Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Свадебно-обрядовый фольклор кумыков и его сценическое воплощение : общенациональное и локально-специфическое Моллаев, Абдул-Меджид Напаевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Моллаев, Абдул-Меджид Напаевич. Свадебно-обрядовый фольклор кумыков и его сценическое воплощение : общенациональное и локально-специфическое : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Моллаев Абдул-Меджид Напаевич; [Место защиты: Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Цадасы].- Махачкала, 2012.- 145 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/885

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. В наше время, с одной стороны, идет усиленный процесс трансформации и даже исчезновения многих традиционных обрядовых песен и синкретически единых с ними обрядов, что диктует необходимость ускоренного сбора фольклорно-этнографического материала; с другой стороны, как бы сопротивляясь процессу трансформации, исчезновения фольклора, активизировалась работа по сохранению и возрождению традиционного народного искусства не только в публикациях текстов и их исследованиях, но и в кружках художественной самодеятельности, на сценах театров, в циклах теле- и радиопередач и др. Эта заслуживающая одобрения деятельность вместе с тем дает неоднозначные результаты: наблюдается стремление сохранить исконно свое этническое, а изменения, коррективы, неизбежные в связи с исполнением песен и обрядов не в традиционной среде, а на сцене, с использованием современных технических средств, вносятся в разумных пределах и со знанием закономерностей исторического развития искусства; однако встречаются и экспериментирования по созданию новых ритуалов или «интернациональных обрядов», или же «обогащение» своего этнического за счет заимствования явно чужеродных, не укладывающихся в естественные рамки родного фольклора и этнографии песен, обрядов, танцев и т. п. Хотя на это уже обращалось внимание специалистов, были даны определенные рекомендации, проблема еще в достаточной мере не решена, а в отношении кумыкского фольклора она вообще не становилась предметом специального изучения.

Для Дагестана характерна не только уникальная полиэтничность, но также наличие внутри какой-либо этнической культуры еще и микролокальных, а то и одноаульных особенностей. У кумыков это выражено меньше, чем у горскодагестанских народов, однако имеются довольно интересные узколокальные специфические вариации общекумыкских фольклорных этнографических традиций, придающих культуре народа многокрасочность, орнаментальное богатство и т. п. Утеря их, унификация, нивелировка как в живой практике, так и при сценическом воплощении, означали бы обеднение уникального культурного наследия. Специальные исследования, конкретные рекомендации важны для науки, но на сегодняшний день особенно необходимы современной практике очагов культуры в районах и селах республики.

Степень изученности темы. Надо отметить, что традиционная кумыкская свадьба в целом изучена достаточно хорошо. Интересные сведения содержатся в работах дореволюционных авторов: М.-Б. Лобанова-Ростовского, Д.-М. Шихалиева, Ф. И. Леонтовича, М. М. Ковалевского и др. Особо следует отметить публикации Н. С. Семенова, П. И. Головинского и М.-Э. Османова, в которых содержится и фольклорный материал, в частности, связанный со свадьбой.

Активная запись, публикации, а несколько позднее и научное изучение кумыкской свадебной поэзии проводились в советский период. Наиболее значительный вклад в исследование и публикации кумыкской свадебно-обрядовой поэзии внес A. M. Аджиев, большую лепту в изучение кумыкской свадьбы внесла крупнейший дагестанский этнограф С. Ш. Гаджиева. Значительный интерес представляют работы Б. Алимовой, прежде всего, потому, что они в основном посвящены малоизученным свадебным обрядам и поэзии кайтагских кумыков. В контексте хореографического искусства кумыкская свадьба впервые рассмотрена в содержательных и новаторских монографиях А. М. Умахановой. Кумыкская свадебно-обрядовая поэзия привлекалась в объект исследования и в работах общедагестанского характера (Р. М. Магомедов, Х. М. Халилов, Г. А. Султанова и др.). Эти и другие авторы так или иначе касались и проблем современной дагестанской свадьбы.

Однако специальных монографических работ, посвященных изучению свадебно-обрядовой поэзии кумыков в контексте отражения общекумыкского и узколокального, нет. Отсутствуют исследования современного бытования и сценического воплощения свадебно-обрядовой поэзии кумыков, тем более с выделением микролокальных и одноаульных особенностей.

Надо отметить, что даже в достаточно хорошо разработанной русской фольклористике многие аспекты данной проблемы до последнего времени оставляли желать лучшего. В частности, это относится к такой широкой проблеме, как научное определение художественной самодеятельности, а также осмысление ее отношения к собственно фольклору.

Научная новизна диссертации. Данная работа – первое монографическое исследование общекумыкского и локально-специфического в свадебно-обрядовой поэзии. Новаторским является также освещение особенностей современного использования этого традиционного наследия в практике домов культуры, клубов и т. п., причем с акцентом на локальные особенности данного процесса и на причины, обусловившие их.

Предмет исследования – выявление общих и микролокальных черт в свадебной поэзии и обрядах, научное осмысление современных проблем их сохранения и трансформации при сценическом воплощении в различных зонах Кумыкии.

Объект исследования – кумыкские свадебные песни и обряды в традиции и на современной самодеятельной сцене.

Материал исследования – опубликованные и хранящиеся в рукописном фонде Института ЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН фольклорные записи по теме диссертации; значительную часть материала составляют наши записи и сценарии выступлений коллективов художественной самодеятельности.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования заключается в научном анализе общего и локально-специфического в свадебно-обрядовой поэзии кумыков, установлении типологических и этносвоеобразных закономерностей трансформации ее в современных условиях и при сценическом воплощении коллективами художественной самодеятельности.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

– систематизация и научная характеристика кумыкской свадебно-обрядовой поэзии как общенародного явления;

– опираясь на фактический фольклорно-этнографический материал, выделение трех зон Кумыкии, в которых проявляются локально-специфические особенности в фольклоре: Южная, Центральная и Северная Кумыкия;

– выявление процессов трансформации свадебно-обрядовой поэзии в конце XIX – начале XX вв.;

– анализ репертуара и особенностей сценического воплощения свадебно-обрядового фольклорно-этнографического комплекса коллективами художественной самодеятельности и на основе этого определение общих и локально-специфических закономерностей процесса;

– рассмотрение кумыкской свадебно-обрядовой поэзии и процессов, происходивших в ней в XIX–XX вв., в общедагестанском контексте с привлечением материалов из других регионов.

Методологической и теоретической основой исследования явились труды об устно-поэтическом творчестве российских и зарубежных ученых: А. Н. Веселовского, Дж.Дж. Фрэзера, В. Я. Проппа, Н. П. Колпаковой, В. Е. Гусева, Л. И. Емельянова, В. П. Аникина, В. М. Гацака, К. В. Чистова др. Мы опирались также на работы дагестанских исследователей, внесших значительный вклад в изучение фольклора, этнографии, фольклорно-литературных взаимосвязей и сценического искусства Дагестана: Ф. О. Абакаровой, A. M. Аджиева, Б. М. Алимовой, С. Ш. Гаджиевой, Г. Г. Гамзатова, A. M. Ганиевой, М. М. Курбанова, Б. Н. Магомедгаджиевой, Г. А. Султановой, A. M. Умахановой, С. М. Хайбуллаева, Х. М. Халилова и др.

Методы и принципы научного анализа. Исходя из особенностей фольклоризма и синтетического характера современных видов искусства, акад. Г. Г. Гамзатов акцентирует внимание на необходимость использования системного и комплексного методов при их научном анализе, что мы и стремились осуществить в данной работе.

Основными методами исследования в данной диссертации являются историко-типологический, историко-сравнительный и системно-комплексный анализ фольклора с привлечением данных этнографии, сценического искусства и литературоведения.

Теоретическая значимость работы заключается, прежде всего, в выявлении функциональных и художественных особенностей свадебно-обрядового фольклорно-этнографического комплекса в историческом освещении, а также закономерностей его использования в художественной самодеятельности.

Практическая ценность диссертации связана с возможностью использования ее материалов и положений при составлении лекций и спецкурсов по фольклору и культурологии и при подготовке методических разработок для домов культуры, клубов, коллективов художественной самодеятельности и т. п.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Традиционный свадебный фольклорно-этнографический комплекс у кумыков в целом представляет собой общенациональное явление, однако по некоторым микрорегиональным особенностям можно выделить южнокумыкскую, центральнокумыкскую и северокумыкскую локально-своеобразные традиции, характеризующиеся в основном следующими особенностями:

а) у южных кумыков, помимо своеобразных языковых (диалектных) особенностей, лучше, чем в других микрорегионах Кумыкии, сохранена фольклорно-этнографическая древность, в частности, полнее представлено свадебно-обрядовое наследие;

б) в Северной Кумыкии свадьба в целом более трансформирована, архаика, за исключением некоторых рудиментов, связанных с абай (наставницей невесты), почти утрачена, художественно переосмыслена, поэзия в основном потеряла генетическую связь с ритуалом, в нее довольно широко включены авторские произведения;

в) свадебно-обрядовый фольклорно-этнографический комплекс в Центральной Кумыкии в целом представляет своего рода переходное звено, где сохранены и творчески развиты лучшие черты кумыкской свадьбы;

г) карабудахкентская свадьба представляет собой как бы переходное звено от южнокумыкской традиции к центральнокумыкской с большим тяготением к южнокумыкской традиции, а султанянгиюртовская свадьба – как бы свадебное переходное звено от центральнокумыкской традиции к северокумыкской с тяготением к последней.

2. Процессы трансформации кумыкской свадебной поэзии и обрядности, появления в них нетрадиционных элементов заметны еще во второй половине XIX века (Д-М. Шихалиев, М-Э. Османов), но они значительно активизируются в XX веке, что обусловлено кардинальными изменениями в быту, экономике народа, а также в культуре (развитие литературы, профессионального и самодеятельного искусства).

3. Так называемые «комсомольские свадьбы», «безалкогольные свадьбы» в целом не получили распространения в народе, т. к. во многом шли вразрез с вековыми традициями, однако некоторые их инновационные черты содействовали сложению современной свадьбы, характеризующейся интернациональностью и зачастую сочетающую в себе традиционное и инновационное.

4. Художественная самодеятельность, обращаясь к постановкам свадьбы, создает синтетическое искусство, поэтому ее исследование должно быть комплексным, с участием фольклористов, театроведов, хореографов, музыковедов и др.

5. Лучшие коллективы домов культуры, клубов и т. п. смогли создать прекрасные представления, содействующие возрождению, сохранению, популяризации и развитию народных традиций (маджалисские, каякентские и др. коллективы).

6. Эти коллективы сохраняют также локально-специфические черты свадебной поэзии и обрядности.

7. Однако некоторые коллективы под влиянием современных технологий и особенностей сценического воплощения не смогли сохранить «естественность» свадьбы, в связи с чем необходимы методические разработки, рекомендации, исследования, что стремились мы осуществить в данной работе.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите в отделе фольклора Института ЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН, результаты исследования и материалы использовались при проведении фольклорных праздников, фестивалей, конкурсов в Дагестане, они отражены в 8 публикациях, в том числе в журнале, рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ (Вестник ДНЦ РАН. Махачкала, 2007. № 27. С. 121–123).

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.