Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сходство и различие сюжетов старотюркских письменных памятников и казахского устного творчества (на основе героического эпоса, рассказов, сказок и легенд) Сагындыков, Нурлан Берикбаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сагындыков, Нурлан Берикбаевич. Сходство и различие сюжетов старотюркских письменных памятников и казахского устного творчества (на основе героического эпоса, рассказов, сказок и легенд) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.09.- Алма-Ата, 1991.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Устное творчество предков - наше неиссякаемое духовное достояние. Часть из этого наследия зафиксированы в средние века, известные нам как старотюркские памятники. Таким образом, некоторые источники имели хождение в устной и письменной форме. Анализ сходства, различия и художественных особенностей общих по содержанию сюжетов литературных произведений способствует, несомненно, раскрытию закономерностей стаювлошш и развития устного народного творчества.

Религия ислама еще более обогатила это литературное наследие. Легенды, рассказы, риуаяты письменной литературы Востока начали обретать свою уотнув форму. 3 зависимости от географических и этнических особенностей, один и тот же источник имел несколько вариантов функционирования. Идентификация устного творчества с его письменным оригиналом выявляет существенные изменения и дополнения. Во-вторых, это показывает выбор тематики и характер поэтического и прозаического творчества народа.

Взаимовлияние и взаимообогащение устного народного творчества и письменных литературных памятников - одна из основных закономерностей в истории развития литературы. Выявление многогранной природы данной закономерности и диктует актуальность нашей теш.

Цель и задачи исследования. Определение взаимосвязи, взаимоотношений и динамики развития устного народного творчества и письменных литературных памятников, является основ-

ной научной проблемой истории литературы. Наша конкретная це..о - анализ сходства и различия легенд, рассказов, сказок и героического эпоса объединенных общей сюжетной линией; раскрытие причин обусловивших изменения; особенности устного народного творчества и письменного источника.

Из основной цели вытекают следующие задачи:

поиск, транскрибирование, перевод на казахский язык легенд, сказок, рассказов старотюрюзких письменных памятников объединенных общим сюжетом с казахской устной литературой;

выявление всех сходств и различий "Алпамыс батыра" и "Рассказа о Бамсы-Еайраке, сыне Байбури" и, наряду с этим, характеристика сюжетных особенностей присущих каждому памятнику в отдельности;

научное обоснование происхождения понятия "двенадцатилетнего животного цикла" у тюркских народов и анализ сходств и различий содержащихся в легендах, рассказах сопряженных с этим циклои;

определить факторы обусловившие распространение в устное творчество народа легенд-рассказов содержащихся в письменны- памятниках;

толкование идейного содержания легенд-рассказов, сказанных с именем святого Нуха;

комплексный анализ вариантов рассказа о пророке .Сулеймене (Соломоне), встречающихся в устном народном творчестве;

систематизация и сравнительный анализ рассказов, относящихся к Хакиму Лукпану;

анализ причин обусловивших каждое, отдельно взятое сходство и различие письменного литературного источника и

устного народного творчества.

Научная новизна. В методологическом плане, общие для старотюркских письменных памятников и устного народного творчества материалы мы тематически классифицировали как: социально-гражданского содержания и материалы, несущие в cede религиозную основу.

Впервые в истории казахской литературы детально освещены и сравнительно проанализированы сходства и различия легенд, сказок и рассказов религиозного содержания в письменных пшлятниках и устном народном творчестве.

Научное обоснование получило этносоциокультурные и языковые причины метаморфозных превращений событий, пережитых одним героем его последователем.

В прежних исследованиях, касающихся социально-гражданской тематики, анализу подвергались героические эпосы. Причем за основу брали общие для всех тюркских народов особенности, содержащиеся в нескольких версиях источника. 1Ы, несколько конкретизировали диапазон исследования - взяв за исходное два ге-.роических эпоса "Алпамыс батыр" и "Рассказ о Бамзы-Бапраке, сыне Байбури", подвергнув их полному и всестороннему сравнительному анализу вплотї до выявления мельчайших особенностей. Общность этих памятников нашло доказательство на основе реальных мотивов, фактических эпизодов и конкретных деталей.

В целом исследование является первым опытом художественно-литературоведческого сравнения старотюркских письменных памятников с устным казахским творчеством.

Научное и практическое значение работы. Выяснение взаимосвязи казахского устного творчества и старотюркекпх письменных памятников имеет важное зиачоїшо для истории литературы.

Вместе с тем, фактор глубинной взаимосвязи и взаимоотношении, по .огает нам понять происхождение легенд, сказок, рассказов; вскрыть причины изменения их содержания и особенностей.

Материалы, выводы, результаты диссертационной работы могут быть использованы в научных исследованиях, касающихся общетипологических совпадений имеющих место в литературе тюркских народов, а также, как практическое учебное пособие к спецкурсам и семинарам для студентов филологических факультетов. Оно может быть использовано и учителями общеобразовательных школ в их-повседневной деятельности и специалистами-фшго-логами, занимающимися исследованиями' в области устного народного творчества и старотюркских письменных памятников.

Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились научные труды следующих видных ученых-фольклористов и литературоведов -А.Н.Веселовсного, В.Я.Проппа, В. М. Жирмунского, Д.С.Лихачева, Е.М.Мелетшского,В.М.Гацака, Х.Т.Зарифова, Х.Г.Короглы, Б.Н. Путилова, М.0.Ауэзоза, К.Жумалиева, Н.Смирновой, А.іМаргулаяа, МЛ'абдуллина, Б.Кенжебаева, А.Конратбаева,Х.Суюншаяиева, Р.Бор-дибае-эа, Т.Сыдыкова, М.Жоддасбекова, С.Каскабасова, ЇЇ.Турсу-но"ва, Ш.Ибраева и др.

В непосредственной работе над диссертацией мы руководствовались основными положениями широко извостного научной общественности историко-сравнитольного метода. Данный метод не только про'яоняет многовековую историю происхождения фольклора, но и, что важно, является ключом в понимании сходства и различия, так богатого версиями и вариантами, устного народного творчества.

Апробация работа. їЛатериалн и основные положения диссертационного исследования отражены в 6 статьях, опубликованных в научных сборниках, журналах и периодике, освещены в научном докладе на 1-ой республиканской научно-практической конференции АН Казахской ССР "Казахский язык - язык науки" (31 май - I июнь 1990 г. г.Алма-Ата). Диссертация обсуждена на объединенном заседании отделов истории казахской литературы, текстологии и публикации и на Ученом Совете Института литературы и искусства им.М.0.Ауэзова АН Казахской ССР.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и библиографии.