Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста Данилова Ольга Анатольевна

Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста
<
Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Данилова Ольга Анатольевна. Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04.- Саранск, 2000.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/240-4

Содержание к диссертации

Введение 4

Глава I. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕНСОРНОЙ ОБРАЗНОСТИ В

ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 11

1.1 Понятие сенсорной образности и ее место в структуре художественной
образности поэтического текста И

1.2 Статус цветообозначающей лексики как парадигматической единицы и
уровни ее изучения 26

  1. Основы определения цветовой семантики в тексте 38

  2. Основные параметры рассмотрения лексико-семантического поля цветообозначений на уровне текста 48

Выводы по главе I 60

Глава II. Идеографическое описание сенсорной образности в поэтическом
тексте ' 63

  1. Особенности номинативно-референциального рассмотрения зрительно-цветовых образов в поэтическом тексте 63

  2. Особенности текстовой номинации в колористических фрагментах поэтического текста 67

  1. Цветовое оформление пейзажных и флористических зарисовок 67

  2. Цвет в портретных описаниях 76

  3. Колористические характеристики представителей фауны в поэтическом тексте 79

  4. Цветовые характеристики неодушевленных предметов 81

  5. Цвет в характеристике отвлеченных сущностей 83

  6. Номинативная структура цветовой метафоры 84

2.3. Исследование зрительно-цветовых образов в аспекте текстовой
референции 89

Выводы по главе II 93

Глава III. Эмоционально-эстетическая значимость зрительно-цветовых
образов в стихотворном поэтическом тексте 95

  1. Индивидуально-авторские особенности в создании сенсорной образности 96

  2. Цветовые образы в контексте поэтического произведения 114

  3. Синестезия сенсорных образов в поэтическом тексте 129

  4. Косвенное выражение цветовой образности в поэтическом тексте.. ..130

3.5. Зрительно-цветовые образы и специфика языкового контекста 131

Выводы по главе III 133

Глава IY. Языковые основы сенсорной зрительно-цветовой образности в
стихотворном поэтическом тексте 134

4.1. К вопросу о взаимодействии лексико-семантических и текстовых

исследований 134

4.2.Иерархия тем и уровней образности в стихотворном поэтическом

тексте 139

4.3 .Полевые структуры лексики цветообозначений в стихотворном

поэтическом тексте 146

4.3.1. Полевые структуры цветообозначающей лексики в границах тем и

микротем текста 146

4.3.2.. Ассоциативные структуры цветовой лексики в поэтическом

тексте 156

Выводы по главе IY 167

Заключение 163

Библиографический список 168

Список источников примеров 182

Введение к работе

Для современной лингвистики текста характерно проникновение в самые глубинные слои текстовой семантики, установление широкого спектра явлений и фактов, определяющих ее природу. К числу подобных текстовых феноменов, выявляемых лингвистикой текста (ЛТ) в этом направлении, можно отнести и особого рода образные структуры, играющие значительную роль в создании текстовой семантики. Эти образования, называемые сенсорными образами (Журавлева, 1996: 143) или более конкретно -зрительными, слуховыми, тактильными, вкусовыми образами (Гальперин, 1981:23), а также просто представлениями (Славиньский, 1975: 273), являются непременным атрибутом любого художественного текста. Встречая на его страницах иногда подробные, а иногда более чем скупые описания форм, цвета тех или иных предметов, их вкусовых или фактурных свойств, производимых ими звуков и т. д., читатель в состоянии полно и емко ощутить изображаемое явление, сопровождая этими почти физическими ощущениями свои размышления и переживания от прочитанного. Нельзя таким образом не признать, что подобные образные мотивы в составе текстовой структуры оказываются в конечном итоге одной из важнейших категорий текста, к тому же на настоящий момент - практически не изученной. В самом общем виде данную категорию художественного текста можно определить как его сенсорную обусловленность, проявляющую себя в наличии чувственно достоверных картин, способных воздействовать на воображение и чувства читателя, и, вследствие этого, участвовать в моделировании содержательных параметров текста.

Если продолжить вслед за некоторыми исследователями называть подобные текстовые структуры образами, то следует выделить и соответствующий вид образности, свойственный художественному тексту, обозначив ее как сенсорная образность. Диапазон сенсорной образности легко исчисляем: соответственно пяти каналам ощущений, связывающих

мозг с внешним миром, вычленяются пять групп сенсорных образов: зрительные (визуальные), слуховые, тактильные (осязательные), вкусовые, обонятельные (Журавлева, 1996: 143).

Признавая сенсорную образность феноменом художественного текста, следует сразу отметить, что ее соответствующее обоснование повлечет за собой выделение целого комплекса проблем, среди которых наиболее значимыми следует признать следующие: природа и сущность сенсорной образности художественного текста, ее соотнесенность с теми явлениями окружающего мира, которые она отражает; место сенсорной образности в общей структуре образности художественного текста; создаваемые сенсорными образами участки текстовой семантики, их роль и функция в совокупной семантике художественного текста.

Безусловно, каждый вид сенсорной образности будет иметь свои специфические особенности и выдвигать при ее изучении свои задачи. Что касается, в частности, зрительной сенсорной образности, то здесь многое определяется спецификой тех явлений действительности, которые воспринимаются через зрение. Несомненно, что из всех свойств и признаков окружающей действительности (форма, размер и т.д.) цвет представляется наиболее сильным фактором в своем воздействии на психику человека, в силу чего цветовая образность может соответственно расцениваться как наиболее значимая из всех других видов и подвидов сенсорной образности. Данный факт подтверждается исключительным вниманием к цвету в целом ряде наук. В лингвистике также накоплен значительный опыт по изучению цветовой лексики в различных аспектах ее использования и функционирования.

Настоящая диссертация посвящается изучению именно зрительной сенсорной образности в том ее аспекте, который связан с изображением в художественном тексте цветовых картин. Рассмотрение всех обозначенных выше проблем сенсорной образности в одном из ее частных фрагментов -зрительно-цветовом - проводится на материале англоязычного поэтического

текста. Выбор поэтического текста в качестве базы исследования был продиктован целым рядом причин, из которых наиболее существенными следует назвать две: более специфическая структура образности поэтического текста по сравнению с прозаическим, а также то обстоятельство, что поэтический текст все еще редко становится объектом исследования в работах по лингвистике текста.

Целью исследования является определение природы, характера и сущности сенсорной зрительно-цветовой образности в поэтическом тексте.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

определить принципы лингвистического отображения в поэтическом тексте внеязыковой действительности через зрительно-цветовые образы,

установить функциональные характеристики языковых средств, используемых для передачи цвета, степень семантичности отображенного цветового признака,

определить роль цветовых образов в совокупной семантике художественного текста,

квалифицировать цветовые образы по характеру и типу передаваемой ими информации,

дать лингвистическое обоснование основам зрительно-цветовой образности, проследить различные лексико-семантические полевые структуры как основу языкового выражения сенсорной зрительно-цветовой образности в стихотворном поэтическом тексте.

Объектом исследования являются самые разнообразные цветовые зарисовки в поэтическом тексте. Они выявляются через текстовое использование в первую очередь так называемой цветовой лексики, а также частично лексики, предполагающей цвет, хотя и не называющей его (hue, tint, colour и т.д.) или же называющей приблизительно (dark, pale и т.д.).

Материалом для исследования послужили поэтические стихотворные произведения главным образом лирических и частично лиро-эпических жанров, представленные в различных сборниках поэзии общим числом свыше 15000 страниц. Примерное количество стихотворных строк на странице в среднем представилось возможным оценить в пределах 29 - 30, и таким образом можно заключить, что анализу было подвергнуто около 450000 стихотворных строк. Что касается состава и характера поэтических текстов, то их хронологические рамки, с одной стороны, и диапазон авторов, с другой, оказались достаточно обширными: начиная с баллад и отдельных стихов новоанглийских поэтов и кончая современными британскими, американскими и другими англоязычными авторами.

Такая обширность материала позволила трактовать представленные в сборниках стихотворные тексты как своего рода поэтический макротекст, изъятый в виде некоторой выборки, но позволяющий, тем не менее, сделать достаточно определенные выводы и об остальной его части, существующей в реальности.

Методологической базой исследования избрана та система функциональной сущности языка, которая решается в настоящее время на базе достижений в области когнитивной и коммуникативной лингвистики, стилистики и семантики текста.

Новизна и актуальность работы определяются разработкой Совершенно новых сфер художественной образности, ее спецификой в структуре поэтического текста, также еще недостаточно изученного.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе не только развиты основы изучения сенсорной образности в целом и разработана база для дальнейших исследований зрительно-сенсорной образности, но и в том, что настоящая диссертация обеспечивает новый угол зрения для рассмотрения целого ряда известных в лингвистике проблем. Прежде всего, здесь следует назвать некоторые аспекты полевого изучения лексики и, в частности, функционирование лексико-семантического поля

цвета в тексте или, другими словами, текстовый уровень его изучения. Вторым комплексом проблем является проработка в новом русле отдельных вопросов, не имеющих однозначного или достаточно определенного решения, в силу чего они не могут вписаться в контекст других однородных с ними проблем или совместиться с ними. К таковым следует в первую очередь отнести понятие семантики текста, которое является базовым для решения всех исследовательских задач настоящей диссертации.

Известно, что понятию "семантика текста" еще далеко до обретения им ясной и окончательно приемлемой формулировки. Наиболее распространенные трактовки семантики текста представляют ее либо как структуру текстового содержания в качестве целостного и системного образования, которое возникает в интеллекте человека в его отношении к линейной структуре текста (Аспекты ... 1982), либо отождествляют ее с семантикой отражения, а точнее с тем, как отраженная в сознании отправителя текста действительность предстает в языковых значениях (Шумков, 1989).

Семантика текста соотносится, следовательно, с отражением действительности, которое не может быть свободно от той или иной образности, но, с другой стороны, семантика текста пересекается и с содержанием текста. Что касается именно содержания текста, то вполне правомерно поставить вопрос о его отношении к понятию текстовой информации, которое все чаще используется на страницах работ по лингвистике текста. В настоящей диссертации избран подход, объединяющий все эти ответвления единой общей проблемы, которая представляется в следующем виде: семантика текста как составляющее основу содержания текста отражение действительности, которое, будучи многоплановым и многофункциональным, имеет под собой образную основу. В работе для координации всех этих моментов используется понятие информации в трактовке И.В.Арнольд, которая рассматривает его в приложимой к лингвистике форме, исходя из функций языка. Несмотря на

то, что она делает это применительно к уровню слова, то же самое можно осуществлять, имея в виду текст. И.В.Арнольд выделяет как связанную с интеллектуально-коммуникативной функцией языка информацию первого рода, представляющую собой предметно-логическое содержание сообщения, и информацию второго рода, обусловленную проявлением эмотивной, волюнтативной, апеллятивной и эстетической функций языка. Эмотивная функция связана с передачей чувств говорящего, волюнтативная (или прагматическая) - с волеизъявлением, апеллятивная - с привлечением внимания слушателя, с побуждением его к восприятию сообщения, эстетическая - с воздействием на эстетическое чувство реципиента. Информация первого рода как предметно-логическое содержание текста самым непосредственным образом соотносится с внеязыковой действительностью и является ее отражением и отображением. Характер коммуникативной функции в данном случае сводится прежде всего к фиксации внеязыкового содержания и донесения его до реципиента. Информация второго рода представляется явлением более сложного порядка. Она оказывается сугубо текстовым явлением, так как образуется при обретении внеязыковой информацией коммуницируемой формы, то есть при передаче ее языковыми средствами, которые никогда не бывают свободны от определенного прагматического задания, от стремления воздействовать на эмоции реципиента, его эстетические чувства (Арнольд, 1981). Таким образом, можно полагать, что в законченном виде помимо внеязыкового сообщения любой текст имеет блоки эмоциональной, эстетической и прочей информации второго рода.

Сближая понятия текстовой информации, структуры текстового содержания и семантики текста, а также соотнося их с проблемой образности художественного текста, следует представлять взаимодействие всех отмеченных текстовых факторов в следующем виде: образность текста стоит за его денотативной информацией, оживляет ее, делает зримой для

реципиента, и в то же время играет значительную роль в продуцировании других видов текстовой информации.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования результатов работы в практике преподавания английского языка на продвинутом этапе обучения, в различных теоретических курсах, связанных с изучением текста, а также в спецкурсах.

Соответственно теоретическим установкам работы строится распределение материала по главам. Формулировка основной проблематики, изложенной во введении, разворачивается в первой главе, которая является теоретическим обоснованием основных исследовательских положений работы. Во второй главе основное внимание уделяется выявлению тех блоков внеязыковой информации (как информации 1 рода), которые имеют в поэтических текстах цветовое оформление. Несмотря на то, что теоретически цветом могут быть отмечены любые участки окружающего мира при их отображении на текстовом уровне, тем не менее, в этом процессе имеются безусловные закономерности. Их рассмотрение ведется на базе понятий текстовой номинации и текстовой референции. Третья глава посвящается анализу цветовой образности поэтического текста с учетом данных, полученных во второй главе, а также установлению тех блоков эмоциональной, эстетической и прочей информации, которую продуцирует цветовая образность. В четвертой главе предпринята попытка, суммируя результаты исследования предыдущих глав, дать обоснование собственно языковых основ образования цветовой образности в поэтическом тексте через построение лексико-семантических полей, которые существуют только в текстовом измерении. В заключении излагаются результаты анализа.

Похожие диссертации на Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста