Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Символика мифологии алтайского героического эпоса Ойношев, Василий Петрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ойношев, Василий Петрович. Символика мифологии алтайского героического эпоса : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Алтайский гос. ун-т.- Казань, 1998.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-9/1972-8

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Кай чбрчбк - героический эпос имает исключительно важное место в богатейшем устно-поэтическом рчестве алтайцев. Это большой цикл эпических поэм, который начал даваться в очень давние времена. В нем отражено фольклорное мышление, ірмированное условиями исторического бытия кочевнической среды. фологическое или мифопоэтическое мышление лежало в основе картины за, созданной первобытным обществом. Как видно на материалах героических заний, оно и в более поздние времена в достаточной мере определяло эовоззрение алтайцев. Одним из главных проявлений мифологического шления в эпосе является представление людей о символике предметов ериальнои культуры, о месте и роли человека, животного мира в трехчленной уктуре мира, а также отношение человека к объектам природы, растительному эу. Символически насыщены все образы эпических сказаний.

Выявляя символику этих образов, их функции и роль в эпосе, ледователи имеют возможность реконструировать представление древних о іроде и обществе в целом - их мировоззрение, что позволяет понять [лучшим образом древнейшие представления человека о себе и о мире.

Актуальность выбранной нами темы состоит в том, что специального ледования, посвященного раскрытию метаморфических особенностей образов эического эпоса алтайцев, еще нет. До сих пор отдельно не рассматривалась [волика художественных образов героического эпоса алтайцев в связи с надлежностью их к одному из трех - верхнему, среднему или нижнему -юв. В данной работе на основе анализа героического эпоса алтайцев делается ытка комплексного освещения вопроса о месте и функциях животных, птиц, їтьгоя и его коня в двух- и трехчленной структуре мира. Превращение тгыря и его коня рассматривается в связи с принадлежностью эпических

образов к "чужому" или "своему" миру. Характеристика символики чисел, предметов материальной культуры, животного и растительного мира в эпосе предпринята с целью акцентировать внимание на роли символики в фольклорной традиции алтайцев.

Необходимость изучения данного круга проблем обусловлена еще и тем, что подобный ракурс позволяет в какой-то мере осветить структуру архаического мировоззрения алтайцев, отраженного в эпосе. Исследование образов вещного мира и мира природы, кроме того, помогает изучать религиозные верования, перспективы и тенденции развития духовной культуры народа.

Актуальным является и то, что в научный оборот вводятся никогда ранее не переводившиеся на русский язык героические сказания.

Предметом данного исследования является алтайский героический эпос. Основными объектами исследования являются три категориальные единицы образов: 1) вещи (предметный мир) в их магико-символическом значении; 2) животные - эпические персонажи и их функции; 3) растительный мир и мир природы.

Целью исследования является выявление символики образов героических сказаний алтайцев, рассмотрение в их характеристике элементов архаических представлений и их роли.

Для достижения этой цели автором поставлены следующие задачи:

реконструировать пространственное (по горизонтали и вертикали) деление мира в алтайских героических сказаниях в аспекте дуальной картины мира;

классифицировать находящиеся в этом качественно неоднородном пространстве предметы, животный и растительный мир, стихию, самого

века - главного героя и рассмотреть традиционные представления алтайцев о ієни и пространстве;

- раскрыть основные причины соотнесенности этих образов с каким-либо
эсом пространства (светлым или темным) и, в связи с этим, их
сциональные особенности;

- описать архаические культы животных, птиц, гор, деревьев с целью
мотреть генезис представлений о "божественности" происхождения главных
ев - богатыря и его коня.

Методологическую основу диссертационной работы составляет нительно-исторический метод, признающий органическую связь мифологии, а и народной поэзии.

В работе был использован методологический подход, базирующийся, в яости, на анализе отдельных категорий духовной и материальной культуры, и снение их содержания как элементов единой системы. Подобный дологический подход успешно применяли многие исследователи вдионного мировоззрения народов Азии. Так, например, Н.Л.Жуковская в \ работе1 рассматривает символику традиционных пищи, жилища, одежды олов в неразрывной связи с системой их традиционного мировоззрения, югичная методологический подход использован коллективом томских угователей Э.Л. Львовой, И.В. Октябрьской, А.М. Сагалаевым, М.С. іновой (1988,1990 гг.)2, а также СПТюхтеневой в кандидатской диссертации > г.)3 и др. Использование этих методов обусловлено тем, что алтайские

'. Жуковская. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.

. Львова, И. В. Октябрьская, А.М. Сагалаев, М. С. Традиционное мировоззрение

>в Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. - Новосибирск, 1988; то же.

і ритуал. -1990.

Тюхтенева. Архаические элементы в современном мировоззрении

цев. Диссертация... канд. ист. Наук.-М, 1996.

героические сказания имеют стабильную структуру, сложившуюся в течен» длительного периода их исторического развития.

Для нашего исследования весьма ценными являются теоретически работы А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, В.М. Жирмунского, Е.1\ Мелетинского, Р.С. Липец, Л.Н. Жуковской, С.С. Суразакова, а также учень - эпосоведов Якутии, Татарстана, Казахстана, Бурятии, исследования выводы авторов ряда специальных работ по фольклору и этнографг аборигенов Сибири.

Изученность темы. Героические сказания, как один из основнь жанров фольклора алтайцев, издавна находятся в сфере виймані исследователей. Со второй половины XIX до середины XX веков работы і изучению героических сказаний алтайцев в основном сводились к запис публикации и краткого описания сюжетов и мотивов. С открытием в 1952 го; Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка литературы начинается новый этап в изучении эпоса, но среди рабе написанных, в основном, в 60-90-е годы, нет сколько-нибудь цельно исследования по эпосу, касающегося перечисленных вопросов.

Большую ценность представляют работы, посвященные раскрыта функциональных особенностей и символике отдельных образов животної растительного мира в алтайских героических сказаниях, их аналогам в эпо народов сопредельных территорий.

Особенно важным в написании диссертационной работы явились тру; исследователей алтайского фольклора Л.П. Потапова. И.В. Пухова,

ггелова, С.С. Каташа, Е.Э. Ямаевой, и др., а также концептуальный подход тественных исследователей фольклора и традиционного мировоззрения.

Эти труды можно классифицировать следующим образом: 1) работы, гщающие общетеоретические вопросы по фольклору; 2) работы, посвященные (ьклору, этнографии, мировоззрению народов Сибири и Центральной Азии; 3) вященные сравнительному изучению эпоса у тюрко-язычных народов; 4) вященные изучению фольклора и этнографии алтайцев.

Источниковую базу диссертации составляют:

- опубликованные - 12 томов алтайских героических сказаний (серия ітай баатырлар");

гдельные издания эпических произведений, записанных от сказителей А. Г. псина, в частности, академическое издание эпоса "Маадай Кара" из серии юс народов СССР", Н.У. Улагашева, Н.К.Ялатова; азания, записанные Н.Я. Никифоровым;

:казания, опубликованные в различных сборниках, начиная с середины шлого века по настоящее время, а также недавно увидевший свет том ггайские героические сказания" из серии "Памятники фольклора народов эири и Дальнего Востока".

Алтайский материал рассматривается на региональном (южно-ирском) сравнительном фоне с обращением к эпическому наследию якутов, ят, монголов. Автором широко использовались сообщения информантов, с орыми проводилась работа по вопроснику о тотемных представлениях айцев. Привлекались материалы по этнографии и другим, неэпическим, ірам фольклора, материалы по шаманизму, бурханизму у алтайцев и других одов Сибири, опубликованные в различных источниках.

В написании работы немаловажное значение имело общение с кайчы-зителями А.Г.Калкиным, Н.КЯлатовым, исследователем И.Б.Шишкиным.

Научная новизна работы заключается в том, что на осної источников на алтайском языке и анализа научных трудов диссертаї предпринял попытку как можно более широко и полно представить символш образов в героических сказаниях, раскрыть причины некоторых метаморф< основных героев, показать роль архаических элементов в мировоззрен» алтайцев и особенности их отражения в эпосе.

Практическая значимость. Материалы данной работы могут бьп использованы для осмысления символических аспектов материальной духовной культуры алтайцев. Ее результаты могут быть использованы школьных и вузовских учебниках и методических пособиях по алтайском фольклору, при написании истории изучения алтайского фольклора.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована защите на заседании кафедры алтайского языка и литературы Горне Алтайского государственного университета.

По теме диссертации автором сделаны сообщения на двух научны конференциях (Горно-Алтайск - 1995; 1996 гг.).

Основные ее положения изложены в пяти публикациях ! методическом пособии, общим объемом более 1,5 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав заключения, списка использованных источников и литературы, вопросника. I заключении дается краткий словарь символов образов, рассмотренных і диссертации.