Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанр сказки в современном детском фольклоре (На материале Омско-Иртышского региона) Шестакова Наталья Львовна

Жанр сказки в современном детском фольклоре (На материале Омско-Иртышского региона)
<
Жанр сказки в современном детском фольклоре (На материале Омско-Иртышского региона) Жанр сказки в современном детском фольклоре (На материале Омско-Иртышского региона) Жанр сказки в современном детском фольклоре (На материале Омско-Иртышского региона) Жанр сказки в современном детском фольклоре (На материале Омско-Иртышского региона) Жанр сказки в современном детском фольклоре (На материале Омско-Иртышского региона)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шестакова Наталья Львовна. Жанр сказки в современном детском фольклоре (На материале Омско-Иртышского региона) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.09 : Омск, 2004 276 c. РГБ ОД, 61:05-10/655

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена прежде всего тем, что одним из приоритетных направлений науки сегодня является всестороннее комплексное изучение проблем детства. Усилиями нескольких поколений ученых выработано понятие мира детства как особой субкультуры со своими правилами и ценностными категориями, формирующими специфическое восприятие окружающей действительности и способы воздействия на нее. Не случайно проблемы детского фольклора все чаще привлекают внимание исследователей традиционной народной культуры.

Ценным вкладом в собирание и изучение детского фольклора на современном этапе стали сборники, составленные И.А. Разумовой "Дети - сказочники" (1995), А Ф. Белоусовым "Русский школьный фольклор. От "вызываний" Пиковой дамы до семейных рассказов" (1998), М.Ю Новицкой и И Н. Райковой "Детский фольклор" (2002), и издание "Детский фольклор. Частушки" (2001) под редакцией В.М. Гацака.

В последние двадцать лет наиболее важными вехами в развитии "фольклористики детства" (термин С Н. Дурылина) явились труды М Н Мельникова "Русский детский фольклор" (1987), М.П. Чередниковой "Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии" (1995), СМ. Лойтер "Русский детский фольклор и детская мифология" (2001), "Русская детская литература XX века и детский фольклор' проблемы взаимодействия" (2002), Ф.С. Капицы и Т.М. Колядич "Русский детский фольклор" (2002). Особое значение имеют систематически проходящие в различных регионах страны научные конференции, на которых обсуждаются проблемы субкультуры детства (например, "Виноградовские чтения", проводимые с 1987 г.).

Несмотря на пристальный интерес к исследованию традиционного быта и фольклора детей специалистами разных гуманитарных дисциплин, тесную связь теоретического осмысления проблем детского фольклора с практикой собирательской работы, изменение и обновление методик полевых исследований детского творчества, постановку широкого круга вопросов, сопряженных с изучением роли традиции в современной духовной культуре детей, и постоянно расширяющуюся тематику исследований, посвященных современным формам детской традиции, - вопросы исполнительства и создания сказки детьми сегодня, за редким исключением, остаются вне поля зрения фольклористов.

Актуальность рассматриваемой темы определяет междисциплинарный

характер исследований, использование данных смежных наук. Так, в

диссертациях последних лет по общей педагогике, педагогической психологии,

теории и методике обучения и воспит/нии, і еирии1 и методике дошкольного

I НОС НАЦИОНАЛЬНАЯ]

I мммотиц I

і CMtMfQMr В \

« о» тУш{ j

образования активно обсуждается роль сказки в обучении и воспитании детей. Однако у психологов и педагогов существуют свои аспекты исследования-педагогические основы использования сказок; активизация духовно-творческого потенциала личности посредством сказки; психологические особенности понимания произведений фольклора; обучение дошкольников иностранному языку на основе сочинения сказочных историй; приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (на материале сказок) и др В данном же исследовании освещаются вопросы современного состояния детской сказочной традиции в изучаемом регионе, дается обзор текстов, выражающих ее специфику и объясняющих этот феномен, выявляется сюжетный и образный состав сказок, определяются особенности детской сказочной поэтики, выясняются пути передачи сказочной традиции (внутри семьи, от взрослого к ребенку, и через книгу), рассматриваются этапы формирования сказочного сознания детей, изучается взаимовлияние жанров детского фольклора.

Хотя библиография работ по детскому фольклору обширна (см указатели М.Я Мельц, Т.Г. Ивановой, Н.Р. Тимониной), что свидетельствует о постоянно растущем интересе ученых к творчеству детей, работ о детском сказительстве немного. Научное осмысление детской сказки началось лишь в 1920-е гг. и связано с именами Г.С. Виноградова, О.И. Капицы, И.В. Карнауховой, А.И. Никифорова, Н.Е. Ончукова, В.И. Чернышева, Н.М. Элиаш.

Среди трудов современных исследователей детской сказки заслуживают упоминания работы И А. Разумовой, составителя сборника "Дети-сказочники" (1995), которая не ограничилась записями детского сказочного репертуара, собранными А.И. Никифоровым и И.В. Карнауховой, и включила в книгу 95 текстов русских сказок, зафиксированных в 1926-1983 гг. в разных районах севера и северо-запада страны, а также использовала материалы Карельского научного центра РАН и публикации из малодоступных в настоящее время изданий. Названный сборник - наиболее полное на сегодняшний день печатное собрание сказок, а вступительная статья к нему, содержащая выводы о состоянии детской сказочной традиции Русского Севера на 1983 год в сопоставлении с периодом 20-30-х годов XX века, является единственным современным исследованием в области детского сказительства

Вопросы, поднятые И А. Разумовой, актуальны, а выводы, сделанные ею в процессе анализа региональной северорусской детской сказочной традиции, имеют большое научное значение не только для изучения детского исполнительства, но и для рассмотрения проблемы бытования русской сказки сегодня. Так, Разумова констатировала, что "изменения, касающиеся бытования сказки, - это изменения всей системы прозаических жанров детского фольклора" [Разумова, 1995]. В отличие от А.И. Никифорова, выделившего как одну из особенностей детского сказительства некоторый схематизм изложения, исследовательница публикацией большого количества записей от детей, в том числе и из коллекции Никифорова, наглядно показывает противоположное: повествования наиболее талантливых детей-сказочников ярки, самобытны, представлены с соблюдением обрядности и одновременно с привнесением личного начала. Указанный факт заставляет

t » ; * і. ь ч » 4

., »«.-.

усомниться в том, что детская манера исполнения в целом отличается краткостью и схематизмом изложения.

М.А. Мухлынин в статье "К вопросу о детской сказке" (1976) на основе анализа записей Среднего Урала отметил, что детская сказка является жанром полифункциональным, удовлетворяя различные запросы детской аудитории, и выделил основные функции детской сказки: практическую, познавательную и воспитательную. Важно, что исследователь, рассматривая именно взрослую сказочную традицию, адресованную детям, приходит к выводам, соотносимым с результатами исследований фольклористов-сибиряков 1960-х гг.: сказка почти не бытует среди взрослого населения Среднего Урала; становится редкостью традиционный исполнитель русской народной сказки - мужчина, типичные современные сказочники - женщины; единственной аудиторией сказочниц являются дети младшего, реже - среднего возраста; как следствие этого, происходит изменение репертуара взрослых исполнителей, нацеленного на удовлетворение запросов детской аудитории. Характеризуя пути трансформации "взрослой" сказки в "детскую", ученый называет следующие: упрощение сюжета, исчезновение элементов обрядности, ритмизацию.

Относительно детского сказительства Мухлынин делает вывод, что самыми характерными современными исполнителями сказок на Среднем Урале являются дети от 6 до 14 лет; юные сказочники исполняют не только детские сказки, "они умело видоизменяют, перерабатывают сказочные произведения традиционного взрослого репертуара и более того - активно творят, привлекая богатейший арсенал образов, художественных приемов как из сказочной, так и из несказочной прозы, книжных источников и тд" [Мухлынин, 1976]. Исследователь признает справедливыми слова С.Ф. Елеонского о том, что "область оригинального детского сказочного творчества... вовсе не исследована" и что решение комплекса проблем, связанных с вопросами истории детской сказки как своеобразного явления устного народного творчества, ее генезиса, "и шире - судеб русской сказки на современном этапе" - "одна из задач нашей фольклористики" [Мухлынин, 1976].

Объектом исследования в данной диссертационной работе является сказка в современном детском фольклоре, предметом изучения выступает детская сказочная традиция Омско-Иртышского региона.

Цель работы характеристика сибирской детской сказочной традиции в ее современном состоянии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть этапы формирования сказочного сознания ребенка;

  2. выяснить пути передачи сказочной традиции: вігутри семьи от взрослого к ребенку (династии сказочников), через книгу (роль народной и литературной сказки в детском чтении);

  3. выявить сюжетный и образный состав русских детских сказок;

  4. определить особенности детской сказочной поэтики на материале исследуемого ареала;

  5. предложить и обосновать внутрижанровую классификацию детской сказки;

  6. сформулировать принципы анализа сказки, сочиненной ребенком;

7) охарактеризовать фольклорный фон формирования специфики детской сказочной традиции, особенно выделяя фактор взаимовлияния жанров детского фольклора

Теоретико-методологической базой диссертации являются фундаментальные труды по теории и истории жанра сказки А Н. Веселовского, В Я Проппа, Е.М. Мелетинского, Э.В. Померанцевой, Н.В. Новикова, Е А Костюхина; общие теоретико-методологические принципы изучения фольклора, сформулированные в отечественной фольклористике Б.Н. Путиловым, К.В Чистовым, В.М. Гацаком; основные теоретико-региональные изыскания в области сказкотворчества Сибири М.К Азадовского, Е.И Шастиной, Т.Г. Леоновой, Р.П. Матвеевой, Н.В. Соболевой; работы Г.С. Виноградова, О.И. Капицы, И.В. Карнауховой, А.И. Никифорова, В.П. Аникина, М.А Мухлынина, И.А. Разумовой, посвященные изучению детской сказки; исследования в области детского фольклора М.Н. Мельникова, СМ. Лойтер, М.Ю Новицкой, И.Н Райковой, М.П. Чередниковой и др., а также классический труд по исследованию детского словесного творчества К.И. Чуковского.

Кроме того, в работе мы опираемся на уже созданную научно-исследовательскую базу в области возрастной психологии, соответствующую современным знаниям о детской жизни: на теорию высших психических функций ребенка, на вьгаоды о специфике детской комбинирующей фантазии и о видах творческой деятельности детей в трудах Л С. Выготского, А В Запорожца, И.С. Кона, Н.Г. Морозовой, Л.Ф. Обуховой, М В. Осориной, Л.С Славиной, Д.Б. Эльконина и других.

Основными методами исследования являются исторический (А Н Веселовский), сравнительно-типологический (Б.Н. Путилов) и структурно-семантический (В.Я. Пропп) Текстологический синхронно-диахронный анализ (В.М. Гацак) доминирует в методике работы со сказочными записями от разных исполнителей. При выявлении путей формирования мотивно-образного и сюжетно-тематического состава детского сказочного фонда (интерпретаций традиционных и литературных сказок, собственных текстов) применяется функционально-контекстуальный метод (М.Н Мельников). Сопоставление локальных вариантов осуществляется главным образом посредством сравнительно-сопоставительной методики Синоптический анализ используется при рассмотрении вариантов того или иного сюжета сказки, записанных от представителей одной династии сказочников, а общий портрет исполнителей создается во многом через описание. Применены методы непосредственных полевых наблюдений за детьми в процессе рассказывания ими сказок, анкетирование детей и их родителей.

Материалы исследования: сборники сказок1, материалы из архива Омского

1 Дети-сказочники / Сост, автор вступит сі и примеч И А Разумова Петрозаводск, 1995, Детские сказки одной деревни Из наследия Н Е Ончукова (Публикация В И Ереминой и В И Жекулиной) // Из истории русской фольклористики. Выл 4-5 СПб, 1998, Мир глазами ребенка Сб произведений в 2 ч. Ч 1 Вып Ш / Под, ред В А Шелонцева Омск, 2002, Русские сказки Забайкалья / Сост ВП Зиновьев Иркутск, 1989 Русские сказки и песни в Сибири. СПб 2000, Русские сказки Сибири и Дальнего Востока Волшебные О животных / Сост РП Матвеева, ТГ Леонова Новосибирск, 1993, Сказки, пословицы, ягадки Сб устного нар творчества Омской обл /Ред.подгот текстов и сост В А Василенко Омск, 1955, Сборник рассказов начинающих писателей 1 "I" класса гимназии № 19 Омск, 2003, Севернорусские сказки в записях А И Никифорова М Л, 1961, Сказки нашего класса / Сост Л И Трофименко Омск, 2002, Фольклор Западной Сибири Сказки/Под редТГ Леоновой Омск, 1982

государственного педагогического университета (далее - ОмГПУ), личных архивов (ЛА) Л.А. Кучегуры, В.А. Москвиной, а также архива автора диссертации, включающего наблюдения и записи, сделанные в Омской области в 2001-2004 гг.

Научная новизна настоящей работы заключается в исследовании детской сказочной традиции и анализе сказочных текстов, записанных от детей в Сибири, в первую очередь в Омске и Омской области. В научный оборот вводятся ранее не публиковавшиеся тексты и материалы детского сказочного творчества Сибири. В работе освещены аспекты, прежде не подвергавшиеся специальному рассмотрению: выделены этапы формирования детского сказочного сознания, проведен синоптический анализ текстов в записях от учителя-взрослого и ученика-ребенка, рассмотрены пути усвоения детьми сказочной традиции (устный и книжный), выявлен сюжетно-тематический и мотивно-образный состав детского сказочного фонда (интерпретации традиционных и литературных сказок, собственные тексты), исследовано влияние, с одной стороны, традиции на творчество детей-сказочников, с другой - современности, показано взаимовлияние жанров детского фольклора (структурно-семантические заимствования) В работе систематизирован архивный и собранный автором сказочный материал.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении места детской сказочной традиции Омской области в ряду региональных сказочных систем, что позволяет ответить на вопросы, связанные с современным бытованием жанра, выявить закономерности коллективного сказочного творчества на новом этапе его развития Настоящая работа позволяет расширить и углубить научные представления о путях передачи сказки от взрослого к ребенку.

Практическая значимость. Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе чтения курсов и спецкурсов по устному народному творчеству на филологических факультетах университетов, в академиях культуры и искусств и других высших и средних специальных учебных заведениях, при подготовке к публикации сборников сказок Сибири и сборников собственно детских сказок. Основные положения работы могут найти применение в практической деятельности педагогов и психологов, в частности, при решении вопросов формирования и развития детского мьішлеїшя, творческих способностей подрастающего поколения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование сказочного сознания ребенка и усвоение им алгоритма сказки
начинается в младенческом возрасте, в первые месяцы жизни, проходит несколько
этапов и в основном завершается к моменту поступления его в школу; чтение, анализ,
сопоставление книжных текстов народных и литературных сказок способствуст
окончательному закреплению сказочного алгоритма в сознании школьника.

2. В каждой сказительской династии существуют свои "секреты" передачи
исполнительского мастерства, которые, как показал синоптический анализ текстов в
записях от взрослого и от ребенка, принадлежащих одной сказительской династии,
обусловливают единую сюжетную канву сказок, идентичность повествовательных
звеньев, деталей текста, общность версионных признаков и определяют процесс
передачи произведения во времени с присущей ему тезаурификацией

композиционных и фактурных слагаемых текста, его этнопозтических констант всех уровней.

3. Детское сказочное творчество является составной частью русской сказочной традиции.

4 Исследование детской сказки через рассмотрение типичных для данной локальной традиции текстов и сопоставление их с детской сказочной традицией Русского Севера выявили идентичные черты в бытовании детской сказки на современном тгапе и в развитии детского сказительства, что позволяет говорить об общерусских тенденциях;

5. Вопреки распространенному мнению о том, что сказка как жанр угасает, детская сказочная традиция - развивающееся, сложное в жанровом отношении явление, имеющее свою специфику, проявляющуюся в том числе во взаимовлиянии жанров детского фольклора, и сохраняющее ее сегодня.

Апробация научных результатов. Основные положения исследования излагались в виде докладов и сообщений на научных конференциях в Омске: "Культура. Социум. Творчество" (2002), "Вопросы фольклора и литературы" (2003), "Народная культура Сибири" (2003), "Народная культура: личность, творчество, досуг (Этнокультурный и творческий потенциал личности в пространстве досуга): памяти М.Е. Бударина" (2003), "Художественное образование в контексте современности" (2004), "Сибирская деревня" (2004), "Русская филология: язык - лшература культура" (2004), "Народная культура Сибири" (2004), на XI выездном заседании межвузовского научного семинара "I (ародная культура Сибири" в Иркутске в 2002 году, на "Вторых Лазаревских чтениях" в Челябинске в 2003 году, обсуждались на заседаниях аспирантского семинара кафедры русской и зарубежной литературы Омского государственного педагогического университета.

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 38 источников текстов, 260 исследований, 9 справочников и указателей, а также трех приложений ("Традиционные сказки в детском исполнении"; "Детские интерпретации традиционных и литературных сказок"; "Детские сказки собственного сочинения"), в которых представлены ранее опубликованные тексты и архивные материалы, в том числе собранные автором.

Похожие диссертации на Жанр сказки в современном детском фольклоре (На материале Омско-Иртышского региона)