Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Онтологические основы адыгской мифологии Хакуашева, Мадина Андреевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хакуашева, Мадина Андреевна. Онтологические основы адыгской мифологии : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Адыгейский гос. ун-т.- Майкоп, 1997.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-1/2392-3

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Настоятельная потребность в онтологическом исследовании мифологии адыгов вполне закономерна: любая область науки и искусства, выходя за рамки своей специфики, рано или поздно приходит к научнофилософской и культурофилософской рефлексии. С другой стороны, расширение узких рамок традиционной философии по направлению точных наук и различных областей культуры приводит к своеобразному сращиванию разных сфер знаний. Подобная интеграция уже объективно существует и представляется весьма перспективной: на ее стыках выявляются новые неисследованные пласты Так, философское осмысление мифологии раскрывает новую грань научных исследований, в частности, онтологические категории мифологии. Сегодняшний день диктует новое прочтение мифа: за архетипическими образами, мифологемами скрывается целый мир онтологических понятий, закодированный шифром символов. Для 'расшифровки" требуется принципиально новый подход, новые методы с привлечением современных теорий мирового мифа. Поэтому в работе сделана попытка определить место адыгской мифологии в рамках наиболее значительных течений современной философской мысли Запада. Подобная ориентация за западную философию объясняется этнокультурной индоевропейской преемственностью адыгов. При этом автор основывался на богатом отечественном материале по теории мифа и эпоса.

Такое решение требуется не только для мифологии - проблема представляется значительно шире: в настоящее время назрели как объективные, так и субъективные предпосылки для вынесения любого исторического и культурного феномена на арену культурных мировых ценностей и рассмотрение их под соответствующим углом зрения

Отсутствие или недостаточная разработанность метафизической основы мифа - слабое звено в нашем отечестве, которое ждет своего исследователя. Никакая дисциплина не может претендовать на серьезный научный статус без метафизического обоснования и определения, в том числе теория мифологии. Это естественная органичная необходимость, заложенная в природе человеческого познания. Для Мартина Хайдеггера "философия...- нечто нацеленное на целое и предельнейшее, в чем человек выговаривается до последней ясности и ведет последний спор... Новалис говорит в одном фрагменте: "Философия есть... ностальгия, тяга повсюду быть дома"(2). Для Шеллинга "поэзия и философия совместно вышли из мифологии"(б).

Для определения некоторых основных категорий адыгской мифологии следовало учесть особенности национального мифа, его тесную связь с религиозным синкретизмом, определяющей осно-

вой которого и по сей день является язычество. Последнему присущ дух карнавала, игры, динамизма действий, событий и, как следствие, игровой способ мышления, адыгского менталитета в целом, что самым непосредственным образом отразилось в мифологии народа.

Стержневой онтологической категорией адыгской мифологии, вокруг которой разворачивается стихия онтологических взаимодействий является трансценденция. Она непосредственно вытекает из категории игры: трансценденция возможна только в ее пространстве. С другой стороны, достижение трансцендентной цели невозможно для непосвященного героя. Поэтому признаком инициированное, наиболее характерным для мифологических адыгских героев, посвящен 3 параграф II главы.

Цель и задачи исследования

Целью работы является выявление основных онтологических категорий адыгской мифологии. С учетом ее особенностей такими категориями явились игра и трансценденция. Для их разработки следовало решить следующие задачи:

  1. В какие формы облачается категория игры в адыгском мифе.

  2. Каким образом она связана с другой онтологической категорией - трансценденцией.

3. В каких конкретных мифопоэтических формах воплощена
трансценденция.

4. Поскольку трансцендентной цели достигают лишь инициирован
ные герои, следует выяснить наиболее характерные признаки посвяще
ния.

5. Вывести наиболее общие закономерности, свойственные
упомянутым категориям (метафизическая характеристика героя,
трехстадийность его метафизического развития в аспекте мотива
"поисков отца").

Научная новизна

  1. В работе впервые предпринята попытка осмысления онтологических основ адыгской мифологии.

  2. Впервые мифология адыгов вынесена за рамки отечественной культуры и рассмотрена в сфере наиболее значимых современных философских течений Запада; некоторые положения, схемы, теории были практически использованы и легли в основу построения диссертации.

3. Наиболее значительными онтологическими категориями
представлены игра и трансценденция.

После предварительного литературного анализа, освещающего распространенность и развитие этих категорий у отечественных и западных авторов, исследуются формы, в которых они представлены в адыгской мифологии.

4. Достижение трансцендентной цели возможно только для инициированного героя. Поэтому в работе представлены признаки инициации героев, наиболее характерные для адыгской мифологии.

Г).Установлено, что трансцендентная цель достигается через инициацию в процессе игры.

  1. Дана онтологическая характеристика главного героя адыгских мифологических сказаний.

  2. Типичным и наиболее распространенным в адыгской мифологии является мотив поисков отца. В связи с этим выявлены 3 стадии в развитии мифометафизического героя:

  1. стадия материнской или первичной гармонии;

  2. стадия отцовская или критическая;

І) стадия вторичной или универсальной гармонии;

В свою очередь, во всех трех стадиях просматриваются три аспекта: психоаналитический, онтологический и исторический.

8 Наряду с адыгским материалом, рассматривались другие варианты Нартиады - близкородственных (абхазских) и соседних (балкарский, карачаевский, осетинский) относов. Установленные параллели и аналогии позволяют утверждать, что сделанные выводы в отношении адыгской мифологии, в частности партского эпоса, можно с полным основанием отнести и к другим вариантам Нартиады, что позволяет говорить об универсальности онтологических категорий игры и трансценденции.

Объект и материал исследования

Объектом изучения в диссертации являются онтологические категории игры и трансценденции, которые расцениваются как наиболее характерные для адыгской мифологии.

Материалом послужили различные варианты Нартиады, легенды, сказания, волшебные сказки адыгов, отечественные материалы по мифу и эпосу, работы представителей наиболее значимых современных философских течений, а также классиков западной философии, критические труды, посвященные их творчеству.

Методологическая основа

Автор отходит от традиционных методологических рамок научных исследований, которые разворачивались в плоскости марк-систсколенинской философии и приходили к неизбежной оппозиции в отношении любой западной философии. Примененную методику можно рассматривать как противоположную. В частности, исследовательский анализ проводится в рамках феноменологии, экзистенциализма, неотомизма, фрейдизма, юнгианства и пр. Поэтому соответственно используются основы психоанализа, герменевтики, терминология данных направлений.

Научная и практическая значимость диссертации состоит в том, что она может явиться началом нового направления в Северо-Кавказском регионе - философии мифологии.

Ее фрагменты или результаты могут использоваться для изучения теории мифа, включены в курсы истории культуры адыгов, философии, социологии, психологии и пр.

Структура работы

Работа состоит из следующих разделов: введения, грех глав, выводов, списка использованной литературы к библиографии