Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Речевая реализация универсалии "чувство" в сонетах В. Шекспира Кондратьева, Татьяна Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кондратьева, Татьяна Николаевна. Речевая реализация универсалии "чувство" в сонетах В. Шекспира : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Кондратьева Татьяна Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2011.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/549

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется возрастающим интересом современной науки к вопросам теории текста и, в частности, к проблемам его структурно-семантической организации.

Как известно, вопросы текстологии рассматривались в трудах таких выдающихся ученых, как Л.И. Борисова, В.А. Бухбиндер, В.Г. Гак, И.Р. Гальперин, С.В. Гринев-Гриневич, И.Г. Кошевая, В.А. Кухаренко, Е.Л. Кубрякова, Ю.М. Лотман, Л.Л. Нелюбин, З.Я. Тураева, Ю.М. Скребнев, Г.Я. Солганик, Л.Г. Фридман и др.

Данное исследование основано на концепции проф. И.Г.Кошевой, которая разрабатывается представителями ее научной школы во многих кандидатских и докторских диссертациях (см. работы Е.В. Алексеевой, И.А. Бабкиной, А.И. Герасименко, Д.В. Драгайцева, Н.Ф. Жучковой, Е.Н. Кобриной, Е.Ю. Луговской, В.А. Макаровой, Н.Н. Максимчук, Н.В. Родиной, О.Ю. Свекровой, Л.К. Свиридовой, А.Г. Сиукаевой, А.С. Шелеповой, Д.А. Шигонова, Е.В. Щебетенко и др.)

Согласно данной концепции текст представляет собой четкую иерархическую систему единиц глубинного и поверхностного уровней, где каждый уровень характеризуется своим набором знаковых и значащих величин, носящих последовательно расширяющийся характер как в структурном, так и в семантическом плане. К числу единиц глубинного уровня относятся такие кодовые семантические компоненты текста, как инвариант, представляющий собой обладающую максимальной смысловой нагрузкой неизменную сущность речевого комплекса, семантическое ядро, объединяющее в себе ряд инвариантов, смысловой узел, связывающий воедино все смысловые ядра. На поверхностном уровне данные единицы декодируются через различные отрезки текста, соответствующие различным типам речевых ситуаций, расширяющихся от микротематической речевой ситуации, раскрывающей инвариант, через тематическую, раскрывающую семантическое ядро, к макротематической, объединяющей несколько семантических ядер и переходящей в текстологическую речевую ситуацию, на уровне которой начинает действовать смысловой узел.

Известно, что исследованием сонетов В. Шекспира занимались такие литературоведы, как А.А.Аникст, В.М. Жирмунский, С.М.Мезенин, А.А. Смирнов, Н.И. Стороженко и др., однако, они рассматривали сонет с чисто литературоведческой точки зрения. В данном исследовании предпринята попытка проанализировать сонеты с лингвистических позиций, что подразумевает рассмотрение их в плане анализа как понятийно-языкового, так и коммуникативно-речевого аспектов. Такой подход дает возможность анализировать текст сонета комплексно и предполагает исследование его не только на поверхностном, но и на глубинном уровнях с учётом соотношения в сонете кодовых и декодирующих величин, посредством которых осуществляется реализация авторского замысла, отражающего его мировоззренческие принципы в процессе чувственного и логического восприятия им окружающей действительности.

Комплексный подход к изучению текстологической организации сонетов позволяет проанализировать как её структурную, так и семантическую стороны. Для рассмотрения структурной стороны необходим анализ грамматических особенностей, присущих коммуникативному типу связи, на базе изучения речевых единиц конкретизирующего, ассоциативного и синтезирующего типов и путей их интерпретации в границах речевого комплекса. Семантическая сторона, входящая в речевую организацию текста на глубинном уровне, предполагает анализ таких смыслообразующих единиц речи, как инвариант и вариант, преломленных в различных типах речевой ситуации, соответствующих различным отрезкам текста, связанным с выражением микротемы, темы и макротемы.

Объектом исследования в данной работе являются сонеты В.Шекспира в той их части, которая относится к смысловому направлению «Чувственное восприятие личностью окружающей действительности».

Предметом исследования выступает текстообразующая система языковых средств как глубинного, так и поверхностного уровней, с помощью которой осуществляется создание сонетов как формы выражения универсалии «Чувственное восприятие личностью окружающей действительности».

Материалом исследования являются сонеты В.Шекспира как особый вид структурно-семантической организации текста.

Целью исследования является выявление принципов, определяющих закономерности речевой реализации универсалии «Чувственное восприятие личностью окружающей действительности».

В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи:

  1. Охарактеризовать содержательную сущность катренов, образую- щих структурную модель сонета.

  2. Определить роль заключительного двустишия в структуре сонета.

  3. Проанализировать семантические единицы глубинного уровня, формирующие микротему сонета, и их роль в раскрытии ее смысловой направленности.

  4. Рассмотреть закономерности поверхностной реализации в тексте сонетов единиц глубинного характера.

  5. Описать расширяющиеся смысловые константы текстовой организации сонетов, определяющие закономерности языкового выражения в них вышеназванной универсалии.

Гипотезой исследования явилось предположение, что сонеты В.Шекспира, входящие в смысловое направление «Чувство», выступают не отдельными, не связанными друг с другом произведениями, а объединены внутренней смысловой связью и составляют целостное семантическое объединение, которое представляет собой завершенный текст единого поэтического произведения, раскрывающего анализируемую нами универсалию.

Научная новизна исследования.

  1. Впервые универсалия «Чувственное восприятие личностью окружающей действительности» рассмотрена на материале сонетов В.Шекспира.

  2. Впервые предпринята попытка представить чувственный цикл сонетов как пирамиду смысловых абстракций, в совокупности образующих данную универсалию.

  3. Впервые иерархия смысловых отношений в чувственном цикле сонетов раскрыта через систему констант, носящих семантически расширяющийся характер.

  4. Впервые на материале чувственного цикла сонетов микротема, тема и макротема описаны как ступени языковых обобщений, отражающих структуру универсалии.

  5. Впервые на основе исследуемых сонетов чувственного цикла сонетов сделана попытка выявить группу языковых единиц глубинного характера, определяющих его структурно-семантическую организацию как систему форм выражения универсалии.

  6. Впервые предпринята попытка показать, что универсалия «Чувственное восприятие действительности» в сонетах В.Шекспира преломляется в двух оппозиционных плоскостях, образованных двумя макротемами: 1) Оптимистическая реакция на окружающий мир, 2) Пессимистическая реакция на окружающий мир, раскрывающих два типа отношения личности к окружающей действительности.

  7. Впервые микротема данного цикла рассмотрена как глубинная кодовая структура, обеспечивающая реализацию как кодовых, так и декодирующих единиц текста сонета.

  8. Впервые анализ чувственного цикла сонетов показал, что смысловое наполнение каждой из трех частей схематичной модели сонета отражает этапы процесса чувственной реакции человека на окружающую его действительность.

  9. Впервые определена смысловая заданность каждого катрена и выявлены функционально-семантические, композиционные и структурные характеристики катренов как смысловых этапов в процессе выражения чувственной реакции.

  10. Впервые при рассмотрении чувственного цикла сонетов В.Шекспира как формы выражения универсалии предпринята попытка доказать, что в совокупности сонеты данного цикла образуют семантически завершенное содержательное единство, в котором отразилось понимание автором роли и места чувства в восприятии личностью окружающей действительности.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Каждый из катренов, образующих структурную модель сонета, выступает смысловым этапом в процессе содержательного проецирования, отражающего фазы передачи чувственной реакции, где семантическое единство всех трех катренов формирует содержательную целостность сонета и обеспечивает раскрытие его микротемы.

  2. На глубинном уровне сонеты, входящие в смысловое направление «Чувство как канал восприятия и оценки личностью окружающего мира», представляют собой целостное семантическое образование, сформированное на основе единиц разных ступеней языковых абстракций.

  3. На поверхностном уровне языковая реализация универсалии «Чувственное восприятие личностью окружающей действительности» осуществляется через различные типы речевых ситуаций, представленные на основе коммуникативных речевых структур.

Теоретическое значение исследования состоит в следующем:

  1. универсалия «Чувственное восприятие личностью окружающей действительности» рассмотрена на уровне цикла сонетов;

  2. выявлена система языковых средств ее реализации на глубинном уровне;

  3. Чувственный цикл сонетов рассмотрен как завершенный, характеризующийся внутренним семантическим единством текст художественного произведения, отражающий мировоззренческую позицию автора сонетов через его отношение к окружающему миру, преломленное в его чувственном восприятии;

  4. исследованы те коммуникативные речевые единицы, с помощью которых универсалия раскрывается на поверхностном уровне в тексте сонетов.

Практическое значение работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы в преподавании курсов теоретической грамматики, стилистики, лексикологии, спецкурсов по поэтическому жанру речи и интерпретации художественного текста, а также при написании курсовых и дипломных работ.

Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы:

метод лингвистического описания,

метод сравнительного анализа,

метод грамматического анализа,

метод структурно-семантического анализа,

метод экстрадикции.

В работе также был использован прием схематизации полученных результатов.

Апробация работы. Основные результаты и выводы исследования были изложены в выступлениях на научной конференции преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры иностранных языков МГГУ им. М.А.Шолохова в январе 2009 г., на межвузовской научно-практической конференции с международным участием «Язык и межкультурная коммуникация в образовании и современном мире» (Москва, 17 марта 2010 г.), на III международной научной теоретической конференции «Перевод и когнитология в XXI веке» в Московском государственном областном университете 27 апреля 2010 г.

По материалам исследования опубликовано пять статей общим объемом 1,8 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов к каждой главе, заключения и списка литературы по теме исследования.