Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сказки персоязычных народов в современных записях : Проблемы терминологии, специфики, истории, репертуара, состояния и искусства исполнения сказителей на материале полевых исследований Рахмонов, Равшан Каххорович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рахмонов, Равшан Каххорович. Сказки персоязычных народов в современных записях : Проблемы терминологии, специфики, истории, репертуара, состояния и искусства исполнения сказителей на материале полевых исследований : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.09.- Душанбе, 1998.- 479 с.: ил. РГБ ОД, 71 99-10/122-7

Введение к работе

Актуальность темы. Как известно, таджикский (персидский) язык для Таджикистана, Ирана, Афганистана и персоязычных народов, проживающих в других странах, где обучение и образование ведется на этом языке, является их общим достоянием. Исследователи эту литературу рассматривают в своих трудах как общее наследие народов этих стран.

Общим является и устное народное творчество, в том числе сказки, которые распространяются среди населения из уст в уста. Сказки персоязычных народов, со свойственными им жанрово-содержательными особенностями, к сожалению, до настоящего времени не стали объектом исследования в отдельно взятой монографии. Причину малоизученно ста фольклора персоязычных народов следует искать, с одной стороны, в том, что довольно поздно были начаты сбор и классификация материала, с другой — в том, что не придавалось должного внимания научной значимости столь бесценного наследия.

Общность истории, культуры, литературы и религиозной принадлежности, в свою очередь, общность их фольклора (в нашем случае—сказки), который питал один источник как в прошлом, так и в настоящее время, говорит о необходимости изучения вопроса в комплексе, с различных сторон, что и легло в основу данной диссертации.

Надо сказать, что наука посвятила исследованию сказок десятки фундаментальных трудов. Сегодня "сказковедение" на Западе выделяют как отдельное звено в фольклористике. Тогда как трудов такого масштаба о сказках персоязычных народов почти не существует.

Как показывают опубликованные сборники и их изучение, сказки принадлежат к общечеловеческому жанру. По мнению таких известных сказковедов, как А.Аарне, В.П.Аникин, ВЛ.Пропп, С.Томпсон, У.Марзулф, Э.В.Померанцева, Б.Кербелите, и ряда других ученых большинство сюжетов имеют широкое распространение среди различных индоевропейских народов. С этой точки зрения, весьма актуальным представляется изучение сказок в сравнении со сказками других народов. И поскольку сказки персоязычных народов до сих пор не подвергнуты полной классификации, не осуществлено их научное издание и даже нет отдельных монографических исследований об их своеобразии, трудно в рамках одного исследования затронуть все вопросы, которые следует рассматривать на международном уровне, мы руководствовались следующими высказываниями В.Я.Проппа: "Но если сказка распространена по всему миру и есть в полном смысле слова международные сюжеты, имеет ли тогда смысл и возможно ли изучать сказку одного народа в отрыве от сказок других народов? Это не только возможно, но и необходимо. Во-первых, каждый народ, а иногда группа народов, имеет свои сюжеты. Во-вторых, даже при общности сюжета

каждый народ создает национальные формы его..." (подчеркнуто мной — P.P.). і

Иными словами, сравнительное изучение сказок персоязычных народов определяло наши задачи. Несмотря на то, что история собирания и издания сказок персоязычных народов восходит к священной книге "Авеста" и ещё до появления фольклористики деятели культуры и литературы прошлых столетий обратили внимание на этот жанр, начало изучения сказок персоязычных народов все же приходится на вторую половину XX в. В связи с этим автор делает краткий экскурс в историю развития жанра и более подробно останавливается на современном состоянии сказок.

Актуальность темы диссертационной работы заключается и в том, что впервые в ней рассмотрены термины, жанровые особенности сказок, различия между сказками и другими жанрами устной прозы, история их собирания, издания и изучения, бытование сказок в наше время. Актуальность исследования подтверждается и тем, что творчество современных сказителей различных регионов Таджикистана, Афганистана, Ирана и Узбекистана, населенных персоязычными народами, впервые рассмотрено в совокупности, более того, их жизнь, творчество и исполнительское мастерство также впервые изучены в качестве научных источников. Велика роль сказок в формировании творческой личности писателя. В этой связи представляется актуальным изучение сказок в совокупности, что дает возможность пронаблюдать над вопросами отношения писателей к этому жанру.

Цепь и задачи исследования. Представленная к защите диссертация носит обобщающий характер и в основном определяет роль, место и процесс исследования сказок персоязычных народов в XX в. в связи с тем, что одновременно впервые в научный обиход введены магнитофонные записи сказок, осуществленные автором в 70-90х гг. в указанных странах, свои задачи диссертант видит в следующем:

— рассмотрение научного термина "афсона" ("сказка") и его
синонимов по источникам и особенностей их бытования среди населения
упомянутых стран;

— определение жанровых особенностей сказок в сравнении с другими
жанрами устной прозы и выявление их различие;

изучение истории собирания и издания сказок персоязычных народов в сравнительном плане;

определение роли сказителя в процессе бытования сказок; и характера его взаимоотношений со слушателями в процессе исполнения;

— изучение современного состояния бытования сказок персоязычных
народов;

—. изучение бытования сказок на современном этапе на основе магнитофонных записей;

— вопросы мастерства сказителей и специфики передачи сказок из

1 Пропп В. Я. Русская сказка. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984, с. 26.

поколения в поколение. Многократная запись одной и той же сказки у одного сказителя или у различных исполнителей и проблемы "устода" ("учителя") и "шогирда" ("ученика").

Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют достижения ведущих фольклористов, иранистов и их различных школ и направлений. В процессе исследования, где за основу взят сравнительно-исторический, историко-типологический и эксперименталь-ный методы, автор руководствовался трудами А.Аарне, РАмонова, В.П.Аникина, ВАсрори, АН-Афанасьева, ЕЭ.Бертельса, И.С.Брагинского, А.Н.Веселовского, В.М.Гацака, М.Герхардта, В.М.Жирмунского, Б.Кербе-лите, Х.Г.Короглы, И.Левина, Д.СЛихачева, А.Б.Лорда, Е.М.Мелетпн-ского, У.Марзулфа, Э.В.Померанцевой, ВЛ.Проппа, Б.Н.Путилова, Н.Рошияну, С.Томпсона, Инджавии Шерази и других специалистов.

Научная новизна исследования. Новизну исследования прежде всего определяет то, что впервые в фольклористике сказки персоязычных народов рассмотрены в отдельной диссертации. Одновременно жанровые особенности сказок исследованы в связи с другими жанрами устной прозы.

В диссертации обобщены вопросы истории собирания, публикации и изучения сказок, этапы и характерные особенности сказковедения в предыдущих столетиях, достижения и недостатки предшествовавших исследов ателей.

Впервые подвергнуты анализу "афсона" ("сказка") как научный термин и его синонимы по источникам и среди населения различных регионов, определены научные особенности каждого из них.

Другую новаторскую особенность диссертации составляют наблюдения, проведенные на основе магнитофонных записей образцов жанра. Сюда относятся отношение сказителя к тексту, мастерство сказителей, бытование сказок из поколения в поколение (с примерами и иллюстрациями тезисов), сравнительный анализ одного текста, записанного у одного сказителя или рада исполнителей; отношения сказителя и слушателя в процессе исполнения; репертуар некоторых сказителей и современное состояние сказок персоязычных народов.

Практически все сборники и опубликованные труды автора представляют собой новое слово в сказковедении указанных стран.

Практическая значимость. Результаты диссертации могут быть использованы при написании истории фольклористики и истории таджикско-персидской литературы, при создании этнографических трудов и исследований по истории. Исследование призвано служить путеводителем при изучении и определении основных направлений бытования сказок персоязычных народов. Отдельные разделы диссертации уже используются в лекционных занятиях и практических курсах в Таджикском государственном национальном университете (ТГНУ). Материалы диссертации могут быть использованы при написании учебников и создании учебных пособий, хрестоматий для вузов и средних школ.

Источники исследования. История развития и изучения сказок рассмотрена в основном на материале, непосредственно собранном

автором среди населения в селах, районах, городах, различных местностях Таджикистана, Ирана, Афганистана и Узбекистана в течении 25 лет. Они состоят из 94 кассетных записей, более 100 тетрадей. В целом архив автора содержит более 1250 сказок и других образцов народной прозы, почти половина которых опубликована.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании отдела таджикского фольклора Института языка и литературы им. Рудаки (ИЯЛ им. Рудаки) АН Таджикистана с участием кафедры теории и новейшей таджикско-персидской литературы Таджикского государственного нациального университета (ТГНУ) (протокол № 2 от 9 июня 1998 г.), на заседании секции литературоведения ИЯЛ им. Рудаки с участием специалистов вузов (протокол № 5 от 25 июня 1998 г.) и рекомендована к защите.

По теме диссертации опубликовано более 60 трудов—монографии, сборники, статьи, тезисы докладов, научные тексты сказок в Таджикистане, Афганистане, Иране, Узбекистане, России, Франции и Австралии. Общий объем работ, опубликованных автором по данной проблеме, составляет более 140 п.л.

По теме диссертации автором прочитаны доклады на научных конференциях, прошедших в ТГНУ (1990-1997 гг.), МГУ (1986-1990 гг.), Кабульском университете (1983-1985 гг.), а также на международных симпозиумах и конгрессах, состоявшихся в Кабуле (1984), Дели (1989), Душанбе (1990), Бухаре (1993, 1994), Тегеране (1992, 1994, 1995), Нишапуре (1996), Сиднее (1998) и т. д.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, разбитых в свою очередь на разделы, заключения и библиографии.