Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Каракалпакский народный дастан "Ер Шора" (историко-типологическое сравнение) Низаматдинов, Женисбай Мнажатдинович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Низаматдинов, Женисбай Мнажатдинович. Каракалпакский народный дастан "Ер Шора" (историко-типологическое сравнение) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.09.- Нукус, 2000.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследовании. Каракалпакский нлрод имеет богатое литературно-фольклорное наследие, отражающее его историю, культуру, общественное сознание и психологию. Одним из замечательных памятников народного творчества является дастан "Ер Шора", который веками воспевался народными певцами (жрау) и был любимым эпическим произведением . народа. К сожалению, это замечательное произведение в годы Советской власти было забыто и ни разу не издавалось', о причинах которых речь пой-~"детпиже.

Как известно, по сбору, записи и изданию каракалпакского народного ' творчества, в тш числе народных дастанов были сделаны огромные работы. Например, были написаны объемные труды по исследованию дастанов "Алпамыс","Коблан","Сорок девушек", "Шарьяр", и др. '

Однако народный дастан "Ер Шора" до настоящего времени специально не был исследован. Правда, в отдельных трудах встречаются короткие высказывания о нем, но обстоятельного исследования не было.

В период Советской власти ряд народных дастанов был раскритикован как произведения, воспевающие феодально-байскую идеологию.

В связи с этим они не издавались и не изучались, даже отдельные из них подвергались преследованию, как религиозный или феодальный эпос (например, дастаи "Едиге"). Дастан "Ер Шора" также был из таких "запретных" произведений.

В настоящее время в Узбекистане создавались такие благоприятные условия, позволяющие изучать и оценивать национальные духовные ценности и культурные наследия объективно, с точки.зрения современной науки.' В этих условиях в Республике Каракалпакстан были активно начаты работы по возрождению незаслуженно забытых культурных наследий. Так, в 1995 г. был издан дастан "Ер Шора" (подготовлен к изданию С.Бахадыровой и К.Мамбетназаровым"). Это было заметным культурным и литературным явлением. Вдастане воспеваются борьба народа с внешним врагом, его мечты о свободной и благополучной жизни, дружеские связи с соседними народами и странами, добрые народные обычаи и верования и т. д. Дастан "Ер Шора" позроляетеще глубже изучить прошлую историю каракалпакского народа, его взгляды на жизнь, на историю, на мир, прошлые'обычаи и психа-

'. ІГ.Даукараеп. Каракалпак одебияты тарнііхьшиїї о :-'рглери. Нокис, "К,- ., (.run",1077; И.Т.Саіиіпов, Кдрак-кха.жыныц кдхдрманлыкэи'.см. Нокис, "К,-стаи"., 19X6; К.Макесюв.-Карак-КХахармашіьікдоста]ііл "Кырык-кш". Нокис, !962; К,Мак-сетоп. Kupa-к кахарминлык эпосыныц поэтикасы. Ташкент, "ФАН" 1965; К-Максе-.топ. Достанлар, жыраулар, баксылар. Некие "Каракалпакстан" 1992; С.Бахыдырова. "Клтабы додем Корк.ьіт","Коблап","Едиіс;" хом хозиргл одебияг'хаккында ойлар. "11окпе,"К,-стан", 1992; Ж.Хошншкюп. Каракалпак-кдхдрманликдостаиы "Алпамыс". Нокис "К,-сган", 1992.

логию. Все эти задачи диктуют необходимость широкого, и специального изучения этого дастана. В этом и заключается актуальность данного исследования.

Таким образом дастан "Ер Шора" впервые подвергается научному исследованию в каракалпакской фольклористике. В работе рассматриваются история записи и издания дастана, его каракалпакские варианты, их национальные особенности, типологические и генетические близости каракалпакского варианта с казахской и ногайской версиями, время создания дастана, его идейное содержание, образы, сюжетная система, композиция, в некоторой степени вопросы стихосложения и другие художественные особенности.

История вопроса. Выше кратко было отмечено то, что по каким причинам дастан "Ер Шора" не подвергнут широкому научному исследованию. Тем не менее отдельные исследователи народного эпоса так или иначе обращали внимание и на дастан "Ер Шора", отмечали его те или иные стороны. Так, известный казахский ученый ШіВалиханов указывает на то, чтодастаны "Едиге", "Ер Шора","Ер Кокше","Урак" являются наследиями Ногайского периода.1. Академик В.М.Жирмунский отмечает, что мотивы "Ер Шора" сходны с рядом других героических поэм2. Каракалпакский фольклорист К.Аимбетов предпологает, что дастан "Ер Шора" был создан в эпоху Золотой Орды, то есть в XIII-XVbb.,3 а фольклорист И.Т.Сагитов время создания дастапов "Едиге","Ер Шора", "Коблан","Ер Косай" относит к периоду разложения государства Золатая Орда и к периоду зарождения и развития Ногайской Орды4. Далее, И.Т.Сагитов, при классификации каракалпакских народных дастанов определяет "Ер Шора" как богатырский эпос наряду с "Алпамысом", "Кобланом", "Сорока девушек" и др.5

Более полную характеристику дастану "Ер Шора" дал известный ученый-фольклорист К.Максетов. В своих исследованиях он отмечает, что этот дастан широко распространен среди тюркоязычных народов, что первый его вариант был записан и опубликован А-Диваевым, дает краткое содержание этого варианта. Он также отмечает, что за последные годы были записаны несколько вариантов дастана "Ер Шора".

Ученый отмечает, что в истории действовали двое Шора, вопрос о них во много требует своего исследования.6 А также К.Максетов классифицирует дастан "Ер Шора" как исторический эпос.7 В целом это мнение извест-

'.Ч.Валиханов. Собр. соч. С. 337.

2,В.М.Жирмунский. Тюркский героический :шос. Ленинград, 1974, ее. 36-37.

'.К-Айымбетов. Халыкданалыьы. Нокис, 1988,-94-бет.

*. H.T.CaFbiflTOB, Каракалпак халкьшыц вдхарманлык. ;шосы.

Нокис, 1986, 53-54 — бетяер.

5.Там же, с.36.

6. К-Максетов, А.Тэжимуратов. Каракалпак фолыаюры. «.

Нокис, 1978, 299бст.

'.Там же, с 72.

ного фольклориста приглашает ученых к размышлениям, новым научным исследованием.-- -----."'"'

Цель и задачи исследования. Главная цель нашей работы-научно доказать то, что дастан "Ер -Шора".был любимым эпическим произведением каракалпакского народа, веками воспевался каракалпакскими народными певцами (жрау), и он-ценное культурное наследие каракалпакского народа. Из этой цели вытекают, следующие задачи:

—показать историю записи, и издания, а также исследования этого достана;

—выяснить время создания и функционирования дастана;

—широко анализировать идейное содержание, образный мир и показать степень отражения исторической действительности;

—раскрыть художественные особенности произведения: с этой целью анализировать его сюжет и композицию, поэтический язык и другие изобразительные средства;

—сопоставить каракалпакскую версию дастана "Ер Шора" с его казахс
кой и ногайской версиями, выявить их национальные особенности, способы
их исполнения. ... —

Методологическими основами исследования служили фундаментальные труды выдающихся фольклористов, как В.Я.Проппа, В.М.Жирмунского, Х.Т.Зарнпова, Т.Мирзоеьа, А.Маргулана, М.Габдуллина, Т.Садыкова, А.Коны-рг.гСаева и др. Вместе с тем в процессе работы были использованы труды видных каракалпакских ученых Н.Давкараева, КАимбетова, О.Кожурова, И.Т-.Сагитова, Н.Жапакова, М.Нурмухаммедова, К.Максетова, С.А>;метова, С.Ба-хадыровой, К.Мамбетова, К.Алламбергенова и др. и в методологическом и в методическом планах.

В исследовании был применен сравнительно- типолопггеский метод.

Научная новизна исследования заключается в том, что каракалпакский народный дастан "Ер Шора" подвергается широкому научному исследованию впервые. Раскрываются история записи, сбора, издания дастана, широко анализируются идейное содержание, образный мир, художественные осо-, бенности этого произведения, а также выявляется время его создания и функционирования.

Вместе с тем определяются национальные особенности каракалпакской верссии дастана "Ер Шора" с помщью метода сопоставительного анализа его казахской и Ногайской версии.

Теоретическое и практическое значение исследования.

Материалы данной работы могут быть использованы при создании истории и теории каракалпакского фольклора, при написании учебных пособий и чтении лекций по каракалпакскому фольклору.

Апробация работы. Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на объединенном заседании отдела каракалпакского фольклора, отдела каракалпакской классической литературы и отдела совре-

менной каракалпакской литературы Института языка и литературы им. Н.Дагкараева Каракалпакского отделения А.Н. Республики Узбекистан, на научных семинарах литературоведческих кафедр Нукусского Госпединститута им.Ажинияза и Ургенчского госуниверситета им. Аль-Хорезми, а также на объединенном Заседании кафедры Каракаапакского фольклора и истории литературы, кафедры современной каракалпакской литературы и теории литературы Каракалпакского госуниверситета им. Берда.ча.

Основное содержание диссертации было освещено в трех статьях, опубликованных в научном журнале "Вестник Каракалпакского отделения АН РУз", изложено в виде научного сообщения на Международной Конференции, посвященной проблемам исследования каракалпакского народного эпоса "Сорок девушек" и фольклора тюркоязычных народов, проведенной в г. Нукусе (10-13 сентября 199&г.), а также на научных конференциях, проведенных в ИЯЛ им. Н.Давкараева.

Структура работы. Диссертация состоит из вводной части, двух глав, заключения и списка использованной литературы.