Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Субъектно-речевая структура художественной биографии (на материале современной немецкоязычной биографической прозы) Бобкова Юлия Зигмундовна

Субъектно-речевая структура художественной биографии (на материале современной немецкоязычной биографической прозы)
<
Субъектно-речевая структура художественной биографии (на материале современной немецкоязычной биографической прозы) Субъектно-речевая структура художественной биографии (на материале современной немецкоязычной биографической прозы) Субъектно-речевая структура художественной биографии (на материале современной немецкоязычной биографической прозы) Субъектно-речевая структура художественной биографии (на материале современной немецкоязычной биографической прозы) Субъектно-речевая структура художественной биографии (на материале современной немецкоязычной биографической прозы)
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бобкова Юлия Зигмундовна. Субъектно-речевая структура художественной биографии (на материале современной немецкоязычной биографической прозы) : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Бобкова Юлия Зигмундовна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2009.- 188 с.: ил.

Введение к работе

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению субъектно-речевой структуры текста художественной биографии, выявлению ее функций в системе текста, а также выявлению лингвостилистических средств ее репрезентации в текстовой структуре.

Актуальность предпринятого исследования обусловлена его обращенностью к характеру функционирования в художественно-биографическом тексте таких взаимодействующих субъектов сознания и речи как автор – персонаж – читатель, что свидетельствует о непосредственной связи работы с основными тенденциями развития современной антропоцентрически ориентированной лингвистики.

Подтверждением актуальности диссертации служит ее междисциплинарный характер, поскольку изучение проблемы велось с позиций многоаспектного подхода с учетом интересов лингвостилистики, лингвистики текста, прагмалингвистики и литературоведения, а также на основе привлечения релевантных данных из сферы истории и культурологии.

Объектом научного анализа в диссертации является категория субъекта как феномена литературного текста, характеризующегося многоаспектностью и разнообразием форм речевой манифестации.

Предметом диссертационного исследования служит совокупность лингвопоэтических средств актуализации субъектно-речевой структуры, лежащей в основе текстов современных немецкоязычных художественных биографий.

Целью работы являются систематизация и научное описание закономерностей структурирования текстов художественной биографии с учетом фактора речевого субъекта, а также лингвистический анализ средств экспликации различных видов субъекта, представленных в художественно-биографическом произведении.

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда следующих задач:

  1. изучить современное состояние проблемы речевого субъекта в филологии;

  2. осветить генезис биографического жанра и выявить его специфику;

  3. установить возможные типы биографических текстов;

  4. рассмотреть виды речевых субъектов и особенности их функционирования в художественной биографии;

  5. осуществить анализ лингвостилистических средств, репрезентирующих обращенность речевого субъекта художественной биографии к миру прошлого (ретроспективный аспект);

  6. выявить языковые маркеры диалогического взаимодействия речевого субъекта художественной биографии с миром настоящего (синхронический аспект);

7. систематизировать и описать способы экспликации разноуровневого и разновекторного взаимодействия всех типов субъекта, представленных в речевой структуре текстов художественной биографии.

Комплексный подход к изучению предмета и объекта научного анализа обусловил выбор следующих методов исследования: метода макроконтекстуального анализа, метода лингвостилистической интерпретации текста, включающей приемы наблюдения, сопоставления и обобщения.

Теоретической базой исследования послужили литературоведческие труды, посвященные жанру биографии (А.Л. Валевский, И.Я. Лосиевский, А.А. Сивогривова, С.Л. Тихвинский, Т.А. Павлова, А.И. Потинова, Г.Е. Померанцева, Д.А. Жуков, И.Л. Андроников, Г.О. Винокур, A. Dihle, W. Ebach, O. Hhner, Ch. Klein, H. Koopmann и др.), исследования проблемы антропоцентричности языка (Э. Бенвенист, Г.В. Колшанский, Н.С. Арутюнова, Н.К. Данилова, О.П. Воробьева и др.), теории речевого субъекта (Б.А. Успенский, В.В. Виноградов, Е.А. Гончарова, Т.И. Краснова, K.F. Stanzel и др.), а также кандидатские диссертации Л.М. Лаша (1988), Л.М. Бондаревой (1994), М.Ю. Горохова (2006), И.В. Породина (2007), специализирующиеся на изучении субъектно-речевой структуры разных типов литературного текста.

Материал исследования составили тексты художественных биографий таких известных немецкоязычных писателей XX века как П. Гертлинг, Э. Людвиг, Л. Гариг, С. Цвейг, Г.В. Менцель, З. Кракауэр, Х.М. Энценсбергер, И.В. Гильдесгеймер (общий объем составляет около 3500 страниц).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Художественная биография имеет разветвленную субъектно-речевую структуру, соединяющую в себе различные типы речевых субъектов: субъекта-реконструктора, субъекта-прототипа и субъекта-реконструкта. Функцию субъекта-реконструктора выполняет автор-биограф, воссоздающий жизненный путь известного исторического лица и осуществляющий регулятивную деятельность по формированию структурных и содержательных текстовых параметров. Субъектом-прототипом является историческая личность, служащая объектом познания для субъекта-реконструктора. В роли субъекта-реконструкта выступает реконструируемое «Я» реальной исторической личности, представляющее собой продукт взаимодействия субъекта-реконструктора и субъекта-прототипа.

  2. В зависимости от характера представленности в тексте художественной биографии субъекта-реконструктора различают субъектно маркированные биографии, для которых характерно эксплицитное присутствие субъекта-реконструктора в тексте, основанное на различных формах его языковой самопрезентации, и субъектно немаркированные биографии, где нулевая форма автономинации

субъекта-реконструктора демонстрирует его «эпическую дистанцированность» от изображаемой действительности.

  1. Взаимоотношения субъекта-реконструктора с реконструируемым им прошлым (ретроспективный аспект) осуществляются в двух видах: в форме субъектно-объектного взаимодействия, в рамках которого субъект-реконструктор воспроизводит исторические (локально-, темпорально-, антропоцентрически ориентированные) приметы изображаемой эпохи, и как субъектно-субъектное взаимодействие, предполагающее разные формы диалога субъекта-реконструктора с субъектом-реконструктом и субъектом-прототипом.

  2. Субъектно-субъектные отношения, складывающиеся в художественной биографии в целом и свидетельствующие о диалектическом взаимодействии всех элементов субъектно-речевой структуры, характеризуются разновекторной направленностью и проявляются на трех уровнях: интенциональном (субъект-реконструктор субъект-прототип), текстопорождающем (субъект-реконструктор субъект-реконструкт) и текстоформирующем (субъект-реконструкт субъект-прототип – при константной имплицитной включенности субъекта-реконструктора).

  3. Взаимодействие субъекта-реконструктора с актуальным настоящим (синхронический аспект) осуществляется в форме диалога с «идеальным» и «фиктивным» читателем. При ориентации на «идеального» читателя прагматическую функцию в тексте выполняют разнообразные средства авторизации. В функции актуализаторов диалога с «фиктивным» читателем выступают маркеры прямой и косвенной апелляции автора к читателю, нередко реализующиеся в ходе перлокутивных речевых актов.

Научная новизна работы определяется осуществлением комплексного анализа способов разноуровневого взаимодействия всех типов субъекта, представленных в речевой структуре современной немецкоязычной художественной биографии, что позволило установить комплементарный характер подобного взаимодействия и его реализацию в системе субъектноцентрированных координат разновекторной направленности.

Теоретическая значимость диссертации заключается в разработке одного из аспектов проблемы речевого субъекта литературно-художественного текста путем установления характера взаимодействия элементов субъектно-речевой структуры в контексте жанра художественной биографии, а также в систематизации средств различных видов экспликации субъекта сознания и речи в современном немецкоязычном биографическом дискурсе, логика и методика осуществления которой могут быть использованы при изучении проблемы речемыслительного субъекта в иных видах дискурсов.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования предложенной методики анализа и полученных в его ходе

научных результатов, а также исследованного языкового материала при разработке проблемы речевого субъекта в текстах художественной биографии в других языках. Результаты данного исследования могут быть применены в вузовских курсах по лингвистике текста и стилистике современного немецкого языка, в ходе практических занятий по лингвостилистике и интерпретации текста, в рамках написания курсовых и дипломных работ.

Апробация диссертации осуществлялась на аспирантских семинарах кафедры теории языка и межкультурной коммуникации Российского государственного университета им. И. Канта (Калининград, 2005, 2006), на он-лайн-конференции «Язык, межкультурная коммуникация и когнитивно-деятельностный подход к обучению иноязычному общению» (Астрахань, 2007), международной конференции «Пелевинские чтения – IV» (Калининград, 2007), международной конференции Калининградского государственного технического университета «Актуальные проблемы лингвистики, педагогики, методики преподавания иностранных языков» (Калининград, 2008). По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ общим объемом 2,35 п.л., три из них – в изданиях, внесенных в реестр ВАК.

Объем и структура диссертации. Работа содержит 188 страниц текста, набранного в редакторе WORD, и включает в себя введение, 3 главы, сопровождающиеся выводами, и заключение. К тексту работы прилагаются библиографический список, насчитывающий 211 наименований, список словарей, список сокращений и перечень источников использованной литературы.

Похожие диссертации на Субъектно-речевая структура художественной биографии (на материале современной немецкоязычной биографической прозы)