Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов Медведев Андрей Александрович

Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов
<
Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Медведев Андрей Александрович. Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов : диссертация ... кандидата географических наук : 25.00.36, 25.00.33 / Медведев Андрей Александрович; [Место защиты: Ин-т географии РАН]. - Москва, 2008. - 143 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Обзор мультимедийных произведений и методов их создания

1.1 Использование іМультимедийньїх технологий 9

1.2 Типы данных мультимедиа-информации 13

1.2.1. Статические изображения : 13

1.2.2. Видео и анимация 16

1.2.3. Звук 18

1.2.4. Текст 19

1.3 Обзор географических мультимедийных произведений 19

1.4 Экологическое картографирование и электронные атласы 29

ГЛАВА 2. Проектирование и разработка регионального атласа

2.1 Проектирование атласа 36

2.2 Этапы разработки атласа 47

2.2.1. Интерфейс, система навигации и управления атласом 48

2.2.2. Размещение информации на экране 50

2.2.3. Средства управления графического интерфейса пользователя 52

2.2.4. Организация системы навигации и системы отображения состояний 54

2.2.5. Системы визуализации и виртуальности мультимедийного атласа 55

2.2.6. Цели, принципы и этапы тестирования мультимедийного атласа 63

ГЛАВА 3. Создание мультимедийного атласа

3.1 Программное планирование мультимедийного атласа 66

3.2 Создание разделов атласа 76

3.3 Создание анимаций 81

3.4 Создание звукового оформления 83

3.5 Создание ЗО-шображенин 86

ГЛАВА 4. Инструменты интерактивного природоохранного реагирования мультимедийного атласа

4.1 История природоохранной деятельности 89

4.2 Современные методы природоохранной деятельности 109

4.3 Информационное обеспечение природоохранной деятельности 113

4.4 Интерактивный природоохранный раздел 122

4.5 Методика создания интерактивного природоохранного раздела 127

Заключение 131

Список литературы 133

Приложение 138

Введение к работе

Курильские острова — относительно отдаленная от "основного тела" нашей страны территория, имеющая исключительное и во многом еще не осознанное значение для будущего России. Протягиваясь на 1200 км выпуклой к Тихому океану дугой от русского полуострова Камчатка (50 55' с.ш.) до японского острова Хоккайдо (43 26' с.ш.), архипелаг включает 30 больших и много мелких островов, общей площадью более 10 тыс. км", составляющих Большую и Малую (внешнюю) гряды. Отделяя Охотское море от океана, превращая его фактически во внутреннее российское море, делая сплошной границу нашей страны на огромном пространстве от Берингова пролива до Японского моря, острова обеспечивают прямой фронтальный выход России в северный сегмент Тихого океана, усиливают ее геополитические позиции в этой части земного шара, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, определяют ее владение обширными стратегически и ресурсно-экономически значимыми акваториями. Курильские острова входят в состав Сахалинской области - единственного в России островного субъекта федерации. В административном отношении они делятся на три района - Северо-Курильский, Курильский и Южно-Курильский.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена большим количеством накопленных к настоящему времени по Курильским островам и прилегающим акваториям разнообразных картографических и других материалов (результатов съемок, наблюдений, контроля, изысканий и др.), которые могут быть систематизированы, обобщены и представлены в виде комплексного мультимедийного атласа с использованием современных электронных технологий. Создание мультимедийного атласа Курильских островов направлено на обобщение современной информации и знаний об островах и регионе (природе, ресурсах, населении, хозяйстве, экологии, истории, наследии, а также предпосылках и перспективах устойчивого развития) и представление их в удобной для работы и распространения форме в среде Интернет. Разработка методики создания мультимедийного атласа обеспечит исследователей новыми инструментами для работы с картами, даст возможность проведения анализа на новом качественном уровне и позволяет проводить на базе атласа мониторинговые исследования в режиме реального времени. Весь массив научной информации, содержащийся в мультимедийном атласе, может служить основой для решения экологических проблем региона. Особую важность представляет разработка в мультимедийном атласе специальных инструментов и программных модулей для решения природоохранных и экологических задач, в том числе для природоохранного

оперативного реагирования. Информационное обеспечение природоохранной деятельности на основе объединения методического и практического опыта традиционной тематической и компьютерной картографии — одно из актуальных требований современной природоохранной практики. Оперативное природоохранное реагирование с помощью мультимедийного атласа может стать источником для получения новых знаний, основой проведения экологических оценок и экологического картографирования региона.

Решение ключевых экономических проблем, выработка стратегии и конкретизация программы действий по выходу региона Курильских островов из депрессивного состояния на траектории устойчивого развития требуют повышения уровня научного обоснования конкретных решений и действий, предполагающего, в свою очередь, научно-и инженерно-информационную подготовку территории, в которой существенную роль должна играть картографическая составляющая.

Накопленные к настоящему времени по островам и прилегающим акваториям разнообразные картографические и другие материалы (служб съемок, наблюдений, контроля, изысканий и др.) могут лишь служить отправной точкой дальнейшего картографирования. Они нуждаются частично в обновлении, частично в переосмыслении, изменении и развитии в связи с коренными сдвигами в "мировоззрении" управленческой деятельности, структурах управления, в том числе регионального — через экономически акцентированные (выделенные, привилегированные) территории, через принципы и механизмы саморазвития. Это справедливо и в свете нового видения сегодня роли и места Курил и Сахалинской области в целом в Охотоморье, на Дальнем Востоке России, а также в геоэкономической и геополитической фактуре Азиатско-Тихоокеанского региона, в пространстве сочетаний географических условий и факторов, ресурсов, эколого-территориальных проблем. Материалы требуют преобразований и новых представлений также и в связи с возможностью и необходимостью соединения в целостный комплекс обширных данных и знаний, содержащихся в этих материалах, с современными информационными и геоинформационными технологиями.

Центральное место в картографическом обеспечении региона будет принадлежать Атласу Курильских островов подготовленному к изданию в двух версиях - ірадиционной полиграфической и электронной мультимедийной, как произведению особого вида, переосмысливающему и интегрирующему современную информацию и знания о природе, ресурсах, экономике, населении, экологии, истории Курильских островов, представляющему их в виде и формах (бумажных и электронных карт, баз данных, геоинформационной версии атласа), пригодных для решения проблем ресурсно-хозяйственного, экономически сбалансированного развития островов, а тем самым, и

Сахалинской области в целом; а также достижения стратегических целей России на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Мультимедийный атлас Курильских островов задуман как современное фундаментальное комплексное картографическое произведение научно-справочного и прикладного характера, отражающее многоаспектно знания о регионе архипелага во всей сложности природно-географических, геополитических, социально-экономических и исторических условий, факторов и предпосылок его современного состояния и дальнейшего устойчивого развития. Картографическое произведение созданное с использованием современных технологией и последних геоинформационных программных продуктов.

Методика создания мультимедийного атласа разрабатывается на основе системы принципов, главные из которых развертываются в нижеследующий ряд.

Мультимедийный атлас - свод информации и знаний, накопленных к настоящему времени об архипелаге и регионе, инструмент исследования и творчества, средство разработки стратегий и путей развития региона, решения практических задач, источник формирования государственно-ориентированного сознания граждан страны.

Мультимедийный атлас - произведение нового поколения, воплощающее новейшие достижения в картографировании наряду с сохранением преемственности с известными образцами отечественной картографической продукции.

Мультимедийный атлас - научно-справочное' издание, способствующее усовершенствованию имеющихся и становлению новых информационно-технологических структур обеспечения задач научного поиска, проектного дела, хозяйственного управления, образования и других, а также форм и механизмов взаимодействия субъектов информационной деятельности.

Атлас ориентирован на широкий круг пользователей, связанных с изучением и практическим использованием природных ресурсов территории Курильских островов. В основу мультимедийного атласа положены многолетние результаты исследования территории ученых различных институтов РАН и других научно-исследовательских организаций страны.

Цель исследования состоит в разработке методики создания регионального мультимедийного атласа и инструментов интерактивного природоохранного реагирования для получения оперативной информации о состоянии окружающей среды как составной части атласа. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ и обобщить опыт создания мультимедийных и электронных атласов, разработанных в России и за рубежом, а также систем оперативного представления и обновления экологической информации.

  2. Рассмотреть возможности использования технических и программных средств для создания мультимедийных атласов и распространения их в сети Интернет и на электронных носителях.

3. Разработать методику создания мультимедийного регионального атласа
Курильских островов как комплексного географического произведения и научно-
информационной основы природоохранной деятельности в регионе.

  1. Разработать интерактивный природоохранный раздел атласа и программные инструменты для мониторинга природной среды и оперативного природоохранного реагирования.

  1. Создать мультимедийную версию атласа Курильских островов на основе использования материалов полиграфической версии атласа Курильских островов.

6. Разработать анимационные картографические изображения Курильских
островов.

7. Разработать механизмы обновления атласа и последующего преобразования информации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается:

впервые разработана методика создания регионального мультимедийного атласа на примере Курильских островов;

систематизирована информация, используемая при создании мультимедийного атласа;

разработаны интерактивные природоохранные модули для оперативного природоохранного реагирования и мониторинга природной среды;

создан и подготовлен к размещению в сети Интернет региональный мультимедийный атлас Курильских островов;

- выделено новое направление в мультимедийном картографирование -комплексное региональное мультимедийное картографирование.

Мультимедийный атлас Курильских островов является одним из примеров нового развивающегося направления в картографии - мультимедийной картографии. Разработанная методика создания регионального мультимедийного атласа позволит создавать мультимедийные атласы других регионов РФ и послужит новым этапом в развитии мультимедийной картографии. Мультимедийная версия атласа Курильских

островов, в отличие от бумажной, существенно дополнена большим количеством информации. Для удобства пользования вся информация в атласе систематизирована по разделам. Каждый раздел дополнен большим количеством визуализированной информации: анимациями, ЗБ-изображениями и т.п. В атласе также получило развитие новое направление - интерактивное природоохранное реагирование. Интерактивное природоохранное реагирование является одним из современным методов охраны природы. Наряду с дистанционным зондированием и спутниковым мониторингом, оно дает возможность оперативного реагирования на нарушения в сфере природопользования и способствует сохранению уникальных природных комплексов. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. В мультимедийном атласе интерактивное природоохранное реагирование представлено в виде независимых программных модулей. Эти интерактивные модули могут не только способствовать визуализации пространственной информации и использоваться как инструмент презентации для широкого круга пользователей, но и предлагать пользователям участвовать в процессе создания и работы с картами.

Таким образом, интерактивные модули являются каналом связи, с помощью которого вовлекаются в научный процесс все субъекты хозяйственной и природоохранной деятельности на территории и вне её с использованием сети Интернет, где происходит обмен данными между пользователями и сервером (разработчиком).

Целью разработки интерактивных природоохранных модулей является улучшение системы оперативного реагирования на нарушения в сфере природопользования, доступности информации для широкого круга лиц и соответственно привлечение большего числа граждан в данный процесс. Также эта разработка позволит улучшить процесс обновления картографической информации о сосюянии объекюв природопользования и построить автономную систему природоохранного контроля. Другими словами, интерактивные природоохранные модули - это инструмент, который, опираясь на современные технологии и картографический опыт представления информации, ресурсы и ситуацию настоящего, формирует концепцию устойчивого развития территории в будущем.

Мультимедийный атлас является не просто инструментом представления картографической информации о регионе, но инструментом связи между пользователями, учеными, органами власти.

Статические изображения

Мультимедиа-информация содержит не только традиционные статистические элементы: текст, графику, но и динамические: видео-, аудио- и анимационные последовательности. Основная проблема мультимедиа — совместная обработка разнородных данных: цифровых и аналоговых, «живого» видео и неподвижных изображений и т.п. В компьютере все данные хранятся в цифровой форме, в то время как теле-, видео- и большинство аудиоаппаратуры имеет дело с аналоговым сигналом. Однако выходные устройства компьютера — мониторы и динамики имеют аналоговый выход. Поэтому простейший и наиболее дешевый путь построения первых систем мультимедиа состоял в стыковке разнородной аппаратуры с компьютером, предоставлении компьютеру возможностей управления этими устройствами, совмещении выходных сигналов компьютера и видео- и аудиоустройств и обеспечении их нормальной совместной работы. Дальнейшее развитие мультимедиа происходит в направлении объединения разнородных типов данных в цифровой форме на одной среде-носителе, в рамках одной системы [16].

Статические изображения. Сюда входят векторная графика и растровые картинки; последние включают изображения, полученные путем оцифровки с помощыо различных плат захвата, грабберов, сканеров, а также созданные на компьютере или закупленные в виде готовых банков изображений. Человек воспринимает 95% поступающей к нему извне информации визуально в виде изображения, то есть "графически". Такое представление информации по своей природе более наглядно и легче воспринимается, чем чисто текстовое, хотя текст это тоже графика. Однако в силу относительно невысокой пропускной способности существующих каналов связи, прохождение графических файлов по ним требует значительного времени. Это / заставляет концентрировать внимание на технологиях сжатия данных, представляющих і собой методы хранения одного и того же объема информации путем использования меньшего количества бит. Оптимизация (сжатие) — представление графической информации более эффективным способом, другими словами - "выжимание воды" их данных [14, 50]. Знание файловых форматов и их возможностей является одним из ключевых факторов в компьютерной графике вообще. Каждый, из утвердившихся сегодня форматов, прошел естественный отбор, доказал свою жизнеспособность и нужность. Все і они имеют какие-то характерные особенности и возможности, делающие их незаменимыми в работе. Знание особенностей, тонкостей технологии важно для современного дизайнера так же, как для художника необходимо разбираться в различиях химического состава красок, свойствах грунтов, типов металлов и породах дерева.

Все графические данные в компьютере можно разделить на две большие ветви: растровую и векторную. Векторы представляют из себя математическое описание объектов относительно точки начала координат. Проще говоря, чтобы компьютер нарисовал прямую, нужны координаты двух точек, которые связываются по кратчайшей, для дуги задается радиус и т.д. Таким образом, векторная иллюстрация это набор геометрических примитивов. Большинство векторных форматов могут также содержать внедрённые в файл растровые объекты или ссылку на растровый файл. Сложность при передаче данных из одного векторного формата в другой заключается в использовании программами различных алгоритмов, разной математики при построении векторных и описании растровых объектов. Растровый файл устроен проще (для понимания, по крайней мере). Он представляет из себя прямоугольную матрицу (bitmap), разделенную на маленькие квадратики - пиксели (pixel - picture element). Растровые файлы можно разделить на два типа: предназначенные для вывода на экран и для печати [25].

Разрешение файлов таких форматов как GIF, JPEG, BMP зависит от видеосистемы компьютера. Сегодня чаще всего употребляется значение 96 пикселей на квадратный дюйм экрана. Реально, однако, эти параметры теперь стали довольно условными, так как почти все видеосистемы современных компьютеров позволяют изменять количество отображаемых на экране пикселей. Растровые форматы, предназначенные исключительно для вывода на экран, имеют только экранное разрешение, то есть один пиксел в файле соответствует одному экранному пикселю. На печать они выводятся также с экранным разрешением.

GIF (CompuServe Graphics Interchange Format). Независящий от аппаратного обеспечения формат GIF был разработан в 1987 году (GIF87a) фирмой CompuServe для передачи растровых изображений по сетям. В 1989-м формат был модифицирован (GIF89a), были добавлены поддержка прозрачности и анимации. GIF использует LZW-компрессию, что позволяет неплохо сжимать файлы, в которых много однородных заливок (логотипы, надписи, схемы). Основное ограничение формата GIF состоит в том, что цветное изображение может быть записано только в режиме 256 цветов.

JPEG (Joint Photographic Experts Group). Строго говоря, JPEG OM называется не формат, а алгоритм сжатия. Чем выше уровень компрессии, тем больше данных отбрасывается, тем ниже качество. Используя JPEG можно получить файл в 1-500 раз меньше, чем BMP. Формат аппаратно независим, полностью поддерживается на PC и Macintosh, однако он относительно нов и не понимается старыми программами (до 1995 года). JPEG OM лучше сжимаются растровые картинки фотографического качества, чем логотипы или схемы - в них больше полутоновых переходов, среди однотонных заливок же появляются нежелательные помехи. Нежелательно сохранять с JPEG-сжатием любые изображения, где важны все нюансы цветопередачи (репродукции), так как во время сжатия происходит отбрасывание цветовой информации. В JPEG e следует сохранять только конечный вариант работы, потому что каждое пересохранение приводит ко все новым потерям (отбрасыванию) данных и превращении исходного изображения в кашу.

TIFF (Tagged Image File Format). Аппаратно независимый формат TIFF, на сегодняшний день, является одним из самых распространенных и надежных, его поддерживают практически все программы на PC и Macintosh, так или иначе связанные с графикой. Формату доступен весь диапазон цветовых моделей от монохромной до RGB, CMYK.

WMF (Windows Metafile). Векторный формат WMF использует графический язык Windows и, можно сказать, является ее родным форматом. Служит для передачи векторов через буфер обмена (Clipboard). Понимается практически всеми программами Windows, так или иначе связанными с векторной графикой. Однако, несмотря на кажущуюся простоту и универсальность, пользоваться форматом WMF стоит только в крайних случаях для передачи «голых» векторов. WMF искажает цвет, не может сохранять ряд параметров, которые могут быть присвоены объектам в различных векторных редакторах, не может содержать растровые объекты, не понимается очень многими программами на Macintosh. BMP (Windows Device Independent Bitmap). Еще один родной формат Windows. Он поддерживается всеми графическими редакторами, работающими под управлением этой операционной системы. Применяется для хранения растровых изображений, предназначенных для использования в Windows и, по сути, больше ни на что не пригоден. Способен хранить как индексированный (до 256 цветов), так и RGB-цвет (16.700.000 оттенков). Возможно применение сжатия, но делать это не рекомендуется, так как очень многие программы таких файлов (они могут иметь расширение .rle) не понимают. Использование BMP не для нужд Windows является распространенной ошибкой новичков. Использовать BMP нельзя ни для печати (особенно), ни для простого переноса и хранения информации.

Средства управления графического интерфейса пользователя

Средства управления графического интерфейса пользователя. «Управление» — общий термин для компонентов интерфейса типа слайдеров, кнопок, кадров (фреймов), переключателей и т.д., которые используются для замещения объектов, знакомым пользователям.

Кнопки используются, для выбора опций или вызова события (например, запуска подпрограммы).

Переключатели подобны кнопкам выбора, в которых пользователь выбирает значение из фиксированного списка, но в данном случае пользователь может выбрать более одного значение из списка. Слайдеры - обычно это элемент «полоса прокрутки», они могут быть помещены или в горизонтальную или вертикальную линейку на экране.

Метки и текстовые блоки используются для текстовой информации. Различие между ними состоит в том, что текстовые поля позволяют пользователю вводить текст в поля, в то время как метки - поля нередактируемые, используемые только для отображения текста в виде подсказок, команд пользователя и т.д.

Списки - специализированные средства управления, которые отображают раскрывающиеся списки значений (часто с присоединенными слайдерами, чтобы перемещаться вверх или вниз по списку) и позволяют, пользователю выбирать значение из списка, или вводить другое значение в присоединенное текстовое поле. Списки -удобный и компактный элемент интерфейса, который занимает минимум места на экране и в то же время несет большую информационную нагрузку.

Изображения (иконки). В интерфейсе непосредственного манипулирования пользователи выполняют действия непосредственно на видимых объектах. Этими объектами могут быть кнопки, метки, меню или изображения (иконки).

Все иконки можно классифицировать по точности отображения несущей функции:

иконки подобия, похожие на объекты, которые они отображают (например, ножницы для отображения операции «вырезка»);

иконки по образцу, представляющие изображение типа объекта (например, иконка в виде линии, указывает на рисование линий);

символические иконки используются для представления действия или состояния в символической форме (например, разорванная линия между двумя компьютерами - для отображения разорванного сетевого соединения);

произвольные иконки не ассоциируются ни с какими объектами и действиями, поэтому их назначение должно быть описано (например, обратная круговая стрелка для «отмены последней команды»).

Меню. Необходимый элемент мультимедийной системы — меню, позволяющее пользователю выполнять задачи внутри приложения и управлять. Меню - набор опций, отображаемых на экране, где пользователи могут выбирать и выполнять действия, тем самым производя изменения в процессе интерфейса. Достоинство меню в том, что пользователи не должны помнить название элемента или действия, которое они хотят выполнить - они должны только распознать его среди пунктов меню. Таким образом меню может использовать даже неопытный пользователь. Однако проект меню должен быть тщательно продуман: чтобы меню было эффективным, названия пунктов меню должны быть очевидными.

Меню может занимать много экранного места. Для его уменьшения можно использовать всплывающее или ниспадающее меню, которые вызываются при нажатии на иконку, строку меню или другой объект.

Основные принципы создания меню. В процессе проектирования системы меню -приложения необходимо принять наилучший способ отображения меню, чтобы оно было понятно и легко в использовании. Обычно команды меню упорядочены некоторым иерархическим способом. Основная проблема состоит в том, чтобы правильно распределить пункты меню по различным уровням и правильно их сгруппировать. Исследования показывают, что имеются четыре варианта для организации меню:

алфавитный;

категорийный;

в соответствии с частотой использования. Принципы проектирования меню:

Структура меню должна соответствовать структуре решаемой системой задачи, организация меню должна отразить наиболее эффективную последовательность шагов, чтобы достичь решения поставленной задачи.

Пункты меню должны быть краткими, грамматически правильными и соответствовать своему заголовку в меню. Порядок пунктов меню выбирается согласно соглашению, частоте использования, порядку использования, в зависимости от потребностей задачи или пользователя.

Выбор пунктов меню должен быть обеспечен несколькими способами - с помощью клавиатуры, с помощью мыши, а также через другие объекты пользовательского интерфейса. Необходимо использовать легко запоминаемые сочетания клавиш для более быстрого доступа к пунктам меню, поскольку это очень экономит время.

Организация системы навигации и системы отображения состояний.

Навигация обеспечивает пользователю способность перемещаться между различными экранами, информационными единицами и подпрограммами в мультимедийной атласе. Общие принципы проектирования. Существует ряд навигационных средств и приемов, которые помогают пользователю ориентироваться в системе. Они включают: использование заголовков страниц для каждого экрана; использование номеров страниц; использование номеров строк и столбцов; отображение текущего имени файла вверху экрана. Тип системы навигации зависит от принятого стиля интерфейса. Для интерфейсов языка команд существует очень мало способов обеспечения полноценной навигации. В интерфейсах с меню можно использовать иерархически-структурированное меню. Для выхода из подменю нужно применять не сложные действия. Диалоговые интерфейсы сами по себе защищают пользователя от ошибочных действий.

Проектирование сообщений. Сообщения необходимы для корректировки действий пользователя с помощью соответствующих подсказок и предупреждений, а также для подтверждения правильности действий со стороны пользователя и уведомлении о выполнении (или невыполнении) системой тех или иных задач. Сообщения могут быть обеспечены в форме диалога, экранных заставок и т.п.

Сообщения могут предложить пользователю:

выбрать из предложенных альтернатив некую опцию или набор опций;

ввести некоторую информацию;

выбрать опцию из набора опций, которые могут изменяться в зависимое ги от текущего контекста;

подтвердить фрагмент введенной информации перед продолжением ввода.

Сообщения могут быть помещены в модальные диалоговые окна, которые вынуждают пользователя ответить на вопрос прежде, чем может быть предпринято любое другое действие, потому что все другие средства управления не активны. Это может быть полезно, когда система должна вынудить пользователя принять решение перед продолжением работы. Немодальные диалоговые окна позволяют работать с другими элементами интерфейса, в то время, как само окно может свернуто или отойти на задний план.

Создание звукового оформления

Если прислушаемся к окружающей среде, то можно понять несколько истин, весьма важных для разработки атласов с использованием звука.

звук всегда связан с физическим источником;

реакция на звук определяется опытом слушателя;

узнаваемость звука связана с предыдущим опытом.

Чтобы создать, неотразимую аудиосреду, звуковой дизайн может отражать реальные звуки.

Разумное использование музыки и звуковых эффектов позволяет значительно улучшить создаваемый мультимедийный атлас. На сегодняшний день программа Flash является одним из наиболее оптимальных способов распространения звука в Web, поскольку обладает встроенными возможностями МРЗ-сжатия, работы со слоями, свободного многократного использования звука, эффектами панорамирования и нарастания/затухания звука, а также возможностью вызова с помощью команд JavaScript на Web-страницах. На HTML-страницах можно использовать небольшие, невидимые фильмы, которые эффектно дополняют содержимое статических Web-c границ. Можно использовать звуковые эффекты, которые делают фильмы Flash более выразительными, что еще более отличает их от обычных Web-страниц, создаваемых в формате HTML. Следует заметить, что к использованию звука в фильмах Flash следует относиться осторожно. Некорректное озвучивание фильма может привести к ухудшению эффективности его воспроизведения и неоправданному увеличению размера файла.

Существует несколько моментов, на которые следует обращать внимание при работе со звуком в программе Flash:

Импорт звуковых файлов максимально высокого качества. Это позволит использовать при публикации атласа наиболее жесткие параметры сжатия, которые дают возможность избежать многих проблем. Качественные исходные материалы позволяют значительно уменьшить размер файла без заметного ухудшения качества звука.

Использование соответствующего типа сжатия. Почти всегда наиболее оптимальным вариантом, который обеспечивает минимальный размер файла, является сжатие в формате МРЗ. Однако это не всегда подходит к длинным звуковым файлам (продолжительность звучания которых превышает одну-две минуты). Для сжатия таких файлов иногда требуются другие форматы, более подходящие для потоковых звуковых данных. Для этой цели следует использовать специальные программы, такие как Macromedia Director. Использование низких значений для разрядности и частоты дискретизации. Для достижения оптимальных результатов воспроизведения необходимо найти наиболее подходящее соотношение между размером файла и качеством звучания. Обычно лучшие результаты дает снижение частоты дискретизации и сохранении разрядности неизменной.

Многократное использование звуков там, где это возможно. Стоит пользоваться возможностью циклического воспроизведения звуковых файлов, применения эффектов нарастания/затухания и панорамирования звука, которые позволяют имитировать различные стереоэффекты, используя монофонический звук. Создаваемые эффекты зачастую заставляют слушателя забыть о том, что он слышит практически одни и те же многократно повторяемые звуковые файлы. При повторении музыкальных фрагментов или звукового сопровождения необходимо вырезать из исходного звукового файла повторяющуюся звуковую фразу и воспроизводить ее в цикле.

Не рекомендуется задавать циклическое воспроизведение для потоковых звуков. Это приведет к многократной загрузке звуковых данных.

Артефакты (искажения), возникающие при сжатии звука. Если при воспроизведении экспортированного файла отчетливо слышно высокочастотные "хрипы", отсутствующие в исходном звуковом материале, возможно, это искажение, возникающее при МРЗ-сжатии звука. Для того чтобы выйти из этого положения, следует либо увеличить качество звука при экспорте, либо воспользоваться эквалайзером, встроенным в программу редактирования звука, и снизить уровень высоких частот исходного файла еще до того, как он будет перенесен в программу Flash.

Желательно максимально уменьшить длительность используемых звуков. Следует устанавливать элементы управления началом и концом звучания таким образом, чтобы была включена только требуемая часть звука. При необходимости резкие переходы на границах вырезанных звуковых фрагментов можно сглаживать, применяя эффекты плавного увеличения- или уменьшения уровня звукового сигнала.

Для лучшего использования потоковых звуков и звуковых событий (звуков с синхронизацией типа Event) можно провести несколько экспериментов. Необходимо следить как за профайлером потока, так и за эффективностью выполнения создаваемого фильма. Для преодоления "узких мест" процесса загрузки воспользуйтесь методом предварительной загрузки (более подробно об этом будет рассказано немного позже). Следует избегать одновременного воспроизведения нескольких звуков. Это может существенно уменьшить скорость воспроизведения. В программе Flash используются звуки двух типов: звуковое событие (звук с синхронизацией типа Event (Событие)) и потоковый звук (звук с синхронизацией Stream (Поток)). Воспроизведение звука, для которого задана синхронизация Event, так же, как и видеоклипа, возможно только после полной загрузки звуковых данных. Звук с синхронизацией Event зачастую используются для создания непродолжительных звуковых эффектов или звуков, для которых полная (от начала до конца) синхронизация с временной шкалой не является необходимой. Воспроизведение потокового звука, в свою очередь, начинается сразу после загрузки достаточной части звуковых данных и продолжается до его явной остановки с помощью действия stopAHSounds или пустого ключевого кадра, который находится на том же слое, что и воспроизводимый звук. Потоковый звук синхронизирован с воспроизведением анимации на главной временной шкале.

Существует несколько весьма существенных замечаний, относящихся к работе со звуком в мультимедийном атласе.

Не следует использовать один и тот же звуковой файл и как звуковое событие, и как потоковый звук, так как это приводит к удвоению объема хранящейся информации и к увеличению размера файла.

Несколько звуков, проигрываемых одновременно, зачастую приводят к заметному уменьшению скорости воспроизведения. Следует не назначать более двух звуков, воспроизводимых в одно и то же время.

Если необходимо достаточно точно синхронизировать события на временной шкале с потоковым звуком, рекомендуется увеличить видимую высоту слоя, содержащего звуковые данные, что позволит возможность увидеть в увеличенном виде форму звукового сигнала и облегчит процесс синхронизации звука и изображения. Для этого выполняется двойной щелчок на пиктограмме слоя (она расположена с левой стороны от имени слоя и имеет вид страницы с загнутым уголком) и в появившемся диалоговом окне Layer Properties (Свойства слоя) выбирается значение 300% в раскрывающемся списке Layer Height (Высота слоя), а затем нажимается кнопка ОК. Зачастую удобнее создавать короткие музыкальные циклы, которые можно использовать в атласе много раз. Это позволяет избавиться от необходимости применения длинных и объемных звуковых фрагментов.

Создание ЗО-изображений

Мир трехмерного проектирования чрезвычайно сложен и разнообразен. Он охватывает множество различных областей, в которых работают аниматоры, разработчики моделей и специалисты, создающие невероятно детализированные текстуры, сценарии освещения и совершенно фантастические анимированные изображения [62, 65].

Мониторы компьютеров имеют только два измерения: ширину и высоту, но 3D-изображения существуют в так называемом трехмерном пространстве, которое представляет собой имитацию реального пространства. Как показано на рисунке, в трехмерном пространстве имеются три оси: X (ширина), Y (высота) и Z (глубина). В то время как осмыслить эти три измерения не представляет труда, управлять проекциями объектов, положением точек обзора или вращать объекты с помощью мыши и клавиатуры — непростая задача.

Информационное обеспечение природоохранной деятельности

Отдельным вопросом стоит охотничий промысел в морской и прибрежной зоне. В начале XX века большое беспокойство вызывала численность морских котиков. В результате, в 1911 г. между Россией, США, Великобританией и Японией была заключена Вашингтонская конвенция- о международной охране котиков, которая на 15 лет запрещала их добычу к северу от 30 параллели, с.ш., включая воды Берингова, Камчатского, Охотского и Японского морей.

В 1905 году был принят новый Лесной устав, содержащий 815 статей. Устав был важной вехой в развитии как лесного, так и природоохранного законодательства России. Однако он был громоздок, грешил мелочной регламентацией и даже откровенными архаизмами типа статей из Уложения 1649 года. В течение нескольких лет продолжалась серьезная работа над новым Уставом. Принятый в 1913 г., он содержал 481 статью, сгруппированную в шесть книг.

Уже в 1905 г. Московское общество испытателей природы выпустило постановление о необходимости сохранения памятников природы. В 1912 г. при Императорском Русском географическом обществе была образована постоянная Природоохранительная комиссия под председательством Статс-секретаря А.С. Ермолова. В 1913 г. после международной конференции в Берне была образована Совещательная комиссия для международной охраны природы, в которой деятельной участие принимала Россия.

История заповедников в России началась с мер по охране и восстановлению ресурсов соболя.

Правительственным постановлением от 16 апреля 1912 г. признавалась "неотложность выделения охранных участков, так называемых заповедников, которые служили бы местом для спокойного существования и размножения соболей и центром их расселения в прилегающие охотничьи районы". Буквально следом появившийся "Закон об установлении ограничительных по охоте на соболя мер" запретил охоту на соболя с 1 февраля 1913 г. по 15 октября 1916г. Закон предусматривал ответственность не только за добычу, но и, более строго, за перевозку, сбыт, хранение и т.д.

В 1916 г. вышло постановление Совета Министров "Об установлении правил об охотничьих заповедниках", по которому право" образовывать на землях единственного владения казны заповедники для сбережения охотничьих и промысловых зверей и птиц" предоставлялось Министру земледелия, а ведение охотничьего и лесного хозяйства на землях заповедников определялось инструкциями Министерства земледелия.

В 1914-1915 гг. работали первые охотоустроительные экспедиции - Баргузинская и Саянская, с 1916 года к работе приступила Камчатская экспедиция. В 1916 году по результатам экспедиции был создан первый в России Баргузинский заповедник, а также выделены Саянский охотничий заповедник и Казыр-Сукское промыслово-охотничье хозяйство.

Таким образом, в дореволюционный период, в России сложилась определенная государственная лесная и природоохранительная политика, лесное и охотничье законодательство, система лесоуправления, начала формироваться сеть особо охраняемых природных территорий. Несмотря на широкое распространение и крепкие устои частной собственности в России, природоохранительная политика государства, действующая в интересах общества, его будущего, в общем-то, благосклонно принималась населением страны.

Сразу после Февральской революции 1917 г. начались определенные разногласия государства и общества в вопросе о праве на охоту, особенно на государственных землях. В то же время, в мае 1917 года на Втором съезде лесоводов было признано "желательным отменить право собственности на леса и установить, что все леса без исключения должны быть имуществом национальным, предназначенным для удовлетворения нужд населения[64]."

Четко- выраженная лесоводами на Втором съезде позиция привела к национализации лесов, проведенной согласно второй статье "Декрета о земле" 1917 года. По ней бьшо установлено, что леса, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства (национализируются), а все мелкие леса переходят в пользование общин, при условии заведования ими местными органами самоуправления (муниципализируются).

Последовавшие вслед за этим реорганизация всей системы хозяйствования в стране привела к введению административных и командных методов управления. Несмотря на многие недостатки, это привело к унификации не только принимаемых решений в различных отраслях народного хозяйства, но и их исполнения на местах. Первыми советскими органами управления лесами стал Центральный лесной отдел, впоследствии - Центральное управление лесами в составе Народного Комиссариата земледелия, первыми государственными органами охотничьего хозяйства - секция охоты при ВСНХ (Москва) и отдел охоты при Комиссариате земледелия (Петербург).

В том же 1918 г. вышел декрет "О лесах", известный также под неофициальным названием "Основного закона о лесах".

Законом "всем гражданам представлялось равное право: на пользование лесом с временной оплатой по корневым ценам, на побочные пользования и свободный вход в леса; при этом каждый гражданин обязывался содействовать лесовозращению и охране лесов и обязан был всеми доступными средствами охранять леса от пожаров, потрав, порчи, нападения насекомых и т.п."

Закон о лесах стремился привлечь массы населения к широкому участию в построении и улучшении лесного хозяйства. Для этого требовались определенная степень развития, большая сознательность и правильное понимание государственного значения лесного хозяйства. Наряду с эксплуатационными лесами закон предусматривал выделение "защитных лесов", пользование в которых ограничивалось. В тоже время закон носил явный политический характер, так как в основе содержал принцип социализации, и это при сильном ослаблении роли или полной ликвидации лесной охраны.

В 1919 г. циркуляром Наркомзема обращалось внимание на сохранение тех лесных массивов, которые могут стать национальными парками и памятниками природы, а также охрану ценных пород деревьев. Кроме того, местным органам лесного хозяйства предлагалось дать предложения о выделении и образовании национальных парков, заповедников, памятников . В том же году был учрежден первый советский заповедник — Астраханский.

После революции большинство населения искренне верило, что все запреты на охоту и другие виды природопользования ушли вместе с царским режимом. Именно поэтому серия Декретов Совета Народных Комиссаров 1919 г. о сроках охоты, праве на охотничье оружие положила начало новой странице в деле охраны природы (СУ РСФСР, 1919). В 1920-е годы появилось множество документов, предписывающих проведение лесовосстановительных работ, вьщеление водоохранных лесов, охрану особо ценных природных объектов, регламентирующих лесопользование и другие виды деятельности. Однако, общий социально-политический фон в стране не позволял воплощать в жизнь эти полезные документы. Обнищание народа не способствовало бережному отношению к природе с его стороны. Вместе с тем, опустение значительных территорий, вызванное гражданской войной и вынужденными миграциями населения, в ряде случаев способствовало своеобразному «заповеданию», сохранению и даже восстановлению ресурсов живой природы[64, 72, 73]. Охрана отдельных компонентов природы и природных ресурсов. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик в области здравоохранения и республиканские законы об охране природы предусматривают меры по охране воздуха. Воздух" охраняется как среда обитания населения и всех наземных организмов, как условие здоровья людей, как вещество, участвующее в технологических процессах производства (загрязнённый химическими и механическими примесями воздух может быть непригодным для применения в технике). В задачи охраны воздуха входит и защита органического мира от влияния вредных химических и механических примесей в атмосфере. Для предотвращения загрязнения воздуха дымом, пылью, газами и другими примесями в промышленности и коммунальном хозяйстве используются очистные устройства, технология производства совершенствуется в сторону максимального сокращения или обезвреживания отходов. Предприятия, загрязняющие атмосферу, выносятся за пределы населённых пунктов, осуществляется перевод промышленности и транспорта на малоотходное топливо и бестопливную энергетику. Улучшению качества воздушной среды благоприятствует озеленение населённых пунктов и дорог, развитие пригородных зелёных зон. Санитарно-гигиенические нормы предусматривают предельно допустимые концентрации вредных газов и других вредных примесей в атмосфере. Санитарный надзор налагает санкции на виновных в загрязнении атмосферы вплоть до запрещения или приостановления деятельности предприятий, загрязняющих воздух.

Охрана вод предусматривалась Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик и специальными статьями республиканских законов об охране природы

Похожие диссертации на Методика создания мультимедийного регионального атласа : на примере атласа Курильских островов