єігутуінунігн іюг!ізгп этаптары. — Фрунзе, Нлігм, 1931. Ёёгалпев С. О поэтике эпоса "Панас". - Флттззе: ІІлим, ТПС8; "айнакоза А. "Семетей" зпосуну:: тапыхый генеал'огиясыннн негизн. - Фпунзе: Ллнм, 1982; ІііРба'пев К/"Панас" эпссуиук стили. - їртнзе: Или?;, 1982; Сарь'тбеков ?. "Панас" зпосундагы баа-тнрдык мЬтпвдердлн зводшияен. — Фсунзе: ГІлим, 1987.

научных поисков почти всех манасоведов изучающих те или иные проблемы народного эпоса, стали два фундаментальных варианта героического сказания, а именно Сагшлбая Орозбакова и Саякбая Ка-ралаева. Поэтому, специальное изучение "юкных вариантов" кыргызского эпоса в ракурсе сюнетшга и поэтики, тем более в сопоставлении с вариантом Сагымбая Орозбакова, безусловно, представляет ^собою определенную научную значимость для современной кыргызской фольклористики.

Актуальность темы. Как известно, южных вариантов эпоса "Панаса" исследователи касались лишь спорадически, в связи с отдельными, частными проблемами, в качестве дополнительных пли вспомогательных материалов. В данной диссертации юкные варианты становятся объектом научного изучения, как национального феномена, как вполне самостоятельного поэтического явления, поэтому актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в нем автор изучая особенности скнета и поэтики шных вариантов старается еыйти к проблеме зарождения и бытования самого национального эпоса.

Дель.и задачи диссертации. Основная цель настоящего исследования заключается в том, чтобы проанализировать все записи южных вариантов и на этой основе выявить коренную особенность эпоса "Манас", показать его традиционные мотивы, составляющие основу самого сказания.. Изучения данной проблемы осложняется тем, что все записи .гаяных вариантов дошли-до нас в виде лишь отдельных эпизодов, сюжетных перипетий и отрывков. Тем не менее рассмотрение "частных" эпизодических материалов, сравнение и сопоставление их с национально традиционными мотивами позволяет выявить внутреннюю закономерность эпического бытования и приносит позитивные научные результаты. Таким образом, диссертант на основе скрупулезного и достаточно мотивированного анализа имеющихся записей южных вариантов, а таккэ их текстового сравнения с основными вариантами эпоса "Манаса" вообще, сагымбаевского ва- . рианта в частности, ставит себе задачу установить наиболее характерные, отличительные черты художественной структуры кыргызского эпоса.

Предмет исследования. Б основу исследования положены все тексты южных вариантов, записанных со слов манасчи Ташматова Досы, Калбаева Мурата, Ташымбетова Эркеша, Султанова Берубая, Токто-гулова Акмата, Разакова Коко, Акбаева Ыатисака, Кулглатова Жаныбая,

Маштова Торо, Анарбаева Абдрасула, Тапова Ануна, Исяендерова Насыра, Кожекова Жаныбая, Еумагулов'а Калбека, Сажкова Чала, Татбаева Анаркана, Молдокеевой Сейдене. которые утаится в вид*)' рукописей в фондах или АН Республики Киргизстан. ."Ира анализе сюжетных коллизий и особенностей поэтики диссертантом привлекаются соответствущпе материалы и -тексты из основных вариантов в большей степени автор опирается на вариант Сагымбая Орозбако— ва.

Методика и методология. Она определена самим характером исследуемого материала, его разнообразием и отрывочностью, что обусловливает о. ,:емно-сопоставительный анализ всех записей в том содержательном объеме, в каком они до нас доили. Методологической основой при конкретном анализе конкретного текста служат лучше достижения фольклористики, концептуальные воззрения и . высказывания выдающихся фольклористов как отечественных так и зарубежных. При разработке конкретных проблем южных вариантов эпоса основопологащпм подспорьем и зерним ориентиром служили беспенные труды В.В.Радлона, Ч.Ч.Балпханова, а также исследования 1.1.0.Ауэзова, В.М.Епрмунсного, А.Н.Бернитама, И.Н.Беркова, С.М.Абрамзона, Б.М.Юнусалиеза.

Новизна работы. Прежде всего обусловлена самим содержанием исследуемого материала, содержание которого впервые в манасозе-дении вводится в научный оборот в соотзетствупцем объеме и системном срезе. До сих пор, если не учитывать отдельных частных и даже случайных ссылок и упоминании, то так называете южные варианты эпоса "Манас" никогда и нигде не были объектом специального изучения. Такое обстоятельство дает диссертанту неординарную возможность строить сбои, самостоятельную позицию относительно. . южных вариантов кыргызского эпоса. Южные варианты дошли до- нас лишь в отрывочном, эпизодическом виде не потому, что эпос не бытовал в своем полном объеме и не потому, что в южном регионе отсутствовали великие манасчи. Единственной и, реальной причиной такого обстоятельство было не своевременное, запоздалое внимание к этому художественному явлению. О бытовании эпоса в полном объеме говорит то, что до сих пор сохранились в народной памяти имена великих манасчи, как например Чоодан, Сейдалы, Токталы, Шаймерден. Іотя, южные варианты до нас дошли в отрывках п эпизодах, тем не менее, тщательный анализ текста убеждает в том, что

именно в mix сохранились наиболее древние, архаические пласты эпического сказания. Таїни.: образом, новизна настоящей диссертации обусловлена не только тем, что. в ней делаются попытки установить архаические, реликтовые слои эпоса, но и тем, что в ней проводится концепция о реальном бытовании этого сказания с древних времен, когда эпос складывался как единое целое, художественное явление.

Практическое значение диссертации связано презде всего, представленным в ней самобытным материалом и научным обобщением, которые могут быть использованы при создании истории записей и изучения эпоса 'Палас". Результаты исследования могут быть использованы в научных монографиях, посвященных генезису великого эпоса, а такке могут быть рекомендованы в качестве учебных пособий по филологии в соответствующих вузах.

Апробация- исследования. Настоящая диссертация выполнена в отделе манасоведекия института литературы и искусства АН Кыргызской республики. Основное содержание работы общим объемом 4,5 печатных листа опубликованы в республиканских газетах и нурна-лах в виде статен. Кроме этого автор диссертации выступил с научными сообщениями на всесоюзном Симпозиуме по эпосу "Панас" (IG-ІЗ-сєіітября, 1990г.) и на научной конференции, посвященной 125-летию Сагымбая Орозбакова (октябрь, 1992 г.).

Структура диссертации. Диссертация "Юякые варианты эпоса "Ыанас" состоит из двух основных глаз, введения и заключения. В конце диссертации прилагается список использованной литературы.