Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская народная загадка (История собирания и изучения) Говоркова Ольга Николаевна

Русская народная загадка (История собирания и изучения)
<
Русская народная загадка (История собирания и изучения) Русская народная загадка (История собирания и изучения) Русская народная загадка (История собирания и изучения) Русская народная загадка (История собирания и изучения) Русская народная загадка (История собирания и изучения) Русская народная загадка (История собирания и изучения) Русская народная загадка (История собирания и изучения) Русская народная загадка (История собирания и изучения) Русская народная загадка (История собирания и изучения)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Говоркова Ольга Николаевна. Русская народная загадка (История собирания и изучения) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.09 : Москва, 2004 162 c. РГБ ОД, 61:04-10/1090

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. История собирания и изучения загадок в XVIII -первой половине XIX вв 4-27

Глава вторая. История собирания и изучения загадок во второй половине XIX - первой половине XX вв 28-57

Глава третья. История собирания и изучения загадок во второй половине XX века 58-92

Заключение 93-109

Библиография

Введение к работе

Одним из самых интересных и значительных поэтических жанров русского фольклора является загадка. В народной речи «загадать» означает задумать, замыслить, предложить что-либо неизвестное для отгадки. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине».

Загадки - традиционный фольклорный жанр, не исчезнувший, а активно бытующий в настоящее время.

Вот уже более двух с половиной веков загадки являются предметом многочисленных публикаций и внимания фольклористов. Однако до сих пор нет ни одной обобщающей этот исторический собирательский, издательский и исследовательский опыт работы. Кроме небольшого очерка В.В. Митрофановой в ее известной монографии,1 в фольклористике почти нет исследований, в которых бы детально и возможно полно дана была бы история собирания и изучения русских народных загадок с ее проблемами и итогами. Именно этим объясняется появление данной диссертации.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является наиболее полным и детальным исследованием вопроса изучения жанра загадки на протяжении двух с половиной веков в русской фольклористике, вузовской и школьной практике.

Объектом исследования в диссертации являются процессы собирания, публикации, теоретического и практического изучения жанра с середины XVIII века до настоящего времени в их взаимосвязи с формированием и развитием фольклористики как науки.

Предметом изучения послужили сборники русских народных загадок

(научные, научно-популярные, детские и т.п.), монографии, научные статьи и

исследования, посвященные изучению жанра (литературоведческие,

фольклористические, лингвистические, паремиологические, педагогические),

'. работы по истории русской фольклористики, литературы, этнографии,

1 Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978. С. 6-29.

учебники, учебные пособия и хрестоматии для школ и вузов, диссертационные исследования.

Теоретической основой диссертации являются достижения русской фольклористики и фольклористов XIX - XX вв. - работы А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, А.А. Потебни, Д.Н. Садовникова, Ю.М. Соколова, И.А. Худякова. Определяющими для исследования явились труды В.П. Аникина, В.В. Митрофановой, М.А. Рыбниковой и других ученых.

Необходимость комплексного осмысления фактического,

теоретического и педагогического наследия по русской народной загадке обусловила методы его изучения — сравнительный и историко-сопоставительный, утвердившиеся в современной фольклористике как научно значимые и перспективные.

Практическое значение диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы фольклористами, этнографами, историками в научной и практической работе, а также студентами при изучении курса «Русский фольклор», при написании курсовых и дипломных работ.

Результаты проведенного исследования апробированы на межвузовских научных конференциях в г. Москва: «Актуальные проблемы современного литературоведения» (2001) и «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (2002). Основные положения диссертации нашли отражения в 4-х публикациях соискателя:

1. Говоркова O.I I. Загадки на уроках в начальной школе // Образование,
наука и производство. Т. 3. Социальные вопросы и проблемы образования:
Сб. научных трудов / Под ред. Н.Г. Хохлова. М., 2001. С. 37-42.

2. Говоркова О.Н. Использование русских народных загадок в
начальной школе // Актуальные проблемы современного литературоведения.
Материалы I Международной научной конференции. Вып. 5. М., 2001. С. 45-
58.

3. Говоркова О.Н. Вариативность русских народных загадок // Русское
литературоведение в новом тысячелетии. М., 2002. Т. 1. С.32-38.

4. Русские народные загадки / Сост., примеч., вступ, ст. О.Н.
Говорковой, Ю.Г. Круглова. М, 2003. - 426 с.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения, а также Библиографии. Хронологический принцип разделения глав обусловлен объективными процессами становления и развития науки фольклористики — с одной стороны, и этапными публикациями сводных научных сборников загадок - с другой стороны.

История собирания и изучения загадок в XVIII -первой половине XIX вв

Впервые термин «загадка» встречается в памятниках древнерусской письменности (середина XVII в.). В 1649 году в «Памяти» Верхотурского воеводы Рафа Всеволжского приказчику Ирбитской слободы Григорию Барыбину о том, чтобы служилые люди и крестьяне в воскресные и праздничные дни ходили в церковь, «удалялись чародейства», избегали пьянства и не заводили непристойных игрищ, сказано: «И многие человецы неразумьем веруют в сон, и в встречю, и в полаз, и в птичий грай, и загадки загадывают и сказки сказывают небылые, и празднословием и смехотворием и кощунанием души свои губят». Это первое документальное свидетельство том, что в середине XVII века загадка бытовала как самостоятельный жанр и что она подвергалась осуждению вместе с обрядовыми играми, песнями и плясками, была широко распространена в народном быту и имела, по всей видимости, определенное обрядовое значение.

Исследователи, стремясь обнаружить загадки или упоминание о них в памятниках более древних, обращались к «Повести временных лет» (месть Ольги за Игоря), к Новгородской летописи (поход Ярослава на Святополка в 1016 г.) и другим источникам. Однако иносказательные речи, зафиксированные в них, вряд ли могут являться свидетельством бытования загадок. По мнению В.В. Митрофановой, собственно загадок в названных произведениях древнерусской литературы нет, и Д.С. Лихачев писал: нет аргументов, подтверждающих, что «загадка отразилась в летописи в своей наиболее древней форме, не успев еще перейти в области игры»,3 поскольку во всех этих памятниках речь идет исключительно об иносказательной речи. Однако утверждать, что иносказательная речь является начальной формой загадки невозможно без исследования поэтики и генезиса жанра.

Таким образом, достоверные документальные сведения о загадках в письменных памятниках XI — XVI веков отсутствуют.

Однако о существовании загадок до XVII века можно говорить, основываясь на материалах древнерусских памятников, построенных в форме вопросов и ответов. «Загадка может быть по характеру сближена с так называемой «вопросно-ответной» книжной литературой (напр., «Беседа трех святителей»), где в форме загадки и следующей за ней отгадки дается объяснение тому или другому явлению, предмету или случаю (большею частью из области религиозной)», - писал М.Н. Сперанский.1 Основанием обращения к этому памятнику служит тот факт, что некоторые вопросы «Беседы» в качестве загадок были опубликованы в XIX в. в сборнике Д.Н. Садовникова.

«Беседа» - не единственный памятник древнерусской литературы, тесно связанный с загадками. Обратили на себя внимание ученых такие сборники, как «Пчела», «Цветник», «Азбуковник» и др. Тщательную работу по собиранию и систематизации этого обширного и разрозненного материала провел в 1932 г. В.Н. Перетц (исследование было опубликовано на украинском языке).

«Прописи» и «Азбуки» - это образцы для чистописания, литографировавшиеся в необходимом для обучения количестве экземпляров. «Азбуки» и «Прописи» XVII - начала XVIII вв. разнообразны по содержанию, состояли из маленьких энциклопедий или учебников житейской мудрости, в которых предлагались разные наставления, советы, правила, относящиеся к вере и нравственности, а также собрания замысловатых загадок. Н.В. Калачов отмечал, что в «Прописях» встречаются загадки, внесенные, вероятно, из разных сборников. Самое полное собрание таких загадок в одной из рукописей 1749 г. Всего в Прописи 27 загадок.2 Вот некоторые из них: Что небесная высота, и земная широта, и морская глубина? (Отец, Сын и Дух Святой) Четыре восточных и высокопарных орла снесли одно яйцо. (Матвей, Марк, Лука и Иоанн) Некая вещь перната, а неодушевленная, а душевных убивает и умерщвляет когти своими железными, а на камни не садится. (Стрела, что из лука стреляет) Своеобразным явлением культурной жизни XVII в. были «Азбуковники» — анонимные рукописные сборники, по своему содержанию весьма разнообразные. Большинство из них напоминает современные энциклопедические словари. «Самый значительный проводник идей античных авторов в древнерусскую среду», — так охарактеризовал «Азбуковники» В.Н. Перетц. «Пчела» — византийский сборник изречений, наставлений, кратких притч и цитат, составленный Максимом Исповедником в XI веке и получивший поэтическое название «Мелисса», т.е. «Пчела». На Руси сборник был переведен в конце XII или начале XIII века. До XVIII века он пользовался большой популярностью, имел огромное значение для древнерусского человека. «Пчела» предлагала около двух с половиной тысяч изречений на общественно-политические и моральные темы. П.Н. Полевой в книге «История русской словесности с древнейших времен до наших дней» писал, что указанный сборник представлял собою книгу отдельных изречений и кратких цитат из Святого Писания, из творений отцов Церкви, из богословских и философских сочинений, часть которых по форме напоминала загадки.1 Например: - Что в жизни труднее всего? (Аристотель ответил: «Молчать, если можно говорить»)

С загадками обычно связывают Стих о Голубиной книге, построенный в вопросно-ответной форме. Он и по внешней форме, в виде беседы между князем Владимиром и Давидом Евсеевичем, и по своему содержанию есть не что иное, как чисто учебное, «учительное» произведение. Ф.И. Буслаев, один из первых уделивший ему пристальное внимание, отметил в нем «замысловатость вопросов, переходящих в загадку».2 М.Н. Сперанский считал, что в «Голубиной книге» значительная часть содержания (правда, заимствованная из книжного источника) отлилась в форму загадок».3 В.В. Митрофанова же считала, что Стих о Голубиной книге имеет с народными загадками очень слабую связь, проявившуюся только в принципе построения: вопросы и следующие за ними ответы. Ни один из вопросов не зарегистрирован в устном бытовании, и по характеру содержания они весьма далеки от народных загадок.4 В Стихе о Голубиной книге в форме вопросов и ответов разъясняется строение Вселенной, как оно представлялось человеку Древней Руси. Но для народных загадок подобные вопросы неинтересны. Вопросы: на чем держится земля, почему кит всем рыбам мать и др., — чужды народным загадкам.

История собирания и изучения загадок во второй половине XIX - первой половине XX вв

В 60-е годы XIX в. в русской фольклористике наступил новый этап, в том числе и в истории собирания, публикации и изучения народных загадок. Датирование начала второго этапа обусловлено рядом объективных причин. В это время русская фольклористика развивается в теснейшей связи с литературоведением, развивается под знаком борьбы за народность, и на этой почве произошло его первое, по-настоящему глубокое, обращение к народному творчеству, его изучению и отражению в литературе. Появился термин «фольклоризм». Очевидно, что понятие «народность» и «фольклоризм» не тождественны: первое глубже и шире, однако второе -важнейшее проявление стремления к народности и одна из форм ее выражения в литературе.

Неотделимый от литературы по идейному и художественному значению, фольклор нельзя рассматривать и вне контекста этнографии, он связан с ней и как памятник народного быта, и как памятник исторического прошлого. Именно так рассматривал фольклор А.Н. Пыпин в своем известном четырехтомном труде «История русской этнографии» (1890-1892). Труды А.Н. Пыпина, как и работы других представителей филологии второй половины XIX века - Н.С. Тихонравова, А.Н. Веселовского, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни — были ориентированы на глубочайшее изучение народного мировоззрения, ставили своей основной задачей тщательный анализ «своего» и «чужого», учет культурных связей и влияний, что приводило к новому пониманию сущности и процессов народной поэзии.

Другая (и основная) причина выделения нового этапа в изучении народных загадок связана с появлением сборников И.А. Худякова «Великорусские загадки» (1861) и Д.Н. Садовникова «Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач» (1876). Главная ценность этих книг состоит в том, что в них были включены все загадки, известные к тому времени по записям и публикациям. Целое столетие сборники оставались и остаются основным источником изучения народных загадок. Собирание и публикация загадок во второй половине XIX века — начале XX вв. шли довольно активно, однако сводных, больших сборников, кроме указанных, не появлялось вплоть до 1932 г. В журналах «Живая старина», «Этнографическое обозрение», в изданиях Русского географического общества, в губернских ведомостях, земских изданиях публиковались как небольшие, так и крупные (до тысячи номеров) собрания загадок. Но практически все они (В. Арефьев, А. Балов, П. Дилакторский, М. Едемский, Н. Иваницкий, А. Неуступов, В. Серебренников и мн. др.) публикуются в прежних (первой половины XIX века) традициях. Так, например, в публикации «Народные загадки, записанные в Пошехонском уезде Ярославской губернии А. Валовым»1 представлено 90 текстов, опубликованных подряд, без деления на рубрики, прозаической строкой, с отгадкой после каждого текста. Никаких пояснений к фольклорным записям не дается:

Пришел барин дворянин, на лавочку повалил, хоть стыд, хоть нет, а хочется. (Сон) Старик у ворот тепло уволок. (Мороз) Живет без тел, говорит без языка. (Ветер) В Тотемском уезде Вологодской губернии собирал загадки М.Б. Едемский.Его публикация текстов включает 90 загадок (без учета вариантов, приведенных под одним номером). Деление на тематические рубрики собиратель не проводил, тексты опубликованы в алфавитном порядке по отгадке. В отличие от предыдущей публикации, М.Б. Едемский представляет читателю загадку как стихотворное произведение. В небольшом вступлении собиратель указывает, что загадки записаны в деревне Рыкаловской Спасской волости от «подростков парней и девушек, большею частью неграмотных», небольшая часть текстов записана от пожилых людей. Стремление собирателя сохранить «главнейшие особенности местного говора» очень ярко видны в этой публикации: Кн ига-роздвига, По краям волоса, А в середине чюдеса. (Глаз) Широк-короток Побежал в болото Свиней гонеть. (Гребень) Вышел дед Семидесяти лет, Вынес внука Себя старяе. (Поп с крестом) Особенно интенсивно идет собирание и публикация загадок (как и других жанров фольклора) северных и приуральских губерний. В Вологодской области записывали загадки такие известные собиратели, как, например, П.А. Дилакторский, Н.А. Иваницкий, Б.М. и Ю.М. Соколовы. В Приуралье работал В.Н. Серебренников. В Сибири собиранием загадок занимались И.А. Чеканинский, A.M. Красноженова и др. Небольшая публикация И.А. Чеканинского,1 состоящая из 48 текстов, интересна комментариями собирателя. Собиратель указывает точное место записи, отмечает, что информантами были ученики сельской школы, он сравнивает тексты, записанные им, с текстами загадок в публикациях B.C. Арефьева:1 есть тождественные тексты с разными отгадками, контаминированные тексты, и - самое главное — варианты самого собирателя «чисто крестьянские, чисто местные, почти не тронутые влиянием города». Публикуются тексты загадок по алфавиту.

Записи загадок в ограниченном количестве можно встретить во многих сборниках регионального фольклора. Так, в 1939 г. опубликован сборник «Печорский фольклор», в который вошли записанные Н.П. Леонтьевым былины, исторические песни, песни рекрутские и солдатские, свадебные, хороводные и игровые, лирические песни, а также загадки. В предисловии к сборнику отмечается, что «собирательная работа дореволюционного времени не смогла охватить всего устного народного творчества области. Кроме того, собиратели мало занимались сбором загадок» (подчеркнуто мною - О.Г.). Всего в сборнике опубликовано 23 загадки, записаны они от разных лиц в районах нижней Печоры в 1936-38 гг. В текстах некоторых загадок указаны конкретные географические названия, использование которых, с одной стороны, является свидетельством переработки общерусского варианта, а с другой — показателем пространственной масштабности региона.

История собирания и изучения загадок во второй половине XX века

Новый период в истории загадок необходимо связать прежде всего с их изучением. К сожалению, после выхода сборника М.А. Рыбниковой (1932) фактически изучение загадок на четверть века замерло (тому способствовала и Великая Отечественная война). Поэтому третий период начался с появлением работ В.П. Аникина. В 1957 г. выходит в свет его книга «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», предназначенная для учителей. Живо написанный раздел о загадках, а также опубликованные в книге тексты загадок как бы напомнили филологам о том, что есть такой фольклорный жанр и он требует к себе внимания ученых. В статье о загадках автор подвел итоги их изучения и с современных позиций показал возникновение, функциональность и поэтику жанра. Обращение к бытованию загадок у других народов позволило автору доказательно сформулировать мысль о связи происхождения загадок с тайной речью (магией) и их педагогическим назначением.

Событием в науке стало и переиздание в 1959 г. сборника загадок Д.Н. Садовникова с вступительной статьей В.П. Аникина «Д.Н. Садовников и его сборник загадок» и примечаниями.1 Особенно интересны примечания: фактически это первый исторический, этнографический и лингвистический комментарий к ставшим во 2-ой половине XX в. в чем-то уже не понятными читателю загадкам.

В большой вступительной статье, открывающей издание, В.П. Аникин кратко излагает историю публикации загадок в России и подробно останавливается на достоинствах свода загадок Д.Н. Садовникова. Он возражает М.А. Рыбниковой, считавшей, что загадка представляет собой круг примитивного мироведения, - поэтична не только форма, поэтично само содержание — и это прежде всего. «Предметом поэзии становится все, на что брошен взгляд крестьянина. Загадка берет поэтическую сторону действительности. Раскрывает конкретно-вещественное богатство видимого, ощущаемого мира природы, тех предметов и явлений, которые имеют непосредственное отношение к труду и быту народа». Далее В.П. Аникин дает свое определение жанра загадки: «загадка - это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на поэтическую красоту и богатство предметно-вещественного мира»,1 настойчиво акцентируя внимание на эстетической функции загадки.

Вслед за М.А. Рыбниковой, В.П. Аникин отмечает, что мир в загадках движется, звучит, то есть представлен в той диалектике, которая свойственна самой жизни. Развитие загадок пошло новым путем. Это не процесс «опошления» и «упрощения», как считал О.Ф. Миллер, загадки последовательно укладываются в «рамки исторической жизни народа», свидетельствуя о современном народном быте и мировоззрении. После язычества круг загадок заметно расширялся с увеличением кругозора самого народа. Каждый экономический уклад жизни оставил свой след в загадках, что отмечал в свое время и Д.Н. Садовников, различая «главнейшие исторические пласты».

Однако, по мнению В.П. Аникина, Д.Н. Садовников высказал и ошибочные положения о связи загадки с религиозными представлениями и их возникновении на основе мифологии.

В.П. Аникин отмечает, что вопрос происхождения загадки и ее первой функции трудный и наиболее темный. «Загадка самой загадки, тайна ее происхождения стала более ли менее ясна после капитальных трудов историков первобытной культуры».1

В.П. Аникин считает, что загадки происходят от иносказательной речи, подставных слов; загадка генетически связана с тайной речью. «Загадки развивают первичный образ - сопоставление, данный в подставном слове»,2 именно в силу этого обстоятельства наблюдается совпадение словесных запретов, тематических кругов загадок и иносказательной речи, что отмечал Д.К. Зеленин в статье «Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии». Словесные запреты на конкретные ситуации нашли свое отражение в загадке.

В.П. Аникин и образную систему загадки объясняет связью с тайной речью; и там и там образ строится на основе одной черты, бросающейся в глаза.

В статье В.П. Аникина дана высокая оценка работ И.М. Колесницкой, в частности ее тезиса о происхождении загадки: «Мысль о позднем возникновении загадки как жанра не представляется нам правильной. Загадка как жанр не возникла путем позднего выделения из примитивного словесного состава иносказательной условной речи. Загадка как жанр столь же древнего склада и происхождения, как и сама иносказательная речь. Практическое назначение условной речи древности во многом объясняет и первоначальные функции жанра загадки-вопроса».3

Фактически в эти же годы к исследованию загадок приступила В.В. Митрофанова, внесшая, пожалуй, самый весомый вклад в их изучение. В 60-70 гг. ею опубликовано свыше десяти фундаментальных статей, в которых русская народная загадка представлена в сопоставлении с загадками других народов, выявлена их бытовая и поэтическая сущность, показана связь с другими жанрами фольклора, рассмотрены проблемы публикации и текстологического изучения и т.д.

Загадке, отмечала В.В. Митрофанова, присущи общие признаки фольклорного произведения: это жанр устойчивый и в то же время изменчивый, существуют загадки в огромном количестве вариантов. Отмечает исследовательница и сходство образов, которые «чрезвычайно легко могут возникнуть совершенно самостоятельно как у разных народов, так и в разных частях одной страны, о чем свидетельствует интересный опыт, проведенный М.А. Рыбниковой.

В.В. Митрофанова особо рассматривает вопрос о специфике образности загадки. С одной стороны, предметы нейтральные, используемые в домашнем обиходе всех сословий, сопоставляются и уподобляются предметам трудовой деятельности человека (иголка - конь, бык), с другой -предметы хозяйственного труда, ремесла и обихода часто обретает поэтически-возвышенное уподобление. Приметы трудовой деятельности переносятся даже на вещи, очень далекие от сферы крестьянской жизни, -грамоту, письмо, бумагу, буквы.

В.В. Митрофанова справедливо утверждает, что специфика жанров фольклора зависит как от законов художественного изображения ими действительности, так и от того, какие явления становятся объектом этого изображения. Круг тем, сюжетов и ситуаций четко ограничен для каждого жанра.