Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лингвостилистические особенности организации художественного пространства в тексте (на материале английских и американских рассказов XX века) Васильева, Людмила Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васильева, Людмила Васильевна. Лингвостилистические особенности организации художественного пространства в тексте (на материале английских и американских рассказов XX века) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.04.- Одесса, 1990.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность настоящего исследования обусловлена недостаточной изученностью данной проблемы и ее важностью при описании типологических осоиенностей организации текста.

рыбо? темы исследования определяется ее актуальностьп для лингвостилистики, лингвистики и интерпретации текста. Несмотря на некоторое число работ, посвященных отдельным сторонам художественного пространства /М.М.Бахтин, Д.О.Лихачев, Ю.М.Лотман, В.Н.Топоров, Н.Г.Сивохина, Е.З.Морозова, А.О.Томас, Й.М.Лысу-хия/, лингвистическая репрезентация художественного пространства в целом тексте, в его динамическом развитии от начала до конца, не"подвергалась монографическому описанию.

Цель диссертации состоит в рассмотрении лингвостклистячос-ких особенностей, формирования художественного пространства, способов его развертывания з целом тексте.

В соответствии с целью диссертации формулируются"ез конкретные задачи:

1/ 'изучение художественного пространства как. обязательного компонента организации текста литературного произведения;

2/ описание лингвистических средств и способов организации пространственных ориентиров как составных элементов худо.у.оотв&«-ного пространства, а также изучение особенностей формирования пространственной ориентации;

б[ выявление различных моделей развертывания художественно-

го пространства и анализ структурно-семантических особенностей их организации.

Материалом исследования послужили 500 коротких рассказов английских и американских писателей XX столетия.

В работе использованы традиционный метод непосредственного наблюдения изучаемого явления,- методы суцралинеарного и компонентного анализов и метод количественной обработки полученных данных.

Новизна диссертации состоит в том, что в ней предпринята попытка описать не .изученный ранее имплицитный способ формирования пространственных ориентиров и установить особенности взаимоотношении пространственных ориентиров в тексте короткого рассказе, совокупность которых образует художественное пространство.

Результаты исследования имеют как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическая значимость исследования состоит в освещении художественного пространства как необходимого компонента организации текста литературного произвадения, в выявлении взаимодействия пространственных ориентиров в тексте, а также в определении их роли в развертывании моделей художественного пространства. Все это вносит определенный вклад в область изучения текста.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что ре-. зультаты исследования могут быть использованы в проведении семинарских занятий и 'разработке курсов лекций по теории текста и лингвистической стилистике, на практических занятиях по анализу и интерпретации текста» а также при написании дипломных и курсовых работ студентами.

На 'защиту выносятся следующие положения:

1/ художественное пространство, создаваемое на уровне текста, имеет определенную структуру, включающую в себя элементы предельно указательного характера - пространственные ориентиры;

2/ в текстах коротких рассказов наряду с эксплицитным способом репрезентации художественного пространства существует имплицитный способ введения пространственных ориентиров, характеризующийся значительной вариативностью; середина текста является наиослее характерным местом для формирования участков пространства и5иишпитным способом;

З/ пространственные ориентиры как составные элементы художественного пространства находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, тем сажым принимая непосредственное участие в организации моделей развертывания художественного пространства

В ТЄКСТЄі

Апробация работа.Результаты исследования доложены и обсуж- ; дены на заседаниях кафедры английской филологии Иркутского государственного педагогического института иностранных языков имени Хо Ши t\tam в 1987, 1988, 1989 гг., на конференции по итогам научно-исследовательской работы Иркутского государственного педагогического института в 1986г., на научных конференциях профессорско-преподавательского состава ИГПИИЯ имени Хо Ши Мина в 1987, 1988 гг., на научно-мзтодичеокой'конференции, посвященной 40-Летию ЩШИЯ имени Хо Ша !Лина в 1989 г. Основные положения диссертации изложены в 3 статьях и 1 тезисах доклада.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается выбор темы диссертации, предмет и задачи, материал и методы исследования. -Первая.глава посвящена изучению художественного пространства как обязательного компонента литературного произведения. Во второй главе анализируются средства и способы организации пространственных ориентиров как составных элементов художественного пространства, а также особенности'введения пространственной ориентации в текст. В третьей главе рассматриваются модели развертывания художественного пространства в тексте. Заключение содержит основные выводы, полученные в результате исследования. Диссертация сопровождается библиографией, включающей 275 наименований' работ отечественных п зарубекных авторов, списком сборников рассказов /36 наименований/, послуживших материалом исследования, и списком использованных словарей /12 наименований/. .

Похожие диссертации на Лингвостилистические особенности организации художественного пространства в тексте (на материале английских и американских рассказов XX века)