Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа Султангареева Розалия Асфандияровна

Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа
<
Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Султангареева Розалия Асфандияровна. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.09 : Уфа, 2002 426 c. РГБ ОД, 71:04-10/4-2

Содержание к диссертации

Введение 4-32

Историография проблемы 16

Глава I. Особенности обрядового фольклора периода 33-166
рождения и половозрастных празднеств

Жизнь и ее периоды в представлениях башкир 35

Культ человека в фольклорном сознании и йола 49

Фольклор дородового периода жизни человека 59

Фольклор периода рождения и ухода за ребенком 77

Фольклор колыбельной свадьбы и первых посвящений. 105

Фольклор имянаречения 128

Фольклор половозрастных празднеств 139

Фольклор периода юношества 153

Глава П. Особенности обрядового фольклора 167-271
брачного союза

Фольклорная специфика культа плодородия 168

Фольклорная специфика инициации невесты 182

Фольклор вступления невесты в дом свекра 193

Фольклорная специфика инициации жениха 205

Эротическая символика в семейно-бытовом 219

обрядовом фольклоре

Фольклор общения-приобщения сторон 232

Иниционная символика свадебных причитаний 247

Магическая символика брачного союза 261

Глава III. Особенности фольклора погребально- 272-378
поминального обряда

К вопросу о генетических истоках погребального 272

обрядового фольклора

Фольклор предсмертного периода 280

Фольклор ухода за покойником 290

Фольклор проводов в потусторонний мир 306

Фольклор периода погребения 322

Фольклор послепогребального периода 336

Мунаджаты смерти: идейно-функциональные, 347

поэтические особенности

Верования, обрядовый фольклор, связанный с 364

почитанием духа предка

Заключение. Основные выводы исследования 379-390

Список использованной литературы 391-425

Приложение 427-483

Словарь народной терминологии по семейно- 428

бытовому обрядовому фольклору

Образцы поэтического репертуара трех форм туй — 447

Введение к работе

Башкирская семейно-бытовая обрядовая культура - важная составная часть историко-генетической, духовной, экономико-правовой, идеологической жизни народа. Испокон веков обрядовая культура создавалась самим Человеком в реалиях человеческой жизни для своей же устойчивости в мире и для гармоничного бытия в макрокосме жизни. Разделение обрядовой культуры на семейно-бытовые и природоведческие (календарные), сколь бы оно ни было условно, обнаруживает свои объективные основания. Жизнь Человека и жизнь Природы организовывались в обряде, представляя различные, но взаимообусловленные сферы существования мирового пространства.

Семейно-бытовое обрядовое творчество — уникальное наследие каждого народа, аккумулировавшее древнейшие воззрения, многопрофильные знания Человека о мире, о человеке и взаимоотношениях его с Природой; опоэтизированная системная модель жизнедеятельности; свод норм и правил этикета, бытового и ритуального поведения. Фольклоризацией этих моделей поведения, мифов, а также знаний о жизневедении Человека обусловлена полимерная, полифункциональная и глубокая эстетическая суть обрядового творчества.

Человек рождался, жил и умирал под регуляцией обряда, переходы индивида из одного жизненного этапа на другой санкционировались семейными, родовыми празднествами. Обрядовый фольклор с социологической точки зрения, приобщал человека к законам общества и представлял собой институт воспитания тела и духа, школу творческих начал, а с другой, филологической точки зрения, обрядовый фольклор - это уникальный образец народного творчества, художественно обобщивший архаичные реалии, верования, быт.

В диссертационном исследовании семейно-обрядовый фольклор мы рассматриваем в триединстве «ее туй» - трех форм свадеб, посвященных жизни человека.

В исследовании придерживаемся принципа этнографической
расшифровки фольклорных и фольклористического прочтения
этнографических фактов. Учитывая мнения К.В.Чистова о том, что
«фольклористика по самому характеру изучаемого ею предмета -
наука одновременно и филологическая, и этнографическая», мы
отмечаем, что для изучения семейно-бытового обрядового фольклора
необходимы как филологический, так и историко-религиозный,
философский, социологический, этнологический подходы освещения. В
классических фольклорных произведениях (эпос, сказка, легенда и
т.д.) художественно обобщены эстетические идеалы о жизни народа,
историческое прошлое общества, человека. В обрядовом фольклоре же
помимо всего ритуализируется, эстетизируется сама реальная жизнь,
быт, верования, а также нормы поведения человека. Обрядовый
фольклор представляется как свод знаний самых различных реалий,
эпох и формаций, как жизневедческий инструмент духовного и
практического плана. Исходя из этого, обрядовый фольклор изучается
в единстве и взаимосвязи быта и искусства, слова и действа, реалий,
мифа и ритуала. Действенная (акциональная) сторона обряда более
консервативна к различным изменениям в обществе по сравнению со
словесным материалом. В целях выяснения специфики обрядовой
словесности. мы восстанавливаем наиболее вероятную

первоначальную структурную систему, семантику идей и функций действ, предметов, категорий, суть и значение которых наиболее целостно и выразительно запечатлелись в обрядовом творчестве. Возможности получения объективных исследовательских выводов обусловлены привлечением знаний различных дисциплин (этнографии, истории, этно-лингвистики и т.д.).

До последнего времени обрядотворчество изучалось в раздельности, не учитывался фактор взаимообусловленности составляющих его компонентов. Этнографы описывали обряды, обозначая их этнические группировки, выявляя локальные различия и специфику (С. Руденко, Р. Кузеев, Н. Бикбулатов, Р. Янгузин, Ф. Фатыхова), а языковеды освещали лингвистические особенности обрядовых текстов. Рассказы информантов об обрядах интересовали с точки зрения архаичных форм речи и языка (Н. Максютова, С. Миржанова, Э. Ишбердин и т.д.), но при этом не раскрытой оставались этимология обрядовой терминологии, первичная семантика и изначальные функции слова в обрядовом эпизоде, смысл действ и их связь с бытом, верой, вопросы предметной, небесной и других символик в фольклоре и т.д.

Фольклористами обряд изучался односторонне, как раздельная часть от словесно-поэтического акта, часто применялась формулировка «народные обряды и сопровождающий их фольклор» (Киреев, 1978, с. 63), только с художественно-эстетической точки зрения изучались лишь некоторые образцы народной обрядовой поэзии (А. Харисов, С. Галин и др.), частично учитывались историко-этнографические особенности жанров (А. Киреев, М. Сагитов, Ф. Надршина, А.Сулейманов). Словесный репертуар обозначался только как сопровождающий компонент обряда, эпизодов, тогда как вербально-поэтическая часть идейно-функционально неразделима от действ. Ввиду того, что подробный анализ трудов предшественников дается в разделе «Историографии», отмечаем, что разработки, сделанные учеными по башкирскому обрядовому фольклору, являют собой важнейший этап в науке и замечательный вклад в изучении вопроса.

В настоящем исследовании обрядовый фольклор семейного назначения освещается как целостная система верований, культов, слов, действ, напевов, магических формул в их взаимообусловленности

и с надлежащей расшифровкой архаической предметной, цветовой, вербальной, акциональной и других символик, в процессе эволюции обусловивших художественно-поэтические, эстетические особенности жанрового репертуара. Изучаются семантические параллели с обрядовой культурой других народов, соотношение стадиальных явлений, различных религиозных наслоений. Единая система трех свадеб-ступеней жизни человека «бишек туй» или «килем туй»(свадьба прихода к жизни или рождения), «тсалым туй»1 (свадьба оставления невесты в доме жениха, торжества брачного союза) и «улем туй» (торжества проводов в иной мир) освещается как целостный фольклорно-этнографический комплекс с упором на художественно-эстетическую, поэтическую особенности обрядового фольклора.

Актуальность исследования. Башкирский семейно-бытовой обрядовый фольклор еще не изучался в хронологическом комплексе основных свадеб (туй), посвященных жизни человека и в единстве влияния мифологических основ и вербальных, мелосных, акциональных, отчасти хореографических компонентов. Вне поля зрения оставались проблемы реконструкции, систематизации жанрового состава, хронологической последовательности действ обрядового семейного творчества как школы социализации индивида. Одной из актуальных задач фольклористической науки являются освещение путей возникновения и формирования художественных образов, архаической словесной символики, а также выявление истоков средств поэтизации в народном обрядовом творчестве.

Неизученными еще проблемами являются отношения обрядовых жанров и жанровых форм к действительности, условным ситуациям, а также вопросы отражения мифов, обрядов в слове и слова в обряде.

1 ТСалымтуй (свадьба в доме невесты) и калынтуй (свадьба в доме жениха) рассматриваются в одном цикле зрелости.

Системное восстановление картины жизни в обрядовом творчестве от дородового периода до ухода человека в иной мир и становления духом предков - актуальная задача в науке, обращающейся к , исторической памяти народа. Она отвечает возросшему интересу к истинно народным ценностям, к традиционным нормам поведения человека в мире. Раскрытие идейной специфики, художественного мира обрядового творчества в неразрывной причинно-следственной обусловленности с архаичными верованиями, культами предполагает также наиболее полное освещение генетических истоков поэтики обрядовых жанров. Актуальность системного исследования семейно-бытового обрядового фольклора как комплекса вызвана необходимостью восстановления этнических механизмов обеспечения устойчивости человека в мире, вопросами изучения художественной картины мира и природы в идеалах народа.

Правомерно для докторской диссертации предпринимаемое изучение семейно-бытового обрядового фольклора как комплекса с охватом человеческой жизни в знаковых (ритуальных), этапных формах в целом и в раздельности, освещение специфики поэтического репертуара, раскрытие его художественных особенностей во взаимосвязи различных компонентов (верования, культы, слово, действо, частично мелос) с обозначением некоторых региональных различий и сходств, с характеристикой функциональных, дидактических особенностей и историко-этнографических реалий.

Научные достижения в освещении семейно-бытовой обрядовой фольклорной культуры в перспективе послужат разработке важных мер по сохранению традиционных норм и правил поведения человека, позволят раскрыть на примере обрядотворчества замечательный памятник народной поэзии.

Объектом исследования являются семейно-бытовой обрядовый фольклор башкир, три формы празднеств, санкционирующих основные этапы перехода человека из одного возрастного статуса в

другой. Три формы туй (свадьбы) - Колыбельная (Родинная), Бракосочетания и Погребальная (Проводы человека в вечную обитель) в их идеологическом, фольклорно-поэтическом, этнографическом, структурно-композиционном, игровом, функциональном единстве и хронологии. Представления башкир о Человеке, о цикличности жизни, имеющие смыслонесущее, сюжетообразующее значение в формировании семейно-бытового фольклора.

Предмет диссертационного исследования - семантическое,
поэтико-художественное своеобразие башкирского обрядового
фольклора башкир; мифологические, культово-магические,

религиозные воззрения, ритуализованные в функциональные действа; идейно-тематическое и функциональное единство обрядовых действ семейного значения с их поэтическими текстами; состав и художественные особенности основных жанров башкирского обрядового фольклора; специфика системы обрядовой социализации индивида.

Цель и задачи исследования - комплексное изучение жанров
башкирского обрядового фольклора, раскрытие специфики природы
словесно-поэтического репертуара во взаимосвязи и

взаимообусловленности с функциональными действиями, а также с древними верованиями. С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

- выявить историко-генетические, культово-магические истоки
башкирского семейно-бытового обрядового творчества, определить
функции, место, роль йола (обряда) в жизни человека, в системе
традиционной культуры;

- восстановить традиционную модель семейно-бытового
обрядового фольклора и установить наиболее полный состав жанров и
жанровых форм, осветить специфику поэтизации быта,
функциональную соотнесенность обрядовых слов, действ, напевов;

- показать типологичность башкирской семейно-бытовой
обрядовой культуры в системе аналогичных традиций различных
народов и выявить ее специфику и локальные черты; обозначить
некоторые особенности обрядового фольклора башкирского народа в
свете его современных трансформаций;

- реконструировать трехступенчатый семейно-бытовой
обрядовый фольклор в наиболее полной идеологической,
художественной, функциональной, структурной и словесной
целостности, сохраняющейся в фольклорной памяти народа,
привлекая архивные, опубликованные, а также выявленные
соискателем фактические материалы, представленные в своем
большинстве.

Системное восстановление и исследование башкирского семейно-бытового обрядового творчества, выявление и анализ историко-генетических, семантических, поэтико-художественных особенностей жанров - многопрофильная и сложная задача. Учитывая неразработанность проблемы, концептуальную новизну, а также и синтез этнографических и фольклористических дисциплин, определяются и границы исследуемых проблем. Вопросы же выявления и изучения этнических групп, развернутый филологический анализ только словесных жанров и жанровых форм еще в будущем.

Методологические и теоретические основы исследования. Семейно-бытовой обрядовый фольклор рассматривается в эволюции и диалектической взаимосвязи с историческими, экономическими, культурными изменениями, рассматривается как свод бытовой и духовной жизни башкирского народа с учетом региональных различий, как школа народной традиционной культуры,охватывающая явления разновременного характера, как сложный полисемантический текст с локальными, поэтико-словесными исполнительскими различиями. Методологической основой исследования является историко-

11 этнографический принцип изучения обрядового фольклора. Учитывая сложную синкретичную природу освещаемого материала, применялись ретроспективный, сравнительный и аналитический подходы.

Исследование обрядового фольклора предполагает особый
подход, учитывающий не только филологический, но и семантический,
функциональный, мифологический, историко-этнографический,

философский, педагогический аспекты вопроса.

Термин фольклор претерпел длительную эволюцию - от понятий «простонародная старина», «народные традиции», «народное творчество» до «совокупности народного знания». Мы придерживаемся метода системного изучения обрядового фольклора в рамках широкого значения фольклора «как комплекса словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, игровых и драматических видов народного творчества», а также и в узком значении - как «искусства слова и народной литературы» [Восточно-славянский фольклор, 1993, с. 377-378]. Обрядовый фольклор как синкретичное творчество обнаруживает в себе все специфические признаки народного творчества -«коллективность творческого процесса как диалектическое единство индивидуального и массового творчества, традиционность, нефиксированные формы передачи произведений, вариативность, полиэлементность, полифункциональность» [Там же, с. 378]. Обряд как фольклорный факт был обозначен на совещании при ЮНЕСКО правительственных экспертов по сохранению фольклора (Париж, 1 марта, 1985 г.): «Фольклор - это коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов. Его формы включают язык, устную литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества» [Там же, с. 377-378].

В ходе работы над проблемой были использованы следующие методы собирания и систематизирования фактического материала:

- проведен целенаправленный опрос, охватывающий
многоаспектные стороны жизни народа: мировоззрение, верования,
быт, словесное, музыкальное и прикладное творчество;
зафиксированы знания по народному (обычному) праву, медицине
(также нетрадиционной), культуре одежды, пищи, утвари, игр и т.д.
впервые составлены сводные описания обрядовых комплексов,
зафиксированы ранее труднодоступные образцы обрядового
фольклора;

- командировочное и экспедиционное изучение башкирского
природоведческого, семейно-бытового, лечебно-магического и
хореографического обрядового фольклора (более 25 выездов);

- при составлении описаний обрядов учитывались,
фиксировались вербальный, акциональный, предметный,
персональный, цвето-числовой, пространственно-временной, игровой,
мелосный категории, - непосредственно обуславливающие
синкретичную художественную целостность, многосоставность
обрядового комплекса.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования.

Впервые в башкирской фольклористической науке поставлена и
освещена проблема комплексного исследования семейного обрядового
фольклора, всей системы половозрастных торжеств, посвященных
обрядовой организации человеческой жизни; устанавливается и
системно исследуется хронология жизни человека, охватывая
мировоззренческий, словесно-поэтический, этнографический,

религиозный пласты; освещается причинно-следственная и мифо-ритуальная связь, обусловившая специфику обрядотворчества;

- выяснены особенности истоков развития мифопоэтики
башкирского семейно-бытового обрядового фольклора; освещены пути
трансформации мировоззренческих, этнографических компонентов в
фольклорные, эволюция языческого в эстетическое, магического в
словесно-поэтическое, а также фиксируется совместимость участия и

взаимодействия различных религиозных верований (язычество, тенгрианство, ислам) в одной системе обрядового творчества; выявлены и исследованы особенности материнской (женской), эротической и плодородной символики в обрядовом фольклоре;

впервые введены в научный оборот новые и редкие (ранее труднодоступные) образцы семейно-бытовых обрядовых действ и словесных форм; с точки зрения генетической фольклорной памяти обозначена их роль и значение в системе обрядов, а также произведен поэтико-художественный анализ жанров, составлено «Приложение» к диссертации - «Образцы поэтического репертуара трех форм туй»;

реконструирована наиболее полная система народной семейно-бытовой обрядовой терминологии, указаны типологические, локальные, региональные признаки, составлен «Словарь народной терминологии по семейно-бытовому обрядовому фольклору».

Основные положения, выносимые на защиту:

- идеологическую, функциональную, художественно-
эстетическую, а также словесно-поэтическую основу башкирского
семейно-бытового обрядового фольклора составляет триединый
комплекс ее туй - трех свадеб, посвященных санкционированию
человеческой жизни (от внутриутробного периода до ухода в мир
иной); семейный обрядовый фольклор ( в единстве мифов, верований,
культов, действ, слов, напевов) приобретает функции
регламентирования переходов человека из одного статуса в другой,
социологизации индивида, а также санционирования половозрастных
периодов, а также и норм обережения; в нем формируются и
проецируются нормы эстетизации действительности и поэтического
изображения картины мира, Природы, идеалов народа о Человеке и
его жизни;

- самобытный, яркий в своем национальном колорите словесно-
поэтический репертуар многосоставного башкирского семейно-
бытового обрядового фольклора представляет собой целостную

систему различных жанров, каждый из которых располагает
функциональной, идейно-художественной самостоятельностью, а
также автономной системой поэтизации действительности,
эмоционально-экспрессивной выразительностью, игровой,

драматургической спецификой исполнения;

- поэтико-стилевая, художественно-образная специфика
башкирской семейно-бытовой обрядовой словесности обнаруживается
в выраженной устойчивости архаической мировоззренческой
символики, бытоописательности, стихотворной повествовательности;
выразительная и глубокая художественная образность обусловлена
слиянием мира природы, предметов с миром человеческих
переживаний, акцентированным эстетическим выделением знаковых
признаков быта, окружающей среды, иносказательностью,
понятийностью образов;

- репертуар семейно-бытового обрядового фольклора имеет две
группы жанров: к первой относятся яркие в художественном
отношении жанры, где преобладает поэтичность, образность
(погребальные и свадебные причитания, благопожелания,
колыбельные и пазушные песни, а также мунаджаты); ко второй
группе относятся жанры, в которых превалируют магизм,
понятийность в ущерб поэтичности, тавтологичность слова и действа
(заговоры, заклинания, приговоры, семантичные формулы-клише и
изречения, функциональные речитации); жанры объединяет
эстетическая выразительность и оригинальность метафор, аллегорий,
эпитетов, параллелизмов, а также такие приемы стихотворства, как
повторы опорных слов, формульность, темпоритмическая
соразмерность стиха, напева и действа;

- многогранность, процессуальность, драматургичность и
художественно-стилевое многообразие обрядового фольклора связаны
с ролевой дифференциацией как персонажей, так и исполнителей:

повитух, знахарок, сватов, дружек, снох, аксакалов, жениха, невесты, родителей, мулл, молитвословцев, мастеров религиозных песнопений;

- обрядотворчество является не только уникальным художественным памятником народной культуры, но и инструментом гармоничного жизневедения, механизмом, обеспечивающим устойчивость этноса во времени и пространстве;

Апробация работы. Основные положения исследуемой темы были опубликованы в более пятидесяти двух работах, в том числе в двух монографиях «Башкирский свадебно-обрядовый фольклор» (Уфа, 1994. - 188 с.) и "Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа" (Уфа, 1998. - 293 с). Издано пособие для учителей «Мин — тэбигэт балапы» («Я - дитя Природы») Уфа: «Китап», 2001 г. - 73 с.

В многотомной серии «Бангкорт халытс ижады» («Башкирское народное творчество» в сосоставительстве с А. М. Сулеймановым выпущен том «Обрядовый фольклор» (Уфа, 1995 - 556 с), а также сборник «Бапгкорт хальгк йола уйындары» («Башкирские народные обрядовые игры»), авт. предисл. Р. А. Султангареева, сосоставитель А. М. Сулейманов (Уфа, 1997. - 118 с).

Основные выводы исследования были представлены в 28 докладах, прочитанных на международных, всесоюзных, всероссийских, республиканских и зональных конференциях, проходивших в Москве (1993, 2000), Махачкале (1991), Горно-Алтайске (1995), Якутске (1992, 2000), Казани (1992), Стерлитамаке (1999), Баку (1999), Магасе (2000), Алма-Ате (2000), Челябинске (2001), Нальчике (2001), Уфе (1989-2002); научно-методические аспекты исследования представлены более чем в 70 выступлениях-докладах, прочитанных на семинарах учителей, работников культуры и ЗАГСов в городах и районах Республики Башкортостан и за ее пределами.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены при разработке теории и истории фольклора, при подготовке научных сводов по народному творчеству,

16 являться научно-теоретической основой для сохранения норм народного традиционного обрядового воспитания и обучения в школах, вузах, в специальных учебных заведениях. Исследовательские достижения смогут оказать помощь этнографам, историкам, юристам, психологам, музыковедам в их научных изысканиях, а также художественным руководителям творческих коллективов, бюро ЗАГСов при проведении актов регистрации брака, рождения и при проведении обрядовых празднеств.

Министерством культуры Республики Башкортостан книги «Башкирский свадебно-обрядовый фольклор» (1994 г.), «Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа» (1998 г.), а также сборники «Зиины» (1995 г.), «Башкирские народные обрядовые игры» (1997 г.) рекомендованы в качестве пособий для научно-теоретического осмысления традиционной культуры и воспроизведения ее в просветительской, пропагандистской и постановочной работах.

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании отдела фольклора и искусства ИИЯЛ УНЦ РАН с участием специалистов из отделов литературы и этнографии.

Структура диссертационной работы. Диссертационное

исследование включает введение, историографию проблемы, три главы, заключение, список использованной литературы, а также Приложение, которое включает «Словарь народной терминологии по семейно-бытовому обрядовому фольклору» и «Образцы поэтического репертуара трех форм туй».