Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепт "NORTH" в "Северных рассказах" Джека Лондона Лютянский, Виктор Михайлович

Концепт
<
Концепт Концепт Концепт Концепт Концепт
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лютянский, Виктор Михайлович. Концепт "NORTH" в "Северных рассказах" Джека Лондона : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Лютянский Виктор Михайлович; [Место защиты: Белгород. гос. нац. исслед. ун-т].- Белгород, 2011.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/1212

Введение к работе

Данная диссертационная работа посвящена изучению языковой реализации художественного концепта «NORTH» в художественной картине мира американского писателя Джека Лондона.

Актуальность диссертационной работы обусловлена следующими факторами: во-первых, не ослабевающим интересом лингвистов к проблемам языковой концептуализации различных фрагментов объективной действительности; во-вторых, отсутствием общепринятой методологии описания различных типов концептов, неоднозначностью трактовки понятий «концепт», «художественный концепт», «индивидуально-авторский концепт», «художественная картина мира»; в-третьих, необходимостью обращения к категории пространства как всеобщей форме бытия материального мира, определяющей мировидение человека.

Объектом исследования является концепт «NORTH» в «северных рассказах» Джека Лондона.

Предмет исследования – языковые средства выражения концепта «NORTH» в художественной картине мира Джека Лондона.

Материал исследования включает 8606 художественных контекстов (1 – 2 предложения, объективирующие изучаемый концепт), извлеченных методом сплошной выборки из 30 «северных рассказов» Джека Лондона: «In a Far Country», «The Men of Forty Mile», «An Odyssey of the North», «The Priestly Prerogative», «The Son of the Wolf», «To the Man on the Trail», «The White Silence», «The Wife of a King», «The Wisdom of the Trail», «In the Forests of the North», «The Law of Life», «Nam-Bok the Unveracious», «The Master of Mystery», «The Sunlanders», «The Sickness of Lone Chief», «Keesh, Son of Keesh», «The Death of Ligoun», «Li-Wan, the Fair», «The League of Old Men», «The God of His Fathers», «The Great Interrogation», «Which Make Men Remember», «Siwash», «The Man with the Gash», «Jan the Unrepentant», «Grit of Women», «Where the Trail Forks», «A Daughter of the Aurora», «At the Rainbow’s End», «The Scorn of Women». Общий объем рассказов – 570 страниц.

Художественное наследие Джека Лондона – крупного художника слова, осваивавшего во многом уникальный жизненный материал, им лично пережитый – обширно, хотя и неравноценно. «Северные рассказы» рисуют исключительно яркий, своеобразный мир Севера, полный действия, энергии, человеческой активности. Многие и сейчас знают об этом далеком крае лишь то, что когда-то было рассказано писателем.

В наши дни интерес к творчеству Джека Лондона, казалось, утихший, возрождается (Быков, 1983; Стоун, 2009; Фонер, 1966; Шефер, 1983). Причина этого в том, что ХХI век со всей очевидностью поставил человечество перед необходимостью признать остроту и актуальность проблемы кризиса современной цивилизации, обнаружил уязвимость мировоззрения людей, делающих ставку только на технократический путь развития, который ведет к утрате связи человека с природой, частью которой он является. Джек Лондон еще в начале ХХ века, задолго до того, как это стало предметом дискуссий в широких общественных и научных кругах, осознал важность данной проблемы.

Все исследования, посвященные творчеству писателя, носят литературоведческий характер. Лингвистических работ, выполненных на материале произведений этого мастера художественного слова, в частности, на материале «северных рассказов», нет.

При осмыслении структуры концепта «NORTH» и разработке методики его анализа теоретическую базу настоящего исследования составили труды отечественных и зарубежных лингвистов в области:

– концептологии: С.А. Аскольдов-Алексеев, Н.Д. Арутюнова, Н.Н. Болдырев, А. Вежбицкая, О.А. Корнилов, Е.С. Кубрякова, М.В. Никитин, З.Д. Попова, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин, G. Lakoff, R.W. Langaker;

– языка художественного текста: Л.Г. Бабенко, Н.С. Болотнова, В.Г. Зусман, Ю.М. Лотман, Б.С. Мейлах, Л.В. Миллер, М.Р. Проскуряков, J. Shipley, G. Wilpert;

– языка художественного пространства: М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, В.П. Руднев, В.М. Топоров, О. Spengler;

– творчества Джека Лондона: И.М. Баданова, И.Е. Лунина, С.И. Омарова, О.И. Чебан, Е.Ф. Шефер, J. Auerbach, J. Hedrick, R. Kingman, J. Reesman, С. Stasz).

Целью исследования является моделирование структуры концепта «NORTH», а также систематизация средств реализации данного концепта в художественной картине мира Джека Лондона.

Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:

1) обзор и анализ базовых когнитивных категорий: «картина мира», «языковая картина мира», «художественная картина мира» в их связях и обусловленности с другими картинами мира; рассмотрение подходов к толкованию понятий «концепт», «художественный концепт», «индивидуально-авторский концепт», «авторский концепт»; выявление их таксономий, особенностей структурной организации и языкового наполнения;

2) описание методики отбора исследовательского материала и формирование картотеки языковых единиц;

3) систематизация средств языковой актуализации концепта «NORTH»;

4) выявление концептуальных признаков, формирующих содержание концепта «NORTH».

Цель и задачи исследования предопределили использование комплекса методов исследования: метода сплошной выборки, концептуального, контекстуального, компонентного и интерпретативного анализа, приемов этимологического и количественного анализа

К исследованию привлекались данные толковых, этимологических, фразеологических и других словарей. Общее количество лексикографических источников составляет 25 наименований, включая электронные словари Интернет-ресурса. В работе также использовались данные различных философских, культурологических и литературоведческих исследований.

Теоретическая значимость диссертации заключается в развитии теоретических основ концептологии: в дальнейшем изучении американской языковой картины мира, в определении особенностей организации различных типов концептов, в систематизации средств их репрезентации в английском языке. Описание фрагмента концептосферы классика американской художественной литературы Джека Лондона объективирует взаимосвязь когнитивного опыта писателя как индивидуума и американского социума в целом, обусловленную медиативной функцией языка.

Практическая значимость работы. Методика исследования концепта «NORTH» может быть использована при изучении других концептов на материале художественных произведений. Результаты исследования могут быть полезными в практике преподавания английского языка: в лекционных курсах по лексикологии, стилистике, интерпретации текста, теории перевода; при разработке спецкурсов, посвященных проблемам когнитивной лингвистики. Материалы диссертации могут лечь в основу создания Словаря языка Джека Лондона. Выводы диссертации могут найти применение при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Научная новизна работы заключается в том, что проводится ранее не предпринимавшееся комплексное исследование содержания и структуры концепта «NORTH» в творчестве Джека Лондона. Предложено и обосновано моделирование структуры концепта «NORTH» в виде группы взаимосвязанных микроконцептов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепт «NORTH» является одним из ключевых фрагментов индивидуально-авторской картины мира Джека Лондона, вербализованной в «северных рассказах» писателя. Именем рассматриваемого концепта является лексема North как наиболее полно отвечающая требованиям, предъявляемым к имени концепта.

2. Изучаемый концепт имеет слоистую структуру, включающую этимологический, понятийный, образный и оценочный слои.

3. Концепт «NORTH» динамичен и в каждом своем слое репрезентирован разным количеством микроконцептов.

Этимологический слой актуализируется следующими четырьмя микроконцептами: «DIRECTION», «PHENOMENA OF THE NORTH», «POSITION», «TIME».

Понятийный слой представлен семью микроконцептами: «DIRECTION», «NORTHERN PART OF A TERRITORY», «MOVEMENT», «POSITION», «PHENOMENA OF THE NORTH», «PERSON», «SIDE OF HORIZON».

Образный слой репрезентирован пятью микроконцептами: «SPACE», «NORTHERN PEOPLES», «GOLD RUSH», «LIFE CONDITIONS», «NORTHERN NATURE».

Оценочный слой выстраивается четырьмя микроконцептами: «NORTHERN PEOPLES», «NORTHERN FAUNA», «NORTHERN NATURE», «LIFE CONDITIONS».

4. Микроконцепты в структуре концепта «NORTH» неравноценны. К наиболее значимым относятся микроконцепты, эксплицитно выраженные наибольшим количеством языковых средств: «DIRECTION», «NORTHERN PART OF A TERRITORY», «POSITION», «SIDE OF HORIZON», «SPACE», «NORTHERN PEOPLES».

5. Признаки концепта «NORTH» объективируются эксплицитно и имплицитно четырьмя группами языковых средств: текстовыми, лексическими, грамматическими, графическими с преобладанием лексико-грамматических средств.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры германской филологии гуманитарного института филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова», на совместных заседаниях кафедр германской филологии и иностранных языков Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (май 2009 г., май 2010 г.). По материалам исследования были сделаны доклады и сообщения на международной научной конференции (Кемерово, июль 2009); на внутривузовских конференциях Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Северодвинск, ноябрь 2008 – 2010 гг. и апрель 2008 – 20011 гг.). По теме исследования имеется 8 публикаций общим объемом 2,2 п.л., три статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Работа общим объемом в 204 страницы (из них – 184 страницы основного текста) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, списка лексикографических источников, списка принятых сокращений. Список литературы насчитывает 227 наименований, из них 25 – на иностранных языках.

Во Введении приводится общая характеристика работы, дается обоснование выбора объекта, предмета, материала исследования, определяются цель, задачи и методы научного исследования, указывается актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая ценность диссертационного исследования, описывается структура работы, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации основных положений диссертационного исследования.

Похожие диссертации на Концепт "NORTH" в "Северных рассказах" Джека Лондона