Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соотношение стилей американских поэтов начала XX века в пространстве лингвистических признаков : на материале лирики Р. Фроста, Э. Робинсона, Э. Лоуэлл и В. Линдзи Николаева, Елена Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Николаева, Елена Александровна. Соотношение стилей американских поэтов начала XX века в пространстве лингвистических признаков : на материале лирики Р. Фроста, Э. Робинсона, Э. Лоуэлл и В. Линдзи : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Николаева Елена Александровна; [Место защиты: Смол. гос. ун-т].- Смоленск, 2013.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/96

Введение к работе

Анализ специфических черт индивидуального стиля автора прозаических либо стихотворных текстов при помощи лингвистических параметров становится одним из основных направлений стилистики, стилеметрии и стиховедения. Об этом говорит увеличивающееся число исследований, направленных на поиск лингвистических маркеров стиля как отечественных (см. работы М.Л. Гаспарова, Р.Г. Пиотровского, М.А. Марусенко, Г.Я. Мартыненко и др.), так и зарубежных ученых (исследования Г. Альтмана, С. Аргамона, Д.Л. Гувера, Д. Лабе, Д. Холмса и др.).

Центральное место в таком подходе занимает установление маркеров стиля индивида, которые могли бы отразить его «стилом» (Ван Хальтерен), позволяющий достоверно определять авторство по комплексам лингвистических параметров и, соответственно, отличать их тексты от текстов любого другого автора. Для достижения этого результата лингвистический анализ авторского стиля все в большей степени приобретает сопоставительный характер, причем сопоставление производится как между вариантами стиля одного и того же автора (в различных жанрах, в стихотворном тексте и в прозе, в различных частях одного и того же произведения, в ранний, средний и поздний периоды творчества), так и стилями разных авторов, объединенных единством жанра, едиными творческими установками и традициями, ролью и местом в национальной или мировой литературе.

В настоящей работе исследуются стили четырех авторов, которые являются представителями различных направлений в американской поэзии начала XX века в период, получивший название «поэтического Ренессанса» (Richardson 1978; Soto 2004). В США, ставшей к этому времени новой мировой промышленной державой, этот период характеризуется возрождением поэзии, появлением и бурным расцветом различных поэтических школ и направлений, разнообразием форм и целевых установок. Видными представителями этой эпохи, отражающими указанное разнообразие подходов к литературе, являются Р. Фрост, Э. Робинсон, Э. Лоуэлл и В. Линдзи.

Описание в рамках широкой парадигмы формальных и содержательных лингвистических параметров, позволяющих отразить специфические черты стиля указанных авторов, представляющих важный этап развития американской поэзии, выявление степени сохранения авторами этой новой волны признаков, которые характеризовали стили их предшественников, обусловливают актуальность темы этого диссертационного исследования.

Цель данной работы состоит в установлении особенностей индивидуального стиля Р. Фроста, Э. Робинсона, Э. Лоуэлл и В. Линдзи при помощи схемы разноуровневых и разноаспектных лингвистических параметров, а также в определении сходства и различия параметров стиля у этих авторов.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи.

1. Сформировать базу данных лирики, в которой каждая строка произведений рассматриваемых авторов описана более чем 70 формальными и семантическими признаками.

2. Произвести классификацию стилей четырех авторов в пространстве формальных признаков.

3. Установить структурную организацию их текстовых классов.

4. Выявить соотношение ядра и периферии текстовых классов.

5. Сопоставить стили исследуемых авторов со стилями американских романтиков XIX века, заложивших основы американской стихотворной традиции.

6. Описать особенности метафоризации в стиле каждого из четырех поэтов.

Анализ творчества указанных авторов, отражающих новый важный этап развития американской поэзии, достаточно широко представлен в критической литературе как американской, так и российской (советской). Однако следует подчеркнуть, что последовательного лингвистического анализа особенностей стиля этих американских поэтов не проводилось.

Так, не было исследований, направленных на описание формальных и семантических маркеров, определяющих различия их стилей, на изучение структурных особенностей совокупности лирических текстов каждого автора в пространстве единой признаковой схемы, анализ особенностей метафоризации Р. Фроста, Э. Робинсона, Э. Лоуэлл и В. Линдзи.

Новизна исследования, таким образом, заключается в следующем.

1. К исследованию привлекаются широкие наборы формальных признаков, характеризующих стили Р. Фроста, Э. Робинсона, Э. Лоуэлл и В. Линдзи, относящихся к лидерам американского поэтического возрождения XX в.

2. Осуществляется многомерный классификационный анализ стилей данных авторов с выявлением классификационно значимых маркеров.

3. Определяются особенности метафоризации каждого автора.

4. Выявляется степень наследования поэтами XX века параметров структурной организации стихотворного текста их предшественников – американских поэтов-романтиков XIX века.

Объектом исследования являются стили американских поэтов эпохи «поэтического Ренессанса» Р. Фроста, Э. Робинсона, Э. Лоуэлл и В. Линдзи.

Предмет исследования составляют распределение и соотношения формальных и семантических параметров лирических произведений указанных поэтов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Среди лингвистических параметров, составляющих признаковое пространство исследования, около 80% признаков оказалось классификационно значимыми, различающими стили Р. Фроста, Э. Робинсона, Э. Лоуэлл и В. Линдзи. Выявленные различия стилей у поэтов определяются комплексами частеречных, синтаксических и метроритмических признаков.

2. Индивидуальный стиль Р. Фроста по формальным параметрам занимает центральное место в классификационной схеме стилей. Наиболее сходен с ним по этим признакам стиль В. Линдзи. Стили Э. Лоуэлл и Э. Робинсона образуют кластер, противопоставленный Р. Фросту и В. Линдзи.

3. Классы текстов Р. Фроста, Э. Робинсона, Э. Лоуэлл и В. Линдзи имеют различную структурную организацию. Наименьшая степень варьирования формальных признаков в произведениях наблюдается у Э. Лоуэлл, максимальное разнообразие – у В. Линдзи. Большинство произведений Р. Фроста и Э. Лоуэлл сконцентрировано непосредственно у ядра класса, у В. Линдзи и Э. Робинсона – смещено к периферии.

4. Стили авторов «поэтического Ренессанса» по комплексам лингвистических параметров сходны со стилями Э. Дикинсон, Р. Эмерсона и Э. По. Р. Фрост в большей степени соотносится с Э. По, Э. Робинсон и В. Линдзи – с Р. Эмерсоном. Стиль Э. Робинсона близок к ранним произведениям Э. Дикинсон, а В. Линдзи – к стилю ее поздних произведений.

5. Авторы «поэтического Ренессанса» США характеризуются различными особенностями метафоризации. В картине мира Р. Фроста и В. Линдзи ведущими являются категории формы и структуры, в рамках которых имеет место оппозиция концептов Ментальные феномены, Пространство и Жидкость vs. Живые существа и Объект. У Э. Робинсона и Э. Лоуэлл основной оппозицией является Время (концепт-акцептор) vs. Живые существа (концепт-донор).

6. У Э. Робинсона имеет место дисбаланс в использовании моделей метафоризации – для каждого концепта-акцептора имеется одна широко используемая модель. Для Р. Фроста и В. Линдзи характерно создание небольшого числа моделей метафоризации средней частотности. В стиле Э. Лоуэлл отмечаются обе тенденции. Концепты-акцепторы регулярно используются поэтессой в крайне ограниченном числе частотных моделей, концепты-доноры – в большом числе моделей средней частотности.

Материалом исследования являются лирические произведения авторов общим объемом 2400 стихов (стихотворных строк), которым было приписано более 70 разноуровневых, разноаспектных признаков.

Для исследования такого сложного и многоаспектного явления, как стихотворный текст, нами были отобраны группы параметров, включающие морфологические, синтаксические, фонетические и метроритмические характеристики, а также ряд признаков, отражающих тематические группы и грамматические разряды слов. Кроме того, большое значение уделено особенностям авторской метафоризации.

Данная работа опирается на методологические принципы, предложенные в стилистике, стилеметрии и стиховедении (лингвистика стиха) отечественными и зарубежными учеными: В.В. Виноградовым, М.Л. Гаспаровым, А.Н. Колмогоровым, Г.Я. Мартыненко, М.А. Марусенко, Р.Г. Пиотровским, Б.В. Томашевским, Р. Якобсоном, а также Г. Альтманом, Дж. Рудманом, Д.И. Холмсом и др.

В работе используются теоретические положения, выдвинутые в следующих областях: образная система и когнитивные механизмы языка (Н.Н. Болдырев, Е.С. Кубрякова, Н.В. Павлович), многомерный анализ данных (Л.Н. Беляева, Г.Я. Мартыненко, М.А. Марусенко, В.В. Поддубный, Г.Г. Сильницкий, G. Mikros, P. Juola, D.I. Hoover), классификация (С.В. Мейен, Ю.А. Шрейдер), тематический анализ речи (J.W. Pennebaker, L.D. Stone), стиховедение (М.Л. Гаспаров, В.С. Баевский, Т.В. Скулачева, М.Г. Тарлинская, С.А. Матяш).

Методы исследования включают морфологический, семантический, ритмический, синтаксический анализ, а также анализ авторской метафоры. Важное место в работе занимает многомерный дискриминантный анализ, позволяющий выявить классификационно значимые маркеры стиля и решить ряд задач по сопоставлению стилей.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем рассматриваются и решаются вопросы, имеющие большое значение для стилемерии, стилистики и лингвистики стиха: выявление лингвистических маркеров (признаков и их комбинаций) стиля, сопоставление стилей в пространстве большого количества взаимодействующих признаков, выделяемых на различных лингвистических уровнях и относящихся к различным аспектам, изучение полевой структуры текстовых классов (а) одного и того же и (б) разных авторов. Теоретически значимым является построение моделей, описывающих метафоризацию в произведениях американских поэтов начала XX века, и определение концептуальной парадигмы элементов у этих метафорических моделей.

Определение сходства и различия между целыми группами авторов (представители «поэтического Ренессанса» XX века – классики американского романтизма XIX века) решает вопросы, связанные с изучением развития литературных школ и традиций.

Практическая значимость состоит в том, что полученный материал может быть использован в учебных курсах по стилистке, лексикологии, теоретической грамматике английского языка, зарубежной литературе, а также в курсах по выбору по компьютерной лингвистике, стилеметрии и стиховедению. Полученные базы данных могут послужить основой для составления пособий по стилеметрии и стиховедению.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в докладах на следующих конференциях: Всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы компьютерной лингводидактики и оптимизации преподавания иностранных языков» (Тольятти, 2005); Восьмые Поливановские чтения (Смоленск, 2007); «Системы компьютерной математики и их приложения» (Смоленск, 2007, 2009); Седьмая международная конференция «Грамматические категории и единицы: синтагматический аспект» (Владимир, 2007); Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (Смоленск, 2010), а также в выступлениях на филологическом семинаре СмолГУ и лингвистическом семинаре кафедры иностранных языков СмолГУ. По теме диссертации имеется 13 публикаций, из которых 2 – в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации составляет 170 страниц, библиография включает 196 источников.

Похожие диссертации на Соотношение стилей американских поэтов начала XX века в пространстве лингвистических признаков : на материале лирики Р. Фроста, Э. Робинсона, Э. Лоуэлл и В. Линдзи