Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературно-критический дискурс Томаса Элиота Силецкая, Светлана Сергеевна

Литературно-критический дискурс Томаса Элиота
<
Литературно-критический дискурс Томаса Элиота Литературно-критический дискурс Томаса Элиота Литературно-критический дискурс Томаса Элиота Литературно-критический дискурс Томаса Элиота Литературно-критический дискурс Томаса Элиота
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Силецкая, Светлана Сергеевна. Литературно-критический дискурс Томаса Элиота : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Силецкая Светлана Сергеевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/509

Введение к работе

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению языковых и стилистических особенностей литературно-критического дискурса американского поэта, драматурга, философа культуры и литературного критика Томаса Стерна Элиота.

Элиот вошёл в историю культуры XX века как реформатор англоязычной поэзии и литературной критики. Базовые положения его литературной теории, сформулированные в концепциях «объективного коррелята», внеперсональной поэзии и литературной традиции, формируют важную часть авторского литературно-критического дискурса и запечатлевают оригинальные взгляды Элиота на природу и традиции творческого процесса, роль личности в поэзии и влияние языка на мироощущение человека. Элиот предстает перед читателем как критик, ученый и художник слова, что позволяет говорить о синкретизме его языковой личности, индивидуально-авторского стиля и творчества, в целом. Элиот-критик излагает свои взгляды на литературу и художественное произведение в текстах литературно-критической направленности, Элиот-ученый использует для подтверждения этих взглядов логические приемы аргументации, философскую и литературоведческую терминологию, Элиот-художник слова прибегает к стилистическим приемам, усиливающим экспрессивность значимых смыслов и эмоциональное воздействие формулируемой в тексте авторской позиции.

Отдельные аспекты художественного и литературно-критического творчества Т.С. Элиота традиционно представляли интерес для исследователей текста. Описаны: драматургический метод Элиота (Рогожкин, 2007), специфика актуализации в его художественных произведениях мотивов мифа и ритуала (Прокофьева, 2005), аллюзий (Макарова, 2003) и пространственно-временных значений (Спицина, 2001); своеобразие философских и культурологических взглядов (Любивый, 1982; Ушакова, 2007); истоки литературной теории и содержание образующих её литературно-критических концепций (Ионкис, 1980; Аствацатуров, 2000; Красавченко, 1994; Ивашева, 1984; Кермода, 1975; Ellis, 2009; Stevenson, 1954; Warren, 1989; Shusterman, 1989). Литературная критика Т.С. Элиота подробно освещается с литературоведческих и философских позиций, в то время как её лингвистические аспекты остаются мало исследованными. Данное диссертационное исследование заполняет эту лакуну в научном знании, поскольку фокусируется на лингвистическом описании литературно-критического дискурса (ЛКД) Т.С. Элиота, его функций и разновидностей, типологических характеристик текстов, входящих в его состав, на языковом воплощении содержащихся в нём аргументов и его индивидуально-стилевых чертах.

Актуальность работы определяется вниманием современной лингвистики к проблемам речи и речевого воздействия, к особенностям реализации этого воздействия в разных типах текста, а также к феномену языковой личности как к совокупности характеристик человека, влияющих на создание речевых произведений, формирующих дискурс. Сложность и

многообразие трактовок понятия «дискурс» свидетельствует о необходимости его дальнейшего осмысления посредством уточнения инвентаря разновидностей дискурса и анализа их лингвистических характеристик. Актуальность изучения аргументации на материале текстов литературно-критического дискурса, где коммуникативной целью адресанта является убеждение адресата в истинности излагаемых взглядов, а необходимым условием реализации цели - успешность их языкового выражения, подтверждается интересом современной науки к языку как к средству социального взаимодействия и оптимизации общения.

Целью исследования выступает выявление и описание основных свойств ЛКД Т.С. Элиота, специфики используемых в дискурсе приемов аргументации и его индивидуально-стилевых характеристик как репрезентирующих синкретизм языковой личности автора.

Цель исследования предопределяет решение следующих задач:

1. Проанализировать подходы к определению многозначного понятия
«дискурс» и выработать его рабочее определение, релевантное для данного
исследования.

  1. На основе сравнения типологий дискурса выделить и охарактеризовать ЛКД как самостоятельную типологическую единицу.

  2. Систематизировать и описать разновидности и функции ЛКД.

4. Охарактеризовать ключевые положения литературно-критических
концепций, составляющих концептуальную базу ЛКД Т.С. Элиота, и
выделить её языковые репрезентанты.

  1. Описать текстотипологические характеристики текстов эссе и лекций как части изучаемого ЛКД.

  2. Рассмотреть определения, структуру и классификации аргументации.

7. Охарактеризовать инвентарь приемов аргументации в текстах
изучаемого ЛКД как синкретичного образования.

8. Проанализировать индивидуально-авторскую специфику изучаемого
ЛКД, в том числе с позиции использования в нём приемов аргументации.

Объектом исследования выступает литературно-критический писательский дискурс.

Предметом исследования являются типологические и индивидуально-стилевые характеристики литературно-критического дискурса Т.С. Элиота.

Теоретическую базу исследования составили:

- исследования в области теории текста и теории дискурса (А.Г. Гурочкина,
Е.А. Гончарова, А.Л. Дмитровский, К.А. Зацепин, В.И. Карасик, Ю.Н.
Караулов, В.А. Лукин, М.Л. Макаров, Н.Б. Руженцева, П. Серио, Ю.С.
Степанов, В.Е. Чернявская, И.А. Щирова, R. De Beaugrande, Т. Van Dijk, N.
Fry є);

- исследования в области теории речевого воздействия и теории
аргументации (А.Н. Баранов, Н.С. Валгина, Е.И. Варгина, И.А. Герасимова,
Р. Гроотендорст, Ф.Х. Еемерен, А.А. Ивин, О.Е. Иссерс, Л.М. Майданова,
А.Ю. Мордовии, Г.И. Рузавин, И.О. Ситникова, Н.Ю. Фанян, Ch. Perelman,
Miller R. Gerald, Ch.Rains);

работы в области стилистики и риторики (И.В. Арнольд, М.В. Никитин, В.И. Бартон, В.В. Виноградов, И.Р. Гальперин, Ж. Дюбуа, А.Н. Кожин, Н.Н. Кохтев, Т.В. Кочеткова, В.А. Кухаренко, Б.А. Ларин, Н.М. Разинкина, Т.Я. Солганик, Т.Г. Хазагеров, Л.С. Ширина, Л.К. Цеплитис);

исследования литературно-критического и художественного творчества Т.С. Элиота (А.А. Аствацатуров, Г.Э. Ионкис, A.M. Зверев, Т.Н. Красавченко, И.Л. Макарова, А.Н. Николюкин, Э.Е. Рогожин, Ю.В. Спицина, А.Р. Frank, F. Kermode J. Kramer, M. Praz, R. Shusterman, D.L. Stevenson, A. Warren).

В соответствии с поставленной целью и задачами в работе применяются общенаучные методы анализа и синтеза; а также лингвистические методы: компонентный, лингвостилистический и контекстуальный анализ.

Материалом диссертации послужили тексты 11 лекций тематического курса "The Varieties of Metaphysical Poetry", прочитанные Элиотом в Кембридже (Trinity College, 1926) и в Университете Джона Хопкинса (Johns Hopkins University, 1933) и опубликованные в 1974 году, а также 51 эссе, образующие сборники "Selected prose of T.S. Eliot" и "T.S. Eliot. Selected essays". Общий объём проанализированного материала - 760 страниц.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Литературно-критический дискурс Т.С. Элиота представляет собой
совокупность текстов, содержательно-тематическое, концептуальное и
функциональное единство которых определяется принадлежностью
функциональному стилю публицистики и синкретизмом языковой личности
автора как критика, ученого и художника слова

  1. Концептуальную базу литературно-критического дискурса Т.С. Элиота составляет авторская литературная теория, представленная концепциями «объективного коррелята», внеперсональной поэзии и литературной традиции и маркируемая лексическими единицами семантического поля рационального мышления (conscious, unconscious, mind, aware, objective, mature). Данные лексические единицы являются ключевыми словами изучаемого дискурса и обеспечивают концептуальное единство образующих его текстов.

  2. Синкретизм языковой личности Элиота-критика, ученого и художника слова предопределяет синкретизм его литературно-критического дискурса, в котором сочетаются элементы научного дискурса (логические приемы аргументации, литературоведческая и философская терминология) и художественного дискурса (стилистические приёмы, включая приёмы, функционирующие как риторические приемы аргументации).

  3. В изучаемом дискурсе обнаруживаются характеристики нескольких разновидностей литературно-критического дискурса: исторической, классифицирующей, оценочной и интерпретационной. Эти характеристики реализуются посредством использования литературоведческих (vers libre; blank verse, metric, pattern, objective correlative, scansion, versification, conceit) и философских (empirical, objective, existence, the Absolute, ethics) терминов, в том числе названий литературно-критических и философских школ и направлений (imagism, aesthetic criticism, impressionistic criticism, behaviorism,

pragmatism); антропонимов, которые обозначают деятелей искусства (Swinburne, Middleton, Donne, Dante, Baudelaire, Arnold); оценочной лексики (an artistic failure, the comedies are long-winded, unbalanced philosophies, a. great landmark in poetry, exquisite adaptation of metre to the mood), местоимений первого лица в сочетании с глаголами ментальной деятельности, которые выражают субъективную оценку (I think, I mean, I get impression); а также логических и риторических приемов аргументации.

  1. Основными функциями литературно-критического дискурса Т.С. Элиота являются: а) информативная функция (передача фактографических сведений об авторах, содержании и истории создания литературных произведений, подвергаемых критическому анализу); б) функция воздействия (убеждение читателей в истинности авторских литературно-критических концепций); в) эстетическая функция (образное, индивидуально-авторское видение предмета обсуждения). В иерархии функций дискурса доминирует функция воздействия.

  2. Важными средствами реализации функции воздействия в изучаемом дискурсе выступают приёмы аргументации. Логические приёмы аргументации (умозаключения; подчинительная аргументация; множественная аргументация, выраженная синтаксически идентичными структурами и маркируемая сочинительными и подчинительными союзами) апеллируют к рациональной составляющей мышления реципиента. Риторические приемы аргументации (аналогия, метафора, сравнение, ирония, параллелизм, градация и хиазм) апеллируют к эмоциональной составляющей мышления. Логические приёмы аргументации функционально направлены на доказательство истинности литературно-критических концепций Т. С. Элиота, в то время как риторические приемы - на убеждение реципиента в их истинности.

Научная новизна диссертации заключается в выявлении лингвистических характеристик литературно-критического дискурса Т.С. Элиота, языкового воплощения содержащихся в нём аргументов и его индивидуально-стилевых черт. Впервые выделяются языковые единицы, маркирующие концептуально-тематическую суть литературной теории Т.С. Элиота. Тексты лекций Т.С. Элиота, формирующие важную часть исследуемого дискурса, также не выступали предметом самостоятельного научного рассмотрения.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в разработку теории и типологии текста и дискурса, теории аргументации и теории воздействия, теории синкретизма в различных его проявлениях, в развитие идей «языковой личности», в осмысление интегративных подходов к предметам научного описания. Комплексное изучение литературно-критического дискурса Т.С. Элиота, включающее описание его функций, видовых характеристик, ключевых слов, которыми обеспечивается концептуальное единство текстов в составе дискурса, дистинктивных характеристик текстотипов, которые эти тексты представляют, индивидуально-стилевых черт дискурса и специфики, используемой в нём авторской аргументации, позволяет дать достаточно полную характеристику этого сложного феномена. Кроме того, работа

привносит лингвистические данные в описание индивидуально-стилевых особенностей литературно-критических трудов Т.С. Элиота, что позволяет получить о них более полное представление.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут применяться при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий по лингвистике текста, стилистике и риторике, а также при разработке спецкурсов по лингвистике текста и интерпретации текста.

Апробация работы

Основные положения диссертации были представлены на межвузовских научно-исследовательских конференциях «Герценовские чтения» (Санкт-Петербург 2009, 2010, 2011), «Язык и межкультурная коммуникация» (Санкт-Петербург 2010), «Никитинские чтения» (Санкт-Петербург, 2011); на научных аспирантских семинарах кафедры английской филологии РГПУ им. А.И. Герцена «Современные стратегии описания текста» (2009, 2010, 2011) и «Проблемы когнитивной лингвистики» (2010). По теме исследования опубликовано восемь научных работ, общим объемом 1,7 п.л., в том числе материалы четырех конференций и четыре статьи, из них две статьи в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией. Объем и структура диссертационного исследования.

Содержание изложено на 166 страницах текста (из них 152страницы основного текста). Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Библиографический список содержит 189 источников, из них 29 на английском языке, словари и источники иллюстративного материала.